УДК 159.962
Либерман Я.Л.
доктор технических наук honoris causa, доцент кафедры технологии машиностроения, станки и инструменты Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; профессор Российской академии естествознания; действительный член Европейской
академии наук; г. Екатеринбург, Россия
СТРЕСС КАК ПСИХОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОТКЛИК ЧЕЛОВЕКА НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Аннотация
В статье предлагается рассматривать стресс с позиции физической теории колебаний. Показывается влияние силы информационного воздействия на человека и ее составляющих как стрессогенных факторов, оценивается роль синфазных информационных воздействий в возникновении стресса и определяются условия психического резонанса. Предлагается способ вычисления энергетического капитала человека до наступления и в состоянии стресса с помощью теории вероятностей и теории информации.
Ключевые слова:
Стресс, стрессогенный фактор, сила информационного воздействия, психический резонанс,
энергетический капитал человека.
Liberman Ya.L.
doctor of technical sciences honoris causa, associate professor of the department of mechanical engineering technology and machine tools Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin;
professor of the Russian Academy of Natural Sciences; member of the European Academy of Sciences;
Yekaterinburg, Russia
STRESS AS A HUMAN PSYCHOENERGY RESPONSE FROM INFORMATION IMPACT
Abstract
The article proposes a stress should be considered in terms of physical oscillation theory. Shows the impact of the power of information exposure to a person and its components as stressors, the role of in-phase information influences assesses in the occurrence of stress and identifies conditions of mental resonance. The author proposes a way of calculating a person's energy fund before and during states of stress using probability theory and information theory.
Key words:
Stress, stress factor (stressor), informational influence power, mental resonance, a person's energy fund
Стресс - одно из чрезвычайно распространенных психофизиологических состояний, в которых сегодня может находиться человек. Причина его и симптомы различны и уже выявлены практически во всем их многообразии. Определены фазы и виды стресса, в частности, установлено, что он может быть как отрицательным (дистресс), вызывающим дезадаптацию, истощающую нервную систему и разрушающую организм, так и положительным (эустресс), повышающим активность человека, концентрирующим и
мобилизующим его на выполнение сложных задач.
Вместе с тем вряд ли правомерно утверждать, что процесс возникновения стресса и его протекания в настоящее время изучен исчерпывающе. Нет полной ясности в вопросах об адаптации человека в стрессовой ситуации, недостаточно конкретизированы факторы, обусловливающие деление стресса на эустресс и дистресс, оценки характера и степени влияния личностных качеств человека на его стрессоустойчивость и т.п. Почему, например, некоторые исследователи [1] считают, что «лица со слабой нервной системой более устойчивы к стрессу в условиях монотонной, однообразной деятельности, чем лица с сильной нервной системой», и насколько это верно? Прав ли В.А. Вальдман [2], рассматривая стресс лишь как «процесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал угрозы, состояние дискомфорта, осознание конфликта и т.д.)»? Почему он говорит только о негативной информации, ведь сильная радость тоже может вызвать стресс? (Вспомним, хотя бы слезы женщин, встретивших мужей, возвращающихся с фронта).
Для ответов на эти и другие подобные вопросы, по-видимому, имеет смысл изучение стресса продолжать, причем с использованием не только классических, но и не вполне традиционных для психологии методов, таких как физика колебаний, теория информации и т.п., что и предлагается в статье.
Рассмотрим стресс в соответствии с этим с позиции теории колебаний и при этом как психоэнергетическую реакцию человека на информационное воздействие.
Прежде всего, уточним понятие интересующего нас явления. Обычно под стрессом понимают процесс, сопровождающийся активацией всех систем организма, необходимой для преодоления препятствия и возвращения организма к нормальным условиям существования [3]. Это определение отражает суть явления, однако не вполне раскрывает его механизм. Обратившись к работам В.В. Джоса и других исследователей [4, 5], этот механизм можно представить так: стресс - это процесс, приводящий человека в состояние эмоционального напряжения, сопровождающегося резким изменением его энергетического капитала. Но отчего последний изменяется (увеличивается или уменьшается)? Здесь, очевидно, играет роль то, что эмоциональное напряжение - процесс психический, реакция психики человека на информационное воздействие препятствия. Таким образом, стресс - это цепочка: информационное воздействие - эмоциональное напряжение, представляющее собой психическую реакцию на воздействие, - изменение энергетического капитала человека, обусловленное энергией, затрачиваемой на психическую реакцию, - возвращение энергетического капитала в состояние, близкое к первоначальному. Если теперь исходить из обоих приведенных выше определений, да еще в совокупности со сделанным дополнением-разъяснением, то можно проследить, что происходит в выстроенной цепочке и от чего зависит все происходящее в ней на пути от информационного воздействия до стресса.
Проанализируем первое звено цепочки и его влияние на возникновение стресса. Известно, что чем сильнее информационное воздействие, оказываемое на человека, тем выше вероятность стресса [3, 6]. Как показано в работе [7.], сила информационного воздействия может быть вычислена по формуле
* = (1)
' log2 Р(У0т i2
где - средняя величина показателя психосемантической значимости воздействия, определенная для одной из i групп значимости по И.В. Смирнову [8]; k и n - параметры модальности носителя воздействия, определяемые соответствующей ему интерпретацией закона Стивенса [9]; P(VI)T и Р(У)р -табличная (теоретическая) и реальная вероятность воздействия, принадлежащего i-ой группе; г - порог различения психической реакции человека, вызванной воздействием; s - коэффициент усиления, принимаемый исходя из требований к точности расчета; t - продолжительность воздействия.
Исследуем эту формулу. Совершенно ясно, что чем больше ^ и меньше PW)p, то тем больше Х. Поэтому эти параметры информационного воздействия безусловно являются стрессорами. Но из
формулы видно также, что при прочих равных условиях сила Х находится в обратной зависимости от квадрата времени ее действия t. При t ^ 0 величина Х ^ При чрезвычайно малом t (близком к 0) все остальные члены формулы (1) влияют на Х настолько незначительно, что оно становится очень большим, какими бы они ни были. Таким образом, весьма кратковременное (импульсное) информационное
воздействие на человека - еще более сильный стрессогенный фактор, чем ^ и ^ООр-
В работе [10] и других [11, 12] отмечалось, что информационное воздействие силой Х влечет за собой колебательную психическую реакцию человека с вполне конкретной амплитудой. При X = const ее приближенно можно вычислять как
X • Q2 г« = —
где А - агрессивность человека, определяемая в баллах, в частности, с помощью теста Г. Айзенка [11], а Q - временной параметр, который может быть принят равным
Q = м
log2^
н
где Н - пропускная способность системы восприятия информации, численно равная объему кратковременной памяти человека [13]. Второе звено выстроенной выше цепочки - эмоциональное напряжение, обусловленное психической реакцией на Х, в значительной степени зависит от У0, то есть, от величины
_ ХЛод2А . .
" (2)
Но выражение (2) наглядно демонстрирует, что с увеличением А и Н амплитуда У° уменьшается, а значит при одном и том же Х эмоциональное напряжение оказывается меньше. Это означает, что с ростом А и Н стрессоустойчивость человека также растет. При малых же А и Н эти величины, подобно t, становятся факторами, способствующими возникновению стресса. На первый взгляд это может показаться странным, но нужно принять во внимание, что агрессивность человека - это повышенная склонность к противодействию, отторжению воздействия, своего рода «пружина», обладающая сжимаемостью и жесткостью, а кратковременная память - своеобразный буфер-демпфер в системе восприятия информации и чем он больше, тем больше его демпфирующая способность.
Ранее [7] нами показывалось, что повторение воздействия Х с интервалами, превышающими период затухания колебаний реакции на воздействие, экспоненциально снижает силу воздействия. Но что будет происходить, если воздействие производится частыми кратковременными импульсами, интервалы между которыми значительно меньше периода затухания? Чтобы выяснить это, рассмотрим два следующих друг за другом импульса Х с амплитудами, соответственно, У°д и У°,2 и начальными фазами колебания ф2, первый из которых вызывает реакцию уровня
= У°,1 • ■ £ + (р^, (3)
а второй - реакцию уровня
(Здесь
У2 = Уо,2 • cos(w0 • t + Ф2). (4)
(5)
- частота собственных колебаний психической реакции человека, обладающего известными ригидностью Я и фрустрированностью Г, а так же определенными А и О (Го - значение уровня фрустрированности, считающееся нормальным или пороговым) [12],
2пЬ1 2пЬ2
где Т - период колебаний, tl и t2 - временные сдвиги начала того и другого колебаний от некоторого
начала отсчета и, следовательно, (ti - t2) - интервал между импульсами).
Согласно теории колебаний [14], уровни колебаний (3) и (4) складываются, что приводит к
Y = Yi + Y2 = Yox2 • cos(w0 -t + <p),
где Y01.2 - амплитуда суммарного колебания, такая, что
Yqx.2 = Jyc,12 + Ус,22 + 2 • Y0,1 • Yq,2 • cos (<P2 — <Pi), (6)
а у - его начальная фаза, такая, что
У0,1 • sincpi + Y0,2 • Sin<P2 tarn =-.
Уо,1 • COS(Pi + YQ,2 • C0S(P2
В зависимости от разности фаз ф1 и ф2 величина Y01.2 может быть различной. Если суммируемые колебания находятся в противофазе, то ф2 — ф-i = ±(2т + 1)п, при m = 0, 1, 2... и
Уо,1.2 = Kl — Уо,2\.
Это означает, что колебания, выдаваемые первым импульсом, по существу гасятся колебаниями, вызываемыми вторым импульсом. Но в противоположной ситуации, когда суммируемые колебания синфазны, все происходит наоборот: Y02 дополняет У01,
ф2 — = ±2 • ш • п, при т = 0,1,2 ...
и получается
Уо,1..2 = Уо,1 + Уо,2.
Поскольку в таком случае cos(^2 — ф1) в формуле (6) становится равным 1, т.е. принимает наибольшее значение, то и Y0122 оказывается максимальным. И если в предыдущем случае эмоциональное напряжение, создаваемое реакцией на один, а затем и на второй импульс Х уменьшается, а значит, снижается и стрессогенность воздействия, то в случае синфазных колебаний эмоциональное напряжение растет и, следовательно, стрессогенность тоже.
Мы рассмотрели действие только двух импульсов Х. Очевидно, что третий, четвертый и т.д. импульс, синфазно следующий за ними, стрессогенность будет увеличивать еще. В результате амплитуда суммарного колебания может стать настолько большой, что стресс будет неминуем. Впрочем, ограничивая количество импульсов и корректируя параметры, обусловливающие величину w0 в формуле (5), его вероятность всё же можно снижать. Это позволяет избегать и такого явления как психический резонанс - также возможной причины стресса.
В связи с упоминанием психического резонанса как возможной причины стресса остановимся на нем несколько подробнее.
Психической резонанс как стрессогенный фактор возникает под действием вынужденных колебаний силы Хс некоторой частотой ш и амплитудой колебаний Х0. Величина Y0 - амплитуда реакции отклика на Х0 в установившемся режиме [14], есть
Y0=(7)
R l(M2-M2)2+4ß2M2
где, согласно [12],
ß = F-^. (8) И Q-Fo-R
Исследование подкоренного выражения в формуле (7) на экстремум показывает, что оно минимально, а значит, Y0 максимально, при
ш = J (4 — 2ß2. (9)
Такое значение ш называют резонансным. Подставив его в (7) и выразив ш0 и ß в нем в соответствии с (5) и (8), получим резонансную амплитуду психической реакции
*0
Y =
1 ор
f-VR-A 2' Q2-F0
r(1 — 2i0)
\АЕ] [С • Уо2!
Ев
Именно она и есть главный стрессор при психическом резонансе.
Обратимся далее к третьему звену цепочки, описанной в начале статьи, - к изменению энергетического капитала человека, обусловленному энергозатратами на психическую реакцию с амплитудой У0. Поскольку вопрос об определении количества психической энергии, затрачиваемой человеком на восприятие информации, нами специально рассматривался в работах [15, 16], здесь остановимся на нем лишь в минимально необходимом объеме.
Пусть первоначальный (дострессовый) энергетический капитал человека, выраженный во фрейдах [15], есть Ен. Представим его изменение согласно [15], как АЕ = G • Y0;, где G - динамический коэффициент с размерностью балл/сек2. Тогда в результате психической реакции, в частности стресса, человек будет обладать энергетическим капиталом, исчисляемым в фрейдах,
Е = Ев±АЕ = EB±G • Y02.
Стресс возникает в тех случаях, когда G • Y) превышает некоторое предельно допустимое (пороговое) значение. Это значение логично установить по-разному. Например, по абсолютной величине. Но при этом может оказаться, что для человека с малым Ен получившееся АЕ - изменение весьма ощутимое, а для человека с большим Ев - практически незаметное. Если же в качестве пороговой принять не абсолютную, а относительную величину
[Р] =
L^BJ
то она будет более универсальна, чем просто G • У02.
Величина Ев для каждого конкретного человека может быть определена известными методами психологического исследования, в частности с помощью тестов, подобных приведенному в [5]. Однако непосредственно по ним определить Ев затруднительно. Для упрощения его отыскания удобно применить искусственный прием, состоящий в следующем.
Вначале найдем закон распределения вероятностей Ев. Это можно осуществить на основании исследований основоположника современной теории информации К. Шеннона, показавшего, что распределение всякого большого множества подчиняется логарифмически-равномерному закону
1
P(lnZ) = -—---—--= const,
ШАтах — lnZm(n
где Z - переменная, Zmax и Zm(n - соответственно, наибольшая и наименьшая величины Z, P(\nZ) - плотность вероятности величины lnZ. При использовании тестов Z = Ет, Zmax = Етmax, Zmin = 0, где ЕТ - тестовый показатель, характеризующий Ев. С учетом этого
1
Р(Ст) = -.
пт тах
Если тестирование дает ЕТ в некоторых пределах ЕТ1и ЕТ2 то вычислив далее Р(ЕТ) в этих пределах, по известной формуле Шеннона можно рассчитать среднее количество информации для тестируемого (его информационный капитал) как
ЕТ2
Н = ^P(ET)lgP(ET).
ЕТ1
Применим затем упоминавшуюся в работе [17] формулу П. Новицкого, связывающую количество энергии в джоулях с количеством информации в дитах:
ид*« 10(2в-18,6).
1
Подставив в нее найденное Н, будем иметь Ев = -• wm, где k - предложенный в [15] коэффициент перевода джоулей в фрейды. При необходимости Ев можно оставить в джоулях, а перевести из фрейдов в джоули G • Yo).
Следует отметить, что в случае затруднения расчетного отыскания величины G • Y0;, описанный
искусственный прием можно распространить и на определение Ен ± АЕн . Для этого нужно произвести тестирование человека не только в дострессовом состоянии, но и в стрессовом, т.е. определить ЕТ1 и ЕТ2 предварительно и после наступления стресса. Затем вычислить Н для того и другого состояний, оба полученных числа преобразовать в после чего найти их разность, которая будет представлять собой АЕ.
Используя [Р] как пороговое значение, величину Р можно применять и вообще как характеристику уровня стресса. Это дает возможность в каждом конкретном случае выбирать факторы, наиболее влияющие на возникновение стресса, и использовать их для возвращения энергетического капитала из состояния, когда Е = Ец ±АЕ, в состояние, когда Е = Ец. Частично о факторах, позволяющих это, мы упоминали выше. К этому остается добавить, что в их число могут быть включены практически все личностные качества человека. Путем различных психотренингов, корректирующих Я, Г, А и т.д., можно добиться желаемого результата довольно эффективно. Правда, особенно это результативно путем коррекции Г - фрустирированности человека. В работе [16] было установлено, что величина АЕ, обусловленная информационным воздействием, при F > Е0 имеет знак «- ». Но такая добавка к Ец делает его равным Е^-АЕ и обычно создает дистресс. Но если - АЕ скомпенсировать величиной +АЕ, которой соответствует F < Е0, то появляется шанс перевода дистресса в эустресс. Чтобы уменьшить Г, человеку нужно получить положительные эмоции, снижающие напряжение. Именно на этом базируется часто применяемая психологами постановка перед переживающим стресс таких задач, решение которых гарантированно принесет ему удовлетворение.
Факторы, характеризующие информационное воздействие, тоже могут «работать» как снижающие вероятность стресса. Импульсные воздействия, например, нельзя оказывать синфазно, а если информационное воздействие - гармоническое колебание, то его частота во избежание психического резонанса должна существенно отличаться от описанной формулой (9). Если информационные воздействия будут организованы с учетом их стрессогенности, то эффект от этого будет весьма ощутимым. Однако практически реализовать воздействия нужным образом не так-то просто. Индивидуальная психотерапия здесь вряд ли поможет. Это, скорее, задача совершенствования психологического климата в сообществе, к которому принадлежит человек, социально-политической обстановки вокруг него, и т.п. Список использованной литературы:
1. Мерзин В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности// Психология формирования и развития личности/ Отв. ред. Л.И. Анциферова. - М.: Наука, 1981. - С. 87-106.
2. Бодров В.Л. Информационный стресс. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 352 с.
3. Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика. - Екатеринбург: УрГПУ, 2018. - 112 с.
4. Джос В.В. Анализ энергетики кризисных состояний. Части 1-111. Психологическая газета: Ы±рз//рзу.зиДееС/2231,2236,2241/
5. Бойко В. В. Энергия эмоций. - СПБ.: Питер, 2004. - 474 с.
6. Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса. - Казань: КНИТУ, 2012. - 212 с.
7. Либерман Я.Л. Разработка методики расчета силы информационного воздействия на человека при исследовании уровня его ответной психической реакции:// Международный научно-практический журнал «Мир педагогики и психологии». 2023, №4(81) - С. 125-131.
8. Смирнов И.В., Безносюк У.В., Журавлев А.Н. Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне - М.: Изд. гр. «Процесс» - «Культура», 1995. - 415 с.
9. Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С. Общая психология: сенсорно - перцептивные процессы. -Екатеринбург: Изд. Урал. Ун-та. 2016. - 76 с.
10.Либерман Я.Л. Динамическое моделирование зависимости уровня психической реакции человека от силы информационного воздействия// ПаСхИ: Науч. психол. журнал. 2004, №1. - С. 69-74.
11.Либерман Я.Л. Математическая модель уровня психической реакции человека как колебательного
звена системы управления и ее практические положения// Международный журнал «Символ науки». 2022, №5. - С. 78-86.
12.Либерман Я.Л. Психическая реакция человека на информационное воздействие как колебательный процесс в системе управления // Известия ТулГУ. Технические науки 2022, №6. - С. 60-68.
13.Котик М.А. Информация, ее восприятие, преобразование и хранение человеком - оператором // Курс инженерной психологии. -Таллин: Валгус, 1978. - С.79-93.
14.Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Курс физики: колебания и волны. - Изд. центр «Академия», 2003. - 256 с.
15.Либерман Я.Л. О единице измерения и методах оценки количества психической энергии, затрачиваемой на восприятие информации человеком // Международный научно-практический журнал «Мир педагогики и психологии», 2023 №1(78). - С. 176-184.
16.Либерман Я.Л. К определению количества психической энергии, затрачиваемой на восприятие информации человеком// Известия ТулГУ. Технические науки. 2023, №4. С. 15-22.
17.Новицкий П.В. Основы информационной теории измерительных устройств. - Л.: Энергия, 1968. - 248 с.
© Либерман Я.Л., 2023