Научная статья на тему 'Влияние стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте, на психофизиологическую устойчивость к стрессу во взрослом возрасте'

Влияние стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте, на психофизиологическую устойчивость к стрессу во взрослом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
976
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN'S STRESS / EUSTRESS / DISTRESS / PSYCHOPHYSIOLOGICAL REACTION / STRESS ADAPTATIONS / STRESS-DEPENDENT DISEASES / COPING STRATEGIES / STRESS RESISTANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дегтяревская Т.Ю., Данилина В.А.

В статье рассмотрены механизмы возникновения стресса и последствия его воздействия на организм человека. Проведен анализ современных исследований физиологического влияния стресса на организм ребенка. Главная цель статьи выявление взаимосвязи сильных либо продолжительных стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте с психофизиологической устойчивостью к стрессу и методов преодоления стресса во взрослом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дегтяревская Т.Ю., Данилина В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF STRESSES TRANSFERRED TO THE CHILDREN'S AGE, PHYSIOLOGICAL RESISTANCE TO STRESS IN ADULTHOOD

The article describes the mechanisms of stress and the consequences of its impact on the human body. The analysis of modern studies of the physiological effect of stress on the child's body. The main purpose of the article is to identify the relationship of strong or prolonged stress effects in childhood with psychophysiological resistance to stress and methods of overcoming stress in adulthood.

Текст научной работы на тему «Влияние стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте, на психофизиологическую устойчивость к стрессу во взрослом возрасте»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

THE INFLUENCE OF STRESSES TRANSFERRED TO THE CHILDREN'S AGE, PHYSIOLOGICAL

RESISTANCE TO STRESS IN ADULTHOOD

Degtyarevskaya T.,

candidate of biology, associate Professor of biology and General genetics I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

(Sechenov University) Danilina V. student

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

(Sechenov University) Resource Center «Medical Sechenovskiy Preuniversity»

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, ПЕРЕНЕСЕННЫХ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ, НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ

Дегтяревская Т.Ю.,

кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и общей генетики ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. Сеченова Минздрава России

(Сеченовский Университет) Данилина В.А. студентка

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Ресурсный Центр Медицинский Сеченовский Предуниверсарий

Abstract

The article describes the mechanisms of stress and the consequences of its impact on the human body. The analysis of modern studies of the physiological effect of stress on the child's body. The main purpose of the article is to identify the relationship of strong or prolonged stress effects in childhood with psychophysiological resistance to stress and methods of overcoming stress in adulthood.

Аннотация

В статье рассмотрены механизмы возникновения стресса и последствия его воздействия на организм человека. Проведен анализ современных исследований физиологического влияния стресса на организм ребенка. Главная цель статьи - выявление взаимосвязи сильных либо продолжительных стрессовых воздействий, перенесенных в детском возрасте с психофизиологической устойчивостью к стрессу и методов преодоления стресса во взрослом возрасте.

Keywords: children's stress, eustress, distress, psychophysiological reaction, stress adaptations, stress-dependent diseases, coping strategies, stress resistance.

Ключевые слова: детский стресс, эустресс, дистресс, психофизиологическая реакция, стрессовые адаптации, стресс-зависимые заболевания, копинг-стратегии, стрессоустойчивость.

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. По результатам статистики 75% работающих женщин и 52% мужчин испытывают физические и психологические стрессы. По данным Всемирной организации здравоохранения 45% всех заболеваний связано со стрессом.

Термин «стресс» ввел в биологию канадский физиолог Ганс Селье в 1936 г. Он впервые обозначил это явление как «общий адаптационный синдром», т.е. «общую неспецифическую нейрогормо-нальную реакцию организма на любое предъявленное ему требование». Стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в от-

вет на любое сильное или продолжительное воздействие на него стресс-фактора, или стрессора. Стресс может быть вызван как негативными, так и позитивными факторами-стрессорами. В ответ на стрессоры различного рода в организме всегда запускаются однотипные реакции адаптации. После начала действия стрессора мгновенно активизируется симпато-адреналовая система, которая вызывает мобилизацию различных систем организма и вскоре прекращает свою деятельность. При этом происходит выброс в кровь гормонов - дофамина, стимулирующего психические и двигательные процессы, норадреналина, вызывающего спазм мелких сосудов, увеличение силы сердечных сокращений и адреналина, вызывающего эмоциональное напря-

жение, повышение частоты сердечных сокращений, снижение тонуса сосудов сердца и мышц. Далее включается гипоталамо-гипофизарная система. Она может действовать длительное время: от нескольких часов до нескольких дней. При этом происходит выброс в кровь гормонов минералокорти-коидов и глюкокортикоидов (в первую очередь кор-тизола), повышающих артериальное давление, увеличивающих уровень содержания глюкозы и жирных кислот в крови, необходимых для энергетического обеспечения работоспособности мышц, смягчающих реакцию иммунной системы, подавляющих пищеварительную и репродуктивную системы, а также посылающих сигналы участкам мозга, которые контролируют когнитивную функцию, настроение, мотивацию и страх.

Цель этих изменений - приспособить организм именно к конкретному изменению среды. Гормоны стресса, такие как кортизол и адреналин, помогают адаптироваться только если они работают сбалансированным образом: включаются, когда организм в них нуждается и выключатся, когда проблема решена. Следовательно, короткий или умеренный стресс (так называемый эустресс) - это благоприятный стресс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса. Его итог - обогащение организма новыми эффективными способами реагирования на стрессовые события и здоровое приспособление к ним. Стресс, вызванный продолжительными негативными воздействиями, становящийся хроническим и/или чрезмерно интенсивным (так называемый дистресс) - это неблагоприятный стресс, в результате которого истощаются защитные силы организма. Его итог - срыв адаптационных механизмов по принципу слабого звена и как результат, нарушение согласованности деятельности систем организма.

Большое количество проведенных исследований показывает, что острый эмоциональный стресс, частые повторы стресс-реакций, неудачные стрессовые адаптации могут вызывать заболевания, проявляющиеся как в нарушениях психических функций, так и в психосоматических расстройствах, которые вызваны комплексным повреждающим воздействием стресса на практически все системы организма.

Люди по-разному реагируют на стресс, и "стимулирующий" стресс для кого-то может тоже оказаться "разрушающим". По мнению исследователей, это объясняется унаследованными генами и нашим опытом в раннем детстве. Дети, так же как и взрослые, подвергаются негативному воздействию как внезапного экстремального события-стрессора, так и хронической психотравмирующей ситуации. По статистике стресс испытывают 60% детей. Довольно долго считалось, что пластичность психики ребенка препятствует формированию у него устойчивых когнитивных или эмоциональных нарушений, полученных в результате психологической травмы. Исследования группы ученых из Университета Висконсин-Мэдисон (University of

Wisconsin-Madison) доказали, что некоторые виды стресса, пережитые в детском возрасте, могут изменить развития тех областей головного мозга ребенка, которые несут ответственность за обучение, память и обработку стресса и эмоций. Дети, перенесшие травмирующие стрессовые события, обладают значительно более низким IQ, чем дети, которые не подвергаются воздействию эмоциональных травм. На более поздних этапах жизни эти изменения могут быть связаны с негативным влиянием на поведение, здоровье, занятость и даже на выбор романтических партнеров. Исследователи из Института неврологии при Университете штата Джорджия (Georgia State University Neuroscience Institute) обнаружили, что стресс, который испытывает ребенок в раннем детстве из-за боли, приводит к необратимым изменениям в головном мозге ребенка в тех нейронных сетях, которые несут ответственность за регулирование ответа на стресс. Ученые отмечают, что это навсегда изменяет реакцию ребенка на беспокойство, стресс и боль. Лабораторные исследования Майкла Мини и его коллег из Университета Макгилла в Канаде подтверждают, что стрессы, полученные в раннем возрасте, влияют на нарушения развития мозга, задержку роста, изменение активности генов. После рождения происходит тонкая подстройка генетического аппарата под условия среды. И стрессовые условия также влияют на перестройку. Если в раннем возрасте у ребенка или животных (это показано при исследовании крыс/мышей) возникают стрессовые ситуации, то его гены меняют уровень своей активности. Причем, это изменение сохраняется пожизненно. Дети, пережившие длительные стрессы, в зрелом возрасте при высоком уровне стресса оказываются более подвержены заболеваниям, более чувствительны и менее устойчивы к стрессовым ситуациям, труднее восстанавливаются после травмирующих ситуаций.

Изучение воздействия травмирующего события в детском возрасте занимает особое важное место. Чем меньше возраст человека, пережившего травму, тем больше вероятность появления расстройства, вызванного этой травмой, по причине неразвитых компенсаторных возможностей. Оценка события как психотравмирующего может быть сделана только на основании знания о том, какое воздействие на нее оказало переживание этого события. Ребенок оценивает эти травматические события необъективно, в зависимости не от их тяжести, а от своей эмоциональной реакции на него. Объективная оценка возможна только спустя некоторое время после завершения события. Согласно данным исследователей, наиболее объективная оценка степени психической травматизации в детском возрасте возможна только у взрослой личности (Шитов, 2007)

В нашем исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 20 до 55 лет, среди них 29 мужчин и 36 женщин, различных профессий и социальных групп.

Цель исследования: выявление связи психофизиологической устойчивости к стрессу, используемых копинг-стратегий и методов преодоления стресса во взрослом возрасте со травматическими переживаниями, перенесенными в детском возрасте.

В работе использовались следующие методики: для выявления наличия перенесенных травмирующих событий в детском возрасте - авторский опросник, для оценки степени выраженности психофизиологической реакции - опросник Дж.С. Гринберга, для оценки степени контроля в стрессовых ситуациях - опросник «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» К. Шрай-

В качестве основных травмирующих событий в детском возрасте, приводящих к длительным

В результате сравнения групп респондентов с наличием и отсутствием травмирующих событий в детском возрасте по показателям степени выраженности психофизиологической реакции на стресс и

«Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана, для определения деструктивных и конструктивных способов преодоления стресса - авторское анкетирование.

Все включенные в исследование лица были разделены на две группы: респонденты 1-й группы перенесли психотравмирующие стрессовые события в детском возрасте, респонденты 2-й группы не имели таких событий в детстве. Анализ ответов показал, что 62% опрашиваемых отмечают, что перенесенные стрессовые события в детском возрасте были для них психотравмирующими, причем 27% их них - приходится на возраст 6-11 лет (рис. 1).

кого человека (16%), напряженные отношения с одноклассниками (12%), алкоголизм родителей (11%)

степени контроля в стрессовых условиях были получены следующие результаты. (рис.3)

нера, для диагностики копинг-стратегий - опросник

Отсутствие Травмирующие

травмирующих ситуации в

ситуаций возрасте 0-5 лет

38% 25%

Травмирующие __J

ситуации в Травмирующие

возрасте 12-18 ситуации в

лет возрасте 6-11 лет

10% 27%

Рис. 1. Наличие травмирующих событий (%).

стрессам, респонденты отмечали: перемену места (рис.2) жительства (24%), утрату и тяжелую болезнь близ-

Перемена места жительства I 24|

Тяжелая болезнь близкого человека I 16"

Утрата близкого человека I 16"

Напряженные отношения с одноклассниками i 12

Алкоголизм родителя/ей I 11 1

Травма или болезнь 10

Неполная семья | 6"

Развод родителей | 5

Рис. 2. Детские стрессогенные события (%)

I посещение психолога ■ стрессустойчивость вероятность заболеть от стресса 75% 80%

г /

31%

/

9%

— .А

0 5%

/

.^Яш г

Травмирующие ситуации в детстве были

Травмирующих ситуаций в детстве не было

Рис. 3. Сравнение показателей психофизиологической реакции на стресс и стрессоустойчивости

Анализ ответов показал, что респонденты, пережившие сильные стрессовые ситуации в детстве, более подвержены заболеваниям, связанными с стрессом, чаще обращаются за помощью к психологу. По показателю стрессоустойчивости и в той, и в другой группе показатели соответствовали уровню очень высоких, однако в группе респондентов, имевших стрессогенные события, они оказались ниже, чем у респондентов, не имевших таких событий.

Неотъемлемой частью работы было определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий. Копинговые стратегии — это все то,

напряжение. Согласно теории американских психологов (Folkman, 1964; Folkman, Lazarus, 1980, 1984) первый шаг - научиться распознавать определенные признаки, которые сообщают человеку что его организм испытывает стресс. Второй шаг - это определение методов влияния на негативные события и их последствия, определение и выбор способов преодоления стрессовой ситуации и необходимых для этого ресурсов. Каждый человек вырабатывает индивидуальные способы борьбы со стрессом. Отличными в двух сравниваемых группах оказались и стили преодолевающего поведения (рис.4).

что помогает человеку преодолеть стрессовое

70 53 25 9 5

разрешение социальная избегание проблемы проблемы поддержка ■ Стрессовые ситуации в детстве были Стрессовых ситуаций в детстве не было

Рис. 4. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (%)

На первом месте по частоте использования у респондентов, не имевшие стрессовых ситуаций, находится стратегия «Разрешение проблемы». Они склонны к разрешению проблем за счет осуществления конкретных действий, направленных на изменение ситуации с помощью осмысления проблемы, за счет использования всех имеющихся личностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы. Респонденты, пережившие в детстве сильные стрессовые

ситуации, чаще используют стратегию «Социальная поддержка». Они в большей степени склонны к разрешению проблем за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов (семья, друзья, значимые люди), более ориентированы на ожидание внимания, совета, сочувствия. Также следует отметить, что респонденты, пережившие в детстве сильные стрессовые ситуации, чаще используют стратегию «Избегания проблемы». Использование этой стратегии предполагает отрицание проблемы, избегание контакта с окружающей действительностью,

уклонение от действий по разрешению возникших трудностей, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения.

Способы преодоления стрессовых ситуаций могут быть как конструктивными, приводящими к восстановлению баланса в организме, так и деструктивными, снимающими стресс на короткое

время, но при этом негативно воздействующими на организм в целом. Респонденты, переживших стрессовые ситуации в детстве, значительно реже справляются со стрессом с помощью деструктивных способов и при этом используют большее количество конструктивных способов (рис.5, рис.6)

Просиживание за телевизором Алкоголь, сигареты Агрессия на другого человека Вкусная еда

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

I стрессовых ситуаций в детстве не было стрессовые ситуации в детстве были Рис. 5. Детализация деструктивных способов

Хобби / творчество Анализ своих действий, поиск других вариантов Лекарственные средства Йога / медитация /релаксация/массаж Времяпровождение с друзьями Отвлечение от негативных мыслей, думая о.. Обращение за помощью к психологу Смена деятельности Сплю (отдыхаю) больше обычного Внешние источники силы (природа, музыка,.

Физическая активность /спорт

■ стрессовых ситуаций в детстве не было

0

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 ■ стрессовые ситуации в детстве были

Рис. 5. Детализация конструктивных способов

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что критические события и хронические стрессовые расстройства, перенесенные в детском возрасте, находят свое отражение в особенностях психофизиологической устойчивости к стрессу взрослой личности. Мы не можем обратить вспять последствия положительного или отрицательного опыта у ребенка. Поведение близкого взрослого человека, его непосредственная реакция на стрессор и качество дальнейшего взаимодействия играет важнейшую роль в развитии хороших адаптационных способностей у ребенка. Мы можем как снизить психотравмирующее воздействие стрессора, так и усилить его воздействие на организм ребенка. Мы можем способствовать восстановлению и перенаправлению, можем помочь ребенку развивать устойчивость за счет эпигенетических изменений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Г. Селье. Стресс без болезней. - Спб : ТОО «Лейла», 1994.

2. Добряков И.В. Острые и посттравматические стрессовые расстройства в детском возрасте. -Бишкек : Папирус-Print, 2013.

3. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. - Москва : Институт психологии РАН, 2012

4. Игуменов С.А., Жебентяев В.А. Стресс и стрсс-зависимые заболевания. - Спб : Речь, 2011

5. Гафаров В.В., Громова Е.А., Кабанов Ю.Н, Гагулин И.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога. - Новосибирск : СО РАН, 2008

6. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - Спб : прайм-Еврознак, 2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.