Научная статья на тему 'СТРЕСС КАК ИСТОЧНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

СТРЕСС КАК ИСТОЧНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
664
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ЛИЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьменко А.В.

В данной статье рассматривается роль стресса как источника профессионального выгорания. Анализируются основные понятия. Фиксируется взаимосвязь между профессиональным стрессом и его ролью в развитии синдрома профессионального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузьменко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS AS A SOURCE OF PROFESSIONAL BURNOUT

This article discusses the role of stress as a source of professional burnout. The main concepts are analyzed. Some studies have shown the relationship between occupational stress and its role in the development of professional burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «СТРЕСС КАК ИСТОЧНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

«Гуманитарный научный журнал»

2021, №1

Электронный научный журнал ISSN 2078-9661

УДК 331.44

Кузьменко А. В.

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС

г. Саратов, Россия

Стресс как источник профессионального выгорания

Аннотация: в данной статье рассматривается роль стресса как источника профессионального выгорания. Анализируются основные понятия. Фиксируется взаимосвязь между профессиональным стрессом и его ролью в развитии синдрома профессионального выгорания.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, стресс, профессиональное истощение, профессиональный стресс, деперсонализация, редукция личных достижений.

Образец цитирования: Кузьменко А. В. Стресс как источник профессионального выгорания // Гуманитарный научный журнал. 2021. №1. С. 145-151. DOI: https ://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-021

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Kuzmenko A. V. Stress as a source of professional burnout

Abstract: this article discusses the role of stress as a source of professional burnout. The main concepts are analyzed. Some studies have shown the relationship between occupational stress and its role in the development of professional burnout syndrome. Keywords: professional burnout, stress, professional exhaustion, professional stress, depersonalization, reduction of personal achievements.

For citation: Kuzmenko A. V. Stress as a source of professional burnout // Humanitarian scientific journal. 2021. №1. P 145-151. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24412/2078-9661-2021-1-021

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Актуальность темы заключается в том, что профессиональное выгорание работников в компании проносит негативные последствия для организации и работника, что проявляется в частой заболеваемости, значительной текучести кадров, снижении производительности труда и также эффективности деятельности предприятия.

В последние годы в России все чаще говорят о хронической усталости и профессиональном стрессе, и о синдроме профессионального выгорания работников. В результате растущего желания увеличить производительность и достижение результатов в короткие сроки, стресс стал распространяться в повседневной и деловой жизни. Люди ощущают высокий уровень стресса независимо от заработной платы и должности. Ситуация, когда, на неопределенное время, любимая работа становится не интересной, известна

«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал

2021, №1 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661

большинству. У работника появляется синдром профессионального выгорания, если такой период затягивается, профессия становится обременительной, обязанности выполняются на автомате.

Синдром выгорания является одним из явлений деформации личности и представляет собой многомерную конструкцию. Он представляет собой подборку отрицательных психологических переживаний, которые связывают с длительными и активными межличностными взаимодействиями. Их различают из-за значительной эмоциональной интенсивности или когнитивной сложности. Это отклик на длительные стрессы межличностных коммуникаций.

Многие эксперты отмечают, что бизнес-среда быстро изменяется, становится все более стрессогенной. Исследование ВЦИОМ выявило, что за последние девять лет на 11% возросла доля россиян, которые утверждают, что стрессовые ситуации в их жизни практически никогда не происходят или происходят крайне редко (29% в 2010 г. и 40% в 2019 г.). Кроме того с 52% до 35% сократилось количество тех, которые порой сталкиваются с трудностями и стрессами. При этом почти не изменилась доля россиян, кто переживает стресс часто (15% в 2010 г. и 17% в 2019 г.), а тех, кто пребывает в стрессе регулярно - возросла с 3% до 8%.[1]

Hays международное рекрутинговое агентство провело исследование мотивации работников отечественных компаний, в феврале—марте 2018 года специалисты проанкетировали 3600 респондентов. Согласно их данным, за прошедшие три года испытывали синдром профессионального выгорания либо сталкивались с ним у коллег или знакомых 79% из опрошенных сотрудников. 87% время от времени вынуждены работать сверхурочно, а 48% серьезно задумываются о том, чтобы устроить перерыв в карьере. Им не достаточно времени на себя (18%) и семью (13%), многие пребывают в сомнениях, что делают что-то полезное (16%). Респондентам не нравится, что деятельность прекратила приносить удовлетворение (33%). Hays выделили основные условия стресса — нечеткие границы обязанностей, давление со стороны руководства и недостаток сотрудников, которым можно было бы передавать полномочия. [2]

Существуют различные определения выгорания. В модели К. Маслач и С. Джексон выгорание рассматривается как отклик на профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, которые включают в себя три элемента, такие как: эмоциональное выгорание, деперсонализация и снижение личных достижений. [3]

Эмоциональное выгорание выражается в ощущении эмоционального перенапряжения и в опустошенности, исчерпанности личных эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не способен

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2021, №1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

отдаваться работе, как раньше. Появляется чувство «приглушённости», «притупленности» эмоций, в некоторых тяжелых проявлениях вероятны эмоциональные срывы.

Деперсонализация представляет собою тенденцию развивать отрицательный, бессердечный, циничный подход к реципиентам. Контакты человека становятся обезличенными и формальными. Зарождаются негативные установки, которые в самом начале обладают скрытым характером и выражаться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое в будущем вырывается наружу в виде вспышек раздражения либо конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных достижений выражается как снижение чувства компетентности в собственном труде, недовольство собой, снижение значения собственного вклада в работу, негативное самовосприятие в профессиональном плане. Человек отмечает за собой негативные чувства или проявления, винит себя, из-за этого снижается как профессиональная, так и личная самооценка, возникает ощущение собственной несостоятельности, равнодушие к работе.

Синдром выгорания в этом контексте представлен многими авторами как «профессиональное выгорание», и дает возможность исследовать это явление в аспекте профессиональной деятельности. Синдром такого рода считается типичным для работников социальных или коммуникативных профессий - системы «человек—человек» (это мед. персонал, педагоги, менеджеры всех уровней, консультирующие психологи, психотерапевты, психиатры, представители сервисных профессий).

Иностранные исследования подтверждают, что выгорание следует из профессиональных стрессов. Дж. Поулин и К. Вальтер в исследовании выявили, что рост уровня выгорания связан с повышением уровня профессионального стресса.[3]

В психологии и психофизиологии стрессоустойчивость изучается как комплекс личностных качеств, которые позволяют работнику выдержать внушительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки. Эти нагрузки обуславливаются особенностями профессиональной деятельности без вредных последствий для деятельности, окружающих и собственного самочувствия. [4] Стрессоустойчивость, как взаимодействие компонентов психики, позволяет человеку вынести большие эмоциональные нагрузки, которые возникают в профессиональной деятельности и считается необходимым качеством сотрудника, вступающего в активные межличностные контакты.

Выделяют три ключевых типа стрессов, появляются в трудовой деятельности:

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2021, №1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

1) Рабочий стресс - образуется из-за факторов, связанных с работой, из-за условий труда, места деятельности, времени работы.

2) Профессиональный стресс - возникает из-за обстоятельств, связанных с профессией, родом или типом деятельности.

3) Организационный стресс - появляется из-за отрицательного влияния на сотрудника особенностей той компании, в которой он работает.

Е. Перлман и Б. Хартман [5], опираясь на результаты ряда исследований, рекомендовали модель, которая анализирует выгорание в аспекте профессиональных стрессов. Три измерения выгорания отображают три главные симптоматические группы стресса:

- Физиологическая группа - фокусируется на физических симптомах, таких как физическое истощение;

- Аффективно-когнитивная группа, фокусируется на установках и чувствах, таких как эмоциональное истощение, деперсонализация;

- Поведенческая группа, фокусируется на симптоматических видах поведения, таких как деперсонализация, сниженная профессиональная эффективность.

Данная модель содержит четыре периода развития стресса.

1) Первый этап отображает степень, в которой рабочая обстановка содействует стрессу. Стресс возникает в двух вероятных ситуациях. Первый тип ситуаций - навыки и умения субъекта труда недостаточны, чтобы отвечать воспринимаемым или действительным профессиональным условиям. Второй тип ситуаций - работа никак не отвечает ожиданиям, нуждам либо ценностям субъекта труда. Стресс вероятен, если намечается противоречие между профессиональной компетентностью субъекта труда и ожиданиями и требованиями со стороны рабочих ситуаций. Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова провели исследование и сравнили торговых работников, в качестве одной из причин профессионального выгорания обнаружили устаревшие социальные установки, стереотипы поведения, те респонденты, у которых был большой комплекс негативных чувств по поводу своего нового статуса, не были готовы к конкретной маркетинговой деятельности и коммуникации. На повседневное утомление и нежелание продолжать деятельность работники жаловались уже после 13 лет работы, среди них наблюдалась текучка кадров.[6]

2) Вторая стадия в себя включает восприятие, переживание стресса. Большое количество ситуаций, которые содействуют стрессу, но они не приводят к тому, что люди считают себя под его воздействием. Переход от первого этапа ко второму зависит от индивидуальной оценки стресс-факторов, ресурсов личности, и от ролевых и организационных переменных. Чем бы человек ни занимался, он будет предрасположен к

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2021, №1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

депрессии, если имеется какая-то личностная проблема. Так же влияет микросоциальное окружение, на которое опирается наше мнение семья, друзья. Можно довести себя до стресса, если не "отвлекаться" от работы. Трудоголик может и не осознавать, что находится в стрессе, так как занят обожаемым делом - работой. На состояние стресса будет воздействовать и место, в котором трудится работник, и время года, в зимнее время больше людей страдают депрессией, нежели по весне. [7]

3) Третья стадия включает три класса реакций на стресс физические, аффективно-когнитивные, поведенческие. Макманус исследовал взаимосвязи между стрессом и выгоранием на выборке врачей. Эмоциональное истощение приводит к усилению стресса среди медицинских работников, а стресс приводит к усилению эмоционального истощения. Прочие элементы выгорания также оказывают влияние на опыт стресса, хотя ни один из них не вызван этим. Деперсонализация сокращает уровень стресса в большой степени посредством действия эго-защитного механизма. Самооценка персональных достижений повышает степень стресса как непосредственно, так и опосредованно через увеличение эмоционального истощения. [8]

4) Четвертая стадия представляет собой последствия стресса. Сычева М.А. провела анализ анкет работников, которые уволились из организации. Изучение анкет выявило, что обстоятельства увольнений соответствуют признакам профессионального выгорания и стрессу: эмоциональное напряжение, неудовлетворенность собственной деятельностью и коллег, стресс в работе, снижение важности работы. [9]

Таким образом, на вероятность переживания дистресса влияет привлекательность работы в конкретной компании, вера в продвижении по карьерной лестнице или стабильность и удовлетворенность профессиональной самореализацией и качеством существования, гарантированным этой деятельностью. Организационный стресс носит системный характер, следовательно, касается горизонтальных и вертикальных структур и уровней организации; он обладает своей системой детерминаций, основную роль среди которых играют внутренние - непосредственно организационные и внешние -макроэкологические условия. Оптимальный уровень рабочего напряжения, который побуждает сотрудников к профессиональному и личностному росту, содействует лояльности по отношению к компании. Для компании ключевой целью будет предотвращение и преодоление отрицательных последствий организационных стрессов, для сохранения человеческих ресурсов и устойчивого развития. Профилактика выгорания обязана иметь обширный диапазон мероприятий, смягчать действие организационных стресс-факторов, с другой - стимулировать

«Гуманитарный научный журнал»

2021, №1

Электронный научный журнал ISSN 2078-9661

индивидуальные ресурсы персонала, для того чтобы результативно справиться с негативными последствиями профессиональных и организационных стрессов в обстоятельствах жесткой рыночной конкурентной борьбы. Организация работы по предупреждению и предотвращению профессионального выгорания считается одной из наиболее важных задач современного сообщества, а вопрос эмоциональной саморегуляции - одной из основных проблем, актуальных для личностного и профессионального формирования современного человека. При этом необходимо отметить, что эту работу следует вести не только в направлении создания организационных условий, редуцирующих стресс, но и в пространстве формирования устойчивых индивидуальных жизненных стратегий, тем самым уменьшая зависимость индивида от турбулентности организационных процессов. «Чем больше индивид ориентирован на стимулы, идущие от организации, тем сильнее он зависит от нее. И, соответственно, чем больше детерминанты его деятельности задаются структурами более высокого порядка, тем менее он чувствителен к организационному воздействию» [10]. Таким образом, работа по профилактике профессионального выгорания неизбежно подталкивает нас к комплексному, многомерному взгляду на организационные процессы и роли индивида в них.

Библиографический список

1. Жизнь в стрессе: масштаб проблемы и пути решения// ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9939 (дата обращения 16.05.2020)

2. Романова С. Гришин Н. Эксперты назвали причины профессионального выгорания в российских фирмах//РБК [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b29038d9a79476877844407 (дата обращения 8.05.2020).

3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания / Н.Водопьянова, Е.Старченкова. -Изд.: Питер-2009,440с.

4. Новоселова С.Ю. Научные основы управления образованием в меняющемся мире: развитие, совершенствование, инновации // Сетевой научно-практический журнал "Управление образованием: теория и практика", 2013 № 1 . выпуск 9, 1С.

5. Perlman B., Hartman E. A.Burnout: Summary and Future and Research // Human relations. 1982. Vol. 35 (4).

6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. От выгорания к обновлению: опыт и перспективы изучения синдрома профессионального выгорания в России// Национальный психологический журнал. 2006. С. 126-130.

7. Труфанова Т.А. Причины и факторы, вызывающие производственные стрессы и профессиональное выгорание персонала и их профилактика // САЯПИНСКИЕ ЧТЕНИЯ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 237-247.

8. Орел В. Е.Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Автореф. дисс. ... докт. псих. наук. - Ярославль, 2005.

9. Сычева М.А. Профилактика профессионального выгорания. особенности управления профессиональным стрессом // Перспективы социально-экономического

2021, №1

«Гуманитарный научный журнал»

Электронный научный журнал

ISSN 2078-9661

развития России Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 139-142.

10. Андрющенко О.В. Лояльность в организациях (теоретико-методологический аспект). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата социологических наук / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва, 2011

Об авторе:

Кузьменко Алеся Вячеславовна - магистрант Поволжского института управления им. П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС г.Саратов, Россия.

Научный руководитель: Андрющенко Оксана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент Поволжского института управления им. П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС г.Саратов, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.