Научная статья на тему 'СТРЕСС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ'

СТРЕСС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СТРЕСС / СТУДЕНТЫ ВУЗА МВД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колиснык Ю.С.

Статья посвящена стрессу и его значению для студентов вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации. Анализируется понятие студенческого стресса, влияние организационной среды на уровень стресса студентов, а также свойство стрессоустойчивости студентов вузов МВД в сравнении со студентами филологического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колиснык Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS AND ITS SIGNIFICANCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS FOR STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article is devoted to stress and its significance for university students of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The article analyzes the concept of student stress, the influence of the organizational environment on the stress level of students, as well as the property of stress resistance of university students of the Ministry of Internal Affairs in comparison with students of the Faculty of Philology.

Текст научной работы на тему «СТРЕСС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_187 УДК 155.944

СТРЕСС И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА МВД РОССИИ Stress and its significance in the educational process for a student of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

КОЛИСНЫК Юлия Сергеевна,

преподаватель кафедры специальных дисциплин,

Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России. 690087, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Котельникова, 21. E-mail: Kolisnik86@gmail.com;

Kolisnyk Yulia Sergeevna,

Lecturer of the Department of Special Disciplines

Vladivostok branch of the Far East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 690087, Russia, Primorsky Krai, Vladivostok, Kotelnikova str., 21. E-mail: Kolisnik86@gmail.com

Краткая аннотация. Статья посвящена стрессу и его значению для студентов вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации. Анализируется понятие студенческого стресса, влияние организационной среды на уровень стресса студентов, а также свойство стрессоустойчивости студентов вузов МВД в сравнении со студентами филологического факультета.

Abstract. The article is devoted to stress and its significance for university students of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. The article analyzes the concept of student stress, the influence of the organizational environment on the stress level of students, as well as the property of stress resistance of university students of the Ministry of Internal Affairs in comparison with students of the Faculty of Philology.

Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость, студенческий стресс, студенты вуза МВД. Keywords: stress, stress tolerance, student stress, students of the University of the Ministry of Internal Affairs.

Для цитирования: Колиснык Ю. С. Стресс и его значение в учебном процессе для студентов вуза МВД России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 187-189. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_187.

For citation: Kolisnyk Yu.S. Stress and its significance in the educational process for a student of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 187-189. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_187.

Статья поступила в редакцию: 22.03.2023

Стресс - неблагоприятная физиологическая и психологическая реакция организма. Стресс способствует снижению работоспособности курсанта (слушателя), а также снижению уровня его внимания, что негативно влияет на его обучении. Также стресс отрицательно влияет на такие системы человека, как пищеварительная, сердечно-сосудистая, а также дыхательная.

Психическое здоровье студентов университетов в последние годы стало серьезной проблемой во всем мире, с тревожным уровнем самоубийств и доказательствами симптомов психических заболеваний, развивающихся у студентов колледжей и университетов без анамнеза.

Хотя некоторый стресс может быть полезным с точки зрения мотивации в условиях университета, проблемные уровни тревоги и депрессии часто возникают, когда студенты сталкиваются с комплексными стрессовыми событиями без надлежащей поддержки. Студенты-первокурсники особенно уязвимы к психологическим проблемам из-за того, что переход в университет усугубляет существующие причины стресса.

Прайс и др. (2006) предположили, что стресс, который испытывают студенты в университете, может привести к увеличению распространенности психических расстройств среди студентов, таких как большое депрессивное расстройство и большое тревожное расстройство.

В соответствии с этим прогнозом они обнаружили, что эти расстройства были более распространены в выборке студентов университетов по сравнению с населением в целом. Это согласуется с более поздними исследованиями, обнаружившими связь между стрессом и другими общими последствиями для здоровья. Например, было обнаружено, что учащиеся, сообщающие об уровне стресса от умеренного до высокого, демонстрируют более низкий уровень психического здоровья.

Современные исследования доказывают влияние стресса на мышление, поведение человека, память, внимание, моторно-зрительную координацию и процессы принятия решений. Ученые продолжают углубленно изучать действие длительного стресса на организм человека, считают его значительным фактором риска развития сердечно-сосудистых, инфекционных заболеваний, головных болей или воспалительных заболеваний кишечника.

Вместе с последствиями действия стресса на человека активно изучается природа его возникновения, то есть порождающие его стрессоры. Такие исследования проводятся с целью предупреждения возникновения стресса путем реорганизации условий труда, вызывающих длительный стресс у человека, и развития стрессоустойчивости личности, если такие условия изменить невозможно. Правоохранительная деятельность входит в список наиболее стрессовых профессий, сущностью которой является реагирование на чрезвычайные события. Такие события могут вызвать у полицейского острый травмирующий стресс, который наносит вред психологическому и физическому здоровью правоохранителя.

В период обучения студентов вуза МВД растет количество возможных проблемных ситуаций, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности, которые могут привести к личностному конфликту.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

Истоки стресса могут крыться в несоответствии сформированных извне ожиданий абитуриента с реальностью военного вуза, где уже, будучи курсантами и студентами последние по-разному реагируют на несовпадения ожиданий с реальностью, определяемые эффектом «обманутого ожидания, связанного с нарушением стереотипов, представлений о «нормальном» положении дел. Оно строится на контрасте между психическим состоянием, вызванным ожиданием, и тем, что оно не оправдалось. Чем неожиданнее ситуация для получателя, тем сильнее эмоциональное потрясение, переживаемое им.

Главными сферами жизнедеятельности студентов есть профессиональное обучение, личностный рост, духовное самоутверждение, развитие интеллектуального потенциала, духовное обогащение, моральное, физическое самосовершенствование.

Студенческому возрасту присуща кризисная насыщенность, при этом возрастной кризис характеризуется резкими психологическими сдвигами и изменениями личности. Признаками кризиса и соответственно недостаточной стрессоустойчивости в студенческом возрасте могут быть: сильная фрустрация, переживание неудовлетворенной потребности; обострение ролевых конфликтов «студент - преподаватель», «студент - студент»; ценностно-смысловая неопределенность, неструктурированность личности (например, некоторые впервые узнают о возможности самоуправления, саморегуляции и самовоспитания); инфантильность (студент ведет себя как безответственный человек) или пьянство или употребление наркотиков.

Более, на студентов и их уровень стресса вуза МВД влияют такие факторы как необходимость подчиняться, проживание на закрытой территории вуза, необходимость беспрекословно выполнять требования, строгая дисциплина, ношение униформы, уставной распорядок дня, увеличенные психофизические нагрузки, осознание повышенной ответственности, определенный риск и опасность. Кроме того, такие нагрузки влияют на эффективность деятельности студентов вуза министерства внутренних дел.

Специфика деятельности в особых и экстремальных условиях труда выдвигает дополнительные требования к личностным и индивидным качествам будущих полицейских, таких как ситуации повышенного физиологического и психологического напряжения, быстрый темп выполнения обязанностей, большая ответственность за профессиональные действия.

При прохождении практики курсанты могут сталкиваться с вербальной и физической агрессией правонарушителей во время их задержания, эмоциональными проявлениями пострадавших и свидетелей, что является значительным стрессором для юного человека.

Студенты и выпускники вузов МВД относятся к группе риска по развитию постстрессовых состояний в связи с высокой вероятностью возникновения психотравмирующих ситуаций.

Служебная деятельность сотрудников МВД России относится к числу экстремальных профессий, они исполняют служебные задачи в зонах чрезвычайных ситуаций при проведении контртеррористических операций, испытывают воздействие стрессорных факторов, связанных с непосредственной угрозой их жизни и здоровью.

Специфическая организационная среда образовательных организаций системы МВД России оказывает активное, системное и целенаправленное воздействие на курсантов, трансформирует их поведение в соответствии с ее структурой, правилами, основополагающими организационными нормами и ценностями.

Практика служебной деятельности показывает не только то насколько часто сотрудникам ОВД приходится применять и использовать огнестрельное табельное оружие, но и то насколько ответственным является это применение и использование для сотрудников в силу значимости своих правовых последствий, что также повышает уровень стресса среди курсантов.

Такая среда может стать причиной нарушения деятельности, сложившихся отношений студентов, а также способствуют негативному эмоциональному фону, психическому дискомфорту, волнениям и «эмоциональному выгоранию». В результате у студентов и выпускников могут проявляться профессионально нежелательные изменения и профессиональные деструкции.

Учет факторов организационной среды должен являться предметом пристального внимания со стороны руководителей всех степеней с целью оптимального и эффективного предупреждения возникновения стрессовых состояний у курсантов, оценки и контроля мер, принимаемых для снижения влияния стресс-факторов.

Следует отметить, что непредсказуемость и неопределенность событий последних трех лет: пандемия, политическая и экономическая нестабильность, специальная операция способствует снижению эмоциональной устойчивости сотрудников МВД и студентов, получающих специальную подготовку, что значительно повышает риск развития психической дезадаптации.

На сегодня существует необходимость в создании современной системы тренинговых психотехнологий, необходимых для совершенствования подготовки современных сотрудников органов внутренних дел.

С другой стороны, сама среда вуза МВД России воспитывает стрессоустойчивость студентов и позволяет бороться со стрессом в сложных профессиональных и жизненных ситуациях.

Интегративные характеристики стрессоустойчивости курсантов включают в себя: адекватную самооценку, уровень личностной и ситуативной тревожности, уровень нервно-психического напряженности, работоспособность, мотивированность, эмоциональную устойчивость, реализуемые в когнитивной, эмоциональной, волевой, успешной и эффективной, сложной эмоционально сложной обстановке, а также сохранение биологического, физиологического и психического гомеостаза личности.

Нами было проведено исследование стрессоустойчивости студентов факультета лингвистики и курсантов МВД. Общее количество респондентов 50 человек: 25 студентов филологического (лингвистического) факультета и 25 курсантов вуза МВД.

Сравнивая данные курсантов и студентов, можем сказать, что статистически значимые расхождения наблюдаются удовлетворитель-

ным уровнем стрессоустойчивости на уровне р < 0,01. Высокий уровень стрессоустойчивости обнаружен у 10% курсантов, студентов с таким уровнем нет. Хорошо развитую стрессоустойчивость тоже обладают только курсанты. То есть курсанты лучше адаптируются к внешним воздействиям, которые могут нести повреждающее влияние на психику, им свойственно легко преодолевать стрессовые ситуации, быстро восстанавливать психологическое равновесие, сохранять свою целостность и жизнеспособность. Могут работать в экстремальных условиях, в которых им приходится решать сложные и ответственные задачи.

Удовлетворительный уровень стрессоустойчивости преобладает у студентов - 80%, в то время как у курсантов только - 5%. Плохая стрессоустойчивость характерна только студентам, а именно 15%.

Для них характерно, легко переносить стресс по мелочам, они способны противостоять стрессу достаточно продолжительное время, но с каждой новой волной их силы истощаются. Им трудно справляться со стрессом без помощи извне. Такие студенты больше всех подвержены стрессу, им трудно находиться на такой работе, где случаются частые экстренные ситуации, с которыми нужно быстро справляться.

Проведя сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости курсантов и студентов мы получили данные, указывающие на то, что стрессоустойчивость курсантов развита гораздо лучше, чем у студентов. Курсанты склонны быстро адаптироваться к стрессовой ситуации, они способны стойко переносить стрессы, связанные со своей профессиональной деятельностью, ведь деятельность курсантов очень важна и опасна.

Уровень психологического стресса при исследовании почти у всех курсантов был низкий или средний. Это позволяет заключить, что система специфических условий обучения в университете рассчитана таким образом, чтобы личность смогла постепенно адаптироваться к условиям будущей профессиональной деятельности. Стрессоры, действие которых испытывают курсанты на разных этапах обучения, имеют ограниченное, кратковременное влияние на личность и со временем интегрируются в систему необходимых для профессиональной деятельности.

Таким образом, стресс является неотъемлемой частью процесса обучения курсантов в вузе МВД, а также будущей профессиональной деятельности. Необходимо активно внедрять меры профилактики эмоционального выгорания курсантов, повышения уровня стрессоустойчивости и для увеличения коэффициента здоровья сотрудников и роста эффективности служебной деятельности, с привлечением медиков и психологов.

Библиогра фия:

1. Казберов, П. Н. Аспекты психологического обеспечения выполнения сотрудниками органов внутренних дел служебных задач,

связанных с несением службы с табельным оружием / П. Н. Казберов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 7-3(121). - С. 137140. - DOI 10.23670/IRJ.2022.121.7.103. - EDN CMOEOC.

2. Серпилина, Е. К. Учебный стресс у курсантов первого курса образовательных организаций системы МВД России / Е. К. Серпилина.

— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 52 (394).

3. Бирюков И. В. Современные психотехнологии профилактики и коррекции организационных стрессов и негативных эмоциональных

феноменов персонала образовательных учреждений МВД России: учебно-методическое пособие / И. В. Бирюков, В. В. Ермолаев, Ю. А. Кравцова.—М.:

ВИМВДРоссии, 2008

References:

1. Kazberov, P. N. Aspects of psychological support for the performance by employees of internal affairs bodies of official tasks related to service with service weapons / P. N. Kazberov // International Scientific Research Journal. - 2022. - № 7-3(121). - Pp. 137-140. - DOI 10.23670/IRJ.2022.121.7.103. - EDN CMOEOC.

2. Serpilina, E. K. Educational stress among first-year cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / E. K. Serpilina. — Text : direct // Young scientist. — 2021. — № 52 (394).

3. Biryukov I. V. Modern psychotechnologies of prevention and correction of organizational stresses and negative emotional phenomena of personnel of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: educational and methodical manual / I. V. Biryukov, V. V. Ermolaev, Yu. A. Kravtsova.-M.:VIMVDROSSY, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.