5. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.
6. Андреева И.В. «Организационное поведение». Серия «Шпаргалка». Санкт-Петербург, Издательский Дом «Нева», 2003.
7. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. -М. Аспект Пресс, 2010.
8. Игебаева Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 280-282.
9. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как условие интеграционных процессов в среде представителей малого бизнеса // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 1 (16). с. 348-350.
УДК 316.7
Ярмиева З.А. магистрант ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
СТРЕСС И ЕГО ОСОБЕННОСТИ. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
Аннотация: Статья посвящена проблеме стресса. Стресс является составной частью жизни каждого человека, его нельзя избежать. Но стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека.
Ключевые слова: стресс, стрессоры, признаки стресса, причины стресса, секреты борьбы со стрессом.
В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии, социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет также и многообразие подходов к изучению этого состояния.
Стресс - комплексный процесс, он включает непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему [1].
Так как стресс возникает главным образом от восприятия угрозы, то в основе его в определенной ситуации лежат субъективные причины, связанные с особенностями данной личности.
Стрессорами могут быть и физические раздражители и психические
как реально действующие, так и вероятные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо ответственных решений, быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, неудовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты [2].
Автор теории стресса канадский психолог Ганс Селье выделил в нем три фазы. Первая - реакция тревоги - это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.
Вслед за первой наступает вторая фаза - сбалансированного расходования адаптационных резервов организма - стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долго, то в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья стадия - истощение. Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы, чувство опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения - неврозы [3].
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природных задатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результат целенаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно или подсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудных ситуаций и сопутствующих им состояний.
Совладение с трудной стрессовой ситуацией как адаптивное поведение человека - относительно новое направление в психологии, находящееся на стыке психологии личности, психологии развития, социальной и клинической психологии. В рамках психоаналитического подхода преодолевающее поведение как более совершенная форма психологической защиты трактуется в виде копинга [5]. В понятии «копинг» (coping - от англ. соре - успешно справиться, преодолевать) западные исследователи отражают проблему противодействия стрессу.
Главная особенность методов саморегуляции состояний заключается в их направленности на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния [4]. Существует множество занятий по
психопрофилактике стрессов и оптимизации функциональных состояний человека.
Эффективным методом профилактики вредных последствий стресса является аутогенная тренировка (АТ), которая с помощью специальных упражнений позволяет приводить себя в гипнотическое состояние, переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения на деятельность органов человека, управляемых вегетативной нервной системой и не подчиняющихся уму в обычном состоянии [1] .
Метод биологической обратной связи (БОС) понимается как саморегуляция вегетативных функций человека, позволяющих непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них. Считалось, что возможности сознательной регуляции физиологических систем организма весьма ограничены. Только в результате многолетней практики некоторым индийским йогам удавалось замедлять ритм сердца, управлять тонусом периферических кровеносных сосудов или влиять на биоритмы мозга.
Современные компьютерные технологии позволяют пациенту реально увидеть показатели сердечного ритма, электрической активности мозга или кожно-гальванической реакции. Это помогает человеку сознательно влиять на прежде непроизвольные процессы своего организма, снимая стрессы, улучшая состояние сердечно-сосудистой системы, восстанавливая поврежденные мышцы или преодолевая алкогольную зависимость [6].
Уникальная функция человека - дыхание. Для профилактики стрессов рекомендовано овладеть дыхательными техниками. С одной стороны, наше психологическое состояние отражается на характере дыхания, но, с другой -изменяя характер дыхания, мы можем контролировать свое настроение, улучшая его в лучшую сторону.
Релаксация. Находясь в состоянии релаксации, возможно ускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию определенных участков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания, обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др.
Медитация. Люди начинают медитировать именно по психологическим причинам, чувствуя, что каким-то образом они несчастливы, и веря, что обладая спокойным умом, они станут более продуктивны. Медитативное осознание приносит ясность, которая открывает действия ума и других сил, влияющих на ситуацию.
Заключение
В соответствии с целью нашего исследования - анализа механизмов возникновения психологического стресса и последствий его влияния на здоровье человека, были выполнены все поставленные нами задачи.
На основе проделанной работы приходим к следующим выводам:
1. Стресс - это состояние организма, возникающее в процессе
взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.
2. В круг факторов возникновения психологического стресса входят как физические, так и психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость и носящие сугубо субъективный характер проявления.
3. Между поведенческими, интеллектуальными, эмоциональными и физиологическими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи [5].
Использованные источники:
1. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса /Н.Е. Водопьянова. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
2. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.
3. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. с. 14-15.
4. Игебаева Ф.А. Работоголизм и синдром профессионального выгорания // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 8. - Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 64 - 65.
5. Казахстанская образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] / Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики. -Казахстан, 2009. - Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/139770. - Дата доступа: 25.04.2015.
6. http://studopedia.ru/view_psihilogiya.php?id=87