Научная статья на тему 'Стресс аккультурации мигрантов: теоретические подходы к исследованию'

Стресс аккультурации мигрантов: теоретические подходы к исследованию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1426
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ / МИГРАНТЫ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ганиева Роза Хаматхановна

В статье рассматривается понятиестресса аккультурации мигрантов, который определяется как стресс, связанный с практиками социального исключения мигрантов местными жителями по причине иной этнической принадлежности и, следовательно, иного стиля жизни и иной этнической идентичности. Высокая динамика миграционных процессов в современном мире определяет важность выявления наиболее адекватных современной реальности и порождаемых ею вызовов подходов к изучению данного явления, что и стало предметом исследования данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стресс аккультурации мигрантов: теоретические подходы к исследованию»

УДК 316

Ганиева Роза Хаматхановна

кандидат психологических наук, профессор, Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук имени Чаха Ахриева [email protected]

Rosa H. Ganieva

candidate of psychological Sciences, Professor, ngush research institute of the humanities of Chakh Akhriyev [email protected]

Стресс аккультурации

мигрантов: теоретические подходы к исследованию

Аннотация. В статье рассматривается поняти-естресса аккультурации мигрантов, который определяется как стресс, связанный с практиками социального исключения мигрантов местными жителями по причине иной этнической принадлежности и, следовательно, иного стиля жизни и иной этнической идентичности. Высокая динамика миграционных процессов в современном мире определяет важность выявления наиболее адекватных современной реальности и порождаемых ею вызовов подходов к изучению данного явления, что и стало предметом исследования данной работы.

Ключевые слова: психология, стресс аккультурации, мигранты, этнические группы, принимающее общество, культурная маргинальность, этническая социализация.

The stress of acculturation

of migrants: theoretical approaches to the research

Annotation. The article discusses the concept of stress of acculturation of migrants, which is defined as the stress associated with the practices of social exclusion of migrants by local residents by reason of a different ethnicity and, hence, different life style and different ethnic identity.High dynamics of migration processes in the modern world defines the importance of identification of the most appropriate to the modern reality and the approaches for studying this phenomenon as became an object of research of this work.

Keywords: psychology, stress of acculturation, migrants, ethnic groups, the host society, cultural marginality, ethnic socialization.

Хотя в повседневном словоупотреблении термин «стресс» применяется однозначно (деформирующая физическая, социальная или психологическая сила, сверхдавление), в научной литературе данное понятие не имеет общего толкования. Внутри различныхпсихологических подходов обнаруживается три модельных представлений о стрессе: 1) стресс - причина или стимул деформированных психологических и физических реакций человека; 2) стресс - состояние сильного психологического напряжения , -

3) - . -

подходе, предложенном В.Доренвендом, стресс понимается ситуативным напряжением, вызывающим деформированные реакции человека при взаимодействии с внешним окружением [1]. В данном значении стресс - независимая переменная величина относительно внешних сил и . -

оценочное отношение индивидов к жизненной ситуации в зависимости от их личностных характеристик. В реактивном подходе, развиваемом Г. Селье и его последователями, стресс понимается зависимой переменной, результатом действия других деформирующих сил и давлений [2]. Стресс вызывается партикулярными событиями и специфическими реакциями индивидов. Реактивный подход акцентирует формы стрессового поведения людей и оставляют вне поля

зрения процессы возникновения сильного психологического напряжения.

Отношенческий подход является социально психологической исследовательской перспективой, в которой стресс понимается результатом взаимодействия индивидов и социального окруже-.

быть источником индивидуального стрессового опыта, который индивиды вынуждены преодолевать. Данный подход распространён среди исследователей изучающих стресс аккультурации мигрантов.

В социальную (этническую) психологию понятие стресса аккультурации мигрантов ввел Дж. Бер-ри, изучавший роль общества в интеграции переселенцев в принимающей стране. В отличие

от визитеров и туристов, трудовые мигранты -, -

ну для продолжительного проживания и трудовой деятельности в новом социуме. Этнические

трудовые мигранты являются носителями иной ,

этнической родине или в стране традиционного проживания этнической общности. Понятием стресса аккультурациимигрантов Дж. Берри обозначил внутрипсихологические последствиями

опыта социального исключения мигрантов мест,

преодолеть с помощью различных стратегий [3]. Стресс аккультурации определяется стрессом, связанным с практиками социального исключения мигрантов местными жителями по причине

иной этнической принадлежности и, следова-

,

идентичности. Работы Дж. Берри по данной тематике основываются на предположении, что способы принятия мигрантов и установки к ним местного населения имеют ключевое значение. Этноцентристские и расистские предубеждения и дискриминация становятся затруднительными условиями и последующими стрессовыми факторами, которые мигранты на индивидуальном уровне .

исключения препятствует интеграции мигрантов в принимающее общество и создает стрессовый потенциал, с которым мигранты должны осуществлять свой трудовой жизненный путь.

Понятие стресса аккультурации - сложносостав-

,

взаимозависимости между индивидуальным , -

ем и выбором стратегий преодоления стресса

.

Предлагая понятие стресса аккультурации мигрантов в современном обществе, Дж. Берри позаимствовал термин «аккультурация» из этнологии, где аккультурация понимается явлением группового уровня, процессом изменения в культуре взаимодействующих этнических групп. Этнологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц определили аккультурацию результатом «непосредственного, длительного контакта групп с разными культурами, выражающийся в изменении паттернов культуры

одной или обеих групп [4]. В аналогичном смысле « »

этнологами: «Процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов» [5]. Аккультурация означает процесс объединения, интеграции этнических групп за счет взаимного культурного обогащения.

Этнологическое понятие аккультурации применяется в изучении включения мигрантов в при.

пункт построения этнологической модели аккультурации принимается утверждение о культурной маргинальностьиэтнической группы мигрантов. Данное понятие ввел в 1928 г. американский . «

».

Парку, миграция влияет на культуру этногруппы. Культурная маргинальность означает пограничное местоположение группы, нахождение между различающимися культурными требованиями принимающего общества и этнической родины

мигрантов. Культурная маргинальность неиз-

,

разных рас сходятся, чтобы вести общую жизнь [б]. Следовательно, культурнаямаргинальность этнических мигрантов означает состояние неопределённости их этнической идентичности и

стиля жизни при взаимодействии с принимаю, -

заться на их социальном самочувствии [7].

В процессе аккультурации могут изменяться этнический стиль жизни и идентичность членов .

,

,

общества,члены которой имеют этноним, воспринимают аскриптивные (этническая родина,

язык, культура) и генотипические признаки объ-, -

хождение или общую историю и способны к самоорганизации для взаимодействия с обществом, его институтами. На этнической родине нынешние мигранты осваивали ценности и нормы этнической культуры, которая задавала жиз-, -

чувствие и удовлетворяла потребность в психологической стабильности в изменчивых ситуаци-.

родине индивиды воплощали культуру в своем стиле жизни и в этнической идентичности. Содержание стиля жизни и идентичности определялось культурными стандартами оценочного отношения этногруппы к окружению - критерия, , .

Этнический групповой стиль - сходство способов , -

диционными ценностями и нормами этнической .

себя в особенностях одежды, моды, обстановке жилища, правах внутри семьи, организации повседневной жизни и праздников, обрядов рожден и я , свадеб и смерти, общительности и набожности, а так же способами межэтнического взаимодействия [8]. Этническая групповая идентич-,

своей этнической принадлежности на основе « - »,

, -

тая, переживания и поведенческой предрасположенности к взаимодействию с обществом. Эт, -

, -

,

и некотором знании истории этноса, формирующим этническое самосознание. Этническое со-( « ») -

тификацией индивидов с этнообщностью по,

доли ответственности за себя и готовностью

принять долю ответственности за других. Пове-

,

направленностью этнического сознания индивидов, образуют социальные диспозиции (или убеждения, социальные установки) относительно внутренних и внешних обязательств членов

,

способов межгруппового взаимодействия. Этнический стиль жизни и этническая идентичность означают внешнюю и внутреннюю (духовную) стороны поведения членов этногруппы. Идентификация с группой обязывает к групповому стилю и мироотношению в соответствии с принятыми культурными стандартами [9].

Испытывая культурную маргинальность, этнические мигранты вынуждены адаптировать свою этническую культуру к местной культуре принимающего общества либо покинуть его. Преодо-

ление культурной маргинальностизависит от способа включения мигрантской группы в новое .

преодоления: ассимиляция, культурный изоляционизм, культурная автономия, межкультурная .

этнических мигрантов от прошлой этнической идентичности и прежнего стиля жизни. Притягательность местной господствующей культуры и стремление к восходящей мобильности побуждают часть этнических мигрантов к ассимиляции. .

мигрантов «этнической непроницаемостью» [10]. Культурный изоляционизм означает отказ мигрантов от внешних культурных контактов на основе полагаемой этнической самодостаточно.

множественная вертикальная идентичность, основанная на отношении части и целого, совмещении принадлежности к группе происхождения и гражданскому сообществу, например, российские армяне, российские ингуши и т.д. Наконец, в случае межкультурной интеграции имеет место горизонтальная множественная этническая идентичность, например, итало-американцы, свидетельствующая о взаимном культурном обогащении местных жителей и мигрантов.

В отличие от этнологии, Дж. Берри применил « » -

, -

циальных установок и поведения индивида в ходе его межкультурной адаптации, то есть приспособления к новой культурной среде через включение в сферы жизнедеятельности прини-. -ваетизменение установок и поведения индивида как члена этнической группы мигрантов, приспосабливающейся к принимающему обществу [11]. Аккультурация мигрантов происходит через вхождение в инокультурную среду, участие в

социальной икультурной жизни принимающего

,

нормами, ценностями и языком. Данное приспособление может иметь разные исходы и вызывать стрессовое переживание индивидов.

Центральный пункт модели стресса аккультурации, предлагаемой Дж. Берри, - индивидуальный опыт взаимоотнотношений мигрантов с при, -

ми обращения со стороны местного населения и институтов. В психологии термин «опыт» преимущественно используется для обозначения личных субъективных явлений. Опыт - это событие, которое индивид пережил. Опыт - это также знания, умения, навыки, полученные на практике [12]. Индивидуальный опыт мигрантов охватывает переживание практик доброжелательного и равного обращения и ограничительных практик соци-.

мигрантов с местным окружением - фактор успешной интеграции мигрантов в принимающее общество. В этом случае мигранты ощущают гармонию с местным окружением. Отношение местного населения к мигрантам выступает фактором, способным быть причиной стресса, вызывающего психические и даже психосоматические расстрой.

социального исключения - источник стресса ак-.

Дж. Берри утверждает, что сила стрессового ощущения зависит от стрессоров и имеющихся

[13].

,

привести к стрессовым ощущениям, зависят то индивидуальных факторов (возраст, личностные характеристики, пол). Другими воздействующими факторами будут социальная поддержка, длительность пребывания мигрантов в стране назначения, социальная установка к принимающему обществу и, главное, наличные и предпочитаемые стратегии преодоления стресса. Од,

стресса аккультурации мигрантов отсутствует указание на процессуальные ступени переработки индивидом стресса, обуславливающих силу .

Берри нуждается в дополнении трансактным подходом, являющимся разновидностью отно-. -полагает выявление оценочного восприятия людьми зависимости своего благополучия от ситуации и возможности выбора стратегии достижения желаемого благополучия. В этом процессе, в зависимости от когнитивной оценки, ситуация определяется стрессовой или жизнен.

процессы зависят от контролируемых индивидом ресурсов и личностных качеств.

Применяя трансактныйподход, Р. Лазарус и С. Фолкман определяют стресс процессом индивидуальной когнитивной оценки жизненной ситуации и преодоления стресса: «Психологический -

индивидом и окружением, в котором, в оценке

,

и ставит под угрозу его благополучие. Решение о

стрессовом характере партикулярного отноше--

оценки» [14]. Следовательно, сила стрессового ощущения зависит от когнитивных процессов .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

процесс состоит из оценки событий и ресурсов, на основе которой индивид заключает о позитивности или угрожающем характере (стрессо-) .

имеет ключевое значение. Он позволяет восстановить в памяти или реконструировать психиче-, . -деляют три ступени оценочного процесса: 1) оценка событий (первичная оценка); 2) оценка ресурсов (вторичная оценка); 3) новая оценка ( ).

В оценке события вначале определяется значи-.

,

потребуется чрезмерное напряжение сил, она оценивается угрожающей психическому и физи-. -

дения ситуацией требует от индивида выбора , -

.

наличные стратегические ресурсы (например,

),

развиваемые стратегии и личностные качества. Хотя объективные условия ситуации находятся в основе этих процессов, решающее значение имеет индивидуальная переоценка ситуации. Индивид заново проверяет свою первую оценку и при необходимости корректирует её во внутреннем споре с собой и чувством своей уязви.

в более позднее время.

Р. Лазаруси С.Фолкман проводят различие между

активными и пассивными стратегиями противодей-. -

ями стресса предлагается различать два типа

стратегий: а) проблемно-ориентированные страте,

проблемной ситуации, и б) эмоционально, -

рованием силы эмоционального стресса посредством избегания конфликта с социальным окруже-.

поведения не являлась исчерпывающей и может дополняться более сложными типологиями, она свидетельствует о зависимости стрессового напряжения от намеренного применения стратегических ресурсов противодействия стрессу.

Отношенческая модель стресса аккультурации мигрантов, предложенная Дж. Берри, нуждается также в дополнении биографическим подходом, акцентирующим взаимозависимость биографического опыта мигрантов, накопленных ресурсов .

подхода положено допущение, что величина стрессового потенциала мигрантов определяется биографическим опытом их взаимодействия с местным окружением, те. зависит от соотношения опыта доброжелательного и равноправного обращения и опыта социального исключения . -де подчеркивается значение этнической социализации, в которой индивиды не только усваивают этнический стиль жизни и формируют этни-, -

. -ском возрасте готовит мигрантов к возможным практикам социального исключения впринимаю-щем обществе и влияет на переработку стрессового опыта. По мнению Э. Клоноф, X. Лендрин, Н. Модубуко, этническая социализацияопосре-дуется коммуникацией родителей и их детей, а также ребенка и его социального окружения. Она влияет на ощущение стресса взрослых людей в ситуациях этнического отторжения, формирует базовую установку к обществу большинства, влияющую на процесс переработки стресса [15]. Подготовкаиндивидак внешнему отторгающему поведению в детском возрасте необходима для формирования позитивного самосознания. Отсутствие родительского обучения стратегиям противодействия социальному исключению снижает позитивное самосознание и повышает вероятность переживания сильногостресса не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни мигрантов.

Распространённое в этнопсихологии понятие «культурного шока» не является тождественным понятию стресса аккультурации. Термин «куль-

» . -

вычайно сильного психического расстройства, возникающего при инкультурации, вхождении мигрантов в новую культуру страны переселения [16]. Согласно Г. Триандису, к симптомам культурного шока относятся чувства глубокой тре-,

расстройства [17]. Для исследования межкультурной адаптации мигрантов предпочтительным является понятие стресса аккультурации по двум причинам. Во-первых, мигранты могут переживать стресс аккультурации различной силы,

а не только в его крайней шоковой форме. Во,

мигрантов с местным окружением способен снизить и даже предотвратить стресс аккультурации и чувствовать себя приспособленными и интегрированными в новое общество.

Стресс аккультурации трудовых мигрантов отличается от профессионального стресса. Важнейшими факторами профессионального стресса

являются трудовая конкуренция, тендерный фак-( ) -

фессионального опыта [18]. За исключением

дискриминационной практики по признаку этни-

,

другие причины профессионального стресса:

отсутствие профессионального опыта, личност-

,

работе, общая неблагоприятная рыночная ситуация, спрос на определённые профессии и специальности или административное сокращение кадров. Высокая конкуренция между работниками порождает проблему стресса не только мигрантов, но и местных жителей [19]. Тем не ме-,

трудоспособных мигрантов, дискриминационные практики предпочтения местных работников обуславливают возрастающий стрессовый потенци-, -

сто работы собственными усилиями, например,

сверхурочным трудом.

,

- ,

охватывающее взаимосвязи и взаимозависимости между индивидуальным опытом аккультурации, стрессовым переживанием и выбором стратегий преодоления стресса аккультурации ми.

понятия отношенческий подход нуждается в дополнении трансактным и биографическим подходами.

Будучи результатом взаимодействия трудовых

мигрантов и социального окружения в принима-, -

тов означает негативные внутрипсихологические последствияиндивидуального опыта социального исключения местным сообществом, который мигранты стремятся преодолеть стратегическим поведением ради психического и физического благополучия. Основанием ограничительных практик части местного населения и институтов в отношении трудовых мигрантов служит иная этническая принадлежность переселенцев, ассоциированная с иным этническим стилем жизни и иной этнической идентичностью, оцениваемых

низшими относительно культуры принимающего общества. Опыт социального исключения препятствует культурной адаптации и интеграции

мигрантов в принимающем обществе и создаёт

,

осуществляют свой трудовой жизненный .

когнитивной оценки партикулярной ситуации - -

,

противодействия стрессу аккультурации и лич-.

Величина стрессового потенциала трудовых мигрантов зависит от биографического опыта ми,

стресса. Этот потенциал зависит от соотношения биографического опыта доброжелательного и равноправного обращения и опыта социального исключения местным окружением. Этническая социализация в детском возрасте, обучающая противодействию практикам этнического исключения и формирующая позитивное самосозна-,

мигрантов во взрослой трудовой жизни.

Литература:

1. Dohrenwend В. Stressful Life Events: The Nature and Effects. New York : Wiley Press.1974, p. 17.

2. Селье Г. Стесс без дистресса. М. : Прогресс, 1979; Щербатых Ю.В. Психология стресса. М. : Эксмо, 2008.

3. Berry J.W. Acculturation and Adaption in a New Society. International Migration, 1992, pp. 69-85.

4. Berry J.W. Immigration, acculturation und adaption // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 7.

5. . . : . . : -, 2000. . 244

6. . . -нальный человек / Перевод ВТ. Николаева. Источник: Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 1998, № 3. С. 167-176 .

7. . .

российской молодежи в контексте региональных

:

/ . . , . . , А.В. Рачипа // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 19. № 3. С. 59-71.

8. Shakhbanova M.M. Social and Economic Consequences of Regional Ethnic Migration for National Security and Social Health of the Russian Youth / M.M. Shakhbanova, N.K. Gafiatulina, A.V. Veresh-chagina, S.I. Samygin, S.I. Imgrunt // The Social Sciences, 11; 2016. 3886-3893.

9. . //

.

культурных различий / Сб. ст. М. : Новоеизда-тельство, 2006. С. 17-20.

10. Riggs F. Ethnicity, Intercosta glossary, Concepts and terms used in ethnicity research, Honolulu, Hawaii, 1985. P. 126.

11. .. . . : РАН, Академический проект; Екатеренбург : Деловая книга, 2000. С.281.

12. Опыт. Большой толковый психологический / (Penguin). 2- . . 1. .

. . : , . 2000. . 557.

Literature:

1. Dohrenwend B. Stressful Life Events: The Nature and Effects. New York : Wiley Press.1974, p. 17.

2. Selye G. Stess without distress. M. : Progress, 1979; Chipped Yu.V. Psikhologiya of a stress. M. : Eksmo, 2008.

3. Berry J.W. Acculturation and Adaption in a New Society. International Migration, 1992, pp. 69-85.

4. Berry J.W. Immigration, acculturation und adaption // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46 (1). P. 7.

5. Sadokhin A.P. Ethnology : Textbook. M. : Gar-darika, 2000. P. 244

6. Park R.E. Human migration and marginal person / Translation of V.G. Nikolayev. Source: Social and humanities. Series 11. Sociology. 1998, № 3. P. 167-176.

7. Gafiatulina N.H. Social health of the Russian youth in the context of regional migratory processes: threats of a homeland security / N.H. Gafiatulina, S.I. Samygin, A.V. Rachipa // Humanist of the South of Russia. 2016. T. 19. № 3. P. 59-71.

8. Shakhbanova M.M. Social and Economic Consequences of Regional Ethnic Migration for National Security and Social Health of the Russian Youth / M.M. Shakhbanova, N.K. Gafiatulina, A.V. Veresh-chagina, S.I. Samygin, S.I. Imgrunt // The Social Sciences, 11; 2016. 3886-3893.

9. Bart F. Introduction // Ethnic groups and social borders. Social organization of cultural distinctions / Sat. M. : New publishing house, 2006. S. 17-20.

10. Riggs F. Ethnicity, Intercosta glossary, Concepts and terms used in ethnicity research, Honolulu, Hawaii, 1985. P. 126.

11. Stefanenko T.G. Ethnopsychology. M. : IP RAS, Academic project; Ekaterinburg : Business book, 2000. P. 281.

12. Experience. Big explanatory psychological dictionary / Robert Penguin. In the 2nd volume. T. 1. The lane with English M. : Veche, nuclear heating plant. 2000. P. 557.

13. Berry J.W. Stress Perspectives on Acculturation. In The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology, (Hrsg.) Sam D. und J.W. Berry. Cambridge: Cambridge University Press. 2006, p. 43-57.

14. Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarusand S. Folkman. New York : Spring-er.1984, p. 20.

15. Klonoff E. African American Acculturation-Deconstructing Race and Reviving Culture / E. Klonoff und H. Landrine. London : Sage Publications. 1996.

16. Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology, 7, 1960, pp.177-182.

17. Стефаненко ТТ. Этнопсихология. M. : ИП РАН, Академический проект; Екатеренбург : Деловая книга, 2000. С. 281-282.

18. Madubuko N. Akkulturationsstress von Migranten auf dem Arbeits markt. Philipps-Universität Marburg, 2009, P. 221.

19. Дятлов AB. Предпринимательство и экономическая безопасность России в условиях вызовов информационной эпохи: теоретические аспекты социологической рефлексии / A.B. Дятлов,

A.B. Верещагина, С. И. Самыгин // Гуманитарные, -

науки. 2015. № 11/3. С. 71-74.

13. Berry J.W. Stress Perspectives on Acculturation. In The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology, (Hrsg.) Sam D. und J.W. Berry. Cambridge: Cambridge University Press. 2006, p. 43-57.

14. Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarusa nd S. Folkman. New York : Spring-er.1984, p. 20.

15. Klonoff E. African American Acculturation-Deconstructing Race and Reviving Culture / E. Klonoff und H. Landrine. London : Sage Publications. 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Oberg K. Cultural Shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology, 7, 1960, pp.177-182.

17. Stefanenko T.G. Ethnopsychology. M. : IP RAS, Academic project; EKaTepeHÖypr : Business book, 2000. P. 281-282.

18. Madubuko N. Akkulturationsstress von Migranten auf dem Arbeits markt. Philipps-Universität Marburg, 2009, P. 221.

19. Vereshchagina A.V. Enterprise and economic safety of Russia in the conditions of challenges of information era: theoretical aspects of a sociological reflection / A.V. Vereshchagina, A.V. Dyatlov, S.I. Samygin // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2015. № 11/3. P. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.