Научная статья на тему 'Стремление к знаниям как залог достижения счастья'

Стремление к знаниям как залог достижения счастья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
851
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСЕОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕК / СЧАСТЬЕ / ЗНАНИЕ / НАУКА / ДОСТИЖЕНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ФАКТОР / СОЗНАНИЕ / GNOSEOLOGY / PERSON / HAPPINESS / KNOWLEDGE / SCIENCE / ACHIEVEMENT / EDUCATION / SOCIAL REALITY / FACTOR / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна, Юсупова Феруза Зойировна

В статье анализируются попытки человечества ответить на рациональный вопрос, почему знание является источником счастья, начиная с истории в «Евангелии» об Адаме и Еве, предания Корана Мухаммеду, и заканчивая отношением человека к знаниям в современном мире, где человек, занимающийся научными исследованиями это личность, приносящая пользу обществу и совершенствующая его. Его счастье будет состоять в том, что с одной стороны его достижения будут служить развитию науки, с другой развитию общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPIRATION TO KNOWLEDGE AS PLEDGE ACHIEVEMENTS OF HAPPINESS

The article analyzes of mankind to answer a rational question why knowledge is happiness source, since story in "Gospel" about Adam and Eve, the bringing of the Koran to Muhammad are analyzed, and finishing with the attitude of the person towards knowledge in the modern world where the person who is engaged in scientific research is a personality, bringing benefit to society and improving it. His happiness will consist that on the one hand its achievements will serve development of science, with another to development of society.

Текст научной работы на тему «Стремление к знаниям как залог достижения счастья»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАНИЯМ КАК ЗАЛОГ ДОСТИЖЕНИЯ

СЧАСТЬЯ

1 2 Эшонкулова Н.А. , Юсупова Ф.З.

Email: Eshonkulova667@scientifictext.ru

1Эшонкулова Нуржахон Абдужаббаровна - старший преподаватель;

2Юсупова Феруза Зойировна - старший преподаватель, кафедра социально-гуманитарных наук, Навоийский государственный горный институт, г. Навои, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируются попытки человечества ответить на рациональный вопрос, почему знание является источником счастья, начиная с истории в «Евангелии» об Адаме и Еве, предания Корана Мухаммеду, и заканчивая отношением человека к знаниям в современном мире, где человек, занимающийся научными исследованиями - это личность, приносящая пользу обществу и совершенствующая его. Его счастье будет состоять в том, что с одной стороны его достижения будут служить развитию науки, с другой - развитию общества. Ключевые слова: гносеология, человек, счастье, знание, наука, достижение, просвещение, социальная реальность, фактор, сознание.

ASPIRATION TO KNOWLEDGE AS PLEDGE ACHIEVEMENTS

OF HAPPINESS

12 Eshonkulova N.A.1, Yusupova F.Z.2

1Eshonkulova Nurjakhon Abdujabborovna - senior teacher;

2Yusupova Feruza Zoyirovna - senior teacher, DEPARTMENT OF THE SOCIAL HUMANITIES, NAVOIY STATE MINING INSTITUTE, NAVOIY, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes of mankind to answer a rational question why knowledge is happiness source, since story in "Gospel" about Adam and Eve, the bringing of the Koran to Muhammad are analyzed, and finishing with the attitude of the person towards knowledge in the modern world where the person who is engaged in scientific research is a personality, bringing benefit to society and improving it. His happiness will consist that on the one hand its achievements will serve development of science, with another - to development of society. Keywords: gnoseology, person, happiness, knowledge, science, achievement, education, social reality, factor, consciousness.

УДК 101.1

Изучать мир, секреты жизни, стремление сделать научные открытия свойственно только человеку. Как утверждается в «Евангелии», попробовав запретный плод, Адам и Ева продемонстрировали, что стремление к знаниям, гносеологические интересы стоят выше, чем жить в раю. В предсказаниях ислама указано, что «Шахада оголена, ее одежда - это благочестие, ее украшение - это благоразумие, ее плод - это знание. Ученый доверенное лицо Аллаха на земле» [1,с.20-21]. Предание Корана Мухаммеду по наставлению «читай, читай, читай» означает стремление человека к знаниям. Одним словом, гносеологический интерес так присвоился к природе человека, что он, всем сознанием ищет суть в окружении и чувствует себя счастливым. Как писал Газали: «Знание - спутник в одиночестве, друг в уединении, факт, указывающий на

верный путь, помощник в счастье и в беде, визирь среди друзей, близкий друг среди чужих и минарет по дороге в рай... . Потому что знание открывает путь истины, является лучом света в темноте и силой слабому. Знанием рабы божьи становятся деятелями, достигают высших положений., с помощью знания связываются родственные узы, различаются «халял» («дозволенное», «разрешённое») от «харама» («запретное», «греховное»). Знание как имам предводитель влечет за собой практику. Просвещенные люди счастливы, непросвещенные несчастны» [1, с. 33]. Возникает рациональный вопрос, почему знание является источником счастья? Известно, что до установления правил Ислама и Мухаммеда пророка в Аравии господствовало язычество. В этот период существовали не только множество идолов, но и примитивные традиции. В качестве примера можно привести такие традиции как связывать семейные узы только между своими родственниками, закапывать девочек живьем, принести в жертву человека. Поэтому в Исламе этот период именуется как «жохилия» («невежество»). Потому что в эти времена людям не хватало знаний, господствовало невежество. Не зря Ислам как религия обратил свой взор к знаниям, потому что знания освободили арабов от таких примитивных традиций. Это называется исламским просвещением.

В современном мире наука превратилась в реалистичный показатель заслуги человека перед социумом. Наука по своей сущности является социальным фактором. Человек, занимающийся наукой, вступает в отношения с обществом, стремится решить его проблемы, опираясь на ум и знания. Современный период отрицает такое узкое, субъективное понятие как «наука для науки», научные открытия должны обеспечить социальное развитие и совершенствование общества и личности. Как писал Ф.Жолио Кюри: «Ученые не должны быть сообщниками тех, кому несовершенное социальное устройство дает возможность использовать результаты научных работ в эгоистических и злонамеренных целях» [2, с. 47]. Значит человек, занимающийся научными исследованиями это личность, приносящий пользу обществу и совершенствующий его. Его счастье будет состоять в том, что с одной стороны его достижения будут служить развитию науки, с другой - развитию общества.

Считается очень важным, что гносеологические исследования или творчества в этой сфере приносят человеку-исследователю душевное удовлетворение и радость [3, с.21]. Этот внутренний психологический фактор делает науку привлекательной, а человека, занимающегося наукой - радостным и счастливым. Способность творческой деятельности человека, стремление к новому призывает его к изменению, усовершенствованию социальной реальности. Совершенной социальной жизни нет, данное положение социальной реальности ведет человека к новым социальным идеалам, к футурологическим исследованиям. Самое главное, социальная жизнь со своими объективными и субъективными особенностями мешает жизненным стремлениям человека чувствовать себя счастливым, становится преградой его эвдемоническим целям.

Человек осознав, что не может жить счастливо, не разрешив эти препятствия и преграды, начинает менять социальную реальность. Именно в этот момент, словами А.Камю, "бунтующий человек" выходит на историческую сцену как субъект, меняющий социальную реальность. Личность, ищущий счастье, меняя окружающую среду, действует и как субъект, выступает и как объект, придающий смысл своей жизни. Преобразование социальной жизни необходимо не только для социальной реальности, но и прежде всего необходимо для самого человека в осуществлении его целей и мечты для достижения счастья. Так как человек знает, что можно быстро преобразовывать институты социальной жизни, систему управления, материальные возможности, но не может забыть сложность протекания преобразований идеологической установки и жизненных идеалов в самом себе. Особенно, консервативная действительность и сложность преобразования социального сознания мешает быстро преобразовать внешний мир [4,с.12-14]. В результате, возникает

внутреннее противоречие в сознании, воображении и рефлексии: с одной стороны, человеку хочется быстро преобразовать внешнюю среду с целью жить счастливо, со второй стороны, сознание обладает консервативным свойством. Это противоречие, в конечном результате, можно разрешить путем переоценивания своего представления и эвдемонологических взглядов личности, с точки зрения сложившейся ситуации.

Наука необходима для прогрееса общества, духовного и интеллеткуального развития личности. А прогресс, в свою очередь, является основой благодеяния, благополучной жизни, гарантией удовлетворения интереса человека в постижении мира, совершенствования социальной действительности.[5,с.50-51]. Передовые страны развивались поддерживая науку и внедряя ее достижения в жизнь. Значит, социальный прогресс в масштабе макросоциума всегда считается показателем счастья, благополучия, успеха. Некоторые получившие люди могут не чувствовать этого, могут неправильно оценить его, но человек, обладающий научным знанием, сведущий о закономерностях общества и социальной действительности, сразу осознает каких успехов достигло человечество, стремится оберегать и умножать их. Беруний писал: "Душа непросвещенного человкеа склонна к суеверию".[5,с.7]. Суеверие же враг прогресса, значит, враг и стремления человека жить счастливо.

Список литературы /References

1. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере («Ихйа улум ад-Дин»). Первая книга.(на узбекском языке) Т.:«Мовароуннахр», 2003. 231 с.

2. Афоризмы / [сост. Т.Г.Ничипорович]. Минск: Современный литератор, 1999. 830 с.

3. Hans Selye, From Dreamto Discovery: On Being a Scientist От мечты к открытию: Как стать ученым / Ганс Селье; Пер. с англ. Н. И.Войскунской; Общ. ред. М.Н. Кондрашовой, И.С.Хорола; Послесл. М.Г.Ярошевского, И..С.Хорола. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

4. Норкулов С.Д. Гражданское общество и процессы трансформации в социальном сознании (монография) (на узбекском языке). Т.:" Навруз ", 2015. 190 с.

5. Юсупов Э. Духовные основы совершенства человека (на узбекском языке). Т.: Университет, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.