Научная статья на тему 'Стратифицированное течение двухслойной смазки в зазоре упорного подшипника, обладающего повышенной несущей способностью'

Стратифицированное течение двухслойной смазки в зазоре упорного подшипника, обладающего повышенной несущей способностью Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
157
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТИФИЦИРОВАННОЕ ТЕЧЕНИЕ / ДВУХСЛОЙНАЯ СМАЗКА / УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / STRATIFIED CURRENT / TWO-LAYER LUBRICATION / THRUST BEARING / BEARING ABILITY

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ахвердиев Камил Самедович, Александрова Екатерина Владимировна, Кручинина Екатерина Евгеньевна, Мукутадзе Мурман Александрович

Предложен метод расчета упорного подшипника скольжения с адаптированным профилем опорной поверхности, обеспечивающей повышенную несущую способность подшипника, работающего на стратифицированной двухслойной смазке. Дана оценка влияния вязкостного отношения слоев и параметра, характеризующего границу раздела слоев на основные рабочие характеристики подшипника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ахвердиев Камил Самедович, Александрова Екатерина Владимировна, Кручинина Екатерина Евгеньевна, Мукутадзе Мурман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATIFICATED FLOW OF TWO-LAYER LUBRICATION IN THE CLEARANCE OF THRUST BEARING WITH THE INCREASED BEARING CAPACITY

A method of calculation of the thrust plain bearing with adapted profile of the bearing capacity, providing the increased bearing capacity of the bearing, working on the stratified two-layer lubrication in the presence of the porous layer on the surface of the guide is suggested.

Текст научной работы на тему «Стратифицированное течение двухслойной смазки в зазоре упорного подшипника, обладающего повышенной несущей способностью»

УДК 532.525.2: 532.517:532 : 59

К.С. АХВЕРДИЕВ, Е.Е. АЛЕКСАНДРОВА, Е.В. КРУЧИНИНА, М.А. МУКУТАДЗЕ

СТРАТИФИЦИРОВАННОЕ ТЕЧЕНИЕ ДВУХСЛОЙНОЙ СМАЗКИ В ЗАЗОРЕ УПОРНОГО ПОДШИПНИКА,

ОБЛАДАЮЩЕГО ПОВЫШЕННОЙ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТЬЮ

Предложен метод расчета упорного подшипника скольжения с адаптированным профилем опорной поверхности, обеспечивающей повышенную несущую способность подшипника, работающего на стратифицированной двухслойной смазке. Дана оценка влияния вязкостного отношения слоев и параметра, характеризующего границу раздела слоев на основные рабочие характеристики подшипника.

Ключевые слова: стратифицированное течение, двухслойная смазка, упорный подшипник, несущая способность.

Введение. Известно, что с помощью экспериментальных методик получена необходимая информация о межмолекулярном взаимодействии на границе раздела жидкости с твердым телом, в результате которого происходит образование структурированных пристенных слоев жидкости с иными (чем в объеме) свойствами [1-3].

Очевидно, что при наличии в смазочной жидкости подшипника скольжения частиц присадок или продуктов износа и окисления, а также за счет пристенной ориентации ее молекул происходит разделение смазки на слои с различной вязкостью. Известные решения [4,5] задач о стратифицированном течении вязкой несжимаемой жидкости в кольцевом пространстве, а также задач [6,7] о спектре фазовых скоростей внутренних волн в слабостратифицированной двухслойной жидкости и

о внутренних волнах с турбулентной струей в стратифицированной жидкости не отражают специфику стратифицированного течения двухслойной жидкости в зазоре упорного подшипника, обладающего повышенной несущей способностью.

Цель работы - разработать аналитический метод расчета упорного подшипника с адаптированным профилем его опорной поверхности, обеспечивающей повышенную несущую способность подшипника, работающего на стратифицированной двухслойной смазке. Оценить влияние вязкостного отношения слоев и параметра, характеризующего адаптированный профиль опорной поверхности подшипника, а также параметра, характеризующего границу раздела слоев на основные рабочие характеристики подшипника.

Постановка задачи. Рассматривается установившееся стратифицированное течение двухслойной вязкой несжимаемой жидкости в зазоре упорного подшипника скольжения с адаптированным профилем опорной поверхности (рис.1). Предполагается, что ползун неподвижен, а шип движется в сторону сужения зазора с заданной скоростью У.

Рис. 1. Схематическое изображение двухслойной смазки в зазоре упорного подшипника

В декартовой системе координат х'О'у' уравнения адаптированного контура ползуна СП, границы раздела СГ, а также направляющей СН можно записать в виде:

у' = h0 + х'tga - а'это 'х' = h'(х'); у' = ^'(х'); у' = 0. (1)

Здесь а е[0,1], ^ - начальный зазор; tga - угловой коэффициент линейного контура;

а' и о' - соответственно амплитуда и частота контурных возмущений, характеризующих степень отклонения контура ползуна от прямолинейного. Предполагается, что %а и а' одного порядка малости; о = со 'I в дальнейшем определяется из условия максимума несущей способности подшипника; I - длина ползуна.

Точное схематическое изображение контуров Сп и СГ можно привести после определения оптимального значения (по несущей способности) параметра о , характеризующего адаптированный нелинейный контур ползуна.

Основные уравнения и граничные условия. В качестве основных уравнений берется безразмерная система уравнений движения вязкой несжимаемой жидкости для случая «тонкого слоя» и уравнение неразрывности:

д2и„ dp ди. ди

= —, — + — = 0, (/ = 1,2), (2)

ду dx ду дх

где размерные величины х',у',и',и',р\ в смазочном слое связаны с безразмерными х,у, и,иi,pi соотношениями:

І I 1-і I * I * К , * * /ц,Ы

у = Ь0 у; х = I • х; и, = и и; иг = и гиі; є = —; р, = ргрг; р, = ——. (3)

I Н0

Здесь и,,и' - компоненты вектора скорости; р, - гидродинамическое давление в смазочных слоях; ц , - динамический коэффициент вязкости.

Граничные условия на поверхности ползуна и направляющей записываем в виде:

и 2

и1 10 = 0; и1 = 1; р1(0) = р1(1) = р-^0- = ^; (4)

1 /ц1и

и21 г=«х) = 0; и21 г=Л(х) = 0; р2 (0) = р2 (1) = = Р. (5)

/ц2 и

На границе раздела слоев:

6^1 ц2 ди2

и \ = и \ • -л I = ^ I • ~"Ч = П1__14 • (6)

1 у=ак 2 у=ак ’ 1 у=ак 2 у=ак ’ /«, у=ак ^ у=ак ’ ^ *

I ду ^ ^ ду

и1 , и ч , / ч , • Ща а' п

— = аh (х); h(х) = 1 + пх - п^тюх; п =------; П1 = —; ю = ю I. (7)

и1 ho h0

Граничные условия (5) означают прилипание смазки к поверхности ползуна и направляющей. Условия (6) означают: равенство скоростей, касательных и нормальных напряжений на границе раздела слоев, а также условие существования слоистого течения смазки, т.е. требуется, чтобы скорость точек границы раздела слоев в каждой точке была направлена по касательной к контуру раздела слоев.

Точное автомодельное решение системы уравнений (2), удовлетворяющее граничным условиям (5) и (6) с учетом (7), ищется в виде:

и >=-д^г+и ‘(ху); и = 6г+У‘(ху); ^ = ^®;

дх ду

и , (х, у) = -^ (§)И'(х); V (х, у) = 4 (§); § = Г;

И

dp1 _ С1 с 2 _ dp2 _ С1 с 2 dx И2 Иъ ’ dx И2 Иъ Подставляя (8) в (2) и в граничные условия (5) и (6) с учетом (7), будем иметь:

¥1''= с2; и" = с1; и' + §51 = 0; у2 = с2; и2 = с1; и'2 + §52 = 0 ¥1(0) = 0, и1(0) = 0, и1(0) = 1, ¥2(1) = 0, Ы2(1) = 0,

52(1) = 0, ¥1(а) = ¥2 (а), и1(а) = 52(а), и1(а) = и2(а),

3;(а) = — и2(а), ¥1'(а) = — у£(а), р = р2, (^1 (§) + (и2(§М§ = 0.

—1 —1 —1 0 а

(8)

(9)

(10)

Учитывая, что расслоение смазки на слои происходит вблизи неподвижной твердой поверхности, т.е. при значениях а, близких к единице, условие раздельного течения смазки (и, (а)/51(а) ) = аИ' (0) в принятом нами приближении удовлетворяется. На самом деле из граничного условия

1

, (а) + а52 (а) +152 (§) d§ = 0

следует

52 (а)

й2(а)

+а +

52 (а) а Ма)

Используя теорему о среднем значении, будем иметь

^(а)

«2 (а) ^(а ), V

+ а + ,, , . (1 - а)

52 (а)

^2(а)

=0.

а* є (а,1).

Так как и2(а*) < и2(а), (1 - а) << 1, следовательно, с точностью до членов

^2 (а*)

V и2(а)

(1 - а)

будем иметь:

1

151(§М§ * 0, 152(§М§ * 0.

Решение задачи (9) - (10) находим непосредственным интегрированием. В результате будем иметь:

22

§§

¥1 = с2у + с2§ + ^ и1 = с1у + С6§ + с7;

22

§§

¥2 = С2у + С4§ + С5 , и2 = С1у + С8§ + С9 ;

уЪ у2

Л - сД

1 3 6 2

и1 =-С1 ~Г - С6~Г + с10; и2 = -с1 ~Г - с8~г + с11 ;

32

§- - сД

3 8 2

Р1 = с (х) + С2 Jз (х) + С12; Р2 = сJ2 (х) + С2 (х) + С13;

dx

Л (х)= |

(1 + пх - п1 s1n юх)

к

(11)

0

Для определения постоянных ci(/ = 2,3,...13) и С1, c2, с1, с2 придем к следующей алгебраической системе из 16 уравнений с 16 неизвестными:

с7 =1; сю =0; сз =0; с12 = р; с1з = р;

-с1 3 - С8~^ + с11 = 0; с1 2 + с8 + с9 = 0; с2^ + с4 + с5 = 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—2_ —1 —2

—2_ —1

с1а + с6 = —-(с1а + с8); с2а + с2 = —-(с2а + с4);

—1 —

2

с—

Jз(1) : —2 —1

2 2 2 2 а а а а

с2 — + с2а + с3 - с2 — - с4а - с5 = 0; с1 — + с6а + с7 - с1 — - с8а - с9 = 0;

а3 а2 а3 а2 1 1

с---------+ с,-----------------------------+ с а - с-с------с а + с — + с — + с = 0.

2

1 6

2

16

2

16

2

Решение системы (12) сводится к решению следующего матричного уравнения

И • х = Ь,

где х = |с1; С4; С5; С8; С9}; Ь ={0;0; - 6а;0; - 2}

(12)

(13)

М =

32(1)

—-(1)

1

ка - а +1 (1 - к)а

—-(1)

2

0

0

2а(к -1) 0

2

0

0

2

-2

0

а2 (к -1)

Решая матричное уравнение (13), получаем

2а(к -1)

6 + 6ка2 - 6а2 А

32(1) —-(1)

(ак - а +1) А

0

2

0 3ка2 - 3а2 + 3 6 - 6а

-2

(3 - 6а2 + 3а4 + 3к2а4 - 6ка4)

с =-

—2—а(-3а2 - 3а + 3а- + 3 + 6ка2 - 3к + 3а-к2 - 3а2к2 - 6ка3 + 3ак ■ —-(1) ^

(ак - а +1) А 3акр - 3а2к2 - 6ка3 + 3ак)

4 - Ра2 - 4а3 + 4ка3 _ -4а3 + 4ка3 - 3ка2 + 3а2 +1

А

А

С2 кс4, С6 кс8

3 , 7,2 4

2

А = -4а +1 + а -6ка + 4ка + ка + 4ка-2ка -4а + 6а

—^ =1 + ~п +—(с°5ю-1); с2 =-с11^1 + +— (с°5ю-1) |;

—3(1) 2 ю V 2 ю

0

0

с1 =

с4 =

с8

с1 = ке1, с2

(14)

Перейдем к определению основных рабочих характеристик подшипника.

Безразмерные расходы Q1 и Q2 двухслойной смазочной жидкости определяются выраже-

ниями:

а

а

Q, = с2---------+ с2-+ с3а; 02 =-1-+ с5 - с6----с4------с5а.

^ 2 6 2 2 3 2 6 2 5 6 6 4 2 5

(15)

С использованием формул (12) и (14) для безразмерного гидродинамического давления р1, безразмерной поддерживающей силы Я.у и безразмерного момента трения йтр, получим выражения:

Р1 =‘

Я

1 2 1 ^ А П1Х,

— ПХ - — Щ +------(С08ЮХ - 1)------(С08Ю - 1)

ю

Я У = —*7 = [ Р1 ( х)аХ = С1 Р*1 0

П п1 П1 sin ю П1 (cos ю -1)

------1---------------------+ "

12 ю

ю

Йтр1

' *

,(0) + и(0) h( х)

Ъ1{ Х)

dx =

= с

1 - П - —(С08 ю - 1) ю

+ с,

1 - П (С08ю - 1)

2

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(16)

Прежде чем привести результаты численного анализа, отметим, что предлагаемая модель имеет смысл, если область 0 < § < 1 охвачена вязким течением.

Результаты численного анализа полученных аналитических выражений (16) для основных рабочих характеристик, показывают:

1) такой реально существующий фактор, как сложная двухслойная структура смазочной жидкости, приводит к изучению влияния структурного параметра а и вязкостного отношения к на основные рабочие характеристики подшипника, прежде всего, на поддерживающую силу;

2) как и ожидалось, при а=0, а=1 имеет место единый смазочный слой. В первом случае зазор заполняется более вязкой жидкостью, во втором случае менее вязкой. В первом случае несущая способность значительно выше. Граница раздела, определяемая параметром а, зависит от расхода Q=Ql+Q2 и вязкостного отношения к^гМ;

Рис.2. Зависимость безразмерной несущей способности от конструктивного параметра 77 = 771 и от параметра а, характеризующего адаптированный нелинейный контур опорной поверхности подшипника

1 - к = 1; 2 - к = 1,5; 3 - к = 4

3

2

3) при значении ю«4 несущая способность подшипника при любом значении ае[0,1] практически в два раза выше, чем при а= 0 (рис.2);

4) с увеличением значения вязкостного отношения к несущая способность подшипника резко возрастает при значениях ае [0,95-0,99].

Выводы. Предложено точное автомодельное решение задачи о стратифицированном течении смазки в зазоре радиального подшипника с адаптированным профилем опорной поверхности. Теоретически обоснован профиль, обеспечивающей повышенную несущую способность подшипника.

Библиографический список

1. Дерягин Б.В. К теории граничного трения / Б.В. Дерягин // Развитие теории трения и изнашивания. - М.: Изд. АН СССР, 1957. - С.15-26.

2. Ахматов А.С. Молекулярная физика граничного трения. / А.С. Ахматов. - М.: Физматгиз,

1963.

3. Аэро Э.Л. Микромеханика межконтактных структурированных слоев жидкости / Э.Л.Аэро, Н.М. Бессонов // Итоги науки и техники. Сер. Механика жидкости и газа. - М.: ВИНИТИ.

- 1989. - №23. - С.116-236.

4. Мирзаджанзаде А.Х. Вопросы гидродинамики вязких и вязкопластичных жидкостей в нефтедобыче. / А.Х. Мирзаджанзаде. - Баку: Азнефтеиздат, 1959.

5. Барыкин Н.П. Математическое моделирование течения многослойных смазочных покрытий в процессах обработки металлов давлением / Н.П. Барыкин, А.К. Галимов // Трение и износ. -1966. - Т.17. - №3. - С.287-291.

6. Макаренко Н.И. О спектре фазовых скоростей внутренних волн в слабостратифициро-ванной двухслойной жидкости. / Н.И. Макаренко, Ж.Л. Мальцева. // Механика жидкости и газа. -2009. - №2. - С.125-145.

7. Дружинин О.А. Изучение внутренних волн турбулентной струей в стратифицированной жидкости / О.А. Дружинин // Механика жидкости и газа. - 2008. - №2. - С.46-59.

Материал поступил в редакцию 10.02.2010

K.S. AKHVERDIEV, E.E. ALEKSANDROVA, E.V. KRUCHININA, M.A. MUKUTADZE

STRATIFICATED FLOW OF TWO-LAYER LUBRICATION IN THE CLEARANCE OF THRUST BEARING WITH THE INCREASED BEARING CAPACITY

A method of calculation of the thrust plain bearing with adapted profile of the bearing capacity, providing the increased bearing capacity of the bearing, working on the stratified two-layer lubrication in the presence of the porous layer on the surface of the guide is suggested.

Key words: stratified current, two-layer lubrication, thrust bearing, bearing ability.

АХВЕРДИЕВ Камил Самедович (1938), заведующий кафедрой «Высшая математика-2» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС), доктор технических наук (1984), профессор (1984). Окончил Азербайджанский государственный университет (1962),

Область научных интересов: трение и износ в машинах.

Автор 450 научных статей и 9 монографий.

КРУЧИНИНА Екатерина Владимировна, доцент (1995) кафедры «Высшая математика-1» РГУПС, кандидат технических наук (1995). Окончила Кубанский государственный университет (1976).

Область научных интересов: трение и износ в машинах.

Автор 20 научных статей.

АЛЕКСАНДРОВА Екатерина Евгеньевна, аспирантка кафедры «Высшая математика-2» РГУПС. Окончила РГУПС (2007).

Область научных интересов: трение и износ в машинах.

Автор 6 научных статей.

МУКУТАДЗЕ Мурман Александрович (1963), доцент (2001) кафедры «Высшая математика-2» РГУПС, кандидат технических наук (1995). Окончил РГУПС (1986),

Область научных интересов: трение и износ в машинах.

Автор 41 научной статьи.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.