• ЭКОЛОГИЯ
Стратегия защиты Балтийского моря: текущее состояние и перспективы
Б. П. УСАНОВ, канд. техн. наук, советник губернатора Санкт-Петербурга, член Президиума РАТ, профессор ГАСУ С. В. ВИКТОРОВ, докт. геогр. наук, зам. директора по науке НИИ космоаэрогеологических методов (НИИКАМ) Министерства природы и экологии РФ, профессор СПбГУ
Стратегия разрабатывается в Санкт-Петербурге рабочей группой по подготовке раздела «Морская деятельность» Национальной программы России по реализации Плана действий ХЕЛКОМ на Балтийском море.
Документ «План действий ХЕЛКОМ для Балтийского моря» (далее ПДБМ), под-писаный всеми балтийскими государствами в Кракове (Польша) 15 ноября 2007 г., определяет стратегию развития комплексных природоохранных мероприятий в регионе Балтийского моря до 2021 г. План содержит 4 раздела:
• Эвтрофикация;
• Вредные вещества;
• Биоразнообразие и охрана природы;
• Морская деятельность.
Решением, принятым 28 октября
2009 г. на совместном заседании комитета по транспорту, комиссии по дорожному хозяйству и комиссии по логистике Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации (ассоциация «Северо-Запад») в Санкт-Петербурге была сформирована рабочая группа по подготовке раздела «Морская деятельность» Национальной программы России по реализации Плана действий ХЕЛКОМ на Балтийском море. Руководителем рабочей группы был назначен советник губернатора Санкт-Петербурга, член Президиума РАТ, профессор Б. П.Усанов. В ее состав вошли специалисты в области морского и речного транспорта и эксперты в области морской экологии.
В разделе «Морская деятельность» Плана ХЕЛКОМ предусмотрены 8 целей:
• Исключение случаев нелегального сброса загрязнений;
• Безопасный морской транспорт без аварий, приводящих к загрязнению морской среды;
• Эффективные средства реагирования и ликвидации последствий аварий;
• Минимальные загрязнения сточными водами с судов;
• Отсутствие внесения судами чужеродных видов водных организмов;
• Минимальные выбросы в атмосферу от морских судов;
• Нулевые сбросы от морских нефтяных платформ;
• Минимальные угрозы от морских установок, отличных от буровых платформ.
По первым из шести перечисленных задач из состава рабочей группы были сформированы подгруппы специалистов, которые подготовили материалы для проекта Национального плана. В октябре-декабре 2009 г. прошло 4 пленарных заседания, на которых заслушаны сообщения представителей подгрупп. Предусмотрена следующая структура нашего проекта по каждой из 6 задач: пояснительная записка и таблица, содержащая предложения по мероприятиям; ориентировочная стоимость их реализации; ответственные ведомства и возможные исполнители. Мероприятия включают разработку законодательных актов, нормативных документов, организационно-технические работы, выполнение НИР и обучение кадров.
В ходе горячих обсуждений, состоявшихся в рабочей группе, выявлены пробелы в законодательной базе и методическом обеспечении природоохранной деятельности, противоречия между разными группами хозяйствующих организаций, недостатки в организации мониторинга загрязнений акваторий, слабость материально-технической базы ряда участников деятельности на море. В дискуссиях, как в капле воды, отразились все узкие места в развитии постоянно реформируемой морской отрасли.
26-27 ноября 2009 г. в Петрозаводске под эгидой Координационного совета
по приграничному и межрегиональному сотрудничеству при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе проведен методический семинар по подготовке концепции Национального плана РФ по всем четырем разделам Плана ХЕЛКОМ. В ходе семинара состоялась панельная дискуссия по разделу «Деятельность на море» (ведущий — доктор географических наук С. В. Викторов), в которой приняли участие члены рабочей группы директор Балтийской дирекции по тех. обеспечению надзора на море Роспри-роднадзора В. М. Зайцев, советник руководителя ОАО «СЗП», президент Ассоциации маломерного флота, руководитель секции Морского совета при Правительстве СПб Е. В. Зубарев, советник генерального директора ФГУП «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление» В. Ф. Ковалев и руководитель компании «Морская экология» Т. А. Преснякова. Их выступления вызвали живой интерес участников семинара. На семинаре присутствовали представители всех субъектов СЗФО, которые поддержали позицию членов рабочей группы по проблемам мониторинга нефтяных и иных загрязнений, борьбы с аварийными разливами нефтепродуктов, проблемам системного подхода к работам с судовыми «отходами» в портах, проблемам маломерного флота, мерам по предотвращению заселения российских акваторий чужеродными «вселенцами».
Консультант Администрации главы Республики Карелия В. С. Шахов говорил о необходимости совершенствования законодательства по маломерным судам и привел доводы в пользу увеличения штата государственных инспекторов по маломерному флоту. Он настоятельно просил включить эти предложения в проект Национального плана. На этом фоне странной и весьма недальновидной представляется позиция начальника отдела государственной инспекции по маломерному флоту Северо-Запад-
Балтика, в силу определенных обстоятельств, — одна из наиболее уязвимых в экологическом отношении морских акваторий на планете, и в то же время на нее приходится порядка 10% мирового грузооборота. Достаточно сказать, что через Датские проливы ежегодно проходит более 65 тысяч судов. Международную общественность серьезно беспокоит необходимость исключения случаев нелегального сброса загрязнений и аварий, приводящих к загрязнению морской среды; эффективные средства реагирования на это и ликвидации их последствий; минимизация загрязнения сточными водами и выбросов в атмосферу с морских судов; сокращение внесения судами чужеродных видов водных организмов и другие экологические проблемы.
Способствовать улучшению экологического состояния Балтики призван «План действий ХЕЛКОМ на Балтийском море», раздел «О морской деятельности» которого выполнен датскими и российскими, а в основном петербургскими, учеными и специалистами. Сейчас разрабатываются национальные программы мер по их обеспечению. Рабочая группа действует и в Санкт-Петербурге. Под руководством Б. П. Усанова по шести направлениям трудятся 15 специалистов, представляющих Санкт-Петербургский государственный университет, Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота, Морскую государственную академию имени адмирала С. О. Макарова, Морскую администрацию Большого порта и другие организации города. В мае 2010 года в Москве эти программы будут утверждены на выездном заседании ХЕЛКОМ.
ного регионального центра МЧС России А Г. Слепухина и главных госинспекторов Г. Ю. Корсунова и К. Ф. Пашинского, которые пренебрегли нашим приглашением лично участвовать в работе группы, несмотря на указание заместителя начальника центра полковника И. В. Алферова. Заместитель генерального директора ГУП «Водоканал — Санкт-Петербург» А. К. Кинебас рассказал о нескольких авариях танкерного флота и подчеркнул необходимость жестких мер контроля нефтяных загрязнений на всех водных объектах, так как разливы нефтепродуктов в значительной степени нарушают ритмичность работы основных технологических агрегатов городского водохозяйственного комплекса. Начальник департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области А. М. Завгородний призвал усилить контроль за капитанами судов, работающих на внутренних водных путях, и принять меры по повышению их квалификации. Директор Балтийского фонда природы Р. А. Саги-тов сообщил, что из 10 наиболее опасных инвазивных видов морских животных 5 уже есть в Балтийском море, и поддержал меры по борьбе с биологическим загрязнением (занесением чужеродных видов), намеченные в проекте Национального плана РФ по реализации ПДБМ. Генеральный директор общественной организации «Экология и бизнес» — оператор ХЕЛКОМ в РФ доктор биологических наук Л. К. Коровин говорил о важности шестой задачи — «минимизировать выбросы в атмосферу с судов», поскольку сегодня возрастают объемы судоходства, растут выбросы окислов азота, и проблема, по его выражению, «набирает обороты». Профессор РГГУ Г. Т. Фрумин в своем выступлении подчеркнул, что сейчас нет полноценного взаимодействия между многочисленными организациями, изучающими Балтийское море. Он призвал рассмотреть вопрос о создании научно-исследовательского центра (института) в Санкт-Петербурге для объединения усилий различных ведомств с целью эффективного использования информации по Балтийскому морю. Начальник отдела экологии ООО «ЛУКОЙЛ-Кали-нинградморнефть» О. Е. Пичужкина горячо поддержала высказанное С. В. Викторовым мнение о недостаточном внимании со стороны Министерства природных ресурсов и экологии РФ к проблемам организации в нашей стране всепогодного спутникового радиолокационного наблюдения в целях мониторинга загрязнения моря нефтепродук-
тами. Она сообщила, что ее компания уже в течение пяти лет в инициативном порядке за свой счет проводит спутниковый мониторинг акватории в районе морской нефтедобывающей платформы Д-6 с использованием спутников типа КАОЛИЗАТ (Канада) и ЕМУКАТ (Европейское космическое агентство), однако государственные структуры РФ не проявляют к этим данным интереса. По мнению советника председателя Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области А. Н. Волкова, строящийся порт Усть-Луга имеет множество проблем с очистными сооружениями, и этот порт необходимо включить в список «горячих точек». В заключение общей дискуссии В. Ф. Ковалев призвал к разработке в РФ единой информационной системы на основе технологии ГИС по всем четырем разделам ПДБМ.
На семинаре получила поддержку и одобрение наша «расширительная трактовка» задач разработки Национального плана. Мы считаем, что интеллектуальный потенциал членов рабочей группы должен быть использован в полной мере, а уже собранные рабочей группой фактографические данные и созданные аналитические материалы должны найти применение. Поэтому наряду с конкретными положениями ПДБМ нами рассмотрен и ряд важных, но нерешенных пока проблем в сфере морской деятельности, характерных именно для нашей страны. Их совершенно необходимо включить в Национальный план, рассматриваемый нами как стратегический документ долговременного действия, реализация которого будет проходить под международным контролем в течение
ЭКОЛОГИЯ •
ближайшего десятилетия. При этом имеется в виду, что наши проектные материалы могут быть использованы последовательно на разных этапах этого процесса.
15 декабря 2009 г. состоялось совместное заседание комитета по транспорту, комиссии по дорожному хозяйству и комиссии по логистике ассоциации «Северо-Запад», на котором заслушан и обсужден доклад секретаря рабочей группы по подготовке раздела «Морская деятельность» Национальной программы России по реализации Плана действий ХЕЛКОМ на Балтийском море докт. геол. наук С. В. Викторова «О ходе работы над проектом текста раздела». К 15 декабря закончено составление первой редакции документа, который передан в организацию — оператор ХЕЛКОМ в РФ «Экология и бизнес». На заседании принято решение об одобрении деятельности рабочей группы и продлении ее полномочий. Аппарат ассоциации «Северо-Запад» направил документ в координационный совет по приграничному и межрегиональному сотрудничеству при постоянном представителе Президента РФ в СЗФО и в субъекты СЗФО, которым рекомендовано ознакомиться с проектом раздела «Морская деятельность» Национального плана и сформулировать свои замечания и предложения.
В мае 2010 г. в Москве состоится министерская сессия ХЕЛКОМ, на которой должны быть утверждены Национальные планы стран по реализации Плана ХЕЛКОМ. За оставшееся время рабочей группе предстоит проделать большую работу по отстаиванию позиции санкт-петербургских специалистов в московских инстанциях.