Научная статья на тему 'Береговое и морское пространственное планирование на Балтике'

Береговое и морское пространственное планирование на Балтике Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
306
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕГОВОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЕРЕГОВОЕ И МОРСКОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МОРСКАЯ СРЕДА / МОРСКОЙ ПОРТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАЛТИКА / ФИНСКИЙ ЗАЛИВ / GULF OF FINLAND. CONTACT: / COASTAL SPATIAL PLANNING / COASTAL AND MARITIME SPATIAL PLANNING / MARITIME ENVIRONMENT / SEA PORT / ENVIRONMENTAL SAFETY / BALTIC SEA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Викторов С.В., Усанов Б.П.

Освещена история вопроса. Представлены предложения, касающиеся раздела «Деятельность на море» ФЦП «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 г. Проанализирована проблема морского и берегового планирования в Финском заливе в связи с развитием порта Усть-Луга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Викторов С.В., Усанов Б.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coastal and maritime spatial planning in the Baltic Sea

The article provides background to the issues of coastal and maritime planning in the Baltic Sea, makes suggestions related to the section on maritime activities of the Federal Special-Purpose Programme for improving environmental situation in the Baltic Sea basin through to 2020, and analyses issues of coastal and maritime planning in the Gulf of Finland caused by development of the Ust-Luga port.

Текст научной работы на тему «Береговое и морское пространственное планирование на Балтике»

Береговое и морское пространственное планирование на Балтике

С. В. ВИКТОРОВ, глав. науч. сотрудник НИЦ экологической безопасности РАН, профессор СПбГУ Б. П. УСАНОВ, профессор СПбГАСУ, советник председателя Комитета по транспортно-транзитной политике правительства

Санкт-Петербурга

В связи с активной хозяйственной деятельностью человека в прибрежных зонах и в море обостряется проблема защиты морских экосистем. В связи с этим особую актуальность обретают вопросы, связанные с морским и береговым пространственным планированием. Они все чаще обсуждаются на региональных конференциях, их решение входит в план деятельности международных и межправительственных экологических организаций.

В проекте программы международного «Года Финского залива - 2014» планирование морской среды названо первым среди пяти приоритетных направлений исследований [1; 2].

Исторический аспект

В течение нескольких последних лет Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО и программа «Человек и Биосфера» занимаются морским пространственным планированием (МПП), чтобы контролировать морскую среду исходя из эко-системного принципа. В ноябре 2006 г. МОК организовала первое международное совещание по МПП, в 2007 г. был выпущен технический отчет ЮНЕСКО «Visions for a Sea Change» («Предположения об изменениях моря»), в 2008 г. международный журнал Marine Policy посвятил МПП специальный выпуск. В 2009 г. ЮНЕСКО опубликовала документ «Marine Spatial planning: A Step-by-Step Approach towards Ecosystem-based Management» («Морское пространственное планирование: шаг за шагом к управлению, ориентированному на экосистему»), где присутствует такое определение: «Морское пространственное планирование — это общественный процесс анализа и учета пространственного и временного распределения активности людей в морских районах с целью достижения экологических, экономических и социальных целей, которые были определены в ходе общественного процесса».

МПП как отдельное направление не вошло в план действий Хельсинкской комиссии (ХЕЛКОМ) по Балтийскому

морю. Впервые свою озабоченность по этому поводу мы высказали в выступлении на Международном экологическом форуме «День Балтийского моря» в марте 2007 г., а повторно — в 2010 г. [3]. 15 ноября 2007 г. была принята Рекомендация ХЕЛКОМ 28Е/9 относительно развития широкомасштабных принципов МПП применительно к Балтийскому морю, которая соотносится с действующим международным законодательством. Рекомендация призывает страны, подписавшие Хельсинкскую конвенцию, заполнить пробелы в пространственных данных, например по морскому и береговому биоразнообразию, природным ресурсам, использованию суши и моря, демографии, транспорту, судоходству, и обеспечивать ХЕЛКОМ и другие заинтересованные стороны необходимой информацией для широкомасштабного берегового и морского пространственного планирования (БМПП). При этом база данных ХЕЛКОМ должна совмещаться с базой данных Европейского агентства по окружающей среде. В Рекомендации ХЕЛКОМ 28Е/9 упомянута Рекомендация ВАСАБ относительно пространственного планирования береговой зоны в регионе Балтийского моря.

Межправительственная организация ВАСАБ (VASAB, Vision And Strategies Around Baltic) была создана в августе 1992 г. на конференции министерского уровне в Карлскруне (Швеция), где для разработки документа «Vision and Strategies for the Baltic Sea Region 2010» («Предположения и стратегии для Балтики») была назначена группа экспертов. На третьей конференции, проходившей 7-8 декабря 1994 г. в Таллине, принят документ «VASAB 2010. Towards a

Framework for Spatial Development in the BSR» («На пути к структуре пространственного планирования в Балтийском регионе»). В 1996 г. был опубликован доклад «From Vision to Action» («От предположений к действию». В ВАСАБ, являющейся форумом для обмена мнениями по вопросам стратегического планирования в регионе Балтийского моря, состоят 11 государств, в том числе Россия. Нашу страну представляет Министерство регионального развития РФ; кроме того, от Санкт-Петербурга присутствует «Леонтьевский центр», от Калининграда — Министерство экономики правительства области, от Пскова — комиссия по вопросам собственности администрации области.

20 мая 2010 г. на министерской встрече ХЕЛКОМ в Москве было принято решение о создании совместной рабочей группы по ХЕЛКОМ и ВАСАБ по МПП (Joint Working Group on maritime spatial planning — HELCOM-VASAB MSP WG). Группа учреждена 21 октября 2010 г. Заметим, что, на наш взгляд, в названии группы необоснованно опущено слово «береговое», что противоречит духу Рекомендации ХЕЛКОМ 28Е/9 и директивным документам ЕС. Планировалось, что деятельность совместной группы будет направлена на разработку и применение в регионе Балтийского моря набора совместных ХЕЛКОМ-ВАСАБ широкомасштабных трансграничных принципов морского пространственного планирования.

Научно-практическое направление БМПП оформляется законодательно. Так, в 2009 г. целевая рабочая группа при президенте США разработала проект рамочного документа по организации эффективного БМПП, где определен термин «береговое и морское пространственное планирование», уточнены вопросы, касающиеся соответствия БМПП национальному и международному законодательству, определены требования в части научного сопровождения, интеграции данных, исследований, управления и доступа к материалам БМПП, а также директив-

ные сроки разработки и реализации мероприятий [6]. Документ определяет государственную политику в области берегового и морского пространственного планирования. В самом его названии подчеркивается понимание неразрывной связи обоих процессов со стороны законодательного органа США.

В нашей стране много лет велось территориальное планирование и формирование природно-территори-альных комплексов и систем. В 1980-х гг. в СССР была разработана Градостроительная концепция бассейна реки Волга, на территории которого проживало 60 млн человек. В 1990-е гг. в Санкт-Петербурге пытались использовать голландский опыт интегрального управления береговой зоной и интегрального управлении водными ресурсами применительно к водной системе Ладожское озеро — река Нева — восточная часть Финского залива. Интересная информация накоплена в ходе проектирования и сооружения морского торгового порта Усть-Луга. Наконец, в 1987 г. разработаны четкие стратегические предложения по БМПП применительно к российским секторам Балтийского моря.

На XIII Международном экологическом форуме «День Балтийского моря» (Санкт-Петербург, 21-23 марта 2012 г.) прошел круглый стол «Морское пространственное планирование как инстру-

мент комплексного управления морскими регионами для рационального использования ресурсов и охраны природы». Его участники обменялись мнениями по поводу применения концепции МПП не только на Балтике, но и в целом в РФ.

Морское пространственное планирование в проекте ФЦП по оздоровлению Балтики

Экспертная рабочая группа петербургских специалистов, созданная 8 апреля 2009 г. Комитетом по транспорту ассоциации «Северо-Запад», в 2009-2010 гг. разработала предложения по составу раздела «Деятельность на море» проекта Федеральной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 г.».

В разделе рассматриваются проблемы безопасности мореплавания, обеспечения чистоты акватории, мониторинга акватории и береговых зон, различные аспекты портовой деятельности [5].

Предложения были представлены в марте 2010 г. на XI Международном экологическом форуме «День Балтийского моря», одобрены участниками круглого стола «На пути к более чистому и более безопасному Балтийскому морю».

Запланированы четыре комплексных проекта:

• «Исключение случаев нелегального сброса загрязнений всех видов с судов

и морских нефтяных платформ, включая модернизацию системы обращения с зараженными грунтами, возникающими при проведении гидротехнических работ в портах, на судоходных трассах и в береговой зоне, и модернизацию системы управления судовыми балластными водами и осадками»;

• «Российский морской и речной транспорт в бассейне Балтийского моря, эксплуатируемый без аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды»;

• «Обеспечение достаточности средств реагирования в аварийных ситуациях, включая проблемы технического оснащения, авиакосмического мониторинга и создания международных центров обучения и тренировок кадров»;

• «Учет принципов пространственного планирования, „средового подхода", устойчивого развития и экологической безопасности при проектировании новых, реконструкции и расширении существующих портовых комплексов и других объектов в береговой зоне российского сектора Балтийского моря».

Ранее мы уже знакомили специалистов с общим содержанием проекта [5]. Здесь приводим полный (за исключением финансовых показателей), проект четвертого раздела программы, направленной непосредственно на внедрение принципов БМПП в регио-

— ЭКОЛОГИЯ ^^

не Балтийского моря (см. врезку справа). Он представляет интерес не только с исторической точки зрения. Возвращение к обсуждению проекта, а также учет имеющегося в нашей стране многолетнего опыта территориального планирования могли бы способствовать успешной работе не только российских организаций по направлению БМПП.

Морское пространственное планирование в Финском заливе

В рамках масштабных реализуемых и планируемых градостроительных и транспортных проектов по обустройству Финского залива проведены и намечены гидротехнические работы по намыву новых территорий, созданию новых объектов транспортной инфраструктуры, включая глубоководные судоходные каналы. В числе этих проектов:

• пассажирский терминал и проект «Морской фасад» в целом;

• аванпорт Бронка;

• намыв территории севернее Лисьего Носа против Сестрорецка;

• порт Усть-Луга;

• группа проектов для острова Кот-лин [3].

Общая площадь новых намывных территорий может составить от 1170 до 2720 га. Экологические проблемы, которые могут возникнуть при строительстве таких крупных гидротехнических объектов, как «Морской фасад», Усть-Лужский порт, порт Приморск и др., подробно освещались во многих докладах российских и зарубежных специалистов на международных экологических форумах «День Балтийского моря». Таким образом, при рассмотрении новых крупных проектов в Финском заливе и уже одобренных проектов следует признать необходимым использование принципов БМПП, методологии анализа береговых при-родно-технических систем и современных методов анализа рисков.

В упомянутых докладах [3, 4] обосновывается необходимость использования принципов пространственного планирования в российской части Финского залива, поскольку расширение и строительство морских портов в городских поселениях, создание транспортных связей портов, намыв новых территорий требуют научно обоснованного БМПП. Отметим, что БМПП предполагает учет природных и антропогенных факторов воздействия на морские и береговые экосистемы, наличие общедоступных баз данных и баз

Фрагмент «Деятельность на море» проекта Федеральной целевой программы «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 г.»

Обоснование необходимости выполнения проекта (2010-2020 гг.)

Устойчивое, экологически безопасное и контролируемое развитие портовых комплексов в российских секторах Балтийского моря осложнено расположением некоторых портов внутри городских агломераций различного размера и сложности. Отсутствие федерального закона о береговой зоне РФ негативно отражается на развитии взаимовыгодного сотрудничества предприятий разной формы собственности в прибрежных водах и территориях. В РФ недостаточно развита школа пространственного планирования применительно к морским и береговым природно-тех-ническим системам. Архитектурно-планировочные решения, используемые при проектировании создаваемых и при расширении существующих портовых комплексов, игнорируют системный и «средовый» подходы и являются объектом обоснованной критики. Между тем 14 декабря 2009 г. в США опубликован стратегический документ, определяющий долгосрочную политику государства в отношении морского и берегового пространственного планирования. Документ, разработанный группой специалистов по поручению Белого дома, определяет отношения между органами федерального, штатного и локального уровня США по всем видам деятельности в переходной зоне «вода — суша». Опыт создания этого документа целесообразно учесть при разработке федерального закона о береговой зоне РФ.

Состав проекта (объекты плана)

1. Выполнение исследований, комплексная оценка экологического состояния и долгосрочных тенденций развития морских и береговых природно-технических систем в российских секторах Балтийского моря при соблюдении принципов пространственного планирования, «средового подхода», устойчивого развития и экологической безопасности и при безусловной гармонизации интересов населения и бизнеса (2011-2015 гг.).

2. Разработка и принятие закона о береговой зоне РФ (2011-2012 гг.).

3. Разработка и реализация в российских секторах Балтийского моря градостроительной документации по устойчивому контролируемому развитию агломераций, имеющих в своем составе природно-технические системы типа «порт плюс береговая зона», и генеральных планов городов с проектами планировок портовых зон (2011-2020 гг.).

4. Разработка целевой региональной программы по экологизации развития береговых зон Санкт-Петербурга (2011-2012 гг.).

Ожидаемые результаты

1. Комплексная оценка экологического состояния и долгосрочных тенденций развития морских и береговых природно-технических систем в российских секторах Балтийского моря.

2. Утвержденный закон о береговой зоне РФ.

3. Реализованные в российских секторах Балтики генеральные планы устойчивого и контролируемого развития городских агломераций, имеющих в своем составе природно-технические системы типа «порт плюс береговая зона».

Социальная, экономическая, экологическая эффективность проекта

Все четыре объекта инвестиционного плана направлены на гармонизацию интересов населения и бизнеса при развитии морских и береговых природно-тех-нических систем типа «порт плюс береговая зона» в составе городских агломераций, с учетом признанных в развитых странах принципов интегрированного управления водными ресурсами. Целевая региональная программа по экологизации развития береговых зон Санкт-Петербурга явится прототипом для разработки аналогичных программ других береговых мегаполисов РФ.

Выполнение инвестиционного плана и внедрение его результатов в практику градостроительства в береговых зонах вблизи портовых комплексов позволит обеспечить архитектурно-ландшафтную привлекательность морских и береговых природно-технических систем, создать значительное число рабочих мест, обеспечить закрепление квалифицированных кадров моряков и портовых рабочих в условиях проживания в экологически безопасных и благоустроенных жилых зонах.

знаний, сформированных по результатам экологического мониторинга и моделирования. В этой части ситуация далека от благополучной.

Применение принципов МПП к морскому торговому порту Усть-Луга обусловлено его динамическим развитием, многофункциональностью и наличием генерального плана развития прилегающей территории [3; 7]. Это единственный российский порт Финского залива, имеющий такой план, поэтому целесообразно начать системное исследование российских портов Финского залива в контексте МПП именно с него.

К 2015 г. грузооборот порта Усть-Лу-га составит 170 млн т. 2018 г. общее количество перегрузочных комплексов должно вырасти до 19, а грузооборот порта достигнет 180 млн т [8]. Порт многофункционален: в 2011 г. он работал с 20 видами грузов. В настоящее время в порту действуют несколько терминалов, в том числе комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2» и лесной терминал «Фактор».

Мощности порта заставляют учитывать его воздействие на окружающую территорию и акваторию, принимая во внимание каждый вид грузов в отдельности и все их в совокупности.

Комплексное социально-экономическое развитие прилегающей территории включает в себя дальнейшее развитие морского торгового порта Усть-

Луга, формирование и развитие припортовой промышленно-произ-водственной зоны, строительство нового поселения на 34,5 тыс. жителей. Реализация программы должна привести к формированию нового промыш-ленно-экономического района федерального значения в Кингисеппском районе Ленинградской области.

Таким образом, морскую природно-хозяйственную (природно-техниче-скую) систему «порт Усть-Луга», — с ее планами значительного (в 9 раз по сравнению с данными 2011 г.) увеличения грузооборота морского порта и создания нового города по кластерному принципу — целесообразно считать первоочередным объектом применения принципов БМПП в российской части Финского залива. С этой точки зрения не менее важно, что сейчас разворачивается неоправданная популяризация намыва в Невской губе.

Пространственное стратегическое планирование в сфере развития портов Финского залива актуально для всего Балтийского региона. Глава Министерства транспорта и связи Финляндии М. Кюлленен на семинаре «Логистика-2012» заявила, что министерство собирается разработать стратегию развития портовой отрасли, которая затронет систему платежей за пользование фарватерами, услуги ледокольного флота, портовую политику, а также адаптацию судоходства к ужесточению ограничений по выбросам серы в атмосферу. По словам министра, в Финляндии нет единой портовой политики. Она складывается из отдельных решений 60 различных портов, многие из которых —

частные и фактически находятся вне поля зрения государства [9].

В ближайшее время российским специалистам следует внимательно рассмотреть опыт территориального планирования в СССР, вернуться к обсуждению ошибочно отвергнутых предложений петербургских ученых в области БМПП на Балтике, изучить документы ХЕЛКОМ и ВАСАБ по МПП и проанализировать ход и результаты текущих российских и зарубежных региональных проектов в области морехозяйственной деятельности. В этом контексте целесообразно включить в состав совместной рабочей группы ХЕЛКОМ — ВАСАБ по МПП российских представителей, имеющих опыт пространственного планирования в морских районах. В ближайшее время нам предстоит выявить степень реальной новизны этого направления и истинную ценность его практических приложений.

Литература

1. Весикко Л. Трехстороннее Россия — Финляндия — Эстония сотрудничество по защите морской среды Финского залива — инициатива проведения Года Финского залива - 2014 // Наш общий Финский залив: сб. материалов науч. конф. СПбГУ, посвященной «Году Финского залива - 2014», 16 февр. 2012. СПб., 2012.

2. Викторов С. В. Береговое и морское пространственное планирование в Финском заливе на новом этапе // Наш общий Финский залив: сб. материалов науч. конф. СПбГУ, посвященной «Году Финского залива - 2014», 16 февр. 2012. СПб., 2012.

3. Викторов С. В., Рыбалко А. Е. Береговое и морское пространственное планирование — проекция на Финский залив // Сб. докладов XI Междунар. форума «День Балтийского моря», 22-24 марта 2010. СПб., 2010.

4. Усанов Б. А. Роль морского пространственного планирования в обеспечении устойчивого развития Санкт-Петербургской агломерации // Транспорт Российской Федерации. 2012. №1.

5. Усанов Б. П., Викторов С. В. Россия на Балтике: на пути к безопасному и чистому морю // Мор. порты. 2010. № 3 (84).

6. Interim Framework for Effective Coastal and Marine Spatial Planning. White House, Washington: D. C., 2009.

7. Викторов С. В., Кулибаба В. В. Природно-хозяйственная система «порт Усть-Луга» как объект морского пространственного планирования // Наш общий Финский залив: сб. материалов науч. конф. СПбГУ, посвященной «Году Финского залива - 2014», 16 фев. 2012. СПб., 2012.

8. http://morvesti.ru/news/index.php?news = 13141 (дата обращения: 28 февр. 2012 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.