Научная статья на тему 'Стратегия внешнеэкономической деятельности Центральной Азии в меняющемся мире'

Стратегия внешнеэкономической деятельности Центральной Азии в меняющемся мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страны Центральной Азии / внешнеэкономическая стратегия / инвестиционные процессы / экономическое сотрудничество / совместная деятельность государственных и частных организаций / строительство производственных объектов / Central Asian countries / foreign economic strategy / investment processes / economic cooperation / public-private partnerships / construction of production facilities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович

В мире обостряются геополитические и экономические проблемы, сокращаются инвестиционные потоки, усиливаются климатические бедствия, становится больше рисков и угроз на пути устойчивого развития, идет беспрецедентная борьба за иностранные инвестиции. Возникает акцент на ускорении интеграционных процессов в ЦА, усилении взаиморасчетов в национальных валютах и подключении к межгосударственной кооперации, формирования партнёрства с соседними евразийскими государствами, создание новых, дополнительных интеграционных возможностей, «сшивание» наиболее подготовленных стран в ЦА в СНГ. В статье рассматриваются современные тенденции внешнеэкономической деятельности центральноазиатских стран, деятельность по укреплению экономического сотрудничества, доказана эффективность совместного решения многих экономических проблем в интересах повышения благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Central Asia in a Changing World: Foreign Economic Strategy

Geopolitical and economic problems are escalating in the world, investment flows are decreasing, climate disasters are increasing, risks and threats to sustainable development are aggravating, and there is an unprecedented struggle for foreign investment. There is an emphasis on accelerating integration processes in Central Asia, strengthening mutual settlements in national currencies and joining interstate cooperation, forming partnerships with neighboring Eurasian states, creating new, additional integration opportunities, “stitching” the most prepared countries in Central Asia in the CIS. The article examines the current trends in the foreign economic activity of Central Asian countries, activities to strengthen economic cooperation, and proves the effectiveness of partnership solutions to many economic problems in the interests of improving the welfare of the population.

Текст научной работы на тему «Стратегия внешнеэкономической деятельности Центральной Азии в меняющемся мире»

Стратегия внешнеэкономической деятельности Центральной Азии в меняющемся мире

УДК:339.9; ББК:65.428; Jel:F10 Наби Саидкаримович ЗИЯДУЛЛАЕВ,

DOI: 10.24412/2072-8042-2024-6-31-45 Заслуженный деятель науки РФ,

член-корреспондент АН Узбекистана, доктор экономических наук, профессор, Институт региональных экономических исследований (117418, Москва, Нахимовский просп., 47) -главный научный сотрудник, E-mail: nabi926@mail.ru

Аннотация

В мире обостряются геополитические и экономические проблемы, сокращаются инвестиционные потоки, усиливаются климатические бедствия, становится больше рисков и угроз на пути устойчивого развития, идет беспрецедентная борьба за иностранные инвестиции. Возникает акцент на ускорении интеграционных процессов в ЦА, усилении взаиморасчетов в национальных валютах и подключении к межгосударственной кооперации, формирования партнёрства с соседними евразийскими государствами, создание новых, дополнительных интеграционных возможностей, «сшивание» наиболее подготовленных стран в ЦА в СНГ. В статье рассматриваются современные тенденции внешнеэкономической деятельности центральноазиатских стран, деятельность по укреплению экономического сотрудничества, доказана эффективность совместного решения многих экономических проблем в интересах повышения благосостояния населения.

Ключевые слова: страны Центральной Азии, внешнеэкономическая стратегия, инвестиционные процессы, экономическое сотрудничество, совместная деятельность государственных и частных организаций, строительство производственных объектов.

Central Asia in a Changing World: Foreign Economic Strategy

Nabi Saidkarimovich ZIYADULLAEV,

Honored Scientist of the RF, Corresponding Member of the Academy of Sciences of Uzbekistan, Doctor of Sciences in Economics, Professor, Institute of Regional Economic Research (47 Nakhimovsky Avenue, 117418, Moscow) - Principal Researcher, E-mail: nabi926@mail.ru

Abstract

Geopolitical and economic problems are escalating in the world, investment flows are decreasing, climate disasters are increasing, risks and threats to sustainable development are aggravating, and there is an unprecedented struggle for foreign investment. There is an emphasis on accelerating integration processes in Central Asia, strengthening mutual settlements in national currencies and joining interstate cooperation, forming partnerships with neighboring Eurasian states, creat-

6 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

ing new, additional integration opportunities, "stitching" the most prepared countries in Central Asia in the CIS. The article examines the current trends in the foreign economic activity of Central Asian countries, activities to strengthen economic cooperation, and proves the effectiveness of partnership solutions to many economic problems in the interests of improving the welfare of the population.

Keywords: Central Asian countries, foreign economic strategy, investment processes, economic cooperation, public-private partnerships, construction of production facilities.

2-3 мая 2024 г в Ташкенте стартовал III международный инвестиционный форум, на который приехали более 2,5 тысяч иностранных участников из 93 стран мира, тогда как в 2022 г на I форуме их было 1,5 тысяч участников из 56 стран. III форум освещался более чем в 110 иностранных изданиях, включая ведущие мировые медиа: " CNN", Euronews, London Post, Associated Press" и др. По итогам форума подписаны соглашения на 26,6 млрд долл., что в 2,3 раза больше, чем три года назад.

Узбекистан вновь подтвердил свою ведущую роль Стратегического партнера на международной арене. 26-28 мая 2024 г. в Ташкенте прошел государственный торжественный визит президента России В.В. Путина, который начался с символичного жеста: посещения парка «Янги Узбекистон» («Новый Узбекистан») и возложения венка к монументу Независимости. Хотя в ЕАЭС Узбекистан имеет статус не члена, а наблюдателя, вышел из ОДКБ десятилетие назад, российско-узбекские отношения - это именно прагматичное партнерство в тех направлениях, которые можно отнести к взаимовыгодным. «Узбекистан - наш стратегический партнер, надежный союзник»1 говорилось в документах саммита. Одновременно в Ташкенте прошел первый межгосударственный совет регионов России и Узбе -кистана - Форум регионов, в котором участвовали 18 глав российских субъектов.

Узбекистан за последние годы освоил 60 млрд долл. иностранных инвестиций. Более 14 млрд из средств международных финансовых институтов привлечены в социальный и инфраструктурные сектора. В ходе форума запущена программа Trade Connect Central Asia+ (TCCA+), целью которой стала стимуляция экономического развития пяти стран ЦА и Азербайджана, особенно в гидроэнергетической сфере и развитие транспортной инфраструктуры региона. Продолжаются работы по строительству с 2018 г. железных дорог протяженностью 573 км Китай-Кыргызстан-Узбекистан и Узбекистан-Афганистан-Пакистан, которые кардинально изменят геоэкономический облик ЦА, превратят его в глобальный транзитный центр, соединяющий Север и Юг, Восток и Запад.

Одним из ведущих экономических партнеров Узбекистана является Россия, ее доля в общем объеме внешней торговли Республики составляет 15,5%, и это второе место после Китая. В 2023 г. товарооборот вырос на 11,5% и достиг 9,7 млрд долл. В первом квартале текущего года он уже составил 2,4 млрд долл.

^ 32

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2024

Узбекистан в этом году ожидает около 5 млрд долл. российских инвестиций. Прямые инвестиции России в экономику Узбекистана составляют 10 млрд долл. В Уз -бекистане работают порядка 3 тысяч предприятий с российским участием, а в России - около 700 компаний с узбекистанским капиталом. Общий товарооборот России со странами ЦА в 2023 г. превысил 30 млрд долл. Не менее привлекателен и российский рынок для стран ЦА. Продолжена реализация с 2018 г. проекта строительства первой атомной электростанции в Навоийской области с шестью ядерными реакторами мощностью 55 МВт каждый. Сейчас идет согласование параметров генерального контракта.

Для упрощения работы используется апробированный Россией механизм перехода на расчеты в национальных валютах. Узбекистан таким образом сможет избежать потерь, связанных с колебаниями курса рубля и доллара, что повысит стабильность национальной валюты и экономики в целом, а также позволит Узбекистану сократить зависимость от доллара, что является важным шагом в направлении финансовой независимости. Для РФ расчеты в национальных валютах могут сделать российские товары более конкурентоспособными на узбекском рынке, так как экспортерам не придется нести дополнительные расходы на конвертацию валют. Экономисты полагают, что переход на расчеты в национальных валютах может стать шагом к созданию нового экономического пространства, где Узбекистан и Россия будут более тесно связаны друг с другом. Правда, процесс этот сложный, требующий времени и согласования с обеих сторон.

Стратегическая линия России держится на трех постулатах. Первый - безопасность и военно-техническое сотрудничество (от модернизации вооруженных сил государств региона и до строительства военных баз. Второй - энергетические проекты в нефтегазовой сфере и гидроэнергетике. Третий - укрепление сотрудничества, независимо от степени участия в интеграционных проектах СНГ. При этом России важно извлечь уроки и не повторять ошибок, допущенных в прошлом, не допустить неверных и непродуманных решений, затрагивающих суверенные чувства народов.

Чрезвычайно важна тема энергетики. Толчок к активизации сотрудничества России, Казахстана и Узбекистана появился, когда Узбекистан столкнулся с энергетическим кризисом. Было принято несколько эффективных решений. Никто не употреблял термин «газовый союз», но уже в 2025 г. планируется нарастить до 11 млрд куб. м прокачку российского газа через Казахстан в Узбекистан. Сейчас экспорт природного газа осуществляется с большим опережением графика. Флагманским проектам, включая строительство металлургического кластера и газохимического комплекса, обещана финансовая поддержка от ведущих российских кредитных организаций, таких как Газпромбанк и госкорпорация развития ВЭБ. «Дорожная карта» по сотрудничеству между Россией и Узбекистаном, состоящая из 63 пунктов, успешно выполняется.

6 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

33 ^

В рамках Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 15-16 сентября 2022 г. подписаны 27 документов, включая сотрудничество двух стран в торгово-экономической, энергетической, научной, культурно-гуманитарной, образовательной, социально-трудовой сферах, в том числе межправительственная программа экономического сотрудничества на 2019-2024 годы, меморандум о взаимопонимании между ПАО «Лукойл» и АО «Узбекнефтегаз», открытие филиала Московского технического университета им. Баумана и филиала Всероссийской академии внешней торговли.

В России живут более 1 млн граждан Узбекистана, большинство из которых работают в строительной, жилищно-коммунальной и транспортно-логистической сферах. И, конечно, их денежные переводы на родину, надеюсь, являются серьезным подспорьем для экономики Узбекистана, для семей в самых разных регионах страны. Конечно, узбекские студенты - одни из лидеров среди стран СНГ по количеству в России, их число составляет 63 тыс. и при этом 14 тыс. из них учатся на бюджете.

Борьба за ЦА в постоянно меняющемся мире перемен приобрела глобальный характер. Различные международные центры силы реализуют свои стратегические интересы. В условиях обострившегося конфликта России с Западом происходит быстрое дистанцирование Евразии от Европы, носящий долговременный характер. Начался новый этап трансформации экономики ЦА, связанный с более тесной интеграцией с БЕП2. С развитием идеи БЕП связана и задача борьбы с конкурирующими интеграционными процессами на евразийском материке, не учитывающими Россию. Российский дискурс находится в достаточно широком диапазоне - от становления институтов региональной интеграции, анализа вызовов и угроз безопасности в ЦА (Организация Договора коллективной безопасности, проекты НАТО, Афганистан и др.) до проблематики ШОС и Большой Евразии.

74 года страны ЦА были частью Советского Союза. Национальные республиканские хозяйства не могли полноценно функционировать вне общесоюзных технологических и экономических связей из-за отсутствия собственного воспроизводственного комплекса. Тем не менее предпринимались многочисленные попытки внутрирегиональной интеграции. В комплексных программах в 70-90-е годы прошлого века закладывались основы взаимовыгодного сотрудничества региона. Если бы их удалось реализовать, то сегодня была бы совсем другая история. Системно-адаптивный подход к трансформации ЦА и как важнейшая часть эколого-экономического развития Аральского моря, над которым в 1965-1985 гг. работало более 160 организаций СССР, в том числе 48 проектно-изыскательских и 112 НИИ (в их числе 32 академических института), 30 союзных министерств и ряд крупных НИИ и вузов ЦА, актуален, прежде всего, тем, что связан не только с решением производственных задач, но и с улучшением среды обитания 70-80 млн жителей по трассе переброски. Позже популярная тогда идея интеграции ЦА не

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2024

имела того политико-экономического значения, которая она приобрела с развалом СССР, перестройкой экономики и созданием новых независимых государств. Если бы проект был реализован не было бы тех российских катаклизмов с водными проблемами, которые произошли в марте-апреле 2024 г.

В постсоветское время государства ЦА пытались как-то интегрироваться, робко избавляясь от комплекса суверенной неполноценности, решая задачи трансформации собственных экономик в такие производственно-хозяйственные структуры, которые отвечали бы гибким требованиям мирового и региональных рынков. В разные годы возникали различные формы интеграции (по-разному они назывались), но не получали должного развития. Страны ЦА соперничали друг с другом, спорили о воде, природных ресурсах, границах. Далее ближайших соседей развели разные политические системы, разнотипность моделей социально-экономических реформ, жесткая конкуренция за иностранные инвестиции и политическую поддержку, несовместимые амбиции бывшего руководства, различные позиции по отношению не только к СНГ и России, но и собственному регионостроительству. Несмотря на демонстрацию взаимной лояльности и духовного родства, межстра-новые отношения оставались сложными и развивались непоследовательно при действии двух противоположных тенденций: интеграции и дезинтеграции, а, следовательно, не находили своего разрешения множество нерешенных межгосударственных проблем.

Для российской стороны важно, что, несмотря на кажущуюся и существующую отстраненность Узбекистана от российских интеграционных проектов (приостановка участия в ОДКБ), невозможно полноценно реализовывать интересы России в регионе ЦА без участия Ташкента. В военно-политическом плане Россию и Уз -бекистан связывают союзнические отношения, основанные на двустороннем договоре 2006 г., а в ЕАЭС активность Узбекистана нисколько не ниже, чем у стран -участниц союза. Ограниченное участие Узбекистана в интеграционных форматах нисколько не противоречит логике двусторонних отношений с РФ. Узбекистану удается предложить всем окружающим странам инициативы, которые основаны на интересе самого Узбекистана, но одновременно интересны и соседям. Многие из совместных российско-узбекских инициатив способны проецироваться на все страны ЦА, оказывать влияние на более широкий регион, что является общим драйвером развития. Это происходит, например, в сфере энергетики, в строительстве АЭС в Узбекистане.

С вновь обретённым национальным суверенитетом в 1991 г. страны ЦА прошли сложный этап становления государственности, стали неотъемлемой частью глобального мира, членами ООН, СНГ, ШОС, ОЭС, ОБСЕ, Организации исламского сотрудничества (ОИС), Организации тюркских государств (ОТГ), Большого Евразийского пространства и более чем 120 других международных и региональных организаций. Налажены тесные связи со всеми развитыми государствами, МФО и

6 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

35 ^

ВТО. Стратегическое значение ЦА резко возрастает. Вместе с тем ни одному из государств ЦА пока не удалось совершить качественный скачок в своем развитии и войти в число развитых стран мира. Центральноазиатская интеграция скорее имеет больше потенциала, чем реализованных возможностей стратегического роста.

Ядром ШОС справедливо называют ЦА, где взаимоувязаны интересы Китая, России, Индии, Ирана. ШОС является одним из центральных элементов интеграции. В 2024 г. исполняется 23 года со дня образования ШОС, которая, пройдя путь от изначальной «шестерки» (Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан), после вступления в нее Индии и Пакистана в 2017 г., Ирана в 2023 г. и Беларуси в 2024 г. Наблюдателями стали Монголия и Афганистан, статус партнёров по диалогу - Турция, Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал и Шри-Ланка. ШОС превращается в мощную мировую структуру. Визит президента России в Узбекистан - часть большого экономического пространства и в какой-то мере ответ на участие Китая в делах ЦА. Российский «поворот на Восток» диктует необходимость более плотной работы в этой перспективной и важной организации, выдвижению новых смыслов и идей, которые позволят преодолеть противоречия между странами - членами ШОС и усилят ее роль как в БЕП, так и во всем мире.

Во многом благодаря личным усилиям президента Узбекистана Ш.М. Мирзиё-ева удалось добиться существенных результатов в формировании новой стратегической концепции регионостроительства и создании единого геоэкономического пространства региона, имеющего вполне конкретное политическое и социальное измерение. Впервые многократные, независимые от других государств, встречи руководителей стран ЦА стали серьезным стимулом для расширения сотрудничества. Ещё недавно сильно отдаленные друг от друга государства все больше идут на сближение и соглашения. И более закрытая Туркмения втягивается в центральноазиатское сотрудничество. Используя различные методы и модели, SWOT контент-анализ, многовариантные расчеты, обосновывая новые драйверы экономического роста в ближайшей и более отдаленной перспективе дана высокая оценка модернизационному скачку инновационно-прорывного сценария на базе реализации Стратегии действий Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. и успешно осуществляемой Стратегии на 2022-2026 гг. В рейтинге Индекс экономической свободы, публикуемом центром «The Heritage Foundation» совместно с изданием Wall Street Journal, республика улучшила показатели на 20,2 балла, набрав 75,6 балла.3 Это позволило подняться с 163 на 67 место в рейтинге. Узбекистан занял первое место среди стран ЦА в рейтинге по контрольному показателю «свобода торговли», обогнав такие страны, как США, Япония и Китай.

Опыт 8 последних лет показал миру пример, когда при невероятном количестве нерешенных вопросов удаётся консолидировать все страны ЦА, не ущемляя ни одну сторону, искать и находить компромиссы. Удалось решить неразрешимые ранее региональные споры по поводу приграничных районов, водопользования, транспортных и логистических коммуникаций, энергетики и межрегиональной

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2024

торговли. Всё это способствует становлению ЦА в качестве стабильного, открытого и динамично развивающегося региона БЕП, надёжного и предсказуемого международного партнёра, а также ёмкого и привлекательного рынка. Страны ЦА лишены доступа к морским коммуникациям, имеют один из самых низких индексов качества логистики, при том, что они достаточно привлекательны имеющимися природными ресурсами, ёмкими рынками сбыта.

Наблюдается все возрастающая роль Узбекистана в решении ключевых проблем региональной безопасности и обеспечении мира и стабильности в Большой Евразии, включая содействие урегулированию ситуации в Афганистане. Это придает ЦА ещё больший геополитический вес на международных площадках, объединяя усилия всех государств в налаживании трансконтинентальных транзитных маршрутов и взаимной координации проектов по выходу на крупные центры международной торговли. Узбекистан приобретает настоящий инвестиционный хаб

ЦА.

Хотя культурно ЦА ближе к Ближнему Востоку и на заре суверенизации после распада СССР «исламское пробуждение» было здесь одной из главных тем общественной жизни, всё-таки в итоге почти 100-летнего совместного развития в составе Российского государства ЦА более тяготеет к России, которая исторически является естественной частью огромного евразийского пространства с вытекающим из этого активным присутствием и участием в делах региона. Она располагает множеством рычагов влияния на своих партнеров и всё более очевидно, что на базе договорно-правовой базы Россия предпринимает усилия по восстановлению взаимодействия.

Россия скорее всего останется главным стратегическим союзником всех цен-тральноазиатских государств, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны Китая, США, Турции и других мировых игроков. Несомненно, Россия, опираясь на более взвешенные отношения конструктивного партнерства и сотрудничества на началах взаимодополнения в сфере региональной безопасности, энергетики, нефтегазовой индустрии в том числе атомной, транспорта, АПК, технологий, науки, инноваций, высшего образования, защиты окружающей среды и модернизации городских и сельских инфраструктур, создания совместных предприятий, продвижения российских компаний и бизнеса. Накопленные российские инвестиции в регионе уже составляют около 70 млрд долл., из них 36 млрд долл. приходится на Казахстан, свыше 14 млрд долл. - на Узбекистан.

Рациональный взгляд на трансформацию экономик ЦА и её долгосрочное и устойчивое развитие лежит в плоскости нахождения баланса между мировыми и близлежащими региональными державами. Надо четко выявить те точки взаимодействия в БЕП, которые, во-первых, будут полезны для ЦА, во-вторых, будут по возможности разграничены по инвестиционным, финансовым и торговым потокам во избежание возникновения конфликтогенности между глобальными и региональными акторами. В свою очередь с Россией имеются достаточно тесные

6 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

37 ^

экономические связи, а также исторический опыт экономического сотрудничества в рамках Российской Империи и СССР в реализации глобальных проектов межнационального характера. При этом исключительно важно всемерно укреплять сотрудничество внутри ЦА, создавать коллективную систему безопасности, интегрирование торгово-экономических интересов. В 2017 г. идею развития БЕП Россия предложила рассматривать через призму широкого взаимодействия ЕАЭС и китайской ПиП, а в 2022 г. дополнена идея сопряжения необходимостью встраивания векторов ШОС и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в ЦА. Эта же концепция угадывалась в заявлениях российского лидера позже в Пекине и в Ташкенте в 2024 г.

США пытаются превратить ЦА в опору своего влияния в ЦА, вновь перезапустили формат консультаций C5+1 после саммита «C5+1. Задача стратегии заключается в том, чтобы вывести государства ЦА из-под влияния России и Китая, а Афганистан - из орбиты влияния Пакистана и Ирана. США с 2000-х гг. усиленно продвигают два экономических проекта, усиливающих связанность региона и ориентированных на транспортировку газа и строительство линии электропередачи ЦА - ЮА CASA-1000 и TAPI. Особый интерес проявляется к возрождению транспортно-логистического маршрута альтернативного пакистанскому через Казахстан и Узбекистан, который использовался еще во времена СССР. Фактически, США предложили 50 млрд долл. инвестиций и доступ к банковским кредитам в обмен на конфликт с Китаем и Россией. Примером могут служить высказывания известного американского аналитика Фредерика Старра, считающего что страны ЦА «застряли в советском прошлом» и пришло время «оторвать» их от России, интегрировать их с Афганистаном и Пакистаном и подчинить американскому вли-янию.4 Главная задача - сделать Афганистан проблемой России, отвлечь её от европейского театра. Не поддаваясь этой провокации России, следует и далее укреплять союзнические отношения с ЦА, создавая условия, в которых государства ЦА смогут самостоятельно и успешно разговаривать с Кабулом. Наиболее мощные из них Узбекистан и Казахстан, уже выступили с масштабными проектами регионального сотрудничества, включающего взаимодействие с Афганистаном. Узбекистан старается учитывать российские интересы и функционирование «Талибан». Напомним, что исторически присутствие России в ЦА стало результатом борьбы европейских империй за контроль над Средним Востоком. Тогда это называлась «большая игра».

Одновременно Китай проявляет наибольшую активность, ведя собственную игру на противоречиях между Россией и США и внутри СНГ, хотя до этого более 100 лет он не имел прямых связей со странами ЦА, поскольку они не были субъектами международных отношений. Китай усиливает политико-экономическое влияние на них, прежде всего через структуры ШОС. Китай преследует цель воссоздания Великого шелкового пути на основе запуска проекта «ПиП», пред-

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2024

усматривающего объединение значительного количества государств в Евразии с учетом массивной экономической экспансии КНР. Был создан Китаем фонд в размере 40 млрд долл., направленный на создание ЭПТТТП, а также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (с капиталом в 100 млрд долл.), основным учредителем (31% от общего объема) является КНР. Подписан договор о сотрудничестве с Банком развития БРИКС и Банком ШОС.

Инфраструктурные проекты в рамках ШОС способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента, обеспечить беспрецедентную связность стран БЕП. В политико-экономических и экспертных кругах Китая нередко РФ рассматривается как убывающая сила в военном конфликте с Украиной. Очевидно, что китайский вектор будет усиливаться не столько за счет американского, сколько за счет российского вектора на фоне возрастания роли Китая не только в регионе, но и во всем мире. Настораживает и то, что китайский проект по ряду параметров и в силу очевидных финансово-экономических причин более конкурентоспособен, чем ЕАЭС, который не имеет ни только такой мощной финансово-экономической, но и четкой концептуальной основы.

Китай является одной из крупнейших экономик мира, занимая лидирующее место в мире по ВВП по ППС и второе место по номинальному курсу. КНР заинтересован в поиске других источников, экономическая окупаемость которых была бы выше и которые могли бы послужить геополитическим интересам страны. Особенно приоритетным является рынок России и стран ЦА (общие запасы нефти и газа которых составляют более 7% от мировых). Так, между КНР и Казахстаном, чьи запасы нефти составляют 5,5 млрд т, подписан ряд договоров о строительстве нефтепроводов, по которым будет осуществляться поставка казахской нефти в Китай. Благодаря выгодному территориальному положению на пути в Западную Европу страны ЦА интересны КНР в качестве транспортного коридора на желанный для нее рынок ЕС.

Китай привязывает страны ЦА к своим стандартам в области цифровизации, электронной коммерции и "зеленой энергетики», при том что импорт из Китая почти полностью состоит из готовой продукции, потеснил её позиции на лидерство в ЦА, не неся никаких формальных обязательств. Если по каким-то внутренним причинам Китай уйдет из региона, то страны останутся с долгами по кредитам, выданным под китайские проекты. Важно учитывать сложность китайского проекта поскольку у КНР нет опыта реализации глобальных межнациональных геополитических проектов. Китай всегда был мононацией и строил в рамках своей страны сугубо национальный проект. Конечно, насколько Китай способен адекватно и рационально отвечать на риски, которые несёт в себе такое строительство и насколько преодоление таких препятствий будет соответствовать интересам региональных игроков. Государствам ЦА следует с большим вниманием относится к китайским и западным инициативам.

6 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

39 ^

Важную роль в ЦА играет ЕС, осуществляющий ряд гуманитарных проектов в образовании, борьбе с бедностью, экологии и модернизации городской и сельской инфраструктуры и одновременно пытающийся «привязать Каспийский регион и ЦА к Европе. Новая стратегия ЕС в отношении ЦА переносит акцент на трансфер знаний и сферу образования, охрану границ, а также предлагает помощь в деле укрепления рыночной экономики. Великобритания, в свою очередь, пока работает в формате «дипломатическое и финансовое влияние», формирует таким образом потенциальных партнеров на перспективу. Пора говорить о британской экспансии, но это не значит, что очевидно в будущем Лондон не будет противостоять Москве и Пекину. Активными акторами являются Япония (диалог «ЦА плюс Япония») и Южная Корея («Евразийская инициатива»).

В борьбе за влияние на ЦА к главным "игрокам" присоединилась Турция, являющаяся мостом между Азией и Европой, готовая объединить тюркоязычные народы ЦА под своим лидерством (Великий Туран через Азербайджан и Каспий), тем более и Узбекистан в 2019 г. вошёл в Организацию тюркских государств, в котором уже были Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и фактически Туркменистан. Турция, этнически, исторически и культурно близкая ЦА, стала первым государством в мире, признавшим независимость стран ЦА и развернувшей активное экономическое сотрудничество с регионом. Одновременно к турецкой модели рыночных реформ с присутствием государства в определенных секторах экономики был проявлен серьезный интерес многих азиатских стран БЕП. Турция предложила странам ЦА крупные инвестиции, передовые технологии и свои морские порты, получив взамен доступ к рынкам региона. Существенно возрастает влияние мусульманских государств - Афганистан, являющийся кратчайшим сухопутным маршрутом и Объединенные Арабские Эмираты, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, рассматривающие ЦА как продолжение зоны Персидского залива, а также роль Израиля, где сильна бухарско-еврейская диаспора ещё из советской ЦА.

Важным игроком в становлении ЦА играет Южная Азия. Так, в 2022 г. суммарный товарооборот ЦА с ЮА составил 4,5 млрд долл. Наибольшие доли в товарообороте стран ЦА и ЮА занимают Казахстан (52,8%) и Узбекистан (31,2%).5 Следует всячески развивать торгово-экономическое сотрудничество с Индией -третьей экономикой мира и второй азиатской державой с её программами «Нового Шёлкового пути индийской внешней политики» и «Объединяя Центральную Азию» с выходом к Индийскому океану. В 90-е годы Индия пыталась активно выйти на рынки Узбекистана, но тогда был упущен шанс привлечения масштабного индийского капитала и инвестиций. Теперь двустороннее сотрудничество в рамках диалога «Индия-ЦА» определено в качестве важнейшего приоритета внешнеэкономической политики Узбекистана, направленной на расширение региональной взаимо связанности, в том числе за счет открытия новых транспортных коридоров.

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2024

Индия тщательно подходит к выбору и финансированию инфраструктурных проектов, рассматривая его как площадку для выхода на рынки ЦА и ЮА.

Активизация южного вектора может нарушить сложившийся баланс интересов и сил, создав новые неожиданные, порой противоположные интересы. Неслучаен наблюдаемый сегодня интерес к прокладке маршрутов к морю в южном направлении. Поэтому проведение в Ташкенте в июле 2021 г. первой международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности» - весьма дальновидное решение, усиливающее внутреннюю солидарность ЦА и ЮА, не в ущерб сложившимся отношениям стран ЦА с Россией, Китаем и другими региональными и мировыми державами. Чрезвычайно важным является строительство железной дороги Россия - ЦА- Афганистан - Китай - Иран с последующим установлением транспортно-экономических связей с Индией, Ираком и другими странами. Новая трансафганская магистраль должна обеспечить выход к пакистанским морским портам - «Карачи», «Касем» и «Гвадар», связать Южноазиатскую железнодорожную систему с Центральноазиатской и Евразийской. Важнейшим направлением стратегии действий ЦА и ЮА являются: развитие торгово-экономических связей и создание благоприятных условий для роста товарооборота и укрепления кооперации; расширение коммуникационных связей, транзитных возможностей и транспортной инфраструктуры, эффективное использование логистического и туристического потенциала региона; координация усилий по внедрению цифровых платформ в сфере международной торговли, таможенного регулирования и транспорта, образования, науки и культуры.

Основными георисками стабильности в ЦА являются проблемы использования водных ресурсов, деградация окружающей среды, неразвитая логистика, наркобизнес, международный терроризм и религиозный экстремизм, которые могут «вызревать» в результате складывающейся ситуации внутри региона. Возможно проведение совместной конференции в формате «brainstorming», для осмысления предстоящих социально-экономических трансформаций, координации усилий по решению Аральской проблемы. На сессии Генеральной Ассамблеи ООН подчёркивалась узбекская инициатива, направленная на улучшение экологической, социальной, экономической и демографической ситуации. Важно провести международную конференцию, посвященную формированию крупных водохозяйственных комплексов в акватории Аральского моря, организовать приемлемые гидрологические условия, основанные на использовании водных ресурсов России и возможности переброски их части (в пределах 6%) в страны ЦА. За счёт строительства дамбы и регулирующего сооружения удастся поддерживать в этом водоёме необходимые гидробиологические условия. Его реализация может принести практическую выгоду и России (в виде снижения негативных последствий изменения климата и водности рек Сибири как было весной 2024 г.), а также в обводнении ряда вододефицитных регионов по трассе переброски.

6 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

41 Q

В настоящее время в России реализуется важнейший стратегический инновационный проект государственного значения в сфере климата (ВИП ГЗ Климат), в него вовлечено большое количество министерств и ведомств, экспертов и научных работников. Необходимо реализовать стратегический проект века с переброской части сибирских рек, прогнозировать изменения климата, а также его опасные и благоприятные воздействия на экономику и население, предложив ЦА следующие актуальные направления сотрудничества:

□ обеспечить национальный кадастр выбросов и поглощений парниковых газов вместе с источниками их формирования на основе международных методик и национальных особенностей (на текущий момент только около 50 государств мира имеют подобный кадастр);

□ проектировать траектории низкоэмиссионного развития национальных экономик с учетом разной эффективности потенциальных мер декарбонизации с учетом их влияния на параметры социально-экономического развития (через инвестиции, бюджетные решения, сопутствующее изменение цен, переформатирование потоков товаров и продуктов вследствие технологической трансформации экономики);

□ обеспечивать научно-методическое сопровождение региональной и отраслевой политики, разработку специальных экономических моделей развития национальных экономик, нацеленной на планирование и осуществление мероприятий по адаптации населения к изменениям климата.

Интеграция приемлема ими только в меру ее непротиворечия национальным интересам. Нужно найти равновесие между национальными приоритетами и общими задачами для всех стран. При этом надо иметь в виду, что ни одно государство не готово ограничить свой суверенитет в сфере логистики, управления экономикой и национальной безопасности. Приоритетными всегда будут национально-государственные интересы, и с этим нельзя не считаться. Благоприятные перспективы социально-экономического развития стран ЦА, эффективно и гибко балансирующего между всеми игроками, должны быть увязаны с выстраиванием стратегии межстранового сотрудничества и углубления взаимоотношений с СНГ, ШОС и БЕП. Это детерминируют географическая близость стран, общая граница, исторически сложившиеся многовековые и многогранные связи, близкий уровень социально-экономического развития, общность экономических проблем, что обуславливает необходимость расширения взаимосвязанного всестороннего регионального сотрудничества. ЦА в тесном стратегическом взаимодействии прежде всего с такими важными партнерами, как Россия и Китай, призвана стать важным центром формирующейся многополярной системы международных отношений.

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2024

Сегодня страны-члены Содружества отчетливо осознают, что вхождение в мировое экономическое сообщество, способность достойно ответить на вызовы глобализации, связана с эффективностью их коллективных, а не одиночных действий. Не умаляя и не отрицая возможности прямых отношений с мировым хозяйством, а исходя из объективной потребности, их необходимо дополнить и сочетать с возможностями интеграционного объединения, открывающего дополнительный потенциал результативного участия в международном разделении труда. Это тем более важно, поскольку в обоих случаях непременным условием является формирование открытой экономики и широкой либерализации внешнеэкономических связей.

Использование грамотной методологии стратегирования позволит чётко сформулировать важнейшие приоритеты государств ЦА, выработать детализирующие их цели, направленные на достижение национальных интересов на основе использования конкурентных преимуществ. Все возможные сценарии развития событий наверняка окажутся в зависимости от постоянно меняющихся глобальных обстоятельств. Трагические события в Грузии 2008 г., Украине 2014-2024 гг., Беларуси 2020 г., Армении и Казахстане в 2021-2024 г., по-видимому, определяют общий тренд на деструкцию постсоветского пространства. Какой из вариантов окажется более предпочтительным зависит от того, что возобладает: прагматизм и экономическая целесообразность или политические амбиции. Их оптимальное сочетание в различных конфигурациях экономической интеграции при укреплении политической независимости и сохранении этнической уникальности новых суверенных государств - единственно разумная и цивилизованная формула дальнейшего развития стран СНГ.

За 33 года потенциал центростремительных тенденций в СНГ не был использован и не трансформировался в реальные инструменты взаимодействия в экономической, политической и в военной сферах, несмотря на всю риторику об углублении сотрудничества и даже некоторые внешне эффектные шаги (создание СГБР, ЕАЭС). Между тем эпоха экономического романтизма, уповающего на помощь высокоразвитых государств и МФО закончилась. Чтобы максимально использовать преимущества планетарной глобализации и одновременно результативно противостоять ее негативным последствиям, у государств-участников ЦА должна быть своя, достаточно выверенная и совместно неуклонно реализуемая стратегическая концепция. Необходимо найти скоординированные подходы к поиску взаимоприемлемых решений. Мир еще не знал такой организации, которая при отсутствии жестких наднациональных структур пыталась бы обеспечить сближение позиций и принятие совместных решений по многим острым вопросам межгосударственных отношений.

6 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

43 ^

ПРИМЕЧАНИЯ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Президент РФ: Узбекистан - наш стратегический партнер и надежный союзник. URL: https://www.aa.com.tr/ru/%D0%BC%D0%B8%D1%80/%D0%BF%D1%80%D0 %B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%80%D1%84-%D1% 83%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%BD%D0%B0%D1%88-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0 %B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%B 0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80-%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%B4% D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0 %BD%D0%B8%D0%BA/3231871

2 Большое Евразийское партнерство (БЕП) - конкретная, практическая инициатива Президента Российской Федерации В.В.Путина, выдвинутая в его послании Федеральному собранию в 2015 г. в целях формирования широкого интеграционного контура на евразийском континенте.// О российской инициативе Большого Евразийского партнерства. URL: https://mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_subjects_council/ materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767070/

3 Узбекистан обогнал США и Китай по рейтингу свободы торговли. URL: https://uz.sputniknews.ru/20220119/uzbekistan-obognal-ssha-i-kitay-po-reytingu-svobody-torgovli-22271554.html

4 URL: https://uz.sputniknews.ru/analytics/20171116/6845388/Centralnaya-Azia-razvi-tie-sotrudnichestvo.html

5 ЦЭИР обнародовал данные по взаимной торговле между странами Центральной и Южной Азии. URL: https://uz.sputniknews.ru/20210707/tseir-obnarodoval-dannye-po-vzaim-noy-torgovle-mejdu-stranami-tsentralnoy-i-yujnoy-azii-19584789.html?utm_source=yx-news&utm_medium=desktop

БИБЛИОГРАФИЯ:

Абдурахманов К.Х. Трансформация национальных экономик: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире. // Review, 2022 №9 @@ Abduraxmanov K.X. Transformaciya nacionalnyx e'konomik: dialog i sotrudnichestvo vo vzaimosvyazannom mire. // Review, 2022 №9. URL: https://review.uz/post/transformaciya-nacionalnx-ekonomik-dialog-i-sotrudnichestvo-vo-vzaimosvyazannom-mire

Акаев А. А. Новый Узбекистан удивляет всех. Интервью УзИА 27 ноября 2020 @@ Akaev A.A. Novy'j Uzbekistan udivlyaet vsex. Intervyu UzIA 27 noyabrya 2020. URL: https:// www.uza.uz/ru/posts/askar-akaev-novyy-uzbekistan-udivlyaet-vsex.

Зиядуллаев Н.С. Трансформация национальных экономик постсоветских государств / Отв. ред. акад. А. Д. Некипелов, предисл. акад. А. А. Акаев. / М.: «Экономическое образование», 2022 - 554 с. @@ Ziyadullaev N.S. Transformaciya nacionalnyx e'konomik postsovetskix gosudarstv /Otv. red. akad. A.D. Nekipelov, predisl. akad. A.A. Akaev. / M.: «E'konomicheskoe obrazovanie», 2022 - 554 s.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2024

Зиядуллаев Н.С. Стратегические ориентиры новой концепции регионостроительства в Центральной Азии - Вестник РАЕН, 2023 № 4 @@ Ziyadullaev N.S. Strategicheskie orientiry' novoj koncepcii regionostroiteFstva v Central'noj Azii - Vestnik RAEN, 2023 № 4

Наби Зиядуллаев. На острие российско-узбекского сотрудничества. К 80-летию - М., «РМП», 2024, 144 с. @@ Nabi Ziyadullaev. Na ostrie rossijsko-uzbekskogo sotrudnichestva. K 80-letiyu - M., «RMP», 2024, 144 s. URL: www.Izdatelstvo-rmp.ru

Караганов С. А. Россия в Большой Евразии // Россия в глобальной политике. 29.07.2019 @@ Karaganov S.A. Rossiya v Bol'shoj Evrazii // Rossiya v global'noj politike. 29.07.2019. URL: https://globalaffairs.ru/articles/rossiya-v-bolshoj-evrazii/

От малых АЭС до защиты узбекских трудовых мигрантов. Москва и Ташкент переходят на расчеты в национальных валютах. Независимая газета, 2024 от 28 мая @@ Ot maly'x AE'S do zashhity' uzbekskix trudovy'x migrantov. Moskva i Tashkent perexodyat na raschety' v nacional'ny'x valyutax. Nezavisimaya gazeta, 2024 ot 28 maya

Панфилова В. Страны ЦА в ожидании инвестиционного дождя. Независимая газета, 2024 от 03 мая @@ Panfilova V. Strany' CzA v ozhidanii investicionnogo dozhdya. Nezavisimaya gazeta, 2024 ot 03 maya

Путин В.В. Выступления на пленарном заседании Евразийского экономического форума. 26.05.2022 в Пекине по поездке в КНР 17.05.2024 @@ Putin VV Vy'stupleniya na plenarnom zasedanii Evrazijskogo e'konomicheskogo foruma. 26.05.2022 v Pekine po poezdke v KNR 17.05.2024 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/page/5

Путин В.В. Выступление в Ташкенте 27.05.2024 @@ Putin V. V Vy'stuplenie v Tashkente 27.05.2024. URL: https://www.m24.ru/news/vlast/28052024/694735?utm_source=CopyBuf

Akaev A, Ziadullaev N., Sarygulov A., Petryakov A. Digital Transformation and Growth Models. (p. 87-112) - Digital Transformation and the World Economy - Springer, 2022, 235 p.

б - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.