СТРАТЕГИЯ США В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
The intellectual property strategy of the USA
Леонтьева В. Б.*
Аннотация. Стратегия США в вопросах управления интеллектуальной собственностью на государственном уровне показательна для других стран, учитывая лидирующее положение США как в вопросах инноваций, так и на рынке интеллектуальной собственности. В настоящее время в США создан механизм правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, направленный на достижение национальных интересов.
Abstract. The strategy of the USA in the sphere of intellectual property at the government level is illustrative for other countries, considering the leading position of the USA regarding issues of innovations as well as on the intellectual property market. At present, a mechanism for legal safeguarding and using the results of intellectual activity has been created in the USA which is aimed at achieving the national interests.
Ключевые слова: государство, бизнес, инновации, интеллектуальная собственность, инновационная система, развитие, стратегия, управление, экономика, цели.
Keywords: state, business, innovations, intellectual property, innovation system, development, strategy, management, economy, goals.
Соединенные Штаты Америки были пионером в реформировании стимулов к коммерциализации интеллектуальной собственности в госсекторе. С середины 60-х до 90-х годов объем патентования в университетах США увеличивался быстрее, чем общий объем патентов, и быстрее, чем росли расходы университетов на исследования. Количество полученных университетами и родственными им организациями патентов выросло в 6 раз. Недавнее исследование показало, что в течение 90-х годов университеты США увеличили свою предрасположенность к патентованию более чем в два раза, и та же картина с государственными лабораториями США.
Наиболее известен Акт по патентным процедурам для университетов и малого бизнеса
(ВауИ^о!еАс^, который позволил университетам, некоммерческим структурам и предприятиям малого бизнеса получать права собственности на изобретения, созданные на государственные средства финансирования. Акт установил, что в обмен на раскрытие изобретения доходы от любого изобретения должны быть поделены между автором и его организацией. ВауИ^о!е также продекларировал, что работники кафедр, работающие по федеральным исследовательским грантам, раскрывают свои изобретения.
Поправка 1984 г. позволила исследовательским институтам передавать права собственника третьей стороне для дальнейшей разработки. В результате законодательство упростило и ускорило федеральные методы трансфера техноло-
* Леонтьева Валерия Борисовна, генеральный директор Оценочно-рейтинговой компании «Интеллектуальные измерения», Российская Федерация, г. Москва.
Leon t'eva Valeriia Borisovna, Director General of the In tellektual'nye Izmereniia [In tellectual Measuremen ts] Valuation and Rating Company, Russian Federation, Moscow. E-mail: [email protected]
гий, позволяя университетам «проявить большую гибкость при заключении лицензионных соглашений», поощряя фирмы в желании заключить с ними такие соглашения.
Аналогично, в 1980 г. Инновационный Акт Стивенсона-Видлера, измененный в 1986 г. Федеральным Актом по трансферу технологий, уполномочил государственные лаборатории выполнять соглашения по партнерским исследованиям и разработкам (CRADAs) с частными фирмами и передавать этим фирмам патенты, полученные в результате такого сотрудничества.
С 1980 г. стратегия США была направлена на
выгодна университетам, чей рост в сфере патентования, начиная с 1980 г., во многом базировался на биомедицинских науках. За период с 1971 по 1998 гг. более 50% заявок на биотехнологические патенты были поданы университетами и исследовательскими институтами. Аналогично, США были первыми среди стран, дававших патентную защиту программным разработкам и бизнес-методам на основе интернета, еще одной области, сильно связанной с университетами.
При выдаче прав на интеллектуальную собственность США усовершенствовали процедуру защиты владельцев прав, организовав в 1982 г.
Рис. 1. Объем патентования в США за период с 1992 по 2012 годы
Источник: Аналитическое исследование из цикла «Индикаторы инновационного развития российской экономики». Патентная активность Россия vs США. ООО «НБК Групп». 2013,стр. 5.
укрепление системы интеллектуальной собственности. США были первой страной, которая распространила патентную защиту на многие новые технологии и процедуры, тесно связанные с фундаментальными исследованиями. Так, в 1980 г. Верховный Суд США постановил, что полученная методом генной инженерии бактерия, способная разлагать сырую нефть, подлежит патентованию, таким образом, была открыта дверь для патентной защиты живых форм.
Первые патенты на многоклеточный организм (полиплоидная устрица) и животное (гарвардская «онкомышь») были оформлены в 1987 и 1988 гг. Сейчас выдаются патенты на искусственные организмы, методы трансформации клетки и получения протеинов, генов и даже фрагментов генов. Скорость, с которой США распространили защиту на биологические изобретения, вероятно, была
Апелляционный Суд при Федеральном Округе со специальной экспертизой по спорам в сфере ИС. За последние 20 лет США провели широкий спектр реформ ИС, многие из которых имели реальное воздействие на то, как государственный исследовательский центр управляет своим портфелем по ИС.
Стратегия США в вопросах стратегического управления ИС на государственном уровне показательна для других стран, учитывая лидирующее положение США как в вопросах инноваций, так и на рынке ИС.
В статье представлены выдержки из «Межведомственного стратегического плана США по вопросам интеллектуальной собственности» (Joint Strategic Plan on Intellectual Property Enforcement) который содержит более 30 рекомендаций, а также специальный раздел 301 закона «О торговле» США.
Рис. 2. Соотношение национальных и зарубежных заявителей и правообладателей в патентном
фонде США за период с 1992 по 2012 год.
Источник: Аналитическое исследование из цикла «Индикаторы инновационного развития российской экономики». Патентная активность Россия уб США.000 «НБК Групп». 2013, стр.9.
Создание Рабочей группы на государственном уровне по предотвращению закупок контрафактной продукции
Правительство создало Рабочую группу, которая обязана изучить пути снижения рисков закупок контрафактной продукции как государственными компаниями, так и частным бизнесом (крупный, средний и малый бизнес).
В состав Рабочей группы должны входить представители ключевых министерств, в том числе, представители Совета национальной безопасности, Министерства обороны, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Управления служб общего назначения, Управления по делам малого бизнеса и другие участники. Рабочая группа должна представить Президенту, в течение 180 дней с даты ее первого заседания, меморандум с изложением своих выводов и вопросов, требующих дальнейшего анализа.
Использование легального программного обеспечения на федеральном уровне (федеральными подрядчиками)
Законодательный Акт 13103, подписанный президентом Клинтоном 30 сентября 1998 года, требует, чтобы федеральные агентства предпринимали все меры для обеспечения использования только легального программного обеспечения (ПО). В этих целях предусматривается обязательная сертификация организаций на предмет использова-
ния ими легального ПО. Этот Указ позволяет продемонстрировать огромную важность, которую Правительство США придает использованию легального программного обеспечения. Для компаний, не использующих контрафактное ПО, должны быть предусмотрены поощрительные меры.
Повышение прозрачности
США придают особую важность информации и информационному обмену между различными федеральными агентствами, управлениями и службами для эффективного правоприменения в США и поддержания прозрачности на уровне национального законодательства путем использования наилучших зарубежных практик в этой области. В этой связи предусматривается более масштабное и последовательное вовлечение общественности в on-line обсуждение различных проектов законов и нормативных актов.
Достижение эффективного обмена информацией с правообладателями
В связи с тем, что качество контрафактной и пиратской продукции постоянно растет, а контрафактная продукция для правоохранительных органов становится все более сложным объектом с точки зрения ее отличий от оригиналов, необходимо разработать различные методы и способы идентификации контрафакта, в том числе посредством использования определенного кодирования. Поэтому между государственными правоохранительными органами и правообладателями
необходим постоянный контакт и эффективный информационный обмен, благодаря которому правообладатели смогут помочь правительственным структурам выявлять соответствующие нарушения. В соответствии с этим правительство должно предпринять все меры для защиты информационных каналов и предоставить соответствующие гарантии по защите личной информации в соответствии с законом о конфиденциальности. Контакты с правообладателями Нарушение прав ИС может носить разовый или многократный характер, поэтому правительство США оказывает правообладателям поддержку и содействие, в том числе по следующим вопросам:
• как сообщить о возможном нарушении прав;
• типичные случаи нарушения прав;
• судебное преследование нарушителей прав;
• какие документы необходимо предоставлять при обращениях о нарушениях прав собственности и др.
• Доступ к информации по наилучшей мировой практике и отчетам торговых партнеров
Отсутствие адекватного применения защиты прав ИС остается наиболее острой мировой проблемой, хотя отдельные страны приняли законы, которые привели к значительным улучшениям в этой области. Поэтому правительство США считает необходимым изучение наилучшего мирового опыта, лучших стратегий в области ИС и эффективных действий правоохранительных органов других стран. Правительство США должно регулярно отчитываться о своих действиях в этой области, что позволит общественности соответственно оценить активность администрации.
Перечень иностранных пиратских сайтов Ежегодно публикуются перечни пиратских интернет-сайтов, которые заслуживают дальнейшего изучения на предмет возможных нарушений ИС. Информация, содержащаяся в перечне, не представляет собой вывод о нарушении законов, а, скорее, служит полезным инструментом для идентификации рынков, где отмечен оборот контрафактных товаров, организаций и лиц, замеченных в пиратстве и контрафакции. Такой перечень повысит уровень осведомленности общественности и руководителей компаний. Мониторинг отчетности Представители соответствующих федеральных органов власти (агентства) обязаны ежегодно предоставлять информацию о количестве уголовных дел по нарушителям ИС и изъятий контрафактной продукции. Кроме того, Федеральное бюро рас-
следований (ФБР) обязано представлять ежегодные доклады Конгрессу с подробным отчетом о правоприменительной деятельности. Для того, чтобы обеспечить исчерпывающую информацию о диапазоне правоприменительной деятельности по ИС, Министерство юстиции обязано осуществлять мониторинг правоприменительной деятельности в области ИС.
Обмен данными
В соответствии со статьей 337 Закона о тарифах от 1930 (19 а S. С § 1337), Комиссия по международной торговле отвечает за расследование дел по обвинениям в недобросовестной практике в сфере импорта, в том числе тех дел, которые непосредственно связаны с нарушениями прав ИС. После вынесения судебного определения о нарушениях, таможенная и пограничная службы осуществляют запрет на ввоз контрафактных товаров. В этой связи необходимо обеспечение надежного информационного обмена между пограничной и таможенной службами. В дальнейшем правительство страны будет добиваться внесения изменений в законодательные акты, чтобы обеспечить доступ правообладателям к соответствующей информации по исключению импорта контрафакта и проведенными конфискациями пиратской продукции.
Расширение полномочий
В соответствии со статьей 337 Закона о тарифах от 1930 года, Комиссия по международной торговле проводит расследования в отношении контрафактного импорта и иных форм недобросовестной конкуренции. ФБР и Комиссия по международной торговле несут ответственность за принятые решения в отношении вынесенного определения по импортному товару, отнесенному ими к категории контрафактной (пиратской) продукции и предпринятых действий по ее изъятию, а также запрету на въезд в США представителей компаний, уличенных в недобросовестной деятельности. Действия по выявлению нарушений прав ИС в импортной продукции, могут быть инициированы по просьбе завода-изготовителя, импортера или других заинтересованных лиц. В случае необходимости к расследованию могут быть привлечены третьи стороны.
Обеспечение эффективности и координации
Для повышения эффективности и действенности предпринимаемых мер, а также в целях исключения дублирования и ввоза на территорию США пиратской и любой иной опасной продукции (в т.ч. отходов производств) правительство страны намерено предпринимать действенные меры
по координации усилий правоохранительных органов на федеральном и местном уровнях, на уровне зарубежных представительств, укреплять международные связи и проводить обучение по эффективным средствам защиты ИС.
Координация усилий национальных правоохранительных органов направлена на недопущение дублирования продукции. Многочисленные федеральные правоохранительные органы несут ответственность за расследование уголовных нарушений прав ИС. Чтобы избежать дублирования и извлечь пользу от использования опыта отдельных учреждений, все действия федеральных агентств и Национального координационного центра по правам ИС должны быть четко скоординированы:
• правительство должно обеспечить широкое совместное взаимодействие федеральных ведомств, ответственных за выявление нарушений прав ИС и заведению уголовных дел в этой сфере. На сегодняшний день одним из важнейших решений является создание Центра ИС, который работает в тесной связи с ФБР, иммиграционной и таможенной службами, агентством по международной торговле, Патентным ведомством США, управлением уголовного розыска, почтовым агентством, военной инспекцией и другими федеральными службами. В рамках скоординированных усилий по защите прав ИС правоохранительные органы должны обмениваться информацией, результатами исследований, которые помогут проследить новые уголовные тенденции и предотвратить выработку новых форм и технологий нарушений прав ИС;
• на федеральном уровне необходимо предусмотреть создание общей базы данных, содержащей информацию:
• по разделению полномочий федеральных правоохранительных органов;
• по инцидентам, связанным с нарушениями прав ИС;
• по конкретным делам, находящимся на рассмотрении с указанием контактной информации по эксперту или следователю, ведущему дело.
Для расширения и актуализации такой базы данных правительство США может использовать существующие базы данных, такие как те, которые используются для борьбы с организованной преступностью, наркоторговлей, а также использовать региональные информационные системы и иные информационные каналы.
Все федеральные ведомства, отвечающие за выявление и/или расследование преступлений в области ИС, включены в общую базу данных. В этой базе данных содержится информация о коммерческой тайне, решениям Большого Жюри, кроме той информации, которая не может быть раскрыта в соответствии с действующим американским законодательством. Такой информационный обмен будет способствовать более эффективной деятельности федеральных правоохранительных органов в достижении наиболее приоритетных целей. При необходимости Федеральные агентства будут осуществлять совместные исследования, чтобы свести к минимуму дублирование расследований и трату средств налогоплательщиков. Федеральные органы должны использовать общую базу данных, чтобы избежать потенциально возможных конфликтов.
Координация действий федеральных, государственных и правоохранительных органов
В США созданы различные группы, в состав которых входят представители федеральных, государственных и местных правоохранительных органов, целью деятельности которых является выработка решений не только в сфере защиты прав ИС, но и преступлений, например, незаконного оборота наркотиков, торговли людьми и терроризма. Координация совместных усилий в случаях с преступлениями в области ИС позволит правоохранительным органам пользоваться знаниями и опытом различных федеральных агентств, федеральных, государственных и местных правоохранительных органов и отдельных органов прокуратуры. Подобная координация позволит сократить дублирование ресурсов и количество потенциальных конфликтов, которые могут возникать между федеральными правоохранительными органами, а также между федеральными и местными правоохранительными органами. Министерство юстиции и агентство по содействию правосудию недавно профинансировали создание целевых групп по ИС, которые плотно сотрудничают с федеральными правоохранительными органами.
Для продолжения и расширения этих усилий, федеральные агентства, ответственные за выявление преступлений в сфере ИС, представители СВР, ФБР будут также совместно работать в целевых группах, создаваемых на местном и региональном уровнях, координировать совместные усилия в этой сфере там, где наиболее распространены преступления, связанные с нарушениями прав ИС. Для участия в таких целевых группах правительство будет стимулировать государственные и
местные правоохранительные органы, экспертов, следователей и прокуроров, ответственных за исполнение законодательства по ИС.
Координация подготовки прокуроров, работников государственных и местных правоохранительных органов
Правительство проводит обучение специалистов заинтересованных государственных, местных правоохранительных органов и прокуратуры по защите прав ИС. Для эффективной подготовки кадров федеральные агентства будут работать в тесном контакте друг с другом, а также с некоммерческими организациями, в том числе Национальным центром беловоротничковой преступности и Национальной ассоциацией генеральных прокуроров.
Борьба с нарушениями прав ИС за рубежом Борьба с нарушениями прав американской ИС за рубежом является приоритетной задачей для администрации США из-за ее влияния на создание рабочих мест, рост экономики, общественную безопасность и угроз здоровью американцев. Очень важно, чтобы в проблемных странах мы разместили высокопрофессиональный персонал, основной задачей которого является решение вопросов, связанных с ИС и соблюдение приоритетов американской администрации в этой сфере. Таким образом, для повышения эффективности деятельности персонала в сфере защиты прав ИС, правительство предпринимает следующие шаги:
• подготавливать и размещать за рубежом квалифицированный персонал, способный при необходимости решать вопросы по оценке, в том числе недвижимости в конкретных странах и регионах;
• размещать дополнительных сотрудников правоохранительных органов, обладающих значительными полномочиями по защите прав американской ИС за рубежом;
• разрабатывать планы действий для соответствующих сотрудников зарубежных представительств США, в том числе посольств, особенно в странах, представляющих приоритетный интерес для США в области ИС;
• создавать или усиливать рабочие группы в рамках посольств для реализации планов по защите прав американской ИС в приоритетных для США странах;
• укреплять и координировать взаимодействие зарубежных представительств США со штаб-квартирой Центра ИС для того, чтобы государственные служащие, работающие в этих представительствах, имели четкое пред-
ставление о приоритетных задачах США в этой сфере;
• внедрять и применять процедуры оценки эффективности зарубежного персонала в решении выявленных проблем защиты прав американской ИС.
Наращивание потенциала по обучению
Правительство предприняло значительные усилия по сокращению нарушений прав американской ИС на международном уровне посредством реализации мероприятий по обучению, включая семинары, практикумы, информационно-пропагандистские и учебные программ, направленные на информирование иностранных правительств, граждан и акционеров частного сектора о необходимости и механизмах защиты ИС, эффективного соблюдения прав ИС. Тем не менее, эти усилия могут быть более эффективными, если такие действия будут скоординированы.
Для того чтобы содействовать эффективному обучению необходимо:
а) усилить межведомственную координацию по обучению, создать межведомственную комиссию, через которую соответствующие учреждения будут получать планы, информацию и знакомиться с лучшей мировой практикой, а также интегрировать общие усилия по наращиванию потенциала содействия развивающимся странам;
б) уделять особое внимание обучению в тех странах, где обеспечение защиты прав ИС является приоритетом для США и где эти усилия могут оказаться наиболее эффективными;
в) разработать методику оценки комплексных потребностей и на основе этих оценок, выработать стратегические планы по наращиванию на ближайшую перспективу потенциала по обучению;
г) разработать механизмы для оценки эффективности программ по подготовке кадров;
д) во избежание дублирования, нерационального использования ресурсов о достижения большей согласованности действий разработать учебные материалы, в том числе каталоги, и разместить их в общей базе знаний, а также обеспечить к ней доступ всех участников программ по обучению;
е) убедиться, что материалы по обучению и наращиванию кадрового потенциала соответствуют законодательству США по ИС и политическим целям американской администрации;
ё) убедиться в достижении целей обучения с учетом действующих нормативных актов и законодательных ограничений;
ж) координировать просветительскую деятельность с международными организациями и бизнес-сообществом, чтобы сделать обучение более эффективным.
Создание фармацевтического межведомственного комитета
Координатор по соблюдению прав ИС (далее -IPEC) IPEC учредило межведомственный Комитет по контрафактным фармацевтическим препаратам и изделиям медицинского назначения. Этот Комитет обобщает результаты деятельности многочисленных федеральных агентств, в том числе Управления национальной политики по контролю за наркотиками, Национальных Институтов Здоровья (NIH), DOC, DOS / U. S. Агентства международного развития США (USAID), Центра по ИС, СВР, пограничной и таможенных служб, ФБР, Администрации по борьбе с наркотиками и других ведомств. В случае необходимости Комитет будет приглашать к участию экспертов из частного сектора. Комитет действует в полном соответствии с законодательством США. Помимо вопросов, связанных с нарушением прав ИС, в задачи Комитета входит рассмотрение проблем, связанных, например, с деятельностью нелицензированных Интернет-аптек, которые могут распространять поддельные лекарственные препараты, и т.п. По результатам своей деятельности Комитет в течение 120 дней с начала своего первого заседания готовит доклад для правительства с конкретными рекомендациями для выработки соответствующего плана действий на государственном уровне. Усиление защиты на международном уровне По мере возникновения прецедентов, связанных с нарушением прав американской ИС, правительство использует свое влияние и вырабатывает конкретные решения по ее защите на международном уровне.
Действия в отношении зарубежных интернет-сайтов, нарушающих права американской интеллектуальной собственности
Деятельность иностранных web-сайтов и web-сервисов, контролируемых из-за рубежа и нарушающих права американской ИС, представляет собой серьезную угрозу подрыва национальной экономической безопасности. Количество таких сайтов и сервисов вне пределов юрисдикции США постоянно увеличивается, поэтому IPEC оказывает федеральным агентствам всемерную помощь и поддержку для эффективного решения вопросов правоприменения, для чего будет разработан скоординированный план по борьбе с такими сайтами и сервисами, который включает:
• мониторинг соблюдения американского законодательства;
• привлечение к совместной деятельности в этой области международных организаций, дипломатических и иных учреждений, работающих с иностранными представительствами;
• привлечение частного сектора.
Развитие сотрудничества с иностранными правоохранительными органами
Международное сотрудничество правоохранительных органов является важной частью борьбы с глобальным пиратством и контрафактом, поэтому федеральные агентства, занимающиеся вопросами безопасности, будут поощрять сотрудничество с зарубежными коллегами с целью:
• активизации усилий по преследованию иностранных нарушителей американской ИС как внутри страны, так и за ее пределами;
• стимулирования деятельности по пресечению нарушений прав американской ИС за рубежом;
• расширения полномочий и договоренностей для укрепления трансграничных усилий по защите ИС.
Защита американской ИС через инструменты торговой политики
Правительство традиционно стремилось использовать инструменты торговой политики, чтобы обеспечить более эффективную защиту прав американской ИС. В качестве примеров можно привести следующие соглашения: двусторонние торговые переговоры, Закон США «О торговле» и, в частности Отчет «Special 301», который действительно предусматривает применение санкций к странам, которые не предоставляют адекватную и эффективную защиту ИС, принадлежащей США, соглашения по борьбе с контрафактом (ACTA), соглашение о Транс-Тихоокеанском партнерстве (Trans-Pacific Partnership - TPP), защита прав в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) и др.
Соединенные Штаты Америки будут продолжать практику использования таких инструментов, чтобы обеспечивать надежную защиту прав американской интеллектуальной собственности, в том через патенты, регистрацию товарных знаков, включая географические указания, а также путем усиления норм гражданского права.
Закон «О торговле», специальный раздел 301
В 1988 г. была внесена поправка в законодательство США, что дало возможность правительству США реагировать на неадекватную или неэф-
фективную защиту прав ИС с помощью штрафных санкций в рамках Раздела 301 Закона о торговле 1974 г. Ежегодный анализ практики иностранных государств в сфере защиты интеллектуальной собственности, проводимый в соответствии с этой поправкой, осуществляется в рамках специального Отчета «Special 301». Начиная с 1989 года Торговое представительство США (United States Trade Representative - USTR) ежегодно публикует Отчет «Special 301», содержащий перечень стран, в которых, по мнению американской администрации, защита интеллектуальной собственности осуществляется не на должном уровне1.
Этот раздел является положением Закона о торговле 1994 года, с учетом внесенной в него поправки, которое предоставляет USTR полномочия вступать в переговоры по искоренению несправедливой практики в торговле с иностранными государствами. Указанные полномочия вытекают из постановления, что правительство иностранного государства отказало США в правах, предусмотренных торговым соглашением, или приняло решение, которое либо не соответствует порядку предоставления льгот Соединенным Штатам в рамках торгового соглашения, либо лишает Соединенные Штаты таких льгот; или проводит политику и осуществляет практические действия, не имеющие под собой оснований, т.е. являющиеся дискриминационными и создающими трудности и/или ограничения для коммерческой деятельности США. Если спор, возникающий в рамках «Special 301», не может быть разрешен, могут быть введены штрафные торговые санкции.
То, как создается и используется отчет «Special 301», может быть интересно не только специалистам в области интеллектуальной собственности. Здесь есть чему поучиться нашим госорганам.
Отчет «Special 301» позволяет США эффективно отстаивать права американской интеллектуальной собственности за пределами страны. Торговое представительство США проводит регулярный анализ зарубежных рынков ИС, по результатам которого ежегодно публикуется отчет, в котором содержится, перечень стан, так называемых, «приоритетных» нарушителей, вызывающих озабоченность администрации США. Объявлению страны «приоритетным нарушителем» предшествует включение ее в список «приоритетного
1 Office of the United States Trade Representative. [Электронный ресурс]. URL: https://ustr.gov/issue-areas/intellectual-property/Special-301.
наблюдения». В настоящее время в этом списке 8 стран: Аргентина, Европейский Союз, Греция, Индия, Индонезия, Япония, Корея и Турция. Перевод страны из списка приоритетного наблюдения в список «приоритетных нарушителей» требует специальной процедуры и времени. Санкции к странам «приоритетного наблюдения» не могут применяться немедленно. Следующий уровень - это «список наблюдения», в котором на дату составления настоящего документа, содержится 26 стран, в числе которых, например, Италия. В отношении стран-членов ВТО должна применяться процедура разрешения споров, предусмотренная для стран-членов этой организации.
Государства, злостно не соблюдающие принцип защиты прав ИС, результатом чего является серьезное негативное воздействие (реальное или потенциальное) на соответствующую продукцию США, в соответствии с законодательством страны, должны быть отнесены к странам приоритетного наблюдения и внесены в так называемый список приоритетного наблюдения - «Priority Watch List». Политика стран в сфере интеллектуальной собственности, внесенных в данный список, подлежит тщательному анализу, результаты анализа публикуются в Отчете «Special 301». USTR может и не вносить какое-либо государство в перечень стран приоритетного наблюдения, если государство достигло определенного прогресса в сфере защиты прав ИС и не представляет угрозы американской интеллектуальной собственности. То есть, USTR может не только менять статус стран, переводить страны из одного списка в другой, но и вовсе исключать их из списков «Special 301».
Список «Priority Watch List» - это перечень стран, имеющих серьезные недостатки в сфере соблюдения прав интеллектуальной собственности, «требующие повышенного внимания со стороны USTR»2, так как создаваемые этими странами барьеры на пути доступа к рынку являются предметом «особой озабоченности» со стороны США.
Список «Watch List» определяется USTR, как перечень стран, имеющих лишь «некоторые недостатки» в сфере прав на интеллектуальной собственности, то есть, - это «наблюдательный» перечень государств, политика или практика которых отвечают не всем, а лишь некоторым критериям в области соблюдения прав интеллектуальной собственности.
2 Электронный ресурс. URL: http://security-corp.org/ programming/vebdev/18911 -specialnyy-otchet-301 -2014-god. html
В рамках подготовки ежегодных Отчетов «Special 301» USTR постоянно проводит мониторинг соблюдения прав интеллектуальной собственности во всем мире. Результирующий Отчет содержит подробные сведения о рыночных барьерах, создаваемых иностранными государствами, сдерживающих или препятствующих доступу США на рынок.
Например, в Отчете «Special 301» за 2013 год проанализирована ситуация с защитой прав интеллектуальной собственности в 95 странах, являющихся торговыми партнерами США. Ниже приводятся основные положения Отчета «Special 301» за 2013 г., опубликованного 01.05.2013г.:
• USTR в Отчете 2013 года включило Украину в Приоритетный контрольный список в связи с серьезным снижением правоприменительной деятельности в области использования пиратского программного обеспечения в госорганах и пиратством в интернете, а также с нарушением справедливого и равного доступа к рынку посредством разрешения и деятельности агентств, занимающихся сбором авторских отчислений. Как сказано в докладе, Украина признала наличие в стране серьезных проблем, связанных с деятельностью таких нелегальных или «самозваных» организаций, которые присваивают авторские отчисления, утверждая, будто имеют на это право. «Правительство не привлекло к ответственности такие самозваные организации по сбору авторских отчислений даже после того, как установило, что они присваивали деньги без необходимого разрешения», - отмечается в докладе.
• Серьезная обеспокоенность выражается в связи с хищением коммерческих тайн в Китае, при этом отмечается определенный прогресс в устранении других важных проблем, связанных с защитой авторских прав и предоставлением доступа на рынок в этой стране.
• Канада перенесена из списка приоритетного наблюдения (Priority Watch List) в Watch List в знак признания существенного прогресса в области защиты авторских прав. Тем не менее, в отчете «Special 301» указывалось, что USTR продолжит свою работу с Канадой с целью разрешения оставшихся немногочисленным проблем в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.
В некотором смысле «Special 301» имеет политическую направленность и является инструмен-
том определенного воздействия на правительства других стран, о чем свидетельствует, например, тот факт, что в 2013 году Украина была внесена в перечень стран - основных нарушителей прав интеллектуальной собственности (Priority Watch List), а в 2014 году она была выведена из этого списка3. В Отчете «Special 301» за 2014 год отмечалось, что претензии к непрозрачной системе сбора авторских отчислений в Украине, использованию нелицензионного программного обеспечения государственными органами и общему распространению пиратства в стране остаются. Однако, учитывая нынешнюю политическую ситуацию в Украине, наказания за это не последует. В Отчете указывалось, что USTR надеется, что новая власть будет защищать права интеллектуальной собственности.
В 2014 году в «Priority Watch List» вошли: Алжир; Аргентина; Чили; Китай; Индия; Индонезия; Пакистан; Россия; Таиланд; Венесуэла. В спигак «Watch List» вошли: Барбадос; Беларусь; Боливия; Бразилия; Болгария; Канада; Колумбия; Коста Рика; Доминиканская Республика; Эквадор; Египет; Финляндия; Греция; Гватемала; Ямайка; Кувейт; Ливан; Мексика; Парагвай; Перу; Румыния; Таджикистан; Тринидад и Тобаго; Турция; Туркменистан; Узбекистан; Вьетнам.
В Отчете «Special 301» за 2015 год Россия по-прежнему находится в списке нарушителей прав интеллектуальной собственности4 в связи с нарушениями прав интеллектуальной собственности в сети Интернет (т.н. «пиратством») и неправомерным использованием товарных знаков на контрафактных товарах. Также в этом Отчете было отмечено, что российское законодательство по интеллектуальной собственности эволюционирует в лучшую сторону.
Страны, включенные в Priority Watch List, вызывают наиболее серьезную обеспокоенность в связи с недостаточностью мер по защите и реализации прав интеллектуальной собственности. Например, Китай по-прежнему находится в американском списке злостных нарушителей законов об ИС.
Прошедший 2014 финансовый год был годом заметных достижений Патентного ведомства США (USPTO). Были предприняты эффективные меры по
3 Office of the United States Trade Representative. [Электронный ресурс]. URL: https://ustr.gov/issue-areas/intellectual-property/special-301/2014-special-301-review
4 Office of the United States Trade Representative. [Электронный ресурс]. URL: https://ustr.gov/issue-areas/intellectual-property/special-301/2015-special-301-review/
ускорению процедуры экспертизы заявок, выработаны новые меры по сохранению высококвалифицированных кадров, расширению сети офисов USPTO, чему способствовал подписанный в 2011 году президентом США закон (AIA) о создании региональных сателлитовых (спутниковых) офисов USPTO и, общей модернизации патентной системы США.
Спутниковые офисы обеспечивают присутствие USPTO во всех регионах страны, создавая тем самым дополнительное преимущество изобретателям, предпринимателям и малому бизнесу на местах. Персонал в этих офисах работает в тесном контакте с головным Патентным ведомством США и, одновременно, имеет возможность более плотного сотрудничества с региональными научными и технологическими структурами, инжиниринговыми организациями и бизнесом.
Все это отвечает основной миссии Патентного ведомства США, заключающейся в стимулировании инноваций, усилении конкурентоспособности страны на мировых рынках, предоставлении высококачественной и своевременной экспертизы, более эффективном управлении интеллектуальной собственностью, как внутри страны, так и за рубежом, повышении качества образования в сфере ИС и привлечении высококвалифицированных кадров, создания новых рабочих мест и др.
Выполненное исследование по стратегии ИС
Литература
1. 2013 Special 301 Report. URL: https://ustr.gov/ about-us/policy-offices/press-office/reports-and-publications/2013/2013-special-301-report
2. США исключили Украину из списков основных нарушителей интеллектуальной собственности. URL: http://censor.net.ua/n284052
США показывает, что актуальным при построении стратегии ЕАЭС, также как и в США, должно быть не только более эффективное использование законодательства в сфере правовых отношений, но и решение крайне важной задачи развития инновационной экономики.
США значительно лучше других стран используют интеллектуальную собственность для развития собственных сфер науки, образования, инно-ватики, промышленности и всей экономики страны в целом.
Также следует отметить, что США уделяют значительное внимание не только внутреннему рынку ИС, но весьма активно выстраивают отношения со всеми своими зарубежными партнерами, что позволяет сделать вывод о том, что значительная часть бюджета США пополняется за счет доходов, поступающих из других стран. Внешний рынок для США, пожалуй, более важен, чем их внутренний рынок.
ИС США работает во всех странах и дает возможность повышать доходы своим ученым, изобретателям, предпринимателям и государственным чиновникам.
При выстраивании стратегии ЕАЭС следует обратить внимание на сферу внешнеэкономических отношений с основными партнерами и конкурентами на мировом рынке.
References
1. 2013 Special 301 Report, URL: https://ustr.gov/ about-us/policy-offices/press-office/reports-and-publications/2013/2013-special-301-report
2. SShA iskliuchili Ukrainu iz spiskov osnovnykh narushitelei intellektual'noi sobstvennosti, URL: http://censor.net.ua/n284052