Вестник Института экономики Российской академии наук
4/2012
ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКОНОМИКА
А. ШАКИРОВ кандидат экономических наук, заместитель начальника экономического отдела Торгового представительства России в США
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ США НАРУШЕНИЯМ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ
В статье рассматриваются основные цели и направления развития политики США по защите прав интеллектуальной собственности на международных рынках. Исследуются особенности реализации данной политики на международном и национальном уров-неях. Выделены причины, снижающие эффективность защиты прав интеллектуальной собственности. Анализируются отношения между США и РФ в данной сфере, обосновываются принципы и возможные перспективы дальнейшего сотрудничества.
Ключевые слова: США, Россия, интеллектуальная собственность, международные рынки, нарушение прав, контрафактная продукция, запатентованные товары и технологии, модернизация, инновационное развитие.
Современные технологически развитые страны имеют высокую долю интеллектуальной собственности (ИС) в экономике и характеризуются большим объемом инвестиций в наукоемкое производство. В этой связи для сохранения конкурентных преимуществ на мировом рынке принципиальное значение приобретают вопросы защиты прав ИС. Основной целью деятельности США по противодействию нарушениям прав ИС на международных рынках является защита собственных национальных интересов в 3 ключевых сферах: безопасности; политики; экономики.
На обеспечение интересов национальной безопасности направлен комплекс мер, защищающий рынок США от контрафактной продукции, в том числе от контрафактных лекарств, угрожающих здоровью нации, и контрафактных комплектующих, создающих риск сбоя в функционировании транспортных средств и военной техники. Все возрастающую роль приобретает борьба с промышленным шпионажем.
По оценкам американских экспертов, США являются основным объектом промышленного шпионажа со стороны зарубежных компаний и правительств1.
На защиту национальных политических интересов, поддержку международного влияния и морального авторитета США направлены меры по нейтрализации негативных последствий нарушений прав ИС, связанных с подрывом главенства закона, снижением доверия к институтам государственной власти, с разложением общественной морали.
В свою очередь, защите национальных экономических интересов способствует реализация комплекса мер по формированию благоприятных условий на международных рынках для добросовестных американских экспортеров, по повышению конкурентоспособности американского бизнеса. В данной деятельности можно выделить два основных направления:
- противодействие импорту в США товаров и услуг, произведенных с нарушениями прав ИС;
- противодействие сбыту в зарубежных странах товаров и услуг, произведенных с нарушениями прав ИС.
Первое направление затрагивает вопросы регулирования импорта, второе - вопросы регулирования экспорта, в части, касающейся ввоза американских товаров на рынки зарубежных стран. Следует отметить, что обеспечение благоприятных условий для национальных экспортеров является важным элементом утвержденной в США в 2010 г. Национальной экспортной инициативы.
Нарушения прав ИС негативно отражаются на американской экономике. На современном этапе США лидируют в отраслях, создающих объекты ИС, совокупная стоимость которых составляет более 5 трлн долл.2 По экспертным оценкам, потери от правонарушений в результате снижения налоговых поступлений, упущенной выгоды от неподписанных экспортных контрактов и недополученных лицензионных отчислений ежегодно составляет более 250 млрд долл.
Рынок США несет огромные потери в результате сбыта контрафактной и пиратской продукции, к которой относятся товары, произведенные с нарушениями авторских прав. США являются крупнейшим экспортером услуг по статье «роялти и лицензионные платежи», в которой учитываются расчеты между правообладателями и их зарубежными партнерами за использование прав ИС. Экспорт услуг США по данной
1 The Role of Trade Secrets in Innovation Policy. Washington DC: Congressional Research Service, 2010. P .3.
2 Hearing before the Committee on Foreign Affairs, House of Representatives, One Hundred Eleventh Congress, Second Ses-sion. July 21, 2010. Washington, DC: U.S. Government Printing Office, 2010. P. 58.
статье в 2010 г. составил 106 млрд долл., в том числе по патентам и секретам производства - 36 млрд долл., и по авторскому праву и торговым маркам - 70 млрд долл. Одна из причин такого лидерства - высокие объемы внутрифирменной торговли правами ИС (60% экспорта приходится на отчисления американским материнским компаниям от зарубежных дочерних компаний). В промышленности рост внутрифирменной торговли обусловлен политикой американских ТНК по перемещению производственных мощностей в другие страны.
Таким образом, защита прав ИС становится важным элементом социально-экономической политики, направленной на поддержку целых отраслей, отдельных предприятий и рабочих мест. По оценкам экспертов, в случае повышения уровня защиты прав ИС до американского уровня только одним Китаем, в США может быть создано до 2,1 млн рабочих мест3.
Противодействие нарушениям прав ИС осуществляется США на международном и национальном уровнях.
Политика США по противодействию нарушениям прав интеллектуальной собственности на международном уровне
В политике США на международном уровне представляется важным выделить 3 подуровня: многосторонний; региональный; двусторонний.
На многостороннем подуровне основополагающим документом по противодействию нарушениям прав ИС является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), действующее в рамках Всемирной торговой организации. Соглашение, включенное в пакет документов по созданию ВТО, предусматривает установление минимальных стандартов защиты прав ИС в сфере законодательства и правоприменительной практики. США активно пользуются механизмами Соглашения для разрешения споров в сфере ИС. Так, по данным ВТО, в период 1995-2011 гг. в общей сложности инициировано 26 разбирательств по проблемам, связанным с ИС, в 15 из них США выступали в качестве истца и в 4 - в качестве ответчика. США активно участвуют в деятельности Совета ВТО по соглашению ТРИПС, в частности, в мониторинге выполнения странами взятых на себя обязательств.
В то же время США лоббируют рассмотрение проблемы защиты прав ИС в деятельности ряда международных организаций и объединений, таких как Всемирная организация интеллектуальной собственности, Орга-
3 Slaughter З.М. China, Patents and U.S. Jobs // Wall Street Journal. 2011. June 6.
низация экономического сотрудничества и развития, Всемирная таможенная организация, Всемирная организация здравоохранения, «Группа 8», «Группа 20». Среди последних многосторонних инициатив можно отметить торговое соглашение по борьбе с контрафактной продукцией (Anti-Counterfeiting Trade Agreement), подписанное в октябре 2011 г.
Соответственно на региональном подуровне аналогичные задачи решаются в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле, Организации американских государств, форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
На двустороннем подуровне политика противодействия нарушениям прав ИС реализуется в рамках соответствующих двусторонних соглашений и межправительственного диалога, соглашений о свободной торговле, программ торговых преференций. Данная политика имеет целью обеспечить интересы американских правообладателей за рубежом, в частности, за счет принятия в зарубежных странах стандартов защиты прав ИС выше минимального уровня, предусмотренного соглашением ТРИПС. Например, с рядом стран подписаны соглашения о сотрудничестве в патентной сфере и созданы специальные межправительственные органы взаимодействия. С 2006 г. Бюро по патентам и торговым маркам США имеет своих представителей в американских посольствах в 6 странах мира, в том числе в России.
Следует отметить, что для достижения поставленных задач выделяется помощь зарубежным странам в рамках реализации программ, препятствующих нарушениям прав ИС. Помощь оказывается в форме технического содействия, консультационных услуг, оказания поддержки при подготовке кадров. Американские ведомства организуют семинары, круглые столы, конференции по вопросам защиты прав ИС для заинтересованных организаций, в том числе для представителей законодательной, исполнительной, судебной властей, предпринимательского сообщества. Так, Бюро по патентам и торговым маркам США ежегодно проводит в своей специально созданной академии около 75 обучающих программ для более 4 тыс. участников из 120 различных стран мира.
В свою очередь, существующие в США Программы торговых преференций предусматривают запрет на предоставление преференциального режима странам, не обеспечивающим должную защиту прав ИС. В частности, такой запрет действует в рамках Генеральной системы преференций (ГСП) США и региональных программ торговых преференций, в том числе для стран Тропической Африки, для стран Андского региона, для стран Карибского бассейна. В целом США имеют возможность оказывать давление в вопросах защиты прав ИС на развивающиеся страны мира, являющиеся бенефициарами данных программ, так как эти страны заинтересованы в сохранении преференциального доступа на американский рынок.
Политика США по противодействию нарушениям прав интеллектуальной собственности на национальном уровне
Обязанность государства защищать интересы правообладателей установлена американской конституцией (раздел 8 ст. 1), дающей полномочия Конгрессу США «содействовать развитию науки и полезных ремесел, закрепляя на ограниченный срок за авторами и изобретателями исключительные права на принадлежащие им сочинения и открытия».
Основными механизмами защиты прав американских владельцев ИС на национальном рынке выступают регистрация объектов ИС и противодействие импорту пиратской и контрафактной продукции. Противодействие импорту контрафактной и пиратской продукции осуществляется в рамках раздела 337 Закона о тарифе от 1930 г., который запрещает недобросовестные методы конкуренции при импорте товаров на территорию США, включая ввоз товаров, произведенных с нарушением прав ИС. По данным Комиссии по международной торговле (КМТ) США, подавляющуя часть нарушений составляют нарушения патентного законодательства, главным образом в сфере электроники, телекоммуникационного оборудования, компьютеров. С учетом того, что современные электронные устройства содержат в себе тысячи запатентованных технологий, а нарушение одного патента может привести к запрету импорта товаров конкурирующей компании, раздел 337 становится, по мнению некоторых экспертов, инструментом конкурентной борьбы на рынке США. Это особенно актуально в связи с тем, что в условиях глобализации американские производители завозят конечную продукцию из зарубежных стран, где у них созданы глобальные производственные цепочки. В последние годы количество расследований возросло: в 2010 г. 22 расследования КМТ США закончились признанием фактов правонарушений и запретом импорта соответствующей продукции, в 2006 г. таких расследований было только 124.
В целях защиты прав американских владельцев ИС ежегодно проводится обзор по статье «301-й специальной» Закона о торговле от 1974 г. В обзоре идентифицируются страны, которые не обеспечивают эффективную защиту прав ИС и в зависимости от степени влияния на американскую экономику классифицируются по 3 категориям: «приоритетные зарубежные страны», «приоритетно наблюдаемые страны», «наблюдаемые страны». В отношении стран, включенных в первую категорию, Администрация США имеет право вводить экономические санкции, в частности отменять торговые преференции, вводить количественные
4 Performance and Accountability Report: Fiscal Year 2010. Washington, DC: United States International Trade Commission, 2010. P. 48.
ограничения импорта, повышать импортные пошлины. В докладе 2011 г. (по результатам мониторинга 77 торговых партнеров США) в категорию «приоритетные зарубежные страны» не было включено ни одно государство. В список «приоритетно наблюдаемых стран» были включены 12 государств (Китай, Россия, Алжир, Аргентина, Канада, Чили, Индия, Индонезия, Израиль, Пакистан, Таиланд, Венесуэла), а в список «наблюдаемых стран» - 28 государств.
По мнению ряда экспертов, ежегодный обзор по статье «301-й специальной» Закона США о торговле 1974 г. не приносит уже прежних результатов, во многом вследствие складывающейся в последние годы практики не включать правонарушителей в категорию «приоритетные зарубежные страны» и соответственно не применять экономические санкции в отношении них. Такое положение вызвано тем, что использование экономических санкций на основании национального законодательства США противоречит нормам ВТО, предусматривающим создание арбитражных панелей для решения спорных вопросов. Кроме того, введение санкций может негативно отразиться на всем комплексе отношений с той или иной страной и привести к «торговой войне». Отсутствие четких критериев отнесения стран к тем или иным категориям создает почву для спекуляций о том, что внешнеполитические соображения влияют на решения властей, в частности, ряд государств не были включены в категорию «приоритетные зарубежные страны» именно исходя из них5.
Применение экономических санкций представляется возможным лишь в отношении стран, не являющихся членами ВТО. Экономические санкции, по сути, применялись США лишь в отношении Украины в 2001-2005 гг. (когда она еще не была членом ВТО) на основании включения ее в категорию «приоритетные зарубежные страны» из-за неспособности правительства страны остановить производство пиратской продукции на оптических носителях. Украина была исключена из числа стран-бенефициаров ГСП США, а в отношении ряда ее экспортных товаров (главным образом металлов) применялись повышенные ставки импортных таможенных пошлин на общую сумму 75 млн долл.
За последние два десятилетия значительно выросло число стран, в которых процветают нарушения прав ИС в сфере производства и сбыта контрафактной и пиратской продукции. Наибольший ущерб американским владельцам прав ИС по-прежнему наносят страны с емкими рынками. Многие годы в списке «приоритетно наблюдаемых стран» фигурируют Китай, Россия, Индия и Канада, являющаяся важнейшим экономическим и политическим партнером США. При этом основную тревогу у американцев вызывает Китай, который является основным
5 Intellectual Property Rights and International Trade (Report RL34292). Washington, DC: Congressional Research Service, 2011. r. 34.
поставщиком контрафактной и пиратской продукции на американский рынок - на него приходится около 80% изымаемой таможней США нелегальной продукции6.
В свою очередь и страны с высокоразвитой экономикой не выполняют обязательства, зафиксированные в статье 66.2 соглашения ТРИПС, по созданию стимулов для трансферта национальным бизнесом технологий в наименее развитые страны. В частности, США не прикладывают максимум усилий для создания таких стимулов - объем трансфертов невелик. Более того, сложившаяся международная система защиты прав ИС в определенной мере несправедлива, так как в ней интересы правообладателей, которыми являются крупные корпорации из развитых стран, превалируют над интересами социально-экономического развития стран с низким уровнем доходов. Например, здоровью населения многих развивающихся стран может угрожать ограниченность доступа к дорогим фармацевтическим препаратам, пользующимся патентной защитой7. Таким образом, страны с низким уровнем доходов находятся в своеобразном замкнутом круге - жесткие международные обязательства в сфере ИС замедляют их экономическое развитие, в то же время низкий уровень экономического развития способствует нарушениям прав ИС.
В настоящее время США не удается эффективно противодействовать правонарушениям в сети «интернет», бурное развитие которой, с одной стороны, содействует снижению торговых барьеров и создает огромные рыночные возможности для американских экспортеров, а с другой стороны - способствует распространению нелегальной продукции. Развитие сети «интернет» и международных услуг по доставке товаров обусловливает рост перечня производимой контрафактной продукции. Если раньше она состояла в основном из предметов роскоши (сумки, одежда, часы), то теперь охватывает самую широкую номенклатуру товаров. В то же время распространение пиратской продукции в сети «интернет» постепенно замещает и сбыт на оптических носителях.
В рамках реализуемой национальной политики американские сайты, распространяющие нелегальную продукцию, отслеживаются и закрываются. Однако борьба с зарубежными сайтами, которые имеют доступ на американский рынок, пока не столь эффективна, так как они не подпадают под юрисдикцию США. В конце 2011 г. в Конгрессе начались обсуждения законопроекта, который должен ввести запрет доступа американских пользователей сети «интернет» к сайтам, признанным властями США в качестве нарушителей прав ИС. Законопроект возлагает
6 Intellectual Property Rights. Fiscal Year 2010 Seizure Statistics. - Washington, DC: U.S. Department of Homeland Security, 2011.P. 10.
7 The Proposed Anti-Counterfeiting Trade Agreement: Background and Key Issues (Report R41107). Washington, DC: Congressional Research Service, 2010. P. 2.
определенную меру ответственности за реализацию такого запрета на интернет-провайдеров, поисковые сайты, рекламные компании, платежные системы.
Следует отметить, что американской системе защиты прав ИС свойственна сложная организационная структура, следствием которой являются проблемы межведомственной координации. В деятельность, связанную с регулированием данной сферы, вовлечено значительное число федеральных органов исполнительной власти. Для обеспечения координации деятельности в 2008 г. в составе Аппарата Белого дома было создано Управление координатора по вопросам борьбы с нарушениями прав ИС. Улучшение координации компетентных органов власти выступает одним из ключевых пунктов стратегического плана действий по развитию правоприменения в сфере ИС, принятого Администрацией США в 2010 г.
Актуальной проблемой защиты прав ИС на современном этапе являются длительные сроки рассмотрения патентных заявок. Бюро по патентам и торговым маркам США с трудом справляется с постоянно увеличивающимся потоком заявок. На начало 2011 г. оставались нерассмотренными более 700 тыс. заявок, а среднее время нахождения патентной заявки в стадии рассмотрения составляло более 2 лет. В этой связи одной из основных составляющих принятого в сентябре 2011 г. Закона о реформе патентного законодательства стало выделение дополнительных технических и финансовых ресурсов для ускорения процесса проведения экспертиз патентных заявок.
Развитие системы защиты прав ИС невозможно без эффективного взаимодействия с национальным бизнесом. Именно благодаря давлению со стороны крупного бизнеса, создавшего в 1986 г. коалицию в поддержку разработки международного соглашения о противодействии нарушениям прав ИС в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, Администрация США добилась включения вопросов защиты прав ИС в сферу деятельности ВТО. В настоящее время национальный бизнес активно участвует в различных инициативах Администрации США, направленных на борьбу с контрафактной и пиратской продукцией.
Отношения между США и РФ в сфере противодействия
нарушениям прав интеллектуальной собственности
на международных рынках
Ситуация с защитой прав ИС в России вызывает обеспокоенность у американцев, что находит отражение в обзоре по ст. «301-й специальной» Закона о торговле США. Впервые в 1995 г. РФ вошла в список «наблюдаемых стран», а с 1997 г. ежегодно включается в список «приори-
тетно наблюдаемых стран». Россия никогда не фигурировала в категории «приоритетных зарубежных стран», и соответственно санкции в отношении страны со стороны США не применялись. Однако такая угроза существует. На протяжении нескольких лет Россия становится объектом петиций со стороны заинтересованных американских организаций по поводу исключения ее из числа бенефициаров ГСП США, вследствие несоблюдения прав американских владельцев ИС. До настоящего времени петиции продолжают оставаться в стадии рассмотрения, что может давать американцам определенные рычаги для воздействия на РФ.
В нашей стране в рамках подготовки присоединения к ВТО активно совершенствовалась законодательная база в сфере противодействия нарушениям прав ИС для приведения ее в соответствие с международными нормами. В данном процессе США играли важную роль, о чем, например, свидетельствует тот факт, что частью пакета документов (подписанных в ноябре 2006 г. при завершении российско-американских переговоров по присоединению России к ВТО) стало двустороннее соглашение о защите прав ИС, которое содержит перечень обязательств российской стороны по улучшению национального законодательства. Однако основные проблемы теперь связаны с его слабой правоприменительной практикой.
Отношения между Россией и США в сфере противодействия нарушениям прав ИС развиваются на различных институциональных уровнях. Основным механизмом межправительственного взаимодействия является Российско-Американская рабочая группа по вопросам защиты прав ИС под сопредседательством представителей руководства Министерства экономического развития Российской Федерации и Аппарата торгового представителя США. Рабочая группа, создание которой планировалось еще Соглашением о торговых отношениях между СССР и США от 1990 г., начала работать на регулярной основе с 2007 г. В 2010 г. Федеральное агентство по интеллектуальной собственности России и Бюро по патентам и торговым маркам США подписали договор о запуске пилотной программы ускоренного патентного делопроизводства. Программа предусматривает возможность для заявителя в случае получения патента в компетентном ведомстве своей страны подать соответствующую заявку в патентное ведомство другой страны, которое может рассмотреть ее в ускоренном порядке с использованием результатов уже проведенной экспертизы. Кроме того, ведомства проводят совместные круглые столы, семинары, конференции по проблематике защиты прав ИС. Так, только в 2009 г. Бюро по патентам и торговым маркам США провело 7 обучающих программ для 280 работников российских правоохранительных, судебных и таможенных органов8.
8 2011 National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers. Washington, DC: Office of the United States Trade Rep-resentative, 2011. P. 310.
Развитие сотрудничества на межправительственном и межведомственном уровнях в сфере защиты прав ИС создает предпосылки для продвижения российским бизнесом своих товаров и услуг на американский рынок. Пока же ежегодный российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств в США составляет около 250 млн долл., или около 1% российских поставок на данный рынок, соответственно незначителен и объем экспорта услуг по статье «роялти и лицензионные платежи» - в 2010 г. в стоимостном объеме он составил 92 млн долл.9.
Такое положение вещей в определенной степени является следствием крайней пассивности российского бизнеса (по сравнению с правообладателями из других стран) в регистрации объектов ИС в США. В 2010 г. Россией зарегистрировано всего 272 патента, что составляет 0,2% от общего количества патентов, оформленных в США зарубежными странами. Для сравнения: Японией зарегистрировано 44,8 тыс. патентов, Германией -12,4 тыс., Китаем - 2,7 тыс., Индией - 1,1 тыс. Более того, в последние годы зарубежные правообладатели опережают американцев по количеству оформленных в США патентов - среди 10 лидеров по патентованию в США в 2010 г. числятся 6 зарубежных компаний, в частности 4 японских и 2 южнокорейских. Россией в 2010 г. зарегистрировано всего 154 торговые марки, что составляет 0,5% от общего количества торговых марок, оформленных в США зарубежными странами. Для сравнения: Германией зарегистрировано 3759 торговых марок, Канадой - 3714, Китаем - 1863.
Продвижению на американский рынок высокотехнологичной продукции из России способствовала бы и регистрация российскими экспортерами объектов промышленной собственности в США. В настоящее время в России в целом уже сформировалась деловая культура, связанная с регистрацией объектов ИС: по данным ВОИС, в 2010 г. в РФ зарегистрировано 30 тыс. патентов и 40 тыс. торговых марок. В то же время практика оформления международных заявок на патенты и торговые знаки с последующей регистрацией объектов ИС за рубежом, в частности в США, пока не получила должного развития. Подписание между патентными ведомствами России и США соглашения о запуске пилотной программы ускоренного патентного делопроизводства формирует условия для активизации деятельности российских экспортеров в данном направлении. Регистрация патентов в США не несет серьезной финансовой нагрузки, однако создает новые возможности для продвижения на американский рынок запатентованных товаров и технологий, в том числе связанных с заключением лицензионных договоров.
Косвенное влияние на экономические интересы РФ оказывает фактор противодействия США нарушениям прав ИС на рынках третьих
9 Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2010. Статистический сборник. М.: Центральный банк Российской Федерации, 2011. С .256.
стран. С одной стороны, такое противодействие в качестве «побочного эффекта» улучшает состояния защиты прав российских владельцев ИС на рынках третьих стран. С другой стороны, в условиях сужающихся возможностей поставок на американский рынок производители контрафактной и пиратской продукции могут переориентировать ее поставки на рынки других крупных стран, в частности России.
На современном этапе нарушения прав ИС негативно воздействуют на национальные интересы России в сфере безопасности, политики и экономики. Нарушения прав ИС в России создают проблемы для развития национальной экономики, в частности ухудшают инвестиционный климат, разрушают конкуренцию, способствуют снижению налоговых поступлений. Остро стоит проблема сбыта контрафактных лекарств и фальсифицированной алкогольной продукции, наносящих непоправимый удар здоровью нации. Реализация курса на модернизацию российской экономики предполагает увеличение производства и экспорта инновационных товаров и технологий, что остро ставит вопрос о защите прав российских владельцев ИС на международных рынках. В настоящее время Россия уже сталкивается с проявлениями недобросовестной конкуренции, которые касаются, в частности, продукции военно-промышленного комплекса. Так, отсутствие должного внимания к вопросам защиты прав ИС привело к тому, что Китай, ранее закупавший военные самолеты и технологии, наладил производство схожих самолетов по российским технологиям и теперь конкурирует с нашей страной на международных рынках10.
Эффективная защита прав ИС в России стимулирует привлечение иностранных инвестиций в производственную деятельность и в сферу НИОКР, так как опасения по поводу неэффективности защиты прав ИС сдерживают трансферт технологий западными компаниями в Россию. Российскому бизнесу следует активнее использовать потенциальный интерес американских ТНК к созданию совместных предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами, особенно в свете проводимой российскими властями политики по налоговому стимулированию инновационной деятельности в рамках института особых экономических зон и центра «Сколково». В настоящее время в России имеются 2 из основных 3 факторов, предопределяющих интерес ТНК к проведению НИОКР, а именно налоговые льготы и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы заработал третий существенный фактор - надлежащая защита прав ИС. В этом случае перед российским бизнесом откроются новые перспективы. ТНК США и других развитых стран все активнее проводят НИОКР
10 Page J. China Clones, Sells Russian Fighters // Wall Street Journal. 2010. December 6.
за пределами своих стран. Например, американские ТНК выполняют за пределами США 15% своих НИОКР, инвестируя более 30 млрд долл.11
Вместе с тем российским инновационным компаниям целесообразно рассмотреть возможности организации дочерних компаний в США путем создания новых компаний или покупки уже существующих для проведения там НИОКР в конкурентоспособных отраслях. Как показывает опыт компаний зарубежных стран, несмотря на все сложности, в том числе финансового характера, практика проведения НИОКР в США с последующим трансфертом технологий в Россию может оказаться продуктивной благодаря регламентированной американской системе защиты прав ИС, во многом нивелирующей возможные риски.
Вступление России в ВТО означает присоединение к соглашению ТРИПС и полноправное участие в международном регулировании защиты прав ИС. Для укрепления имиджа России как страны, способной обеспечивать надлежащий уровень защиты прав ИС, российским властям следует активизировать диалог с американской стороной по вопросу исключения нашей страны из списка «приоритетно наблюдаемых стран» в рамках ежегодного обзора по статье «301-й специальной» Закона о торговле США. Пребывание нашей страны в данном списке подает неверный сигнал западному, в том числе американскому бизнесу. С учетом того, что все пять приоритетных направлений модернизации российской экономики тесно связаны с созданием объектов ИС, формирование эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности выступает ключевым условием инновационного развития России, повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.
11 The Corporate R&D Tax Credit and U.S. Innovation and Competitiveness. Washington, DC: Center for American Progress, 2012. P. 14.