СТРАТЕГИЯ РЫНОЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНОМ ПЕРИОДЕ:
ГОСУДАРСТВО И РЫНОК
О.М. Самедова, д-р философии по экономики Мингечаурский государственный университет (Азербайджан, г. Ганджа)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10031
Аннотация. Реформирование системы управления экономической в переходный период к рыночной экономике является самой сложной и неоднозначной в странах, завоевавших свой суверенитет. Весь вопрос в целом состоит в том, как построить эффективное управление экономикой и рыночными процессами в странах в переходной период к рыночным отношениям. По нашему мнению, необходимо проводить крупномасштабное реформирование не только на уровне отдельных рынков, но и всего государственного управления как объекта, занимающегося крупным бизнесом на всех уровнях.
Ключевые слова: рынок, товар, экономика, промышленность, конкуренция.
На Западе общий подход реформирования системы управления сводился к тому, что в конце ХХ века реализовался огромный объем крупномасштабных и комплексных программ реформирования государственного управления. Несмотря на то, что появление многих из этих программ было продиктовано необходимостью решения властями аналогичных проблем, особенно проблем повышения эффективности и качества услуг, гибкого реагирования на смену обстановки, рационализации аудиторской деятельности улучшения налоговой систем. При этом следует указать отсутствие общей парадигмы реформ. Одни из этих программ реформ можно охарактеризовать как отмеченные крайним радикализмом, другие же предусматривают постепенный подход к их реализации. В целом стратегия реформирования часто проходило под знаком рассмотрения концепции «нового государственного управления». Преимущество такого подхода состоит в том, что он является наиболее последовательным комплексом мер в рамках проведения реформ с точки зрения внутренних условий той или иной страны [1].
В частности, в условиях переходной экономики широко применяется двухчленная типология с подразделением всех стран на экономически развитые и развивающиеся. Основным критериям при такой типологии служит уровень социально-
экономического развития государства, выраженный через показатель ВВП в расчете на душу населения.
Наибольшее значение при изучении мирового хозяйства и его географии имеет типология, учитывающая уровень и характер социально-экономического развития страны. Уровень социально-
экономического развития определяется рядом показателей, среди которых: размер валового внутреннего продукта (ВВП) или валового национального продукта (ВНП); размер ВВП на душу населения; доля в ВВП продукции сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг; объем промышленной продукции; инвестиции в основной капитал; потребительские цены; доля занятых в отдельных секторах хозяйства; структура внешней торговли; уровень грамотности населения; продолжительность и качество жизни; потенциальные ресурсы и др.
Высокая степень монополизации, доставшаяся переходной экономике в наследство от административно-командной системы ослабляет рыночную конкуренцию. Это связано с неэффективностью монополий, так как она устанавливает цену выше предельных издержек, потребители, оценивающие товар выше его предельных издержек, но ниже монопольной цены, вынуждены отказаться от покупки. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции эффективного функцио-
нирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.
В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Во - вторых проведение деконцентрации сложившихся предпринимательских монополий. В- третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Естественная монополия существует, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм [2].
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы управления определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Иные принципы лежат в основе регулирования предпринимательских монополий, действующих на конкурентных рынках, например в отраслях с олигополи-стической структурой. Здесь государственное регулирование призвано не заменить, а защитить конкурентный рыночный механизм.
Однако в рыночных процессах иногда отдельные отрасли относят к естественным монополиям и пытаются их регулировать. Как отмечает К.Р. Макконнелл «наиболее критические замечания в адрес отраслевого управления состоят в том, что иногда оно применялось в отраслях, кото-
рые не являются естественными монополиями и которые в отсутствие регулирования были бы полностью конкурентными».
Марксистская парадигма диктует иной подход к задачам регулирования деятельности монополий. Поскольку образование монополий видится как чисто объективный, непреодолимый и необратимый процесс, единственный способ ограничения «вредных» последствий монополизации -это либо национализация монополий и управление ими в интересах всего общества, либо прямой и всесторонний контроль над ценами, прибылями и производством монополистов. Интересно, что во многих переходных экономиках антимонопольная политика, будучи по своим законодательным основам рыночной, в конкретных действиях принимала часто неосознанно марксистскую парадигму как более понятную и, казалось бы, более эффективную.
В последние два десятилетия макроэкономический подход к анализу в теория международной торговли дополнился микроэкономическим, что проявляется в значительном интересе ученых к разработке различных моделей участия в международной торговле отдельных фирм и корпораций. Большинство авторов при этом решающую роль отводит реализации технологических преимуществ отдельных корпораций на рынках, максимально восприимчивых к нововведениям. Объектом международной торговли в данном случае является технология, как воплощенная в наукоемких товарах, так и чистая.
Наиболее известной из них является теория конкурентных преимуществ М. Портера. В ней последовательно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью следующих четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»:
1) факторных условий (наличие в стране основных факторов производства);
2) условий внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба;
3) наличием смежных и поддерживающих отраслей;
4) стратегии структуры фирмы и ее места во внутриотраслевой конкуренции.
Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработку и реализации определенных программ.
Например, в Азербайджанской Республике за последние годы были приняты ряд существенных государственных программ в области социально-экономического развития регионов, в сфере развития бизнеса и поддержки предпринимательства и др.
Основой косвенного регулирования является политики ценообразования, которая включает наблюдение за ценами, косвенного влияние на них через таможенные ограничения, учетные ставки налогов, ускоренную амортизацию, регламентацию статей себестоимости, прямое воздействие через систему госзаказов, установление предельных цен Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основной борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономике.
Наименее предсказуемое влияние на появление новых рыночных направлений оказывает окружающая среда. Современные компании Германии уже сегодня тратят половину своих расходов на защиту окружающей среды и обеспечение общей безопасности. Если еще несколько к тому, что и остальным организациям не удается избежать воздействия растущей озабоченности общественности и политиков, и им также придется заниматься устранением общих последствий, связанных с частным потреблением.
При совпадении общих, стратегических направлений борьбы за лидерство существуют некоторые особенности в подходах ведущих японских и американских компаний к тому, как обеспечить свое преимущество в экономическом соперничестве на мировом рынке. Так, специфика японского подхода состоит в том, что автоматизация и компьютеризация производства не рас-
сматривается как самоцель и безусловная гарантия успеха. Более того, специальные усилия предпринимаются для того, чтобы при переходе на выпуск более сложных товаров снизить техническую и технологическую их сложность. Несколько иной подход использовали американские компании, которые для обеспечения преимущества в конкурентной борьбе сделали главную ставку на ускоренную широкомасштабную автоматизацию и компьютеризацию всех видов производственных и управленческих операций.
Говоря о региональном управлении, нельзя забывать о тех различных структурах, которые существуют и действуют на любом государственном уровне. Так, например, представление о населении государства может быть передано через понятие демографической, социально-профессиональной и национально-конфессиональной структуры населения страны; морфологические особенности территории делают актуальным анализ его пространственной структуры; состояние власти - характер политического расслоения (политической структуры) населения, распределения занятости по отраслям общественного воспроизводства - своеобразие производственной структуры, а условия существования - особенности социально-экономической структуры.
В основе стратегического рыночного управления лежит предположение о том, что в условиях высокотурбулентной внешней среды циклическое планирование неприменимо. Чтобы справиться со стратегическими неожиданностями, стратегические решения должны приниматься быстро, независимо от цикла планирования, а на государственном уровне решать комплекс следующих проблем: характеристика достигнутого уровня экономического и социального развития; описание существующего и желаемого жизнестроя, образа жизни населения; темпы развития по отраслям промышленного производства и социальной инфраструктуры, а также иные показатели развития, включая демократические; основные направления специализации входящих в состав территорий и регионов; проблемы, их взаимосвязанность и
актуальность решения; основные цели, задачи и направления развития на планируемый период. В введении суммируются результаты анализа и определяются исходные рубежи, с которых начнутся планомерные изменения, формулируются задачи социально - экономического развития региона.
Создание рыночного хозяйства в современных условиях - это крупная инвестиционная акция, которая неизбежно обостряет в стране проблему дефицитности ресурсов. Ссылки на исторический опыт стран классического капитала при обосновании негосударственного пути формирования рынка не очень корректны. Западный рынок создавался, когда природные ресурсы были неограниченными. Сейчас -ситуация другая. Поэтому стратегия экономических реформ должна исходить из разумного выбора приоритетов и всемерного государственного поощрения, взвешенных во времени и пространстве мер, стимулирования научно - технологического прогресса, инновационных устремлений предприятий, всех хозяйственных систем.
Центральными органами государственного управления в сфере экономике являются парламент, глава государства, правительство, определенная группа министерств, не имеющие ранга министерств ведомства, например, министерства экономики, финансов, торговли, сельского хозяйства, комиссия по импорту и экспорту. Правительство вносит на рассмотрение
номического характера. Законопроекты, касающиеся доходов или законности расходов государственного бюджета, внесенные парламентариями, обязательно до их обсуждения в парламенте должны иметь заключение правительства. Правительство, особенно в тоталитарных странах, а также в некоторых постсоциалистических государствах принимает нормативные постановления по экономическим вопросам и множество актов индивидуального характера. Соответствующие министерства и ведомства занимаются оперативным управлением подчиненными им предприятиями и учреждениями, регулируют деятельность в соответствующей сфере [3].
Заключение. Таким образом, завершая исследования данного работы можно придти к выводу, что в современных условиях необходимо определение четкого соотношения и выработка стратегии рыночного управления в переходной период на уровне государства и рынка.
Данное соотношение должно выражаться оптимальным уровнем централизации и децентрализации в области государственного управления, в разграничении принимаемых управленческих решений, как на уровне государства, так и на уровне рынка в целом, и потребительского рынка, в частности.
Только гибкое изменение системы управления на государственном уровне может привести к эффективной работе всего рыночного процесса.
парламента основные законопроекты эко-
Библиографический список
1. Питер Другер. Эффективное управление, пер. с англ. М. ФАИР - Пресс. 2003. - С. 12-13
2. Макконелл Н.Р. Брю. Экономике: Принципы, проблемы и политика пер. с англ. - Баку, Азербайджан, 1992. ч. II. с. 228-229.
3. Чиркин В.Е. Государственное управление. - М. Юрист, 2002. - с. 140-142.
STRATEGY OF MARKET MANAGEMENT IN THE TRANSITION PERIOD:
THE STATE AND THE MARKET
O.M. Samedova, doctor of philosophy in economics Mingechaur state university (Azerbaijan, Mingechaur)
Abstract. The analysis of the results of the country's socioeconomic development in recent years shows a high rate of development of the Azerbaijani economy analysis of the results of the country's socioeconomic development in recent years shows a high rate of development of the Azerbaijani economy, including the growth of such important indicators as gross domestic product and state budget, industrial and agricultural production, real income of the population, retail commodity, export and import of goods.
Keywords: market, commodity, economy, industry, rivalry.