дним из ключевых направлений современной региональной политики России следует назвать внешнеэкономическую деятельность. Обеспечивая интеграцию национальной и глобальной экономик, она позволяет регионам создать основу для выхода на траекторию устойчивого развития.
Стратегия развития внешнеэкономического сотрудничества Краснодарского края*
УДК 332.1
С переходом к рыночной системе ведения хозяйства и открытому международному сотрудничеству российские регионы получили большие возможности в области проведения межрегиональной и внешнеэкономической политики. Но относительная новизна проблемы для субъектов федерации привела к тому, что единство мнений по данному вопросу еще не сформировалось, и исследователям предстоит выработать общие теоретические и методологические подходы к построению эффективной системы внешнеэкономической деятельности, ориентированной на обеспечение условий устойчивого развития региона.
Совершенствование и развитие внешнеэкономических отношений регионов в условиях рыночной системы способно стать эффективным фактором оздоровления и последующего развития экономики не только отдельно взятого региона, но и всей страны.
Как составная часть производственно-хозяйственных отношений, внешнеэкономическое сотрудничество (ВЭС) должно воздействовать на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, развитие производительных сил, повышение уровня занятости населения. В нынешних условиях ВЭС не только играет роль источника пополнения бюджета или получения валюты. Она является средством решения социально-экономических задач российских регионов.
Современные отечественные исследователи отмечают [1, с. 203-205], что зачастую внешнеэкономическое сотрудничество рассматривается как самоцель, его развитие видится в расширении объемов вне связи с соблюдением обоснованных критериев эффективности и решением конкретных задач. В результате этого происходит, например, деформация структуры экспорта в пользу сырьевых товаров и товаров с низкой степенью обработки. Вместе с выявлением наиболее эффективных областей развития и стимулирования внешнеэкономической деятельности важной методологической проблемой выступает также определение рациональных форм и методов ее проведения. Эффективность может определяться как с позиции интересов предпринимателей, так и с позиции интересов региона. В обоих случаях внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) призвана обеспечить достижение целей, стоящих в области развития предпринимательской структуры и региональной экономики в целом. Таким образом, выбор форм и методов ведения ВЭД, ее объемов не может осуществляться в отрыве от указанных целей и задач.
На наш взгляд, можно выделить три направления в стратегии развития внешнеэкономического сотрудничества Краснодарского края и связанные с ними проблемы:
1) импорт и экспорт товаров и услуг;
2) иностранные инвестиции;
3) международные транспортные коридоры (МТК), их развитие и функционирование.
Перейдем к рассмотрению первого из трех направлений, основой формирования которого выступает анализ текущего состояния торговой модели внешнеэкономических отношений. Рассматриваемый в данной статье субъект федерации Краснодарский край занимает площадь, сопоставимую с крупным европейским государством, и является одной из перспективных территориальных областей нашей страны. Это в значительной мере обусловливает необходимость реализации на его территории целого комплекса приоритетных направлений социально-эко-
< со
>
* В работе использованы статистические материалы, предоставленные Краснодарским краевым комитетом государственной статистики.
^ номического развития, отвечающих жизненным ин-^ тересам Российской Федерации. о Уникальные природные ресурсы, богатейшие зао лежи полезных ископаемых (крупнейший в Европе ^ Азово-Кубанский бассейн подземных термальных и минеральных вод), лесные массивы, промышленный ^ и сельскохозяйственный потенциал, морские порты,
< развитые сети железнодорожных и автомобильных х дорог, Азово-Черноморские курорты — все это созда-
< ет необходимые условия как для развития экономики о края в целом, так и для успешного внешнеэкономи-^ ческого сотрудничества. Кроме того, в стратегии тер> риториального развития России и ее интеграции в ^ мировую экономику приграничным и приморским ^ территориям отводится особая роль форпостов, не-^ обходимого звена международного экономического
сотрудничества. Так, для приморского региона характерны следующие функции: природно-ресурсные по добыче ресурсов суши, рек и комплексной их переработке и использованию; морехозяйственные — связанные с развитием производств и видов деятельности по освоению морских ресурсов, изготовлению для этой цели различной техники, приборов и оборудования; транспортные — обеспечивающие стыки различных сухопутных видов транспорта с морским. Указанные функции выступают в качестве конкурентных преимуществ исследуемого нами региона.
В Южном федеральном округе (ЮФО) по степени активности внешнеэкономических отношений (по доле экспорта, объему внешнеторгового оборота, привлечению иностранных инвестиций) выделяют четыре группы регионов:
1) с высокой степенью активности — Ростовская, Волгоградская области и Краснодарский край;
2) со средней — Ставропольский край и Астраханская область;
3) с низкой — Северная Осетия-Алания, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия;
4)с незначительной активностью — Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария (данные о Чеченской Республике отсутствуют) [3, с. 216]. Исследуемый нами регион является достаточно
успешным в проведении своей собственной внешнеэкономической деятельности. Учитывая социально-экономический потенциал Кубани в развитии исследуемой сферы, можно выделить такие стратегические направления, как агропромышленный комплекс, транспортная инфраструктура, курортно-рекреационная сфера, а также сфера науки и образования.
Развитие внешнеэкономической деятельности Краснодарского края направлено на создание ориентированных на экспорт услуг, технологий и производств, защиту отечественного производителя, поддержку предприятий-изготовителей продукции с высокой добавленной стоимостью, товаров народного потребления, содействие продвижению высококачественной, конкурентоспособной продукции края на внешние рынки.
В последнее десятилетие во внешнеэкономической деятельности Кубани наблюдается явный прогресс. Двухсторонние соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве края подписаны с учетом следующих принципов развития товарных рынков:
• защита экономических прав и свобод потребителей;
• поддержка отечественной промышленности;
• создание благоприятных условий для увеличения производства качественных товаров народного
потребления в соответствии с платежеспособным спросом населения;
• создание на рынках товаров и услуг конкурентной среды между отечественными и зарубежными производителями;
• информационное обеспечение на межрегиональном уровне по вопросам производства и потребления продукции и товаров, а также контакты с производителями, имеющими намерения сотрудничать напрямую;
• участие в тематических совещаниях, выставках, ярмарках.
Краснодарский край, обладая значительными ресурсами и большим внешнеторговым потенциалом, играет ведущую роль во внешнеторговом обороте среди субъектов федерации, входящих в состав Южного федерального округа (32%) [3, с. 239-251]. В 2000 г. товарооборот участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих экспортно-импортные операции, составил 1,5 млрд долл. США (при этом рост обусловлен почти двукратным увеличением экспорта товаров), аналогичную ситуацию можно наблюдать и в последующие годы. Статистические данные [4, с. 8] показывают, что край и сегодня по-прежнему демонстрирует высокие результаты по объему внешнеторгового оборота среди субъектов ЮФО. На долю участников ВЭД Кубани в 2006 г. приходилось более 30% внешнеторгового оборота всего округа, что в целом подтверждает правильность уже сложившейся традиционной практики активного участия этого уникального региона в осуществлении международных экономических отношений Российской Федерации.
Показатель внешней торговли Кубани за период с 1995 по 2005 г. непрерывно увеличивался как со странами-участниками СНГ, так и со странами дальнего зарубежья (относительный спад в 2004 г. по показателям внешнеторгового оборота и экспорта края объясняется принятием нового Таможенного кодекса). Внешнеторговый оборот региона за указанный период вырос с 1120 до 2985 млн долл. США.
Основное место в товарной структуре экспорта Краснодарского края занимают нефть и нефтепродукты, а также продовольственные товары и сырье для их производства. Импортируется, в основном, машиностроительная продукция и ряд продовольственных товаров.
Неиспользованные потенциальные возможности исследуемого региона заметны при расчете показателей на душу населения: оборот внешней торговли по Краснодарскому краю составляет пока всего лишь 30% от среднего по России. Структура экспортных поставок сохраняет сырьевую направленность, то есть значительная часть добавленной стоимости вывозится из края. На долю сырой нефти в топливно-сырьевой группе приходится около 40%, в экспорте древесины и изделий из нее необработанные лесоматериалы составляют почти две трети.
Отдельно хотелось бы отметить сотрудничество Кубани со странами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) [5].
Беларусь занимает ведущие позиции в торговле с Краснодарским краем. В целом, наибольшая доля в торговле с указанными странами приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Регион является лидером по объему внешнеторгового оборота среди субъектов ЮФО. Его предприятия
связаны партнерскими отношениями со 120 странами мира. Продукция Кубани экспортируется в более чем 100 государств. Основными торговыми партнерами края являются Италия, Турция, Египет, Франция, Испания, Нидерланды, Греция, Украина. При общем увеличении импорта в край некоторые страны уменьшили свои поставки (Куба, Греция, Италия). Ряд стран оставили их неизменными (например, Бельгия, Великобритания, Германия, и др.), а Китай, Турция, Египет и Таиланд существенно их увеличили.
В целом, товарная структура экспорта и импорта Кубани, рассмотренная в динамике за десять лет (с 1995 по 2005 г.), свидетельствует об общем увеличении объема экспорта (почти в 5 раз) и импорта (почти в 2 раза). Но сама структура ввоза и вывоза отличается неоднородностью и большой неравномерностью. Статистические данные за указанный период, представленные Краснодарским краевым отделением Госкомстата, позволяют сделать вывод о том, что объем экспортной продукции Кубани растет в основном за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Этот факт отражает одну из важных проблем социально-экономического развития края, влияющую одновременно и на эффективность ведения ВЭД. Дело в том, что экономика региона имеет ярко выраженную аграрно-сырь-евую ориентацию, и из числа приоритетных направлений развития региона необоснованно исключена обрабатывающая промышленность.
Можно сделать следующий вывод: несмотря на рост экспортно-импортных операций в Краснодарском крае, эффективность первого из выделенных направлений внешнеэкономического сотрудничества снижается из-за нерациональной структуры экспорта и импорта.
Что касается экспорта и импорта услуг, то за период с 2001 г. по настоящее время эти показатели в крае также выросли. В исследуемом субъекте федерации к основным видам международных услуг следует отнести в первую очередь транспортные, туристические и строительные услуги, а также услуги связи, финансовые, компьютерные и информационные услуги, услуги по аренде транспортных средств и оборудования (фрахтование) без операторов на срок до одного года (оперативный лизинг) и прочее. Необходимо отметить также лизинг движимого и недвижимого имущества производственного назначения: машин, оборудования без операторов на срок короче амортизационного периода. В таблице представлены данные по экспорту и импорту услуг, осуществленных с 2001 по 2005 год в Краснодарском крае со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Казахстан Киргизия Таджикистан Беларусь
Внешнеторговый оборот Краснодарского края со страна- 0 ми Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) х в 2005 г., млн долл. США
\—
X
Проанализировав статистические данные по струк- о туре экспорта услуг из края, можно заметить, что х наибольшую долю составляют транспортные услуги (особенно водный транспорт). Что касается импорта услуг, то в целом он имеет тенденцию к снижению, как из стран дальнего зарубежья, так и из стран СНГ Исключение составляет импорт деловых, компьютерных и информационных услуг: здесь наблюдается увеличение в показателях с 2003 по 2005 г.
В развитии межрегионального торгово-экономического сотрудничества основным стратегическим направлением является продвижение кубанской продукции на рынки России, увеличение поставок пищевой продукции и полуфабрикатов, стройматериалов, а также товаров легкой промышленности. Этому будет способствовать реализация мероприятий «Комплексной программы экономического и социального развития Краснодарского края на 2003-2008 гг.», а также активная выставочная деятельность.
В последние годы укрепились межрегиональные экономические связи края с субъектами РФ. Администрация Краснодарского края в настоящее время имеет соглашения с 50 российскими субъектами. Произошло значительное увеличение межрегиональных поставок, что способствовало заполнению товаропроизводителями края рыночных ниш, освободившихся после резкого удорожания импорта, приведшего к увеличению спроса на отечественные потребительские товары. Предприятия получили возможность запустить простаивающие мощности и заметно их нарастить.
Наибольшие объемы вывоза приходятся на Центральный, Южный и Приволжский федеральные округа. Наметились положительные тенденции в поставках жизнеобеспечивающих видов продукции в Москву. Для осуществления встречных поставок товаров народного потребления в Москве создано ГУП «Кубань», которое постоянно взаимодействует с краевыми предприятиями сельского хозяйства и перера-
Экспорт и импорт услуг, млн долл. США
Годы Экспорт Импорт
всего в том числе в страны в том числе из стран
дальнего зарубежья ближнего зарубежья всего дальнего зарубежья ближнего зарубежья
2001 407,7 373,3 34,4 383,4 372,4 11,0
2002 730,9 468,8 262,1 223,7 180,8 42,9
2003 823,1 489,0 334,1 155,5 119,1 36,4
2004 1015,5 634,7 380,6 96,4 88,5 7,9
2005 1326,0 936,0 390,0 110,8 95,5 15,3
^ батывающей промышленности. Доля вывоза продук-;Е ции из Кубани в Москву составляет более 60% от о общего объема поставок в российские регионы по о важнейшим видам продовольственных и промышлен-ш ных товаров [6].
к Однако следует подчеркнуть, что объем ввоза про-^ дукции и товаров различного назначения в исследу-
< емый нами субъект федерации из других регионов ^ России остается пока значительным.
< Необходимо отметить, что развитию экспорта про-
0 дукции и услуг Краснодарского края может способ-Е^ ствовать расширение и модернизация портового хо-н зяйства края и соответствующей транспортной инн фраструктуры. В настоящее время предусматривается
1 также активизация участия края как субъекта РФ в х работе международных выставок, форумов и международных организаций (например, Черноморской ассоциации экономического сотрудничества) в целях эффективной интеграции в мировую экономическую систему.
Второе направление ВЭС, как указывалось выше, — иностранные инвестиции. До сих пор при определении внешнеэкономической политики внешняя торговля и привлечение иностранных инвестиций рассматривались как самостоятельные направления деятельности и разрабатывались независимо друг от друга. Это приводило к их противоречивости и снижало эффект от реализации. В условиях глобализации, как для повышения степени конкурентоспособности на мировом рынке, так и для придания устойчивости и поступательности региональному развитию, необходимо четкое осознание взаимосвязи и взаимозависимости этих сфер.
Сегодня именно регионы — борцы на ринге конкуренции. Их успех зависит от таких факторов, как инфраструктура, экология, качество рабочей силы, научно-технический потенциал, позиция региональных властей. Региональные конкурентные преимущества здесь выступают как совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий, отличающих регион от других территорий и определяющих перспективы производства в нем товаров и услуг [7, с. 409]. Конкурентные преимущества зависят, во-первых, от имеющихся ресурсов; во-вторых, от возможности создания условий, составляющих бизнес-климат региона и позволяющих максимально эффективно преобразовывать ресурсы в факторы производства.
В этом смысле уровень развития инфраструктуры является одним из ведущих условий, предопределяющих выбор внешних инвесторов в пользу данного региона. Инвестиционная привлекательность и, соответственно, экономическое развитие напрямую зависят от того, насколько на данной территории обеспечивается единство политики в области охраны окружающей среды и политики занятости, чтобы избежать недоиспользования человеческих ресурсов и слишком интенсивного использования природных ресурсов. Кроме того, наличие в регионе высококвалифицированной рабочей силы не только повышает его инвестиционную привлекательность, но и обеспечивает возможности для перехода на более высокие технологические уклады.
В условиях специфики российских федеративных отношений реализовать эту стратегически важную для национальной экономики задачу возможно по-
средством координации внешнеэкономических отношений субъектов федерации. Результативность здесь зависит от организации в федеральных округах работы по ряду направлений, обусловливающих создание соответствующих условий для реализации ключевых ресурсов нового «портфеля конкурентных преимуществ». Для этого прежде всего необходимо совершенствование законодательно-нормативной базы, поскольку она является важным фактором изменения инвестиционного климата, определяющего все направления развития территории.
В настоящее время активизировалась разработка региональных стратегий и программ, в том числе на муниципальном уровне, создаются новые инструменты и совершенствуются способы взаимодействия с инвесторами. Формируя экономическую политику, региональные власти используют собственные подходы, учитывающие местные особенности. В сфере регионального инвестиционного законодательства в большинстве субъектов федерации выстроена система правовых актов, разных по своей юридической силе, масштабам действий и тематике. Этот факт оказывает существенное влияние и на реализацию стратегии внешнеэкономических отношений регионов.
Важную роль играет региональный закон об инвестиционной деятельности, в редакции которого региональные законодатели вносят ряд новых норм, представляющих особую значимость с точки зрения привлечения иностранных инвесторов и реализации внешнеэкономической деятельности:
• о приоритетных инвестиционных проектах и условиях для их реализации;
• о различных формах государственной поддержки инвесторов, реализующих свои проекты на территории региона согласно положению о конкурсе инвестиционных проектов;
• о региональных целевых программах;
• о льготах и ограничениях для инвесторов;
• о страховании инвестиций;
• об условиях допуска иностранных инвесторов к предприятиям региона.
Так, в Краснодарском крае успешно действуют положения, в соответствии с которыми проекты, прошедшие инвестиционный конкурс, в обязательном порядке включаются в состав региональной инвестиционной программы [8]. Основной интерес для инвесторов представляют налоговые льготы по региональным налогам в рамках концессионных соглашений и лицензионных режимов. Наличие в региональном законодательстве льгот и ограничений для инвесторов — это принципиальный момент. Региональные нормативные положения о страховании инвестиций являются одним из важных нововведений инвестиционного законодательства. Согласно этой норме инвестиции, имущественные интересы инвесторов, залоговое обеспечение инвестиционной деятельности могут, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, должны быть застрахованы.
Опыт регионального развития последних лет продемонстрировал, что для иностранных инвесторов в современных условиях представляет интерес не только природный потенциал. В конкурентной борьбе выигрывают территории, не имеющие указанных выше преимуществ, но уменьшающие потенциальные риски для инвестора за счет создания законодательства, адекватно отражающего современные
условия. В тех субъектах федерации, где региональные власти смогли устранить негативные для местного инвестиционного климата последствия изменения федерального законодательства, местные нормативно-правовые условия стали наиболее важным фактором позитивного изменения инвестиционного климата.
Опыт Краснодарского края показывает, что привлечение инвесторов возможно путем изменения законодательства, позволяющего упростить систему предоставления земельных участков, получения разрешений на строительство объектов, оптимизации сроков инвестиционных проектов. Привлечение внешних инвестиций в экономику субъекта является жизненно важным средством обеспечения экономического роста, и от позиции региональных властей зависит, насколько успешно могут быть реализованы конкурентные преимущества края.
По уровню инвестиционного потенциала большинство республик ЮФО находятся на последних местах в общероссийском рейтинге. Лишь Краснодарский край наряду с Волгоградской и Ростовской областями, а также Ставропольский край сумели подняться вверх за последние два года. Именно эти регионы из всех субъектов ЮФО, обладая наиболее высоким потенциалом, смогли привлечь инвестиции (больше всего инвестиций в 2004 г. получили Краснодарский край (39,9%), Ростовская область (38,2%) и Волгоградская область (11,9%)) [9, с. 9].
Переходя к третьему направлению внешнеэкономического сотрудничества Краснодарского края, необходимо отметить, что конкурентоспособность страны и ее территорий сегодня во многом определяется коммуникативными возможностями. Прежде всего они зависят от создания и функционирования международных транспортных коридоров, а также доступности информации и производственно-инновационной сферы, с соответствующей инфраструктурой и кадрами. В условиях глобализации, чем сложнее и динамичнее рынок, тем большую значимость приобретает местоположение и особые характеристики территории, которые должны быть специальным образом организованы.
Реализация этих нововведений в законодательно-правовой сфере является важной основой как для решения социально-экономических задач территорий, так и для их интеграции в глобальное экономическое пространство. В первую очередь это касается транс-портно-коммуникационной и производственно-инновационной сфер, являющихся базовыми составляющими механизма адаптации, позволяющего интегрировать территории в глобальные рынки.
Транспортно-коммуникационная сфера в условиях геоэкономического положения Краснодарского края имеет исключительное значение для реализации приграничных и приморских функций. С точки зрения совершенствования структуры внешнеэкономических отношений и решения социально-экономических задач, несомненный интерес имеют проекты развития трансконтинентальных коммуникаций, проходящих через территорию российских регионов. Международные магистрали должны не просто быть транзитными путями, а воздействовать на развитие экономики субъектов РФ. Такое воздействие включает в себя освоение новых природных ресурсов, размещение производств по переработке перемещаемых грузов, обеспечение строительства и функциони-
рование транспортных путей. Особое значение для ^ большинства регионов России имеет развитие меж- ;Е региональных и международных транспортных кори- о доров. о
В силу географических особенностей России и ^ отдельных ее регионов потенциальная емкость рын- к ка инфраструктурных проектов — одна из самых ^ высоких в мире. Кратчайшее сухопутное расстояние < из Азии в Европу — главное конкурентное преиму- ^ щество нашей страны в глобальном экономическом < пространстве. Ведь географическое положение — о неисчерпаемый ресурс России, в отличие от нефти, =т газа, угля, металлов. В современных условиях каче- н ственная и быстрая доставка груза — очень важный н фактор экономики. Дело в том, что жизненный и тех- " нологический цикл все большего числа товаров по- х стоянно сокращается, и поэтому для грузополучателя гораздо важнее не цена, а время. Нашей стране срочно нужна четкая и продуманная программа развития транзита в целом по стране и в региональном разрезе, позволяющая решать эти вопросы в комплексе. Первые попытки решения данной проблемы были предприняты еще в 2001 г., когда Правительство РФ разработало и утвердило Федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», куда в качестве одной из важнейших составных частей включена подпрограмма «Международные транспортные коридоры» [10, с. 66-70].
В результате реализации мероприятий подпрограммы на территории Российской Федерации планируется к 2010 г сформировать систему МТК. При этом на направлениях МТК будет усилено взаимодействие различных видов транспорта в технологической, нормативно-правовой и других областях.
Главными итогами формирования и функционирования системы МТК станут:
• качественное удовлетворение спроса российских грузовладельцев и населения на перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении;
• увеличение объемов перевозок международных транзитных грузов, следующих сообщением Европа—Азия—Европа по российским транспортным коммуникациям.
Предполагается повышение эффективности перевозок в международном сообщении путем усиления координации работы разных видов транспорта, ускорения таможенных, пограничных и других обязательных процедур при пересечении границы, сокращения продолжительности транспортировки и переработки грузов, развития системы транспортно-экспедицион-ного обслуживания, повышения доступности транспортных услуг для грузовладельцев.
Развитие инфраструктуры транспортных коридоров обусловлено увеличением грузопотоков, ускорившим интеграцию различных видов транспорта в многовариантную сеть. При этом сеть МТК должна представлять собой экологически устойчивую систему, совместимую с требованиями защиты окружающей среды и здоровья населения и основанную на использовании современных технико-технологических достижений.
Создание сети МТК имеет огромное значение для экономики Краснодарского края, так как она будет способствовать экспорту транспортных услуг, позволит более эффективно использовать резервы транспортной системы региона, стимулировать расши-
^ ренное воспроизводство валового регионального ;Е продукта (ВРП). Это будет выражаться не только в о увеличении экономического потенциала края (раз-о витие транспортного машиностроения, строитель-щ ство дорог и сопутствующих им объектов) и полу-к чении «транзитной ренты», но также в расширении ^ возможностей получения инвестиций для развития
< инфраструктуры транспорта. Особое значение МТК ^ приобретут в ходе подготовки к зимним Олимпий-
< ским играм 2014 г. в Сочи.
о Формирование инфраструктуры МТК позволит со-^ здать новые рабочие места в крае, снизив напря-¡^ женность на рынке труда, и наладить систему обуче-¡Е ния кадров для обслуживания транспортных сетей. " Развитие международных транспортных коридоров х послужит импульсом к расширению всей рыночной инфраструктуры, интенсификации процесса формирования и накопления совокупного человеческого капитала Кубани.
Развитию системы МТК на территории Южного федерального округа будет содействовать предусматриваемое Федеральной целевой программой (ФЦП) «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» проведение следующих основных мероприятий:
• строительство дополнительных главных путей на железнодорожном направлении Краснодар—Волгоград, участках Краснодар—Крымская, Крым-ская—Тимашевская, Лихая—Кизитеринка, Туапсе— Адлер и Ахтуба—Трубная, строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла, развитие станции Крымская и др.;
• реконструкция федеральных автодорог в составе международного транспортного коридора «Север— Юг», строительство и реконструкцию автомобильных дорог Минеральные Воды—Буденновск—Неф-текумск—Кочубей и Майкоп—Туапсе;
• реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах Сочи и Анапы, замена светосигнального оборудования взлетно-посадочных полос, а также реконструкция и расширение аэровокзальных комплексов в аэропортах Анапы, Краснодара и Сочи;
• развитие существующих портов для перевалки российских экспортно-импортных и международных транзитных грузов в Новороссийске, Туапсе, Тем-рюке, Азове, Ейске.
Кроме того, в рамках формирования инфраструктуры МТК «Север—Юг» в соответствии с указанной ФЦП на Юге России уже ведется активная реконструкция ряда автодорог коридора.
Железнодорожная часть МТК на направлении Москва—Сочи должна быть реконструирована до 2010 г. с целью ввода скоростного пассажирского движения (до 160 км/час). В перспективе (2010-2030 гг.) рассматривается возможность строительства на этом направлении высокоскоростной магистрали (350 км/час), что позволит интегрировать российский участок магистрали Санкт-Петербург—Москва—Сочи в европейскую сеть скоростных железных дорог
Оценка социально-экономического развития Кубани позволяет констатировать, что имеющийся административный, экономический и социальный потенциал края используется не в полной мере. Практически не реализуются объективные преимущества региона как приграничной территории. На это, в частности, указывает анализ [11] Федеральной целевой программы «Юг России» (Постановление Правительства РФ №581 от 08.08.2000 г), осуществление ко-
торой на современном этапе осложнено прежде всего несовершенством самой программы, отсутствием прописанных ресурсов и механизмов ее реализации. Необходимо проведение критического анализа направлений, предлагаемых в ФЦП, одним из которых является совершенствование транспортной системы и развитие международного транзита через территорию края, являющихся важнейшей составляющей инфраструктуры.
Южный федеральный округ в целом и Краснодарский край в частности, будучи приграничным макрорегионом, уже сегодня имеют практически все необходимые для развития этих направлений условия:
• многовариантность путей выхода энергоносителей на мировой рынок, что позволит расширить стратегически важные контакты с приграничными государствами;
• непосредственное участие транспортных коммуникаций в составе международной транспортной инфраструктуры зоны Черноморского экономического сотрудничества с учетом активизации международных торговых и транспортно-экономиче-ских связей ее участников;
• географическое положение Юга России, обеспечивающее кратчайшее и экономически более выгодное сухопутное, водное и воздушное сообщение между странами Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также со странами Закавказья, Средней Азии и Персидского залива.
В ФЦП принципиально обозначены только международные коридоры, которые пройдут по территории округа. Все остальное указано в общих чертах, без учета региональных особенностей. Формировать и реализовывать транспортную стратегию, когда она представлена в таком виде, чревато для региона негативными последствиями. В условиях сегодняшнего социально-экономического положения создание МТК приведет экономику края к все большей сырьевой направленности, а региональная промышленность будет подавляться обилием дешевых импортных товаров. Итогом подобной тактики станет товарная экспансия более конкурентоспособной, по сравнению с местной, продукции зарубежных производителей. Поэтому при разработке стратегических программ развития региона целесообразным представляется создание (выделение) «точек роста» — площадок для привлечения частного капитала, которые могут дать мультипликационный эффект. Например, эффективное функционирование крупнейших отечественных портов — Новороссийска и Туапсе, через которые перевозится около половины внешнеторговых грузов, требует модернизации и устранения диспропорции в пропускной способности железнодорожного и морского транспорта. Решение данных проблем, в свою очередь, позволит динамичнее развиваться санаторно-рекреационному комплексу, привлекая как отечественных, так и зарубежных инвесторов, создавая дополнительные рабочие места для местных жителей.
Решение транспортных проблем усугубляется и ситуацией с аэропортами, ни один из которых не отвечает современным требованиям в достаточной мере. Воздушный транспорт имеет особое значение для Юга России как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений, а также в рамках подготовки к Сочинской Олимпиаде.
В заключение следует отметить, что в рамках стратегии внешнеэкономического сотрудничества переход к устойчивому развитию такой страны, как Россия, во многом будет зависеть от того, насколько правильную тактику выработают субъекты федерации в русле реализуемого внешнеэкономического сотрудничества региона. При этом весьма важно, какие формы ВЭД оказываются наиболее результативными и адаптированными к условиям конкретного региона.
В разработке стратегии внешнеэкономического сотрудничества в первую очередь важно определить основной ресурсный потенциал, сложившийся под влиянием как природно-климатических факторов, так и в результате политических, социальных и экономических преобразований. Для начала необходимо проанализировать уровень развития отраслей в регионе и их долю в экспортно-импортных операциях и на основе анализа выбрать наиболее эффективные формы и методы ведения ВЭД. Успех внешнеэкономической стратегии зависит от эффективного сочетания внутренних и внешних социально-экономических и политических факторов.
В целом необходимо подчеркнуть, что внешнеэкономическая деятельность в Краснодарском крае хотя и не является на сегодняшний день ведущим сектором, тем не менее может стать весьма перспективной отраслью экономики Кубани, учитывая ее выгодное приграничное положение. Внешнеэкономическое сотрудничество региона может и должно создавать благоприятные условия для достижения поставленных общих стратегических целей. Однако при успешной в целом деятельности в исследуемой сфере еще не выработаны окончательные и четкие методические ориентиры формирования стратегии ВЭД региона и его внешнеэкономической политики. В связи с этим необходим переход от управления внешнеэкономической деятельностью как самостоятельным объектом хозяйствования к управлению ей как составной частью общей стратегии регионального развития.
Главная задача стратегии внешнеэкономического сотрудничества состоит в поддержании таких взаимоотношений между национальной экономической системой и ее окружением, которые позволяют добиваться поставленных целей, соответствуют внутренним возможностям и внешним требованиям. Для исследуемого региона весьма важным представляется использование преимуществ геоэкономического положения Кубани. Именно поэтому основными взаимосвязанными задачами стратегии территориального развития на национальном уровне с точки зрения развития ВЭС являются:
• адаптация хозяйственных структур региона к требованиям глобальной экономики и устойчивого развития;
• формирование транспортно-коммуникационной инфраструктуры, включающей энергетические, телекоммуникационные, логистические системы, функционирующие на новой технической базе, обеспечивающие реальную интеграцию экономического пространства и создающие основу для формирования в перспективе соответствующих кластеров;
• развитие производственно-инновационной и образовательной сфер, нацеленное на структурную перестройку промышленности, экологизацию производства за счет применения новых технологий и формирования соответствующих навыков и компетенций рабочей силы.
Осуществление этих условий будет возможно при ^ наличии переходного периода, позволяющего России ;Е подготовиться к их реализации путем решения ряда о нормативно-правовых и экономических вопросов. о В целом можно говорить о трех этапах реализа- ^ ции стратегии внешнеэкономических отношений как к для макрорегиона в целом (ЮФО), так и для Красно- ^ дарского края в частности: <
• первый период — переходный, в течение которо- х го создаются нормативно-правовые и институци- < ональные основы, позволяющие в перспективе на- о чать реализацию нового «портфеля конкурентных ^ преимуществ»; ^
• второй период — осуществление крупных про- ¡Е грамм, способных привести к качественным изме- " нениям в развитии транспорта и связи, размеще- х нии производства, природопользовании и состоянии окружающей среды, системах расселения;
• третий период — начало выхода региона на траекторию устойчивого развития на основе наличия соответствующей транспортно-коммуникативной и производственно-инновационной сфер. Стратегия развития внешнеэкономического сотрудничества, адекватная неоднородной внутренней среде и динамично меняющемуся внешнему окружению, позволит, с одной стороны, разрешить целый ряд противоречий в отношениях центра и субъекта федерации, с другой — обеспечить согласование общегосударственных задач с решением социально-экономических проблем развития отдельного региона.
Литература
1. Листопад М. Е. Роль внешнеэкономической деятельности региона в решении задач его устойчивого развития (Опыт Краснодарского края) // Экономика развития региона: проблемы, поиски и перспективы. Гл. ред. О. В. Иншаков. Вып. 7. Т. 1. Волгоград, 2006.
2. Искренко Э. В. Стратегические направления развития внешнеэкономических отношений ЮФО // Экономика развития региона: проблемы, поиски и перспективы. Гл. ред. О. В. Иншаков. Вып. 7. Т. 1. Волгоград, 2006.
3. Кайль Я. Я. Позитивные тенденции устойчивого развития регионов в Южном федеральном округе в начале XXI века // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Под ред. О. В. Иншакова. Вып. 6. Волгоград, 2005.
4. Внешнеэкономическая деятельность организаций Краснодарского края 1995-2005 гг. Стат. сб. Краснодар, 2006.
5. Социально-экономическое развитие Краснодарского края. Ежегодный сборник. Краснодар, 2005.
6. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ. Социально-экономическое развитие Южного федерального округа Российской Федерации. www.economy.gov.ru.
7. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. акад. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2004.
8. Официальный сайт администрации Краснодарского края: www.krd.ru.
9. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2004 году / Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.
10. Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)». Головной том. Раздел 3. С. 66-70. http://www.mintrans.ru.
11. Иншаков О. В. О модернизации федеральной целевой программы «Юг России». Доклад на международной научно-практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России». VII годичное заседание «Региональное экономическое пространство: интеграционные процессы». Волгоград, 2004.