УДК: 338.431.2 Стратегия развития сельских территорий в Саратовской области Strategy for Rural Development in the Saratov region
Шеховцева Евгения Александровна,
доцент кафедры «Менеджмент в АПК.» Саратовский государственный аграрный университет
им. Н.И. Вавилова. Россия e-mail: [email protected]
Дмитриева Галина Александровна,
доцент кафедры «Менеджмент в АПК» Саратовский государственный аграрный университет
им. Н.И. Вавилова. Россия e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проанализировано современное состояние развития сельских территорий, уровень благосостояния населения, субъективная оценка респондентов, проживающих в данной местности доступности для них социальной инфраструктуры и оценка перспектив дальнейшего проживания на селе. Выделены основные направления государственной политики по устойчивому развитию сельских территорий и в связи с особой значимость данной проблемы предложено разработать стратегию развития сельских территорий Саратовской области, включающую: анализ потенциала развития и диверсификации сельского хозяйства в каждом районе области, анализ имеющихся ресурсов и возможностей дальнейшего развития сельских территорий с учетом специфики каждого района, стратегические цели с установкой индикаторных показателей, стратегический контроль с
персонализационными мерами ответственности, проработку механизмов достижения целей и возможных вариантов развития.
Ключевые слова: сельская территория, село, устойчивое развитие, уровень доходов, стратегия, социальная инфраструктура.
Annotation
The article Analyse the current state of development of rural areas, the level of welfare of the population, a subjective assessment of respondents living in the area for them dostupnolsti social infrastructureandassessment of the prospectsof living in rural areas.The basicdirections of state policyon sustainable developmentof rural areasandbecause of the specialsignificance of thisproblem is proposedto develop astrategy for the developmentof rural areasof the Saratov region, including: analysis of potentialdevelopment anddiversification of agriculturein eachdistrict of the region, the analysis of available resources andopportunities for furtherdevelopment of the ruralarea is zonedtaking into account thespecificities of eachregion, the strategic goals with the installationof testperformance, strategic controlmeasureswithpersonalizationliability, elaboratemechanisms to achieve thegoals andpossible outcomes.
Keywords: rural area, silo, sustainable development, income level, strategy, social infrastructure.
В настоящий момент проблема развития сельских территорий стоит особенно остро, продолжается отток населения из сельской местности, снижения уровня его благосостояния. В связи с этим Президент РФ В. Путин поручил разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий. В эту работу должны активно включаться регионы, так как они наиболее полно осведомлены о сложившейся специфике, проблемах и имеющемся потенциале развития сельских поселений.
Первоначально для разработки любой стратегии необходимо проанализировать современное состояние объекта. Мы считаем, что наиболее
целесообразен взгляд изнутри, то есть оценка положения субъектами, непосредственно проживающими на данных территориях, своего положения и перспектив дальнейшего развития сельской местности.
Для оценки материальной обеспеченности, доступности предприятий социальной сферы и дальнейших перспектив в области работы и проживания в селах Саратовской области нами было проведено исследование на основе анкетирования жителей сельских территорий Саратовской области в рамках ежегодного мониторинга, проводимого Министерством сельского хозяйства.
В целом в Саратовской области отмечается отрицательная динамика населения за период с 2005 по 2013 год его количество снижается на 4,0 %, причем численность сельского населения снижается более высокими темпами, а именно- 8,0 %. Если за период с 2010по 2012 год, численность городского населения возросла на 300 человек, то сельского понизилась на 7500 человек. Среди населения преобладает городское (табл.1).
Таблица 1- Динамика численности населения, тыс. чел.
Показатели Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Общая
численность
населения 2627,7 2508,3 2595,3 2583,8 2531,6 2519,3 2508,8 2503,3 2496,6
Саратовской области
Численность
городского населения 1949,3 1839,3 1935,3 1929,9 1882,3 1878,4 1876,3 1872,4 1872,7
Саратовской области
Численность
сельского
населения 678,3 669 660,0 653,9 649,3 640,9 632,5 630,0 623,9
Саратовской области
По официальным статистическим данным уровень доходов сельского населения в 2013 году на 74,5 % ниже, чем городского[1]. Причем наиболее
высокий уровень заработной платы, обеспечивающий покупательную способность 2,5 и более прожиточных минимума трудоспособного населения, отмечен в 10 районах. Самая высокая заработная плата по-прежнему сохраняется в г. Саратове (20,1 тыс. руб.) и Балаковском районе (20 тыс. руб.). В Воскресенском, Ершовском, Ртищевском, Советском, Татищевском и Энгельсском районах средняя заработная плата варьируется от 15,5 тыс. руб. до 18,1 тыс. руб.
В 21 муниципальном районе покупательная способность заработной платы обеспечивает от 2,0 до 2,4 прожиточных минимума трудоспособного населения.
Уровень заработной платы, обеспечивающий покупательную способность менее 2 величин прожиточного минимума трудоспособного населения (12 тыс.руб.), сложился в 11 муниципальных районах области.
Нами было предложено респондентам оценить свое материальное положение по четырем качественным ступеням материального благосостояния: «живем богато», «в достатке», «бедно, едва сводим концы с концами», «живем очень бедно». Распределение ответов отражено в таблице 2.
Таблица 2- Оценка материального положения домохозяйства в зависимости от места работы
Варианты ответа Место работы
Сельскохозяйст )й Организация ация на Другая е Организация в и Организация 1я Организация )ы Организация
Мы живем: богато 1,4 - -и -о -е - на - ут
в достатке 66,7 69,0 75,0 68,1 50,0 64,4 50
бедно, едва сводим концы с концами 23,6 24,1 22,2 27,7 50,0 16,5 42,9
очень бедно 1,4 - - - - 4,5 7,1
затрудняюсь с ответом 6,9 6,9 2,8 4,2 - 15,6 -
Как видно из приведенных данных кластер малоимущих («Живем бедно и очень бедно») колеблется от 22,2% до 50% - это в 2-3 раза больше по сравнению с официальными статистическими данными. Основной массив респондентов (50-64,4%) относит себя к живущим в достатке
В ожидании перемен в материальном положении семей в ближайшей перспективе за последний пятилетний период сложился в целом негативный тренд. Если в 2008 г. в целом по России надеялись на улучшение ситуации 48% респондентов, то в 2013 г. - только 41,7%. Ожидают ухудшения ситуации 11,6%, тогда как в 2008 г. таких было 8,7 %. В отличие от общего настроя населения мнения жителей Саратовской области более категоричны (рис.1.): на улучшение надеются - 44,5% респондентов, но и опасаются ухудшения ситуации 12,5%.
Рис.1. Ожидания в изменении материального положения домохозяйства в ближайшие два-три года (от числа опрошенных, %)
Помимо ожиданий относительно изменения материального положения жители сел Саратовской области важное значение придают обеспеченности и качеству жилищных условий. Численность респондентов, удовлетворенных своими жилищными условиями, превышает численность неудовлетворенных и составляет большую половину (51,5%). Среди молодежи до 30 лет
(включительно), для которой жилищный фактор является одним из основных для закрепления на селе, удовлетворенных жилищными условиями около 38,7% (табл. 3)
Таблица 3 - Удовлетворенность жилищными условиями (% от числа опрошенных)
Варианты ответа Все респонденты В том числе в возрасте до 30 лет
Да, скорее да 51,5 38,7
Нет, скорее нет 35,0 45,2
Затрудняюсь с ответом 13,5 9,8
Среди причин, по которым опрошенные жители села выразили неудовлетворенность своими жилищными условиями (табл. 4), лидирует недостаточная площадь. На нее указывали Ц всех респондентов и 60% молодых людей. Второе место занимает полное или частичное отсутствие коммунальных удобств - 25,7% от общего числа респондентов и 13% от числа молодых людей и на третьем месте необходимость капитального ремонта - 20% и 7% соответственно.
Таблица 4. - Распределение респондентов по причинам неудовлетворенности своими жилищными условиями (от числа респондентов, неудовлетворенных своими жилищными условиями, %)
Варианты ответа Все респонденты В том числе в возрасте до 30 лет
Недостаточная площадь 25,7 60
Дом ветхий (аварийный) 10 3
Нужен капитальный ремонт 20 7
Жилье не имеет коммунальных удобств (не все удобства) 25,7 13
Друг°е 18,6 17
Территориальная доступность жителям конкретного села предприятий, оказывающих социальные услуги оценивалась по бальной шкале, где при доступности услуг определенного предприятия присваивалась 10 баллов, при полной недоступности 1.
Начальная школа
Средняя школа
Транспортные услуги
Детский сад (ясли)
Мастерская по ремонту телерадиоаппаратуры и бытовой техники
Магазин товаров повседневного спроса (автолавка)
Амбулатория, поликлиника
Клуб
БольницаАптека
Рис. 2. Оценка уровня доступности респондентами конкретного села,
Из анализа данных рисунка 2 следует, что полной доступности нет не по одному виду предприятий, максимально доступны магазины товаров повседневного спроса (автолавки), которые имеются практически в каждом селе. Уровень доступности медицинских услуг снижает по мере усложнения и расширения объема услуг, оказываемых организацией. В редких селах имеются мастерские по ремонту телерадиоаппаратуры и бытовой техники/
Также очень важно для оценки перспектив развития села проанализировать внутренний настрой населения на дальнейшее проживание в сельской местности. В результате опроса было выявлено, что в будущем покинуть сельскую местность планирует большая часть молодежи-75,6 % опрошенных (рис. 3), а ведь эта категория населения является тем базисом, на который необходимо опираться при развитии села, обновлении технологии ведения отраслей АПК. Поэтому стратегия развития сельских территорий в обязательном порядке должна включать меры по поддержке и привлечению молодежи на село.
предприятий социальной сферы.
■ население старше 40 ■ население от 30 до 40 ■ население до 30 лет
уеду обязательно возможно уеду останусь
Рис. 3. Результаты опроса населения по поводу дальнейшего проживания в сельской местности.
Стратегия устойчивого развития сельских территорий должна быть направлена на сохранение и расширения сельского сообщества, развития его уровня образования гражданской активности, а это невозможно без повышения уровня доходов населения, что напрямую связанно с интенсификацией и развитием сельской экономики.
В настоящий момент разработана федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017годы и на период до 2020 года». Среди основных мерам, способствующих развитию сельской территорий, выделены следующие:
• повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
• повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
• повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
• улучшения демографической ситуации;
• развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества (рис.4).
Рис. 4. Элементы целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017годы и на период до 2020 года»
Основным документов направленным на устойчивое развитие сельских территорий в Саратовской области является Подпрограмма 5 "Устойчивое развитие сельских территорий Саратовской области на 2014 -
2020 годы программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы [ 2].
Она включает следующие основные мероприятия:
1.улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
2.субсидия бюджетам муниципальных районов и поселений области на комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры (развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности, развитие газификации в сельской местности, развитие водоснабжения в сельской местности) и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
3.развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;
4.развитие сети культурно-досуговых учреждений на селе;
5.грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Меры, безусловно важные, но нам кажется одной из основных мер способствующей развитию сельских территорий должно стать развитие сельской экономики, включающей как родственную диверсификацию и интеграцию традиционных сельских видов деятельности, так и создания предприятий с нетрадиционными видами деятельности (сельский туризм, сфера обслуживания, обучения и т.п.).
Для достижения устойчивого развития сельских территорий в Саратовской области необходимо разработать комплексный документ -«Стратегию развития сельских территорий», который будет охватывать как проблемы развития сельского хозяйства в районах области, так и социальную благоустроенность села, так как они тесно взаимосвязаны и будет включать следующие элементы (рис 5).
Основными направлениями стратегии развития сельских территорий Саратовской области на современном этапе является, во-первых, выработка последовательных мер, по созданию и развитию всех форм собственности сельскохозяйственных предприятий. Особый упор, как нам кажется, необходимо сделать на развитие малых форм предпринимательства, как наиболее мобильного и наименее затратного на начальном этапе существования. И здесь безусловно, без мер государственной поддержке нельзя обойтись. Данное направление развития широко поддерживается в США, где одним из важнейших приоритетов развития сельских территорий является экономическое развитие сельских территорий, за счет стимулирование создания и развития бизнеса.
Анализ имеющихся ресурсов и
возможностей дальнейшего развития сельских территорий с учетом специфики каждого района
Анализ потенциала развития и диверсификации сельского хозяйства в каждом районе области
Т
Стратегия развития сельских территорий Саратовской области
Стратегические цели с установкой индикаторных показателей
К»
Проработка механизмов достижения целей и возможных вариантов развития
Рис.5 Элементы стратегии развития сельских территорий Саратовской области.
Во-вторых, для развития сельских территорий Саратовской области необходимо привлечение молодых специалистов, о важности данного направления указывает тот факт, что в настоящее время происходит отток молодого экономически активного населения в возрасте до 30-35 лет. А именно этот возрастной контингент формирует штат практически всех организаций аграрного профиля на селе. Особую важности привлечения молодежи на село и развития человеческого капитала для устойчивого развития сельских территорий подчеркивают Глебов И.П., Черненко Е.В. [1]
В-третьих, важнейшей целью стратегии развития сельских территорий Саратовской области должно стать развитие дорожной и социальной инфраструктуры, без этого привлечь молодежь и высококвалифицированных специалистов в сельскую местность не удастся.
В-четвертых, важным направлением является обеспечение научного сопровождения введения новых видов бизнеса, подготовки и переподготовки специалистов, проживающих на сельских территориях (в связи с развитием сети ИНТЕРНЕТ возможно отдаленная занятость).
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в настоящий момент проблема развития сельских территорий не решена, в связи с этим разработка стратегии их развития в каждом регионе позволила бы учесть специфику экономического развития региона и направить усилия властей всех уровней на успешное решение проблем в данной области.
Список литературы
1.Глебов И.П., Черненко Е.В. Использование человеческого капитала в аграрном секторе Саратовской области//Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова—2014.-№7-С.63-65
2.Постановление правительства Саратовской области от 2 октября 2013 г. N 520-П « О государственной программе Саратовской области «Развитие сельского хозяйства о государственной программе Саратовской области и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в саратовской области на 2014 - 2020 годы»//СПС Гарант
З.Саратовская область в цифрах-2013: краткий стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области. - Саратов, 2014. - 275 с.
Listofreferences
1.Glebov I.P., Chernenko E.V. the Use of human capital in the agricultural sector of the Saratov region/Bulletin of the Saratov gosagrouniversiteta them. N.I. Vavilov-2014 no.7-P.63-65
2.Mostkovice government of the Saratov region from October 2, 2013 N 520-P " On state program of the Saratov region "Development of agriculture on the state program of the Saratov region and the regulation of markets of agricultural products, raw materials and food in the Saratov region for 2014 - 2020"//PCA guarantor
3.Caratasca region in figures-2013: a brief stat. collection / Territorial body of Federal service of state statistics in the Saratov region. - Saratov, 2014. - 275 C.