Научная статья на тему 'Стратегия развития российских регионов: официальная версия'

Стратегия развития российских регионов: официальная версия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
477
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / КОНСТРУКТ / ТЕХНОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ / DEVELOPMENT / INNOVATION / TRADITION / CONSTRUCT / TECHNOLOGY / REGIONAL STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аксенова Ольга Владимировна

В статье представлен анализ материалов, размещенных на властных федеральных и региональных интернет-ресурсах. Его задача заключалась в выявлении конструкта развития, формируемого федеральным центром и региональными администрациями в Интернете. Обнаружена технократическая версия прогресса, ориентированного в первую очередь на развитие инфраструктуры и высоких технологий. В исследуемых документах не представлен анализ рисков такого развития, равно как и анализ успехов предыдущего прорывного развития страны. Активная пропаганда данного конструкта, а также мобилизационная пропаганда прорыва, к которому призвал президент, на большинстве региональных ресурсов не наблюдается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аксенова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF RUSSIAN REGIONS DEVELOPMENT: OFFICIAL VERSION

The paper presents the results of the analysis of official web-resources of Russian federal and regional authorities. The modern version of development that leaded to uncontrolled economic growth has many risks including the rise of inequalities, distortion of natural ecosystems, and loss of identity. That is why the interpretation of the development by Russian federal and regional authorities, their strategies and plans are actual now. The whole construct of the development presented in the regional strategies, news and some other documents is identical to the pattern of progress presented at the federal resources. Generally, it is deeply technocratic, focused on the innovations, digitalization and infrastructure project that should incorporate Russia into the global economy. However, this technocratic part of above construct is not widely advertised at the regional web. The regions prefer to stress the necessity to follow traditions or necessity of human development and prosperity. However, strategies do not analyze the reasons and mechanisms of previous successes in the industry, education, science and culture.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития российских регионов: официальная версия»

Обустройство России: вызовы и риски ¿ЙЙ

АКСЕНОВА Ольга Владимировна — доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп. 5; Шаю@ yandex.ru)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ: ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Аннотация. В статье представлен анализ материалов, размещенных на властных федеральных и региональных интернет-ресурсах. Его задача заключалась в выявлении конструкта развития, формируемого федеральным центром и региональными администрациями в Интернете. Обнаружена технократическая версия прогресса, ориентированного в первую очередь на развитие инфраструктуры и высоких технологий. В исследуемых документах не представлен анализ рисков такого развития, равно как и анализ успехов предыдущего прорывного развития страны. Активная пропаганда данного конструкта, а также мобилизационная пропаганда прорыва, к которому призвал президент, на большинстве региональных ресурсов не наблюдается.

Ключевые слова: развитие, инновация, традиция, конструкт, технология, региональная стратегия

Развитие в последние годы стало понятием актуальным и дискуссионным, потеснив как предмет исследования в научном и политическом дискурсе не менее дискуссионную модернизацию. В отличие от последней, концепт развития не предполагает жесткую направленность трансформаций на достижение состояния современности (модерна или постмодерна - в зависимости от исторического периода), но допускает разнообразие целей перемен и их содержания. Соответственно, развитие может иметь множество теоретических интерпретаций, управленческих и политических моделей, в т.ч. и альтернативных его модернистской версии, проблемы которой очевидны: это усиление неравенств разного рода, истощение природных экосистем, утрата национальной и культурной самобытности и т.п. [Вебер 2018; Линдси 2006; Медоуз и др. 1991; РккШу 2014]. В этой связи особую важность имеют трактовка рассматриваемого понятия российской властью и основанные на ней планы, программы, действия, оценка возможных рисков. Рамки представленного в данной статье материала ограничены анализом модели развития, представленной гражданам страны на официальных федеральных и региональных интернет-ресурсах. Его задача заключалась в том, чтобы выявить конструкт, формирующийся в виртуальном пространстве в результате определения целей развития страны управляющим центром, реакции на это руководства регионов.

В работе1 применен смысловой анализ материалов сайта Президента РФ (kremlin.ru) и официальных порталов администраций 10 российских регионов, обладающих различным уровнем и потенциалом развития (чем и объясняется их выбор): Самарской, Тамбовской, Белгородской, Ивановской, Нижегородской, Новгородской областей, Краснодарского и Приморского краев, Республики Саха (Якутия) и Чувашской Республики.

Стратегия прорыва

В 2018 г. Римский клуб в очередной раз вернулся к обсуждению различий между ростом и развитием и необходимости достижения человечеством устойчивого

1 Исследование является частью проекта «Развитие как концепт и как социальная реальность в современной России» отдела изучения социокультурных оснований политических процессов в регионах России Центра политологии и политической социологии Института социологии ФНИСЦ РАН (2018-2021 гг.).

развития на основе новейших технологий [Weizsäcker, Wijkman 2018]. Однако тенденции глобализации существенно усложнились со времен провозглашения Ф. Фукуямой «конца истории». Ее итоги парадоксальны: мир стал целостным, но одновременно остался разделенным [Вебер 2018: 54]. В этой новой реальности цели развития отдельных стран могут существенно расходится с идей глобальной устойчивости. В марте 2018 г. в послании Федеральному собранию РФ (далее - Послание) В.В. Путин заявил о недостаточности для России модели устойчивого развития и о необходимости перехода к развитию прорывному, что обосновывается опасностью технологического отставания России: «Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате - потерю суверенитета»1. Прорыв декларируется и в обращении к гражданам России после выборов2, в речи президента при вступлении в должность3, а указом «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»4 (далее - Указ), подписанном 7 мая 2018 года, он конкретизирован и назначен к исполнению.

Задача прорыва возникает не в первый раз в российской истории, она решалась в эпоху реформ Петра I и реформ 1860-х гг., во время советской индустриализации. Причины этого каждый раз также были схожими: отставание от Запада - промышленное, техническое, технологическое, военное, а в итоге -угроза утраты суверенитета страны. Прорывное развитие позволяло выигрывать войны, создавать соответствующие эпохе промышленность, науку, образование. Поэтому призыв к прорыву звучит почти традиционно, что и подчеркнуто в Послании: «Именно в такие поворотные моменты Россия не раз доказывала свою способность к развитию, к обновлению, осваивала земли, строила города, покоряла космос, совершала грандиозные открытия. Эта постоянная устремленность в будущее, сплав традиций и ценностей обеспечили преемственность нашей тысячелетней истории»5. Важность сохранения традиции декларируется неоднократно: «мы <...> осознали, что, меняясь вместе с миром, нельзя отрываться от своих собственных корней, от своей истории, многонациональной культуры»6; «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»7. История служит отправным пунктом рассуждений о прорыве в инаугурационной речи, а Указ содержит установку на воспитание на основе ценностей народов РФ.

В перечисленных выше документах основные характеристики нынешнего проекта стремительного развития сформулированы четко и позволяют увидеть его общую конструкцию. Ключевым фактором прорыва названо благополучие граждан, раскрытие талантов и самореализация личности, в связи с чем формулируются задачи развития здравоохранения, образования и культуры. Реиндустриализация в проекте не заявлена, но подчеркивается необходимость

1 Путин В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. - Президент России. Официальный сайт. 01.03.2018. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (проверено 06.10.2018).

2 Путин В. Обращение к гражданам России. - Президент России. Официальный сайт. 23.03.2018. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57121 (проверено 06.10.2018).

3 Владимир Путин вступил в должность Президента России. - Президент России. Официальный сайт. 07.05.2018. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57416 (проверено 06.10.2018).

4 Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. - Президент России. Официальный сайт. Доступ: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (проверено 06.10.2018).

5 Путин В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. - Президент России. Официальный сайт. 01.03.2018. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (проверено 06.10.2018).

6 Там же.

7 Там же.

2019'01

ВЛАСТЬ

11

поддержки высокотехнологичных компаний, обрабатывающих отраслей, несырьевого экспорта. Технологическое развитие представлено как развитие робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. Внедрение передовых телекоммуникаций включает в себя современные сервисы, онлайн-образование, телемедицину, возможность широкого взаимодействия граждан страны в сети. Задача цифровизации вообще тотальна.

В Послании неожиданно конкретно формулируются задачи строительной отрасли: ее объемы должны быть увеличены с 80 до 120 млн кв. м в год за счет новых технологий и материалов1. Значительное внимание уделено пространственному развитию, включая удвоение расходов на их цели в ближайшие 6 лет2. Приоритетным является развитие больших городов, малые города и села предлагается включить в этот процесс посредством сети коммуникаций. В документах также есть пункт о строительстве или реконструкции домов куль-туры3 в селах и о создании сети фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов для поселений, где проживают менее 100 чел.4 (напомним, совсем недавно ФАПы массово закрывались при строительстве высокотехнологических региональных медицинских центров5).

Иными словами, главное направление прорывного технологического развития - это коммуникации, информация, инфраструктура в целом: «Россия должна стать не только ключевым логистическим, транспортным узлом планеты, но и, подчеркну, одним из мировых центров хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов, так называемых больших данных»6. В итоге прорывного развития Россия должна войти в пятерку наиболее развитых стран мира.

Альтернативы постмодерну проект не предполагает. Более того, декларируется ряд стандартных представлений о современном капитализме, составляющих основу концепта модернизации: расширение пространства свободы, укрепление институтов демократии, гражданского общества, самоуправления, открытость миру, новым инициативам, обеспечение предпринимательских свобод, снижение роли государства в экономике.

Ответ регионов

Послание президента содержит эмоционально окрашенный призыв: «Мы обязаны сконцентрировать все ресурсы, собрать все силы в кулак, проявить волю для дерзновенного, результативного труда». Не менее экспрессивно он повторяется в обращении к гражданам после выборов и в инаугурационной речи. Призыв звучит мобилизующе, после него логично ожидать стремительного развития событий и поддержки на местах: в первую очередь пропаганды прорывного развития, обращений к жителям регионов, разработки соответствующих планов и программ. Пропаганда имеет смысл на главных страни-

1 Там же.

2 Там же.

3 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. Доступ: http://www.kremlin.ru/acts/ Ьаик/43027 (проверено 06.10.2018).

4 Путин В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. - Президент России. Официальный сайт. 01.03.2018. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (проверено 06.10.2018).

5 Москалькова считает необходимым восстановить фельдшерско-акушерские пункты. - РИА Новости. Россия сегодня. Общество. 22.05.2018. Доступ: https://ria.ru/society/20180522/1521055995.html (проверено 06.10.2018).

6 Путин В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. - Президент России. Официальный сайт. 01.03.2018. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (проверено 06.10.2018).

цах официальных порталов, ссылки на документы и разъясняющие материалы должны быть четко обозначены.

Однако главные страницы в большинстве случаев заняты текущими новостями, описанием структуры и функций власти, правилами обращений граждан к ней - в целом необходимой, но повседневной рутиной. Реакция региональных властей на публикацию указанных выше документов была представлена в новостях, но новостная лента меняется почти каждый день. Президентский указ размещен в соответствующих разделах и подразделах, например на портале Ивановской обл. в разделе «Реализация стратегических инициатив Президента РФ», подразделе «Поручения Президента»1, иногда просто даны ссылки на соответствующие федеральные ресурсы, соответственно, его поиск требует небольших, но все-таки усилий. Таким образом, ожидаемая кампания по агитации за развитие не обнаружена.

Исключениями можно в определенной степени считать интернет-ресурсы Самарской обл., Республики Чувашия. В связи с недавними выборами и инаугурацией самарского губернатора на главной странице сайта региональной администрации появилась цитата из его речи: «Даю слово, что буду свято хранить традиции Самарской земли»2. На самом деле губернатор говорил в основном о развитии; даже продолжение данной цитаты выглядит следующим образом: «Я рассчитываю, что все вместе мы сможем, взяв самое лучшее, созданное предыдущими поколениями, двигаться вперед»3. Кроме того, традиции Самарской земли есть традиции, прежде всего, промышленного развития, индустриализации и прогресса, начавшиеся еще в Российской империи и продолжившиеся в СССР. Самара - и сейчас развитый промышленный регион с функционирующими на его территории высокотехнологичными производствами. Но для краткого представления нового губернатора внимание акцентируется лишь на сохранении традиций.

На главной странице портала органов власти Чувашской Республики размещена цитата из речи В.В. Путина при вступлении в должность: «Новое качество жизни, благополучие, безопасность, здоровье человека - вот что сегодня главное, вот что в центре нашей политики. Наш ориентир - это Россия для людей, страна возможностей для самореализации каждого человека»4. Так же, как и в Самарской обл., цитируется текст не о прорыве, не о необходимости собрать волю в кулак.

На чувашском портале Послание и Указ легко найти: они размещены на главной странице в разделе «Реализация стратегических инициатив Президента в Чувашии». Рядом с самим указом есть подраздел «Комментарии к Указу Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"». В нем собраны комментарии руководителей различных структур, в которых говорится о том, что уже сделано и что составит основу дальнейшего развития.

Картину региональных представлений о развитии составить можно, несмотря на слабую реакцию на призыв к прорыву. Практически на всех ресурсах представлены стратегии регионального развития, есть новостные сообщения

1 Реализация стратегических инициатив Президента РФ. Поручения Президента. - Правительство Ивановской области. Официальный сайт. Доступ: http://www.ivanovoobl.ru/region/implementation/ reaЦzatsija-strategichesИh-initsiativ-prezidenta-rf (проверено 06.10.2018).

2 https://www.samregion.ru/ (проверено 06.10.2018).

3 Дмитрий Азаров: «Даю слово, что буду свято хранить традиции Самарской земли». 17.09.2018. Доступ: https://www.samregion.ru/press_center/events/dmitrij-azarov-dayu-slovo-chto-budu-svyato-hranit-traditsii-samarskoj-zemli/ (проверено 06.10.2018).

4 Владимир Путин вступил в должность Президента России. - Президент России. Официальный сайт. 07.05.2018. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57416 (проверено 06.10.2018).

2019'01

ВлАсть

13

об инновационно ориентированных проектах, разделы федеральных программ и т.п. Региональные стратегии создавались до появления рассматриваемых в статье документов, чаще всего в 2016 и 2017 гг. Горизонт планирования у них разный и в большинстве случаев - долгий: до 2030 или 2035 г., а проект стратегии Республики Саха (Якутия) рассчитан на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г1. В Интернете они размещены с разной степенью доступности, в некоторых случаях - на ресурсах региональных министерств экономического развития. Проект стратегии развития Приморского края проще найти на сайте Министерства экономики РФ2, хотя на региональном портале он тоже есть, а региональные СМИ сообщают о начале ее широкого обсуждения3. Эти документы чаще всего доступны для пользователя, а иной раз требуют приложения дополнительных усилий для поиска по ключевым словам.

Ярким исключением является портал администрации Нижегородской обл. Ссылка, расположенная на главной странице, ведет на сайт стратегии региона, где размещен сам документ, оценки экспертов, участвовавших в его создании, а также предложения жителей области. Интерфейс страницы предоставляет возможность изложить предложение по любому из направлений развития и просмотреть уже поступившие4.

Стратегия создана по инициативе губернатора области Г. Никитина. Авторство самого документа неясно. Официально указано участие 400 экспертов регионального и федерального уровня в его разработке. Подчеркивается, что документ широко обсуждался в экспертном сообществе региона, муниципалитетах, трудовых коллективах; указано, что в его обсуждении участвовали более 500 тыс. чел. Губернатор представил стратегию президенту, подчеркивая необходимость прорыва5. За нее голосовали на выборах губернатора 9 сентября 2018 г. Она используется для активной пропаганды развития и одновременно -для пиара нового губернатора, большой портрет которого занимает значительную часть главной страницы сайта Стратегии. Однако найти ее неформальное обсуждение в сети не удалось, несмотря на открытость и интерактивность проекта, большое число поступающих от граждан идей. На городском форуме было создано несколько тем, посвященных Стратегии, но развития они не получили. При этом у губернатора есть сторонники и противники, но их комментарии связаны с решением текущих проблем, которые и вызывают живое обсуждение, например: «я <...> вижу за эти полгода существенные улучшения (достроенное метро, территория вокруг, новая часть Покровки, новые набережные, много намарафеченых домов), даже исправления косяков. Например, быстро построенный коллектор на новой волжской набережной. Т.е. <...> новая команда

1 Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (проект). - Министерство экономики Республики Саха (Якутия). 31.10.2016. Доступ: https://mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030 (проверено 06.10.2018).

2 Проект стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2035 года. Т. 1. -Министерство экономического развития Российской Федерации. Доступ: http://economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/afe2356d-d3f3-411e-a577-6efdc6b9c431/tom1.pdf?MOD=AJPERES&CACHEГО=afe2356d-d3f3-411e-a577-6efdc6b9c431

3 В крае разработан единый документ «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2030 года»: интервью. - Вести: Приморье. 24.09.2018. Доступ: http://vestiprim. ru/news/ptrnews/68436-vesti-primore-intervyu-v-krae-razrabotan-edinyy-dokument-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-primorskogo-kraya-do-2030-goda.html (проверено 06.10.2018).

4 Стратегия развития Нижегородской области. Доступ: https://2035.government-nnov.ru/ (проверено 06.10.2018).

5 Никитин доложил Путину о разработке стратегии развития Нижегородской области до 2035 года. - NewsRoom 24. 26.04.2018. Доступ: http://newsroom24.ru/news/zhizn/169570/ (проверено 06.10.2018).

работает и в интересах народа»; «за новую часть Покровки надо руки оторвать и исполнителям, и инициаторам)»1.

Возможно, причина отсутствия неформальной дискуссии - в чрезмерной амбициозности заявленных целей: «Нижегородская область 2035 - новый глобальный центр формирования, притяжения качественного человеческого капитала и реализации творческого, духовного и интеллектуального потенциала людей»2. Стратегическая цель развития культуры сформулирована следующим образом: «способствовать формированию творческих лидеров страны, обеспечив высокий уровень культуры жителей региона»3. Излишне усиленные приоритеты развития вызывают ассоциации с Нью-Васюками, при этом сам текст, в котором используется терминология типа бенчмаркинга, кластерного анализа и т.п., доступен далеко не каждому. В итоге ее пропагандистский эффект, по крайней мере в Интернете, выглядит много слабее, чем можно было бы ожидать.

У региональных стратегий - разные разработчики, зачастую это федеральные (московские или петербургские) консалтинговые компании. Так, стратегия развития Самарской области разработана областным Министерством экономического развития совместно с ЗАО «Strategy Partners Group» (г. Москва). Стратегия Приморского края разработана той же Strategy Partners Group совместно с Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ). Разработчик стратегии социально-экономического развития Краснодарского края (Кубань 2030) - Консорциум Леонтьевский центр - AV Group (г. Санкт-Петербург). Стратегия Тамбовской обл. подготовлена региональными структурами. Авторы некоторых документов не указаны. Однако практически все они, во-первых, имеют длинный горизонт планирования, снижающий обоснованность целей, во-вторых, инфраструк-турно-цифровую направленность, которая прослеживается практически во всех сферах планирования. Даже в культуре предлагается создание социально-культурных хабов - универсальных культурных центров, включающих интегральное зрелищно-досуговое пространство, музейное, библиотечное и творческое пространства, развитие их общественно-коммуникационных функций4. Наиболее четко эта позиция обозначена в нижегородской стратегии, но в той или иной форме она содержится и в других документах. Так, тамбовская стратегия предлагает создать единое библиотечно-информационное пространство, объединять сельские клубы, библиотеки и школы в единый образовательно-культурный центр5. В развитии промышленности главным является кластерный подход и создание пространств, содержащих необходимую инфраструктуру: индустриальные парки, технопарки, научные парки и т.п. То же самое касается сферы образования, в которой повсеместно создаются центры технического творчества «Кванториум», которые также представляют собой оснащенные необходимой инфраструктурой пространства. На некоторых ресурсах есть новости, посвященные открытию и текущей работе коворкинг-центров

1 Городской форум: форум общего назначения, треп о городе и нижегородцах. - Нижний Новгород on-line. 09.09.2018. Доступ: https://www.nn.ru/community/gorod/main/pervye_dannye_iz_izbirkoma_gleb_ nikitin_nabral_7791_golosov_izbirateley_-_obsuzhdenie_novosti.html (проверено 06.10.2018).

2 Проект стратегии Нижегородской области до 2035 года. - Стратегия Нижегородской области. С. 12. Доступ: https://2035.government-nnov.ru/vendor/pdfjs/web/viewer.html?file=/attachment/editor/6a/6a/ Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf (проверено 06.10.2018).

3 Там же. С. 46.

4

^там же.

5 Доработанный проект «Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года». - Министерство экономического развития Российской Федерации. 22.02.2018. С. 71. Доступ: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/08e6df3b-bb3b-47ca-8c59-1b84c650d65e/tambovoblast. pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=08e6df3b-bb3b-47ca-8c59-1b84c650d65e (проверено 06.10.2018).

2019'01

ВЛАСТЬ

15

«Точка кипения», разработанных Ассоциацией стратегических инициатив, которые по сути являются инфраструктурным проектом для офисной работы [Ивановская обл., Республика Саха (Якутия), Приморский край]. Практически на всех ресурсах есть раздел «Комфортная среда», причем данный проект является партийным, т.к. разработан партией «Единая Россия» и по этой причине представлен единообразно.

Инфраструктурно-коммуникационный подход прослеживается и в разделах, посвященных развитию гражданского общества и воспитанию патриотизма: планируется создание сетей и пространств взаимодействия, например ковор-кинг-центров для некоммерческих организаций, создание платформ для проведения опросов и т.п.1

В целом конструкт развития, представленный на официальных региональных ресурсах, мало отличается от предложенного управляющим центром, несмотря на то что региональные стратегии появились раньше рассматриваемых здесь федеральных документов. Различия в основном обусловлены особенностями региональной экономики, в первую очередь -отраслевой спецификой. Так, самарская стратегия сфокусирована на развитии аэрокосмической отрасли, а тамбовская - на инновациях в сельском хозяйстве. Во многих стратегиях ставится задача встраивания в глобальную экономику: например, в стратегии Тамбовской области одной из основных проблем названа недостаточная включенность региона в мировую экономику2. Более того, региональные проекты стратегий содержат установку на унификацию и стандартизацию практически всех видов деятельности в соответствии с требованиями глобальной экономики. Почти все указали на участие молодежи региона в конкурсе WorldSkills и место, которое удалось в нем занять. Якутия включает в проект стратегии задачу создания инфраструктуры образования, соответствующую современным мировым стандартам, для чего планируется строительство специализированного центра компетенций, аккредитованного по требованиям WorldSkills International, с современными учебно-тренировочными полигонами3.

Некоторые стратегии содержат перечисление рисков, которые могут помешать их выполнению. Однако риски, возникающие в связи с осуществлением стратегических планов, не анализируются вовсе, хотя включение в глобальный мир само по себе - процесс рискованный и для благосостояния граждан, и для сохранения самобытности, о необходимости которой говорил В.В. Путин в послании Федеральному собранию. Предполагается, что цель обеспечения гармоничного развития человека будет достигнута посредством инноваций в образовании, хотя это как раз и не очевидно. Так, исследования результатов реформ в образовании показывают, что проблемы возникли именно с их всесторонним развитием [Хагуров, Остапенко 2014]. Не исследуются риски тотальной циф-ровизации, технологизации человеческих взаимодействий - например, риск утраты их содержания, не поддающегося формализации и унификации.

1 Проект стратегии Нижегородской области до 2035 года. - Стратегия Нижегородской области. С. 57. Доступ: https://2035.government-nnov.ru/vendor/pdfjs/web/viewer.html?file=/attachment/editor/6a/6a/ Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035.pdf (проверено 06.10.2018).

2 Доработанный проект «Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года». - Министерство экономического развития Российской Федерации. 22.02.2018. С. 71. Доступ: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/08e6df3b-bb3b-47ca-8 c59-1b84c650d65e/tambovoblast. pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=08e6df3b-bb3b-47ca-8c59-1b84c650d65e (проверено 06.10.2018).

3 Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года c определением целевого видения до 2050 года (проект). - Министерство экономики Республики Саха (Якутия). 31.10.2016. С. 41-42. Доступ: https://mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030 (проверено 06.10.2018).

Заключение

На федеральных и региональных ресурсах конструируется технократическая модель развития, ключевым элементом которой является формирование инфраструктуры в самых разных ее версиях (пространственной, организационной и т.п.) Высокие технологии направлены на ее обслуживание, на развитие коммуникаций, создание условий для привлечения инвестиций в определенные отрасли, точнее, в конкретные кластеры взаимосвязанных, взаимодополняющих производств. В результате должна возникнуть плотная сеть коммуникаций с узлами в крупных городах, пространств самого разного назначения, но чаще - объединяющих близкие виды деятельности. Данный вариант развития имеет стандартизирующий и унифицирующий характер, ориентированный на глобальный мир. В этом технократическом конструкте присутствуют установки на развитие демократии и сохранение традиций, на преемственность достижений прежних эпох, но практически нет анализа причин и механизмов этих достижений. И то, как будет осуществляться преемственность, также неясно. Традиция российского прорыва всегда имела два важных свойства. С одной стороны, она была ориентирована на западную модель прогресса, с другой - существенно трансформировала перенимаемые инновации во всех сферах [Андреев 2013; 2014]. Отметим, что предложенный президентом вариант развития уже содержит изменение недавних инноваций: например, возвращение фельдшерско-акушерских пунктов в модернизированном виде.

Выявление сложившегося конструкта требует специальных усилий. Его широкой пропаганды, по крайней мере на официальных ресурсах, мало, легче обнаружить слова об опоре развития на традиции и гармоничное развитие человека как фактор и цель прогресса. Реакция регионов на призыв к прорыву практически отсутствует. На большинстве интернет-ресурсов пропаганду, мобилизующую на прорыв, обнаружить не удалось, за исключением Нижегородской обл., но и в этом случае пропаганда оказалась не слишком результативной, если в качестве критерия считать появление неформальных обсуждений предмета пропаганды в сети.

Возможно, причины такой пассивности следует объяснить ожиданием действий по исполнению Указа со стороны правительства РФ и соответствующей команды. Но вероятны и иные причины видимой пассивности региональной власти в ответ на призыв к мобилизации, которые сложно обнаружить, не выходя за рамки виртуального пространства. Можно предположить, что эта пассивность обусловлена пониманием местной ситуации и настроений жителей региона.

Список литературы

Андреев А.Л. 2013. Российский социум как «другая Европа». - Общественные науки и современность. № 3. С. 70-79.

Андреев А.Л. 2014. От азбуки до университета: образование на Руси и в России до конца эпохи Просвещения. М.: НИЯУ МИФИ. 460 с.

Вебер А.Б. 2018. Парадоксы современного развития: человечество у развилки истории. - Вестник Института социологии. № 24. С. 52-75.

Линдси Б. 2006. Глобализация: повторение пройденного. Неопределенное будущее глобального капитализма. М.: Альпина Бизнес Букс. 416 с.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рэндерс Й., Беренс В.В. III. 1991. Пределы роста (пер. с англ.). М.: Изд-во МГУ. 206 с.

Хагуров Т.А., Остапенко А.А. 2014. Реформа образования глазами учителей и преподавателей. - Социс. Социологические исследования. № 11. С. 103-107.

2019'01

ВлАсть

17

Picketty T. 2014. Capital in the Twenty-First Century. Cambridge (Mass); L.: Harvard University Press. 696 p.

Weizsacker E.U., von, Wijkman A. 2018. Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. Prepared for the Club of Rome's 50th Anniversary in 2018. N.Y.: Springer. XIV. 220 p.

AKSENOVA Olga Vladimirovna, Dr.Sci. (Soc.), Leading Researcher of the Sociological Institute — branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (bld. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 117218; illaio@yandex.ru)

STRATEGY OF THE RUSSIAN REGIONS DEVELOPMENT: OFFICIAL VERSION

Abstract. The paper presents the results of the analysis of official web-resources of Russian federal and regional authorities. The modern version of development resulted in uncontrolled economic growth has many risks including the rise of inequalities, distortion of natural ecosystems, and loss of national identity. That is why the interpretation of the development by Russian federal and regional authorities, their strategies and plans are actual now. The whole construct of the development presented in the regional strategies, news and some other documents is identical to the pattern of progress presented at the federal resources. Generally, it is deeply technocratic, focused on the innovations, digitalization and infrastructure project that should incorporate Russia into the global economy. However, this technocratic part of above construct is not widely advertised at the regional web. The regions prefer to stress the necessity to follow traditions need in of human development and prosperity. However, strategies do not analyze the reasons and mechanisms of previous successes in the industry, education, science and culture.

Keywords: development, innovation, tradition, construct, technology, regional strategy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.