Научная статья на тему 'Особенности реализации социальной политики в здравоохранении в Арктической зоне Российской Федерации'

Особенности реализации социальной политики в здравоохранении в Арктической зоне Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Арктическая зона Российской Федерации / минеральные ресурсы / социальная политика / здравоохранение / национальный проект. / Arctic zone of the Russian Federation / mineral resources / social policy / public health / national project.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеев Александр Сафронович, Матвеев Олег Александрович

Арктический регион за счёт значения для мировой экономики его огромного ресурсного потенциала углеводородов, возможного влияния практически на все сферы жизни в результате глобальных климатических изменений, геостратегического положения, занял ведущее место в сфере национальных приоритетов государства. Для освоения этих стратегических ресурсов страны нужны кадры, обладающие хорошим здоровьем. По этому к числу основных мер по реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации отнесены обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания всех групп населения, проживающих и работающих в этом макрорегионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY IN HEALTH CARE IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The Arctic region due to the importance for the world economy of its huge hydrocarbon resource potential, the possible influence on almost all spheres of life as a result of global climate change, its geostrategic position, occupied a leading place in the sphere of national priorities of the state. For the development of these strategic resources, the country needs personnel with good health. Therefore, the main measures to implement the state policy in the field of socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation are the provision of accessibility and quality of medical care to all groups of the population living and working in this macro-region.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации социальной политики в здравоохранении в Арктической зоне Российской Федерации»

Матвеев Александр Сафронович, д.э.н., директор Центра социального развития российского Севера ИГСУ РАНХиГС

Матвеев Олег Александрович д.э.н., Фонд поддержки социальных инициатив народов Севера

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10354

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Matveev AleKander Safronovich,

Doctor of Economics, Director of the Center for Social Development of the Russian North IGSU RANEPA

Matveev Oleg AleXandrovich

Doctor of Economics, Foundation for Support of Social Initiatives of the Peoples of the North

FEATURES OF IMPLEMENTATION OF SOCIAL POLICY IN HEALTH CARE IN THE ARCTIC

ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация

Арктический регион за счёт значения для мировой экономики его огромного ресурсного потенциала углеводородов, возможного влияния практически на все сферы жизни в результате глобальных климатических изменений, геостратегического положения, занял ведущее место в сфере национальных приоритетов государства. Для освоения этих стратегических ресурсов страны нужны кадры, обладающие хорошим здоровьем. По этому к числу основных мер по реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации отнесены обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания всех групп населения, проживающих и работающих в этом макрорегионе.

Abstract

The Arctic region due to the importance for the world economy of its huge hydrocarbon resource potential, the possible influence on almost all spheres of life as a result of global climate change, its geostrategic position, occupied a leading place in the sphere of national priorities of the state. For the development of these strategic resources, the country needs personnel with good health. Therefore, the main measures to implement the state policy in the field of socio-economic development of the Arctic zone of the Russian Federation are the provision of accessibility and quality of medical care to all groups of the population living and working in this macro-region.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, минеральные ресурсы, социальная политика, здравоохранение, национальный проект.

Key words: Arctic zone of the Russian Federation, mineral resources, social policy, public health, national project.

Социальная политика в нашей стране в основном формулируется в выступлениях и Указах Президента. В сентябре 2005 года Президентом РФ В. В. Путиным в выступлении на встрече с членами Правительства России, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета России была поставлена задача повышения качества жизни российских граждан путем реализации приоритетных национальных проектов (ПНП) в таких важнейших областях, как образование, здравоохранение, жилищное строительство и сельское хозяйство1. Актуальность этой задачи и необходимость ее решения как одной из центральных задач государственной социально-экономической политики была обусловлена произошедшим за годы реформ значительным снижением благосостояния населения страны.

Главная цель приоритетных национальных проектов заключалась в ускорении развития сильно отставших за годы реформ образования, здраво-

охранения, жилищного строительства и агропромышленного производства, в значительной мере определяющих качественную составляющую благосостояния населения всей страны. В основу практической реализации ПНП был положен принцип выделения «точек роста» в соответствующих сферах хозяйства и их избирательная поддержка. Была принята конкретная Национальная программа здравоохранения. В которой ставка была сделана на создание крупных высокотехнологичных центров с высокотехнологичным оборудованием. На достижение поставленных целей были сконцентрированы ресурсы. За 2006-2013 гг. расходы в области медицины выросли в 2,9 раза по номиналу, хотя менее чем в 2 раза в реальном выражении. Но поскольку эти деньги были израсходованы целевым образом, удалось сделать огромный рывок: смертность населения уменьшилась с 16,1 до 13,0 на 1000 человек населения, продолжительность жизни увеличилась с 65 до 70,7 года.2

1 Матвеев А. С. Матвеев О. А. Преобразование эконо-

мики северных регионов России на современном этапе/ -М., Современная экономика и право.2007.-344с.

2 Аганбегян А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой России/- М., Издательский дом ДЕЛО. 2018.-400с.

Однако коренного улучшения в решении накопившихся проблем особенно в социальной сфере не произошло. Кризис 2008-2009 года, резкое снижение темпов роста внутреннего валового продукта привели к обострению социальной напряжённости в обществе. В программных статьях, выступлениях в ходе избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2011 году кандидат в Президенты В. В. Путин заявил о необходимости существенно усилить роль социальных программ в решении важнейших задач, стоящих перед страной. И после победы на этих выборах уже 7 мая 2012 года был подписан Указ №2 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной поли-тики3". В этом Указе были поставлены задачи, в частности, по увеличению реальной заработной платы в учреждениях образования, социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, разработке профессиональных стандартов, дальнейшего сохранения и развития российской культуры. Поручено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мероприятий по решению проблем в социальной сфере, в числе которых выделены мероприятия по содействию трудоустройства инвалидов и другие меры. Были определены задания по выделению бюджетных ассигнований на реализацию мер, предусмотренных этим Указом.

К сожалению, ситуация в социально-экономическом положении страны не позволила реализовать намеченное. С 2013 года российская экономика вошла в состояние стагнации.4 В целом ВВП снизился в 2015 году на 3,9%. Конечное потребление домашних хозяйств впервые за последние 20 лет за год снизилось на 9%, реальной зарплаты на 8.9%.5 Перед Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации остро стал вопрос по преодолению рецессии и стагфляции, что станет основным фактором для обеспечения роста реальной заработной платы, реальных доходов населения, увеличения социальных расходов прежде всего в здравоохранении и образовании.

Для решения этих важнейших задач определены меры в изданном Президентом Указе от 07.05. 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на

3 Российская газета. №5775 (102) 09.05.2012 г.

4 Медведев Д. А. Россия-24: Стратегия социально-экономического развития. Вопросы экономики. 2018; (10): 528

5 Медведев Д. А, там же

6 Указ О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425.

7Проблема-2024. Где найти деньги на выполнение новых

майских указов [Электронный ресурс]: Forbs? 2018 год. -

Электрон. дан. - Режим доступа:

период до2024 года"6- первый за долгое время документ, который обещает масштабные перемены в России.7 Именно в решении задач по коренному улучшению положения в различных сферах жизнедеятельности таких как жильё и городская среда, автодороги, наука, цифровая экономика, магистральная инфраструктура находится ключ к реализации социальной политики.

В Указе поручено Правительству РФ обеспечить на период до 2024 года:

устойчивый естественный рост численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет); устойчивый рост реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации; улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно; обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере; вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 %8.

При этом необходимо обратить внимание на то, что в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 года отмечены определённые положительные подвижки в решении социальных вопросов: приравняли минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму; переломили негативные демографические тенденции (а именно, добились роста рождаемости и снижения смертности); продлили программу материнского капитала и предусмотрели адресные выплаты; удалось увеличить продолжительность жизни более чем на 7 лет. 9

Однако, несмотря на ранее принятые Президентом, Правительством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения, серьёзные проблемы остаются в здравоохранении, образовании, культуре. Прошёл год со дня выхода майского Указа №204 и следовало бы проанализировать его исполнение. Правительством приняты организационные меры. Основные направления деятельности Правительства РФ, будучи ключевым документом стратегического планирования Правительства РФ на период до 2024 года, направленным на выполнение этого Указа, Послания Президента Федеральному Собранию от

http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/361343-proЫema-

2024-gde-nayti-dengi-na-vypolnenie-novyh-mayskih-

ukazov.

8 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425.

9 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 01.03.2018 г. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа : http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957.

1 марта 2018 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, были рассмотрены и 29 сентября 2018 года утверждены Председателем Правительства РФ.10

В них определяются цели, задачи и приоритеты деятельности Правительства РФ по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития на ближайшие годы. Национальные цели будут достигаться по мере реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также входящих в них федеральных (региональных) проектов и иных мероприятий. И их достижение не вызывает оптимизма у ряда экспертов. Так, Матвейчев О. А., профессор НИУ ВШЭ, отмечает, что Правительство РФ не сможет достичь ключевых показателей эффективности по национальным целям, опираясь на либеральные методы управления экономикой.11 Председатель Счётной Палаты РФ Кудрин А. Л. заявил, что заложенных на исполнение майского указа средств может не хватить на выполнение национальных целей, поставленных главой российского государства.12 Заведующий Центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики НИУ ВШЭ Смирнов С. Н. отмечает, что снижение уровня бедности в два раза - очень амбициозная задача, за которой должны стоять конкретные экономические расчёты, а реального экономического быстрого роста у нас пока не видно.13 Им выражается сомнение в решении задачи по росту рождаемости и снижению уровня бедности.

Не вдаваясь в дискуссию по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития, рассмотрим, как решаются актуальные проблемы здравоохранения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации (далее АЗРФ).

К числу основных мер по реализации государственной политики в области социально-экономи-

ческого развития АЗРФ отнесены обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания всех групп населения, проживающих и работающих в этом макрорегионе14, в том числе за счет расширения системы фельдшерской и первой медицинской помощи; модернизации объектов социальной инфраструктуры, включая учреждения здравоохранения, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Вопросы обеспечения доступности и повышения качества оказания медицинской помощи населению, в том числе путем совершенствования первой помощи и первичной медико-санитарной помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности населения АЗРФ, использования транспортных средств повышенной проходимости и воздушных судов для осуществления санитарно-авиационной эвакуации больных, развития технологий для осуществления дистанционных консилиумов врачей, отражены в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года,15 Государственной программе Российской Федерации "Социально-экономическое развитие АЗРФ16." В условиях сурового климата, отсутствия или ограничения наземного сообщения и, как следствие, крайне низкой транспортной доступности объектов социальной инфраструктуры, низкой плотности населения традиционные модели организации оказания медицинской помощи недостаточно эффективны. Система здравоохранения в этом макрорегионе имеет свою специфику. Обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью является одним из важнейших приоритетов освоения Арктики- региона, обладающего огромным геополитическим и геоэкономическим потенциалом. 17 Но для многих отдалённых населённых пунктов АЗРФ особенно актуальна проблема доступности медицинской помощи, прежде всего скорой и экстренной.

В рамках реализации национального проекта "Здравоохранение" в соответствии с Указом № 204 нашли отражение перспективные направления со-

10 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://government.ru/news/34168/.

11 Профессор НИУ ВШЭ: либеральными методами не выполнить задач президента [Электронный ресурс]: Красная весна - информационное агентство. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://rossaprimavera.ru/news/32ecb515.

12 Кудрин: заложенных на исполнение майского указа средств может не хватить [Электронный ресурс] : РИА НОВОСТИ. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://ria.ru/economy/20180709/1524217442.html.

13 Указ века: как Россия изменится через шесть лет: ГАЗЕТА^и. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/07/11743327^^ ?updated.

14 Согласно Указу Президента Российской Федерации от

2 мая 2014 г. N2 296 «О сухопутных зонах Арктической

зоны Российской Федерации» территориями Арктиче-

ской зоны признаются Мурманская область, Ненецкий,

Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми). В Арктическую зону также входят городской округ Норильска, ряд территорий Архангельской области, включая город Архангельск, а также северные территории Красноярского края, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, некоторые улусы Якутии.

15 «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», утвержденная Президентом Российской Федерации 08 февраля 2013 г. № Пр-232

16 «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Правительством Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366).

17 В. В. Путин Лето 2017"Прямая линия" с Президентом РФ.

<<шушетим~^®и©ма1>#12©6)),2(0]9 / PHILOLOGY

вершенствования организации арктической системы здравоохранения. Прежде всего это расширение парка воздушных судов для осуществления санитарно-авиационной эвакуации больных; информатизация здравоохранения, в том числе развитие телемедицины; расширение практики использования передвижных подразделений (амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов) медицинских организаций, мобильных медицинских бригад на машинах повышенной проходимости в населенных пунктах с низким уровнем развития инфраструктуры; развитие специализированных видов медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи; обеспечение медицинских организаций квалифицированными кадрами. Однако высокая стоимость авиационных услуг и морально устаревший, плохо оборудованный парк авиатехники является сдерживающим фактором развития санитарной авиации. Внедрение информационных технологий в медицинских организациях, расположенных в АЗРФ, пока что находится на недостаточно высоком уровне, так как отсутствует в большинстве случаев подключение таких медицинских организаций к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо необходимостью модернизации линий связи.

Одними из важнейших направлений обеспечения доступности первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению Арктики является организация фельдшерско-акушерских пунктов и выездная форма оказания медицинской помощи сельскому и тундровому населению. Наиболее острыми проблемами в этой области являются потребность в строительстве новых фельдшерско-акушерских пунктов в малонаселенных и труднодоступных районах Арктики, а также необходимость ремонта, либо реконструкции зданий, в которых располагаются организации первичной медико-санитарной помощи. В тоже время по данным Рос-стата в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 2008 по 2016 г. существенно сократилось количество стационарных медицинских учреждений (на 38,9%), снизилась численность врачей всех специальностей18. Практика использования передвижных подразделений (амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов) медицинских организаций, мобильных медицинских бригад на машинах повышенной проходимости в населенных пунктах с низким уровнем развития инфраструктуры начала заметно эффективнее использоваться в этом макрорегионе, но требуется более действенная финансовая помощь со стороны федеральных органов власти для дотационных субъектов АЗРФ.

18 Ануфриев А. А. Особенности медико-санитарной эвакуации в условиях Крайнего Севера / А. А. Ануфриев // Арктика: история и современность: труды междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 19-20 апр. 2017 г. / СПб. политех. ун-т Петра Великого. -СПб., 2018. - С. 265-272

19Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации 22 марта

95

Нужно отметить, что в рамках федерального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" национального проекта "Здравоохранение" в 2019-2020 годах будут предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населённых пунктов с численностью населения от 100 до 2000 человек: в 2019 году в размере 136,9 млн. рублей, в 2020 году-907,1 млн. рублей. Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на оснащение медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами в 2019 году в размере 330,9 млн. рублей, в 2020 году-221,2 млн. рублей, в 2021 году-151,8 млн. рублей.19 Но этих средств недостаточно для устранения накопившихся проблем.

В настоящее время полноценное развитие специализированных видов медицинской помощи и высокотехнологичной медицинской помощи в регионах Арктики сдерживается недостатком. медицинских специалистов узкой специализации, а также недостаточным уровнем материально-технического оснащения специализированных медицинских учреждений. Требуют своего безотлагательного решения задачи подготовки высококвалифицированных медицинских кадров для работы в условиях Арктики -одно из ключевых задач государственной политики в сфере высшего образования. Сегодня на территории АЗРФ подготовка врачей ведется на базе 12 образовательных и 1 научной организаций, подведомственных Минздраву. Этого явно недостаточно и идёт отток молодежи из этих регионов в другие субъекты Российской Федерации в целях получения там образования и последующего трудоустройства. Необходимо разработать систему мер по привлечению и закреплению талантливых выпускников арктических вузов, а также молодых перспективных специалистов из неарктических регионов Российской Федерации для работы в АЗРФ, расширить практику использования механизма целевого обучения, стимулирование создания специализированных учебных центров подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера.

В реализации социальной политики в АЗРФ по обеспечению населения этого макрорегиона высокоэффективной медицинской помощью, сохранение здоровья необходимо учитывать то, что при-родно-ресурсный комплекс имеет приоритетное значение в социально-экономическом развитии страны и обеспечении её экономической, сырьевой и энергетической безопасности.20 Арктика-кладовая минерально-сырьевых ресурсов мирового уровня. В 2008 году Геологическая служба США

2019 г. "Актуальные проблемы здравоохранения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации". 20 Калитин В. Т., Матвеев А. С., Чёрный Е.Д. Освоение минерально-сырьевых ресурсов в условиях глобализации. Проблемы теории и практики управления №6, 2002.с.23-28

(United States Geological Survey, USGS) выпустила комплексную оценку неразведанных, но технически извлекаемых запасов нефти и природного газа в Арктике. USGS оценила неразведанные запасы углеводородов подо льдами Северного Ледовитого океана примерно в 90 млрд баррелей нефти и 50 трлн куб. м газа. При этом, по оценке ученых, 84% этих запасов находятся на континентальном шельфе21.

Министр природных ресурсов Российской Федерации Донской С. Е. в своём выступлении на научной сессии Общего собрания членов РАН 16 декабря 2014г. на тему "Научно-технические проблемы освоения Арктики" привёл следующие данные:

"В Арктической зоне сконцентрировано большинство крупных залежей углеводородов. К настоящему времени в макрорегионе открыто 594 месторождений нефти, 159-газа, два крупных месторождения никеля и более 350 месторождений золота. Начально извлекаемые суммарные ресурсы Арктической зоны Российской Федерации оценены в 258 млрд.т. условного топлива, что составляет 60% всех ресурсов углеводородов нашей страны. Ещё не разведанный потенциал Арктической зоны-свыше 90% на шельфе и 53% на суше. Начально извлекаемые разведанные запасы нефти в российской Арктике достигают 7,8 млрд.т., из них 500 млн.т.- на шельфе, а запасы газа-65 млрд.куб.м., на шельфе-10 млрд.т."22 Для освоения этих стратегических ресурсов страны нужны не только высокообразованные, технически грамотные, высокопрофессиональные кадры, но и, главное, обладающие хорошим здоровьем. Вот почему, как представляется, необходимо, чтобы очередная задача по реализации национального проекта "Здравоохранение", поставленная в Указе Президента Российской Федерации Путина В. В. от 07.05. 2018 г. .№204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до2024 года" была решена в полном объёме и в установленные сроки.

Арктический регион за счёт значения для мировой экономики его огромного ресурсного потенциала углеводородов, возможного влияния практически на все сферы жизни в результате глобальных климатических изменений, геостратегического положения, занял ведущее место в сфере национальных приоритетов государства. И этот приоритет важно реально подтверждать конкретными действиями всех уровней государственной власти и управления.

Список литературы

1.Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

3. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года».

4. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».

5.Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».

6.Аганбегян А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой России/- М.: Издательский дом "Дело" РАН-ХиГС, 2018. -400 с.

7.Ануфриев А. А. Особенности медико-санитарной эвакуации в условиях Крайнего Севера / А.А. Ануфриев // Арктика: история и современность: труды международной. научной конференции., СПб, 19-20 апр. 2017 г. / С.-Пб политех. ун-т Петра Великого. -СПб., 2018. - С. 265-272

8.Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 22 марта 2019 г. Актуальные проблемы здравоохранения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации.

9.Донской С. Е. Научно-технические проблемы освоения Арктики. Научная сессия Общего собрания членов РАН 16 декабря 2014 г./-М.: Изд-во Наука, 2015.-490 с.

10.Калитин В. Т., Матвеев А. С., Чёрный Е.Д. Освоение минерально-сырьевых ресурсов в условиях глобализации// Проблемы теории и практики управления. 2002. №6. С. 23-28

11.Матвеев А. С., Матвеев О. А. Преобразование экономики северных регионов России на современном этапе/ - М.: Изд-во Современная экономика и право. 2007.- 344с.

12.Медведев Д. А. Россия-24: Стратегия социально-экономического развития// Вопросы экономики. 2018. №10. С. 5-28

13. Российская газета. 9мая. 2012 г.

14. [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

15.[Электронный ресурс] [http://tass.ru/spec/arctic

16. [Электронный ресурс]: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957

17. [Электронный ресурс]: https://rossaprimavera.ru/news/32ecb515

18.[Электронный ресурс]: https://ria.ru/economy/20180709/1524217442.html.

19.[Электронный ресурс ]: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/07/11743327. shtml?updated.

20. [Электронный ресурс]: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/361343-problema-2024-gde-nayti-dengi-na-vypolnenie-novyh-mayskih-ukazov

21 [Электронный ресурс ] //http://tass.ru/spec/arctic дата об-

ращения 20.05. 2019

22 Донской С. Е. Научно-технические проблемы освоения Арктики. Научная сессия Общего собрания членов РАН 16 декабря 2014г.-М.: Наука, 2015.-490с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.