Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, ПРИОРИТЕТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1991–2020 гг.'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, ПРИОРИТЕТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1991–2020 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Таджикистан / суверенитет / реформы / многовекторность / стратегия развития / The Republic of Tajikistan / sovereignty / reforms / multi-vector / development strategy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, ПРИОРИТЕТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1991–2020 гг.»

Дадабаева З.А.

д.полит.н., в.н.с. Института экономики РАН, профессор РГГУ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН, ПРИОРИТЕТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 1991-2020 гг.

Ключевые слова: Республика Таджикистан, суверенитет, реформы, многовекторность, стратегия развития.

Keywords: The Republic of Tajikistan, sovereignty, reforms, multi-vector, development strategy.

Государственная независимость Республики Таджикистан (РТ) была провозглашена на внеочередной сессии Верховного совета 9 сентября 1991 г. Став самостоятельным субъектом международного права, республике пришлось создавать новые политические, экономические и институциональные механизмы. Самостоятельно устанавливать дипломатические отношения со странами мира, определять стратегию дальнейшего экономического развития в условиях распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР, фактически, заново выстраивать свою государственность и укреплять суверенитет.

Страна стояла перед необходимостью не только создания новых органов власти, но и проведения правовых реформ. В ноябре 1994 года принята Конституция Республики Таджикистан, закрепившая статус демократического, правового и светского государства. Затем были проведены конституционные реформы в 1999 г., 2003 г. и 2016 г., направленные в основном на укрепление власти правящей элиты и действующего президента. В результате проведенных реформ Таджикистан стал президентской республикой. Законодательную власть обеспечивает двухпалатный Парламент (Маджлиси Оли). Верхняя палата Маджлиси милли из 33 человек формируется путем совместного тайного голосования депутатов Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), других областей, городов, районов республики, где избирается 25 человек, 8 членов верхней палаты Парламента назначаются Президентом (каждый предыдущий президент является пожизненным членом палаты). В нижнюю палату Маджлиси намояндагон избирается 63 депутата тайным голосованием, путем использования всеобщего избирательного права. Конституционные реформы 2000-х годов узаконили пожизненное пребывание у власти президента Э. Рахмона с неограниченными полномочиями. Верхнюю палату парламента Маджлиси милли республики в 2020 г. возглавил 36-летний сын президента Рустам Эмомали. Для власти такой расклад сил означает стабильность и преемственность проводимой политики, решение задач по реализации экономической стратегии развития республики. В то же время несменяемость высшего руководства вызывает недовольство народа и оппозиции.

Важнейшие стратегические задачи дальнейшего политического и экономического развития страны были неоднократно озвучены Президентом и закреплены в «Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию», «Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2015 г.», «Национальной стратегии развития Республики Таджикистан на период до 2030 г.».

Экономические реформы

Провозглашенные цели экономического развития невозможно было бы достичь без проведения независимой денежно-кредитной политики, стабильного развития и функционирования новых финансово-кредитных учреждений. Выросло число государственных и частных финансовых организаций. Наряду с Национальным Банком Таджикистана сформировалась сеть частных банков - ОАО «Ориёнбанк», ГУП ПЭБТ «Саноатсодиротбонк», ОАО «Банк Эсхата», ЗАО «Международный банк Таджикистана», ОАО «Алиф Банк» и др. По состоянию на 2020 г. в РТ насчитывалось более 18 банков, 1 исламский банк, 18 микрокредитных депозитных организаций, 5 микрокредитных организаций и 27 микрокредитных фондов. Капитал банков в 2020 году достиг почти 2 млрд. долл.1

Одной из приоритетных целей национального развития, заявленной властями во всех принятых стратегиях независимого развития стала ускоренная индустриализация. За 30 лет суверенитета был построены крупные и малые промышленные предприятия. В, частности, в стране открыты и действуют более 16 цементных заводов, обеспечивающих не только внутренние потребности, но и экспортные возможности страны. Так, в 2019 г. выручка от продажи цемента за пределы страны составила 68,1 млн. долл. Продукция экспортировалась в соседние Узбекистан, Афганистан и Кыргызстан. При этом следует уточнить, что около 90% от общего объема продукции приходится на долю совместных таджикско-китайских предприятий «Чунгтсай Мохир цемент», «Хуаксин Гаюр цемент», «Хуаксин Гаюр Сугд цемент», построенных на деньги китайских инвесторов.

1 Краткий макроэкономический обзор и деятельность банковской системы Республики Таджикистан за 2020 год. -https://nbt.tj/ru/news/510769/

Открываются и модернизируются предприятия легкой и пищевой промышленности. Основной акцент делается на создании комплексов не только по глубокой переработке хлопка, но и по выпуску конечной продукции. Так, были введены в эксплуатацию прядильное производство ЗАО «Джунтай-Дангара Син Силу Текстиль» с мощностью прядильного производства по переработке 24,5 тыс. т хлопка-волокна. Предприятие ООО «Насоджи-Худжанд» производит ткань, обрабатывая 4000 т хлопка в год. По официальным данным: «из 18 предприятий по переработке хлопкового волокна на 4 предприятиях («Нассочии Точик», «Чавони», «САТН» и «Нассочи Хучанд») налажены основные циклы производства (прядильный, ткацкий, красильный и швейный). В 2 из них в «Ресандаи Курган-тюбе» и «Бофандаи Но-рак» созданы 3 цикла производства (прядильный, ткацкий и швейный). В «Ресандаи Точикистон РБТ» налажено 2 цикла производства (прядильный и ткацкий)».1

Вместе с тем, мощности частных и государственных предприятий, способных создать дополнительные рабочие места для достижения цели по повышению внутренних доходов в 3,5 раза к 2030 г., по мнению экспертов, всё ещё недостаточны2. Это приводит к росту трудовой миграции за пределы республики. Только в России по данным МВД РФ численность трудовых мигрантов за период 2016-2021 гг. составляла от 500 тыс. до 1 миллиона 500 тыс. человек3. В последние годы таджикские трудовые мигранты расширили географию стран, куда они отправляются на заработки. Они едут в Белоруссию, Казахстан, Турцию, Южную Корею, Саудовскую Аравию.

Для достижения цели по превращению Таджикистана в индустриально-аграрную страну, помимо возведения объектов легкой промышленности, строятся объекты, обеспечивающие функционирование промышленных предприятий машиностроения, обрабатывающей, металлургической, химической и других отраслей. В стране сооружен ряд гидроэлектростанций - ГЭС Сангтуда-1 совместно с Россией, Сангтуда-2 совместно с Ираном, Памирская ГЭС, Зе-равшанская ГЭС, а также каскад малых ГЭС. В ранг национальной идеи возведено строительство самой крупной в РТ гидроэлектростанции - Рогунской, в инвестировании которой участвуют другие страны, в том числе и Россия. Введение её в эксплуатацию позволит достичь ещё одной важной провозглашенной цели - обеспечение энергетической независимости страны. Работает пока один агрегат станции, второй действует в тестовом режиме. С окончанием строительства должна завершиться работа по многолетнему регулированию стока реки Вахш, общая генерирующая мощность каскада Вахшской ГЭС, куда входят также Нурекская и Байпазинская ГЭС, составит 5000 МВт. А это решение многолетнего энергетического спора в регионе, от которого зависит безопасность стратегически важного региона. На протяжении многих лет в осенне-зимний период население страны живет в состоянии энерголимита. В кризисный 2008 г. перебои с электроэнергией в республике даже привели к жертвам.

Но для поднятия экономики до более высокого уровня, основные отрасли республики нуждаются в смене экономической модели жесткого государственного регулирования, при котором базовые бюджетообразующие отрасли жестко контролируются правительством и чиновниками, приближенными к «семье». Сильно тормозит развития экономики всё ещё высокий уровень коррупции. Так, в представленном организацией Transparency International Индексе восприятия коррупции (ИВК) за 2021 г. Таджикистан не улучшил свои показатели - он находится на 150 месте среди 180 стран мира4.

Роль ПИИ в экономике Таджикистана

Для выполнения заявленных стратегических целей республика остро нуждается в значительных внешних и внутренних инвестициях. За период с 2000 по 2020 гг. в страну было привлечено 150 млрд. долл. инвестиций, из них 59 млрд. долл. ПИИ (прямые инвестиции). Основными инвесторами являются Китай, Россия, Турция, Саудовская Аравия.

Китай - самый крупный инвестиционный партнер Таджикистана, на его долю приходится 75% всех ПИИ. С помощью КНР был осуществлен ряд инфраструктурных проектов в водно-энергетических и транспортных сферах, Китай финансово поддерживает таджикскую легкую промышленность, в частности хлопчатобумажное и шелковое производства. Транспортная доступность региона через перевал Кульма позволила подключить китайские компании к совместной разработке месторождений золота, серебра, угля и редких металлов.

Инвестиции Российской Федерации за все годы существования Таджикистана носили волнообразный характер. Условно их можно разделить на несколько периодов. В начале и середине нулевых общий объем российских инвестиций достигал более миллиона долларов. С 2014 г. экономика Таджикистана получила 100 млн долл. российских инвестиций. Среди наиболее значимых проектов - Сангтудинская ГЭС-1, построены многоэтажные жилые дома в центре г. Душанбе, в республике работают российские мобильные операторы. Динамично развивалось сотрудничество в сфере транспортного и специального машиностроения. После 2016 г. наблюдался спад инвестиционной активности РФ, связанный со сложностями в российской экономике и с неблагоприятной средой для инвесторов. «Объем накопленных российских ПИИ в Таджикистан сократился на 5,5% и в результате четырехлетнего снижения показателя впервые с 2010 года упал ниже 1 млрд. долл. В первую очередь сокращение было связано с отказом компании «Газпром», осу-

1 Ускоренное развитие легкой промышленности Таджикистана. - https://e-cis.info/news/567/81613/

2 Всемирный Банк. Обзор по Таджикистану. - https://www.vsemirnyjbank.Org/ru/country/tajikistan/overview#1

3 https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/28104344

4 Индекс восприятия коррупции. - https://www.transparency.org/en/cpi/2021/

ществлявшей геологоразведочную деятельность в Таджикистане с 2008 г. от лицензий на разведывательные работы на участках Ренган, Саргазон, Сарикамыш, а также Западный Шахамбары»1.

В 2017 г. объем российских инвестиций составил 81,1 млн. долл. или 7,4 %, первое место занимал Китай, который вложил 303,0 млн. долл. или 27,5% от общего объема инвестиций2. В 2018 г. российские инвестиции составили 21,5 млн. долл. или 3,3%, при том, что Китай увеличил свой портфель до 51,3% или 330,5 млн. долл.3 В 2019 г. объем российских инвестиций в РТ составил уже 33,1 млн. долл. Но на первое место среди иностранных опять вышли китайские инвесторы, их инвестиции заметно выросли за это время, в 2019 г. из общего объема в 346 млн. долл. иностранных инвестиций, полученных Таджикистаном, китайские вложения составили 262,3 млн. долл.4

Международные финансовые организации также инвестируют в экономику Таджикистана - китайский Эксим-банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский Банк Развития, Всемирный Банк, Исламский Банк развития. Наряду с Эксимбанком, крупнейшим кредитором Таджикистана, значительным финансовым донором является Азиатский банк развития. С 1998 года АБР предоставил стране около 2,2 млрд. долл., в том числе 1,6 млрд. долл. в виде грантов.

Таджикистану удалось довольно успешно справиться с бедностью, уровень которой существенно снизился. В 2020 г. уровень бедности составил 26,3%, тогда как в 1999 г. он достигал - 83%.5 Но страна по-прежнему остается одной из самых бедных не только в СНГ, но и в регионе. Выросла средняя продолжительность жизни с 70 лет в 1990 г. до 75,1 г. в 2021 г.

Таким образом, за тридцать лет республика достигла политической независимости и внутренней безопасности. Были сформированы государственно-административные органы. Выработана собственная внешняя политика, которую называют «многовекторной лояльностью», она позволила стране достаточно успешно балансировать между крупными мировыми игроками (США, ЕС, Китай и Россия). Политика «открытых дверей» расширила международное сотрудничество, 179 стран мира установили дипломатические отношения с Таджикистаном. Достаточно обоснованно можно говорить о том, что в Республике продолжается переход к рыночной экономике.

Ключевые проблемы

Какие же проблемы можно выделить в стране? Это в первую очередь экономические проблемы, о них говорят низкие позиции республики в международных рейтингах экономического развития. На это повлияли следующие факторы:

1. Отрицательное сальдо торгового баланса. В январе-декабре 2020 г., внешнеторговый оборот составил 4557,8 млн. долл. Торговый баланс сложился отрицательный и составил - 1744,0 млн. долл.

Из 108 стран мира, с которыми республика имела торговые отношения, 10 стран СНГ и 98 страны дальнего зарубежья. Внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 51,7%, или 2357,9 млн. долл. Со странами дальнего зарубежья - 48,3%, или 2199,9 млн. долл. Дефицит торгового баланса со странами СНГ составил 1778,9 млн. долл., а со странами дальнего зарубежья наблюдался даже профицит - 34,9 млн. долл.

2. Высокие налоги.

3. Коррупция.

4. Непрозрачная финансовая система.

5. Инфляция. За пять месяцев 2021 г. инфляция в потребительском секторе была зафиксирована на уровне 4,4%. В мае 2021 г. инфляция составила 0,5%, инфляционные тенденции в основном определялись за счет подорожания продовольственных товаров и топлива.

6. Растущий внешний долг. На начало июля 2020 г. он составил 3 млрд. 96,1 млн. долл. По данным Минфина РТ, большие задолженности имеются перед Экспортно-импортным банком Китая - 1 млрд. 133,4 млн. долл., Всемирным банком - 338,5 млн. долл., Азиатским банком развития, - 287,3 млн. долл., Исламским банком развития -131,9 млн. долл. Размер долговых обязательств по евробондам составляет 500 млн. долл.

Среди внешнеполитических рисков можно выделить усиливающийся исламский радикализм, который представляет главную угрозу настоящему и будущему Таджикистана и всего Центрально-азиатского региона, августовские события 2021 г. в Афганистане, наглядно продемонстрировали опасность прихода к власти радикальных исламистов.

Риски дальнейшего развития для Таджикистана состоят в столкновении интересов различных внешнеполитических сил, несмотря на проводимую многовекторную внешнюю политику Таджикистану все труднее определять внешнеполитические приоритеты. Проблемными являются сбои и отклонения в осуществлении рыночных преобразований, которые на фоне общемировой неблагоприятной ситуации происходили в первую очередь по причине концентрации

1 Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ - 2017. Доклад ЕАБР. - https://eabr.org/upload/iblock/6fa/EDB-Centre_2017_Report-45_MIM-CIS_RUS_2.pdf

2 Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Республики Таджикистан за 2017 г. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2018. - С. 109.

3 Аналитические данные о притоке иностранных инвестиций в экономику Республики Таджикистан на 2018 г. -http://investcom.tj/ru/invest/investicionnaja-dejatelnost/107-statistika-inostrannyh-investicij.html

4 Комитет по инвестициям: Китай вкладывает в экономику Таджикистана больше всех. - https://tj.sputniknews.ru/economy/ 20200211/1030695971/tajikistan-ekonomika-cЫna-lider-investitsii.html

5 В Таджикистане за последние 20 лет сократился уровень бедности. - https://ichrptj.org/ru/blog/v-tadzhikistane-za-poslednie-20-let-sokratilsya-uroven-bednosti

власти в одних руках, авторитарного управления, неустойчивого внутреннего рынка, роста миграционных потоков в другие страны.

Современные условия диктуют необходимость использования всего потенциала экономического сотрудничества. На наш взгляд, Таджикистану следует максимально включаться в разные форматы взаимодействия с внешним миром. Главные задачи в ближайшие годы связаны с сохранением устойчивости национальной финансовой системы, завершением создания национальной энергетической системы, расширением межрегиональных экономических связей, увеличением экспортной базы за счет выпуска продукции сельскохозяйственного машиностроения. Существует необходимость во внешних рынках, которые было бы удобнее формировать в рамках ЕАЭС.

Но сильная зависимость экономики Таджикистана от донорской помощи и иностранных инвестиций, а также вполне комфортное положение правящей элиты в сложившейся многовекторной системе внешнеэкономических связей не позволяет, на наш взгляд, говорить о скорых изменениях внешнеэкономической стратегии страны.

Сохранение «многовекторности» во внешнеэкономических и политических отношениях останется для страны приоритетом. По большому счету, Таджикистан находится в достаточно сложном положении лавирования между предложением присоединиться к ЕАЭС со стороны России и заманчивыми инвестиционными предложениями со стороны Китая, США, ЕС, Японии.

В то же время сложные отношения России и Китая с Западом подталкивают их к ещё более тесному сотрудничеству со странами Центральной Азии в рамках «Пояса и Пути» и евразийской интеграции, делают необходимым искать приемлемые для сторон форматы сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.