Научная статья на тему 'Стратегия развития промышленности Республики Мордовия с позиции конкурентоспособных кластеров'

Стратегия развития промышленности Республики Мордовия с позиции конкурентоспособных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина А. П., Горин И. А.

Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г. предусмотрено формирование инновационно-технологической специализации региона и развитие конкурентоспособных кластеров. В настоящее время в регионе потенциал формирования конкурентоспособного кластера в промышленности имеют светотехнический и электротехнический сектор. В данной статье предложены основные направления развития конкурентоспособных кластеров при реализации активного сценария «Локальное технологическое лидерство» Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития промышленности Республики Мордовия с позиции конкурентоспособных кластеров»

26 (83) - 2008

Стратегия развития региона

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ С ПОЗИЦИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ КЛАСТЕРОВ

А.П. гоРинА, доктор экономических наук, профессор

и.а. горин

Мордовский государственный университет имени н. П. огарева

8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного Совета в Кремле, на котором обсуждалась стратегия развития России до 2020 г., В. В. Путин отметил: «...Единственной реальной альтернативой...является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из главных конкурентных преимуществ — на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом» [1]. Там же перед Правительством РФ была поставлена задача по разработке и принятию Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г., которая нашла отражение в правиле «четырех И», озвученном Д. А. Медведевым: институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. Соответствующие стратегии предстоит разработать в российских регионах. Так, Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г. предусмотрено формирование инновационно-технологической специализации региона и развитие конкурентоспособных кластеров.

Мордовия относится к старопромышленным регионам с аграрно-индустриальной специализацией, которые характеризуются преобладанием традиционных отраслей сельского хозяйства и промышленности, основанных на технологиях массового выпуска. С этим связаны и конкурентные преимущества региона, и его недостатки.

К конкурентным преимуществам региона относятся:

• высокие темпы экономического роста и рост базовых секторов;

• выгодное экономико-географическое положение и высокий уровень развития транспортной инфраструктуры;

• формирование в базовых для региона секторах холдинговых структур (ЗАО «Талина», ОАО «Мордовцемент» и др.), совершающих экспансию в другие регионы;

• политическая стабильность и развитие условий для привлечения инвестиций;

• высокий уровень обеспеченности населения социальной инфраструктурой и жильем;

• высокий уровень развития энергетической и инженерной инфраструктур.

К основным проблемам региона относятся:

1) низкий уровень жизни населения и, как следствие, — низкий уровень миграционного потенциала территории;

2) низкий технологический уровень предприятий промышленности, о чем свидетельствует низкая производительность труда;

3) неразвитость современной производственной инфраструктуры;

4) снижение демографического потенциала и высокий уровень демографической нагрузки на работающее население. В Мордовии численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, составляет 1,56 чел., в то время как данный показатель в среднем по Российской Федерации — 1,75 чел., в среднем по ПФО — 1,77. При этом, по прогнозу Росстата, численность населения в регионе до 2025г.

составит от 654,3тыс. до 727,4тыс. чел. В настоящее время численность населения республики составляет 848тыс. чел, т. е. темпы снижения численности населения будут одними из самых высоких в ПФО [2];

5) высокий уровень зависимости бюджета региона от нескольких крупных предприятий, некоторые из них относятся к «зоне риска», то есть к предприятиям, которые в случае конъюнктурных изменений или других причин могут перенести производство в другой регион;

6) низкий уровень урбанизации территории;

7) низкий уровень инновационной активности. В Послании Главы Республики Мордовия Государственному собранию от 25.01.2008 отмечалось, что в венчурный фонд, созданный в регионе, поступило 11 инновационных проектов, но 10 из них поданы из-за пределов республики [3].

По данным компании Dun-Brandstreet-Nord, емкость российского рынка кабельно-проводни-ковой продукции в 2006 г. составила примерно 3,8 млрд долл. В период за 2000—2005 гг. объемы производства в этой отрасли прирастали в среднем на 7—12 % в год. По тому же источнику, объем рынка светотехники составлял в 2006 г. около 1,5 млрд долл. Динамика роста рынка в последние годы была невысокой (1—2 %). По прогнозам, рынок электротехники будет расти в течение 5—7 лет крайне стремительно в силу модернизации инфраструктурных отраслей на 10—12 % в год.

Целью исследования данной статьи является разработка основных направлений развития конкурентоспособных кластеров при реализации активного сценария «локальное технологическое лидерство» Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года.

Корпоративное развитие отраслей российской экономики, к которым принадлежат предприятия базового сектора Республики Мордовия, в настоящий момент определяется следующими основными направлениями:

1) консолидация активов, рост масштабов корпораций. Консолидация осуществляется на рынках транспортного машиностроения, кабельной и электронной, электротехнической продукции, химической и химико-фармацевтической отраслей, индустрии строительных материалов, а также на рынках торговых и развлекательных услуг, логистики и транспорта.

По данным аналитической группы М&А-1^е1^епсе, в 2007 г. российскими компаниями было проведено 486 сделок М&А на общую сумму 124,638 млрд долл. По количеству сделок это на 41 %

выше, чем в 2006 г., а по сумме этот показатель почти в три раза превысил позапрошлогодние результаты. Несмотря на то, что лидерами по стоимости сделок являются нефтегазовый сектор (45 сделок на общую сумму 45,7 млрд долл.), электроэнергетика (23 сделки совокупным объемом 18,3 млрд долл.) и компании, занятые добычей полезных ископаемых (25 сделок на 9,85 млрд долл.), количество сделок в реальном секторе, в том числе в промышленности, высоко и продолжает расти;

2) постепенное преобразование крупнейших российских холдингов в корпорации, концентрирующих внимание на подготовке сложных комплексных решений и развитии инжиниринга и новых технологий, радикальное повышение качества процессов управления в отраслях потребительского сектора;

3)реструктуризация бизнес-процессов, выделение из непрофильных активов, развитие секторов экономики сервиса и технологического обеспечения основных производств в добыче и первичной переработке сырья, освоение новых систем управления и переход к мировым стандартам управления, в том числе качеством и технологическими процессами. Этот процесс будет подталкиваться не только ростом конкуренции на рынках, но и необходимостью приведения управления и корпоративной политики крупнейших российских компаний в соответствие с международными стандартами. Последнее тесно связано с выходом данных компаний на мировой фондовый рынок. Создаются специализированные EPC-поставщики (Engineering, Procurement, Construction (англ.) — проектирование, закупка, монтаж), интегрирующие в свои системы производителей материалов, оборудования и приборов;

4) выход российских федеральных и региональных корпораций на новые рынки, в том числе осуществление экспансии в другие российские регионы, что создает требования к качеству и уровню управления, логистике и т. д.

Выделим основные возможности и риски, связанные с внешними тенденциями:

1. Инвестиционный потенциал регионов, ближайших к Московской агломерации, будет практически исчерпан в среднесрочной перспективе (4—7 лет). Это создает для регионов, находящихся в зоне 500—600 км от столицы, таких как Республика Мордовия, возможность для размещения новых производств. Близость к такому мегаполису как Москва, имеет как свои отрицательные особенности (стимулирование миграционного оттока и т.д.), так и положительные моменты: рынок

сбыта, инфраструктурная обеспеченность и т. д. В настоящее время наиболее активно осваивается 300-километровая зона мегаполиса, размещение так называемых крупных процессинговых центров. Наиболее активно последнюю функцию осваивают в настоящее время Калужская, Тверская, Ярославская, Владимирская области.

Основными критериями выбора той или иной территории для размещения процессинговых центров являются:

• человеческий капитал: наличие трудовых ресурсов, развитость и гибкость системы образования, профессиональная мобильность трудовых ресурсов;

• степень удаленности от рынка сбыта;

• наличие инфраструктуры: транспортно-логистической, являющейся ключевой для размещения производств, чья дистрибуция осуществляется в Москве; производственной, когда преимуществом пользуются современные индустриальные парки, а не старые производства; энергетической и др.

• уровень развития городской среды: общественное питание, современные форматы торговли, инфраструктура досуга и развлечений, развитие рынка жилой недвижимости;

• поддержка региональных властей.

2. Растущий спрос на продукцию традиционных для Республики Мордовия отраслей промышленности: транспортного машиностроения, электротехнического сектора, приборостроения и т. д. создает возможность для их развития, а именно: технологической модернизации, наращивания объемов производства и т. д., но одновременно создает угрозу несомасшабности рынку предприятий, существующих в регионе.

3. Консолидация активов в базовых секторах экономики, а также приход крупных игроков в регион обеспечивают лучший доступ компаний к инвестиционным ресурсам и большую рыночную власть, устойчивость к рыночным колебаниям спроса и возможность адекватного реагирования на новые конкурентные вызовы, такие как приход на российский рынок ведущих зарубежных производителей, в то же время снижает потенциал влияния органов региональной и муниципальной власти на данные компании.

4. Снижение конкурентоспособности ряда секторов, особенно отечественной электротехники, приборостроения и т. д., после вступления в ВТО и повышения цен на энергоносители.

5. Развитие крупных агломераций в Приволж-

ском федеральном округе также будет стимулировать развитие спроса на продукцию базовых для региона секторов, в том числе: свето- и электротехники, но будет оказывать негативное воздействие на рынок труда региона в силу появления новых точек роста на территории РФ.

6. Изменение структуры рынка в ряде секторов создает возможность для занятия новых ниш на рынке, но вместе с тем усиливает конкуренцию и формирует новые стандарты качества продукции.

7. Реализация государственной политики в инновационном секторе также потенциально дает возможность компаниям Республики Мордовии для восстановления собственной технологической базы в базовых секторах промышленности региона.

Рост рынка будет провоцировать производственную экспансию уже образовавшихся региональных холдингов в другие регионы через покупку предприятий, размещение отдельных производств и т. д. При этом реструктуризация рынков, происходящая в настоящее время, дает возможность выстроить специализированные вертикально интегрированные структуры. Наиболее перспективными в сфере промышленности в данном отношении являются: свето- и электротехника; силовая электроника. Но процесс консолидации региональных активов и экспансия в другие регионы также будут сопровождаться и процессом включения региональных активов в структуры более крупных игроков. Также распространенным способом консолидации активов и, соответственно, достижения необходимых масштабов для захвата существенной доли рынка, становится формирование торговых домов или вхождение в уже существующие (см. таблицу) [4].

При реализации выбранного руководством республики активного сценария «Локальное технологическое лидерство» основными направлениями развития базовых секторов промышленности будут являться:

1) поддержка промышленных предприятий, выходящих на принципиально новые товарные и географические рынки;

2) поддержка инновационных проектов и инициатив;

3) кооперация с ведущими российскими иностранными компаниями;

4) развитие конкурентоспособных кластеров;

5) промышленное развитие и активный маркетинг территории.

Республика Мордовия имеет потенциал в долгосрочной перспективе стать одним из инно-

Примеры вхождения республиканских предприятий в федеральные холдинги и торговые дома

Предприятие Холдинг, в который вошло предприятие, торговый дом Месторасположение главного офиса предприятия Год вхождения в холдинг

ОАО «Биохимик» ЗАО «СИА ИНТЕРНЕИШНЛ» (крупнейший дистрибьютор) Москва 2005 г.

ОАО «Саранский завод «Резинотехника» ОАО «Сибур-Русские шины» Москва 2005 г.

ОАО «Сарансккабель» ОАО «Севкабель Холдинг» Санкт-Петербург Решение о слиянии принято в январе 2008 г.

ЗАО «Цветлит» ОАО «Севкабель-Холдинг» Санкт-Петербург

ОАО «Русские машины» совместно с группой компаний «Вагоностроительная корпорация Мордовии» создали ОАО «Русская корпорация транспортного машиностроения» Саранск 2007 г.

ОАО «Кадошкинский электротехнический завод» Торговый Дом «Светотехника» — эксклюзивный поставщик продукции марки GALAD ТД Светотехника — Москва н/д

вационных центров развития электротехники, в том числе светотехники. Прежде всего, возможность формирования такого центра связана с концентрацией предприятий данных секторов как в самой республике, так и в соседних регионах; динамичным развитием данных секторов; наличием на территории региона образовательной инфраструктуры.

Для формирования инновационной специализации необходимо:

а) развитие инфраструктуры инновационной деятельности:

• формирование технопарка, основными направлениями развития которого должны стать разработка и внедрение инноваций в сфере оптических и электронных технологий;

• активизация работы существующего бизнес-инкубатора с инновационными проектами: спецификация мер поддержки для инновационных предприятий, например полное освобождение от арендной платы на 3 года), финансирование работ по оформлению авторской защиты изделия в виде свидетельств о полезной модели, промышленном образце или изобретении на инновационное изделие и т. д.;

• развитие деятельности венчурного фонда;

• модернизация системы высшего образования в Республике Мордовия: увеличение объема исследовательских и инновационных проектов, реализуемых в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, по внешним заказам, расширение «географии» абитуриентов и увеличение доли абитуриентов из других регионов РФ, усиление кооперации вуза и предприятий реального сектора, реализация кадровой программы, направленной на при-

влечение молодых специалистов к исследовательской деятельности и др.; б) развитие системы кооперации между участниками инновационного процесса: разработчиками, промышленными предприятиями, вузами и т. д., а также стимулирование инновационной активности данных субъектов, осуществляемое в следующих формах:

• стимулирование производственной кооперации предприятий. Например, комплектующие для производства светодиодных светильников можно было бы производить на разных предприятиях региона: электронные ПРА — на ОАО «Орбита», блоки питания — на ОАО «Электровыпрямитель», светильники на основе свето-диодов — на Ардатовском светотехническом заводе и ЗАО «Трансвет» и т. д.;

• развитие системы мер государственной поддержки инновационных разработок, в том числе совместных, для предприятий светотехнической и электронной промышленности, а также развитие системы обеспечения доступа предприятий к передовым исследованиям и разработкам;

• импорт технологий: кооперация с российскими и иностранными предприятиями, активно работающими на высокотехнологичных рынках, в форме создания совместных предприятий, создания ассоциаций, учреждения торговых марок и т. д.;

• развитие кооперации промышленных предприятий с научными организациями;

• стимулирование формирования fabless-компа-ний, которые, как правило, специализируются на разработке и проектировании (дизайне), а также развитии и маркетинге своей продукции, производственном процессе, размещая его на

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

19

других предприятиях. Так, по данным Полупроводниковой Фаблесс Ассоциации (FSA), опубликованным в Electronic News (2005, October 23), доход fabless-сектора на рынке полупроводниковой электроники за 2004 г. достиг 33 млрд долл., что составляет примерно 18 % от всего рынка. Это на 27 % больше, чем в 2003 г. Согласно данным Gartner Group к 2010 г. на долю fabless придется 50 % всего рынка. Чистая прибыль лидера рынка американской компании Qualcomm в 2004 г. составила 532 млн долл. и продолжает демонстрировать устойчивый рост в среднем на 9 % в год. Сегодня до 70 % fabless-рынка заняты американскими компаниями, расположенными, главным образом, в Силиконовой долине. Средний доход, полученный публичными fabless-компаниями во втором квартале 2005 г., вырос на 17 %. При этом североамериканцы получили 76 % дохода, азиаты — 21 % и европейцы — 3 %; в) создание системы информационной поддержки инновационных предприятий, а также предприятий свето- и электротехнического кластера: проведение технологического и рыночного форсайта. Форсайт — метод прогнозирования развития в секторе с привлечением большого количества участников: всех групп интересов, отвечающих за решение задачи, устранение проблемы, за развитие сектора и т. д. Форсайт обеспечивает: определение долгосрочных трендов развития сектора (территории и т. д.), сценарное представление будущих изменений, согласование государственных, региональных и корпоративных стратегий развития, периодичность обновления информации и возможность использования ее для корректировки политики.

В качестве инициаторов проведения форсайта обычно выступают: предприятия того или иного сектора промышленности, как правило, объединенные в отраслевую ассоциацию, цель которых определить направления дальнейшего развития и разработок; региональные органы власти, которые используют форсайт для реструктуризации и повышения конкурентоспособности того или иного сектора.

В качестве организаторов форсайта могут выступать:

• ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», специализирующийся на проведении исследований в данной сфере и подготовке специалистов;

• отраслевая ассоциация, обладающая необходимыми аналитическими квалификациями,

например Международная ассоциация «Электрокабель»;

• другие институты.

Для участия в Форсайте обязательно должны привлекаться: а) международные и российские эксперты в данной сфере; б) компании-производители, являющиеся лидерами рынка; в) торговые компании, которые обеспечивают связь с потребителями; г) российские и международные научные центры и институты; д) образовательные учреждения.

Основным результатом форсайта является карта перспективных направлений инновационного и технологического развития в определенном секторе промышленности. Обычно форсайт производится на долгосрочную перспективу — до 20 лет, но подвергается корректировке один раз в 3—4 года.

Организация исследовательского центра по изучению конъюнктуры рынка светотехники и электротехники, который будет осуществлять исследования перспективных сегментов светотехнического и электротехнического рынка, проводить семинары и конференции по основным направлениям развития рынков и перспективам технологического развития;

г) реализация активной маркетинговой политики и проведение институциональной работы с рынком:

• развитие институциональной работы с рынком, как на региональном, так и на федеральном уровне предполагает, например, в рамках развития светодиодного направления стимулирование использования энергосберегающих технологий, в том числе переход на новые источники света, ужесточение правил и норм утилизации вредных веществ и т. д.;

• стимулирование спроса на новую продукцию: проведение информационных акций, особенно в крупных городах, посвященных новым продуктам, создание портала, посвященного источникам света и их характеристикам и т. д. Создание портала как информационный и маркетинговый инструмент используют многие крупные отечественные корпорации (ОК «Русал»).

В настоящее время в регионе потенциал формирования конкурентоспособного кластера имеют светотехнический и электротехнический сектора. В отношении других секторов также могут и должны реализовываться меры государственной поддержки, но они должны строиться по другим основаниям. Основными критериями перспек-

тив формирования кластера являются: динамика развития рынка; экспортный потенциал; динамика производства в регионе; масштаб рынка, на котором работают предприятия сектора; наличие нескольких предприятий ядра кластера; развитие факторов производства.

Основные направления развития светотехнического сектора:

1. Рост производительности факторов производства: труда, основных фондов и т. д.:

• технологическая модернизация предприятий: поддержка предприятий, осуществляющих программы комплексной технологической модернизации, стимулирование внедрения на предприятиях современных систем управления;

• формирование условий для кооперации российских предприятий в рамках развития кластера, в том числе инновационных и производственных предприятий, базовых предприятий кластера и предприятий поддерживающих отраслей, а также поддержка создания и развития ассоциативных органов управления;

• привлечение крупного инвестора — одного из мировых лидеров производства светотехники в сектор массового производства. Для создания совместного предприятия, по некоторым оценкам экспертов, потребуется инвестиций около 3,5 млн долл. США на покупку новых линий и налаживание сбыта. Также до 200 тыс. евро может уйти на оформление международной сертификации, хотя у ряда предприятий светотехнической промышленности РМ она уже имеется. Для строительства производства с новейшим оборудованием и большой мощностью потребуется уже от 100 млн долл. до 200 млн долл. За эти деньги можно купить линию, которая будет выдувать по 14 стеклянных колб в секунду и позволит выпускать более 700 млн ламп в год. При этом выход годных к употреблению ламп будет превышать 90 % [5]. Организация нового предприятия с нуля представляется слабо обоснованной ввиду отсутствия у мировых лидеров рынка светотехники опыта строительства светотехнических предприятий с нуля в России и всей Восточной Европе, а также наличия опыта организации предприятий светотехники на базе уже существующих.

2. Развитие предприятий смежных (поддерживающих) отраслей: современная упаковка продукции, инжиниринг оборудования и автоматизированного проектирования, повышение качества складских услуг, и т. д.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• основное направление — поддержка проектов по организации производства комплектующих. Например, выпуска на Ардатовском светотехническом заводе электронных пускорегулирующих аппаратов при сохранении в течение некоторого времени производства электромагнитных ПРА, пока на последние будет сохраняться устойчивый спрос. Также для стимулирования организации новых предприятий может быть создан специализированный индустриальный парк;

• развитие дизайнерского направления, что крайне значимо для бытового и городского сегментов. Данное направление характеризуется значительной капиталоемкостью, необходимостью значительных инвестиций для выхода на это направление и удержание на нем позиций. Представляется также целесообразным сотрудничество предприятий региона по данному направлению с архитектурно-художественными и дизайнерскими фирмами Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Казани и зарубежных стран.

3. Развитие торговой инфраструктуры и снижение транзакционных издержек при работе с крупными потребителями:

• развитие систем дистрибуции: взаимодействие с торговой инфраструктурой, формирование торговой сети, ориентированной на массового потребителя, с одной стороны, и осуществляющей продажу элитарной продукции, с другой стороны; а также специализированной и традиционной промышленной светотехнической продукции;

• активизация выставочно-ярмарочной деятельности светотехнических предприятий. Необходимо создание эффективной информационно-консультационной поддержки, проведение конференций поставщиков, ярмарок/выставок/смотров;

• стимулирование спроса на традиционную светотехническую продукцию за счет повышения качества рекламных услуг, упаковки и т. д. Наиболее вероятные приоритетные направления электротехнического кластера как конкурентоспособного сектора промышленности до 2025 года:

1) дифференциация товарных рынков, а именно: разработка и производство интеллектуальных силовых электронных систем. В ближайшие годы не ожидается появления новых типов приборов силовой электроники, которые бы заняли доминирующее положение на рынке. Данный вариант развития предполагает, что новым направлением технического развития в силовой электронике,

РБгионАльнАя экономикА: теория и практика

21

наряду с традиционным, станут разработка и производство продукции на стыке силовой и информационной электроники. Такой продукцией станут интеллектуальные силовые электронные системы. Будет происходить интеграция от дискретных приборов и модулей к интеллектуальным модулям, затем к интеллектуальным подсистемам и, наконец, к силовым интеллектуальным электронным системам. Для нового рынка будут присущи не только особенности традиционного рынка силовой электроники (требования к увеличению надежности, снижению себестоимости и др.), но и тенденции рынка информационной электроники — более короткий цикл появления новых решений, уменьшение размеров и веса продукции, создание конструкций и функциональных возможностей, обеспечивающих легкое использование в различных применениях, более быстрый выход на рынок и т. д.;

2) дифференциация географических рынков, в частности поддержка предприятий, осуществляющих выход на мировой рынок. По мнению ряда экспертов, российские компании и промышленные предприятия Мордовии имеют перспективы на следующих рынках электроники: приборы силовой полупроводниковой электроники, сапфир для СИД, структуры для СИД, сверхъяркие СИД, карбид кремния для СИД, углепластики, технологии антикоррозионных обработок и покрытий;

3) развитие внутрирегиональной кооперации. Формирование условий для кооперации предприятий в рамках развития кластера, в том числе инновационных и производственных предприятий, базовых предприятий кластера и предприятий поддерживающих отраслей, а также поддержка создания и развития ассоциативных органов управления;

4) развитие предприятий поддерживающих отраслей: инжиниринг оборудования и автоматизированного проектирования, повышение качества складских и логистических услуг и т. д.;

5) поддержка технологической модернизации существующих производств.

В настоящее время одним из существенных факторов конкурентоспособности регионов на рынке инвестиций становится наличие инфра-структурно подготовленных площадок, наиболее распространенными организационными формами которых являются особые экономические зоны — территория, помимо инфраструктуры и необходимых площадей, имеющая еще и налоговые льготы, и индустриальные парки, которые, как правило, управляются самостоятельной

управляющей компанией, занимающейся арендой производственных, офисных и складских помещений, предоставлением консультаций по вопросам бизнеса, развитием инфраструктуры индустриального парка и предоставлением других услуг в зависимости от уровня создаваемого индустриального парка. Как особые экономические зоны, так и индустриальные парки могут быть нескольких типов: промышленные, агропромышленные, логистические.

В настоящее время регионы Центрального федерального округа, что объясняется наиболее высокой инвестиционной привлекательностью данной территории, активно создают современную производственную инфраструктуру. Так, в Московской области реализуется программа по созданию сети (около 50) современных индустриальных и логистических парков, Липецкая область приняла региональный закон «Об особых экономических зонах регионального уровня», в рамках реализации которого планируется создать 4—5 особых экономических зон агропромышленного типа и 1 туристско-рекреационного типа.

Развитие современной производственной инфраструктуры в Республике Мордовия предполагает:

• проведение комплексной оценки потенциальных участков для создания объектов производственной инфраструктуры, выбор участков: оценка месторасположения территории участка, обеспеченности инженерными, транспортными, энергетическими инфраструктурами, обеспеченности трудовыми ресурсами, определение основных ограничений для формирования объекта производственной инфраструктуры;

• определение правовых ограничений на использование земельных участков, формирование нормативно-правовой концепции создания объектов производственной инфраструктуры;

• определение требований к функциональному зонированию и инфраструктуре в зависимости от специализации объекта производственной инфраструктуры, разработка градостроительной документации участков;

• формирование системы управления объектами производственной инфраструктуры. Определение статуса участков. Так, отдельным паркам, наиболее значимым для развития экономики региона, может быть представлен статус особой экономической зоны регионального уровня. Обычно резиденты региональных особых

экономических зон пользуются следующими мерами поддержки:

а) временные, как правило, срок действия 3—5 лет, налоговые льготы, предполагающие освобождение от налогообложения в отношении имущества, учитываемого на балансе организации, от уплаты транспортного налога, снижение налоговой ставки налога на прибыль и др.;

б) предоставление земельных участков по сниженным ставкам;

в) субсидирование процентной ставки по кредитам:

• определение пула инвесторов и разработка механизмов привлечения инвесторов: разработка маркетинговой, производственной стратегии и т. д.;

• инфраструктурное обеспечение участков и строительство необходимых офисных, производственных, складских и прочих помещений; запуск объектов производственной инфраструктуры.

Таким образом, как уже было отмечено выше, основными направлениями развития базовых секторов промышленности при реализации активного сценария «локальное технологическое лидерство» Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 г. будут являться:

1. Поддержка промышленных предприятий, выходящих на принципиально новые товарные и географические рынки.

2. Поддержка инновационных проектов и инициатив.

3. Кооперация с ведущими российскими иностранными компаниями.

4. Развитие конкурентоспособных кластеров.

5. Промышленное развитие и активный маркетинг территории.

Эффективная реализация этих направлений позволит существенно повысить конкурентоспособность республиканских промышленных предприятий, особенно светотехнического и электротехнического секторов, что свидетельствует о существенном потенциале этих конкурентоспособных кластеров в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. В. В. Путин. Выступление на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года». — М., Кремль, 8 февраля 2008 г. — http://www. kremlin. ru

2. Данные Федеральной службы государственной статистики. — http://www. gks. ru/

3. Послание главы Республики Мордовия Государственному Собранию от 25 января 2008 г. — http://www. e-mordovia. ru/

4. Центр стратегических разработок «Северо-Запад», данные компаний. — http://www. csr-nw. ru/

5. От и до лампочки // ж. «Коммерсантъ Деньги», от 16.01.2006 № 2 (558). - http://www. kommersant. ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И —д ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И"1

АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

• Финансово-инвестиционная деятельное

I (1) январь 2008

ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!

C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»

«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».

Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.

Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.