УДК 37.014
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
В.И. Тарлавский1
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Воронежской области в рамках научного проекта № 15-16-36001
Аннотация. Важнейшим интегративным свойством профориентационного потенциала региона является его нацеленность на будущее; и стоит задача разработки стратегии его развития. В статье, в контексте системного и программно-целевого подходов, предложена авторская формулировка «стратегии развития профориентационного потенциала региона» как трехкомпонентной системы: цель, план и модель. Исходя из структуры региональной профориентации и профориентационного потенциала региона разработано «дерево целей» стратегии развития профориентационного потенциала региона.
Ключевые слова: «дерево целей», регион, стратегия, стратегия развития профориентационного потенциала региона, цель.
THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE REGION'S POTENTIAL PROFESSIONAL ORIENTATION: THE DEFINITION AND GOAL SETTING
V. Tarlavsky
Abstract. The most important feature of professional orientation integrative potential of the region is its focus on the future and our goal is to develop its strategy of development. In an article in the context of the system and program-oriented approach, the author proposed the wording "the development strategy of the region's potential professional orientation" as a three-component system: the purpose, plan and model. Based on the structure of the regional career guidance and professional orientation potential of the region developed "tree of objectives" Strategy of development of the region's potential professional orientation.
Keywords: "tree of objectives", the region, the strategy, the strategy of development of the region's potential professional orientation, goal.
Каждое научное исследование должно заострять внимание на проблемы будущего, но не для того, чтобы наблюдать возможные варианты его развития, а прежде всего для того, чтобы это будущее можно было планировать, управлять им через настоящее.
«Потенциал» в представлении ученых, еще со времен Аристотеля и Ф. Аквинского, предполагает перспективу развития того или иного процесса или явления - возможное состояние, предполагающее способность вещи быть не тем, что она есть, осуществлять движение и процесс. Сегодня для нас интегральный термин «потенциал»
относительно функционирования и развития системы - это трехкомпонентная система, включающая в себя ресурсы, возможности и целенаправленное воздействие (управление). Именно компонент «возможности» направляет «потенциал» в будущее, отвечает за перспективы его развития.
Напомним, что профориентационный потенциал региона - это способность совокупности ресурсов, заложенных в самом регионе и необходимых для функционирования региональной системы профориентации, при целенаправленном воздействии (управлении)
актуализировать возможности развития региональной профориентации. Важнейшим интегративным свойством
профориентационного потенциала региона, как и любой системы, является его нацеленность на будущее [5].
«Немыслимо предугадать события во всех деталях, - пишет И.В. Бестужев-Лада, - но зато мыслимо определить перспективы развития того или иного явления с тем, чтобы внести соответствующие поправки в наши сегодняшние планы, программы, решения... Смысл прогноза в том и состоит, чтобы непрерывным «прощупыванием» различных вариантов будущего систематически повышать уровень планирования, программирования,
проектирования, управления» [цит. по 1, с.216].
Рассматривая прогнозирование в качестве процесса познания, мы принимаем позицию Б.С. Гершунского [2], внесшего огромный вклад в разработку теоретико-методологического
направления в области образовательно-педагогической прогностики, который считал образовательно-педагогическое прогнозирование лишь этапом (но этапом необходимым и обязательным), предваряющим разработку стратегий развития образования
(сложная комплексная задача прогностического характера).
Термин «стратегия» используется в педагогике сравнительно недавно, но в военной сфере и экономике является одним из ключевых, при этом не имея однозначной трактовки. Этимология данного термина восходит к древнегреческому «strategos» (от
«stratos» - войско и «ago» - веду), которое дословно можно перевести как «веду войско». Термин «стратегия» в экономике стал основанием для создания новой научной теории - стратегический менеджмент, где в работах по стратегическому планированию И. Ансофф, Г. Минцберг, А. Чандлер определили его содержание.
В.В. Мельников и И.С. Штапова пришли к выводу, что все многообразие определений термина «стратегия» можно разделить на три группы: стратегия как система (И.Н. Герчикова и др.); стратегия как модель (Дж. Барни, Л.П. Владимирова, А.Т. Зуб и др.); стратегия как план (Г. Минцберг, М. Мескон, А.А. Томпсон, Р.А. Фатхутдинов, А. Гершун и др.), выделяя при этом ключевые характеристики данного термина: системность, пространственно-временная характеристика,
ресурсообеспеченность, воздействие внутренних и внешних факторов. По мнению В.В. Мельникова и И.С. Штаповой, стратегия - это сформулированный образ желаемого состояния системы в длительной перспективе, пути и средств его достижения с учетом складывающихся условий функционирования данной системы [6].
Определение термина «стратегия» в научно-педагогической литературе (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, С.В. Кульневич, П.Г. Постников, О.А. Шушерина) осуществляется с различных позиций.
Что для нашего исследования есть «стратегия»? Специфика нашего исследования предполагает доминанту «развитие» и, следовательно, разработку именно стратегии развития, а анализ справочной, экономической и педагогической научной литературы и обобщение имеющихся работ по данному направлению позволяет нам в контексте системного подхода, который для нас является методологической платформой, рассматривать стратегию развития как трехкомпонентную систему:
1. Цель, установление которой определяет направление развития.
2. План распределения ресурсов, взаимодействие которых необходимо для достижения поставленной цели.
3. Модель, которая определяет содержание стратегии развития, отражает процесс взаимодействия ресурсов для достижения цели и реализации направлений развития.
В целях конкретизации положений системного подхода к определению термина «стратегия» мы используем программно-целевой подход, который выступает в качестве одного из наиболее эффективных подходов к исследованию больших систем, к процессам и объектам различной природы и содержания; как средство практического осуществления и углубления системного подходов (В.Г. Афанасьев, А.Г. Аганбегян, Б.С. Гершунский, И.И. Калина, И.А. Липский, А.Г. Лобко, Б.А. Райзберг, И.К. Шалаева, Г.Н. Швецова).
Анализ научно-педагогической и экономической литературы позволяет нам выделить ориентиры использования
программно-целевого подхода в определении термина «стратегия»:
1. Четкое определение целей стратегии. «Вначале четко формулируют цели, а затем определяют средства для их достижения (Б.С. Гершунский). Цель как универсальное понятие означает мысленно представляемый, желаемый, ожидаемый, намечаемый итог направленных действий. В то же время цель есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему. Тем самым цель - это ориентир движения, который придает направленность, венчает процесс и воплощает получение конечного результата. Цель характеризуется также как объект вожделений человека, семьи, социальных групп, организаций, общества, государства (Б.А. Райзберг [4, с.10]). Целевая часть является исходным пунктом программно-целевого подхода. Необходимо первоначально выделить главную (генеральную) цель стратегии, а потом взаимосвязанные между собой подцели, достижение которых обеспечивает реализацию главной цели. Такая иерархия целей получила название «дерева целей», которое должно коррелировать с выявленными ключевыми проблемами развития профориентационного потенциала региона.
2. Выделение ресурсов для достижения целей. Речь идет о всех ресурсах, необходимых для достижения цели, и, как следствие, развития системы: финансовых, материально-технических, правовых, кадровых, научно-методических, информационных и т.д. Важно увязать воедино цели с ресурсами, достигнуть соответствие целей (или подцелей) и определить
наличие ресурсов, необходимых для достижения этих целей.
3. Определение механизмов достижения целей. Важно найти организационный механизм взаимодействия ресурсов для достижения целей. Целевые установки в соответствии с «деревом целей» трансформируются в систему конкретных действий и мероприятий (через управление). Построение прогнозно-стратегической модели позволит четко выделить эти механизмы, включая органы управления.
Таким образом, для нас, в контексте системного и программно-целевого подходов, стратегия развития профориентационного потенциала региона - это трехкомпонентный термин - система прогнозного характера, включающая в себя цель («дерево целей»); план (распределение необходимых ресурсов для достижения целей) и модель (отражает механизм достижения целей с учетом имеющихся ресурсов), взаимодействие которых нацелено на представление процесса развития региональной профориентации как системы в перспективе.
Основы целеполагания в процессе разработки стратегии развития
профориентационного потенциала региона вытекают из особенностей региона (профориентационной среды), своеобразия региональной системы профориентации, структуры региональной профориентации и профориентационного потенциала региона.
Стратегическое целеполагание развития профориентационного потенциала
региона - системный процесс разработки, согласования и выбора стратегических целей по их содержанию и уровням.
Стратегическая цель развития
профориентационного потенциала региона - это цель, задающая образ будущего состояния региональной профориентации и указывающая путь его достижения.
Необходимо первоначально выделить главную цель стратегии, а потом взаимосвязанные между собой подцели, достижение которых обеспечивает реализацию главной цели. Структура целей стратегии развития профориентационного потенциала может быть представлена в виде «дерева целей» - «это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность
распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево» [3]. Построение «дерева целей» ориентировано на получение структуры целей для прогнозирования возможных направлений развития системы. Так называемое «дерево целей» тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии.
Источниками целей стратегии развития профориентационного потенциала региона служат обобщенные потребности и интересы субъектов целеполагания - субъектов профориентации.
Здесь стоит напомнить, что профессиональная ориентация - трехуровневая иерархическая система, целью которой является помощь личности в выборе будущей профессии, сопровождение профессионального
самоопределения личности в соответствии с ее особенностями (склонностями, интересами, способностями, состоянием здоровья) и потребностями рынка труда в кадрах на протяжении всей жизни. Личность не является элементом системы профессиональной ориентации, а взаимодействует с ней с целью профессионального самоопределения.
Исходя из определения понятия «профориентационный потенциал региона», учета его структуры (ресурсная, функциональная и результативная составляющие) нам необходимо определить главную цель стратегии развития профориентационного потенциала региона.
Главная цель стратегии развития профориентационного потенциала региона -повышение уровня эффективности региональной профориентации в интересах
профессионального самоопределения ее субъектов.
Структура профориентационного
потенциала региона, в зависимости от положенного в ее основу признака, включает составляющие - системы более низкого порядка. Если признак - уровень региональной профориентации (макро-, мезо-, микро-), то структурными элементами
профориентационного потенциала региона являются:
- макро- уровень профориентационного потенциала региона - потенциал региональной профориентации;
- мезо- уровень профориентационного потенциала региона - потенциал региональной отраслевой профориентации;
- микро- уровень профориентационного потенциала региона - потенциал
профориентации на уровне образовательной организации.
Структура профориентационного
потенциала региона формирует уровни иерархии целей стратегии развития профориентационного потенциала региона:
- макро- цель стратегии развития профориентационного потенциала региона (уровень региональной профориентации);
- мезо- цель стратегии развития профориентационного потенциала региона (уровень региональной отраслевой профориентации);
- микро- цель стратегии развития профориентационного потенциала региона (уровень профориентации в образовательной организации).
Стоит отметить, что крайне важна взаимосвязь разных уровней иерархии целей (взаимодействие между различными уровнями осуществляется с помощью управления), а реализация макро- цели стратегии развития профориентационного потенциала региона является ключевым моментом для реализации главной цели, см. рис. 1.
Макро- цель стратегии развития профориентационного потенциала региона -создание механизма управления совокупностью ресурсов профориентационного потенциала региона с целью их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) в интересах актуализации возможностей развития региональной профориентации и ее субъектов.
Предполагаем, что составляющими (подцелями) макро- цели стратегии развития профориентационного потенциала региона являются:
1. Организация целенаправленного воздействия на естественную совокупность ресурсов профориентационной среды региона для их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) в целях актуализации возможностей развития региональной системы профориентации.
2. Организация целенаправленного воздействия на совокупность ресурсов региональной системы профориентации для их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) с целью актуализации как возможностей саморазвития системы, так и возможностей развития личности в интересах ее профессионального самоопределения.
3. Управление взаимодействием ресурсов региональной системы профориентации с
ресурсами региональной профориентационной среды (функциональной составляющей профориентационного потенциала региона с ресурсной) в интересах субъектов профориентации, развития
профориентационного потенциала населения региона (результативная составляющая профориентационного потенциала региона).
Мезо- цель стратегии развития профориентационного потенциала
региона - создание механизма управления совокупностью ресурсов потенциала региональной отраслевой профориентации с целью их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) в интересах актуализации ориентации на профессии отрасли в контексте профессионального самоопределения субъектов региональной профориентации.
Предполагаем следующие составляющие (подцели) мезо- цели стратегии развития профориентационного потенциала региона:
1. Организация целенаправленного воздействия на естественную совокупность ресурсов отраслевой профориентационной среды региона для их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) в целях актуализации возможностей развития региональной отраслевой профориентации.
2. Организация целенаправленного воздействия на совокупность ресурсов региональной отраслевой профориентации для их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) с целью актуализации как возможностей саморазвития системы, так и возможностей развития личности в интересах ее профессионального самоопределения.
3. Управление взаимодействием ресурсов региональной отраслевой профориентации с ресурсами региональной отраслевой профориентационной среды в интересах актуализации ориентации на профессии отрасли в контексте профессионального самоопределения субъектов региональной профориентации.
Микро- цель стратегии развития профориентационного потенциала
региона - создание механизма управления совокупностью ресурсов потенциала профориентации на уровне образовательной организации для их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) с целью актуализации профориентации в образовательной организации в интересах ее субъектов.
Рисунок 1. - «Дерево целей» стратегии развития профориентационного потенциала региона
Предполагаем следующие составляющие (подцели) микро- цели стратегии развития профориентационного потенциала региона:
1. Организация целенаправленного воздействия на естественную совокупность ресурсов профориентационной среды образовательной организации для их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) в целяхактуализации возможностей развития профориентации в образовательной организации.
2. Организация целенаправленного воздействия на совокупность ресурсов профориентации в образовательной организации для их перевода из актуального состояния (ресурс как условие) в потенциальное (ресурс как фактор) с целью актуализации как возможностей саморазвития системы, так и возможностей развития личности в интересах ее профессионального самоопределения.
3. Управление взаимодействием ресурсов профориентации в образовательной организации с ресурсами профориентационной среды образовательной организации в интересах развития профориентации в образовательной организации и ее субъектов.
Таким образом, определенные нами цели стратегии развития профориентационного потенциала региона являются основой построения «дерева целей» стратегии развития профориентационного потенциала региона.
Определенные цели Стратегии являются основой для разработки плана распределения ресурсов, где будут определены ресурсы, необходимые для развития профориентационного потенциала региона и достижения поставленных целей, который позволит уточнить весь организационный механизм реализации выбранной стратегии, ее отдельные структурные элементы, функции, методы и сроки.
1. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика // Б.С. Гершунский. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 768 с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века // Б.С. Гершунский. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.
3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь // Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.
4. Райзберг Б.А. Целевые программы в
системе государственного управления экономикой // Б.А. Райзберг. - М: Лаборатория Книги, 2012. -332 с.
5. Тарлавский В.И. Сущность и структура профориентационного потенциала региона / В.И. Тарлавский // Казанский педагогический журнал. -2015. - № 6. - Ч. 2. - С. 272-274.
6. Штапова И.С., Мельников В.В. Генезис понятия «Стратегическое планирование» [Электронный ресурс] / И.С. Штапова, В.В. Мельников. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http ://www. science-education. ru/pdf/2014/6/864.pdf
Сведения об авторе:
Тарлавский Валерий Ильич (г. Воронеж, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры морально-психологического обеспечения (боевых действий авиации) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: [email protected]
Data about the author:
V. Tarlavsky (Voronezh, Russia), Ph.D., associate professor of moral and psychological support (fighting aircraft) of the Military training and research Air Force center "Air Force Academy named after Prof. N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", e-mail: [email protected]