Научная статья на тему 'Стратегия развития приграничного муниципального района на пересечении Евразийского экономического союза и Великого шелкового пути (на материалах Кяхтинского района Республики Бурятия)'

Стратегия развития приграничного муниципального района на пересечении Евразийского экономического союза и Великого шелкового пути (на материалах Кяхтинского района Республики Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
244
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ / ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / STRATEGY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / MUNICIPAL ECONOMY AND ADMINISTRATION / GREAT SILK ROAD / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атанов Николай Иванович, Мохун Владимир Зиновьевич, Цыренов Даши Дашанимаевич

Представлены стратегические императивы развития муниципального хозяйства приграничного Кяхтинского района Республики Бурятия в условиях встраивания в торгово-экономические цепочки Евразийского экономического союза и северного коридора Великого шелкового пути. Проанализировано текущее состояние Кяхтинского района, выделены преимущества и недостатки района. Также были рассмотрены основные этапы формирования стратегии развития. Результаты проведенного исследования могут послужить базой в принятии стратегических решений в управлении муниципальным образованием «Кяхтинский район».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Атанов Николай Иванович, Мохун Владимир Зиновьевич, Цыренов Даши Дашанимаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy for Development of the Border Municipal District at the Intersection of the Eurasian Economic Union and The Silk Road (the case of Kyakhta district of the Buryat Republic)

The article presents the strategic imperatives of developing the municipal economy of the bordering Kyakhta region of the Republic of Buryatia in the context of its integration into the trade and economic chains of The Eurasian Economic Union and the northern corridor of The Great Silk Road. We have analyzed the current state of Kyakhta region, advantages and disadvantages of its economy. Also, the main stages of developing the strategy are considered. The results of the research can serve as a basis for strategic decisions in administration of "Kyakhta District" municipality.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития приграничного муниципального района на пересечении Евразийского экономического союза и Великого шелкового пути (на материалах Кяхтинского района Республики Бурятия)»

УДК 339.92

doi: 10.18101/2304-4446-2017-2-15-20

Стратегия развития приграничного муниципального района на пересечении Евразийского экономического союза и Великого шелкового пути (на материалах Кяхтинского района Республики Бурятия)

© Атанов Николай Иванович

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а Е-mail: ni.atanov@yandex.ru

© Мохун Владимир Зиновьевич

и. о. первого заместителя руководителя администрации МО «Кяхтинский район» по экономическим вопросам, магистрант, Бурятский государственный университет

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: mailto: admkht@icm.buryatiya.ru

© Цыренов Даши Дашанимаевич

кандидат экономических наук, зав. кафедрой эконометрики и прикладной экономики, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: dashi555@mail.ru

Представлены стратегические императивы развития муниципального хозяйства приграничного Кяхтинского района Республики Бурятия в условиях встраивания в торгово-экономические цепочки Евразийского экономического союза и северного коридора Великого шелкового пути. Проанализировано текущее состояние Кяхтинского района, выделены преимущества и недостатки района. Также были рассмотрены основные этапы формирования стратегии развития. Результаты проведенного исследования могут послужить базой в принятии стратегических решений в управлении муниципальным образованием «Кяхтинский район». Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития; муниципальная экономика и управление; Великий шелковый путь; Евразийский экономический союз.

Стратегическое планирование пробило себе дорогу в отечественную управленческую практику с выходом Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» во многом благодаря многолетним стараниям научного сообщества [1]. Спектр субъектов стратегического планирования охватывает все три уровня управленческой иерархии: федеральный, субъектный, муниципальный. Таким образом, дискуссии по поводу целесообразности включения муниципального управления в систему стратегического планирования были сняты с по-

вестки. Более того, именно стратегии социально-экономического развития муниципальных образований выстраивают комплексную систему мер по улучшению качества жизни населения, созданию благоприятных условий для инвестиций, повышению эффективности муниципального управления, выполняя основополагающую функцию в современной практике планирования1 [2, с. 130].

Муниципальное образование «Кяхтинский район» первым среди муниципальных районов Республики Бурятия приступило к подготовке Стратегии социально-экономического развития на 2018-2030 гг. Подготовительный этап занял один год — с марта 2016 г. по март 2017 г. Отличительной особенностью Кяхтинского района от других является его приграничное территориальное размещение, наряду с Джидинским, Закаменским, Тун-кинским и Окинским районами. Но в отличие от соседних приграничных районов Кяхтинский является трансграничным транспортным узлом России на Монголию и далее на китайско-восточно-азиатское направление. Через станцию Наушки проходит железнодорожный маршрут, через международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) в г. Кяхта — автотранспортный. Эта особенность налагает на район множество несвойственных для муниципалитетов функций федерального и регионального уровней с адекватными затратами времени и финансовых ресурсов.

Следующим важным компонентом, который обязательно следовало учитывать при подготовке Стратегии, является участие района в создании северного экономического коридора Великого шелкового пути (ВШП) по совместной китайско-монгольско-российской программе. Причем не просто участие, а в качестве форпоста Российской Федерации, первым принимающего этот мощный «азиатский экономический тайфун» на отечественной территории.

При формировании целевых установок, миссии и общего видения стратегического будущего Кяхтинского района использованы следующие институты и инструменты.

Была создана головная рабочая группа и 5 проектных групп по направлениям. Методами «деловой игры», «фокус-групп», экспертных оценок было выстроено концептуальное древо Стратегии, состоящее из двух уровней. Первый — это перспективы собственно муниципальной экономики и социальной сферы. Второй — превращение Кяхтинского района в лимитрофную контактную зону России на восточно-евразийском направлении сотрудничества.

Стратегия развития Кяхтинского района предполагает претворение в жизнь многообразных проектов, мероприятий и действий с использованием имеющихся в распоряжении ресурсов таким образом, чтобы в заданных сроках и фактически существующих условиях достигнуть поставленных целей. Обязательным условием при этом являются:

• достижение цели имеет приоритет над выполнением функций;

• цель взаимоувязана с задачами, ресурсами, мероприятиями, организацией и показателями (индикаторами);

1 Авторы не рассматривают рыночные субъекты стратегического планирования.

16

• максимальное использование появившихся шансов и избегание/предотвращение угроз и рисков является перманентной задачей участников реализации стратегии.

Создание дееспособных спиралей развития посредством инвестиций, программ и проектов, разработки справедливой правовой и комфортной социальной среды является достаточным условием выполнения стратегических целей и задач.

Целереализующими принципами Стратегии определены:

• выход за пределы бытового мышления, упрощенного восприятия действительности и подхода к проблемам, умение видеть перспективу, делать акцент на уникальных мероприятиях и конструировать подходы к приближению поставленных целей;

• безусловное доверие и согласованность интересов в триаде: власть-бизнес-общество, скоординированность действий участников;

• прозрачность, реалистичность, открытость, измеримость целей и задач стратегии.

Низовым уровнем национальной и региональной экономики является муниципальный базис, а основанием вертикали власти — муниципальное управление. Поэтому от качества и степени реализации стратегии развития низового, базисного уровня в масштабах регионов зависит успех всей национальной экономики России.

Из трех подходов к подготовке документа: стратегия новых горизонтов, стратегия улучшений и стратегия совмещения, в работе использован третий — гибридный подход, предполагающий совмещение новаторских идей и технологий (стратегия новых горизонтов) с совершенствованием и оптимизацией действующих подсистем и технологий (стратегия улучшений). Такой выбор позволил разработчикам предложить модель экономики, базирующейся на исторических традициях хозяйственных укладов местного народонаселения, с одной стороны, и на инновационных проектах — достижениях современного научно-технического прогресса — с другой, что создает преемственность, устойчивость и прогрессивность новой модели.

Исходя из стратегически важного для России приграничного местоположения Кяхтинского района с Монголией и выходом через нее на страны Восточной Азии, а также места и роли района в экономике Республики Бурятия определены следующие целевые установки Стратегии социально-экономического развития на период до 2030 г.:

• превращение Кяхтинского района в современную опорную лимитрофную контактную зону России на восточно-евразийском направлении сотрудничества;

• создание экспортно ориентированного, конкурентоспособного муниципального хозяйственного комплекса на основе инновационной его диверсификации, сбалансированного территориального развития и эффективного управления;

• восстановление былой славы и статуса г. Кяхта как «Вольного города» путем создания и развития на его территории Свободной экономической зоны, включающей:

о зону свободной торговли;

о транспортно-логистический комплекс;

о автотуристический кластер;

о другие бизнес-структуры.

• обеспечение высокого уровня жизни, человеческого капитала, куль-турно-цивилизационной идентичности и демографического благополучия.

В целевых установках заключены ВИДЕНИЕ и МИССИЯ района на горизонте до 2030-2050-х гг., а в качестве бренда города Кяхта предлагается «г. Кяхта — северные ворота Великого шелкового пути Евразии»

Важнейшей задачей в Стратегии является безошибочная расстановка (субординация) приоритетов из-за огромного числа проблем, требующих оперативного решения в условиях большого дефицита инвестиционных и человеческих ресурсов.

Приоритетом № 1 объявлено обеспечение демографического и социального благополучия за счет сокращения «бегства мозгов и мускулов» из района, увеличения рождаемости, сокращения смертности, а также создания мотивационных стимулов для возвратной миграции бывших жителей района и притока новых переселенцев, благоустройства жизненного пространства района, повышение уровня и качества жизни народонаселения.

Приоритетом № 2 признано создание полюсов экономической и культурной активности, в первую очередь в лице г. Кяхта, затем в индустриальном поясе «Хоронхой — Усть-Кяхта — Наушки», Кударинской и Больше-лугской зоне зеленого развития агропромышленного комплекса.

Приоритетом № 3 определено развитие внутренних и внешних межмуниципальных, межрегиональных и приграничных торговых, экономических, культурных и образовательных взаимодействий.

Достижение поставленных целей и приоритетов будет осуществлено путем решения следующих задач:

1. Правовое и нормативное урегулирование приграничной особости района, включая создание зоны свободной торговли, транспорт-но-логистического комплекса и автотуристического кластера и других бизнес-структур в составе Свободной экономической зоны, а также закона Республики Бурятия «О приграничных территориях Республики Бурятия и дополнительных мерах поддержки их социально-экономического развития», в котором следует четко изложить концептуальные основы развития приграничных территорий Республики Бурятия.

2. Включение в Стратегию СЭР РБ задачи о превращении Кяхтинского района в современную опорную лимитрофную контактную зону России.

3. Участие в исполнении проектов совместной программы создания экономического коридора «Китай — Монголия — Россия», утвержденной 23 июня 2016 г. в г. Ташкенте руководителями трех стран.

4. Включение в муниципальную программу социально-экономического развития Кяхтинского района, создание института межмуниципальных, межрегиональных и внешнеэкономических взаимодействий и механизмов их осуществления.

5. Модернизация и диверсификация муниципального хозяйства на основе приоритезации этноэкономики и ее развития на принципах зеленой экономики.

6. Формирование реальной информационной/статистической, мониторинговой и аналитической базы муниципального развития.

7. Модернизация системы муниципальной власти и создание дееспособного института стратегического управления.

8. Создание комфортных условий для жизни, обеспечение доступности качественного жилья путем строительства экопоселений ноосферного типа с энергонезависимой системой жизнеобеспечения нового поколения, начиная с городского Кяхтинского фасада России на восточно-евразийском направлении.

9. Глубокая модернизация системы образования, начиная с дошкольного воспитания и заканчивая дополнительным обучением на протяжении всей жизни каждого человека, и на этой основе формирование критической массы — двигателя научно-технологического прогресса и создания зеленой и креативной экономики.

10. Возобновление работы институтов просветительской и пропагандистской работы среди населения района.

11. Развитие «народной» дипломатии и горизонтальных кооперационных взаимодействий в треугольнике Кяхтинский район (Россия) — Селенгин-ский и Дархан-Уульский аймаки (Монголия) — Эрляньское муниципальное образование (Китай).

12. Формирование общественного института приграничных побратим-ских взаимодействий между г. Кяхта, Забайкальск, Закаменск, п. г. т. Наушки (Россия), Алтан-Булаг, Сухэ-Батор, Замын-Ууд (Монголия), Эрлянь, Маньчжурия (Китай).

13. Разработка и реализация генеральной схемы и планов территориального развития и размещения производительных сил с последующей специализацией в масштабах экономических зон внутри района.

14. Разработка генерального плана г. Кяхта с выделением в нем границ Свободной экономической зоны и объектов внутри нее.

Выполнение стратегической цели позволит создать на забайкальском фронтире России современную лимитрофную контактную зону со странами Восточной Азии с позиций глобальных предназначений Евразийского экономического союза, с одной стороны, и высокоразвитого социально-экономического анклава на южном приграничье Республики Бурятия — с другой.

Успешность осуществления замыслов во многом зависит от качества управления, выбора наилучшего сценария, рассредоточения мероприятий и проектов по этапам реализации (по времени) и территориальному размещению (в пространстве).

Двухуровневая проекция Стратегии и комплексный характер их единовременного решения плюс рассмотрение текущих вопросов предполагают перевод системы муниципального управления на более высокий качественный уровень, нежели действующая практика «ручного» управления.

Поэтому в Стратегии особое место уделено переводу работы администрации Кяхтинского района на проектное управление. По сути, это настоящая реформа системы управления, выходящая за рамки Стратегии, требующая существенного повышения образовательно-профессиональной подготовки муниципального руководства и служащих.

Научно-методологическое руководство разработкой Стратегии осуществлялось авторским коллективом.

Литература

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Российская газета. 2014. № 146. 3 июля.

2. Власкина Е. Я. Стратегическое планирование на муниципальном уровне: прихоть или необходимость? // ЭКО. 2016. № 11. С. 129-140.

3. Евразийский экономический союз: общая информация [Электронный ресурс]. URL: http://www.eauni0n.0rg/#ab0ut (дата обращения: 25.03.2015)

4. Атанов Н. И. О расстановке сил на Евразийском интеграционном пространстве // ЭКО. 2016. № 11. С. 110-120.

Strategy for Development of the Border Municipal District

at the Intersection of the Eurasian Economic Union and The Silk Road

(the case of Kyakhta district of the Buryat Republic)

Nikolay I. Atanov

Dr. Sci. (Econ.), Prof., Leading Researcher, Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: ni.atanov@yandex.ru

Vladimir Z. Mokhun

Acting First Deputy Head of The Administration of the Municipality "Kyakhta District" on Economic Affairs, Сand. for a Master's Degree, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: mailto: admkht@icm.buryatiya.ru

Dashi D. Tsyrenov

Cand. Sci. (Econ.), Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: ni.atanov@yandex.ru

The article presents the strategic imperatives of developing the municipal economy of the bordering Kyakhta region of the Republic of Buryatia in the context of its integration into the trade and economic chains of The Eurasian Economic Union and the northern corridor of The Great Silk Road. We have analyzed the current state of Kyakhta region, advantages and disadvantages of its economy. Also, the main stages of developing the strategy are considered. The results of the research can serve as a basis for strategic decisions in administration of "Kyakhta District" municipality.

Keywords: strategy of social and economic development; municipal economy and administration; The Great Silk Road; The Eurasian Economic Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.