УДК 332.145
DOI: 10.18101/2304-4446-2018-4-3-7
СТЕПЕНЬ ГОТОВНОСТИ БУРЯТИИ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОРИДОРА КИТАЙ — МОНГОЛИЯ — РОССИЯ
© Атанов Николай Иванович
доктор экономических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 E-mail: [email protected]
© Потаев Виктор Сергеевич
доктор экономических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 E-mail: [email protected]
© Субанаков Георгий Юрьевич
кандидат экономических наук, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 E-mail: [email protected]
© Лосева Анна Юрьевна
ассистент,
Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 E-mail: [email protected]
Авторами раскрыт пласт резервов, которыми обладают административно-территориальные образования РБ для вхождения на рынки вновь создаваемого экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Руководители стран утвердили совместную программу, в которой предусмотрено 32 проекта по 10 направлениям специализации. Российскую сторону будет представлять Республика Бурятия, а точнее, ее муниципальные административно-территориальные образования, через которые пройдет автомобильное и железнодорожное сообщение. Поэтому тему встраивания муниципальных районов в экономический коридор Евразийского экономического союза, нового Шелкового и Степного пути необходимо внести в повестку экономической политики Республики Бурятия на 2019-2024 гг. Общим для всех административно-территориальных образований приоритетом является продукция агропромышленного производства, а внутри него — продукция животноводства. Вторым приоритетом может стать индустрия гостеприимства, то есть туризм. Районам с достаточным потенциалом лесных ресурсов необходимо будет модернизировать производственную базу для глубокой переработки исходного сырья и экспорта лесопродукции. И, наконец, особое значение для Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области имеет зафиксированное программой предложение «изучения экономической целесообразности строительства нефте- и газопровода в Китай через территорию Монголии.
Ключевые слова: Россия; Республика Бурятия; Китай; Монголия; экономический коридор; административно-территориальные образования; экономический потенциал; муниципальные образования; приграничное сотрудничество.
Все чаще в евразийском деловом диалоге используются выражения «экономический коридор», «точки роста», «новые пояса и полюса развития» и другие со стороны Китая, Евразийского экономического союза и Монголии при обсуждении проектов строительства северного экономического коридора Шелкового пути1. В июне 2016 г. на саммите ШОС в г. Ташкенте руководители Китая, Монголии и России утвердили совместную программу, в которой предусмотрено 32 проекта по 10 направлениям специализации (табл. 1). 8 июня 2018 г. подписано заявление Министерства экономического развития РФ и Министерства коммерции КНР о завершении совместного технико-экономического обоснования Соглашения о евразийском экономическом партнерстве. 11-13 сентября 2018 г. на Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке с участием представителей 19 стран обсуждены конкретные проекты развития восточных регионов России и сопредельных государств. Таким образом, интенсивность рассмотрения евразийской тематики со стороны заинтересованных государств-участников свидетельствует о приближении сроков завершения подготовительного этапа и перехода к реальному исполнению проектов.
Таблица 1
Проекты Программы создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия
Специализация проектов Количество
Транспортная инфраструктура 13
Сотрудничество в области промышленности 2
Модернизация пунктов пропусков 1
Сотрудничество в области энергетики 1
Сотрудничество в области торговли, таможенного дела, инспекции и карантина 4
Сотрудничество в области охраны окружающей среды и экологии 3
Научно-техническое сотрудничество и образование 3
Гуманитарное сотрудничество 3
Сельское хозяйство 1
Медицина и здравоохранение 1
Всего проектов 32
Поскольку маршрут северного экономического коридора стартует от города-порта Тяньцзинь через территорию Внутренней Монголии КНР, Монголии с выходом на транссибирскую железнодорожную магистраль, российскую сторону
1 Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия [Электронный ресурс]. URL: http://news.mongolnow.com/assets/rus-ch-mn.pdf (дата обращения: 20.05.2018).
будет представлять Республика Бурятия, а точнее, муниципальные административно-территориальные образования, через которые пройдет автомобильное и железнодорожное сообщение: Кяхтинский, Джидинский, Селенгинский, Ивол-гинский, Тарбагатайский, Прибайкальский и Кабанский районы, а также г. Улан-Удэ. Ясно, что в торгово-экономические цепочки будущего коридора будут встраиваться и все остальные муниципальные районы.
Таким образом, у Республики Бурятия есть шанс, воспользовавшись «коридором возможностей», стать конкурентоспособной, с экспортоориентированной экономикой или выполнять роль транзитной территории, обслуживающей проносящийся мимо экономический экспресс, тащась в хвосте экономического, технологического и социального прогресса [1, с. 26-40].
Также без внешнего акселератора, т. е. открывающихся рынков Евразийского экономического союза, Шелкового и Степного пути, невозможно одними только местными силами изменить сложившуюся статику в экономике сельских территорий Бурятии со слабо пульсирующей точечной активностью в г. Улан-Удэ.
Вызов заключается в способности местных сообществ мобилизовать весь внутренний потенциал ресурсов для выхода на новые рубежи международного торгово-экономического сотрудничества, в умении в ускоренном темпе перестроить местный хозяйственный уклад на экспортоориентированную деятельность. Задачи явно требуют определенного уровня знаний, навыков, опыта. Поэтому встраивание муниципальных районов в экономический коридор Евразийского экономического союза, нового Шелкового и Степного пути, необходимо внести в повестку экономической политики Республики Бурятия на 20192024 гг.
Рассмотрим роль муниципальных районов в реализации Программы создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Общим для всех административно-территориальных образований приоритетом является продукция агропромышленного производства, а внутри него — продукция животноводства.
Для вхождения на рынок экономического коридора необходимо выстроить воспроизводственную цепочку: от племенного, зооветеринарного дела и кормопроизводства до создания зональных перерабатывающих центров и логистической инфраструктуры. При этом безошибочным перспективным брендом является органопродукция «зеленого» сельского хозяйства.
Вторым приоритетом может стать туризм в следующих направлениях: паломнического, аграрного, научно-познавательного в сферах устойчивого развития, биологических, информационных технологий, традиционной восточной и классической западной медицины, фармакологии и др.
Районам с достаточным потенциалом лесных ресурсов необходимо модернизировать производственную базу для глубокой переработки исходного сырья и экспорта лесопродукции с высокой добавленной стоимостью. Перспективный сегмент на рынке лесоматериалов — саженцы засухоустойчивых деревьев и кустарников. «Зеленый» экспорт саженцев только для целей лесомелиорации граничных зон пустыни Гоби в Монголии и Китая потребует создания и развития в лесном хозяйстве районов лесопитомников с современными технологиями выращивания лесоматериалов в значительных объемах.
Все ближайшие к автомобильной и железнодорожной инфраструктуре административно-территориальные образования могут принять участие в их модернизации путем производства и поставок строительных материалов, рабочей силы, выполнения транспортных услуг. К сотрудничеству в сфере промышленности наиболее подготовленными являются г. Улан-Удэ, Селенгинский и Кабанский районы. Программой предусмотрено скоординированное развитие промышленности, совместное создание кластеров сотрудничества, формирование сетей тесно взаимосвязанных региональных производств, в том числе в сфере технопарков и инновационных зон, атомной энергетики, биоэнергетики, рассмотрение электронной информационной сети между сторонами, электронной торговли, интернет-трафика.
Особое значение для Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области имеет зафиксированное программой предложение «изучения экономической целесообразности строительства нефте- и газопровода в Китай через территорию Монголии...»1. Для всего Байкальского региона, с особым режимом природопользования и хозяйственной деятельности, прокладка магистрального газопровода имеет важное значение для создания энергоэффективной экономики и комфортных условий жизнедеятельности населения. Потому что только из магистрального газопровода тарифы на газ дешевле традиционных видов топлива (дров и угля). Все другие виды газоснабжения (прокладка регионального газопровода, доставка сжиженного природного газа) дороже по цене.
В сфере гуманитарных обменов и сотрудничества программой определены приоритеты в образовании, науке, технике, культуре, туризме, здравоохранении, интеллектуальной собственности, содействие облегчению условий взаимных поездок граждан, расширение неправительственных контактов и обменов.
Для продвижения регионального и приграничного сотрудничества, развития «народной дипломатии» как факторов раскрытия соответствующих преимуществ регионов России, Монголии и Китая в программе предусматривается обширный комплекс мероприятий с конечной целью создания эффективного экономического коридора.
Из вышеизложенного следует, что предстоит значительный масштаб подготовительных действий и работ для того, чтобы встроить административно-территориальные образования Бурятии в торгово-экономические и гуманитарные связи создаваемого Евразийского общего рынка. Неучастие в перспективной программе означает самоизоляцию региона от прогресса.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 17-22-03003)
Литература
1. Атанов Н. И. Шелковый путь — коридор новых возможностей или показатель непреодолимой отсталости востока России // ЭКО. 2018. Т. 48, № 10. С. 26-40.
1 Программа создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия [Электронный ресурс]. URL: http://news.mongolnow.com/assets/rus-ch-mn.pdf (дата обращения: 20.05.2018).
DEGREE OF BURYATIA'S READINESS TO THE FORMATION OF CHINA — MONGOLIA — RUSSIA ECONOMIC CORRIDOR
Nikolay I. Atanov
Dr. Sci. (Econ.), Prof.,
Buryat State University
5 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia
Viktor S. Potaev
Dr. Sci. (Econ.), Prof.,
Buryat State University
5 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia
Georgiy Yu. Subanakov
Cand. Sci. (Econ.), Prof.,
Buryat State University
5 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia
Anna Yu. Loseva
Research Assistant,
Buryat State University
5 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia
The article reveals the reserves of administrative and territorial entities of the Republic of Buryatia for entering the markets of the developing China — Mongolia — Russia economic corridor. The leaders of the countries approved a joint program including 32 projects in 10 areas of specialization. The Republic of Buryatia and, more precisely, its municipal administrative-territorial units, through which the road and rail links will pass, represent the Russian side. Therefore, the embedding of municipal districts in the economic corridor of the Eurasian Economic Union, the new Silk and Steppe ways need to be put on the agenda of the economic policy of Buryatia for 2019-2024. Agro-industrial and livestock production are the priority area to all administrative-territorial entities, is the production. Hospitality industry, or tourism may become the second priority. Regions with sufficient forest resource potential should modernize the production base for deep processing of raw materials and export of forest products. And finally, the proposal to study the economic feasibility of building an oil and gas pipeline to China through Mongolia is of particular importance for the Republic of Buryatia, Zabaikalsky Krai and Irkutsk Oblast.
Keywords: Russia; the Republic of Buryatia; China; Mongolia; economic corridor; administrative-territorial entities; economic potential; municipalities; cross-border cooperation.