СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ
Е. А. КОЛЕСНИЧЕНКО, Е. Г. СМОЛЬЯНИНОВА
В предлагаемой статье проанализирована стратегия развития малого и среднего предпринимательства Липецкой области; его поддержка со стороны администрации Липецкой области, обеспечивающая вовлечение малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы. Представлены данные реализации Программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, стратегия развития предпринимательства, приоритетные цели развития предпринимательства.
Изменения, происходящие в России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов в осуществлении социально-экономической политики при внедрении механизмов обеспечения качества жизни. Каждая территория в силу своей региональной специфики и пути развития, менталитета, а также политической ситуации имеет особенности в достижении уровня и качества жизни населения.
В настоящее время требуется реформирование методов и технологий в разработке долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития. Научная концепция региональной стратегии, включающая цели, принципы и приоритетные направления работы, является необходимой теоретической предпосылкой, для успешной реализации которой необходимо создание эффективного механизма социально-экономического управления, способного привести в действие потенциал исполнительных органов региональной власти.
Различия в условиях хозяйствования территорий приводят к тому, что каждый регион определяет свои приоритеты и особенности развития, что оказывает непосредственное влияние на его социально-экономическое состояние. Для укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к ее конкурентам разрабатывается взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов - стратегия организации. По существу это набор правил для принятия решений, которыми следует руководствоваться в деятельности по управлению социально-экономическим развитием предприятия. Для определения главных ориентиров долговременного роста, создания основы для выработки планов развития экономи-
ки и распределения ресурсов внутри предприятия разрабатывается стратегический план. В качестве инструмента стратегического управления выступает стратегический анализ. Он выявляет и оценивает деятельность предприятия, находит возможности вложения средств в наиболее перспективные направления. Наиболее известные модели, используемые в мировой практике, позволяющие оптимально отбирать стратегии для организации строятся на основе сбалансированной системы показателей; стратегической карты; системы РМ-управления эффективностью; управления по ограничениям. Каждая из этих моделей, имеет свои теоретические основы, принципы, инструментарий, алгоритм разработки и внедрения; ищет и дает ответы на три главных вопроса: каково состояние экономики, что необходимо изменять, как осуществлять процесс изменений [3].
Стратегия развития предприятия определяет приоритеты для принятия инвестиционных решений; обеспечивает сокращение сроков принятия решений; формирует основу для совершенствования бизнес-процессов. На основе мер, предусмотренных в стратегии создаются условия для делегирования полномочий и ответственности на все уровни управления предприятием; создается основа для построения эффективной управленческой структуры; обеспечивается основа для мотивации сотрудников; повышается привлекательным для инвесторов [2].
С учетом влияния малого и среднего предпринимательства на приоритетные направления развития экономики региона, определенные федеральными программами социально-экономического развития, предлагается с помощью эконо-
метрической модели разрабатывать сценарии развития субъектов малого предпринимательства в регионе. Возможные варианты развития:
- сценарий 1 - «промышленно-инновационный» предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих отраслях (химической промышленности, металлургии, строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), а также в сфере науки и информационных технологий;
- сценарий 2 - «социально-инновационный» предусматривает приоритетное развитие малого и среднего предпринимательства в строительстве, в сферах культуры, здравоохранении, образовании, социальных, бытовых и коммунальных услуг, туризма, а также инновационных составляющих обрабатывающих отраслей (химической промышленности, металлургии, отрасли строительных материалов, машиностроения, электротехники, приборостроения), в сфере науки и информационных технологий;
- сценарий 3 - «транзитный» основывается на приоритетном развитии малого и среднего предпринимательства в отраслях транспорта, связи, оптовой торговли, ориентированной на транзитные операции [2].
Стратегическое планирование предпринимательства направлено на формирование устойчивых внутренних связей на основе вовлечения участников малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы, диверсифицирующие занятость и повышающие уровень воспроизводственной сбалансированности, а также создающие в регионе почву для модернизационного прорыва мезоэкономики.
В процессе практической деятельности органов исполнительной и законодательной власти Липецкой области все более отчетливо вырисовываются основные черты и подходы формирования целостной системы улучшения качества жизни населения и формирования среднего класса, определены ее цель и приоритетные направления. В декабре 2006 г. Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 г. № 10-ОЗ утверждена «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года», разработанная правительством области.
В рамках стратегии предлагается организационно-методическая технология оценки развития территориальной общности, алгоритм конструирования модели социально-экономической политики, а также осуществление контроля за реализацией основных направлений и определение ор-
ганизационно-методических трудностей воплощения стратегии, путей оптимизации государственного управления [1].
Основной целью политики администрации Липецкой области в сфере развития малого и среднего предпринимательства является создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение их конкурентоспособности, создание среднего класса, ориентированного на самозанятость.
Главная цель стратегии - рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Липецкой области - определяет алгоритм разработки региональной социально-экономической политики с учетом полученных показателей качества жизни [5].
На основе «Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года» была разработана и утверждена постановлением Администрации Липецкой области от 18 сентября 2008 г. № 243 Областная целевая программа «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 20092012 гг.», которая ставит ряд приоритетных задач:
- создание условий для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к банковским кредитам;
- создание условий для развития системы микрофинансирования;
- оказание финансовой поддержки начинающим предпринимателям для организации собственного дела;
- создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- методическое, информационное обеспечение сферы малого и среднего бизнеса, формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства [4].
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области предполагает:
1. Формирование оптимальной институциональной среды для осуществления предпринимательской деятельности через:
- снижение административных барьеров, в том числе путем проведения экспертных исследований, обеспечения деятельности областной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров;
- формирование качественного информационного пространства для малого и среднего биз-
неса через совершенствование областного и муниципальных интернет-ресурсов, активизацию деятельности объектов инфраструктуры поддержки, проведение обучающих мероприятий.
2. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего предпринимательства в целом и его опережающего развития в реальном секторе путем:
- роста числа субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе за счет вовлечения молодежи и безработных в занятие бизнесом, стимулирования предпринимательской активности, увеличения доли занятых в малом и среднем бизнесе от общего количества занятых в экономике до 34 %;
- сохранения действующих мер поддержки и повышения их эффективности;
- облегчения стартовых условий для начала предпринимательской деятельности, в том числе за счет введения нового вида поддержки в виде возмещения затрат по уплате первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга) оборудования, предоставления субсидий инновационным малым предприятиям.
Реализация Программы развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг. позволила к началу 2011 г. добиться внушительных результатов [6].
Число субъектов малого предпринимательства увеличилось на 8 %, число малых предприятий -на 33,4 %.
Налоговые поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса возросли на 14,7 % и составили 3,5 млрд руб., их доля в консолидированном бюджете составила 13 %.
На 1 января 2011 г. в области осуществляют деятельность свыше 13,0 тыс. малых предприятий, 188 средних предприятий, более 34,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Сегодня в этом секторе трудится более 186 тыс. чел. или треть от занятых в экономике области. В течение года предпринимателями создано более 10,5 тыс. новых рабочих мест.
Увеличивается вклад малых предприятий в валовой региональный продукт, в 2010 г. по оценке он составит 7,8 %.
Происходят изменения в отраслевой структуре оборота малых предприятий. За 2010 г. доля обрабатывающих производств увеличилась более чем на треть, доля сельскохозяйственных предприятий - в 1,7 раза.
Развивается конкурентная среда: на 16 % возросло число субъектов малого предпринимательства, принимающих участие в закупках для государственных и муниципальных нужд (с 4902 ед.
в 2009 г. до 5690 ед. в 2010 г.). В целом за 2010 г. с субъектами малого бизнеса заключено около 1400 контрактов на сумму 398 млн руб.
Более чем в 1,5 раза по сравнению с 2009 г. увеличена поддержка начинающих молодых предпринимателей. В число получателей включены юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам до 30 лет, составляет не менее 50 % [6].
Субсидии на организацию и развитие собственного дела в размере до 200 тыс. руб. получили 435 человек (в 2009 г. - 265 человек), ими создано 743 рабочих места. Значительно повысилась активность предпринимателей из муниципальных районов: доля получателей поддержки из районов возросла с 69 % в 2009 г. до 81 % в отчетном году.
Изменилась отраслевая структура направлений деятельности начинающих молодых предпринимателей. Увеличилась доля проектов в сфере производства (на 10 %), сельском хозяйстве (в 1,8 раза).
Продолжено субсидирование процентной ставки по банковским кредитам в размере ставки рефинансирования. Субсидии предоставлены по 49 инвестиционным проектам на сумму 48,2 млн руб., в том числе по 2 проектам инновационной направленности. В результате реализации проектов будет создано почти 600 рабочих мест.
Активизирована работа областного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. По итогам ежегодного конкурса «Российские премии Фонда СШ в области микропредпринимательства» Фонд награжден дипломом «За успешный старт», условия предоставления микрозаймов признаны одними из лучших в России. В отчетном году его капитализация увеличена на 22,2 млн руб., в том числе на 12,2 за счет средств федерального бюджета. Фондом поддержки выдано 266 микрозаймов на сумму около 176 млн руб. (в 2009 г. - 210 микрозаймов). Отраслевая структура микрозаймов ориентирована, в основном, в производственную и сельскохозяйственную сферы [6].
Начал работу Гарантийный фонд, созданный в рамках областного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. С Фондом сотрудничают такие банки, как ОАО «Московский индустриальный банк», ОАО «Русь-банк», НБ «Траст», ЗАО КБ «Открытие», ОАО «Сбербанк», ОАО «Уралсиб».
Для уверенного развития предприятий малого и среднего бизнеса, выхода на межрегиональные и международные рынки уделяется внимание повышению их конкурентоспособности. Предоставлены субсидии 9 предприятиям на внедрение
энергосберегающих технологий из Добринского, Добровского, Долгоруковского, Елецкого, Усман-ского, Хлевенского и Чаплыгинского районов. Оказана поддержка 5 хозяйствующим субъектам на разработку и внедрение сертификации системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов [6].
Работа по развитию малого и среднего предпринимательства осуществляется в тесном взаимодействии региональной власти и органов местного самоуправления. В отчетном году бюджетные средства в рамках софинансиролвания муниципальных программ поддержки направлены на создание малых предприятий, учредителями которых являются безработные граждане. Субсидии в размере до 300 тыс. руб. получили 11 муниципальных образований, создано 19 малых предприятий, организовано 57 рабочих мест.
Осуществлялась имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. Во всех муниципальных образованиях завершено формирование перечней имущества, предназначенного для передачи в аренду предпринимателям. Передано в аренду 480 помещений общей площадью более 60 тыс. м2. Преимущественным правом выкупа арендуемых помещений воспользовались 97 предпринимателей.
В 2010 г. продолжены мероприятия по подготовке кадров для малого и среднего бизнеса. Хозяйствующие субъекты активно участвовали в повышении квалификации в рамках Президентской Программы подготовки управленческих кадров, субсидии получили 6 человек.
Уделялось большое внимание обучению субъектов малого и среднего предпринимательства, основам предпринимательской деятельности. Проведено 12 обучающих семинаров с привлечением бизнес-инкубаторов и информационноконсультационных центров, в которых приняли участие более 400 чел. [6].
В целях повышения предпринимательской активности и грамотности проведена большая работа по организации информационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Введен в опытную эксплуатацию региональный портал малого и среднего бизнеса, расширена и структурирована информация для бизнеса на официальном сайте администрации области.
В области действует эффективная система взаимодействия бизнеса и власти по формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
Региональные отделения крупнейших предпринимательских объединений: «ОПОРА России»,
«Деловая Россия», «Ассоциация молодых предпринимателей» и ряд других объединяют предпринимателей по профессиональному признаку и интересам. С их участием в ходе работы межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров, заседаний координационных Советов, «круглых столов» с контролирующими органами рассматривались наиболее актуальные для предпринимателей проблемы, решались вопросы снижения административного давления на бизнес.
В 2011 г. приоритетной целью в стратегии развития малого и среднего бизнеса является повышение его роли в процессе модернизации экономики, дальнейшая ориентация в реальный сектор и увеличение доли оборота малых предприятий неторговой сферы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, ЖКХ, социальная сфера, в том числе здравоохранение и образование) [6].
Для достижения поставленной цели необходимо максимально задействовать все имеющиеся ресурсы для ускоренного развития бизнеса, в том числе организовать вовлечение в занятия бизнесом молодежи и граждан, не занятых в экономике.
Также модернизации экономики могут способствовать новые виды поддержки малого и среднего предпринимательства: развитие лизинга оборудования в приоритетных отраслях и предоставление субсидий на создание малых инновационных компаний, в том числе при ВУЗах, а также сохранение всех основных видов финансовой поддержки.
В сфере налогообложения основной задачей является максимальное развитие системы патента, как наиболее простой и удобной для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей формы налогообложения.
Также необходимо продолжение деятельности по снижению административного давления на бизнес через работу областной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, областного координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, проведение «круглых столов» с контролирующими органами; усиление информационной поддержка предпринимателей в связи с работой регионального портала малого и среднего бизнеса.
Предложенный комплекс мер по осуществлению стратегического выбора, направленного на развитие малого и среднего предпринимательства, можно использовать при доработке Стратегии Липецкой области до 2020 г. с учетом новых реа-
лий и корректировки основных приоритетов в условиях складывающейся ситуации в стране и мире.
Литература
1. Карпунина Е. К. Экономические проблемы регионов России. Социально-экономическая дифференциация в развитии субъектов РФ: мат-лы Всерос. науч. конф. (заочной). Тамбов, 2007.
2. Козенко З. Н., Медведева Л. Н., Юдаев И. Г. Управление предпринимательством на региональном и муниципальном уровне: теория, опыт, тенденции: монограф. М., 2010.
3. Колесниченко Е. А., Киселев А. А. Венчурное предпринимательство в российской экономике: направления развития: сб. тр. науч.-метод. объединения «Экономика». 2008. Вып. 1.
4. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2009-2012 гг.: постановление администрации Липецкой области от 18 сент. 2008 г. № 243 об утверждении областной целевой программы.
5. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 г.: Закон Липецкой области от 25.12.2006 № 10-ОЗ.
6. URL: http://www.admlr.lipetsk.ru.
* * *
STRATEGY OF DEVELOPMENT
OF BUSINESS ON REGIONAL LEVEL: REALIZATION TENDENCIES
Ye. A. Kolesnichenko, Ye. G. Smolyaninova
In offered article development strategy of small and average business of theLipetsk region is analyzed; its support from administration of the Lipetsk region, providing involving of small and average business in the innovative processes. Realizations of the program of development of small and average business in the Lipetsk region for 2009-2012 arepresented.
Key words: small and average business, strategy of business development, priority purposes of business development.