Научная статья на тему 'Стратегия развития организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы»'

Стратегия развития организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Ю. В.

На основе краткого анализа мобильных услуг, предоставляемых операторами сотовой связи, а также анализа роста российских пользователей интернета в статье был рассмотрен один из вариантов стратегии, позволяющий повысить качество услуг и увеличить конкурентоспособность и рентабельность организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы»»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ»

© Антонова Ю.В.*

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород

На основе краткого анализа мобильных услуг, предоставляемых операторами сотовой связи, а также анализа роста российских пользователей интернета в статье был рассмотрен один из вариантов стратегии, позволяющий повысить качество услуг и увеличить конкурентоспособность и рентабельность организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Год от года компания МТС делает доступными для своих абонентов различные технологии для обмена и передачи данных. В 2011 году государство взялось за развитие LTE в России и распределение пригодных частот для этой технологии. LTE - (Long Term Evolution англ. - долговременное развитие) - проект разработки усовершенствования технологий мобильной передачи данных. Эти усовершенствования могут, например, повысить скорость, эффективность передачи данных, снизить издержки, расширить и улучшить уже оказываемые услуги, а также интегрироваться с уже существующими протоколами [4]. Ситуация с частотами оказалась по-настоящему сложной и запутанной, каждый из участников рынка пытался использовать ее в собственных интересах, что привело к возникновению многочисленных конфликтов и противоречий. Частоты в диапазонах 700-890 МГц были заняты структурами Минобороны и ФСО. Частоты в диапазонах 2500-2700 МГ ц были распределены между большим количеством операторов, использующих различные технологии. МегаФон, МТС, Скартел и несколько региональных операторов владели частотами WiMAX и MMDS. Частоты в диапазоне 2300-2400 МГц были свободны, однако на них претендовали структуры Минобороны.

Самым простым решением вопроса была бы отмена существующих частотных присвоений и равное перераспределение частот между операторами, обладающими необходимыми ресурсами для развертывания сетей LTE. Но это привело бы к остановке деятельности ряда операторов и негативным последствиям для отрасли связи в целом. В результате длительных переговоров и компромиссов было найдено решение, удовлетворяющее большинство претендентов на частоты LTE. В июле 2012 года были подведены итоги конкурса 4G, победителями на частоты 761-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц (используются для развития 4G) стали МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и «Ростелеком».

Магистрант.

Стратегия устойчивого развития предприятий, отраслей, комплексов

335

«Большая четверка» по условиям конкурсов в 2013 году должна запустить сети 4G в пяти-восьми регионах в зависимости от компании. Регион будет считаться охваченным, если сети LTE есть во всех населенных пунктах с численностью 50 тыс. человек и более, услуга доступна во всех средних и высших заведениях с минимальной скоростью передачи данных от базовой станции к абоненту при максимальной загрузке сети в 1 Мбит/с. Ежегодные инвестиции компаний должны составлять не менее 15 млрд руб. При этом сумма не учитывает средств на расчистку частот. По условиям конкурсов эти работы должны финансировать их победители. Общая стоимость конверсии нижнего диапазона, по различным оценкам, может составлять 56-200 млрд. руб.

«Большая четверка» подала заявки на получение частотных присвоений (необходимы для строительства сетей) в 41 регионе.

МТС спланировала в 2013 году начать оказывать услуги LTE более чем в 20 городах России. «МегаФон», «Вымпелком» и «Ростелеком» намерены были запустить сети в восьми, шести и пяти субъектах соответственно.

В МТС говорят, что будут строить сети «как в крупных городах, где высок спрос на инновации, так и в небольших регионах, где пока низкая конкуренция на рынках ШПД», но конкретный список не раскрывают. «Вымпелком» будет выбирать из 12 регионов [1, с. 13].

На начало 2012 года количество пользователей интернета в России: 70 млн. человек. Все население РФ составляет 143 млн. человек. Из опроса проведенного с 31 марта по 1 апреля 2012 года было выявлено, что 49 % пользуются интернетом и 51 % не используют. При этом для выхода в интернет используют 23 % мобильные устройства [6]. Для более комфортной и удобной жизни появляются новые технологии: новые типы и размеры дисплеев телефонов, облачные сервисы, мобильная коммерция, голосовое управление. В наибольшей степени новые технологии реализуются в смартфонах. По исследованиям источников VisionMobile, IDC рост мировых поставок смартфонов, планшетов с 2010-2016гг увеличится на 15-20 % [3, с. 21]. Из источника Asymco было выявлены 2 лидера по поставкам смартфонов и планшетов это Apple и Samsung, они занимают 99 % прибыли [5]. Рост проникновения смартфонов и миграции интернет-сервисов в мобильные устройства говорят о востребованности новой технологии рынком. К 2016 году прогнозируется увеличение мобильного трафика во всем мире в 18 раз, в 25 раз увеличиться рост трафика видео в мобильных сетях, и в 70 раз доля видео в трафике к 2016 году [3, с. 21]. Исследования Яндекса и TNS MMI выявили, что рост пользователей мобильного интернета происходит и будет происходить во многом за счет более старших возрастных групп (20+ и 30+) [7].

Благодаря анализу проведенного Booz & Company в 2010г было выявлено, что компания МегаФон занимает лидирующие позиции на рынке мобильного интернета, остальные места поделили МТС и Билайн [2, с. 12]. Ком-

336 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

пания МТС поставила перед собой цель достижения лидерства на рынке мобильного интернета. Для этого требовалось устранить разрыв по доходам от передачи данных с Мегафон, увеличить продажи смартфонов и проникновение смартфонов в базе МТС, а также повышение удовлетворенности наших клиентов мобильным интернетом. Развитие мобильного бизнеса было спланировано таким образом, что сегодня МТС - это предоставление в основном голосовых услуг связи, а завтра предоставление в основном мобильного интернет услуг для комфортной современной жизни. Ключевыми продуктами для достижения лидерства в мобильном интернете являются смартфоны, модемы, выгодные тарифы и опции. Почему так важны смартфоны? Мобильный интернет со смартфона - это просто и увлекательно! Благодаря этому растут трафик и доходы оператора. Смартфоны приносят в среднем на 90 % больше доходов по сравнению с обычными телефонами. Больше смартфонов в сети ^ Больше выручка Группы МТС. На основании этого компания МТС запускает линейку смартфонов МТС. Т.К. смартфон МТС - идеальный вариант для начинающего пользователя. Но что же меняется для МТС с появлением LTE? Рассмотрим табл. 1.

Таблица 1

Сегодня 2015 Видение LTE

Если есть точка WiFi, выбор в пользу Wi-Fi, а не 3G LTE МТС отодвигает WiFi на второй план 4G по параметрам не уступает домашнему WiFi и при этом заметно лучше точек Wi-Fi

Неровное покрытие 3G внутри помещений Покрытие сети передачи данных везде, вне и внутри зданий LTE в диапазоне 800МГц обеспечит отличные характеристики для покрытия внутри зданий

Облачные приложения -только дома или только в офисе Универсальный доступ к облаку, высокие параметры Покрытие плюс характеристики LTE позволяют работать с облачными приложениями

В продаже планшеты и электронные книги без модуля 3G/4G Большинство планшетов поддерживают LTE - WiFi менее удобен и слишком небезопасен. - 4G отвечает растущим потребностям в мобильности

Компании зависят от фиксированных сетей связи Полная мобильность малых, средних и крупных предприятий Фиксированные продукты с использованием LTE обеспечат новые рыночные возможности

Рассмотрим насколько активно компания МТС должна развертывать LTE. Ожидания:

- Наибольшая доля рынка.

- Привлечение высокодоходных клиентов раньше, чем конкуренты.

- Репутационные преимущества (лучшая сеть, инновации).

- Лучшие показатели денежного потока и инвестиций.

- Акцент на спрос и опыт.

- Эффективность инвестиций.

- Запуск на испытанном рынке с испытанными технологиями.

Стратегия устойчивого развития предприятий, отраслей, комплексов

337

Возможные недостатки:

- Удар по инвестициям, могут быть чрезмерными.

- Для повышения проникновения необходим широкий ассортимент устройств.

- Эффективные инвестиции основанные на спросе и опыте.

- Проникновение ниже из-за точечного сегментного подхода.

- Тактическое и очень точечное развертывание LTE.

- Необходимы хорошие параметры и покрытие 3G

Для достижения поставленных целей разработана программа Стратегия 5+: развертывание сети LTE на базе развития 3G:

1. Быстрое расширение сети LTE:

- -Преимущество компании-пионера там, где это возможно и коммерчески выгодно.

- Широкое и качественное покрытие для устройств с большими экранами.

- Разгрузка трафика 3G на LTE повышает эффективность сетей 3G

2. Развитие LTE TDD в Москве для пользователей модемов:

- Минимизация отставания по времени от запуска МФ/Yota в Москве.

- Широкое и качественное покрытие для устройств с большими экранами.

- Разгрузка трафика 3G на LTE повышает эффективность сетей 3G

3. Старт MVNO на LTE сетях Yota в отдельных регионах:

- Минимизация отставания по времени от запуска МФ/Yota в РФ.

4. Ускоренное развитие сети 3G:

- Обеспечение премиального качества сети для владельцев смартфонов.

5. Совершенствование сети LTE в Москве на базе GPON:

- Обеспечение премиального качества сети для владельцев смартфонов.

- Возможность совместного использования инфраструктуры LTE и / или частот LTE.

Рассмотреть имеющиеся возможности для:

- Повышения пиковых скоростей в коллективной сети.

- Снижения расходов для развития и обслуживания сети. LTE-интернет намного удобнее, используемого сейчас 3G, и по ощущениям уже мало отличается от кабельного соединения. По наблюдениям аналитиков, внедрение стандарта LTE позволит операторам снизить себестоимость услуг передачи данных в 6 раз по сравнению с 3G. В результате стоимость мобильного интернета для конечных пользователей снизится. К тому же LTE предоставляет расширенные технические возможности для предоставления мультимедийных услуг, например, качественного мобильного телевидения, поэтому внедрение этих сервисов также позволит операторам

338 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

получить источник для дополнительного заработка. Однако при этом возможно падение прибыли от голосовой связи, которая свободно будет осуществляться через интернет телефонию.

Иначе говоря, повышается скорость передачи данных и, соответственно, повышается качество услуг, что в свою очередь, способствует распространению современных мультимедийных сервисов (социальные сети, онлайн и сетевые игры, различные интерактивные приложения, видеозвонки, видеоконференции и др.) и увеличивает рентабельность и конкурентноспособность организации на рынке мобильных услуг.

Список литературы:

1. Балашова, А. На частотах возникли помехи / А. Балашова // Комер-сантъ. - 2013. - 11 марта. - С. 13.

2. Крисюк Е. Корпоративные расходы на инновации в 2010 году восстанавливаются / Е.Крисюк // Strategy& Formerly Booz & Company. - 2010. -25 октября. - С. 12-14.

3. Кудырко В. Мировой рынок ПК, планшетов и смартфонов вырос до рекорда / В. Кудырко // Комп&ньон. - 2012. - 14 декабря. - С. 21.

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/3GPP_Long_Term_Evolution.

5. http://itc.ua/tag/asymco.

6. http://my.mail.ru/community/emarketing/7A5A7EF42E72F53C.html.

7. http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.