УДК 332.145+004.75
Ю.И. Дрейзис - к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет, (yurid2006@yandex.ru),
Yu.l. Dreyzis - dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University; И.В. Григорьян - к.т.н., г. Москва, ООО «АЙДИ-технологии управления», (yurid2006@yandex.ru),
I.V. Grigorian - dr. - (TechnicalSciences), Moscow, Company "ID-Technology of Management"; Н.Е. Казакова - студентка, г. Сочи, Сочинский государственный университет, (yurid2006@yandex.ru),
N.E. Kazakova - student, Sochi, Sochi State University.
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОБИЛЬНЫХ ИТ-РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ THE ANALYSIS OF MEANS FOR IMPLEMENTATION OF MOBILE IT SOLUTIONS IN MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES
Аннотация. Использование мобильных устройств для выполнения корпоративных задач становится все более распространенным способом повышения эффективности работы предприятия. Основной задачей корпоративной мобильности является необходимость значительно ускорить и эффективно организовать работу всей организации. Для этого необходимо выбрать информационную сеть (сотовый оператор), мобильные устройства, средства аутентификации пользователя (для сохранности данных).
Целью исследования является анализ возможностей использования мобильных технологий и технических средств в производственной и управленческой деятельности предприятий.
Для определения возможностей внедрения технологий корпоративной мобильности на примере территории Краснодарского края сделан анализ зон покрытия и тарифных планов различных операторов сотовых сетей, определены наиболее подходящие поставщики сотовой связи. Выполнен анализ технических средств, необходимых для реализации мобильных решений, а также анализ средств аутентификации пользователей, которые позволяют обеспечить защиту данных от посторонних лиц.
Показано, что применение мобильных технологий в управлении компаниями расширит функциональность бизнес-процессов на предприятии, будет способствовать повышению эффективности работы, росту конкурентоспособности предприятий.
Annotation. Use of mobile devices for performance of corporate tasks becomes more and more widespread way of increase in overall performance of the enterprise. Need to accelerate considerably and to effectively organize work of all organization is the main objective of use of technologies of corporate mobility. For this purpose, it is necessary to choose information network (mobile network operator), mobile devices, and means of authentication of the user (for safety of data).
The analysis of opportunities of use of mobile technologies and technical means in production and administrative activity of the enterprises was a research objective.
The analysis of cover zones and tariff plans of various operators of cellular networks was made for definition of opportunities of implementation of technologies of corporate mobility on the example of the territory of Krasnodar region. The most suitable suppliers of cellular communication in the region were also defined.
The analysis of the technical means necessary for realization of mobile solutions and the analysis of means of authentication of users, which allow providing data protection from strangers was executed within the research.
It is shown that use of mobile technologies in management of the companies will expand functionality of business processes at the enterprise, will promote increase in overall performance, growth of competitiveness.
Ключевые слова: корпоративная мобильность, мобильные технологии в управлении предприятием
Keywords: corporate mobility, mobile technologies in business management
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие крупные предприятия стараются уйти от формирования бумажных документов, обеспечить дистанционное отслеживание выполняемых сотрудниками задач (этапов задач), а также повысить оперативность выполняемых работ.
Появление новых мобильных операционных систем, таких как, например, Android и iOS, а также появление мобильных устройств, которые функционируют на их основе (смартфоны, планшеты, айподы и т.п.) дало возможность реализовывать новые корпоративные возможности в современной экономике и управленческой деятельности, основанные на технологиях мобильности.
Реализация корпоративной мобильности позволяет работникам предприятия получать доступ к информационному пространству предприятия, к его корпоративным информационным системам и ресурсам, системам и ресурсам принятия решений, с помощью планшетов и смартфонов в зоне покрытия информационной сети [1].
Внедрению этих устройств в повседневную практику корпоративного управления также способствовали и более широкие возможности для использования высокоскоростных широкополосных информационных сетей. Скорости передачи информации в сетях сотовой связи и в Интернет возросли за последние годы на несколько порядков.
Перечень сотрудников различных предприятий, которым стал необходим мобильный доступ к информационным ресурсам своих предприятий, возрос:
• руководители и менеджеры всех звеньев управления;
• специалисты по маркетингу, логистике и другим бизнес-процессам на предприятии;
• сотрудники, занимающиеся техническим обслуживанием и ремонтом различного оборудования;
• сотрудники службы безопасности предприятий;
• сотрудники подразделений технической помощи (ремонтирующие или обследующие системы электро-и водоснабжения, отопления, газоснабжения и т.д.).
К положительным факторам использования в производственной и управленческой деятельности предприятий соответствующих технологий мобильности, базирующейся на применении соответствующих устройств, можно отнести:
• оперативность реагирования сотрудников и руководителей предприятия на возникающие внешние и внутренние производственные и управленческие запросы;
• повышение скорости и качества реализации отдельных бизнес-процессов;
• ускорение документооборота, особенно с удаленными сотрудниками и подразделениями;
• возможность выполнения бизнес-процессов полевыми и мобильными сотрудниками (например, выездными бригадами технического обслуживания), находящимися вне предприятия;
• использование сотрудниками в процессе работы собственных мобильных аппаратов, вследствие чего на предприятии может быть создана параллельная ИТ-инфраструктура предприятия в информационном поле предприятия, др. [2].
К таким организациям можно также отнести и различные предприятия, занимающиеся обслуживанием и ремонтом автомагистралей, железных дорог, линий электропередач, газо-и нефтепроводов и т.д. Для них важно быстро и четко выдавать задания рабочим обслуживающих и ремонтных бригад, отслеживать этапы выполнения ремонтных работ в реальном времени. Перечень предприятий, которые начинают внедрение мобильных технологий в системы управления предприятиями и их бизнес-процессами постоянно расширяется.
Так, например, для работников технического обслуживания и ремонта на предприятиях энерго-, газотепло- и водообеспечения, использование мобильных технологий позволит обеспечивать: подачу заявок на материалы и оборудование, необходимые для проведения работ; оперативное получение нарядов на выполнение работ и необходимой технической документации (электрических схем, планов, поэтажных планов коммуникаций и т.п.); создание отчетов с места аварии до и после проведения работ и др.
Мобильные технологии сегодня активно развиваются и начинают активно использоваться в управленческой деятельности в самых разных областях хозяйственной деятельности, в управлении экономическими процессами.
Целью исследования является анализ возможностей использования мобильных технологий и технических средств в производственной и управленческой деятельности предприятий (на примере их использования в управлении выездными ремонтными работами).
Предметом исследования является:
- анализ бизнес-процесса, связанного с выездными ремонтными работами на предприятиях;
- анализ технических средств для реализации мобильных решений, т.е. анализ планшетов и др. ИТ-устройств;
- анализ тарифов операторов сотовой связи (выбраны операторы, работающие по России и СНГ);
- а также анализ средств аутентификации пользователей, которые позволяют обеспечить защиту данных от посторонних лиц (выбраны два варианта защиты данных: цифровая подпись, NFC-метки).
В процессе исследования анализировались данные сотовых компаний о зонах покрытия и тарифах, данные о ценах на мобильные устройства ведущих торговых сетей.
1. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Анализ бизнес-процессов предприятий, для которых применение мобильных решений в их управлении будет эффективно, рассмотрен на примере одного типового бизнес-процесса, связанного с ремонтными работами, входящими в перечень важнейших функциональных задач отдельных предприятий.
Это различные предприятия, занимающиеся обслуживанием и ремонтом автомагистралей, железных дорог, линий электропередач, газо-и нефтепроводов и т.д. Для эффективного управления подобными компаниями важно быстро и четко выдавать задания рабочим обслуживающих и ремонтных бригад, осуществлять своевременный контроль и отслеживание хода выполнения ремонтных работ в режиме реального времени.
Бизнес-процесс технического обслуживания и ремонта на предприятиях энерго-, газо- тепло- и водообес-печения, использование мобильных технологий позволяет обеспечивать:
- своевременную подачу заявок на материалы и оборудование, необходимые для проведения работ;
- оперативное получение нарядов на выполнение работ и необходимой технической документации (электрических схем, планов, поэтажных планов коммуникаций и т.п.); создание отчетов с места аварии до и после проведения работ и др.
Проанализируем бизнес-процесс «Выполнение ремонтных работ».
Для выполнения работ необходимо получить заявку на ремонт. Ремонт может быть плановым - ремонтные работы, выполняющиеся на основе плановой заявки, и экстренным - ремонтные работы, выполняющиеся при аварийных ситуациях.
После получения заявки на ремонт на предприятии формируется бригада, которая состоит из бригадира и рабочих (также возможно включение роли наблюдающего, при необходимости).
Далее обычно оформляется наряд (распоряжение), который включает в себя следующую информацию:
- ответственный;
- список рабочих бригады;
- название и расположение объекта;
- тип работ.
Сформированный наряд предоставляется рабочей бригаде, которая выезжает на объект, выполняет все необходимые работы (если был сформирован документ «Распоряжение», то производится осмотр объекта, ука-
занного в документе).
После выполнения всех необходимых работ формируется «Акт сдачи работ». Схема бизнес-процессов «Выполнение ремонтных работ» представлена на рисунке 2.
Рисунок 1 - Бизнес-процесс «Выполнение ремонтных работ»
Для формирования документа «Наряд/Распоряжение» необходимо получить заявку на ремонт (плановый, аварийный). После получения заявки служба ремонта формирует данный документ, а затем отправляет рабочей бригаде.
На рисунке 2 представлен процесс формирования документа «Наряд/распоряжение»:
Рисунок 2 - Формирование документа Наряд/распоряжение.
Управление такими бизнес-процессами в целях их автоматизации и повышения эффективности выполнения ремонтных работ может быть организовано с помощью внедрения мобильных решений, которые позволят соответствующим сотрудникам предприятий удаленно получать наряды/распоряжения, отслеживать этапы выполнения ремонтных работ, хранить все документы в единой базе.
2. АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В УПРАВЛЕНИИ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ
2.1. Анализ тарифов сетей сотовой связи
Доступ пользователей к корпоративной информационной инфраструктуре предприятий и организаций, к технологиям мобильной коммерции, мобильному контенту, к ресурсам Интернет в последние годы осуществляется с помощью мобильных устройств с помощью информационных сетей стандартов 3G и 4G.
Для выбора тарифа были проанализированы все операторы, работающие по России и СНГ.
Поскольку тарифные планы одних и тех же операторов отличаются в разных регионах, анализ тарифов проведен на примере сотовых компаний, работающих на территории Краснодарского края.
Основными критериями при выборе тарифного плана были следующие параметры:
• тариф предназначен для работы в интернете;
• площадь покрытия сети оператора;
• наличия стандартов 3G и 4G;
• стоимость.
Для того, чтобы точно определить возможность внедрения корпоративной мобильности, необходимо определить покрывает ли информационная сеть оператора необходимую область. Для этого важно проанализировать карты покрытия выбранных операторов и определить наиболее подходящего поставщика сотовой связи.
На рисунках 3-7 представлены карты покрытия операторов (по Краснодарскому краю) [3].
Рисунок 3 - Карта покрытия оператора МегаФон (3G, 4G)
г.—ИиДа. -
" .■...вел ^
Ростоь-на-Дон^ " 5И^оль Ростов-на-Дпну
Лариуполуш | ■ дауншир и
.".-ДлЕ . ■ ТаганрогсЯкЩ
' 'в
" 1
кое мг ое
II ! С
■ • О/хм'м. I ^■ Абхазия''
Рисунок 4 - Карта покрытия оператора Билайн (3G, 4G)
Вс
П риморс ко-Ахт а рс к
9
SB
Славянск-на-Кубани
ОЙД Р- Кубань Анапа
Новороссийск
Краснодар
о
Геленджик ЕЯ
Туапсе
^д Белая Глина
Тихорецк Шр
Кропоткин
Армавир
«г*
Белая Глина
*
рчь
\
Майкоп Лабинск
Абхазия
'f \ . * " Г
_у, * *>
П риморс м:Акта рек \ гли
* -
fm *
СЕН Краен
х - >
Новороссийск
Геленджик
V и* * л ^ *
Ii
Армавир
lau коп "a6i
*Г " * 1
Рисунок 5 - Карта покрытия оператора МТС (3G, 4G)
иЖ Таганрогский 4 ■
СальСк
Азовское море
Керчь
Кра снй/Щриестоголожевм вр о п ол Краснодарским:
о
Новоро;: ийск край
UL, п
Сочи
Дб к л яия4^^-^,
Рисунок 6 - Карта покрытия оператора Tele2 (3G, 4G)
ЧШ-^^Ш^-ЩИР^Д ВЁЯ
рчь
П риморс ко-Акга р: 'к
Белая Глина
томашеаск
Д Тмхорецк "*■ Ш
КрОПОТМН
т
Слааянск-на-Кубани
ШВ И^убонь Анапа
• ,
Новороссийск
КраоЦдар
АрЙ^!
вир
1ZS
' ° Геленджик • Щ
Майкоп Лэбинск et '
Туапсе
Сочи
rhf vi
Рисунок 7 - Карта покрытия оператора Yota (3G, 4G)
Стоит отметить, что большинство тарифов имеют разные тарифные планы и дополнительные функции (что в свою очередь влияет на цену).
В таблице 1 представлены тарифы следующих операторов: МегаФон, Билайн, МТС, Tele2, Yota. Данные компании работают по всей стране и являются основными поставщиками сотовой связи в России и странах СНГ, в т.ч. и по Краснодарскому краю.
Таблица 1 - Анализ тарифов сотовой связи [3-6]
Название оператора Название тарифа Тарифный план Интернет-трафик Базовый состав комплекта Дополнительно Стоимость, руб. /мес.
СМС, шт. Звонки, мин.
Мегафон Бизнес- тариф «Управляй» Специалист 7 ГБ 300 300 - 450
Эксперт Безлимитный интернет 300 600 - 700
Менеджер Безлимитный интернет 500 1000 МегаФон Антивзлом, мобильное облако 1000
Руководитель Безлимитный интернет 1000 2500 МегаФон Антивзлом, мобильное облако 1600
Мегафон-Онлайн Корпоративный S 5 ГБ - - - 350
M 10 ГБ - - - 590
L 20 ГБ - - - 890
XL 40 ГБ - - - 1290
Билайн Форсаж для бизнеса 6 ГБ 6 ГБ - Подключается отдельно 390
12 ГБ 12 ГБ - - Подключается отдельно 600
30 ГБ 30 ГБ - - Подключается отдельно 1200
МТС МТС Бизнес Smart - 10 ГБ - - - 450
20 ГБ - - - 550
Безлимитный интернет - - - 850
Для планшета - 10 ГБ - - Облачное хранилище 50 ГБ, антивирус, защищенная передача данных (на выбор) 400
Tele2 Мой Бизнес XS 3 ГБ 50 300 Безлимитные звонки по всей России на Tele2 250
S 15 ГБ 100 500 370
M 25 ГБ 200 1000 550
L 35 ГБ 300 2000 850
Yota Yota для планшета - 7 ГБ - - - 255
15 ГБ - - - 305
30 ГБ - - - 355
50 ГБ - - - 405
2.2. Анализ мобильных устройств
Рынок современных мобильных устройств разнообразен. Новые поколения планшетов и смартфонов имеют множество дополнительных функций, таких как работа с графикой, система навигации, фото- и видеосъемка.
Поскольку основной задачей мобильного устройства является удаленная работа с сотрудниками (получение отчетов, отслеживание этапов работ и т.д.), требуется планшет, совместимый с мобильной версией корпоративной программы, имеющий невысокую стоимость. Для анализа рынка планшетов были выбраны следующие критерии:
• объем памяти до 8 ГБ, поскольку для работы основного корпоративного приложения не требуется большой объем памяти;
• операционная система Android. Данная ОС была выбрана, поскольку имеет следующие преимущества: легкость разработки программных средств, возможность увеличения памяти (SD-карта), под ОС легко адаптировать любые приложения;
• низкая стоимость.
В таблице 2 представлены планшеты, удовлетворяющие вышеуказанным критериям.
Таблица 2 - Анализ планшетов
Фото Название модели Операционная система Объем оперативной памяти Встроенная память Модуль связи Цена, руб.
Prestigio MultiPad Wize Android 7.0 1 ГБ 8 ГБ 3G, LTE 5490
Samsung Galaxy Tab A
Digma Optima 8100R
Android 5.1
Android 6.0
1.5 ГБ
1 ГБ
8 ГБ
8 ГБ
3G, LTE
3G, LTE
9990
4590
2.3. Анализ средств аутентификации пользователя
Для анализа были выбраны два варианта защиты данных: NFC-метки и цифровая подпись.
NFC-метки. В настоящее время NFC-метки имеют большой спектр применения: банковские карты, возможность бесконтактной оплаты и т.д. Данное средство аутентификации представляет собой микрочип, что позволяет поместить ее в любой удобный предмет (например, брелок, браслет и т.д.).
Основным достоинством NFC-метки является то, что она работает без питания, для активации необходимо поместить метку в определенный диапазон (несколько сантиметров от активного устройства, например, планшета или смартфона), поэтому ее можно использовать на объектах, которые не имеют доступа к сети Интернет. Также к достоинствам данных меток стоит отнести их невысокую цену, что позволяется даже малобюджетным организациям воспользоваться данным средством аутентификации [9].
Для аутентификации сотрудников предприятия необходимы метки без возможности перезаписи данных. Это необходимо для предотвращения получения доступа к данным посторонних лиц.
В таблице 3 представлен анализ типов NFC-меток
Таблица 3 - Анализ №С-меток_
Тип метки Возможность перезаписи данных Объем хранимых данных Скорость передачи данных
Тип 1 Да 48 байт 106 кбит/с
Тип 2 Да 4 КБ 106 кбит/с
Тип 3 Нет 4 КБ 212 кбит/с
Тип 4 Нет 32 КБ 106-424 кбит/с
Основным преимуществом NFC- меток является то, что с ними можно работать без сети Интернет. Данные метки подойдут для гористой местности, низменностях при выполнении обследований и ремонтных работ на электросетях, газопроводах и т.п. объектах, т.к. зачастую там отсутствует связь.
Электронная цифровая подпись. Электронная цифровая подпись (ЭЦП) является основным способом аутентификации пользователя. Данный способ защиты данных широко используется во всех сферах деятельности. Основным преимуществом ЭЦП является точная идентификация пользователя, однако стоит отметить, что использование данного способа защиты информации невозможно без доступа к сети Интернет, т.е. электронную цифровую подпись невозможно использовать на предприятиях, не имеющих доступ к сети.
Также к недостаткам ЭЦП стоит отнести ежегодную сертификацию каждого пользователя. Сертификация одного пользователя обойдется организации в 1500 рублей по минимальному тарифу.
3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мобильные решения, предлагаемые для управления отдельными бизнес-процессами предприятий, должны опираться на выполнение следующих основных требований:
• они должны быть независимы от платформы мобильного устройства и от той информационной платформы, на основе которой работает информационная система управления предприятием (кроссплатформен-ность);
• они должны обеспечивать постоянную синхронизацию используемых мобильных устройств с информационной системой управления предприятием;
• необходимо обеспечение требований безопасности при информационном обмене удаленных мобильных устройств и предприятия.
Плюсами использования мобильных технологий и мобильных технических средств в производственной и управленческой деятельности предприятий станет:
- улучшение реализуемых на предприятии бизнес-процессов и планирования выполняемых удаленно работ,
- обеспечение взаимодействия с системами информационного обмена на предприятии,
- своевременное получение необходимых и достоверных сведений о выполняемых работах, а также быстрое принятие управленческих решений при удаленной работе;
- обеспечение функционирования систем информационной безопасности предприятий, а также используемых прикладных программных решений (особенно для предприятий, особенно для предприятий сферы жизнеобеспечения населения и государства),
- сокращение сроков выполнения производственных работ и повышение их качества, и др.
В результате анализа возможностей использования мобильных технологий и технических средств в производственной и управленческой деятельности предприятий были сделаны следующие выводы:
• для передачи пакетов данных более выгодно приобрести тарифный план «Бизнес Smart» оператора МТС, либо «Yota для планшета» оператора Yota (в зависимости от необходимого количества Интернет трафика). Данные тарифы были выбраны по следующим причинам: они не имеют дополнительных «ненужных» функций (антивирус, безлимитные звонки и т.д.), которые увеличивают стоимость тарифа; относительная дешевизна (в данном случае МТС уступает Yota); данные тарифы разработаны для работы с планшетами.
• для выполнения поставленных организацией задач сотрудникам необходимо отчитываться об этапах выполненной работы. Поскольку для выполнения данных операций в мобильном приложении не требуется больших объемов оперативной памяти, были выбраны следующие планшеты: Digma Optima 8100R, Prestigio MultiPad Wize. Данные планшеты имеют 1ГБ ОЗУ и 8 ГБ ПЗУ. Данные планшеты были выбраны т.к. они относятся к категории бюджетных устройств (цена планшета до 10000) и снижают затраты, связанные с внедрением мобильных технологий на предприятии. Несмотря на то, что Samsung Galaxy Tab A также относится к данной ценовой категории, он существенно дороже выбранных планшетов, но по характеристикам не имеет значительных отличий.
• поскольку сертификацию сотрудников для пользования ЭЦП необходимо производить ежегодно, также, а аутентификацию возможно провести только при подключении к сети Интернет, данный способ аутентификации пользователя является нерентабельным для малобюджетных организаций и предприятий (в первом случае), работающих в гористой местности (во втором случае). В данном случае выбор был сделан в пользу NFC-метки, поскольку она приобретается один раз, дает возможности аутентификации в местах без доступа в Интернет, метка значительно дешевле электронной цифровой подписи. Для аутентификации пользователей следует выбрать NFC-метки 3-его и 4-ого типа, т.к. метки данных типов не имеются возможности перезаписи данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были обозначены критерии выбора средств для реализации мобильных решений, проведен анализ рынка сотовой связи и планшетов. Также были рассмотрены способы защиты информации от посторонних лиц, а именно NFC-метки и цифровая подпись.
Реализация мобильных решений на предприятии позволяет дистанционно отслеживать выполнение работ в режиме реального времени с помощью планшета (для этого необходим доступ в сеть Интернет). Таким образом, имея доступ к сети Интернет, сотрудники предприятия могут удаленно получать новые задачи, оперативно отчитываться о выполненной работе, отмечать этапы работы и т.д. Это позволяет значительно ускорить и эффективно организовать работу всей организации т.к. приводит к уменьшению затрат времени на выполнение определенных функций (например, на выдачу/получение заданий, сбор подписей участников процесса и т.п.).
Применение мобильных технологий в управлении компаниями расширит функциональность бизнес-процессов на предприятии, будет способствовать повышению эффективности работы предприятий, росту их конкурентоспособности.
Результаты исследований были использованы при организации информационного взаимодействия ремонтных бригад с информационной системой управления отдельными подразделениями предприятия «Кубань-энерго» ОАО «Россети» и позволили усовершенствовать отдельные бизнес-процессы управления на данном предприятии.
Источники:
1. Ладыженский Распределенные информационные системы и базы данных [электронный ресурс] URL: http://arti-cles.org.ru/cfaq/index.php?qid=1306&catid=54 (дата обращения: 18.03.2019)
2. Гаврилов Л.П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе [электронный ресурс] URL: https://studme.org/1211102220569/informatika/inno-vatsionnye_tehnologii_v_kommer tsii_i_biznese (дата обращения: 03.03.2019)
3. Карты покрытия сотовых операторов [электронный ресурс] URL: https://4g-faq. ru/karty-pokrytiya/ (дата обращения: 28.03.2019)
4. Официальный сайт оператора МегаФон [электронный ресурс] URL: https://www.me-gafon.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
5. Официальный сайт оператора [электронный ресурс] URL: Билайн https://www.bee-line.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
6. Официальный сайт оператора МТС [электронный ресурс] URL: https://www.mts.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
7. Официальный сайт оператора Теле-2 [электронный ресурс] URL: Tele2 https://tele2.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
8. Официальный сайт оператора Yota [электронный ресурс] URL: Yota https://www.yota.ru/ (дата обращения: 12.03.2019)
9. NFC-метки. Официальный сайт Android Pay [электронный ресурс] URL: https://android-pays.ru/nfc-metki-dlya-oplaty.html (дата обращения: 04.04.2019)
Sources:
1. Ladyzhensky Distributed Information Systems and Databases [electronic resource] URL: http://articles.org.ru/cfaq/in-dex.php?qid= 1306&catid=54 (circulation date: 03/18/2019)
2. Gavrilov L.P. Innovative technologies in commerce and business [electronic resource] URL: https://studme.org/1211102220569/informatika/inno-vatsionnye_tehnologii_v_kommer tsii_i_biznese (appeal date: 03/03/2019)
3. Coverage maps of mobile operators [electronic resource] URL: https: // 4g-faq. ru / karty-pokrytiya / (appeal date: 03/28/2019)
4. The official website of the operator MegaFon [electronic resource] URL: https://www.me-gafon.ru/ (appeal date: 12.03.2019)
5. The official site of the operator [electronic resource] URL: Beeline https://www.bee-line.ru/ (request date: 12.03.2019)
6. The official website of the operator MTS [electronic resource] URL: https://www.mts.ru/ (access date: 12.03.2019)
7. The official site of the operator Tele-2 [electronic resource] URL: Tele2 https://tele2.ru/ (request date: 12.03.2019)
8. The official website of the operator Yota [electronic resource] URL: Yota https://www.yota.ru/ (access date: 12.03.2019)
9. NFC tags. The official website of Android Pay [electronic resource] URL: https://android-pays.ru/nfc-metki-dlya-oplaty.html (appeal date: 04/04/2019)
УДК 338.24
Н.В. Елисеева - профессор, доктор географических наук, Академия маркетинга и социально-информационных, технологий - ИМСИТ, envves@mail.ru,
N. V. Eliseeva - professor, doctor of geographical sciences, Academy of marketing and social information technologies - IMSIT.
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ CONDITION, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE KRASNODAR REGION
Аннотация. В статье рассмотрены состояние, проблемы и перспективы развития туризма. Туризм является одним из главных составляющих экономики Краснодарского края. Установлено, что главное это создание условий для привлечения и увеличения туристического потока на территории края. Для этого активно нужно обеспечить сохранность и развитие, эффективность функционирования объектов олимпийского наследия, включая развитие олимпийского туризма. Важно разработать программу продвижения санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края на мировом и внутреннем туристских рынках. Черноморское побережье быстро развивается, но для равномерного освоения территорий важно на северном макросклоне Кавказского государственного биосферного заповедника (плато ЛагоНаки) построить с помощью итальянских инвесторов конкурентоспособный горноклиматический курорт, который позволит каждого, кто приезжает на отдых, сделать постоянным туристом. Край является лидером классификации гостиниц и других средств размещения, а также пляжи и горнолыжные трассы. Для быстрого роста потока туристов в край необходимо предоставить туристам комфортные условия размещения и сервис европейского уровня при этом сохранить самобытную среду малых поселений традиционно привлекательных для туристов
Annotation. The article describes the current status, problems and prospects of tourism. Tourism is one of the main components of the economy of Krasnodar region. It was established that the main thing is creating conditions to attract and increase tourist flow on the territory of the region. To do this, you need to actively ensure the preservation and development of the operational effectiveness of the Olympic heritage objects, including the development of Olympic tourism. It is important to develop a programme of promotion of sanatorium-resort and tourist complex of Krasnodar region on the world and domestic tourism markets. The Black Sea coast is rapidly evolving, but for development is important in the North Caucasus State biosphere reserve makrosklone (plateau Lagonaki) built by Italian investors competitive the mountain resort, which will allow everyone who comes to rest, make permanent tourist. Edge is the