Научная статья на тему 'Стратегия развития образования в ситуации смены ценностных ожиданий молодежи: угрозы, риски и вызовы'

Стратегия развития образования в ситуации смены ценностных ожиданий молодежи: угрозы, риски и вызовы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие образования / этика профессиональных отношений / теория по-колений / «надпрофессиональные» навыки / динамика человеческого капитала / глокальное об-щество / development of education / professional relations ethics / theory of generations / “soft skills” / dynamics of human capital / glocal society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марина Дмитриевна Мартынова

Статья посвящена рассмотрению вызовов современному образованию со стороны стре-мительно меняющихся запросов глобальной экономики, которая предъявляет совершенно но-вые требования к выпускникам вузов. Все большое значение для профессионала начинают приобретать «soft skills» или «мягкие» или «надпрофессиональные» навыки, поскольку повсе-местно работа строится в проектном формате. Востребовано обучение людей взаимодействию в команде, чтобы стать хорошим командным игроком в любой группе людей. «Надпрофессио-нальные» навыки не формируются целенаправленно в системе высшего образования, и компа-нии вынуждены самостоятельно внедрять дополнительные образовательные программы для развития молодых специалистов, их профессиональной переподготовки. Они построены на ин-новационных методиках, разрабатываемых и применяемых в системе неформального образо-вания, и отвечающих поколенческим ценностям современной молодежи. Тем самым дополни-тельные образовательные программы, разрабатываемые компаниями, составляют конкуренцию университетам, поскольку инновационные методики и инструментарий этих программ состав-ляются с учетом когнитивных особенностей поколений Y и Z и их жизненных предпочтений. Поколения Y и Z различаются в своих жизненных предпочтениях, психике, ожиданиях от бу-дущего, способах обработки информации – когнитивных особенностях. Однако, они имеют и общее – выраженный лидерский потенциал и стремление к самореализации. Это позволяет го-ворить о динамике человеческого капитала, что представляет исключительную важность для развития глокального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марина Дмитриевна Мартынова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT IN THE SITUATION OF YOUTH VALUE EXPECTA-TIONS CHANGE: THREATS, RISKS AND CHALLENGES

The article is devoted to the challenges of modern education from the rapidly changing de-mands of the global economy, which imposes entirely new requirements for graduates. “Soft skills” begin to acquire great importance to the professionals since the processes in business are organized in project forms in many cases. There is a demand for training people to interact in a team, “a good team player” in any group of people becomes a valuable competence. The system of higher education dose not put an aim to develop “soft skills” in students. Companies are forced to introduce additional edu-cational programs for developing young professionals in the format of professional retraining. Such educational programs are based on innovative methods developed and used in the system of non-formal education, they meet modern youth generation values. Thus, additional educational programs developed by companies competitive with universities, as innovative methods and tools of these pro-grams take into account generations Y and Z cognitive characteristics and their life preferences. Gen-erations Y and Z differ in their life preferences, psyche, expectations of the future, methods of infor-mation processing – cognitive features. However, they have common features – grate leadership po-tential and desire for self-realization. That makes it possible to speak about the dynamics of human capital, which is extremely important for the development of the glocal society.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития образования в ситуации смены ценностных ожиданий молодежи: угрозы, риски и вызовы»

Сейчас скорость развития технической составляющей виртуальной академической мобильности революционная, а готовность потенциальных слушателей адаптироваться к иной академической среде, пусть и без перемещения в пространстве, отстаёт. Осознавая возможности виртуальной мобильности, открывающиеся благодаря доступности МООК, студенты признают, что не всегда готовы работать самостоятельно. Изменения в практике применения технологий дистанционного обучения опережают теорию - работы чаще всего посвящены описанию опыта использования онлайн-курсов, предлагаемых разными вузами, зарубежными и отечественными, на разных платформах, в разных форматах. На наш взгляд, многие обозначенные выше проблемы связаны с тем, что технологии развиваются быстрее, чем специалисты успевают обосновать их применение теоретически и подвести соответствующую правовую основу.

Литература

1. Дмитриева, 2013 - Дмитриева Н.К. Становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2013. 23 с.

2. Микова, 2011 - Микова И.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 266-273

3. Паспорт проекта. - Паспорт проекта «Международная академическая мобильность». URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D

1%82%D1%8B/%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5% D1%81%D0 %BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BC%D0%BE% D0%B1%D0%B8%D0 %B B% D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения 28.01.2019).

4. Петрова, Кузьмин, 2015 - Петрова Л.Е., Кузьмин К.В. Виртуальная академическая мобильность студентов посредством МООСs: методические решения преподавателя вуза // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 177-182

5. Aguado Odina, Monge, del Olmo, 2014 - Aguado Odina, T., Monge, F., del Olmo, A. Virtual Mobility in Higher Education. The UNED Campus Net Program. // Open Praxis. 2014. Vol. 6. issue 3, July-September P. 287-293 URL: https://www.researchgate.net/publication/281020032 _Virtual_Mobility_in_ffigher_Education_The_UNED_Campus_Net_Program (дата обращения 28.01.2019).

6. Barak, Watted, Haick, 2016 - Barak, M., Watted, A., Haick, H. Motivation to Learn in Massive Open Online Courses: Examining Aspects of Language and Social Engagement // Computers & Education. 2016. №94. P. 49-60.

УДК 174.7

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СИТУАЦИИ СМЕНЫ ЦЕННОСТНЫХ ОЖИДАНИЙ

МОЛОДЕЖИ: УГРОЗЫ, РИСКИ И ВЫЗОВЫ

Марина Дмитриевна Мартынова

Кандидат философских наук, проректор по внеучебной работе Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Статья посвящена рассмотрению вызовов современному образованию со стороны стремительно меняющихся запросов глобальной экономики, которая предъявляет совершенно новые требования к выпускникам вузов. Все большое значение для профессионала начинают приобретать «soft skills» или «мягкие» или «надпрофессиональные» навыки, поскольку повсеместно работа строится в проектном формате. Востребовано обучение людей взаимодействию в команде, чтобы стать хорошим командным игроком в любой группе людей. «Надпрофессиональные» навыки не формируются целенаправленно в системе высшего образования, и компании вынуждены самостоятельно внедрять дополнительные образовательные программы для развития молодых специалистов, их профессиональной переподготовки. Они построены на инновационных методиках, разрабатываемых и применяемых в системе неформального образования, и отвечающих поколенческим ценностям современной молодежи. Тем самым дополнительные образовательные программы, разрабатываемые компаниями, составляют конкуренцию университетам, поскольку инновационные методики и инструментарий этих программ составляются с учетом когнитивных особенностей поколений Y и Z и их жизненных предпочтений. Поколения Y и Z различаются в своих жизненных предпочтениях, психике, ожиданиях от будущего, способах обработки информации - когнитивных особенностях. Однако, они имеют и общее - выраженный лидерский потенциал и стремление к самореализации. Это позволяет говорить о динамике человеческого капитала, что представляет исключительную важность для развития глокального общества.

Ключевые слова: развитие образования, этика профессиональных отношений, теория поколений, «надпрофессиональные» навыки, динамика человеческого капитала, глокальное общество.

STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT IN THE SITUATION OF YOUTH VALUE EXPECTATIONS CHANGE: THREATS, RISKS AND CHALLENGES

Marina Dmitrievna Martynova

PhD in Philosophy, Vice Rector for extracurricular activities Mordovia State University

The article is devoted to the challenges of modern education from the rapidly changing demands of the global economy, which imposes entirely new requirements for graduates. "Soft skills" begin to acquire great importance to the professionals since the processes in business are organized in project forms in many cases. There is a demand for training people to interact in a team, "a good team player" in any group of people becomes a valuable competence. The system of higher education dose not put an aim to develop "soft skills" in students. Companies are forced to introduce additional educational programs for developing young professionals in the format of professional retraining. Such educational programs are based on innovative methods developed and used in the system of nonformal education, they meet modern youth generation values. Thus, additional educational programs developed by companies competitive with universities, as innovative methods and tools of these programs take into account generations Y and Z cognitive characteristics and their life preferences. Generations Y and Z differ in their life preferences, psyche, expectations of the future, methods of information processing - cognitive features. However, they have common features - grate leadership potential and desire for self-realization. That makes it possible to speak about the dynamics of human capital, which is extremely important for the development of the glocal society.

Keywords: development of education, professional relations ethics, theory of generations, "soft skills", dynamics of human capital, glocal society.

Специалисты, занимающиеся анализом тенденций развития высшего образования, большое внимание уделяют двум обстоятельствам: стремительно изменяющемуся рынку труда и новым требованиям, которые он предъявляет к компетенциям специалистов, наличие так называемых «надпрофессиональных» навыков [Сырямкина, Румянцева, Ливенцова, 2016], и ценностным предпочтениям современной молодежи, что нашло отражение в «теории поколений» [Howe, Strauss, 1991]. Эти обстоятельства выступают вызовом современному образованию, создают риски в сфере его эффективности и востребованности, представляют собой определенную угрозу для успешной самореализации молодежи.

«Теория поколений» была впервые сформулирована Н. Хоу и У. Штраус [Howe, Strauss, 1991], которые дали характеристики жизненных установок различных поколений, как группы людей, рожденных в конкретный период, испытавших влияние одних и тех же экономических и политических событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. В настоящее время она интенсивно разрабатывается как зарубежными [Johnson, 2005; Стиллман, 2018], так и российскими учеными [Мирошкина, Евладова, Лобынцева, 2017; Паутова, 2008], в первую очередь для того, чтобы понимать, какой инструментарий и методики следует использовать для обучения молодежи.

Основным трудовым ресурсом в настоящее время является поколение Y, поколение Z еще учится в школе и вот-вот будет поступать в высшие учебные заведения и выйдет на рынок труда. У каждого из поколений есть свои особенности не только в системе жизненных ценностей, но и их когнитивные процессы обладают своими особенностями. Поколение Y называют сетевым поколением, они с успехом используют социальные сети, как для социальных контактов, так и с политическими целями, а именно как инструмент самоорганизации для коллективных действий. Выросшие в 90-е, они ценят жизнь «здесь-и-сейчас», ориентируются на быстро достижимые цели, стремятся к самовыражению, самореализации и самоорганизации, испытывают острую потребность в социальном признании. Поскольку это поколение геймеров, то они с легкостью строят иерархию задач, определяют приоритеты и выстраивают отношения. Кроме того, им свойственна высокая самооценка.

Об особенностях поколения Z мы знаем, в первую очередь, из книги американского писателя Д. Стиллмана «Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык» [Стиллман, 2018] и масштабного исследования, проведенного ПАО Сбербанк и агентством Validata в 2016 году «30 фактов о современной молодежи». Это самое молодое поколение, которое предпочитает цифровой формат использу е-мых ресурсов. Следовательно, образовательная среда должна быть структурирована в соответствии с особенностями организации их познавательных навыков. Их познавательные навыки сформировались с младенческого возраста и отличаются тем, что про них говорят «они родились с кнопкой на пальце» - их реальность - это онлайн. Они воспринимают краткую и наглядную информацию - «клиповое мышление» - мозаичное, фрагментированное восприятие информации. И отсутствие долгосрочных трендов - ощущение потока, в котором все меняется каждую минуту, как в ленте соцсетей. Их познавательные способности состоят в том, что они успешно работают с информацией, обладают способностью к многозадачности - умеют одновременно делать несколько дел, быстро развиваются. Они самодостаточны, склонны к индивидуализму и эгоцентризму, при этом уважают личное пространство другого человека. У них высокая степень персонали-зации, синдром упущенной выгоды - гнетет мысль, что двигаются не так быстро и не в том направлении.

Они заинтересованы в выполнении нескольких рабочих функций на одном рабочем месте.

Представители и того и другого поколения ждут от жизни творческих успехов в том плане, что и те, и другие любят самостоятельно участвовать в создании новых объектов (продуктов). Но участвуют только в том, что им искренне интересно, ожидая, что это принесет им и немалый доход. Тем не менее, успех определяется не богатством и статусом, а разнообразием жизни и удовольствием. И они готовы отвечать постоянно меняющимся требованиям профессиональной и деловой среды и учиться этому.

Надо отметить, что новые форматы обучения сейчас интенсивно разрабатываются в компаниях, поскольку бизнес заинтересован в том, чтобы профессиональные качества работников отвечали вызовам современной экономики, и в настоящее время профессиональной переподготовкой молодых специалистов компании занимаются самостоятельно. И эта система дополнительного образования отвечает парадигме «устойчивого» будущего [Согомонов, 2016], поскольку направлена не просто на формирование актуальных навыков у специалистов, а ориентируется на динамику «человеческого капитала», развитие компетенций командного взаимодействия, формирование инновативных и морально ответственных лидеров, способных трансформировать мир в соответствии с принципами «устойчивого развития».

Организация такого образования входит в обязанности HR-департаментов, занимающихся не только подбором, но и развитием персонала. Такие подразделения предлагают интересные форматы образовательных программ, которые конкурируют с программами повышения квалификации, предлагаемыми вузами. Многие современные компании, учитывая характерные поколенческие особенности, предлагают смешанные форматы обучения - тренинги, коучинг, менторинг, проектная работа, функциональный анализ, кейсы - для молодых специалистов с использованием новейших технологий. В основе таких обучающих программ лежит модель компетенций, опирающаяся на «навыки будущего», а именно социальный интеллект, гибкость, умение быстро учиться, умение вести коммуникацию, компетенции командного взаимодействия и т.п. В качестве инструментов используются следующие подходы: самостоятельный свободный выбор планирования своего обучения сотрудником, самооценка имеющихся навыков и постановка новых задач по развитию совместно с ментором или наставником, активное использование в процессе обучения социальных сетей, включение интерактивного игрового формата - квестов, особенно для отработки бизнес-технологий [Качинская, Дорофеева, 2018]. Такой формат дает возможность непрерывного обучения в реальном времени и объединения сотрудников разной профессиональной зрелости и занимающих позиции разного уровня в компании, что особенно важно для понимания и формирования умения командного взаимодействия [Пере-лыгина, 2018].

Еще одним форматом выступает саморазвитие и самообразование. Далеко не каждый работодатель готов оплачивать обучение сотрудников. А сотрудники предпочитают уверенно занимать определенную профессиональную нишу, повышать свой уровень квалификации и развиваться лично. С этой тенденцией напрямую связан рост востребованности программы МВА, дистанционных on-line курсов ведущих вузов мира. Они популярна среди поколения Y, которое готово вкладывать собственные финансы ради этой уверенности в профессиональном поле и достижения жизненного успеха. Поколение Z в принципе настроено на личностное развитие и отодвигают на второй план рыночно -прагматические соображения.

Динамика человеческого капитала включает в себя лидерский потенциал, вовлеченность, приверженность, гибкость как ценностно-мотивированные качества, соответствующие образу глокального будущего. Инновационные методики личностного развития, применяемые в неформальном образовании компаниями, формируют открытое сознание, широкий мировоззренческий горизонт у молодых специалистов, что отвечает их поколенческим приоритетам.

Литература

1. Качинская, Дорофеева, 2018 - Качинская А., Дорофеева О. Кейс. Смешанные форматы обучения для молодых специалистов: лучший опыт, ошибки и выводы. http://hr-media.ru/kejs-smeshannye-formaty-obucheniya-dlya-molodyh-spetsialistov-luchshij-opyt-oshibki-i-vyvody/

2. Паутова, 2008 - Паутова Л.А. Поколение Y: цели, мечты, практика. URL: http://bd.fom.ru/report/map/pokolenie21/prezzp2306 (дата обращения 28.01.2019).

3. Перелыгина, 2018 - Перелыгина И. Развитие потенциала HiPo через обучение. Комплексная программа — от идеи к результатам. URL: http://hr-media.ru/razvitie-potentsiala-hipo-cherez-obucheme-kompleksnaya-programma-ot-idei-k-rezultatam/ (дата обращения 28.01.2019).

4. Согомонов, 2016 - Согомонов А.Ю. Устойчивый университет (генезис концепции) // Ведомости прикладной этики. Тюмень: ТИУ. 2016. Вып. 48. С. 142-161.

5. Стиллман, 2018 - Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Д. Стиллман, И. Стиллман; пер. с англ. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 324 с.

6. Султанов, Воскресенский, 2015 - Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 3. С. 150-153.

7. Сырямкина, Румянцева, Ливенцова, 2016 - Сырямкина Е.Г., Румянцева Т.Б., Ливенцова Е.Ю. Практика развития надпрофессиональных компетенций в современном университете. // Образование и наука, 2016. №7. (136). С. 117-130.

8. «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: научно-практическая интернет-конференции с международным участием (Москва, ноябрь-декабрь 2016 г.) / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. 273 с.

9. Howe, Strauss, 1991 - Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y.: William Morrow & Company, 1991. 540 p.

10. Johnson, 2005 - Johnson S. Everything Bad Is Good for You: How Today's Popular Culture Is Actually Making Us Smarter. Riverhead, 2005. 250 p.

УДК 37.014

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ИДЕАЛОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТАХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Анатолий Владимирович Овчинников

Доктор педагогических наук, заместитель заведующего центром истории педагогики и образования Институт стратегии развития образования Российской академии образования Сергей Дмитриевич Половецкий Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник центра истории педагогики и образования Институт стратегии развития образования Российской академии образования

В статье на основе имеющейся отечественной историографии и историко-правового анализа первых политических документов и законодательных актов советской власти в области народного просвещения показываются основные направления формирования новых ценностных ориентиров обучения и воспитания школьников. Показано, что нормативные документы выступали инструментом изменения социально-политических взглядов российского населения на цели и задачи национальной системы образования. Вместе с тем отмечается то, что начав проведение революционных преобразований, новая власть активно использовала накопленный ранее организационный опыт создания системы образования, приспосабливая его к новым политическим условиям, стремясь к достижению скорейшей отдачи от того, что было создано в совершенно других исторических условиях. Вместе с тем новое правительство проводило четкую агитационную линию, направленную на интенсивное убеждение всех участников образовательного процесса в лояльности, а в перспективе к полному подчинению новой власти как единственному источнику формирования целей, задач и ценностей отечественного просвещения. В заключение статьи отмечается, что первые политические документы большевиков в области образования обеспечили возможность подчинения их воле основных участников образовательного процесса с постепенным, но достаточно быстрым изменением их ценностных позиций в рамках, заданных новой властью.

Ключевые слова: отечественное образование, советская власть, политические документы, ценностные идеалы, педагоги, студенты, учащиеся.

FORMATION OF NEW IDEALS OF DOMESTIC EDUCATION IN THE FIRST POLITICAL DOCUMENTS OF THE SOVIET POWER

Anatoly Vladimirovich Ovchinnikov

DSc in Education, Deputy head of the center for the history ofpedagogy and education Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education

Sergey Dmitrievich Polovetskiy DSc in History, Leading researcher of the center for the history ofpedagogy and education Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education

The article on the basis of the existing national historiography and historical and legal analysis of the first political documents and legislative acts of the Soviet power in the field of public education shows the main directions of formation of new value orientations of education and upbringing of schoolchildren. It is shown that the normative documents were a tool for changing the socio-political views of the Russian population on the goals and objectives of the national education system. At the same time, it is noted that when the new government began carrying out revolutionary changes, it actively used the previously accumulated organizational experience of creating an education system, adapting it to the new political conditions, striving to achieve the fastest return on what was created in completely different historical conditions. At the same time, the new government pursued a clear campaign line aimed at the intensive persuasion of all participants of the educational process in loyalty, and in the long term to the full subordination of the new government as the only source of for-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.