Научная статья на тему 'Стратегия развития медико - экологических форм эффективного лесопользования'

Стратегия развития медико - экологических форм эффективного лесопользования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕС / ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / FOREST / ECONOMY / ENVIRONMENT / INVESTMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Апсалямова С.О.

Рассмотрены вопросы развития стратегии медикоэкологических форм эффективного лесопользования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития медико - экологических форм эффективного лесопользования»

УДК 634.0.89

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕКРЕАЦИОННЫМИ

ЛЕСНЫМИ МАССИВАМИ

Апсалямова С.О.

(Кубанский государственный медицинский университет, г.Краснодар, РФ) Apsaliamova S. O. (Kuban State Medical University, Krasnodar, Russia)

Рассмотрены вопросы развития правовых норм экономики организации лесопромышленного комплекса

The problems of development of legal norms of the economy organization of timber industry complex

Ключевые слова: лес, экономика, экология, инвестиции, инновации. Key words: forest, economy, environment, investment, innovation.

Соглашения об управлении лесными массивами заключаются, как правило, на длительный срок (20 и более лет), держатели соглашений об управлении наделяются правами на проведение лесозаготовительных и рекреационных работ, а также обеспечения социально-экономического, медико-биологического и комфортного проживания населения в этих лесных массивах [1].

Обязанности владельцев лесных массивов заключаются в осуществлении на этой территории планирования лесного хозяйства, организации выполнения лесовосстановительных и рекреационных мероприятий, проведении инвентаризации лесного фонда, медико-экологической безопасности, строительства дорог и т.д. а также в обязанности владельцев лесных массивов входит внесение платы в соответствии с заготовленными объемами древесины.

Лицензии на объем заготовки древесины предоставляют право их владельцам осуществлять лесозаготовительные и рекреационные работы в пределах выделенной территории в течении 10-20 лет. Обязанности владельцев лицензий предусматривают проведение в основном лесозащитных, социальных, лесовосстановительных, рекреационных и экологических мероприятий, нацеленных на предоставлении и учете местных интересов по пользованию лесными ресурсами [2,8].

Эти документы устанавливают права и обязанности собственников лесов по рациональному пользованию лесными ресурсами и другими полезностями и услугами леса, совместному проведению мероприятий, обеспечивающих выращивание сельскохозяйственных культур, лекарственных, технических и других не древесных продуктов леса, на основе регулирования государственными органами (агентствами), в функции которых входит контроль и сбор информации об использовании лесных ресурсов.

Осуществление этими агентствами контроля за использованием лесных ресурсов предполагает создание специальных контрольных стандартов, основанных на мониторинге состояния лесов [3,6].

Среди мер регулирования, применяемых органами власти, по организации эффективного пользования лесами, необходимо выделить:

- предоставление разрешений на перевод лесных земель в нелесные;

- осуществление контроля за способами продажи и заготовки древесины;

- обеспечение доступа в частные леса сборщиков грибов, ягод, охотников и населения для отдыха;

- проведение контроля за охраной водных ресурсов и среды обитания диких животных;

- предоставление субсидий для реализации программ технической помощи и информационного обеспечения;

- введение льготного налогообложения, поощряющее осуществление интенсивной хозяйственной деятельности на рекреационных лесных площадях;

- снижение неопределенности в освоении лесных площадей путем составления арендных договоров, установления гарантированного уровня цен на лесную продукцию и услуги, предоставляемые с помощью леса;

- организацию страхования лесохозяйственной деятельности;

- заключение договоров о защите лесов;

Передача лесных площадей осуществляется на основании концессионных контрактов, заключаемых между органами государственного управления и частными компаниями. В контрактах предусматривается право частных компаний на хозяйственное освоение лесных массивов [4,7].

Контракты заключаются на срок от 1 до 25 лет и более, это означает, что при удовлетворительном ведении хозяйства на переданных компании лесных площадях, срок действия контракта может продлеваться.

Согласно контракту, на компанию могут возлагаться следующие обязанности:

- проведение лесовосстановительных и рекреационных работ;

- осуществление мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;

- выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог;

- проведение лесовосстановительных работ на неудовлетворительно восстановленных лесных площадях;

- составление и согласование с органами управления лесным хозяйством планов лесоустройства и мероприятий на год;

- осуществление объемов лесозаготовок, не превышающих установленных норм лесопользования.

Контроль за обязанностями, предусмотренными в контракте, осуществляется комитетом, создаваемым органом управления лесным хозяйством, который обладает полномочиями на проведение проверок хозяйственной деятельности компании на лесных площадях, переданных ей в пользование.

Комитет имеет право изучать и проверять отчеты компаний, которые ежегодно представляются в органы управления лесным хозяйством.

Обязанности органа управления лесным хозяйством обычно состоят в бесплатной передаче компаниям лесопосадочного материала и семян и проведении лесовосстановительных и рекреационных работ с предварительной их оплатой концессионером [5].

Передача лесных площадей компаниям в пользование осуществляется за определенную плату, форма платы за пользование лесными площадями мо-

жет быть различной, при этом платежи устанавливаются за продукцию деревообработки, при отсутствии их за объемы древесины на корню, к основному достоинству системы организации лесных концессий следует отнести возможность ведения хозяйственной деятельности в государственных лесах частными компаниями, что оказывает влияние на снижение государственных расходов на управление лесами, при этом взятие лесных площадей в концессию также способствует обеспеченности компании древесным сырьем на долгосрочную перспективу.

Метод на основании сделок предполагает определение цены на лес на корню, с использованием данных о продаже древесины в прошлые годы.

Использование метода, на основании сделок для определения стоимости леса на корню, предпочтительнее по сравнению со способом по остаточной стоимости из-за необязательности обладания информацией о затратах на заготовку и переработку древесины [8].

Разработка и реализация лесохозяйственных программ. осуществляется на долгосрочный период ( 40-50 лет), при этом реализация лесохозяйствен-ных программ направлена в основном на осуществление лесохозяйственных и рекреационных мероприятий, обеспечивающих охрану и защиту лесов.

Однако разработанные органами государственной власти ле-сохозяйственные программы могут быть ориентированы на достижение социальных, политических, экономических и других целей, для достижения перечисленных целей в лесохозяйственных программах разрабатываются мероприятия по обеспечению занятости того или иного региона, созданию новых рабочих мест, поддержанию политической стабильности, защите и охране природы, при этом лесохозяйственные программы также содержат мероприятия по созданию баз древесного сырья, предназначенных для стабильного развития лесной промышленности и совершенствованию технологий в области выращивания и заготовки древесины.

В ряде программ имеются мероприятия по созданию зон эталонных лесов. Разработанные в программах лесохозяйственные и рекреационные мероприятия направлены на формирование лесных массивов с высокими, качественными характеристиками древостоя, что позволяет подготавливать древесину непосредственно для нужд лесной промышленности. Таким образом, проводимые на стадии лесовыращивания мероприятия способствуют повышению конкурентоспособности будущих лесных материалов. Мероприятия в области охраны природы предполагают проведение мониторинга за ее состоянием, осуществление специализированного ухода за редкими животными и растениями, находящимися под угрозой исчезновения, выполнение лесозащитных и лесовосстановительных работ. В лесохозяйственных программах предусматриваются мероприятия по предоставлению рекреационных услуг (рыболовство, охота, пешие прогулки, услуги по туризму и т.д.) [4].

В дополнение к лесохозяйственным и рекреационным программам разрабатываются исследовательские программы, которые сосредоточены в основном на разработке предложений по снижению воздействий на окружающую среду, в этих программах изучаются проблемы совершенствования тех-

нологии лесозаготовительных и рекреационных работ с целью обеспечения восстанавливаемости вырубленных лесных площадей, вопросы сохранения и сбережения животного и растительного мира, многоцелевого пользования ресурсами и полезностями леса.

Список использованных источников

1 Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Медицинские аспекты пищевой и лечебной ценности растительных продуктов леса. М.: Научное обозрение. Том 6, 2013.

2 Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Формирование экономических, медицинских и социальных систем в сфере эффективного лесопользования. Краснодар: ООО «Издательский дом - Светочъ». 2014. 296 с.

3 Хуажев О.З. Аспекты эффективного применения инвестиционных проектов в лесной отрасли. Научное издание «Лесотехнический журнал». Воронеж. ВГЛТА. Том 4 №1 (13). 2014 С. 36-43.

4 Хуажев О.З. Тенденции процесса функционирования и развития, экономических систем управления лесными ресурсами. Научное издание «Лесотехнический журнал». Воронеж. ВГЛТА. Том 4 №1 (13). 2014. С. 243- 253

5 Хуажев О.З. Формирование механизма регулирования устойчивого развития экономики регионального лесного сектора. Краснодар: ООО «Издательский дом-Юг», 2009. 136 с.

6 Khuazhev O.Z. Organizational and Economic Mechanisms for Monitoring of Processes Ensuring Sustainable Development of the Forest Sector. BBRA - Biosciences, Biotechnology Research Asia (India, ISSN 0973-1245, Scopus) Vol. 12(2), 2015. P. 1345-1349

7 Khuazhev O.Z. Economic Mechanisms of Competitiveness in Nature Management, Environment Protection and Ensuring Medico-Ecological Safety. BBRA - Biosciences, Biotechnology Research Asia (India, ISSN 0973-1245, Scopus) Vol. 12(2), 2015. P.1451-1458

8 Khuazhev O.Z. The Economic Value of Forest Ecosystem Services. Journal of Environmental Management and Touris. University of Craiova, Romania Volume VI Issue 1(11) ASERS Publishing, 2015. P. 291-297

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 15-02-00199 «Формирование концепции социально-экономического развития лесного сектора экономики Российской Федерации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.