Научная статья на тему 'Стратегия развития инновационной деятельности предприятий в республике Татарстан'

Стратегия развития инновационной деятельности предприятий в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATION COSTS / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS / MARKETING INNOVATIONS / ORGANIZATIONAL INNOVATIONS / INNOVATIVE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кодолова И. А., Юсупова Л. М., Никонова Т. В.

В статье рассматриваются проблемы перехода предприятий Республики Татарстан на инновационную модель развития. Представлена динамика инновационных процессов в Республике Татарстан. Проанализированы показатели инновационной деятельности предприятий за последние десять лет. Проведена классификация инновационно активных предприятий в зависимости от критерия вида экономической деятельности. В статье рассмотрены сравнительные показатели инновационной деятельности Республики Татарстан. Детализирована структура затрат на инновации. Обобщены итоги развития инновационной деятельности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кодолова И. А., Юсупова Л. М., Никонова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF INNOVATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF ENTERPRISES IN THE TATARSTAN REPUBLIC

The article deals with the problems of transition to an innovative model of the development of enterprises in the republic of Tatarstan. The research presents the dynamics of innovative processes based on introduction of advanced production technologies in Tatarstan's enterprises. Authors analyzed the indicators of innovative activity of enterprises for the last ten years and classified studied organizations according to the types of their economic activity. Innovation process management at the regional level requires the knowledge of nature, legitimacy and specificity of innovation.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития инновационной деятельности предприятий в республике Татарстан»

РАЗДЕЛ IV. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.36

Кодолова И.А., Юсупова Л.М. , Никонова Т.В.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы перехода предприятий Республики Татарстан на инновационную модель развития. Представлена динамика инновационных процессов в Республике Татарстан. Проанализированы показатели инновационной деятельности предприятий за последние десять лет. Проведена классификация инновационно активных предприятий в зависимости от критерия вида экономической деятельности. В статье рассмотрены сравнительные показатели инновационной деятельности Республики Татарстан. Детализирована структура затрат на инновации. Обобщены итоги развития инновационной деятельности на региональном уровне.

Ключевые слова

Стратегия инновационного развития, инновационная инфраструктура, инновационная активность предприятий, кластерный подход, коммерциализация инноваций.

JEL: L53, O32

Kodolova I.A., Yusupova L.M., Nikonova T. V.

THE STRATEGY OF INNOVATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF ENTERPRISES IN THE TATARSTAN REPUBLIC

Abstract

The article deals with the problems of transition to an innovative model of the development of enterprises in the republic of Tatarstan. The research presents the dynamics of innovative processes based on introduction of advanced production technologies in Tatarstan's enterprises. Authors analyzed the indicators of innovative activity of enterprises for the last ten years and classified studied organizations according to the types of their economic activity. Innovation process management at the regional level requires the knowledge of nature, legitimacy and specificity of innovation.

Keywords

Innovative development, innovative activity, innovation costs, technological innovations, marketing innovations, organizational innovations, innovative products.

Введение. Активизация инновационных факторов развития на региональном уровне выступает стратегиче-

ской задачей экономической политики Республики Татарстан. Стратегия развития Приволжского федерального ок-

руга на период до 2020 года в качестве одного из механизмов реализации стратегических целей выделяет необходимость задействования фактора инноваций в социально-экономической политике региона11.

В настоящее время в значительной степени исчерпаны источники экстенсивного роста экономики. Ключевым фактором развития экономики в условиях ограниченности всех видов ресурсов должны стать инновации. Реальной возможностью повышения конкурентоспособности отечественной продукции является внедрение результатов научно-исследовательских разработок путем трансферта технологий. Основой успеха в данном случае выступает наличие стратегии развития, учитывающей постоянное проникновение инноваций в производство и продвижение на рынок инновационной продукции. В силу специфики инновационного процесса реализация сбалансированного инновационного развития промышленного комплекса возможна лишь при одновременном прогрессе научной сферы [7].

Республика Татарстан в настоящее время является одним из ведущих российских регионов, где внедряются новаторские подходы и современные технологии во многих областях, прежде всего в нефтедобыче, нефтепереработке, нефтехимии, машиностроении, ИТ-сфере, высокотехнологичной медицине. Наличие современной инновационной инфраструктуры и активной государственной поддержки обеспечило формирование в республике благоприятных условий для наращивания инновационной активности. Согласно рейтингу инновационной активности регионов, который ежегодно составляется Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий,

11 Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р.

Татарстан по итогам 2014 года занял второе место [2].

В 2015 году принята Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, одной из целей которой выступает формирование экономики, основанной на инновациях и на знаниях. В стратегии значительное внимание отводится взаимодействию науки, образования, бизнеса и власти в рамках кластера [8]. Кластерная организация предполагает расширение возможности для бизнеса участвовать в разработке и реализации важнейших направлений экономической политики Республики Татарстан.

В Татарстане предусматривается формирование 10 инновационных кластеров, являющихся пилотным проектом в рамках Национальной технологической инициативы. Особую роль в инновационном развитии республики играет Камский инновационный территориально-производственный кластер -ИнноКам, являющийся основной точкой экономического роста Республики Татарстан. Специализация кластера -нефтепереработка, нефтехимия и автомобилестроение. Доля кластера в валовом региональном продукте республики составляет свыше 25 %, а объем инвестиций - около 40 % [5].

Ключевая роль в Камском кластере отводится особой экономической зоне промышленного производства типа «Алабуга», в состав которой привлечено 48 компаний-резидентов. Резиденты особой экономической зоны представлены тремя ключевыми кластерами: производством автомобилей и автокомпонентов, переработкой полимеров в готовую продукцию, производством строительных материалов. На территории ОЭЗ «Алабуга» реализуются проекты в сфере пищевой промышленности, деревообработки, производства стекла, композиционных материалов, машиностроения.

Для обеспечения согласованного взаимодействия субъектов инновационных процессов, роста эффективности

государственного регулирования сферы инноваций в регионах и выполнения его основных задач необходимым видится изучение показателей инновационной деятельности. Исследование динамики показателей инновационного развития в Республике Татарстан было проведено по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ за последние десять лет. Методом исследования стало сравнение показателей инновационной деятельности в республике.

Результаты исследования. Оценка динамики инновационной деятельности предприятий республики показывает, что количество инновационно активных предприятий в период с 2006 по 2016 год характеризуется ежегодным увеличением. Уровень инновационной активности предприятий в республике за последние десять лет вырос с 12,8 % в 2006 г. до 21,3 % в 2016 г. (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень инновационной активности предприятий Республики Татарстан (%)

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью в общем числе обследованных организаций 12,8 14,1 14,3 14,5 14,9 18,1 19,1 21,0 20,5 20,5 21,3

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно активных предприятий 27,9 23,5 22,9 25,2 21,2 20,2 18,4 18,7 19,5 21,3 20,9

Инновационной деятельностью в Республике Татарстан в 2016 г. занимались 166 организаций, или 21,3 % всех обследованных предприятий и организаций (рис. 1). Инновационные процес-

сы в республике характерны в основном для промышленных предприятий, их доля составляет 76 % всех инновационно активных организаций.

190 170 150 130 110

90

166

119 120

♦"109 107 107 107 лт 99 102

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 ♦ Число инновационно-активных предприятий ш

Рисунок 1 — Динамика количества инновационно активных предприятий

в Республике Татарстан, ед.

Вклад инноваций и инновационных технологий в прогресс экономики РТ постоянно увеличивается. Инновационные продукты и новые технологии способствуют не только росту показателя валового регионального продукта, но и его качественному, прогрессивному

изменению, росту конкурентоспособности экономики республики. Доля добавленной стоимости инновационной продукции в валовом региональном продукте РТ составила в 2016 г. 16,5 %. По сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился на 3,4 п.п. (рис. 2).

17

16,5

16

15,5

15

14,5

14

16,5

14,9

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 2 - Динамика доли инновационной продукции в ВРП Республики Татарстан, %

Разработку и освоение инноваций в республике осуществляет незначительное число промышленных предприятий, при этом только несколько видов деятельности демонстрирует положительные показатели. Инновационная деятельность в основном сосредоточена на предприятиях обрабатывающих производств (59,2 %), добычи полезных ископаемых (8,9 %), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (7,7 %), связи (1,3 %), в организациях, связанных с использованием вычислительной техники и информационных технологий (3,2 %), занимающихся научными исследованиями и разработками (12,7 %) (рис. 3).

Самая высокая инновационная активность наблюдалась среди предприятий, внедряющих технологические инновации - 19,5 %. Наиболее активными с точки зрения применения технологических инноваций являются предприятия по производству нефтепродуктов (66,7 % от общего числа обследуемых предприятий), производству электрического, электронного и оптического оборудования (48,7 %), химического производства (46,2 %), по обработке древесины и производству изделий из дерева (28,6 %), производству кожи, изделий из кожи и производству обуви (25 %), производству транспортных средств и оборудования (23,4 %) (рис. 4).

Добыча полезных ископаемых ■1- Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды ш Монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций Связь

т Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий - Научные исследования и разработки Предоставление прочих видов услуг

Рисунок 3 - Инновационная активность предприятий Республики Татарстан по видам экономической деятельности, 2016 г.

Очень низкий уровень инновационной активности в 2016 г., ниже, чем в целом по промышленности (19,5 %), отмечался на предприятиях издательской и полиграфической деятельности (11,8%), по производству прочих неметаллических минеральных продуктов (14,6 %), производству готовых металлических изделий (14,7 %) [9].

В условиях развития инновационной экономики особое значение приобретает внедрение организационных и маркетинговых инноваций. Переход к инновационному типу развития предполагает, что инновации должны охватывать не только разработку новых технологий и их внедрение, но и продвиже-

ние продукции на рынок, эффективную инфокоммуникационную инфраструктуру.

В последние годы намечаются определенные тенденции к более интенсивному продвижению инноваций в управление производством и сферу услуг. Это и внедрение современных методов управления, проектирования новых организационных структур управления, внедрение современных систем логистики и управления, аутсорсинга, реализация новой маркетинговой стратегии. Однако на многих предприятиях такие инновации пока не получили должного распространения, что ограничивает инновационную активность [4, 5].

производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

химическое производство

обработка древесины и производство изделий из дерева

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

обрабатывающие производства производство транспортных средств и оборудования текстильное и швейное производство

производство резиновых и пластмассовых изделий

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

производство машин и оборудования

производство пищевых продуктов

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

производство готовых металлических изделий

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

издательская и полиграфическая деятельность

48,7 46,2

28,6

25 24,9 23,4 22,2 21,2 21,2 20,8 20 17,1 14,7 14,6 11,8

10 20 30 40 50 60

66,7

70 80

Рисунок 4 - Доля организаций промышленного производства, внедряющих технологические инновации по видам экономической деятельности, 2016 г., %

Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации в 2016 г., составил 4,6 %, организационные инновации - 4,3 %. Маркетинговые инновации применяли предприятия следующих видов экономической деятельности: предприятия по производству нефтепродуктов (33,3 %), по обработке древесины и производству изделий из дерева (28,6 %), производству резиновых и пластмассовых изделий (12,1 %). На предприятиях по производству нефтепродуктов, обработке древесины и производству изделий из дерева, текстильного и швейного производства отмечен наибольший удельный вес внедренных организационных инно-

ваций - соответственно 33,3 %, 28,6 % и 22,2 %.

В докризисные годы предприятия республики затрачивали на инновации более 25 млрд рублей в год. Объем затрат в 2009 г. составил 8,2 млрд рублей и снизился по сравнению с 2008 г. на 64,8 %. Резкое снижение общих затрат на инновации связано с усложнившимися условиями на российском и международном рынках, а также с необходимостью оплачивать текущие долговые обязательства [3].

Существенное увеличение общих затрат на инновации произошло в 2011 г. и составило 44424,8 млн рублей, по сравнению с 2008 г. рост составил 186 %. В 2012 г. общий объем затрат на

0

инновации в республике снизился и составил 38,3 млрд руб. Самый большой объем затрат на инновации за последние десять лет в размере 96175,3 млн рублей наблюдался в 2014 г. [6].

В Республике Татарстан затраты предприятий и организаций на инновации в 2016 г. составили 57711,7 млн

рублей и сократились по сравнению с 2014 г. в фактически действовавших ценах на 40,3 %, за счет сокращения затрат на технологические инновации - на 39,8 %, на маркетинговые инновации -на 72,9%, на организационные инновации - на 56,9% (таблица 2).

Таблица 2 - Затраты организаций, осуществляющих инновации

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Затраты на

инновации, млн рублей в том числе 23806,3 8432,3 14626,1 44424,8 38238,0 64891,7 96175,3 53572,6 57711,7

технологические ин- 23731,3 8262,5 14351,1 44166,4 38101,0 64436,5 95720,7 53353,8 57571,1

новации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

маркетинговые иннова- 32,2 42,8 112,9 26,6 62,9 240,5 344,8 70,1 93,2

ции

организационные инно- 42,8 127,0 162,1 231,8 74,1 214,7 109,8 148,7 47,3

вации

Сокращение затрат на инновации главным образом произошло за счет следующих видов деятельности: производства резиновых и пластмассовых изделий (на 95 %), связи (на 89,5 %), производства кожи, изделий из кожи и производства обуви (на 86,4 %), производства кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (на 83,9 %), текстильного и швейного производства (на 83,0 %), производства пищевых продуктов (на

78.6 %), целлюлозно-бумажного производства (на 68,8 %), химического производства (на 59,9 %).

При этом увеличились затраты на инновации на предприятиях: металлургического производства и по производству готовых металлических изделий (в 5 раз), по обработке древесины и производству изделий из дерева (в 2,4 раза), производству кокса и нефтепродуктов (в 2 раза), производству резиновых и пластмассовых изделий (на 91,3 %), производству машин и оборудования (на 78,2 %), по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (на

22.7 %).

Структура затрат на инновации по видам экономической деятельности отличается высокой степенью концентрации. В структуре затрат на инновации более 90 % приходится на предприятия промышленных производств. Наибольший удельный вес в 2016 г. имели виды деятельности: производство нефтепродуктов - 28,0 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды -13 %, химическое производство - 12 %, производство машин и оборудования -9 %.

В структуре затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности высокая доля затрат (37 %) направляется на приобретение машин и оборудования для осуществления технологических инноваций (рис. 5).

Расходы, направленные непосредственно на подготовку инновационной продукции, формируют незначительную долю всех затрат: закупка новых технологий - 1,1 %, приобретение программного обеспечения - 0,9 %. Необходимо отметить, что за период с 2010 по 2016 год произошло существенное снижение до-

ли затрат на приобретение новых технологий - более чем в 1,5 раза. И совсем несущественная доля инновационных расходов предприятий составляют за-

При этом в последние годы особое значение приобретают организационные и маркетинговые инновации, выстраивание траектории к инновационному развитию предполагает, что инновации должны включать не только создание новых технологий, их внедрение, но и продвижение продукции на рынок, эффективную инфокоммуникационную инфраструктуру. Однако на многих предприятиях такие инновации пока не получили должного распространения, что ограничивает инновационную активность.

Итоговым результатом инновационной деятельности выступает внедре-

траты на обучение и подготовку кадров, связанных с инновациями (0,4 %), и затраты на исследования рынка (0,07 %).

ние в производственный процесс более экономичных видов технологий, сырья, материалов, создание и совершенствование существующих видов продукции. В 2016 г. в республике предприятиями и организациями было выполнено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 391148,5 млн руб. За последние пять лет рост этого показателя составил 1,4 раза. Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженной продукции предприятий Республики Татарстан составляет 20,9 %.

Наибольший объем инновационной продукции в 2016 г. наблюдался по таким видам деятельности, как: добыча

21%

I 31%

ь1 исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов

-¿производственное проектирование, дизайн и другие разработки новых продуктов, услуг или методов их производства (передачи), новых производственных процессов приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями

< приобретение новых технологий

■ приобретение программных средств

п другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов

■ обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями

■ маркетинговые исследования

и прочие затраты на технологические инновации

Рисунок 5 - Структура затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности

полезных ископаемых - 198872,4 млн руб. (51 % от общего объема отгруженных инновационных товаров), производство транспортных средств и оборудования - 45805 млн руб. (12 % от общего объема отгруженных инновационных товаров), химическое производство -42403,8 млн руб. (11 % от общего объема отгруженных инновационных товаров), производство кокса и нефтепродуктов - 29886 млн руб. (8 % от общего объема отгруженных инновационных товаров) (рис. 6).

В 2016 г. по сравнению с 2015 г. выросла доля инновационной продукции в совокупном объеме отгруженных товаров в целом по РТ в следующих ви-

0,23% 1,47% 0,61% 0,41%

0,08%

дах экономической деятельности: химическом производстве - на 4 п.п., производстве машин и оборудования - на 2 п.п., производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 1 п.п., металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 1 п.п. Одновременно отмечено снижение доли инновационной продукции в совокупном объеме отгруженных товаров в следующих видах экономической деятельности: производстве кокса и нефтепродуктов - на 6 п.п., производстве транспортных средств и оборудования - на 4 п.п., производстве пищевых продуктов - на 1 п.п. (рис. 7).

0,00%

0,15%

7,64%

0,00%

10,84%

3,49%

0,74%

7,85%

0,02%

-производство пищевых продуктов

■ -текстильное и швейное производство

■ -целлилозно-бумажное производство

■ -производство изделий из кожи -производство кокса и нефтепродуктов

■ -химическое производство

11 -производство резиновых и пластмассовых изделий

■ -производство прочих неметаллических минеральных продуктов

■ -металлургическое производство и производство готовых металлических изделий -производство машин и оборудования

-производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - -производство транспортных средств и оборудования

■ -прочие производства

■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

■ Связь

■ Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий J Научные исследования и разработки

■ Предоставление прочих видов услуг

Рисунок 6 - Отгружено инновационных товаров, работ и услуг по Республике Татарстан, по видам экономической деятельности в 2016 г.

Предоставление прочих видов услуг

Научные исследования и разработки

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных..

Связь

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

-прочие производства

-производство транспортных средств и

оборудования -производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

-производство машин и оборудования

-металлургическое производство и производство готовых металлических изделий -производство прочих неметаллических минеральных продуктов -производство резиновых и пластмассовых изделий

-химическое производство -производство кокса и нефтепродуктов -производство изделий из кожи -целлилозно-бумажное производство -текстильное и швейное производство -производство пищевых продуктов

799 1271,3

« 5337,6 3727,8

■ 903,1 674,4

166,3 51,6

671,8 621,7

1738,6 995,6

9556,3 6689,2

4232,7

56831,9

71588,8

3762,6

523,8 253,3

236,3 220,7

25296,8

195

19509,7

24704,2 16020,5

ррррррррррррр

44345,1

52142,7

0 22,8

672,2 408,7

45,7 87,6

3876,8 4034,4

0 20000 2016 ^ 2015

40000

60000

80000

Рисунок 7 - Объем инновационных товаров, работ и услуг по Республике Татарстан, по видам экономической деятельности

в 2015-2016 гг., млн руб.

Выводы. Подведем итоги развития инновационной деятельности пред-ириятий Республики Татарстан.

• Инновационной деятельностью в Республике Татарстан в 2016 г. занимались 166 организации, или 21,3 % всех обследованных предприятий и организаций (в 2010 г. - 14,9 %, в 2014 г. -20,5 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольший уровень инновационной активности наблюдался среди

предприятий, осуществляющих технологические инновации, - 19,5% от общего числа обследуемых предприятий.

• Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации в 2016 г., составил 4,6 %, организационные инновации - 4,3 %.

Затраты предприятий и организаций на инновации составили 57711,7 млн рублей и сократились по сравнению с 2014 г. в фактически действовавших це-

нах на 40,3 %, за счет сокращения затрат на технологические инновации - на 39,8%, на маркетинговые инновации -на 72,9%, на организационные инновации - на 56,9%.

В структуре затрат на инновации более 90 % приходится на предприятия промышленных производств. Наибольший удельный вес в 2016 г. имели виды деятельности: производство нефтепродуктов - 28,0 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 13 %, химическое производство -12 %, производство машин и оборудования -9 %.

• В 2016 г. в республике предприятиями и организациями было выполнено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 391148,5 млн руб. За последние пять лет рост этого показателя составил 1,4 раза.

• Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в совокупном объеме отгруженной продукции предприятий Республики Татарстан составляет 20,9 %.

• Доля добавленной стоимости инновационной продукции в валовом региональном продукте Республики Татарстан составила в 2016 г. 16,5 %.

Заключение. Проведенный анализ инновационной деятельности предприятий Республики Татарстан свидетельствует о том, что темпы инновационной активности предприятий недостаточны, спрос на инновационную продукцию в регионе по-прежнему остается низким. Темпы расширения инновационной активности предприятий недостаточны, что, по мнению авторов, является следствием недостатка собственных денежных средств, высоких экономических рисков и высокой стоимости инноваций, недостатка квалифицированных кадров.

Главным направлением совершенствования региональной экономики является переход на инновационную модель развития, создание современного механизма эффективного управления инновационными процессами. По мнению авторов, ключевыми задачами при

реализации инновационной стратегии развития предприятий Республики Татарстан являются:

• развитие региональной инфраструктуры инновационной деятельности, представленной сетью инновационных высокотехнологических кластеров;

• стимулирование спроса на инновационную деятельность и результаты научных исследований, создание предпосылок и условий для формирования устойчивых научно-производственных связей, интеграция российских инновационных кластеров в мировой рынок высокотехнологической продукции;

создание благоприятных условий для технологической модернизации секторов экономики на основе передовых производственных технологий и интеграции с мировыми комплексами технологических инноваций в целях формирования рынка инноваций.

Библиографический список

1. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации / под ред. Л.М. Гохберга. Вып. 2. - М.: НИУ ВШЭ, 2014.

2. Кодолова И.А. Инновационное развитие предприятий Республики Татарстан и регионов Приволжского федерального округа: монография / под ред. Бабкина А.В. - СПб.: Изд-во СПбПУ, 2016. - С. 162-186.

3. Кодолова И.А., Степанова Ю.В. Анализ инновационного развития в Приволжском федеральном округе // Проблемы анализа и моделирования региональных социально-экономических процессов: материалы докладов VI Международной заочной научно-практической конференции. - Казань: КФУ, 2016. -С. 118.

4. Кодолова И.А., Фесина Е.Л. Инновационное развитие предприятий Приволжского федерального округа // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2016. - № 5. - С. 28-32.

5. Kodolova I.A., Stepanova Yu.V., Arzhantseva N.V. Innovation development strategy for enterprises of the Tatarstan

Republic // Asian Social Sciences. - 2015. -Vol. 11. - No. 11. - Pp. 323.

6. Kodolova I.A., Khisamova E.D., Hasbiullina G.M. Strategy of innovative development for the republic of Tatarstan // QUID: Investigación Ciencia y Tecnología. -2017. - No. 28. - Pp. 1407-1414.

7. Хуснутдинов А.З., Никонова Т.В. К вопросу о теоретической сущности инновационного инвестирования // Экономические науки. - 2010. - № 5. -С. 32-37.

8. Юсупова Л.М., Бодров Р.Г. Современная инвестиционная политика Татарстана // Казанский экономический вестник. - 2013. - № 2. - С. 57-60.

9. Kodolova I.A., Yusupova L.M., Nikonova T.V., Khisamova E.D., Hasbiullina G.M., Solodkova I.M. The dynamics of innovative activity developmemt: the enterprises of Tatarstan // Astra Salvensis. -2017. - No. 2. - Pp. 415-428.

Bibliographic list

1. Rating of innovative development of territorial subjects of the Russian Federation / ed. L.M. Gokhberg. Is. 2. - M.: HSE, 2014.

2. Kodolova I.A. Innovative development of the enterprises of the Republic of Tatarstan and regions of the Volga Federal District: monograph / ed. Babkin A.V. -SPb.: SPbPU, 2016. - Pp. 162-186.

3. Kodolova I.A., Stepanova Yu.V. The analysis of innovative development in

the Volga Federal District // Problems of the analysis and modeling of regional social and economic processes: materials of reports of the VI International correspondence scientific and practical conference. -Kazan: KFU, 2016. - P. 118.

4. Kodolova I.A., Fesina E.L. Innovative development of the enterprises of the Volga Federal District // Kazan social and humanitarian bulletin. - 2016. - No. 5. -Pp. 28-32.

5. Kodolova I.A., Stepanova Yu.V., Arzhantseva N.V. Innovation development strategy for enterprises of the Tatarstan Republic // Asian Social Sciences. - 2015. -Vol. 11. - No. 11. - Pp. 323.

6. Kodolova I.A., Khisamova E.D., Hasbiullina G.M. Strategy of innovative development for the republic of Tatarstan // QUID: Investigación Ciencia y Tecnología. -2017. - No. 28. - Pp. 1407-1414.

7. Husnutdinov A.Z., Nikonova T.V. To a question of theoretical essence of innovative investment // Economic sciences. -2010. - No. 5. - Pp. 32-37.

8. Yusupova L.M., Bodrov R.G. Modern investment policy of Tatarstan // Kazan economic bulletin. - 2013. - No. 2. -Pp. 57-60.

9. Kodolova I.A., Yusupova L.M., Nikonova T.V., Khisamova E.D., Hasbiullina G.M., Solodkova I.M. The dynamics of innovative activity developmemt: the enterprises of Tatarstan // Astra Salvensis. -2017. - No. 2. - Pp. 415-428.

УДК 631.1

Мищенко А.В.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РОСТА АПК И РАЗВИТИЕ ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОПЫТА КОНВЕРСИОННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация

В статье анализируется потенциал государственного регулирования в сфере стимулирования повышения эффективности агропроизводства, его интенсификации и усиления социальной результативности. В качестве важного фактора рассматривается воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.