© УШАКОВ И.В. -
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА)
И.В.Ушаков
(Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр, гл. врач — И.В. Ушаков)
Резюме. В статье представлено описание формирования и развития информационной системы современной медицинской организации, управление которой построено на принципах системного и процессного подходов. Ключевые слова. Современная медицинская организация, информационная система, управление.
Информационные технологии становятся все более значимыши элементами обеспечения лечебно-диагностического процесса. Компьютеры являются основой сложных диагностических устройств, мониторов и лабораторных анализаторов как мощные инструменты, позволяющие врачам получать детальную информацию о жизнедеятельности организма пациента и контролировать ход лечения. С помощью компьютеров ведется планирование медицинской помощи и ее учет. В последнее время происходит усиление роли компьютера в качестве современного средства связи, обеспечивающего более эффективную организацию лечебно-диагностического процесса, координацию и эффективное взаимодействие всех элементов системы учреждения. В но-вык экономических условиях организация работы лечебно-профилактического учреждения не может оставаться незыголемой, она должна непрерытно совершенствоваться в целях повышения качества медицинской помощи в условиях неизменных бюджетных ограничений. Для того чтобы информатизация ЛПУ внесла достаточно ощутимый вклад в достижение этой цели, она должна решать определенные стратегические задачи.
Стратегия развития информационной системы (ИС) для каждой медицинской организации своя и определяется, в первую очередь, целями ее функционирования, а также существующими возможностями и ограничениями предприятия. Таким образом, стратегия развития организации и ИС являются взаимозависимыми и взаимодополняющими инструментами управления. Неоспоримым является тот факт, что внедрение новый методов управления предполагает использование информационных технологий (ИТ). В связи с этим систему управления, в которой значительную роль играют современные методы и средства работы с управленческой информацией, назытаюг информационной системой управления (ИСУ). Можно определить ИСУ как систему процессов управления, которая использует комплексный набор взаимодействующих элементов (а также их связей) для сбора, обработки, хранения и предоставления информации для достижения установленных целей медицинской организации.
Управление процессом развития медицинской организации может осуществляться в двух взаимосвязанных формах: стратегии («законодательная» составляющая изменений) и программ — групп проектов или их отдельных частей (исполнительная составляющая). Стратегия развития медицинской организации устанавливает основные цели, задачи и направления развития, методы и способы построения системы управления и функционирования, т. е. устанавливает правила игры и ее участников. Программы и проекты позволяют реали-зовывать все функции управления применительно к задачам развития предприятия (как на стадии разработки, так и в процессе реализации стратегии). Примерами направлений могут быпъ: развитие производства медицинских услуг, маркетинговой функции, оптимизация использования человеческих ресурсов и др. Для осуществления процесса развития по выбранным направлениям могут осуществляться такие программы, как обновление парка медицинского оборудования, комплексное обучение персонала, внедрение системы сбалансированных показателей и т.д. Создание информационной системы управления медицинской организации следует рассматривать как одну из важнейших программ развития, состоящую из цепочки взаимосвязанных проектов, результаты каждого из который необходимы для реализации последующих.
Выбор задач информатизации зависит от многих факторов, в том числе и от достигнутого уровня развития компьютерных сетей в медицинской организации. В период организации Иркутского диагностического центра оснащение компьютерной техникой быто минимальным и, основной задачей ставилась организация распределения потоков пациентов, планирования медицинских услуг и учет. По мере развития происходило усложнение задач с изменением технического задания, определяемого изменением системы управления диагностическим центром.
Процесс внедрения информационных технологий рассматривался как достаточно жесткая и вполне ограниченная задача, решаемая в рамках более общего процесса организационного развития, направленного на трансформацию всей деятельности ИДЦ, миссия которого была сформулирована следующим образом: «.. .способствовать улучшению здоровья больных, обращающихся к нам за медицинской помощью, предоставляя широкий спектр медицинских услуг неизменно высокого качества».
Последовательность действий при принятии решения о внедрении корпоративной информационной системы быта определена следующим образом:
1. Определение будущего состояния Иркутского диагностического центра.
2. Формулирование согласованного образа, видения ИДЦ в будущем.
3. Письменное описание разделяемого видения.
4. Формулирование миссии.
5. Разработка новой модели ИДЦ (модели новой системы).
6. Разработка модели процессов (системы согласованных процессов, наличие который необходимо и достаточно для деятельности ИДЦ в соответствии с декларируемой миссией).
7. Разработка моделей работ, структур и команд для их выполнения:
- иерархия власти и линии подотчетности, распределение ответственности;
- спецификация работы;
- должностные инструкции;
- системы информационные, коммуникации и координации, совещаний.
8. Разработка системы управления и оценок:
- механизмы принятия управленческих решений;
- системы планирования;
- системы показателей и критериев эффективности вытолнения работы, механизмы мониторинга, оценки и контроля;
- формальные системы мотивации, стимулирования, оплаты труда и вознаграждения;
- системы обучения и развития сотрудников;
- производственная политика и т.д.
9. Разработка системы ценностей и убеждений сотрудников и механизмов их формирования.
10. Разработка принципов и процессов перехода.
Таким образом, при принятии решения о внедрении
информационных технологий в ИДЦ быта использована следующая последовательность действий (рис.1).
Имея модель, представленную в виде описания процессов, структуры, систем и регламентов, которую следовало реализовать в результате внедрения информационной системы, приоритеты последовательности действий расставлялись в соответствии с поставленными задачами. Приоритетным направлением новых разработок стала задача информационного обеспечения
Формулирование согласованного образа, видения ИДЦ в будущем
И
Письменное описание разделяемого видения
I
Формулировка миссии
Разработка модели структуры ИДЦ ^--
I
Диагностика и анализ текущего состояния
I
п
I
Внедрение системы Workflow (системы автоматизации деловых процессов)
I
Выбор ядра информационной системы и дополнительного программного
Проектирование будущей системы
___I
Последовательное внедрение модулей разработанного решения
_JJ
Рис. 1. Схема последовательности действий при принятии решения о внедрении информационных технологий.
эффективного использования ресурсов на основе систем ведения электронной карты пациента, оперативного и долгосрочного планирования и учета ресурсов ИДЦ (производственной среды, инфраструктуры, человеческих ресурсов), а также развитие возможностей тотального мониторинга качества средствами информационной системы. В первую очередь внедрялись блоки «регистратура», «снабжение», «финансы», «кадры», параллельно создавались автоматизированные рабочие места (АРМ) врачей-консультантов и диагностических служб. Поэтапный переход на полнофункциональную версию позволил учитывать проблемы предыдущих этапов и значительно ускорить работы по внедрению последующих модулей разработанного ИТ-решения.
Условием наполнения стратегических задач реальным содержанием была необходимость проведения так называемого реинжиниринга процессов функционирования ИДЦ, то есть процессу анализа текуЩей деятельности, выявления узких мест и построения модели «как надо» и ее практической реализации. Переход к полнофункциональной версии электронной карты пациента потребовал постепенной замены всех медицинских документов на электронные аналоги, что потребовало с одной стороны, соблюдения преемственности их формы и содержания, с другой — проведение таких изменений, которые позволили бы обеспечить более эффективную компьютерную обработку их содержания. Эта задача была успешно решена с одновременным решением наиболее сложных задач — стандартизации структуры и содержания электронной карты пациента, а также защиты от несанкционированного доступа.
Все вместе взятое позволило менее чем за три года создать современную компьютерную сеть ИДЦ, основу которого составляют уникальные программные продУкты и системы управления базами данных, которые в здравоохранении ранее никогда не использовались.
Медицинская информационная система (МИС) позволила полностью отказаться от бумажных носителей информации. Все протоколы предоставленных медицинских услуг хранятся в цифровом виде. Протоколы могут хранить как текстовую информацию, так и векторные графики, растровые рисунки и видеоизображения. Все отделы функционируют в едином информационном пространстве. Программа построена на принципах накопления данных о пациентах. Это значит, что результаты, полученные при предоставлении медицинских услуг больному, сохраняются, накапливаясь не ограниченное время. Длительное накопление медицинских данных и их хранение в режиме on line позволяет в кратчайшие сроки формировать разнообразные медико-статистические отчеты, содержащие достоверную информацию по обращениям в ИДЦ, проведенным исследованиям и их результатам.
Структурно МИСИДЦ разбита на четыре части:
1. регистратурная часть;
2. АРМ врачей;
3. отчетная часть;
4. модуль логистики.
С целью развития корпоративной культуры и управления знаниями создан и функционирует собственный сайт с использованием технологий Интернет и Интра-нет. На www-сайт ИДЦ ежедневно поступает информация о предоставляемых услугах в автоматическом режиме. Информация включает в себя код, название, цена, подготовка (если есть), предоставляется или нет в данный момент услуга.
Таким образом, при разработке стратегии развития информационной системы Иркутского диагностического центра были успешно применены принципы системного подхода, представляющие медицинскую организацию как сложную открытую социальную систему. Изменение одной из составной части системы неизбежно приводит к изменению других ее составных частях. Внедрение информационной системы управления рассматривалось только с учетом его влияния на другие составляющие части системы. Миссия и разделяемое видение явилось основополагающими факторами деятельности ИДЦ и, соответственно, их формулировка была первым необходимым условием для успешного проведения изменений такого класса сложности. ИДЦ рассматривался как организация, являющаяся системой процессов, в которые вовлечены материальные, финансовые, кадровые, информационные и прочие виды ресурсов, и, соответственно, процессное описание всей деятельности стало первым шагом на этапе проектирования и внедрения информационной системы управления. Вторым необходимым условием для эффективного ИТ-решения был анализ деятельности и последующее моделирование процессов. Использование системы workflow в качестве ядра будущего решения позволило связать в единый комплекс имеющиеся программные приложения, осуществить плавный переход от старых компонент к модулям новой системы, а также оставить ее открытой для дальнейшей интеграции новых приложений.
Разработка и внедрения решения с применением информационных технологии — процесс непрерывный и требует постоянного совершенствования и обновления, поэтому медицинская организация должны быть обеспечена соответствующими ресурсами для этой деятельности: персонал (знание и навыки), инструментарий (методики и программное обеспечение), информация (внешнее и внутреннее окружение, потребители, поставщики, конкуренты).
THE DEVELOPMENT STRATEGY OF INFORMATION SYSTEM OF MEDICAL ORGANIZATION (ON THE EXAMPLE OF IRKUTSK DIAGNOSTIC CENTER)
I.V. Ushakov Irkutsk Diagnostic Center
In the article is presented the description of building principles and development of information system of modern medical organization, whose managing is built on using systemic andprocessing approaches.