Научная статья на тему 'Практические аспекты оценки результативности внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации'

Практические аспекты оценки результативности внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / INTERNATIONAL STANDARDS / RESULTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF MEDICAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князюк Н. Ф.

В статье рассматриваются подходы к оценке результативности системы менеджмента качества медицинской организации с применением требований международных стандартов. Предлагаемые подходы позволяют отслеживать динамику основных показателей деятельности на фоне организационных преобразований при внедрении системы менеджмента качества и ее функционировании. Системный подход к менеджменту качества повышает обоснованность и оперативность принимаемых решений путем анализа требований потребителей, мониторинга процессов медицинской организации, приведение этих процессов в управляемое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practical aspects of results estimation of quality management system introduction at medical organization

In the work are considered the approaches to results estimation of quality management system of medical organization with use of requirements of international standards. Th e presented approaches allow to observe the dynamics of the main indices of activity on the background of organizational transformations in introduction of quality management system and its functioning. Systemic approach to management of quality increases the ground and operativity of decisions by analysis of consumers requests, monitoring the processes of medical organization, putting these processes under control.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты оценки результативности внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации»

smoking // Int. J. Epidemiol. — 1993. — N22. — P. 592-599.

7. Jennifer B.Fu, Ying Kau T., Richard K., et al. Lung Cancer in Women. Analysis of the National Surveillance, Epidemiology and End Results Database // CHEST. — N. 127. — 2005. — P.768 — 777.

8. Koyi H., Hillerdal G., Branden E. A prospective study of a total material of lung cancer from a county in Sweden 19971999: gender, symptoms, type, stage, and smoking habits // Lung Cancer. — 2002. — N.36. — P.9-14.

9. Kreuzer M., Boffetta P., Whitley E., et al. Gender differences in lung cancer risk by smoking: a multicentre case-control study in Germany and Italy //Br. J. Cancer. — 2000. — N82. — P.227-233.

10. Lienert T., Serke M., Loddenkemper R., et al. Lung cancer in young females // Eur. Respir. J. — 2000. — N16. — P.986-990.

11. Radzikowska E., Glaz P., Roszkowski K. Lung cancer in women: age, smoking, histology, performance status, stage, initial

treatment and survival: population-based study of 20,561 cases // Ann. Oncol. — 2002. — N13. — P.1087-1093.

12. Risch H.A., Howe G.R., Jain M., et al. Are female smokers at higher risk for lung cancer than male smokers? A case-control analysis by histologic type. //Am. J. Epidemiology. — 1993. N138. — P.281-293.

13. Taioli E., Wynder E.L. Re: endocrine factors and adenocarcinoma of the lung in women // J. Natl. Cancer Inst. — 1994. — N. 86. — P.869-870.

14.US Department of Health and Human Services. Reducing the health consequences of smoking: 25 years of progress. A report of the Surgeon-General. Rockville, Md: Public Health Service, Office of Smoking and Health, 1989; DHHS publication No. (CDC) 89-8411.

15. Zang E., Wynder E. Differences in lung cancer risk between men and women: examination of the evidence // J. Natl. Cancer Inst. — 1996. — N. 88. — P.183-192.

Адрес для переписки: Азербайджан, г. Баку-370085, ул.Таги-заде д.9, кв.58. Солтанов Абульфаз Агасолтан оглы — сотрудник НЦО.

Тел. раб.: (99412)4311975.

E-mail: [email protected].

© КНЯЗЮК Н.Ф. — 2009

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.Ф. Князюк

(Иркутский областной клинический консультативно-диагностический центр, гл. врач — к.м.н. И.В. Ушаков)

Резюме. В статье рассматриваются подходы к оценке результативности системы менеджмента качества медицинской организации с применением требований международных стандартов. Предлагаемые подходы позволяют отслеживать динамику основных показателей деятельности на фоне организационных преобразований при внедрении системы менеджмента качества и ее функционировании. Системный подход к менеджменту качества повышает обоснованность и оперативность принимаемых решений путем анализа требований потребителей, мониторинга процессов медицинской организации, приведение этих процессов в управляемое состояние.

Ключевые слова: международные стандарты, результативность системы менеджмента качества медицинской организации.

PRACTICAL ASPECTS OF RESULTS ESTIMATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM INTRODUCTION AT MEDICAL ORGANIZATION

N.F. Knyazuk

(Irkutsk Regional Clinical Consultation Diagnostic Center)

Summary. In the work are considered the approaches to results estimation of quality management system of medical organization with use of requirements of international standards. The presented approaches allow to observe the dynamics of the main indices of activity on the background of organizational transformations in introduction of quality management system and its functioning. Systemic approach to management of quality increases the ground and operativity of decisions by analysis of consumers requests, monitoring the processes of medical organization, putting these processes under control.

Key words: international standards, results of quality management system of medical organization.

Современная медицинская организация представляет собой сложный высокотехнологичный комплекс, ее руководителю ежедневно приходится решать не только медицинские задачи, но и целый ряд организационно-технических проблем. Только сочетание передовых методик в области медицины и современных подходов к постановке системы управления в условиях растущего дефицита материальных и кадровых ресурсов способно обеспечить предоставление медицинской помощи на уровне мировых стандартов. Эффективным инструментом управления деятельностью медицинских организаций является система менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО 9000 (ISO, International Organization for Standardization, Международная Организация по Стандартизации). Стандарты серии ИСО 9000 представляют собой набор основных требований, руководств и указаний к системе менеджмента качества, позволяющих оптимизировать все процессы организации, прямо или косвенно влияющие на качество оказываемых услуг.

Целью исследования автора явилась научное обоснование и разработка практических аспектов оценки результативности системы менеджмента качества медицинской организации. Актуальность темы обусловлена тем, что проведенный предварительный поиск в зарубежной и отечественной литературе, а также в ресурсах сети «1П:етеЪ> показал, что на сегодняшний день отсутствуют методики, которые бы позволяли оценить результативность СМК с учетом отраслевой специфики для повышения качества управления медицинской организацией и, как следствие — повышения качества лечебно-диагностического процесса. Областью применения результатов исследования являются системы управления деятельностью медицинских организаций, независимости от форм их собственности.

Новая версия международного стандарта 180 9001 вышла в 2008 году, в ноябре 2009 года вводится аутентичная версия национального стандарта ГОСТ Р ИСО 90012008 «Система менеджмента качества. Требования». Новая серия стандартов призвана не только более эффективно решать проблему оптимального построе-

о

X

я

я

-

я

Г"

А

Ч

>1

Формирование рабочей группы

ния системы управления организацией любой сферы деятельности (в том числе и предоставляющей услуги), но и предполагает постановку процесса непрерывных усовершенствований, гарантирующего постоянное внедрение улучшений в процесс управления организацией.

Система менеджмента качества наряду с другими системами существует в любой медицинской организации, подтвердившей лицензионные требования, вопрос лишь в соответствии СМК международному уровню, требованиям рынка и внутренним потребностям.

Вопросы результативности и эффективности системы менеджмента качества (далее СМК) являются актуальными с момента широкомасштабного использования стандартов ИСО серии 9000.

Сложность проблемы связана с ее многоаспектностью (мы можем рассматривать эти категории применительно к продукции и услуге, процессу или системе в целом) и многоуровневостью (организация в целом, структурное подразделение, бизнес-процесс, рабочее место).

Перед авторами поставлена задача разработки методики оценки результативности СМК Иркутского диагностического центра с учетом того,

что профессиональная медицинская деятельность имеет множество аспектов. С учетом специфики деятельности медицинской организации в ИДЦ определены 3 составляющих эффективности СМК: медицинская, социальная и экономическая. Для оценки результативности СМК автором был разработан алгоритм, в соответствии с которым проводилось исследование и деятельность по улучшению по результатам оценки (рис. 1).

Для оценки результативности внедрения СМК был проведен сравнительный анализ показателей, отражающих результаты деятельности учреждения в условиях функционирования СМК. Методика оценки в ИДЦ основывается на учете ряда критериев, характеризующих медицинскую результативность (достижения результатов деятельности отделов), качества выполнения медицинских услуг (выбор и соблюдение стандарта технологий), полученные доходы и произведенные при этом затраты. Данные критерии представлены в виде

Потребность руководства в анализе результативности СМК

Принятие решения о проведении оценки результативности СМК

Составление плана-программы оценки, разработка методики

Проектирование коммуникаций и распределение полномочий

Обучение и мотивация членов команды

Формирование экспертной группы

Обсуждение плана проведения оценки результативности СМК

Выбор модели оценки результативности СМК, разработка методики, выходной системы отчета

Проведение исследования по разработанной методике, анализ результатов

Разработка плана мероприятий по результатам оценки в целях повышения результативности

Реализация разработанных мероприятий и оценка их выполнения

Таблица 1

Динамика показателей качества и эффективности деятельности ИДЦ за период 2002-2008 гг.

Год Кэ Кс Ко Кк Кэф

Р ±m Р ±m Р ±m Р ±m Р ±m

2002 1 0,013 0,81 0,077 1,1 0,021 0,95 0,050 0,89 0,038

2003 0,99 0,025 0,88 0,07 1,45 0,017 0,97 0,040 1,23 0,054

2004 0,98 0,030 0,87 0,071 1,25 0,061 0,98 0,027 1,01 0,037

2005 0,98 0,028 0,92 0,057 1,35 0,022 0,99 0,022 1,16 0,084

2006 0,96 0,043 0,96 0,052 1,15 0,051 0,99 0,021 0,99 0,033

2007 0,9 0,113 0,98 0,053 1,1 0,125 0,99 0,038 1,18 0,174

2008 0,96 0,074 0,83 0,142 1,22 0,196 0,99 0,038 1,04 0,077

Рис. 1. Алгоритм оценки результативности СМК медицинской организации.

системы показателей (коэффициентов), позволяющих формализовать характеризуемые признаки и, используя несложный алгоритм расчета, получить интегральный показатель эффективности деятельности учреждения (подразделения). Интегральный коэффициент эффективности медицинской помощи (Кэф) является производным от коэффициентов качества медицинской помощи (Кк), социальной удовлетворенности (Кс), коэффициента объема и коэффициента экономичности (Кэ). Динамика показателей представлена в табл. 1.

Анализ показывает, что внедрение системы менеджмента качества позволило в значительной степени улучшить все показатели. Достаточнонаглядным является увеличение интегрального коэффициента эффективности деятельности учреждения (Кэф) как обобщающей характеристики с 0,89 до 1,04 за исследуемый период. Следует отметить, что наибольшее значение данный показатель имел в период внедрения принципов тотального менеджмента качества (TQM) в 2002 г. (до 1,23) и проведения работ по приведению системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в 2007г. (до 1,18). Использование данных показателей в управлении для оценки результативности функционирования системы менеджмента качества позволяет в сопоставлении с оценкой традиционных статистических показателей получить более надежный объем информации для принятия управленческих решений.

Разработанные и внедренные методики управления взаимоотношениями с потребителями позволили значительно повысить уровень средней удовлетворенности всех заинтересованных сторон (пациентов, врачей ЛПУ, сотрудников

ИДЦ). За период 2002-2008 гг. динамика коэффициента средней удовлетворенности пациентов имела устойчивую тенденцию к росту (с 0,81 в 2001 г. до 0,95 в 2009г.). Значительно повысилось доверие врачей ЛПУ относительно точности и скорости постановки диагноза, квалификации врачей, предоставления заключения и рекомендаций, качества медицинских услуг ИДЦ (динамика оценки с 3,5 до 4,4 баллов).

Оптимизация системы управления ресурсами позитивным образом сказалась и на показателях, характеризующих кадровый потенциал. Повысилось число лиц, имеющих квалификационные категории (удельный вес врачей, имеющих высшую категорию в 2001 году составлял 27,7%, в 2008 году — 54%). Наблюдается низкая текучесть кадров сотрудников ИДЦ (текучесть врачебного персонала составляла за исследуемый период в 2002 году 3,2, в 2009 г. — 3% от общего числа).

Внедрение инновационных подходов к управлению качеством на базе полнофункциональной информационной системы позволило снизить среднюю трудоемкость выполняемых исследований в 1,8 раза, увеличить показатель технологической эффективности деятельности в 1,6 раза, увеличить показатели интенсивности использования врачебной должности в 1,5 раза. Практически в 9 раз снизился уровень выявленных несоответствий, выявленных в ходе экспертной оценки 2 уровня, что свидетельствует о позитивном влиянии проведенных преобразований в системе.

Результаты анализа эффективности действующей СМК показали, что в целом внедрение системы положительно отразилось на эффективности деятельности всей организации. Коэффициент качества в динамике за семь лет имеет явно выраженную тенденцию к росту: в 2001г. показатель составил 0,95, в 2008-2009 гг. — 0,99. Выявлена статистически значимая положительная динамика коэффициентов социальной удовлетворенности (в 2001 г. — 0,81, в 2005 г. — 0,96, в 2008 г. — 0,83, за 9 месяцев 2009 г.-0,95), экономичности (от 1,00 в 2001 г. до 0,96 в 2008 г.); коэффициента объема (с 1,1 в 2001 г. до 1,22 в 2008 г.). Интегральный коэффициент эффективности за период исследования имел устойчивую тенденцию к росту, что свидетельствует о достоверном влиянии проводимых преобразований на эффективность деятельности диагностического центра.

Опыт Иркутского областного клинического консультативно-диагностического центра, внедрившего СМК и получившего сертификат ИСО, показывает, что на разных этапах развития выявляется положительная динамика показателей, что доказывает эффективность применяемых методов. Предложенная модель достоверно позволяет достигать повышение качества медицинской помощи, повышение удовлетворенности потребителей, увеличения результативности использования бюджетных средств, создавать экономическую заинтересованность в качественной и эффективной помощи для всех ее участников.

Адрес для переписки: 664050, Иркутск, ул. Ржанова, д. 156.

Князюк Надежда Феофановна — к.м.н., заместитель главного врача по клинико-экспертной, организационно-методической работе, управлению и оценке качества Иркутского диагностического центра, заведующая кафедрой менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ Тел. (3952) 211-243, 604-535.

E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.