Научная статья на тему 'Организационно-методические подходы к оценке экономической эффективности реализации проекта внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации'

Организационно-методические подходы к оценке экономической эффективности реализации проекта внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО / СМК / АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ / QUALITY / EXPENSES FOR QUALITY / TQM / THE ANALYSIS OF EFFICIENCY OF EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Князюк Надежда Феофановна

В статье представлены основные подходы к применению методик управления и оптимизации деятельности, оценке эффективности производимых мероприятий в системе менеджмента качества (далее СМК). Предлагается считать эффект от внедрения системы менеджмента качества, как величину сокращения затрат на несоответствия и системной экономии по процессам производства и облуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-METHODICAL APPROACHES TO AN ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OF REALIZATION OF THE PROJECT OF INTRODUCTION QUALITY MANAGEMENT FOR THE MEDICAL ORGANIZATION

Article presents basic approaches t o application of management and optimization techniques, to estimation of efficiency in quality management (further TQM). Authors offer to consider effect from introduction TQM, as size of reduction of expenses for discrepancies and system economy on manufacture and service processes.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические подходы к оценке экономической эффективности реализации проекта внедрения системы менеджмента качества в медицинской организации»

УДК 005.642.3

Н.Ф. Князюк

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Иркутский диагностический центр (Иркутск) Байкальская международная бизнес-школы ИГУ (Иркутск)

В статье представлены основные подходы к применению методик управления и оптимизации деятельности, оценке эффективности, производимых мероприятий в системе менеджмента качества (далее СМК). Предлагается, считать эффект, от. внедрения системы, менеджмента качества, как величину сокращения, затрат, на несоответствия и. системной экономии, по процессам, производства и. облуживания.

Ключевые слова: качество, затраты на качество, СМК, анализ эффективности затрат

ORGANIZATIONAL-METHODICAL APPROACHES TO AN ESTIMATION OF ECONOMIC EFFICIENCY OF REALIZATION OF THE PROJECT OF INTRODUCTION QUALITY MANAGEMENT FOR THE MEDICAL ORGANIZATION

N.F. Knyazyuk

Irkutsk Regional Diagnostic Center, Irkutsk Baikal International Bisness School at Irkutsk State University, Irkutsk

Article presents basic approaches t o application of management and optimization techniques, to estimation of efficiency in quality management (further TQM). Authors offer to consider effect from introduction TQM, as size of reduction of expenses for discrepancies and system, economy on manufacture and service processes. Key words: quality, expenses for quality, TQM, the analysis of efficiency of expenses

Современная медицинская организация представляет собой достаточно сложную систему, оперирующую во множестве областей знаний одновременно. Сочетание разнонаправленных передовых методик по управлению и оптимизации деятельности помогают достичь наилучших результатов. Однако на пересечении разных методик порой возникают сложности по оценке эффективности производимых мероприятий.

Целью данной работы явилось научное обоснование и разработка практических аспектов оценки экономической эффективности системы менеджмента качества медицинской организации на примере Иркутского диагностического центра (далее ИДЦ). Внедрение стандартов ИСО серии

9000 в Иркутском диагностическом центре было направлено на регулирование отношений между производителем и потребителем медицинских услуг и предусматривало построение модели управления, обеспечивающей повышение способности медицинской организации гарантировать необходимое качество медицинских услуг. Разработанная и внедренная документированная система менеджмента качества Иркутского диагностического центра имеет сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008, поддерживается в рабочем состоянии и направлена на постоянное улучшение. Однако исследования специалистов и практика показывают, что не всем организациям, несмотря на интенсивную работу по внедрению и сертификации системы менеджмента качества,

удается добиться улучшения экономических показателей, таких как прибыль, рентабельность, снижение себестоимости продукции, повышение производительности труда, увеличение объема выполняемых услуг. В действующей системе учета затрат на производство значительная часть затрат на обеспечение качества медицинских услуг рассредоточена и обезличена, что не позволяет анализировать их распределение и динамику, находить пути улучшения работы. Тем самым затрудняется реализация одного из основных принципов ИСО

9001 — принципа непрерывного улучшения, цель которого — сокращение потерь, экономия затрат и улучшение качества. Для этих целей следует определить порядок, регламентирующий сбор финансовой информации обо всех видах затрат на качество, процедуры ее обработки и анализа, а также определяющий ответственных исполнителей, формы регистрации данных и представления отчетов для высшего руководства.

Для оценки вложений в качество необходимо сравнить затраты на качество и полученный экономический эффект от этих затрат. Расходы на качество — предмет многих исследований, проводимых специалистами в области качества [1]. Основываясь на перечне конкретных статей расходов по категориям затрат, можно управлять затратами с высокой степенью точности. Полученный экономический результат рассчитать сложнее, так как в литературе не предлагается методики его калькуляции. Отечественный стандарт ГОСТ

Р 52380.1-2005 — «Руководство по экономике качества» устанавливает требования к моделированию и определению затрат, связанных с любым процессом хозяйственной деятельности, однако совершенно не рассматривает варианты расчета экономического результата проекта внедрения системы менеджмента качества. Автором предлагается считать экономический результат от внедрения системе менеджмента качества как сокращение затрат по следующим статьям:

• сокращение затрат на соответствия;

• системная экономия по процессам производства и облуживания.

Рис. 1. Состав экономического результата проекта внедрения системы менеджмента качества.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Основные положения и словарь» значение термина «не-соответсвие» определяется как «невыполнение требования». На большинстве современных предприятий принято отслеживать величину затрат на

несоответствия, однако полученные данные таблицы редко можно считать достоверными, так как они учитывают только фактические финансовые выплаты и стоимости некачественных и неоплаченных услуг или товаров. Авторами предлагается сравнить средние затраты на несоответствия на единицу продукции/услуги до внедрения системы менеджмента качества и после. Для достаточно точного расчета величины затрат на несоответствия необходимо четко определить статьи, относящиеся к данной категории.

К затратам на качество относится целый спектр сопутствующих издержек, связанных с затратами времени специалистов, утилизацией отходов и так далее. Перечень затрат (издержек) на устранение несоответствия в рамках рассматриваемой модели может быть представлен следующим образом (табл. 1).

Оценивая суммарные затраты на несоответствия, необходимо принимать во внимание, что на величину затрат на несоответствия оказывает прямое влияние объем оказываемых услуг. Таким образом, необходимо рассматривать долю затрат на несоответствия в общей сумме понесенных затрат.

В сфере услуг задача по оценки стоимость несоответствия осложняется в виду разносторонности и неоднородности перечня затрат. Подсчитывать затраты на несоответствия в реальном времени для организации, действующей в сфере предоставления услуг, не представляется возможным ввиду уникальности каждой жалобы/претензии и непредсказуемости затрачиваемых на нее ресурсов и времени сотрудников. Однако данная схема может быть использована в организации, работающей в сфере производства, где четко обозначены критерии качества производимого продукта.

В сфере услуг, к которой принято относить и здравоохранение, представляется возможным

Таблица 1

Структура затрат на несоответствие

Внутренние затраты на несоответствия

1. Отходы Стоимость материалов и продукции, которые не отвечают требованиям качества, затраты на их утилизацию и вывоз.

2. Повторные услуги, замена товара Затраты, возникшие для приведения товара/услуги в соответствие с требованиями по качеству посредством повторного выполнения услуги или замены товара.

Затраты на повторное тестирование и инспекции после повторной услуги.

3. Анализ потерь Затраты на определение причин несоответствий требованиям по качеству.

4. Отходы и переделки, возникшие по вине поставщиков Затраты, понесенные в том случае, когда после получения от поставщика обнаружилось, что поставленные материалы оказались негодными.

Внешние затраты на несоответствия

1. Продукция, не принятая потребителем Затраты на выявление причин отказа заказчика принять готовую продукцию.

Затраты на переделки, экспертизу и т.д.

2. Гарантийные обязательства Затраты на переделку продукции неудовлетворительного качества в течение периода, обозначенного в договоре.

Затраты, связанные с вовлечением сторонних специалистов и восстановлением удовлетворенности потребителя.

3. Отзыв и модернизация продукции Затраты на проверку, модификацию или переделку уже выполненных услуг или поставленных товаров, когда имеется подозрение или уверенность в существовании ошибки проектирования или изготовления.

4. Жалобы Затраты, связанные с вовлечением персонала в исследование причин возникновения жалоб потребителей на качество товара/услуг.

Таблица 2

Расчет экономического эффекта от сокращения количества несоответствий

Год 2005 2006 2007 2008 2009

Количество оказанных услуг 890429 1024741 1228574 1333357 1121053

Средняя себестоимость одной услуги 168,43 206,62 227,01 232,3 292,9

Коэффициент качества 0,99 0,98 0,993 0,999 0,999

Коэффициент качества до внедрения системы менеджмента качества 0,979 0,979 0,979 0,979 0,979

Фактические затраты на несоответствия 1499750 4234640 1952290 278765 328356

Ожидаемые затраты на несоответствия 3149474 4446372 5856870 6504515 6895485

Экономический эффект от сокращения затрат на несоответствия 1649725 211732 3904580 6225751 6567128

высчитать коэффициент качества услуг, отражающий долю некачественных услуг в общей совокупности, выражающий величину затрат на несоответствия. Для расчета затрат на несоответствия можно собрать данные по средней себестоимости услуги по годам и рассчитать количество несоответствий, исходя из общего количества услуг и коэффициента качества. Для расчета экономического результата от изменения количества несоответствий на предприятии сферы услуг возможно рассчитать средний коэффициент качества до внедрения системы менеджмента качества и взять его за базу сравнения с коэффициентами качества по годам после внедрения системы менеджмента качества.

Было проведено исследование по расчету экономического результата от изменения количества несоответствий в сфере услуг на примере Иркутского областного клинического консультативнодиагностического центра. Для расчета результата были собраны данные по количеству оказанных услуг, себестоимости услуг, количеству рекламаций за 2005 — 2009 гг. Год 2005-й выбран за начало выборки в связи с сертификацией по ИСО 9000, что дает возможность отследить изменение уровня качества после внедрения системы менеджмента качества. За коэффициент качества до внедрения был взят средний коэффициент по нормированной выборке за 2002 — 2007 гг. (табл. 2).

Таким образом, годовой экономический эффект увеличивается в ходе внедрения и совершенствования системы менеджмента качества, заметно опережая показатель прир эста объема выполненных услуг. До сертификации показатель имел разнонаправленный, невыраженный характер.

Одним из обязательных требований при внедрении системы менеджмента качества является внедрение процессного подхода. Процессный подход позволяет увидеть лишние элементы системы, не имеющие выходов и результатов, лишние действия, потерю ресурсов. Процессы описываются по принципу «как есть» и «как надо». Как следствие, сокращаются средние затраты на процесс и достигается системная экономия по процессам. Базой сравнения затрат на процесс является сметная стоимость, установленная областными и федераль-

ными нормативами для каждого вида услуги, а так же стоимость, заложенная в страховые договоры. Системная экономия по процессам является следствием внедрения системы менеджмента качества и влечет за собой экономический результат в виде сокращения затрат на оказание услуги.

Для упрощения иллюстрации и расчета системной экономии нами был рассчитан коэффициент экономичности процессов Иркутского диагностического центра. Под данным коэффициентом подразумевается соотношение средних плановых расходов на одну услугу и фактических расходов. Коэффициент зависит от понесенных по итогам года затрат на выполнение медицинских услуг во многом определяется уровнем квалификации врачей, их выбора оптимальных с точки зрения рационализации использования ресурсов, медицинских технологий. Анализ данного коэффициента в динамике позволяет делать вывод о тренде эффективности затрат на оказание медицинских услуг в Иркутском диагностическом центре. Экономия ресурсов отталкивается от сравнения фактического расхода ресурсов на услуги и затрат, включенных в тариф, установленный внешними нормативами (табл. 3).

Таблица 3

Динамика коэффициента экономичности Иркутского диагностического центра за период 2005-2009 гг.

Год 2005 2006 2007 2008 2009

Коэффициент экономичности 0,98 0,96 0,90 0,96 0,95

Таким образом, экономический результат для Диагностического центра можно рассчитать используя:

• коэффициент экономичности, включающий в себя показатели экономичности дифференцированно по всем видам услуг — из отчетов, составляемых ежегодно;

• данные о денежных средствах, затраченных на закуп ресурсов — из ежегодных отчетов экономической службы.

Используя данные об экономическом результате от мероприятий по внедрению системы менеджмента качества, а также данные по затратам

на внедрение и функционирование, менеджмент организации получает возможность оценить экономическую эффективность и результативность производимых мероприятий и обосновать систему менеджмента качества как экономически целесообразный проект.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экономика качества. Основные принципы и их применение / под ред. Дж. Кампанеллы; пер. с англ. А. Раскина; науч. ред. Ю.П. Адлер, С.Е. Ще-петова. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 228 с.

Сведения об авторах

КнязюкНадежда Феофановна - к.м.н., доцент, заместитель главного врача Иркутского диагностического центра по качеству, заведующая кафедрой менеджмента Байкальской международной бизнес-школы ИГУ (664050, г. Иркутск, ул. Ржанова, 156; моб. тел.: 604-535, раб. тел.: (3952) 211-243; e-mail: kniazuk@yandex.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.