Научная статья на тему 'Стратегия предприятия в XXI веке'

Стратегия предприятия в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапоненко А. Л.

Review on the book: Kleiner G.В., Strategy of Enterprise (M. Delo Publishes, 2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Enterprise's Strategy in XXI Century

Review on the book: Kleiner G.В., Strategy of Enterprise (M. Delo Publishes, 2008).

Текст научной работы на тему «Стратегия предприятия в XXI веке»

Стратегия предприятия в XXI веке

КЛЕЙНЕР Г. Б.

Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008.

Революции в науке происходят не часто. Это не случайно. Наука не может быть чередой непрерывных революций. В то же время каждый испытывает восторг, когда понимает, что он - свидетель бурных перемен. Именно такой восторг испытываешь, читая вышедшую в этом году книгу Г. Б. Клейнера «Стратегия предприятия». Книга являет собой истинную революцию в экономической науке и в науке управления.

Сложнее всего найти верный ответ на вопросы, касающиеся широких и распространенных понятий. Например, такой: «Что есть предприятие?» В разное время на него пытались ответить такие авторы, как О. В. Иншаков, Р. Коуз, Й. Рюэгг-Штюрм, А. И. Татаркин, О. Уильямсон, Ч. Хэнди и многие другие. Исчерпывающего ответа не получено до сих пор. Автор рецензируемой книги, Георгий Борисович Клейнер, ставит перед собой этот очень сложный вопрос и дает на него собственный ответ, который отличается оригинальностью, новизной и глубиной.

Для тех, кто уже читал предыдущие работы автора, данная книга представляет собой наиболее полный ответ на многие вопросы современной теории предприятия. Предлагаемый Г. Б. Клейнером ответ заставляет по-новому посмотреть не только на проблемы формирования стратегии, но и на всю современную экономическую теорию и теорию управления социально-экономическими процессами.

Предприятие в традиционном понимании - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит продукцию, товары, услуги, выполняет работы, занимается различными видами экономической деятельности. Г. Б. Клейнер показывает, что это - чрезмерно узкое представление, оно не в полной мере характеризует современное предприятие.

© ЭКО 2008 г.

Автор предлагает рассматривать предприятие как объединение семи подсистем: ментальной, культурной, институциональной, когнитивной, технологической, имитационной и исторической. Лишь одна из этих подсистем - технологическая - совпадает с традиционным и узким представлением о предприятии. Согласно ему предприятие - это такое место, где под одной крышей собрано оборудование, а работающие на нем люди обладают навыками в рамках соответствующих технологий. По мнению Г. Б. Клейнера, такое понимание предприятия лишь на одну седьмую часть раскрывает его истинную природу.

Данное представление становится основой для построения стратегии предприятия. Если само предприятие - это совокупность указанных подсистем, то и стратегия предприятия может рассматриваться через призму этих подсистем. Наряду с традиционными видами стратегий (товарно-рыночная, ресурсно-рыночная, технологическая, интеграционная, финансово-инвестиционная и кадровая) автором предлагаются в дополнение те виды стратегий, которые вытекают из предложенной системно-интеграционной теории предприятия. Этими видами стратегий, по мнению автора, являются культурная (стратегия формирования корпоративной культуры), институциональная (стратегия формирования внутренней институциональной среды и управление ее взаимодействием с внешней институциональной средой), когнитивная (стратегия управления знаниями), имитационная (стратегия имитации поведения других компаний и стратегия бенчмаркинга) и эвентуальная (стратегия управления событиями).

Наряду с ними как относительно самостоятельные виды стратегий автором рассматриваются стратегия управления (совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранных стратегий) и стратегия реструктуризации. Такой достаточно полный перечень стратегий различного вида обычно не рассматривается ни в научных трудах, посвященных теории и практике разработки стратегии предприятия, ни тем более в практической деятельности в рамках построения реальной стратегии конкретных предприятий.

Что особенно ценно, автор структурирует каждую из вышеперечисленных стратегий, выявляет ее составляющие элементы и подробно анализирует возможные варианты ее осуществления. Соответствующие разделы монографии, посвященные стратегиям того или иного рода, отличаются не только научной новизной, но и практической значимостью и могут быть использованы в процессе стратегического развития того или иного предприятия.

В книге даны не только подробные описания всех составляющих стратегий, но и представлен образец (так называемый паттерн) комплексной стратегии, включающей все вышеуказанные элементы стратегий. Данный раздел книги имеет не только практическую направленность, он может быть с успехом использован в работе различных предприятий и в деятельности консультационных компаний.

Представление предприятия как совокупности ментальных, культурных, институциональных, когнитивных, производственных технологий и продуктов деятельности соответствующих систем, а также внутренних и внешних прецедентов позволило автору существенно развить представление о стейкхол-дерах предприятия, расширить традиционные представления о продукции предприятия, которая включает в себя не только товары и услуги, но и институты, знания, поведенческие решения и образцы, корпоративную культуру, корпоративный менталитет и пр. Особый интерес для читателя приобретает изложение таких видов стратегий, как эвентуальная, культурная и институциональная.

В книге приведены результаты исследования особенностей той роли, которую играет стратегия в жизни предприятия. Автор справедливо говорит о том, что эти роли весьма разнообразны. Стратегия - это и достижимый идеал, и своеобразный интегратор, и образец для имитации, и основа для реагирования на внешние события и вызовы. Одновременно стратегия -это конкурентная позиция, власть, система мотивации и контроля. Также стратегия является средством обеспечения целостности предприятия.

Расширенная интерпретация предприятия, его границ и проявлений, предложенная Г. Б. Клейнером, становится особенно

понятной в контексте тенденций развития отечественных и зарубежных экономических систем. Современная экономика все в меньшей степени имеет дело с материально-вещественными и финансовыми объектами и процессами. Она все в большей мере становится экономикой знаний, в рамках которой нематериальные факторы производства приобретают все большую значимость. По меткому выражению автора, предприятия XXI века перестают быть репликационными и становятся инновационными. Иными словами, для современной экономики главным является не столько тиражирование однажды созданного продукта, сколько постоянное совершенствование этого продукта, а также создание новых видов продуктов.

В связи с этим современную экономику характеризуют новые закономерности и тенденции, неизвестные или малоизученные ранее. Все они требуют пристального теоретического осмысления и соответствующего учета в современной экономической практике. Один из вариантов такого теоретического осмысления предлагается в рецензируемой работе.

В книге показано все многообразие функций предприятия. Среди предложенных функций - производственная, реализа-ционно-маркетинговая, ресурсно-спросовая, финансово-инвестиционная, бюджетно-налоговая, градообразующая, социальная, информационно-познавательная, образовательная, инновационная, институциональная и др. Читателю предлагается подробное описание этих функций, определяются связи этих функций со стратегией предприятия.

Расширенная трактовка предприятия заставляет читателя задуматься над природой многих экономических явлений, в том числе инвестиций. Автор подсказывает читателю, что в рамках инвестиционного процесса на предприятии, кроме традиционных финансовых инвесторов, можно рассматривать интеллектуальных инвесторов, культурных доноров, институциональных и когнитивных инвесторов, имитационных доноров и аналитиков-аудиторов.

Особый интерес представляет раздел книги, посвященный процедуре осуществления стратегического планирования на предприятии. Несмотря на то, что данная тема получила детальное освещение в научной и учебной литературе, автор

вновь доказывает, что даже известная тема может быть развернута необычным образом и что в ней могут быть такие аспекты, которые дают пищу для размышления и теоретикам, и практикам, занимающимся стратегическим планированием на конкретных предприятиях.

Читатель с воображением почерпнет в книге не только то, что хотел сказать автор, но и то, что осталось за пределами рамок данной книги. Опираясь на системно-интеграционную теорию предприятия, подробно и обоснованно представленную в книге, проницательный читатель сможет самостоятельно представить себе, каким образом в современных условиях трансформируется не только стратегический менеджмент, но и другие виды специального менеджмента. Более того, эта теория дает основание для дальнейшего развития таких дисциплин, как инновационный менеджмент, микроэкономика, теория инвестиций, управление проектами и др.

Книга «Стратегия предприятия» удачно структурирована и характеризуется четкой и ясной манерой изложения. Она существенно развивает теорию фирмы и на этой основе трансформирует устоявшиеся представления о том, что такое стратегия предприятия. Рецензируемая книга вносит серьезный вклад в современную экономическую теорию. Все, кто обратят на нее внимание, - а она адресована не только специалистам в области экономической теории, но и преподавателям, аспирантам и студентам экономических вузов, смогут расширить свои представления о современных проблемах управления предприятиями. Думается, читатели с интересом ознакомятся с новой работой Г. Б. Клейнера.

А. Л. ГАПОНЕНКО,

доктор экономических наук, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.