Научная статья на тему 'Проблема экономической науки в дискурсе теории экономики'

Проблема экономической науки в дискурсе теории экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ / ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / МЫШЛЕНИЕ / МОДЕЛЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головин Сергей Валерьевич

В статье обосновывается одно из возможных направлений решения проблемы экономической науки в дискурсе теории экономики. В основе авторской позиции лежат теоретические взгляды У.Ж. Алиева, Г.Б. Клейнера, В.В. Чекмарева. Методологически анализ обеспечен использованием междисциплинарного подхода. При этом междисциплинарность базируется как на общеметодологическом, так и на частнометодологическом инструментарии анализа. Теоретическая схема подкреплена практическим примером использования модели интегративных этапов стратегического развития предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема экономической науки в дискурсе теории экономики»

ПРОБЛЕМАЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В ДИСКУРСЕ ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ

Головин Сергей Валерьевич

аспирант. ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова» кафедра экономической теории

г. Кострома, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается одно из возможных направлений решения проблемы экономической науки в дискурсе теории экономики. В основе авторской позиции лежат теоретические взгляды У.Ж. Алиева, Г.Б. Клейнера, В.В. Чекмарева. Методологически анализ обеспечен использованием междисциплинарного подхода. При этом междисциплинарность базируется как на общеметодологическом, так и на частнометодологическом инструментарии анализа. Теоретическая схема подкреплена практическим примером использования модели интегративных этапов стратегического развития предприятий.

Ключевые слова: экономическая наука; теории экономики; теория экономических интересов; мышление; модель; предприятие

Код УДК: 330.1

Annotation. The article presents a possible solution to the problem areas of economics in the discourse of economic theory. The basis of the author's scientific position is formed by the theoretical views of Aliyev U.Zh., Kleiner G.B., Chekmarev V.V. The methodology of the author's analysis is ensured by means of interdisciplinary approach. This interdisciplinarity is based both on general and special methods and tools. The theoretical scheme is supported by using a model of integrative stages of businesses strategic development.

Keywords: economics; theory of economic; theory of economic interests; thinking; model; enterprise

Предметная определенность экономической науки, рассматриваемой то ли как общая экономическая теория, то ли как теоретическая экономика, опирается на ключевые категории. К таковым, наряду с категориями «собственность», «стоимость», относится и категория «экономические интересы». В настоящее время научным сообществом делается попытка создания экономической теории интересов. Вслед за различением экономической теории и теоретической экономики возникает дискуссия по разграничению экономической теории интересов и теории экономических интересов. Можно полагать, что это разграничение применительно лишь к «предмету-дефиниции» [1]. На наш взгляд, исходя из специфики содержания понятия «интерес» в различных науках продуктивным является использование понятия «теория экономических интересов». Такая смысловая нагрузка позволяет при анализе экономических интересов использовать как общеметодологический, так и частнометодологический инструментарий анализа.

Формирование теории экономических интересов может базироваться на феномене суггестии. Суггестия являет собой любую внеречевую коммуникацию. Интериоризация суггестии необходима для поддержания все более усложняющейся экономической деятельности. Экономический интерес есть момент проявления индивидуального мышления. В этом контексте можно полагать, что

традиционное рассмотрение человека как экономического человека, т.е. человека рационального, вряд ли отражает условия появления и проявления экономических интересов. Экономический интерес, по сути, являет собой противоречивое соотношение рефлексии и логики, а также их роли в сознании и поведении индивида в его экономических взаимодействиях с другими.

Рассмотрим механизм проявления противоречивости экономических интересов с помощью модели интегративных этапов стратегического моделирования развития предприятий, учитывающей разнонаправленные экономические интересы.

Создание моделей интегративных этапов моделирования предприятий предполагает определение структуры экономических стратегий. Под структурой экономической стратегии понимают совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (компонентов), которая проявляется с помощью определенного классификационного признака [2]. В научной литературе существуют различные классификационные модели, определяющие состав экономической стратегии. Так, например, согласно подходу А.П. Градова, классификационная модель составляющих экономическую стратегию ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду [3].

Экономические стратегии реализуются как во внутренней, так и во внешней среде. К составляющим экономической стратегии, реализуемой во внешней среде, относятся товарная стратегия, стратегия ценообразования, стратегия взаимодействия с рынками производственных ресурсов, стратегия поведения на рынках ценных бумаг, стратегия снижения трансакционных издержек, стратегия внешнеэкономической деятельности. Во внутренней среде предприятия реализуются стратегия снижения производственных издержек, стратегия инвестиционной деятельности, стратегия инновационной деятельности, стратегия стимулирования персонала. Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) и оздоровления финансового состояния предприятия реализуется как во внешней, так и во внутренней среде.

Классификационная модель A.A. Кугаенко и М.П. Белянина содержит три возможных типа экономических стратегий [4]:

1. Стратегия максимизации потребляемой прибыли на начальном этапе стратегического периода без учета ее величины на остальных этапах этого периода. Это очень опасная стратегия, которая может быстро привести предприятие к трудностям в генерировании прибыли, а затем и к возможному банкротству.

2. Стратегия максимизации совокупной потребляемой прибыли за весь стратегический период. Такая стратегия предполагает низкий уровень потребления и высокий уровень накопления на начальном этапе стратегического периода, что позволяет обеспечить высокий уровень потребления на конечном этапе этого периода. Эта стратегия дискриминирует настоящее потребление в пользу будущего, тогда как первая стратегия дискриминирует будущее потребление в пользу сегодняшнего потребления.

3. Третья стратегия является определенной комбинацией первых двух. При правильном определении удельного веса составляющих стратегий в их комбинации можно получить стратегию, наиболее предпочтительную для данного предприятия.

На наш взгляд, наиболее продуктивно вопросы стратегического развития предприятия рассмотрены в трудах Г.Б. Клейнера. Г.Б. Клейнер считает, что комплексная стратегия предприятия должна складываться из следующих разделов [5]:

I. Стратегии предприятия по сферам деятельности:

1. Товарно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

2. Ресурсно-рыночная стратегия - совокупность стратегических решений, непосредственно определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

3. Технологическая стратегия - стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

4. Интеграционная стратегия - совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

5. Финансово-инвестиционная стратегия - совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

6. Кадровая стратегия - совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

II. Стратегии культурного, институционального, когнитивного, имитационного и эвентуального менеджмента:

1. Стратегия формирования корпоративной культуры (культурная стратегия).

2. Стратегия формирования внутренней институциональной среды и управления ее взаимодействием с внешней институциональной средой (институциональная стратегия).

3. Стратегия приобретения, создания, аккумуляции и хранения знаний (когнитивная стратегия).

4. Стратегия управления процессами имитации поведения других компаний и собственного поведения (имитационная стратегия).

5. Стратегия управления событиями (эвентуальная стратегия).

III. Стратегия как самостоятельный вид деятельности: стратегия управления - совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

IV. Стратегия как дополнительный вид деятельности: стратегия реструктуризации -совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

По нашему мнению, в стратегическом планировании деятельности предприятий существуют системные интегративные этапы развития. Интегративное стратегическое развитие представляет собой объединение знаний об эффективном долговременном развитии предприятия и превращение этих знаний в практику скоординированных действий - стратегии.

Интегративное стратегическое развитие рассматривается как многостороннее явление, одновременно выступающее:

1) методом достижения цели;

2) процедурой рассмотрения и решения проблем;

3) технологией создания, обработки и изменения предприятия;

4) системой практических действий по достижению будущего.

Рассмотрение интегративного стратегического развития в качестве метода достижения цели предполагает учет экономических интересов, как членов коллектива, так и внешних контрагентов. В связи с этим тезисом отмечаем нижеследующее.

Экономические школы в своих методологических основаниях - явно или неявно - используют определенные представления о человеке, его природе и особенностях поведения. Вполне понятно, что описание главных характеристик, раскрывающих природу человека, не является непосредственной задачей в исследованиях экономистов, но ни одна теория не может избежать выбора своей модели человека, на основе которой разрабатывается логика экономического анализа. При этом те из них, которые ориентированы на использование сугубо экономического подхода и создание «чистой» теории, - это, прежде всего классическое и неоклассическое направления экономической мысли, - выбирают в качестве предпосылки и единицы анализа абстрактного индивида - так называемого «экономического человека». Такая абстрактная модель человека нужна для создания аксиоматически идеальной и очищенной от всех внешних влияний экономической теории. Будучи абстракцией, она по мере укоренения капиталистически-рыночных отношений постепенно трансформируется из теоретической предпосылки в функциональное качество хозяйственного поведения индивидов, сводимого лишь к достижению экономической рациональности. Хотя модель человека, представленная в экономической теории, развивалась и обогащалась новыми характеристиками (в частности, введением понятия ограниченной рациональности или необходимостью учета оппортунистического поведения), тем не менее, мотив собственного (частного) интереса остается базовым и в современной экономической теории.

Итак, формирование теории экономических интересов можно рассматривать в качестве одного из направлений решения проблемы экономической науки в дискурсе теории экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев, У.Ж. Предмет и метод теоретической экономии (Основы предметоведения) / У.Ж. Алиев. - Астана: Университет «Туран-Астана», 2012.

2. Скобкин С.С. Модель интегративных этапов стратегического развития предприятий / С.С. Скобкин // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. - 2011. - № 6 (42). - С. 55- 61.

3. Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие / А.П. Градов [и др.]; под ред. А.П. Градова. -СПб.: Спец. лит., 2003. - 957 с.

4. Кугаенко A.A. Теория налогообложения / A.A. Кугаенко, М.П. Белянин. - М.: Вузовская книга, 1999. - 344 с.

5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия / Г.Б. Клейнер; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Центральный экономико-математический институт РАН. - М.: Дело, 2008. - 567 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.