Научная статья на тему 'Стратегия повышения уровня семейного воспитания на современном этапе его развития'

Стратегия повышения уровня семейного воспитания на современном этапе его развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинковская С. Б.

В статье раскрываются вопросы, посвященные современным проблемам организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста в семье. Автор предлагает ряд мер, которые помогут подготовить будущих и настоящих родителей к организации педагогического процесса в условиях семейного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинковская С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия повышения уровня семейного воспитания на современном этапе его развития»

Таким образом, даже достаточно краткая характеристика организационной и содержательной составляющих работы кабинета логопедической помощи Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии убеждает в том, что эта модель коррекционно-речевой поддержки не подменяет собой уже существующие формы специальной логопедической работы с дошкольниками, а эффективно и органично дополняет их. Она позволяет оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений. Кроме того, она помогает уже сегодня дать определенный ответ на вопрос о том, как обеспечить поддержку детей с разными отклонениями в развитии в рамках сложившейся системы образовательных учреждений.

Список литературы:

1. Игнатьева С.А., Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.А. Игнатьева, Ю.А. Блинков. - М.: Владос, 2004. - 304 с.

2. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. - изд. 6-е. -Ростов-н/Д: Феникс, 2006. - 445 с.

3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителей-дефектологов / Под ред. Л.М. Ши-пициной. - М.: Владос, 2003. - 528 с.

СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ

© Калинковская С.Б.*

Владимирский государственный гуманитарный университет, г. Владимир

В статье раскрываются вопросы, посвященные современным проблемам организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста в семье. Автор предлагает ряд мер, которые помогут подготовить будущих и настоящих родителей к организации педагогического процесса в условиях семейного воспитания.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими то, что веками формировалось в народной практике и особо подчеркивалось в трудах выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, а именно: бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии ребенка [3-4, 10].

* Доцент кафедры Дошкольного образования, кандидат педагогических наук

В последние годы разные науки усилили свое внимание к семье как объекту исследования, но при этом многие вопросы семейной педагогики остаются нераскрытыми. Положение в нашей стране усугубляется тем, что долгие годы пальма первенства отдавалась общественному воспитанию и семья рассматривалась как неизбежная ступень воспитания человека, но не основная, не решающая в формировании личности [2]. Это привело к тому, что настоящее поколение не только матерей и отцов, но даже бабушек и дедушек, несостоятельны в воспитании своих детей и внуков. Отсутствие преемственности приводит к отсутствию у детей образца, алгоритма поведения родителя как воспитателя [1, 5, 9].

Детей с одного года отдают в дошкольные образовательные учреждения, педагогический процесс которых отличается от воспитания в семье большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью, не обеспечивающей, однако, приоритета общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы его жизни [2]. Наука и практика убеждают в решающей роли семьи в становлении полноценного члена общества, указывая на принципиальные различия характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания. Семья, являясь наименее ограничивающим и наиболее мягким типом социального окружения, характеризующимся неформальным характером взаимоотношений строящихся на контактах «лицом к лицу», наиболее полно осуществляет принципы лич-ностно-ориентированного подхода в образовании, в отличие от институционально-ролевых взаимоотношений, определяющихся фиксированными функциональными обязанностями педагога в общественном образовательном учреждении [2, 6-8].

Современной семье, утратившей часть педагогического наследия, необходима помощь в вопросах домашнего воспитания. Помощь должна заключаться не только в организации дополнительных образовательных кружков, за которые родители платят довольно большие деньги, и которые к тому же нужны только тем дошкольникам, которые не посещают детский сад, а садовым детям подобные занятия наносят вред, перегружая нервную систему, утомляя ребенка, ослабляя его здоровье и т.д. Помощь так же не должна ограничиваться рядом консультаций и демонстрацией своей деятельности, как это обстоит в системе работы дошкольных образовательных учреждений. Помощь должна затрагивать все проблемы семьи, не быть абстрагированной и узконаправленной. Так дошкольные образовательные учреждения при работе с родителями затрагивают только вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Семейный психотерапевт исследует проблемы семьи только со стороны психологии. Кружки развивают детей, но не дают родителям возможности самим руководить их развитием, непосредственно участвовать в их воспитании, укрепляя связь со своим ребенком, утверждая свой родительский авторитет.

Современная семья нуждается в организации комплексной помощи, которая включала бы в себя ряд блоков:

1. просвещение родителей в сфере анатомии, физиологии, медицины (знание анатомических и физиологических особенностей становления и развития организма ребенка и взрослого человека; знание о необходимости здорового образа жизни, о том, как сохранить здоровье, распознать и преодолеть болезнь и т.д.);

2. просвещение родителей в области воспитания и обучения детей в семье (лекции, семинары и практические занятия для родителей по вопросам организации педагогического процесса в домашних условиях. Часть практических занятий необходимо проводить в условиях, когда родители решают поставленные задачи совместно с детьми под руководством опытного инструктора);

3. психологическое консультирование семьи (консультирование семейных пар по вопросам создания, развития и преодоления кризисов семейных отношений, построения взаимоотношений между детьми и родителями);

4. законодательная база семейных отношений (консультирование семьи в вопросах семейного законодательства, ведение просветительской работы);

5. организация и ведение финансово-хозяйственной деятельности семьи (планирование, учет и контроль семейной экономики);

6. организация семейного досуга (организация свободного времени семьи, проведение праздников, поддержание и формирование семейных традиций и т.д.);

7. подготовка и повышение квалификации домашнего педагога (гу-вернерство).

Все блоки и их составные части необходимо организовывать на основе модульности, то есть каждый элемент должен быть логически завершен и способен органично соединяться с любым другим. Это позволит создать гибкую систему, в которую легко будет ввести новые составляющие и удалить устаревшие, ненужные. Это так же позволит подбирать индивидуальные программы персонально для каждой семьи. Например: семье необходимо прослушать курс по пренатальной педагогике и развитию детей младенческого возраста. Семейная пара изучает дисциплины только по данным двум блокам, получает расписание занятий, и может посещать только их, не слушая общего курса анатомии, физиологии, дидактики и воспитания.

Модульная организация позволит легко перестроить работу в зависимости от социального заказа, изменяя и преобразуя блоки. К каждому блоку необходимо разработать не только программы, но и методические рекомендации, которые будут содержать подробную информацию по организации педагогической и другой деятельности в семье. Желательно создать

условия, при которых каждая семья могла бы приобрести необходимые материалы и оборудование для осуществления своей деятельности.

Поскольку работа по просвещению родителей требует высокой организации, большой исследовательской работы по выявлению скрытых проблем, особенностей механизмов семейного воспитания, а не только внешнего наблюдения, ее необходимо проводить при педагогических институтах и университетах. Это позволит вести работу не кустарным способом, а подойти к решению проблемы на высоком научном уровне.

Конечно, качественная работа требует больших финансовых затрат. Этот вопрос может быть снят при организации деятельности по просвещению родителей на внебюджетной основе. Стоимость занятий может быть тем меньше, чем большее количество человек будет присутствовать на лекциях и семинарах. При этом модульная система организации обучения позволит родителям оплачивать только те предметы, которые им наиболее интересны и необходимы.

Работа с семьями может проводиться в вечерние часы будничных дней, но надо помнить, что умственная деятельность и у детей и у взрослых в данное время снижена. Утренние занятия в будни подойдут меньше, поскольку многие родители в силу своей занятости не смогут приходить с детьми в это время. Утренние часы по субботам - наиболее подходящее время, так как занятия будут проводиться во время, когда умственная деятельность наиболее высока, а, следовательно, работа будет производить наибольший эффект. Это время также разрешит делему с занятостью родителей и позволит оставить основную часть дня для семейных дел. Организация одновременной работы с детьми и родителями позволит избавить взрослых от проблемы «пристраивания ребенка» и проведения времени во время занятий сына или дочери. Консультации психолога и дефектолога могут иметь гибкий график и проводиться по предварительной договоренности.

Занятия можно проводить в следующем порядке: при проведении лекций и семинаров для родителей дети будут заниматься со специальным педагогом отдельно, при проведении практикумов родители будут включены в деятельность вместе с детьми. Различные тематические занятия могут организовываться и проводиться в течение года по мере наполнения групп.

Группы следует создавать на основе добровольности, записывая телефоны в регистрационную книгу. Перед началом занятий следует провести собрание, на котором родители ознакомятся с программой курсов, особенностями методики их проведения, а так же подпишут договор о сотрудничестве. Обучение можно проводить не только в течение учебного года, но и в летнее время по договоренности с администрацией и педагогами.

Итак, современное дошкольное образование остро нуждается в совершенствовании. Данную проблему можно решить только при переориентации обучения и воспитания детей с общественного на семейное. По-

скольку существовавшая в Советском союзе система образования во многом привела к нарушению взаимосвязи и преемственности поколений, в настоящее время необходимо организовывать специальные курсы для настоящих и будущих родителей с целью повышения их компетентности в области воспитания и обучения дошкольников.

Список литературы:

1. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания: руководство для педагогов / И.Ф. Дементьева. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 37 с.

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 232 с.

3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лес-гафт. - М.: Педагогика, 1991. - 174 с.

4. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1988. - 300 с.

5. Минаваров А.К. Педагогические условия повышения эффективности семейного воспитания / А.К. Миноваров. - Ташкент: Фан, 1989. - 109 с.

6. Никитин Б.Л. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней / Б.Л. Никитин. - Л.: Лениздат, 1990. - 190 с.

7. Никитин Б.П. Мы и наши дети / Б.П. Никитин, Л. А. Никитина. -Ижевск: Адмуртия, 1989. - 319 с.

8. Помощь родителям в воспитании детей / пер. с англ. Е.Ю. Левит-ской; общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1992. - 256 с.

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Си-ляевой. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

10. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. - Новосибирск: Зап.-Сиб. книжное издательство, 1985. - 221 с.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

© Караваева О.В.*

Детско-юношеский центр, г. Глазов

Специфика системы дополнительного образования детей, заключающаяся в возможности добровольного выбора ребенком, его семьей, направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реа-

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.