Научная статья на тему 'Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы'

Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1829
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пакулина И. С.

В статье предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность предприя-тия социальной сферы», научно обоснованы основные теоретические положения управле-ния процессом повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы, выяв-лены особенности и организационно-экономические проблемы формирования конкурент-ных преимуществ предприятий социальной сферы в условиях глобализации экономики и возрастающих требований к уровню развития человеческого потенциала, определены при-оритеты стратегии повышения конкурентоспособности предприятий здравоохранения, об-разования, культуры и социального обслуживания населения с учетом выявленных тенден-ций развития и особенностей процессов реформирования социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы»

УДК 334.72:339.137.2

ПАКУЛИНА ИХ, Стратегия повышения

конкурентоспособности предприятий социальной сферы

В статье предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность предприятия социальной сферы», научно обоснованы основные теоретические положения управления процессом повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы, выявлены особенности и организационно-экономические проблемы формирования конкурентных преимуществ предприятий социальной сферы в условиях глобализации экономики и возрастающих требований к уровню развития человеческого потенциала, определены приоритеты стратегии повышения конкурентоспособности предприятий здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения с учетом выявленных тенденций развития и особенностей процессов реформирования социальной сферы.

Ключевые слова: социальная сфера, стратегия, конкурентоспособность, конкурентные преимущества, глобализация, человеческий потенциал, эффективность, предприятие, регион.

Развитие конкуренции в социальной сфере заключает в себе мощный потенциал позитивного воздействия на общество. Образование и здравоохранение занимают фундаментальную позицию в динамике технологических инноваций, производства и распространения культуры. Реализация этой позиции зависима от создания и наполнения современным содержанием таких организационно-институциональных форм, которые позволяют органично объединить удовлетворение нарастающего многообразия профессиональных ожиданий и требований по отношению к социальному сектору и обеспечение качества социальных услуг. Успешное разрешение противоречия между растущим многообразием функций и институциональных форм социального сектора, с одной стороны, и, по сути, сохраняющимся единообразием его природы, с другой стороны, связаны с конкурентной политикой в отношении социальной сферы1.

Следует отметить, что успешная стратегия повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы зави-

сит прежде всего от достоверной оценки реальной обстановки и разработки новых методологических подходов к пониманию конкурентоспособности и механизма управления ею. При отсутствии системного подхода выбор стратегии повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы может приобретать все более субъективный характер. В будущем это чревато объективизацией конкурентной политики и восприятием ее как исходной в решении практических вопросов без научного анализа соответствия действий государства требованиям объективных законов развития социальной сферы.

Весомый вклад в разработку общеметодологических и отдельных аспектов проблемы разработки стратегии развития социальной сферы сделали Г. Беккер, М. Доэл, Л.Н. Кочеткова2, Н. Луман3, Д.С. Львов, Дж. Мин-цер, Н.М. Найбороденко, Т. Парсонс, В. Пэт-ти, Д. Рикардо, А.Я. Рубинштейн4 и А. Смит, Т. Шульц, другие. Однако вопросы успешной реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы остаются недостаточно изученными

как в российской, так и мировой науке. Актуальность темы исследования вытекает из необходимости создания методологических и методических основ формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и иных мер, методов, способов, регулирующих воздействий на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснования сущности и значения конкурентной политики как основы экономического роста и перспектив рыночных преобразований, выявление направлений оптимального стратегического управления, разработка методических решений организационного обеспечения процессов управления конкурентоспособностью предприятий социальной сферы.

Основной целью исследования являлась разработка теоретических и методических положений формирования эффективной стратегии повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы в условиях перехода российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития. В соответствии с ней нами предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность предприятия социальной сферы», научно обоснованы основные теоретические положения управления процессом повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы, определены приоритеты стратегии повышения конкурентоспособности предприятий здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения с учетом выявленных тенденций развития и особенностей процессов реформирования социальной сферы.

Информатизация, глобализация и гуманизация как сущностные характеристики современной цивилизации обусловливают переосмысление роли конкуренции в нынешнем мире и изменениеакцен-тов в достижении конкурентоспособности и конкурентных преимуществ разных объектов. Единое экономическое пространство, которое формируется под воз-

действием интеграции, увеличивает масштабы конкуренции и вызывает динамические изменения ее условий.

Конкурентоспособность - сложная комплексная категория, которая не имеет общепризнанного универсального определения. Многогранность понятия обусловливает разные интерпретации в экономической литературе в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно относится: экономика в целом, отрасль, предприятие, продукция. С.Г. Светунькова определяет конкурентоспособность как «...свойство практически любых экономических объектов. Независимо от физической природы и выполняемых функций все изделия, а также производственные системы, их изготовляющие и использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической деятельности... Конкурентоспособность является категорией динамической, причем ее динамика обусловлена прежде всего внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как управляемые параметры»5.

В современных трактовках конкурентоспособность объекта сводится к обладанию преимуществом. Ученые выделяют маркетинговый и управленческий подходы6. Основой маркетинговой трактовки является преимущество объекта над аналогичными, что определяется рынком (X. Анн, В. Стивенсон, Г. Багиев, В. Тарасевич, Р. Фат-хутдинов). Сторонники маркетингового подхода считают, что достижение конкурентоспособности обусловливается созданием стойких характерных преимуществ, которые обеспечиваются внешней средой, благоприятной конкурентной ситуацией, лояльностью потребителей. Сторонники управленческой трактовки (М. Портер, И. Акимова) источник конкурентоспособности объекта видят в эффективности его внутренних бизнес-процессов в связи с конкурентной ситуацией и фактором времени; достижение конкурентоспособности выражается в получении конкурентных преимуществ и (или) ключевых компетенций.

Мы предлагаем собственную трактовку понятия «конкурентоспособность предприятия социальной сферы». По нашему мнению, под конкурентоспособностью предприятия социальной сферы целесообразно понимать реальную и потенциальную способности ее хозяйствующего субъекта удовлетворять конкретные общественные потребности за счет более эффективного по сравнению с конкурентами использования ограниченных экономических ресурсов в динамичных условиях рынка и глобализации бизнес-процессов, что подтверждается способностью предприятия удерживать на протяжении определенного промежутка времени определенную долю рынка социальных услуг.

Проектированию гибких и высококреативных моделей управления конкурентоспособностью способствует активизация системных исследований устойчивого функционирования и поддержки устойчивого развития экономических систем. Системный методологический подход, основанный на признании конкурентоспособности как имманентного рыночной среде императива функционирования разноуровневых экономических систем и предполагающий учет влияния всех цивилизацион-ных факторов на устойчивое развитие экономики, позволяет сконструировать целостную систему формирования приоритетов и механизмов их реализации. Важным инструментом организационного проектирования становится синтез систем управления конкурентоспособностью с механизмами активного противодействия влиянию негативных внешних факторов. Изменение характера воздействия существующего или появление нового фактора внешней среды приводит к изменению конкурентного положения субъекта хозяйственной деятельности. При этом если оно приводит к улучшению конкурентных позиций рассматриваемого субъекта относительно его конкурентов, то можно говорить о положительной динамике изменения конкурентного положения. Соответственно отрицательная или нейтральная динамика свидетельствует об ухудшении либо принципиально не изменившемся уровне конкурентного положения на рынке.

Использование системного подхода позволяет сформулировать сущностное определение конкурентоспособности, а именно: конкурентоспособность - это интегрированное свойство экономической системы, которое обусловливает реализацию цели и достижение результатов функционирования, необходимых и достаточных для активного позиционирования системы в конкурентном рыночном пространстве. Свойство конкурентоспособности является, с одной стороны, условием реализации цели производственной системы, а с другой - снятия внутреннего противоречия между индивидуальным механизмом формирования результатов и системным механизмом их сбалансирования и поддержки устойчивого развития рыночной системы.

Системная роль конкурентоспособности определяется ее причинными связями с результативными параметрами и входными-выходными процессами в экономической системе. Неадекватность уровня конкурентоспособности условиям воспроизводства действующего субъекта означает его выбытие с рынка и превращение в другую социально-экономическую структуру.

Активное состояние экономической системы, когда формируются ее конкурентные преимущества, является основой для развития социальной сферы, которая выступает не как сообщество отдельных экономических субъектов, а как единый и цельный организм. Восприятие социальной сферы как единства экономических, социальных, политических, культурных институтов, которое генерирует на основе конкурентоспособности, позволяет признавать явления и процессы, протекающие в их рамках, факторами конкурентоспособности, ее детерминантами. При этом длительная конкурентоспособность осуществляется не столько за счет стабилизации макроэкономическихусловий и создания соответствующих этому стимулирующих структур, сколько за счет формирования такой системы отношений, которая поддерживает и концентрирует целенаправленные коллективные усилия на развитие отдельных учреждений или групп предприятий (кластеров) и территорий.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности предприятий социальной сферы должно стать задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы. Стратегия развития конкурентных преимуществ в социальной сфере должна быть направлена на поиск сбалансированного набора инструментов конкурентной политики с использованием новых институциональных технологий в части сравнительного анализа альтернативных вариантов распределения прав собственности, механизмов, обеспечивающих соблюдение установленных правил, сучастием не только экспертов, но и представителей целевых групп. Это позволит в долгосрочной перспективе создать механизм, минимизирующий противоречия между различными инструментами конкурентной политики, в частности, в результате применения взвешенного подхода в рамках различных направлений конкурентной политики, включая антимонопольное регулирование как вертикальных, так и горизонтальных ограничивающих контрактов, контроля экономической концентрации. Данный вариант конкурентной политики в социальной сфере должен обеспечить: создание развитой и действенной системы спецификации и защиты прав собственности и контрактных прав, в том числе в сфере результатов интеллектуальной деятельности, ограничивающей возможности копирования инноваций и размывания потока экономической прибыли успешных инноваторов; недифференцированность(недискрими-национность) системы защиты прав собственности и контрактных прав по сферам хозяйственной деятельности. При этом необходимо решение проблемы, связанной с определением соотношения государственной и частной активности в сфере нововведений, обеспечения на практике презумпции нецелесообразности масштабного государственного вмешательства для повышения инновационной активности в социальной сфере.

Осуществление стратегии повышения конкурентоспособности в социальной сфере приведет к комплексным послед-

ствиям для видов деятельности социального сектора, в частности для их способности адаптироваться к изменению внутренних и внешних условий. Адаптивность является важнейшим свойством любой экономической системы: чем она выше, тем выше, при прочих равных условиях, долгосрочная эффективность системы. Улучшение адаптационных свойств обеспечивает устойчивость экономической системы, уменьшение количества и масштабов угроз, задавая тем самым благоприятные возможности для выработки экономической политики, которая, в свою очередь, сказывается на адаптационных способностях системы в будущем. Таким образом, адаптационные свойства социальной сферы как социально-экономической системы должны стать как условием, так и результатом проводимой конкурентной политики государства. Следует отметить, что в краткосрочном аспекте (два-три года) высок риск не получить видимых положительных результатов, поскольку создание конкурентных преимуществ предприятий социальной сферы -принципиально долгосрочная стратегия, которая предполагает расширение временного горизонта принятия решений в условиях повышения открытости экономики для международной конкуренции. Сильной стороной данной стратегии выступают позитивные долгосрочные социально-экономические последствия, заключающиеся в создании в отраслях социального сектора базовых условий для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан.

Повышение конкурентоспособности предприятий социальной сферы является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ социального сектора и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с модернизацией систем образования, здравоохранения, социального обслуживания, культуры. Конкуренция на рынке образовательных услуг характеризуется следующими особенностями: борьбаза потребителя ведется путем повышения ка-

чества образовательных услуг; конкуренция осуществляется как среди производителей образовательных услуг, так и среди потребителей, поскольку они взаимодействуют на рынке образовательных услуг, конкурируя за получение бюджетного места; на рынке долгосрочных и краткосрочных образовательных услуг преобладает несовершенная конкуренция; на рынке краткосрочных образо-вательныхуслуг- механизмы, свойственные совершенной конкуренции; рынок образовательных услуг реагирует на ситуацию на рынке труда. Острая конкуренция на региональных рынках образовательных услуг сегодня является фактом и определяет во многом образовательные стратегии развития образовательных учреждений. Одной из мер по обеспечению устойчивой конкурентоспособности услуг сферы высшего профессионального образования может стать осуществление структурных преобразований на основе создания крупных корпоративных структур в данном секторе экономики. При этом модель системы управления процес-самиустойчивого интеграционного развития в сфере высшего профессионального образования должна формироваться по типу адаптивной системы с идентификатором, позволяющая немедленно реагировать на любые возмущения, грозящие падением качества образования. Адаптивная система с идентификатором должна быть основана на экономико-математической модели интеграционного развития, включенной в контур обратной связи системы управления сферой высшего профессионального образования.

Система здравоохранения наиболее эффективно функционирует при многообразии форм собственности и организационно-правовых структур медико-производственных организаций. В условиях рыночной экономики надо достичь рационального соотношения государственных и негосударственных, коммерческих и некоммерческих лечебно-профилактических учреждений. Это соотношение должно соответствовать уровню социально-экономического развития страны, сложившимся в обществе традициям и обеспечить надежную социальную защиту населения, удовлетворение его запросов и потребностей по оказанию и предоставлению медицинскихуслуг. При этом здра-

воохранение обладает отраслевыми особенностями, которые объективно ограничивают возможность распространения рыночных отношений в этом системообразующем сегменте социальной сферы. Повышение конкурентоспособности предприятийздравоохранения должно сопрягаться с разработкой и реализацией принципиально новых подходов, обеспечивающих взаимодействие субъектов хозяйствования не на административной основе, а посредством согласования их интересов на рынке медицинских услуг на основе кластерного подхода. Интеграция больничных служб и создание комплексных систем оказания медицинской помощи в границах кластера позволит провести внутреннюю реструктуризацию медицинских учреждений, ориентированную на качественное медицинское обслуживание и совершенствование взаимоотношений между производителями и потребителями медицинских услуг

Создание полноценной, комплексной и многофункциональной системы социального обслуживания, соответствующей потребностям населения, - одна из приоритетных задач государства в период развития социально ориентированной рыночной экономики7. При этом конкретные механизмы системы социального обслуживания связаны с характеристиками населения и административными возможностями государства. Создание негосударственного сектора социального обслуживания определяет конкуренцию государственным социальным службам, а участие в социальном партнерстве влияет на процесс принятия решений и систему контроля за деятельностью социальных служб. В этой связи необходимы: преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации (НКО) и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административ-

ных барьеров в сфере деятельности НКО; создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки НКО, оказывающих социальные услуги населению; реализация органами государственной власти и местного самоуправления программ в области поддержки развития НКО; сокращение административных барьеров в сфере деятельности НКО; введение налоговых льгот для НКО, предоставляющих социальные услуги; содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Переход к инновационному типу развития экономики обусловливает повышение профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества; по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, в освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этой растущей группы потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новым услугам в сфере библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографическойдеятельно-сти, образовании в сфере культуры и искусства, ксохранению и популяризации какдви-жимых, так и недвижимых, нематериальных объектов культурного наследия, традиционной народной культуры. Широкое внедрение инноваций, новыхтехнологическихрешений позволит повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества. В этой связи необходимы: совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры; развитие механизмов частно-государственного партнёрства; поэтапный перевод организаций культуры в автономныеучреждения; содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплекс-

ного подхода ксохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений; создание условий для повышения степени разнообразия услуг в сфере культуры; развитие механизмов поддержки творческой деятельности в сфере культуры и искусства, в том числе традиционной народной культуры; создание механизмов реализации авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение условий доступа к ним.

В условиях возрастающей международной и внутренней конкуренции должна быть выработана стратегия государственного обеспечения определенного уровня конкурентоспособности российских предприятий социальной сферы. При этом предприятия сферы социальных услуг должны активно формировать и прогнозировать конкурентные преимущества, разрабатывать современную рыночную стратегию.

Особое значение при достижении конкурентоустойчивости предприятия имеет информационное сопровождение процесса управления и создание системы маркетинга и информационного анализа предоставленных социальных услуг. Сущность информатизации процессов повышения конкурентоспособности предприятий социальной сферы можно определить как изучение структуры целей и задач системы в пространстве и во времени, выявление соответствия организационной структуры управления, функций управления, их распределения по элементам структуры, характеристик элементов, методов решения управленческих задач и сроков их решения и соответствия целям и задачами системы. Базисная структура информационного обеспечения управления сектором социальных услуг может быть представлена следующими компонентами: структура реестра социальных и управленческих услуг по сегментам потребностей органов власти, бизнеса и населения; описание потребительских характеристик (характеристик потребностей бизнеса и населения в социальных и управленческих услугах); структура реестра функций органов государственной власти, реализуемых при оказании социальных услуг; структура реестра элект-

ронныхадминистративных регламентов (в том числе финансирования за счет бюджетных средств) и стандартов формирования социальных услуг; унифицированная система документации (форматы входных и выходных документов); система классификации и кодирования информации и логическая структура словарей и классификаторов (в том числе для обеспечения информационного взаимодействия); структура базы данных статистической информации и базы знаний для семантической оптимизации процедур межведомственного взаимодействия при формировании социальных услуг; база данных и база знаний аналитических моделей и презентаций развития системы образования, здравоохранения, культуры, сферы социального обслуживания.

Проведенное исследование позволило сделать следующее заключение. Для формирования взвешенной общегосударственной и региональной конкурентной политики в социальной сфере необходимо проведение широкого круга аналитических и методологических работ. Методология прогнозирования развития социальной сферы должна предусматривать анализ экономических и социальных аспектов этого развития в ретроспективном периоде с учетом степени реализации государственных социальных программ, а также оценку текущего уровня жизни населения и его занятости, миграционных процессов, экологической ситуации. В условиях России региональный аспект прогнозирования играет особую роль, без учета специфики развития социальной сферы регионов не может быть реализована ни одна долгосрочная общегосударственная программа, невозможно проведение социальных реформ. На федеральном уровне должны проводиться про-

верка реалистичности прогнозов развития социальной сферы, разрабатываемых каждым регионом России, их обобщение и сопоставление с показателями общероссийского макроэкономического прогноза, а при необходимости - корректировка макроэкономических показателей. Важнейшие направления экономического анализа в процессе прогнозирования - определение влияния рыночной специализации на рациональное использование ресурсов предприятий социальной сферы, выявление отраслевых особенностей развития социального сектора и формирование отраслевыххо-зяйственных комплексов территорий.

1 Пакулина И.С. Глобализация экономики и стабильное развитие социальной сферы // Materialy VII mezinarodni vedecko-prakticka konference [«Dny vedy - 2011»], 27 brezen - 05 dubna 2011 roku. - Dil 11. Ekonomicke vedy. -Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o., 2011. S. 3-5.

2 Кочеткова Л.H. Социальное государство: цели и функции // Соц.-гуман. знания. 2008. №3. С. 68-79.

3 Луман Н. Социальные системы: Очерк общей теории: пер. с нем. СПб.: Наука, 2007. 643 с.

4 Рубинштейн А.Я. Двадцать пять тезисов об активности государства в социальной сфере // Экон. наука соврем. России. 2009. № 1. С. 25-38.

5 Светунькова С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www. marketing, spb.ru/read/m19/1 .htm

6 Пакулина И.С. Прикладной маркетинг: Учебное пособие / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкши-нов, И.С. Пакулина, C.B. Орлов [и др.] / Под общ. ред. Ю.А. Цыпкина. М., 2010. 228 с.

7 Пакулина И.С. Экономический анализ макроокружения социальной сферы // Мате-риали за 7-а международна научна практична конференция [«Найновите научни постижения -2011»], 17-25 март 2011 година на икономи-ки. Том 9. Икономики. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. С. 5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.