Научная статья на тему 'Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект'

Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5869
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна

В статье характеризуются особенности функционирования физической культуры и спорта на современном этапе жизни российского общества и проблемы развития данной социальной сферы, связанные с конкурентным характером экономики и, в частности, рынка социально-культурных услуг; обосновывается необходимость повышения конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту как фактора повышения конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций, описываются соответствующие конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием сферы физической культуры и спорта в России: кадровый аспект»

УДК 796.01 ББК 75.4 Х 15 С.А. Хазова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ: КАДРОВЫЙ АСПЕКТ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье характеризуются особенности функционирования физической культуры и спорта на современном этапе жизни российского общества и проблемы развития данной социальной сферы, связанные с конкурентным характером экономики и, в частности, рынка социально-культурных услуг; обосновывается необходимость повышения конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту как фактора повышения конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций, описываются соответствующие конкурентные преимущества.

Ключевые слова: конкурентоспособность сферы физической культуры и спорта,

физкультурно-спортивные организации и специалисты по физической культуре и спорту.

S.A. Khazova

Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer of Theoretical Bases of Physical Training Department at Institute of Physical Training and Judo of Adyghe State University; E-mail: khazovasn@rambler. ru

MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN RUSSIA: PERSONNEL ASPECT

Abstract. The paper characterizes the features of functioning of physical training and sports at the present stage of life of the Russian society and problems of development of this social sphere, related to the competitive character of economy and, in particular, the market of welfare services. The author substantiates necessity of increasing competitiveness of experts in physical training and sports as factor of increasing competitiveness of the physical training and sports organizations. Corresponding competitive advantages are described.

Keywords: competitiveness of sphere of physical training and sports, physical training and sports organizations and experts in physical training and sports.

Физическая культура и спорт - важнейшая сфера народного хозяйства, деятельность которой ориентирована на удовлетворение жизненно важных потребностей населения: в двигательной активности, хорошем самочувствии, сохранении и повышении работоспособности, физическом, психическом и социальном здоровье (М.Я. Виленский, Ю.Ф. Курамшин, В.Н. Курысь, Н.Х. Хакунов и др.). Основной целью и конечным результатом функционирования данной сферы является всесторонне и гармонично развитая личность, способная приносить пользу обществу благодаря долголетней эффективной профессиональной и личной жизнедеятельности (Ю.Ф. Курамшин, А.М. Максименко и др.). Именно поэтому развитие, совершенствование сферы физической культуры и спорта является важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации.

Реализуя общие и специфические функции, физическая культура обеспечивает прогрессивное развитие личности и общества [3], повышение качества населения [6].

Осуществляется это посредством производства и реализации особого нематериального продукта - физкультурно-спортивных услуг оздоровительного, образовательного, рекреационного, зрелищного характера. Высокое качество и разнообразие произведенных услуг, с одной стороны, и активное потребление этих услуг населением, с другой,-способствуют повышению уровня здоровья населения, эффективности профессионального труда во всех отраслях экономики, оздоровлению морального климата в обществе, повышению общей культуры граждан (В.И. Жолдак, М.И. Золотов, В.А. Квартальнов, В.И. Кожин, В.В. Кузин, Ю.Ф. Курамшин, Н.Х. Хакунов, М.М. Эбзеев и др.). С ассортиментом услуг, уровнем обслуживания, популяризацией физкультурноспортивных услуг среди населения, привлечением потребителей в организации связаны сегодня серьезные проблемы, существенно сдерживающие развитие сферы физической культуры и спорта.

Одним из естественных следствий гуманизации общественных отношений является то, что сегодня граждане вольны самостоятельно выбирать и режим двигательной активности, и ее формы (за исключением обязательных занятий физической культурой в учреждениях общего и профессионального образования). В советский период развитие массовой физической культуры и спорта во многом детерминировалось извне, со стороны государства - путем введения норм ГТО, использования административного ресурса при формировании контингента занимающихся в организациях и на предприятиях. Таким образом, самой сфере физической культуры и спорта не было необходимости заботиться о расширении рынка потребителей физкультурно-спортивных услуг, по меньшей мере, услуг рекреационного характера. Общая политика страны, идеологические основы ее жизни подразумевали в том числе активное и целенаправленное вовлечение детей и юношества в спортивную деятельность, то есть учреждения дополнительного образования в области физической культуры и спорта (ДЮСШ, СДЮШОР) также не испытывали серьезных трудностей с комплектованием контингента занимающихся. Следствием функционирования командно-

административной системы государственной власти было то, что управление организациями и предприятиями отрасли заключалось, по существу, в обеспечении исполнения нисходящих приказов, распоряжений, директив; оно не предполагало поиск средств, методов, путей развития производственных структур.

Сегодня физкультурно-спортивные организации обязаны активно использовать внутренние резервы (управленческий, кадровый, ресурсный потенциал) как для производства качественных услуг в широком ассортименте, так и для продвижения этих услуг, для привлечения населения к их потреблению. Это вопрос не только развития организаций и предприятий физической культуры и спорта, но и выживания всей отрасли.

Демократизация государственного управления в России, формирование свободного рынка привели к возникновению конкуренции во всех сферах жизнедеятельности общества. Современный этап экономического развития России (как и мирового сообщества) характеризуется ужесточением конкуренции между различными производителями за интерес потребителей к своей продукции, что особенно ярко проявляется в сфере производства социально-культурных услуг.

Социально-культурные услуги предназначены для удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, в том числе путем организации их досуга [5, 9 и др.]. В процессе эволюции человечество открыло огромное количество разнообразных способов удовлетворения указанных потребностей [8, 9 и др.]. В связи с этим конкурентами физкультурно-спортивных организаций в борьбе за потребительский спрос являются предприятия и организации шоу-бизнеса и игорного бизнеса, производители компьютеров и информационных технологий, средства массовой информации (прежде всего, телевидение), а также многочисленные кафе, бары, рестораны и т.д. При этом работники указанных сфер, в которых изначально присутствовали конкурентные отношения, достаточно готовы к

ведению конкурентной борьбы, к активному продвижению своих услуг на потребительский рынок, чего нельзя сказать о специалистах по физической культуре и спорту.

Кроме того, коммерциализация сферы физической культуры и спорта, приведшая к производству преимущественно платных услуг, зачастую весьма дорогостоящих, стала причиной того, что многие «среднестатистические» россияне не в состоянии тратить и без того небольшие средства на занятия физической культурой в свободное время, поэтому отдают предпочтение менее обременительным в финансовом отношении телевидению, компьютерным играм и т.п. Учитывая, что все большую долю в финансировании физической культуры начинают занимать внебюджетные источники (личные средства граждан, средства спонсоров), для «выживания» и развития отрасли в новых условиях необходимо, чтобы работники были готовы к активной экономической, управленческой, маркетинговой деятельности, направленной, в конечном счете, на привлечение дополнительных средств в свою организацию.

Потребление физкультурно-спортивных услуг осуществляется гражданами в свободное время и в соответствии с их интересами и предпочтениями. Современные исследователи отмечают, что в настоящее время кризисные явления затронули не только финансовые и материально-технические аспекты функционирования физической культуры и спорта, но и ценностно-ориентационные аспекты общественного мировоззрения, «отвечающие» за физкультурно-спортивную активность граждан. Несмотря на серьезные меры, которые предпринимает российское правительство, здоровый образ жизни граждан, целесообразное проведение ими досуга, массовость физической культуры и спорта -отдаленные перспективы, нежели объективная реальность. Как отмечает Н.Х. Хакунов, сегодня «как никогда прежде обостряется необходимость массированных социальных акций по ускорению развития физической культуры. Одна из причин тому - возрастающий дефицит двигательной активности... современного человека, обусловленная машинизацией, автоматизацией, кибернетизацией производства и демобилизующими обстоятельствами внепроизводственной жизни» [6, с.

9].

Исходя из вышесказанного, в качестве первоочередной задачи физической культуры и спорта как социальной сферы следует рассматривать формирование у населения мотивации к потреблению производимых услуг, заинтересованного отношения к организациям, предлагающим разнообразные занятия физической культурой и спортом в качестве содержания дополнительного образования или способа организации досуга. Это, в свою очередь, актуализирует проблему подготовки современных квалифицированных кадров для сферы физической культуры и спорта, способных эффективно решать новые для отрасли задачи.

Обеспеченность качественными ресурсами, их полноценное целесообразное использование - важнейшее условие эффективности функционирования любой организации, предприятия, отрасли [5, 9 и др.]. При этом кадровые (трудовые) ресурсы являются тем элементом системы ресурсного обеспечения, от качества которого зависит качество и характер использования остальных видов ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.) и, следовательно, достижение тактических и стратегических целей деятельности организации.

В настоящее время физическая культура явно «проигрывает» другим сферам в борьбе за привлечение потребителей, о чем свидетельствует чрезвычайно низкое количество россиян, занимающихся физической культурой и спортом (М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.А. Петьков, П.А. Рожков, Н.Х. Хакунов и др.). Во многом это связано с традиционными установками профессионального образования в области физической культуры и спорта. Подавляющее большинство работников отрасли - специалисты с педагогическим образованием. Будучи достаточно квалифицированными, они в силу сложившихся стереотипов педагогической модели физической культуры и спорта не

готовы к эффективной организационно-управленческой и экономической деятельности, необходимой для достижения успеха в условиях коммерциализации отрасли. В условиях существующего профессионального образования у них формируются ориентации на работу с четко обозначенным кругом функциональных обязанностей, с широким использованием традиционных форм организации деятельности, стабильным доходом и пр. [5]. При этом деятельность в условиях свободного рынка с присущими ему конкурентными отношениями требует от специалистов «быстрой реакции на изменение спроса на различные физкультурно-спортивные услуги; высокой мобильности и готовности к адаптации, способности оперативно изменять содержание предлагаемых физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, форм доведения их до потребителей; склонности к поиску новых ниш для расширения профессиональной деятельности;. готовности к неопределенности и непостоянству в содержании труда, . а также заработной платы и др.» [5, с. 56].

Повышение конкурентоспособности сферы физической культуры и спорта на рынке социально-культурных услуг связано с повышением конкурентоспособности составляющих ее организаций и предприятий. Конкурентоспособность и, следовательно, потенциальные конкурентные преимущества предприятий, организаций и учреждений сферы услуг физической культуры и спорта определяются эффективностью совместной деятельности персонала и ресурсными преимуществами [8].

К числу важнейших факторов конкурентоспособности организаций относится качество трудовых ресурсов, конкурентоспособность работников. Об этом свидетельствуют результаты экономических и экономико-социологических исследований (Е.А. Галузо, И.Н. Герчикова, Л.А. Емельянова, Р.А. Фатхутдинов, В.Н. Шувалов и др.). В частности, Е.А. Галузо отмечает: «Одним из главных источников повышения

конкурентоспособности российских компаний является развитие конкурентоспособности персонала как ключевого фактора, определяющего эффективность использования всех остальных ресурсов, имеющихся в распоряжении компании» [1, с. 3]. Л.А. Емельянова также указывает на то, что конкурентоспособность организации находится в неразрывной связи с конкурентоспособностью персонала (руководителей, специалистов, рабочих) [2]; В.Н. Шувалов обосновывает конкурентоспособность работников как основу интеллектуально-креативных ресурсов конкурентоспособности предпринимательской структуры [7]. Сущность конкурентной борьбы обусловливает тот факт, что для достижения успеха, победы ее участники вынуждены повышать свой профессионализм, качество труда, что, в свою очередь, способствует существенному повышению конкурентоспособности организаций.

Особенности конкурентной борьбы, в которой участвует сфера физической культуры и спорта, определяет и характер конкуренции между работниками. За интерес, свободное время и средства потребителей они состязаются друг с другом в рамках производства сходных услуг (видовая конкуренция между сотрудниками ДЮСШ, СДЮШОР, в которых культивируется один и тот же вид спорта и т.п.), с сотрудниками организаций, производящих разнотипные физкультурно-спортивные услуги (функциональная конкуренция между работниками фитнес-центра, туристического клуба, тренажерного зала и т.п.) [8], а также с работниками других отраслей сферы производства социально-культурных услуг (конкуренция между работниками физкультурноспортивных организаций и предприятий игорного бизнеса и т.п.). Это предъявляет особые требования к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, заключающиеся в формировании и развитии их конкурентоспособности.

Ввиду того, что конкурентоспособность работников обосновывается учеными как один из ведущих факторов повышения конкурентоспособности организаций, представляется важным выяснить характер и причины данной взаимосвязи. Это позволит определить, какие конкурентные преимущества могут быть достигнуты физкультурноспортивными организациями благодаря эффективной кадровой политике,

предполагающей и использование кадрового потенциала, и управление развитием работников.

Первым шагом в решении указанной задачи стало выявление экономических параметров конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту. В данном качестве рассматривались:

- внешние критерии конкурентоспособности - модельные характеристики поведения, общения, деятельности работников при трудоустройстве и в процессе трудовой деятельности;

- потребительские свойства специалистов, наличие которых обусловливает полезность, «нужность» специалиста (точнее, производимых им услуг) потребителям.

Конкретное содержание внешних критериев конкурентоспособности и потребительских свойств специалистов выявлены на основе анализа результатов анкетирования руководителей физкультурно-спортивных организаций и специалистов по физической культуре и спорту. Обоснование конкурентных преимуществ физкультурноспортивных организаций, обеспеченных конкурентоспособностью сотрудников, осуществлено путем проведения экспертной оценки.

Внешними критериями конкурентоспособности молодых специалистов являются:

- первая группа критериев: конструктивное поведение при трудоустройстве, эффективный поиск работы, наличие профессионального опыта, необходимый уровень успеваемости. Конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации повышается благодаря эффективному подбору и расстановке кадров, быстрой адаптации работников к условиям труда;

- вторая группа критериев: конструктивные отношения с руководством, с коллегами, с потребителями. Основными факторами конкурентоспособности организации являются благоприятный психологический микроклимат в коллективе и улучшение имиджа организации благодаря удовлетворенности потребителей производимыми услугами;

- третья группа критериев: разнообразие решаемых профессиональных задач,

используемых средств и методов, полифункциональность профессиональной

деятельности; самостоятельность профессиональной деятельности, готовность к повышению уровня ответственности. Конкурентоспособность организации обусловливается высоким качеством процесса и результатов производства физкультурноспортивных услуг.

Соответствие специалиста внешним критериям обеспечивается через потребительские свойства, которые определяют экономические параметры

конкурентоспособности специалиста через его характеристики как субъекта труда:

- функциональные потребительские свойства: сложность, разнообразие решаемых задач и выполняемых функций; высокий уровень профессиональной ответственности; инновационность деятельности - обеспечивают взаимозаменяемость работников, высокое качество их труда, повышают привлекательность для потребителей производимых физкультурно-спортивных услуг;

- эргономические потребительские свойства: соответствие содержания и качества

деятельности жизненным потребностям и интересам потребителей; соответствие процесса деятельности возможностям потребителей, а средств, методов, способов труда -собственным возможностям - обеспечивают повышение заинтересованности

потребителей услугами организации и доступность услуг для потребителей;

- эстетические потребительские свойства: соответствие внешнего вида, поведения требованиям профессиональной этики; гибкость поведения - способствуют улучшению имиджа организации и повышению соответствия производимых услуг требованиям и ожиданиям различных групп потребителей;

- надежность и безопасность: устойчивость эффективности деятельности;

удовлетворенность потребителей качеством деятельности - обеспечивают стабильность, эффективность функционирования и положительную репутацию организации;

- долговечность: стабильность работы, отсутствие срывов; современность знаний, умений, технологий и т.д.; самостоятельное совершенствование деятельности, использование опыта - обеспечивают доверие потребителей, способствуют инновационному развитию организации;

- социальные потребительские свойства: наличие смежных специальностей; наличие уникальных знаний, умений и т.д. - обеспечивают возможность взаимозаменяемости сотрудников и уникальность производимых услуг;

- экономические потребительские свойства: адекватность материальных и

социально-профессиональных притязаний; готовность к временным трудностям; активность в компенсации трудностей - способствуют нормализации психологического климата в коллективе, позволяют снизить стоимость услуг для потребителей.

Таким образом, очевидно, что конкурентоспособность специалистов по физической культуре и спорту можно рассматривать как важнейший комплексный фактор повышения конкурентоспособности физкультурно-спортивных организаций и необходимое условие прогрессивного развития сферы физической культуры и спорта. Обобщая вышесказанное, отметим, что специалисты, чьи личностные качества, знания и умения, установки соответствуют современным требованиям рыночной экономики, обеспечивают физкультурно-спортивным организациям конкурентные преимущества по следующим позициям:

- возможность осуществления эффективного подбора и расстановки кадров, быстрая адаптация работников к условиям труда благодаря взаимозаменяемости специалистов, наличию у них смежных специальностей, способностей эффективно решать широкий круг профессиональных задач и др.;

- благоприятный психологический микроклимат в коллективе, связанный с конструктивным поведением, коммуникативной гибкостью специалистов, адекватностью их профессиональных и материальных притязаний;

- возможность управлять формированием имиджа организации через потребителей услуг благодаря привлекательности продукта труда, физической и финансовой доступности услуг, удовлетворенности потребителей качеством процесса и результатов деятельности организации и ее сотрудников и пр.;

- высокое качество процесса и результатов производства физкультурноспортивных услуг благодаря стабильной, эффективной, творческой деятельности работников и т.п.;

- возможность постоянного прогрессивного развития организации, обеспеченного профессиональным самосовершенствованием сотрудников, их стремлением к улучшению собственного социального и материального положения и т.д.

Воспроизводство трудовых ресурсов сферы физической культуры и спорта - задача профессионального физкультурно-спортивного образования. Качественное решение данной задачи сдерживается неготовностью образовательной системы полноценно удовлетворять потребность государства в подготовке конкурентоспособных специалистов для сферы физической культуры и спорта (С.А. Кореневский, В.Г. Левченко, И.М. Скитяева, В.А. Сургучев, М.М. Эбзеев и др.). При этом кадровое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности определяется сегодня как важнейшее направление и первоочередная задача государственной стратегии развития физической культуры, одно из ведущих условий повышения эффективности ее функционирования. Подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта в Концепции развития физической культуры и спорта в России представлены как отдельное направление государственной политики в области физической культуры и спорта. Полноценное кадровое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности в

условиях рыночной экономики обосновывается М.М. Эбзеевым как условие повышения эффективности управления отраслью [8]. Автор справедливо отмечает, что потенциальные конкурентные преимущества сферы физической культуры и спорта обеспечиваются высокой степенью подготовленности работников, их конкурентоспособностью.

Учитывая актуальную и потенциальную значимость реализации кадровых направлений государственной политики в области физической культуры, а также существенную взаимосвязь между конкурентоспособностью специалистов и конкурентоспособностью физкультурно-спортивных организаций, можно утверждать, что совершенствование системы подготовки специалистов по физической культуре и спорту из задачи сугубо педагогической переходит в круг задач развития сферы физической культуры и спорта посредством обеспечения ее качественными трудовыми ресурсами.

Примечания:

1. Галузо Е.А. Развитие конкурентоспособности персонала строительных организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 24 с.

2. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности (на примере производственных организаций). М.: Изд-во МГОУ, 2008. 440 с.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Сов. спорт, 2004. 464 с.

5. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов [и др.]. М.: Академия, 2001. 432 с.

6. Хакунов Н.Х.Формирование базовой физической культуры личности в учебных заведениях. Майкоп: Изд-во АГУ, 2007. 152 с.

7. Шувалов В.Н. Интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры: автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб., 2007. 21 с.

8. Эбзеев М.М. Подготовка работников отрасли «Физическая культура и спорт»: идеи и решения. СПб.: Копи-Р, 2009. 378 с.

9. Экономика физической культуры и спорта / З.Л. Завадская, В.В. Кузин, С.Н. Зозуля [и др.]. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 368 с.

References:

1. Galuzo E.A. Development of competitiveness of the personnel of the building organizations: Author’s Summary of Dissertation of Candidate of Economics / E.A.Galuzo. - М.: G.V. Plekhanov Russian Economic Academy, 2008. - 24 p.

2. Yemelyanova L.A. Psychology of a competition and competitiveness (using an example of the industrial organizations). Monograph. М.: MGOU Publishing House, 2008. 440 p.

3. Kuramshin Yu.F. Theory and technique of physical training: Textbook / Yu.F.Kuramshin. -М.: Soviet Sports, 2004. - 464 p.

5. Management and physical training and sports economy: The manual for students of higher pedagogical educational institutions. / M.I. Zolotov, V.V. Kuzin, M.E. Kutepov, S.G. Seiranov. - М.: Publishing Centre “Academy”, 2001. - 432 p.

6. Khakunov N.H. Formation of base physical training of the personality in educational institutions / N.H. Khakunov. - Maikop: AGU Publishing House, 2007. - 152 p.

7. Shuvalov V.N. Intellectual-creative resources of competitiveness of enterprise structure: Author’s Summary of Dissertation of Candidate of Economics / V.N. Shuvalov. - SPb., 2007. - 21 p.

8. Ebzeev M.M. Training workers of branch “Physical Training and Sports”: ideas and decisions: Monograph / M.M.Ebzeev. - SPb.: Open Company “Kopi-R”, 2009. - 378 p.

9. Physical training and sports economy / Z.L.Zavadskaya, V.V. Kuzin, S.N. Zozulya [etc.]. - М.: SportAkademPress, 2001. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.