Научная статья на тему 'Системное формирование сферы обслуживания и оказания услуг'

Системное формирование сферы обслуживания и оказания услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОБСЛУЖИВАНИЕ / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SYSTEMIC APPROACH / CONSUMERS SERVICES / THE PROVISION OF SERVICES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедев Н. А.

Формирование конкурентоспособности предприятий сферы технического обслуживания и оказания транспортных услуг представляет собой процесс, объединяющий его участников, как по вертикали, так и по горизонтали системы с целью повышения эффективности сервисного производства за счет создания высокотехнологичной и качественной услуги. При этом главными мотивами развития будут выступать количественные и качественные параметры производственного процесса и социальной организации; новые потребности; конкурентоспособность; экологические параметры; инновационный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FORMATION OF CONSUMERS SERVICES AND PROVISION OF SERVICES

Formation of competitiveness of enterprises in the sphere of maintenance and the provision of transport services is a process that unites its members, both vertically and horizontally system in order to improve the efficiency of the production of the service through the creation of high-tech and high-quality services. In this case, the main motives for the development will be performing quantitative and qualitative parameters of production and social organization, new needs, competitiveness, environmental performance, innovation potential.

Текст научной работы на тему «Системное формирование сферы обслуживания и оказания услуг»

ставила 15374,7 руб. - прирост к соответствующему периоду 2011 года на 10,8%, в целлюлозно-бумажном производстве - 25001,7 руб. (на 8,2%), в мебельном производстве - 15007,7 руб. (на 10,9%). По состоянию на 1 января 2013 года просроченная задолженность по заработной плате в деревообработке составила 40 млн. руб. (5,1% от общей задолженности в обрабатывающих производствах, по отношению к 1 декабря т.г. уменьшилась на 17,8%), в целлюлознобумажном производстве - 42 млн. руб. (5,4% от общей задолженности, уменьшилась на 0,4%).

По оценкам лесопромышленников, исходя из конкурентоспособности и динамики экспортных цен, ситуация на внешнем (мировом) рынке для российских лесопромышленных товаров в последнее время складывается благоприятная. Однако эффективность экспорта во многом находится в зависимости от стабильности валютного курса и жесткости валютного коридора.

Кроме того, автор считает, что на рынке наличествуют проблемы, сдерживающие развитие организаций лесопромышленного комплекса. В качестве таковых выступают отсутствие должного инвестирования в производственный процесс, отсутствие контроля и исчерпываемость лесных ресурсов, неразвитость инфраструктуры комплекса, завышение требований к экологизации продукции отрасли, отсутствие единого специализированного ведомства, занимающегося координацией деятельности организаций ЛПК, отсутствие рациональной государственной политики и отсутствие общего организационно-методического обеспечения развития организаций комплекса.

В целом, сравнительный анализ сферы производства и потребления лесной продукции в России на фоне зарубежных стран показал, что, несмотря на благоприятные для отечесвенного экспорта тенденции мирового рынка, Россия, начиная с 80-х годов, шаг за шагом теряли позиции в группе мировых лидеров производства и торговли лесоматериалами.

Проведенный анализ показал, что реформы лесного сектора экономики России не могут успешно проводиться, если они проходят по отдельности в лесном хозяйстве и в лесопромышленном комплексе России. Тем более важно общее понимание, что попытки вытащить из кризиса лесозаготовительную промышленность, базирующиеся на наращивании экспортного потенциала, не могут быть успешными из-за складывающейся на мировых рынках ситуации. Все зависит от действий Правительства России в отношении лесного сектора в целом, а не по частям. По мнению автора, сегодня требуется системное решение вопроса.

Изучая направления развития лесной промышленности, автор приходит к выводу, что в целом, Россия становится ключевой страной в процессе глобализации и консолидации лесной, целлюлоз-

но-бумажной и упаковочной промышленности благодаря огромным запасам лесных ресурсов.

В отличие от прочих перспективных рынков Российская Федерация имеет производственную инфраструктуру, созданную еще в СССР. Из-за сложностей, сопряженных с инвестициями в создание производства «с нуля», стратегия основных международных игроков в России заключалась в покупке уже наличествующих активов и инвестиции в их модернизацию. Однако число привлекательных для покупки активов недостаточно, что собственно объясняет ограниченное количество сделок при участии иностранных игроков на российском рынке в последние несколько лет.

Положительные тенденции и сдвиги в лесопромышленном секторе экономики должны способствовать привлечению иностранных инвестиций в глубокую переработку древесины. Сравнительный анализ сферы производства и потребления лесных товаров в России на фоне зарубежных стран показал, что, несмотря на благоприятные для отечественного экспорта тенденции мирового рынка, Россия, начиная с 80-х годов, шаг за шагом теряли позиции в группе мировых лидеров сферы производства и торговли лесоматериалами.

По мнению автора, на данный момент требуется системное решение вопроса и выработка новой концепции развития лесной промышленности на эколого-экономическом уровне. Кроме того, анализ региональных программ по лесному хозяйству показал, что они производилась без учета методических рекомендаций. Программы характеризуются разным содержанием, целями и задачами. Причем, как правило, сроки региональных программ до текущего времени не превышают 3-5 лет, а в отдельных субъектах федерации они рассчитаны на 1-2 года. Кроме того, последствия рассмотренных программ позволяют сделать вывод о крайней неэффективности работы лесопромышленных организаций в целом.

Литература:

1. Атлас биологического разнообразия лесов Европейской России и сопредельных территорий. М., ПАИМС, 1996,-144 с.

2. Дворянских А.Б. Управление конкурентоспособностью лесопромышленного комплекса региона: автореферат диссертации ... кандидата экономических наук : 08.00.05. Ижевск, 2011.

3. Кузьминов И.Ф. Географические последствия постсоветской трансформации лесопромышленного комплекса России: автореферат диссертации ... кандидата географических наук: 25.00.24. М., 2012

4. Петкау И.В. Организационно-методическое обеспечение эффективного развития организаций лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05. М., 2010.

СИСТЕМНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Лебедев Н.А., д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследования реального сектора экономики Институт экономики РАН

Формирование конкурентоспособности предприятий сферы технического обслуживания и оказания транспортных услуг представляет собой процесс, объединяющий его участников, как по вертикали, так и по горизонтали системы с целью повышения эффективности сервисного производства за счет создания высокотехнологичной и качественной услуги. При этом главными мотивами развития будут выступать количественные и качественные параметры производственного процесса и социальной организации; новые потребности; конкурентоспособность; экологические параметры; инновационный потенциал.

Ключевые слова: системный подход; обслуживание; оказание услуг; конкурентоспособность.

SYSTEM FORMATION OF CONSUMERS SERVICES AND PROVISION OF SERVICES

Lebedev N., doctor of economic sciences, professor, senior researcher at the Center for the Study of the real sector of the economy Economy

Institute of RAS

Formation of competitiveness of enterprises in the sphere of maintenance and the provision of transport services is a process that unites its members, both vertically and horizontally system in order to improve the efficiency of the production of the service through the creation of high-tech and high-quality services. In this case, the main motives for the development will be performing quantitative and qualitative parameters ofproduction and social organization, new needs, competitiveness, environmental performance, innovation potential.

Keywords: systemic approach; consumers services; the provision of services; competitiveness.

Начало формирования понятийного аппарата системных иссле- Ст.Бир, Г.Хакен, Р.Акофф, Дж.Форрестер, М.Месарович, С.Ника-

дований принято относить к 50-м годам XX века и связывать с ра- норов, И.Пригожин, В.Турчин возник целый ряд смежных с общей

ботами Людвига фон Берталанфи[1]. Впоследствии, благодаря тру- теорией систем направлений - кибернетика, синергетика, теория

дам таких ученых, как Н.Винер, У.Эшби, У.Мак-Куллох, Г.Бейтсон, самоорганизации, теория хаоса, системотехника и др.

Системный подход является для экономики изобретением, позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Тенденции, характеризующие его развитие в области управления качеством и конкурентоспособностью на современном этапе достаточно разнообразны. Это определяется, прежде всего, тем, что системы управления предприятиями и системы обеспечения их конкурентоспособностью находятся на различных этапах своего развития. Кроме того, сам объект управления, его свойства и инициирующие мотивы развития, являющиеся определяющими характеристиками, весьма различны и разнообразны.

Поскольку любое производство существует для удовлетворения общественных потребностей, которые постоянно изменяются как по виду, так и по объему, то производственная система должна находиться в состоянии постоянных адекватных изменений. Если этого не происходит, то невозможно создание продукта труда в нужном количестве, нужного качества и ассортимента.

Наибольший интерес представляют следующие сложившиеся тенденции развития системного подхода к управлению качеством и конкурентоспособностью, которые определяют основные направления мирового развития в этой области: внедрение систем качества, соответствующих требованиям МС ИСО серии 9000; сближение требований разнообразных отраслевых и региональных систем стандартизации и осуществление гармонизации разнообразных требований к системам качества благодаря МС ИСО серии 9000; переход от сертифицированных систем качества к TQM (тотальному менеджменту качества); ориентация государства на признание стратегии роста конкурентоспособности в качестве превалирующей в деятельности предприятия, особенно сектора перспективного научного развития; создание эффективного взаимосвязанного мотивационного механизма обеспечения конкурентоспособности предприятия, обеспечивающего учет интересов всех участников его деятельности.

Развитие системного подхода происходит в рамках системоло-гии - науки, рассматривающей методологические проблемы и знаковые модели сложных систем. Она носит общетеоретический характер и отражает интеграционные процессы между элементами разных наук, пронизывающих системную логику как единое целое. При этом развитие происходит на уровне новых синтезирующих знаний, носящих системообразующий характер. Совокупность предприятий сферы технического обслуживания и оказания услуг представляют собой систему удовлетворения потребностей потребителей.

Именно поэтому, в современной версии МС ИСО-9000, основу которой составляет концепция всеобщего управления качеством (TQM), системный подход к изучаемым процессам является превалирующим.

Системное формирование сферы технического обслуживания и оказания транспортных услуг и ее развитие определяет деятельность как систему: определение структуры и ее элементов внутри системы; организацию управления, а также организационную структуру способствующую повышению и обеспечению качества; установление внешних и внутренних связей системы, выявление наиболее значимых связей среди них; определение цели функционирования, задач и функций системы; рассмотрение объекта управления также как системы; проведение анализа функционирования всех основных составляющих данной системы; рассмотрение по результатам данного анализа динамики тенденций функционирования системы.

Предприятия сферы обслуживания и оказания транспортных услуг, сколь бы крупными и диверсифицированными они не были, всегда обладают лишь ограниченными возможностями саморазвития, т.к. лишь частично участвуют в инновационных разработках; не создают, за редким исключением, для себя технологического оборудования; осуществляют только переподготовку кадров и т.п. В этом нет ничего удивительного, т.к. в рыночной экономике предполагается, что все это предприятия должны приобретать на рынке факторов производства. Однако сегодняшнему рынку факторов производства свойственна олигополия продавцов и низкая интенсивность их конкуренции, усиливающаяся, в ряде случаев, конкуренцией покупателей, что вынуждает товаропроизводителей приобретать тот товар, который предлагается на данном рынке.

Подобная зависимость предприятия сферы обслуживания и оказания транспортных услуг от рынка факторов производства сдерживает гибкость и активность предпринимательской инициативы промышленных предприятий. Чтобы преодолеть эту зависимость,

повысить эффективность своей деятельности, предприятия вынуждены создавать внутренние структуры, функцией которых является развитие производства: отделы НИОКР, маркетинга, управление человеческими ресурсами и т.п.

Современное предприятие сферы обслуживания и оказания транспортных услуг представляет собой сложную социотехничес-кую систему, активно взаимодействующую с обществом и экологической системой. В свою очередь, сама внутренняя структура предприятия представляет собой взаимодействующее единство двух подсистем: технологической и социальной. Их взаимодействие и придает самой системе свойства, которыми не обладает каждая из них в отдельности. Такими свойствами являются: работоспособность в производственном процессе; мотивация целенаправленной деятельности; способность к самоорганизации и самостоятельному развитию.

Все это говорит о том, что использование системного подхода к управлению вообще и управлению конкурентоспособностью в частности может дать возможность предприятию эффективно развиваться, в наибольшей степени удовлетворяя потребности реальных и потенциальных потребителей.

Системный подход толкуется достаточно широко различными авторами. В общем смысле системный подход - это философия управления, метод выживания на рынке, метод превращения сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.

Известно, что любой подход к решению проблем управления -это способ обоснования методологии решения, первый шаг к решению управленческой проблемы. Но системный подход наиболее адекватен реалиям проблем обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы обслуживания и оказания услуг в экономике России.

Развитие системного подхода происходит в рамках системоло-гии - науки, рассматривающей методологические проблемы и знаковые модели сложных систем. Она носит общетеоретический характер и отражает интеграционные процессы между элементами разных наук, пронизывающих системную логику как единое целое. При этом развитие происходит на уровне новых синтезирующих знаний, носящих системообразующий характер. Современное же предприятие сферы обслуживания и оказания транспортных услуг и является такой сложной большой системой удовлетворения потребностей.

Комплексный подход объединил ряд эмпирических методов и отражает организационно-методический подход в исследовании, проектировании, производстве. Подход системный - методический, всесторонний, более высокого теоретического уровня. Частью его и является комплексный подход.

Следует подчеркнуть, что чем выше конкурентоспособность предприятия, тем прогрессивнее воспринимаются нововведения, отвечающие характеру изменений внешней среды (конкурентного, инновационного и предпринимательского типа). Этому способствует высокий научно-технический уровень производственного процесса и управления, маркетинговый подход к развитию ассортимента, планированию НИОКР и производства, высокая адаптивность системы к изменениям внешней среды.

И еще один важный аспект в обеспечении конкурентоспособности предприятия следует выделить. Речь идет о мотивационных механизмах как на микроэкономическом уровне, так и внутри самого предприятия, о иерархии и взаимосвязанности интересов всех, имеющих непосредственное отношение к предприятию.

Мотивационный механизм хозяйствования - это совокупность побудительных причин и осознанных способов хозяйственного отношения к деятельности предприятия, а также хозяйственных действий собственников предприятий, топ-менеджеров, среднего менеджмента, работников и акционеров предприятий, определяющих уровень конкурентоспособности этого предприятия.

Развитие подобного мотивационного механизма порождает синергизм хозяйствования как эффект объединения творческого потенциала менеджеров, непосредственных участников производственного процесса, собственников и акционеров. Этот эффект находит свое реальное воплощение в повышении гибкости системы, роста эффективности и производительности труда, конкурентоспособности предприятия.

Учитывая множественность интересов различных групп, важно обеспечить взаимосвязанное и взаимообусловленное единство мотивации труда отдельного работника или малой производственной группы, мотивации хозяйствования бригад, цехов, производств,

подразделений, взаимодействующих в процессе производства, и мотивацию предпринимательства.

Первые два вида мотивации очень тесто связаны между собой: одни мотивы труда как бы несут в себе те или иные мотивы хозяйствования, другие - генерируют их. Чем выше уровень мотивации высококачественного производственного труда, тем сильнее мотивы хозяйствования. В свою очередь, высокий уровень хозяйственной мотивации порождает предпринимательский стиль поведения предприятия.

Складываясь под влиянием мотивов высококачественного производительного труда, хозяйственная мотивация, в свою очередь, способна усилить мотивацию труда. Так же мотивация предпринимательства, развиваясь под влиянием мотивов хозяйствования, усиливают их.

Прежде всего, можно достаточно четко проследить взаимосвязь формы собственности, характера внедряемых нововведений (что непосредственно сказывается на конкурентоспособности предприятия) и интересах групп, отдельных работников и общества.

Государственная форма собственности способствует восприятию радикальных (преобразующих) нововведений в крупном наукоемком производстве. Поддержка таких нововведений оказывается государством через централизованные капитальные вложения, льготные кредиты, налоговые льготы, выгодные государственные заказы.

В тоже время акционерная форма собственности способствует восприятию нововведений конкурентного и инновационного характера (3-4-й категории радикальности) за счет наличия в акционерном обществе «твердого ядра акционеров», заинтересованного в увеличении собственного капитала предприятия.

Коллективная форма собственности с распределением по долям среди работников предприятия способствует восприятию и внедрению нововведений производственного и конкурентного характера. Это определяется активным участием рабочих в управлении; высоким уровнем доходов при высокой внутренней мотивации труда отдельных работников и малых их групп; возможностью накопления собственного капитала.

И наконец, частная форма собственности способствует восприятию нововведений производственного, конкурентного и инновационного характера на малых предприятиях за счет высокого уровня доходности при высокой мотивации труда и компетентности собственника в управлении.

К сожалению, российская экономическая практика являет большой пласт проблем, связанных с реализацией мотивационных ме-

ханизмов. Наиболее наглядно они проявляются в крупных промышленных комплексах, одним из которых является рассмотренных нами машиностроительный и металлообрабатывающий комплекс. Прежде всего, это относиться к проблемам корпоративного функционирования субъектов хозяйствования. Механически заимствованные с Запада, они показали неэффективность корпоративного управления в России. По сути, они стали тормозом в развитии отечественной промышленности, не обеспечили решения задачи повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Кстати, и за рубежом в последние годы институты корпоративного управления подвергаются жесткой критике в связи с рядом громких корпоративных скандалов.

Поэтому напрашивается необходимость коренного реформирования институтов корпоративного функционирования, достижение сбалансированности интересов, прав и обязанностей всех участников деятельности корпораций на долгосрочной основе. Только в этом случае рассмотренные выше мотивационные механизмы способны активизировать всех участников и направлять их совместные усилия на решение стратегической задачи - обеспечение конкурентоспособности предприятий. Очевидно нужно учесть и интересы еще одной стороны - региона, чье население занято на этих предприятиях. Учет социально-экономических интересов регионов - неотъемлемая часть общей экономической политики государства.

Только соблюдая баланс интересов всех сторон, предприятия смогут не только удовлетворить потребности потребителя, но сделать это с наибольшей пользой для него, общества и себя.

Именно поэтому, системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия, выдвигающий новые принципы к изучению объекта, новые ориентации самого исследования, наиболее приемлем в современных условиях. В самом общем виде эта ориентация выражается в стремлении построить целостную картину объекта. При этом исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования.

Литература:

1. Ефимова Г.Н. Организация обслуживания. М.: 2012.

2. Кара А.Н. Экономика сферы обслуживания.М., 2010.

3. Лойко О.Т. Сервисная деятельность. М., 2010.

4. Мотышина М.С. (ред.). Экономика и управление в сфере услуг. СПб., 2013.

5. Розомасова Е.А. Теоретико- методологические основы формирования экономического механизма развития сферы потребительских услуг. Новосибирск, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.