СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
Бурцев Ю.А., доцент кафедры «Экономики и предпринимательства» МГОУ
В статье рассматриваются методические аспекты разработки стратегии повышения эффективности предпринимательских структур, функционирующих в сфере производства в условиях развития 'экономики знаний как нового 'этапа эволюционного развития хозяйственных отношений.
Ключевые слова: эффективность предпринимательства; экономика знаний; стратегия роста эффективности
STRATEGIES TO ENHANCE ENTREPRENEURSHIP IN THE KNOWLEDGE
ECONOMY
Burtsev Y., Associate professor of the Economics and Business chair, MGOU
The article deals with methodological aspects of developing a strategy to improve the efficiency of business organizations operating in the sphere ofproduction in the development of knowledge economy as a new stage of evolutionary development of economic relations.
Keywords: efficiency entrepreneurship knowledge economy; growth strategy effectiveness
Для предпринимательских структур, функционирующих в сфере производства, критерием эффективности их деятельности является конкурентоспособность выпускаемой и реализуемой продукции. В этой связи, разработка стратегии роста эффективности начинается с разработки стратегии развития производства, которая предполагает различные временные параметры. Краткосрочная стратегия служит основой для разработки краткосрочных производственных планов, предусматривающих осуществление действий по улучшению производственной деятельности. Долгосрочная стратегия предусматривает внесение в производство значительных перспективных изменений, обеспечивающих рост его эффективности и на этой основе конкурентоспособности выпускаемой продукции. Наибольший экономический эффект достигается в тех компаниях, где разрабатываются краткосрочные и долгосрочные стратегии.
Очевидно, что для разработки подобных стратегий необходимо наличие службы маркетинга, позволяющая предвидеть краткосрочные и долгосрочные изменения спроса на выпускаемую продукцию.
Систему управления разработкой стратегии развития производства мы рассматриваем в качестве основы для создания высокоэффективной внутрифирменной системы управления развитием производства. Разрабатываемая стратегия должна определять главные направления технического совершенствования производства и выпускаемой продукции, а также обеспечивать повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции для успешной реализации на внутреннем и внешних рынках.
Основными элементами предлагаемой внутрифирменной системы управления разработкой стратегии являются применяемые организационные формы работы. Важнейшая из них - создание в компании системы по выявлению перспективных идей, открывающих новые направления технического совершенствования производства. Эту систему можно определить как систему управления знаниями.
Современные предпринимательские структуры в большинстве своем располагают достаточным набором информационных систем, необходимым для построения системы управления знаниями (СУЗ). К таким ресурсам относятся:
- системы планирования и управления ресурсами организации;
- системы автоматизированного проектирования;
- геоинформационные системы;
- системы автоматизации управления производством;
- системы планирования капитальных вложений;
- системы управления техническим обслуживанием и ремонтами;
- системы управления производственными мощностями и др.
Общим недостатком при внедрении технологий управления
знаниями является недостаточное планирование и использование имеющихся в организации систем. В этой связи важным условием для достижения высокой эффективности управления знаниями мы полагаем наличие стратегического плана внедрения подобных систем.
При разработке стратегического плана внедрения технологий управления знаниями на предприятиях необходимо учитывать об-
щесистемные перспективы как имеющихся на предприятии ресурсов, так и перепрофилированных и вновь приобретенных. Необходимость такого комплексного подхода обусловлена тем обстоятельством, что большинство изученных нами предпринимательских структур, применяющих технологии управления знаниями, используют крайне незначительную часть возможностей от имеющегося потенциала.
Кроме того, важно понимание, системы управления знаниями должны быть обращены в будущее, а не в настоящее или прошлое, в отличие от информационных систем, оперирующих только текущей информацией, и систем архивации данных, отражающих прошлый опыт.
Рекомендуемая процедура внедрения технологий управления знаниями включает следующие этапы:
- оценка потребностей организации в системах управления знаниями;
- технологический аудит;
- анализ процесса управления знаниями;
- стратегическое планирование;
- анализ показателей отчетности.
Оценка потребностей организации в системах управления знаниями (СУЗ) исходит из общей концепции ориентированности управления знаниями на интересы пользователей продукции компании. Наиболее подходящим способом оценивая потребностей потребителей является анализ потребительских предпочтений, наиболее подходящий метод - опрос.
Технологически аудит включает оценку состояния программных и аппаратных средств управления знаниями и готовности персонала к их использованию. Объектами оценки служат возможности и совместимость с внешними коммуникационными каналами существующей ИТ-инфраструктуры организации, применяемые терминалы, системы архивации и восстановления данных в аварийных ситуациях, кабельные и беспроводные сети подключения к информационным каналам.
Объектами проверки являются сохранение целостности данных в системе и соответствие ее конфигурации нуждам организации.
Средством выявления наилучших вариантов развертывания системы управления знаниями мы посчитали SWOT-анализ, дающий широкие возможности изучения сильных (Strength) и слабых^айиге) сторон системы, ее возможностей (Opportunity) и существующих для нее угроз (Threat).
Данный вид анализа может осуществляться относительно всего предприятия, его структурных подразделений, а также в разрезе отдельных видов выпускаемой продукции. На основе результатов анализа эндогенной среды разрабатываются рекомендации относительно:
1) устранения имеющихся слабых мест;
2) эффективного использования существующего потенциала (сильных сторон).
На этапе анализа процесса управления знаниями осуществляется документальное отображение технологических процессов уп-
равлениями знаниями. Инструментами анализа процесса управления знаниями служат схемы внедрения процессов, имеющих отношения к СУЗ. При изучении схем выявляются точки соприкосновения СУЗ с процессами сбора и обработки информации. Конечным итогом анализа являются оценки процесса и способы повышения его сбалансированности в целях повышения эффективности работы всей СУЗ, минимизации сбоев и критических ошибок, улучшения коммуникации.
Стратегическое планирование внедрение СУЗ осуществляется коллегиально, для чего в компании создается консультационный совет по технологиям управления знаниями. В этот совет целесообразно вхождение пользователей систем из различных функциональных служб организации. Задача совета состоит в изучении имеющегося комплекса СУЗ, разработки стратегического плана внедрения и поддержки реализации принятых решений.
Стратегический план устанавливает терминологический аппарат, правила и процессы, применяемые в ходе:
- разработки и поддержания долгосрочных стандартов управления знаниями;
- администрирования системы (правила корректировки и обновления системы, поиска и устранения ошибок);
- обслуживания баз данных, обеспечения и контроля качества;
- совершенствования идентификации и приоретизации новых данных, из которых впоследствии будут формироваться база данных;
- разработки, проверки и предоставления отчетов;
- установления порядка использования СУЗ;
- составления и реализации программ обучения пользователей;
- непрерывного совершенствования системы.
На этапе анализа показателей отчетности формируется обратная связь между СУЗ и пользователями. Здесь уточняются показатели и эталоны, применяемые для оценки и бенчмаркинга, при определении значений которых предпочтительно применять СУЗ. Здесь определяются ключевые показатели эффективности управления знаниями, главные факторы, воздействие на которые повышает успешность функционирования СУЗ.
Цель бенчмаркинговых исследований в области управления знаниями заключается в выявлении и использовании лучшего опыта применения интеллектуального капитала.
В западной практике внедрения СУЗ примерно 10% бюджета расходуется на приобретение программных продуктов, около 20% - на внешние ИТ-серсвисы. 1 В целом эти 30% бюджета расходуются на приобретение:
- информационных порталов предприятия;
- средств управления документацией;
- программных продуктов коллективного пользования для рабочих групп;
- средств автоматизации документооборота;
- систем управления базами данных;
- поисковых систем;
- услуг обучения работников с использованием коммуникационных сетей;
- услуг оперативной передачи сообщений.
Внедрение систем управления знаниями осуществляется с целью наиболее адекватной реакции на изменения окружающей и внутренней среды организации. Как указывалось ранее, эта реакция выражается в принятии наиболее совершенных управленческих решений, основывающихся либо на прошлом опыте, либо на новом, не имеющего аналогов.
В первом случае инфраструктура управления производством в экономике знаний предполагает наличие технологий, позволяющих хранение и аналитическую обработку данных с целью извлечь сведения, наиболее ценные в данном случае. Отсюда под выявлением знаний можно понимать применение методов анализа данных и их отображение в виде схем или формул, образующих, по выражению Харрингтона и Воула, карты знаний.2 Карты знаний отображают источники знаний виде людей или институтов и позволяют обме-
ниваться знаниями с другими участниками информационной сети.
Существенной проблемой сбора и поиска информации, необходимой для принятия адекватных управленческих решений, является контент-анализ. В качестве контента могут выступать идеи, документы, сообщения по электронной почте, конкретные факты, зарегистрированные в виде достижений и результатов деятельности и т.д. В этой связи изучение соотношений и зависимостей между различными составляющими контента и запросом на определенную информацию предполагает наличие блока семантического моделирования, повышающего ценность информации, полученной из анализа отдельных совокупностей данных. Семантическое моделирование стало крупнейшим прорывом в методологии управления знаниями.3
Систематизация знаний осуществляется в порталах управления знаниями (ПУЗ). Задача порталов управления знаниями - предоставлять пользователю только ту информацию, которая его интересует. Среди ПУЗ выделяются четыре основных типа:
- корпоративные порталы, относящиеся к ключевым предметным областям, которыми обладают крупные корпорации;
- порталы публикаций, предназначенные для обслуживания пользователей с различными интересами;
- персональные порталы, разрабатываемые с учетом индивидуальных интересов отдельных пользователей;
- коммерческие порталы, преображающие информацию, расположенную, например, в Интернете в стандартизированный формат.
Обобщая схемы систем управления знаниями, можно выделить следующие их основные составляющие (рис. 3.2):
- интеллектуальный бизнес-анализ;
- выявление знаний и их отображение в графическом или формализованном виде;
- локализация опыта;
- передача знаний;
- семантическое моделирование;
- порталы управления знаниями.
Общая схема создания и внедрения СУЗ, разработанная на основании рекомендаций Дж. Харрингтона и Ф. Воула.4
На первом этапе устанавливаются требования к СУЗ.
В частности:
- разрабатывается среднесрочная концепция функционирования СУЗ, в которой описывается как будет выглядеть и функционировать система через 3—5 лет;
- определяются категории знаний, на управление которыми должна ориентироваться создаваемая система. Они представляют собой те области (или ниши) знаний, на управлении которыми должны быть сосредоточены усилия компании. Для их выявления организация должна провести аудит своих возможностей и определить, какие из применяемых ею перспективных процессов могут больше всего выиграть от внедрения СУЗ;
- определяется состав пользователей СУЗ;
- выявляются основные источники данных, информации и знаний;- устанавливаются характеристики каждой категории знаний на кратко- и долгосрочную перспективы;
- разрабатывается план управления организационными изменениями (ОСМ).
На втором этапе осуществляется оценка инфраструктуры СУЗ:
- изучаются существующие источники данных и информации и определяется, какими источниками организация располагает для сбора каждой категории знаний;
- определяются существующие способы передачи данных и информации (например, Интернет, конференции, совещания, книги, персональные компьютеры, локальные и корпоративные сети) и их включение в СУЗ;
- выявляются имеющиеся средства и способы хранения и анализа данных (например хранилища данных, СУБД);
- оцениваются риски, связанные с изменениями организации использования знаний;
1 Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управлениями знаниями/Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. Ред. А.Б. Болдина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
2 Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управлениями знаниями/Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. Ред. А.Б. Болдина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. С. 150.
3 Там же, с. 150,
4 Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управлениями знаниями/Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. Ред. А.Б. Болдина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. СС. 200-214.
- проводится анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ).
На этом этапе также целесообразна разработка карт знаний, о которых следует сказать подробнее. Под разработкой карты знаний понимают определение местонахождения тех или иных знаний внутри организации. В более общем понимании картой знаний называют принципы структурирования знаний. Она может сводиться как к простому перечислению фамилий и должностей носителей знаний с указанием подразделения, к которому они принадлежат, так и обозначать сложную поисковую систему с гипертекстовыми ссылками на базы данных специалистов, материалов исследований и рефератов. Карты знаний часто также называют таксономией знаний, составление которой дает компании общее представление относительно специальных знаний, требующихся для ведения бизнеса.5
Далее определяются приоритеты при создании системы с учетом имеющихся у организации знаний, с тем, чтобы СУЗ быстро начинала давать отдачу;
- устанавливаются базовые правила создания СУЗ;
- проводится анализ потребностей предприятия в целях выбора подходящего сервера для управления знаниями.
Важным мероприятием на данном этапе является согласование СУЗ со стратегией предприятия, что включает в себя:
- изучение путей изменения современных способов управления знаниями с целью привести их в соответствие со стратегическими планами организации;
- проведение SWOT-анализа современного состояния управления знаний в организации в качестве основы для построения карты знаний;
- выявление, формулирование и проверка четких связей между
управлением знаниями и стратегией предприятия, их изучение и оценка;
- перенос связей между управлением знаниями и стратегией организации в конкретные проектные характеристики создаваемой СУЗ;
- формулирование диагностических вопросов для правильного группирования знаний и сокращения количества их перемещений;
- составление обоснования целесообразности проекта создания СУЗ для внутреннего пользования;
- определение балансов при использовании СУЗ между эксплуатацией и исследованиями, поставками just-in-time (точно вовремя) и keep-it-coming (страховой запас), а также кодификацией и персонализацией;
- выявление факторов, критичных с точки зрения успешного создания и функционирования СУЗ.
Литература:
1. Рагулина Ю.В. Влияние экономики знаний на развитие промышленного производства. М.: МПГУ, 2008.
2. Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управлениями знаниями/Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. Ред. А.Б. Болдина. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.
3. Стюарт Т. А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: Пер. с англ. — М.: Поколение, 2007.
4. Устойчивое экономическое развитие в условиях глобализации и экономики знаний: концептуальные основы теории и практики управления/Под ред. В.В.Попкова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.
5. Инновационный путь развития для новой России. Под ред.В.П. Горегляда М.:Наука, 2005
5 Харрингтон Дж., Воул Ф. Совершенство управлениями знаниями/Пер. с англ. А.Л. Раскина; Под науч. Ред. А.Б. Болдина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. С. 202.
СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ КАК ПРЕИМУЩЕСТВО В КОНКУРЕНТНОЙ
БОРЬБЕ
Дорофеева В.В., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга филиала Байкальского государственного университета экономики и
права в г. Братске, к.э.н., доцент
В статье определены основные направления адаптации предприятий к изменчивой бизнес-среде. Выявлена четкая взаимосвязь типа адаптации предприятия с соответствующим типом его конкурентного поведения. Предложена схема формирования стратегии адаптации и дерева адаптационных мероприятий, реализация которых способна обеспечить достижение заданного уровня конкурентоспособности предприятия.
Ключевые слова: адаптация; конкурентное поведение; позитивные и негативные факторы адаптации; стратегия адаптации.
THE ABILITY TO ADAPT HOW COMPETITIVE ADVANTAGE
Dorofeeva V., Chair of Management and Marketing Department of the branch of Baikal National University of Economics and Law in Bratsk,
PhD in Economics, associate professor
The paper identified key issues for enterprises to adapt to the changing business environment. A clear link type of enterprise adaptation to the respective type of its competitive behavior. We propose a scheme of adaptation strategies, and tree adaptation measures, implementation of which is able to achieve a given level of competitiveness of enterprises.
Keywords: adaptation; competitive behavior; positive and negative factors of adaptation; adaptation strategy.
Кризисная ситуация, ставшая характерной для многих российских промышленных предприятий в последние годы, привела к осознанию необходимости изменения методов управления, целевой ориентации предприятий, а также анализа влияния факторов внешней и внутренней среды. Большинство отечественных предприятий, располагавших налаженной системой производственно-хозяйственной деятельности оказались неспособны адекватно и осознанно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды в силу неразвитости рыночных инструментов гибкого, адаптивного управления. Проблема адаптации предприятий к изменениям внешней среды приобрела новые черты, когда достигнутое предприятием статичное состояние становится временным явлением, из-за существенного увеличения уровня изменчивости и влияния неопределенности.
Стратегическим ориентиром нынешней структурной перестройки национальной экономики должно быть становление конкурентос-
пособного, высокотехнологичного наукоемкого производственного сектора, способного обеспечить условия равноправного партнерства в мировом экономическом сообществе. Перед руководителями отечественных предприятий остро стала задача формирования и реализации стратегии опережающего развития. Необходимо «быть на шаг впереди в принятии решений» [2, с. 39]. Реализация этих требований возможна на основании последовательного применения арсенала теории адаптации предприятия, ее научно-практического и методического инструментария в рамках предметного пространства.
Адаптация тесно связана с рыночной деятельностью российских предприятий в конкурентной среде, поскольку характеризует не только процесс их функционирования на рынках сбыта, но и результаты, достигаемые при этом. Современный рынок подвержен постоянным изменениям, в том числе масштабного характера (глобализация, приватизация, новые информационные и маркетинговые технологии). «Скорость изменений так велика, что приспособляемость к