Научная статья на тему 'Стратегия повышения эффективности деятельности холдингов'

Стратегия повышения эффективности деятельности холдингов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия повышения эффективности деятельности холдингов»

Стратегия

повышения эффективности деятельности холдингов

В.В. Гусев, В.Д. Баранов

Московский государственный университет технологий и управления

Всякая рыночная структура, тем более холдинг, представляет собой относительно устойчивое сочетание отдельных субъектов рынка, включая конкретные институты рыночной инфраструктуры с характерным организационно правовым составом, экономическими отношениями и взаимосвязями в процессе продвижения товара от производителя к потребителю. Считается, что холдинговое предприятие имеет прибыль, если его активы превышают пассивы. Источники получения прибыли могут быть разными: заработанная прибыль, полученная от реализации продукции, работ и услуг (услуги в сфере управления, маркетинга, рекламы, лицензионные платежи); прибыль от эмиссионно-учредительной деятельности, полученная от продажи акций с номинальной ценой по цене выше номинальной; прибыль от переоценки, полученная в результате переоценки активов; прибыль от уменьшения уставного капитала; прибыль от продажи основных фондов; средства, поступающие в порядке перераспределения от дочерних фирм.

Холдинг аккумулирует прибыль контролируемых предприятий в виде дивидендов на их акции, а в отдельных случаях — путем специальных соглашений, по которым дочерние фирмы переводят холдингу часть полученной ими прибыли. Нормативы отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, последними устанавливаются самостоятельно без вмешательства головной компании.

Однако в целях координации совместной деятельности предприятия посредством участия представителей головной компании в управляющих структурах дочерних фирм могут установить согласованные нормативы отчислений на реализацию совместно осуществляемых инвестиционных программ (так называемых фондов экономического стимулирования). Эти понятия не эквивалентны, так как имеют различный смысл, например, под фондом экономического стимулирования может пониматься фонд стимулирования персонала.

Основная цель холдингового предприятия — максимизация прибыли, остаю-

щейся в распоряжении организации после уплаты всех обязательств и налогов. Следовательно, главная цель холдингового предприятия коммерческого характера — максимизация прибыли как для каждого входящего в него предприятия, так и совокупной прибыли объединения. Современная экономическая наука упоминает еще и рост активов (стоимости) предприятия. Немаловажно и то, что формальная прибыль, отраженная в балансе, и отдельных предприятий, и тем более холдинговых компаний, не дает реального представления об объеме реальной прибыли.

Рыночная структура, тем более холдинг, представляет собой относительно устойчивое сочетание субъектов рынка, включая конкретные институты рыночной инфраструктуры с характерными для данного субъекта организационно-правовыми и экономическими связями и отношениями в процессе продвижения товара (продукции, ресурсов или услуг) от производителя к потребителю. Отсюда заинтересованность участников рыночных структур, в том числе и внутри холдингового объединения, в сотрудничестве и адекватном распределении доходов.

Обобщающими показателями для руководства холдинговой компании служат масса прибыли и рентабельность производства. На эти показатели существенно влияет изменение объемов производства. Хорошо известна модель безубыточности по методу «Директ-ко-стинг». Недостаток этой модели — игнорирование ценовой эластичности спроса при изменении предложения.

Одна из основных задач в достижении главной цели холдингового предприятия — максимизация прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты всех обязательств и налогов. Однако есть некоторые сдерживающие моменты. Это, прежде всего, формальная прибыль, отраженная в балансе отдельных предприятий, и тем более в целом холдинговой компании, которая не дает реального представления об объеме реальной прибыли. Кроме того, основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов холдинга (подраз-

умевается смешанный холдинг, имеющий собственную предпринимательскую деятельность на базе крупного производства), направленных на производственное развитие, составляет операционная прибыль, на долю которой в настоящее время приходится до 90 % общей суммы балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли смешанного типа холдинга рассматривается как процесс формирования операционной прибыли (прибыли от реализации).

Как свидетельствует наш анализ, для повышения эффективности холдинга первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, влияющих на ее получение, О.И. Волковой была проведена классификация факторов по различным признакам.

К внешним факторам относены природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности холдингового предприятия, но могут значительно влиять на величину прибыли.

Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относят, например, снабжен-ческо-сбытовую и природоохранную деятельность, социальные условия труда и быта и др. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Основная цель управления формированием операционной прибыли холдингового предприятия — выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы. Иначе это можно определить как финансовую оптимизацию. Для решения поставленной цели на первом этапе необходимо разработать и реализовать систему мер, позволяющих: создать такую систему управления компанией, когда основные управленческие решения принимались бы по критерию максимизации прибыли; оптимизировать финансовые потоки компании; эффективно управлять финансовыми ресурсами.

Эффективная хозяйственная деятельность участников холдинга должна строиться с соблюдением экономического принципа, означающего необходимость получения максимального результата при минимальных удельных затратах.

4•2006

8

Таким образом, эффективность производственно-финансовой деятельности интегрированного формирования, каким и является холдинг, определяется эффективностью использования ресурсов и их преобразования в результаты.

Производственную деятельность холдинга необходимо оценивать не только с точки зрения улучшения натуральных показателей производства, но прежде всего с позиций эффективности использования производственного потенциала — основных и оборотных фондов, рабочей силы. Анализа только валовой и чистой прибыли в абсолютном выражении недостаточно, поскольку необходимо знать, какой ценой получен тот или иной результат. Последний необходимо сравнить с затратами, его обеспечившими. Для этого следует применять показатели рентабельности. Из множества определений рентабельности в качестве рабочей категории под «рентабельностью» мы понимаем один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства в холдинге, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Рентабельность холдингового предприятия характеризует эффективность использования производственных фондов с точки зрения окупаемости капитальных вложений и рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных средств, а также расходов на оплату труда.

К числу основных показателей, характеризующих эффективную коммерческую деятельность холдинга, можно отнести рентабельность продаж (отношение прибыли к денежной выручке). Однако этот показатель, на наш взгляд, не позволяет напрямую оценить эффективность хозяйствования, поскольку отражает только результативную сторону коммерческой деятельности. Для сопоставления финансового результата с затратами необходимо использовать традиционный показатель рентабельности — отношение прибыли к затратам.

В оценке экономической деятельности интегрированного формирования важное значение имеет также определение показателей рентабельности инвестированного капитала, характеризующих меру доходности холдинга и связанных с ним филиалов в долгосрочном периоде. Эффективность вложенного капитала определяется рентабельностью активов инвестированного и собственного капиталов. При этом важно соотношение собственных и заемных средств. Если доходность всего капитала выше уровня среднего ссудного процента, то дополнительный заемный капитал будет действовать как рычаг повышения эффективности собственных средств.

В рыночной экономике принято использовать механизм управления формированием операционной прибыли, построенной с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» (CVP), основана на маржинальных оценках финансовых результатов предприятия. Это позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом в рамках холдинга.

Способ CVP формирования финансовых результатов, например, при реализации хлебопродуктов, определяет платежные возможности предприятия в течение хозяйственного года. Представление о денежном потоке, сопровождающем процесс формирования текущих затрат, доходов от продаж и прибыли от реализации продукции, зависит от действующей системы учета финансовых результатов.

Основу данной методики, используемую многими предприятиями пищевой промышленности, составляет разделение себестоимости реализованной продукции на постоянные и переменные затраты, что принципиально меняет функции, выполняемые выручкой от реализации продукции.

Во-первых, из выручки от реализации продукции возмещаются переменные затраты. Во-вторых, выручка от реализации хлебопродуктов генерирует маржинальный доход, из которого, в свою очередь, сначала должны покрываться постоянные затраты в себестоимости продукции и только потом — формироваться прибыль от продаж.

При анализе процесса функционирования модели безубыточности использован метод построения графика маржинального дохода на основе следующих положений:

переменные затраты, включающие материалы и заработную плату, возрастают пропорционально объему продаж в натуральном выражении;

постоянные затраты предназначены для формирования производственной мощности, например, хлебокомбината, поэтому сумма постоянных затрат не зависит от фактического объема хлебопродуктов. Это допущение объясняет влияние «эффекта масштаба» на формирование финансовых результатов комбината — увеличение выпуска хлебопродуктов приводит к снижению себестоимости хлебобулочных изделий благодаря экономии на постоянных затратах.

В результате стало возможным предложить принципиально другую (бухгалтерскую) модель безубыточности, позво-

ляющую определять критические цены и объемы производства с учетом изменения спроса, что вполне подходит для планирования работы отдельных субъектов холдинга, отдельных блоков и в целом центральной компании.

Анализ показывает, что точка ликвидности и безубыточности находится на пересечении линий объема реализации и соответственно текущих издержек и текущих затрат производства. Точка нормальной рентабельности выводится графически: линия величины чистой прибыли приводится к линии величины нормальной балансовой прибыли, обеспечивающей необходимую чистую прибыль. Далее путем графического наложения находится точка, в которой разность объема реализации и текущих затрат равна нормальной.

Анализ объемов производства состоит, как известно, в определении трех критических точек. Первая точка — ликвидность, соответствующая объему производства, при котором поток наличности от производителя (внешние издержки) равен потоку выручки от реализации продукции (обороту). Точка безубыточности соответствует объему производства, при котором балансовая прибыль производителя равна нулю. При этом поток наличности от производителя вместе с амортизационными отчислениями по величине равен обороту. Точка нормальной (заданной) рентабельности соответствует объему производства, при котором обеспечивается чистая прибыль от используемых инвестиций на уровне ставки платы за кредит (заданной) рентабельности.

Для холдинга, как и для любого акционерного общества, при определении ее стабильности имеет важное значение эффективная «дивидендная политика», связанная с распределением прибыли, степень оптимальности которой представляет собой одно из важнейших составляющих позитивного развития холдинга. В экономической литературе и на практике под термином «дивидендная политика» понимается механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада.

Для повышения эффективности деятельности холдинга важное значение имеют координация между долями дочерних и головной компаний, разработка стратегической дивидендной политики, позволяющей устанавливать необходимую пропорциональность не только между вышевыделенными хозяйствующими субъектами, но и между текущем потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом. Таким образом, оптимальное управление прибылью холдинга — это не только условие, но и предпосылка стабильного развития конкретного холдинга.

4 • 2006

9

Использование трех типов дивидендной политики — консервативного, умеренного и агрессивного в практике функционирования холдинга показывает каждому из вышевыделенных типов, соответствуют ли определенные методы управления прибылью. В частности, как правило, консервативный подход реализуется в остаточной политике дивидендных выплат и стабильном размере дивидендных выплат, умеренный — в политике минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды, а агрессивный — в сочетании политики стабильного уровня дивидендов с политикой постоянного возрастания размера дивидендов.

Проведенный анализ свидетельствует о том, что каждый из подходов обладает как значительными преимуществами, так и существенными недостатками. Так, преимущества остаточной политики при консервативном подходе — обеспечение высоких темпов развития, повышение ее финансовой устойчивости, так как фонд выплаты дивидендов образуется только после удовлетворения за счет прибыли потребностей. Недостатки заключаются в нестабильности размеров дивидендных выплат, неустойчивости уровня рыночной цены акций. Практика показывает,

что использование такого типа политики целесообразно на этапе формирования холдинга, сопровождающемся высоким уровнем ее инвестиционной активности.

Преимущество умеренной дивидендной политики — ее надежность, создающая у акционеров чувство уверенности в размерах прибыли, в стабильности котировок акций на рынке, но ее существенный недостаток заключается в слабой связи с общими финансовыми результатами деятельности холдинга в целом, с практикой инвестиционной деятельности. Снижая значимость этих недостатков, как правило, устанавливают дивидендные выплаты в минимальных размерах, что уменьшает риск финансовой неустойчивости. Практика показывает, что фактором, стабилизирующим деятельность, при умеренном подходе служит увеличение дивидендов в определенные периоды ее финансового подъема.

Преимущество политики стабильного уровня дивидендов при агрессивном подходе — ее тесная связь с размером формируемой прибыли. Но нестабильность суммы формируемой прибыли обусловливает и нестабильность размера дивиденда, вызывающую нестабильность стоимости акций в зависимости от периода, что может привести к нарушению уровня

стабильности. Только высокоэффективные структуры могут проводить подобную политику, точно так же, как и политику постоянного возрастания размера дивидендов могут использовать только реально процветающие компании.

Обеспечение стабильности через регулирование, использование дивидендной политики предполагает непременное изучение и оценку факторов, определяющих эту политику. В практике управления деятельностью холдинга можно выделить отдельные группы факторов: характеризующие инвестиционные возможности; характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников; связанные с объективными (экономико-правовыми) ограничениями; прочие (конъюнктура, конкуренция и т.п.).

На практике руководство часто ощущает «непрозрачность», недостаточную управляемость финансовыми потоками, неуверенность в эффективности принимаемых решений, что нередко приводит к крупной упущенной прибыли. В этой связи меры по созданию эффективной системы управления финансами холдингового предприятия должны включать комплекс программ работ по его стабилизации. ®

4 • 2006

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.