Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ (СОГЛАСНО ТИПОЛОГИИ МАЙЕРС-БРИГГС): КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ'

СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ (СОГЛАСНО ТИПОЛОГИИ МАЙЕРС-БРИГГС): КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / СЕТЕВОЙ ДИСКУРС / СЕТЕВОЙ ПРОФИЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ТИП / PROTEST / NETWORK DISCOURSE / NETWORK PROFILE / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никулин Е. Р., Торопова А. А., Шубин А. Е.

Данное исследование направлено на изучение проблематики протестного политического дискурса в российских социальных сетях. Путем качественного анализа с применением психосоциальной типологии Майерс-Бриггс в данной работе определяется соотношение типов дискурса, участником которых является пользователь с его сетевым профилем. Авторами также делается вывод о потенциальной масштабируемости результатов данного исследования и дальнейших перспективах изучения сетевых профилей пользователей и их политического поведения согласно типологии Майерс-Бриггс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Никулин Е. Р., Торопова А. А., Шубин А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL STRATEGY IN SOCIAL MEDIA SPACE OF PSYCHOSOCIAL TYPES (ACCORDING TO THE MYERS-BRIGGS TYPOLOGY): QUALITATIVE ANALYSIS

This article is aimed at studying the problems of protest political discourse in Russian social networks. Through qualitative analysis using the Myers-Briggs psychosocial typology, this paper determines the relationship between the types of discourse in which the user with his network profile is a participant. The authors of the article also draw a conclusion about the potential scalability of the results of this study and the further prospects of studying network user profiles and their political behavior according to the Myers-Briggs methodology.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ (СОГЛАСНО ТИПОЛОГИИ МАЙЕРС-БРИГГС): КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ»

Стратегия поведения в социально-медийном пространстве психосоциальных типов (согласно типологии Майерс-Бриггс): качественный анализ

Behavioral strategy in social media space of psychosocial types (according to the Myers-

Briggs typology): qualitative analysis

Никулин Е.Р.

Бакалавр факультета прикладной политологии Московского педагогического государственного университета

e-mail: egor. nikulin. 98@bk. ru

Nikulin E.R.

Bachelor of applied political science Moscow state pedagogical University e-mail: egor. nikulin. 98@bk. ru

Торопова А.А.

Бакалавр факультета прикладной политологии Московского педагогического государственного университета

e-mail: toropova26@gmail. com

Toropova A.A.

Bachelor of applied political science Moscow state pedagogical University e-mail: [email protected]

Шубин А.Е.

Бакалавр факультета прикладной политологии Московского педагогического государственного университета

e-mail: arseniyshubin@gmail. com

Shubin A.E.

Bachelor of applied political science Moscow state pedagogical University e-mail: arseniyshubin@gmail. com

Аннотация.

Данное исследование направлено на изучение проблематики протестного политического дискурса в российских социальных сетях. Путем качественного анализа с применением психосоциальной типологии Майерс-Бриггс в данной работе определяется соотношение типов дискурса, участником которых является пользователь с его сетевым профилем. Авторами также делается вывод о потенциальной масштабируемости результатов данного исследования и дальнейших перспективах изучения сетевых профилей пользователей и их политического поведения согласно типологии Майерс-Бриггс.

Annotation.

This article is aimed at studying the problems of protest political discourse in Russian social networks. Through qualitative analysis using the Myers-Briggs psychosocial typology, this paper determines the relationship between the types of discourse in which the user with his network profile is a participant. The authors of the article also draw a conclusion about the potential scalability of the results of this study and the further prospects of studying network user profiles and their political behavior according to the Myers-Briggs methodology.

Ключевые слова: протест, сетевой дискурс, сетевой профиль, социальные сети, психосоциальный тип.

Keywords: рrotest, network discourse, network profile, social networks.

На сегодняшний день однозначно можно утверждать о важной роли сетевого пространства как в социальной, так и в личной жизни человека. По данным GfK, на 2019 г. в России число пользователей интернета среди взрослого населения достигает 90 млн человек или 75,4% взрослого населения [1]. Среди них значительное число являются активными пользователями социальных сетей: 41.2 млн. используют YouTube, 38.2 млн. —

«ВКонтакте», 30,7 млн. — Instagram и 23,4 млн. — «Одноклассники» [2]. Число пользователей социальных сетей в России продолжает расти вместе с развитием современной коммуникационной системы. Очевидно, что использование социальных сетей в подавляющем числе случаев предполагает наличие собственного сетевого профиля на используемой платформе, с помощью которого непосредственно и осуществляется коммуникация.

Индивид в своём интернет-профиле зачастую в открытой форме предоставляет довольно исчерпывающую информацию о себе, своей личной жизни, о собственных интересах и политических предпочтениях. По этой причине у исследователей в настоящее время возрастает интерес к разработке научной методологии анализа типа личности, основываясь на данных пользователя социальных сетях и «цифровых следах», оставляемых им в сети интернет. Актуальность данной проблематики подкрепляется активным участием многих пользователей социальных сетей в нарастающем в последние годы политическом дискурсе протестного характера, выливающемся в различные формы деструктивного массового поведения [3].

Одной из методик анализа социопсихологического портрета личности является типология Майерс-Бриггс [4]. Применение данной классической типологии к анализу политического портрета и стратегии политического поведения пользователя является одним из путей достижения актуальной задачи по разработке научной методологии качественного исследования сетевого политического дискурса.

Теоретическим объектом исследования являются социопсихологические профили пользователей согласно типологии Майерс-Бриггс.

Эмпирический объект работы - аккаунты пользователей социальной сети «ВКонтакте» (по выборочной совокупности).

Предметной областью данной статьи является контент аккаунтов пользователей социальной сети «ВКонтакте» (по выборочной совокупности).

Цель данного исследования состоит в определении соотношений типов дискурса контента с профилями интернет пользователей согласно типологии Майерс-Бриггс для моделирования и прогнозирования протестной активности.

Следовательно, особый интерес для нас представляет ответ на вопрос: среди каких пользователей, согласно типологии Майерс-Бриггс, преобладает протестный дискурс, а в каких отсутствует какой-либо политический контент.

Согласно классический психологической теории, поведенческие особенности индивида регулируются внутренними мотивами, которые определяются набором психологических качеств того или иного человека. В данной работе интерес представляют соотношение данных мотивов с политическим аспектом стратегии поведения (активно протестным и индифферентным) в Интернет-пространстве.

Психологические профили по Майерс-Бриггс, прежде всего, реализуются на базе 4-х дескрипторов: ориентация сознания (интроверсия-экстраверсия), ориентация в ситуации (здравый смысл-интуиция), основа принятия решений (логос-пафос), способ подготовки решения (рациональность-иррациональность)[5].

Первый дескриптор, шкала E/I, показывает общую ориентацию сознания человека. E (экстраверсия) ориентирована наружу, на конкретные объекты, т.е. лучше работают в команде, получают эмоции от нахождения в коллективе. I (интроверсия) ориентирована внутрь, на субъект. Человек данного дескриптора индивидуализирован, и более продуктивен в самостоятельной работе.

Второй дескриптор, шкала S/N, определяет ориентированность в ситуации. Тип S (здравый смысл) опирается на конкретное знание, сенсорику и полученный в процессе жизни опыт, тип N на обобщенную информированность с интуицией.

Третий дескриптор, шкала TF, показывает основу принятия решений личности. Тип Т (Мышление) определяет рационального человека, на первом месте которого логика и обдуманность. Тип F (Чувство), прежде всего, полагается на внутренние чувства и текущие эмоции.

Четвертый дескриптор, шкала JP, показывает способ подготовки решений. Тип J (суждение) показывает четкость и последовательность действий, контроль. Тип Р ориентируется на ситуацию и обстоятельства, способен приспосабливаться под изменения среды.

Исходя из 4 дескрипторов авторы выделяют 16 типов личности:

1. Б8Т1 - руководитель, реалист;

2. БКТ1 - командир, предприниматель;

3. 18Т1 - организатор, инспектор;

4. Б№7 - наставник, увещеватель;

5. Б8Р1 - учитель, энтузиаст;

6. ГЫЛ - аналитик, провидец;

7. ЮТ1 - гуманист, советчик;

8. - хранитель, защитник;

9. БЭТР - изобретатель, мечтатель;

10. Б8ТР - реалист, непоседа;

11. Е№Р - чемпион, медиатор;

12. Б8БР - политик, аниматор;

13. ГЫТР - критик, аналитик;

14. 18ТР - мастер, умелец;

15. ЮТР - лирик, созерцатель;

16. 18БР - придумщик, композитор.

Данное исследование является качественным и состоит из эмпирической базы, включающей в себя 30 единиц анализа. Выборочная совокупность формировалась исходя из случайного составления списка аккаунтов из "друзей" аккаунтов исследовательской группы во избежании появления в выборочной совокупности закрытых страниц пользователей, что, с нашей точки зрения, существенно снижало бы научную ценность данного исследования.

Стоит отметить двусоставность эмпирических данных: основной площадкой анализа является социальная сеть «ВКонтакте» [6], где нами было опрошено в онлайновой форме заявленное число респондентов (режим доступа к анкете: Ьйр5:Мос5.аооа1е.сот1Ьгт5/^е/1РА1рОЬ8с512т2РУЬр059ТдМу5ЬРМгУ.Г-ЩР1Ъс-ZAG0БsqTZuU6z04O/viewform; режим доступа к результатам опроса:

https://docs.goog1e.com/spreadsheets/d/1ADViHoiiXvY4HUaP2YCi7IBhkrHF8A9w1d8AFzOwOBs/edit#gid=117103 0362), а также изучается контент и его основные характеристики аккаунтов онлайн-опрошенных. Следовательно, одна часть единицы анализа состоит из дискурса профиля отобранных нами аккаунтов, а другая -социопсихологический тип их владельцев (ссылка на результаты опроса, благодаря которому нами были определены социопсихологические типы представленые выше).

Метод обработки эмпирических данных (контент аккаунтов онлайн-опрошенных) - дискурс-анализ, представляющий изучение контента по описанным ниже параметрам и индикаторам.

_Таблица 1. Макет дискурс-анализа (индикаторы каждого профиля)

Параметр

Значение

Информация пользователя аккаунта а) социопсихологический тип (исходя из теоретической основы данного исследования, каждый из типов обладает набором уникальных характеристик, представляющих интерес для изучения тематики исследования); б) пол, возраст, регион и образование (данные параметры помогут нам более детально интерпретировать результаты, полученные при проведении дискурс-анализа контекста исследуемого аккаунта); в) анализ параметров рубрики «Информация о себе» (данные параметры помогут нам более детально интерпретировать результаты, полученные при проведении дискурс-анализа контекста исследуемого аккаунта).

Наличие какого-либо контента а) наличие контента (данный индикатор позволяет перейти в анализу дальнейших параметров и более детально изучить стратегию поведения в сети Интернет тех или иных социопсихологические типов); б) отсутствие контента (также представляет для нас интерес: несмотря на то, что развернутое изучение стратегии поведения в сети данного аккаунта невозможно, отсутствие контента свидетельствует о его аполитичности, наличии иного аккаунта, где протекает основная деятельность владельца аккаунта в сети или о восприятии социальных сетей не в качестве площадке обсуждения тех или иных проблем, а об удобном и быстром средстве коммуникации.

Наличие видеоконтента а)наличие оппозиционного видеоконтента; б)наличие провластного видеоконтента; в)наличие нейтрального видеоконтента; г)отсутствие видеоконтента. Каждый из упомянутых выше показателей характеризует Интернет-активность пользователя социальной сети, его политическую ориентацию, стратегию продвижения своих интересов и взглядов как в сети, так и, возможно, в офлайн-среде.

Наличие аудиоконтента а)наличие оппозиционного аудиоконтента; б)наличие провластного аудиоконтента; в)наличие нейтрального аудиоконтента; г)отсутствие аудиоконтента. Каждый из упомянутых выше показателей характеризует Интернет-активность пользователя социальной сети, его политическую ориентацию, стратегию продвижения своих интересов и взглядов как в сети, так и, возможно, в офлайн-среде.

Наличие фотогалереи а)наличие фотогалереи оппозиционного характера; б)наличие фотогалереи провластного характера; в)наличие фотогалереи нейтрального характера; г)отсутствие фотогалереи. Каждый из упомянутых выше показателей характеризует Интернет-активность пользователя социальной сети, его политическую ориентацию, стратегию продвижения своих интересов и взглядов как в сети, так и, возможно, в офлайн-среде.

Наличие текстового контента а)наличие оппозиционного текстового контента; б)наличие провластного текстового контента; в)наличие нейтрального текстового контента; г)отсутствие текстового контента. Каждый из упомянутых выше показателей характеризует Интернет-активность пользователя социальной сети, его политическую ориентацию, стратегию продвижения своих интересов и взглядов как в сети, так и, возможно, в офлайн-среде

Наличие групп и сообществ а)наличие оппозиционных групп и сообществ; б)наличие провластных групп и сообществ; в)наличие нейтральных групп и сообществ; г)отсутствие групп и сообществ. Каждый из упомянутых выше показателей характеризует Интернет-активность пользователя социальной сети, его политическую ориентацию, стратегию продвижения своих интересов и взглядов как в сети, так и, возможно, в офлайн-среде

Процедура наполнения а)продуцирование собственного контента; б)перепост контента.

контента аккаунта Данный параметр определяет и характеризует стратегию Интернет-поведения в социальных медиа.

Анализ политических предпочтений а)монархические; б)либеральные; в)коммунистические; г)социалистические; д)консервативные. Данный параметр способствует более детальному изучению политического портрета пользователя аккаунта.

Отношение к протестной повестке лета-осень 2019 а)положительное отношение; б)отрицательное отношение; в)нет упоминаний. Данный параметр способствует более детальному изучению политического портрета пользователя аккаунта.

Тип стратегии поведения в сети Интернет в контексте политической (протестной) активности а) «лидер» (характеризуется такими чертами, как обозначение четкой политической позиции, чрезмерное количество продуцируемого или транслируемого видео, аудио, фото и текстового контента политического характера); б) «активисты» (характеризуется такими чертами, как обозначение четкой политической позиции, чрезмерное количество транслируемого видео, аудио, фото и текстового контента политического характера, наличие контента, связанного с конструированием инфраструктуры протеста); в) «вовлеченные» (отсутствие четкой политической позиции, но наличие интереса к происходящим политическим процессам, отсутствие чрезмерного контента политического характера); г) «зрители" (отсутствие четкой политической позиции, ярко выраженного интереса к происходящим политическим процессам, отсутствие контента политического характера); д) «отрешенные» (отсутствие контента в аккаунте социальной сети).

По итогу исследования взаимозависимости психотипа, выявленного согласно методике Майерс - Бриггс и типу поведения личности в социально-медийном дискурсе, мы имеем следующие результаты. Экстравертные типы личности, как ожидалось, в целом, более активны в социальных медиа. Ими производится большие объёмы оригинального контента, меньше информации «импортируется» из социально-медийных групп. Личности с преобладающей интроверсией, напротив, менее активны в производстве контента и имеют, что вполне закономерно, на аккаунтах меньшее количество зарегистрированных субъектов интерактивной коммуникации («друзей», «подписчиков»). Отметим, что наиболее активными «контент-мейкерами» являются личности типа Е№7 («наставник», «увещеватель»), ESFJ («учитель», «энтузиаст»), а также ЮТР («критик», «аналитик»). БОТ. рассматривает социальные медиа с точки зрения самореализации лидерских амбиций, в то время как ГЫТР находит социальные медиа как средство самоудовлетворения спором. Наиболее интересным типом с точки зрения нашего исследования является ШТТ (организатор, инспектор). Согласно нашему исследованию данный тип встречается довольно редко, либо же «прикрыт» другими типами. Организатор не так активен в социальных медиа и скорее является наблюдателем в дискуссиях, однако при возможности данный тип может переходить в тип созидателя или критика. В данном типе наиболее полно выражается теневое лидерство. ISFP представляет собой самую отвлеченную группу в социальных медиа, настроенных на включение в политический дискурс иных тем и смягчение стороннего конфликта. Если же говорить о типах МБ в целом, то хочется особо подчеркнуть неоднозначность каждого из типов: идеальный тип личности не встретился ни у одного представителя нашей выборки; каждый испытуемый имел гибридный тип личности с некоторым преобладающим типом.

Для детализации и конкретизации выводов исследования целесообразно использование методики, реализуемой в данной работе, в рамках более широкой выборки. Например, для выявление тех или иных

закономерностей в стратегии поведения в сетевом пространстве определенных социопсихологических типов логично увеличить выборочную совокупность исследования, расширив ее до 600 единиц анализа (аккаунтов в социальной сети) или проанализировать минимум 30 аккаунтов каждого представленного в работах Майерс-Бриггс социопсихологического типа. Кроме того, исходя из ситуации, что население страны дифференцированно по различным сегментам блогохостинга по социально-демографическим показателям, считаем оправданным включение в исследование популярных социальных сетей и мессенжеров (Facebook, Twitter, Instagram, Telegram и Одноклассники), что позволит нам не только коррелировать социопсихологический тип со стратегий поведения в социальных медиа, но и добавить в данную корреляцию социально-демографический параметр.

Список используемой литературы:

1. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России [Элеткронный ресурс] URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 01.04.2020)

2. Аудитория социальных сетей в России 2019. Popsters [Электронный ресурс] URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriva-socsetev-v-rossii (дата обращения: 01.04.2020)

3. Ежов Дмитрий Александрович Экологический протест в политико-технологическом измерении: систематизация методов [Текст] // Власть. 2019. №5. C. 34-37

4. Шмелев Александр Георгиевич Уже не Соционика, но еще не дифференциальная психология [Текст] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2010. №27 (203). С. 104-108.

5. Isabel Briggs Myers. Introduction to Type: A Guide to Understanding Your Results on the MBTI Instrument. 45 с. ISBN 978-0050436073.

6. О ВКонтакте // ВКонтакте [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/about (дата обращения: 01.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.