Научная статья на тему '«Сетевая публичность» как новый фактор политической мобилизации в современной России: попытка сетевого анализа'

«Сетевая публичность» как новый фактор политической мобилизации в современной России: попытка сетевого анализа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
803
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СЕТЕВАЯ ПУБЛИЧНОСТЬ / СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ / “NETWORK PUBLICNESS” / SOCIAL NETWORKS / NETWORK ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шерстобитов Александр Сергеевич

В данной статье автор рассматривает феномен «сетевой публичности», которая формируется в современных социальных сетях в Интернете. Развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к активному развитию политической коммуникации в социальных медиа. Автор применяет сетевой анализ к исследованию активных провластных и протестных групп в социальной сети «ВКонтакте» в период избирательного цикла 2011–2012 гг., чтобы проследить, каким образом «сетевая публичность» выступает в роли фактора политической мобилизации в современной России. Библиогр. 11 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Network publicness” as a new factor of political mobilization in contemporary Russia: network analysis

The article examines the phenomenon of “network publicness”, which is being developed in the modern social networks on the Internet. The development of information and communication technologies leads to the active development of political communication in social media. By applying network analysis to the study of active pro-government and protest groups in a social network “VKontakte” during the electoral cycle 2011–2012, the author describes how “network publicness” acts as a factor of political mobilization in modern Russia. Refs 11.

Текст научной работы на тему ««Сетевая публичность» как новый фактор политической мобилизации в современной России: попытка сетевого анализа»

УДК 303.712 + 323.2

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 3

А. С. Шерстобитов

«СЕТЕВАЯ ПУБЛИЧНОСТЬ» КАК НОВЫЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПОПЫТКА СЕТЕВОГО АНАЛИЗА

Недавние политические события в целом ряде стран, в том числе и в России, показали, что Интернет становится принципиально новой инфраструктурой для политической мобилизации, площадкой, где осуществляется политическая социализация пользователей, ведется политическая дискуссия, оформляется политическая повестка дня. С развитием информационно-коммуникационных и гуманитарных технологий различные политические акторы все активнее используют Интернет. Сеть стала не просто средой, удобной для коммуникации, но и позволила через агрегацию пользователей в различных социальных сервисах сформировать самостоятельное пространство публичного взаимодействия.

Данные процессы оказали воздействие на методику проектирования систем, сформировав новое поколение сервисов Веб 2.0, которые выполняют не просто информирующую функцию, но и позволяют пользователям самим наполнять сервис значимой информацией, развивая его, способствуя внедрению новых веб-решений, нацеленных на определенные группы пользователей. Наиболее известными примерами подобных сервисов стали Википедия, eBay, Живой Журнал, YouTube и др.

Очередным этапом развития данной технологии стали масштабные сервисы, обеспечивающие кросс-языковую и многоформатную коммуникацию или вывод ориентированного на конечного пользователя информационного контента. Они развиваются за счет активного вовлечения пользователей в создание, организацию и структурирование информации. Иными словами, подобные сервисы дают возможность полностью поддерживать и обеспечивать социальные взаимодействия. По мнению многих профессиональных разработчиков и аналитиков, ряд подобных сервисов выходит за рамки поколения сервисов Веб 2.0, позволяя говорить о формировании сервисов Веб 3.0, где пользователи начинают масштабно участвовать в структурировании информации [1].

Сетевое общество М. Кастельса уже давно не метафора, так как сегодня максимальная поддержка социального взаимодействия обеспечивается специализированными платформами с синонимичным названием «социальные сети». Крупнейшими непрофессиональными социальными сетями в настоящий момент являются:

— Facebook (более 875 млн активных пользователей);

— микроблог Твиттер (более 200 млн активных пользователей);

— MySpace (более 255 млн пользователей);

— ВКонтакте (более 80 млн активных пользователей).

С развитием подобных социальных интернет-сервисов ученые фиксируют изменение социальной и психологической составляющей взаимодействия людей, что во

Шерстобитов Александр Сергеевич — канд. полит. наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: [email protected] © А. С. Шерстобитов, 2013

99

многом обеспечивается обезличенным характером коммуникации, которая трансформирует эмоциональную окраску живого общения через употребление специализированных выражений, мемов, демотиваторов, видео и интерактивных инструментов. Рассуждения исследователей базируются на постструктуралистской концепции, утверждающей, что каждый пользователь социальной сети выражает себя через текст, изображения или мультимедиа, авторство которых может принадлежать как самому пользователю, так и кому-либо другому. И в этом смысле виртуальное представляется как особая реальность, сконструированная управлением впечатлениями виртуального Я, т. е. пользователи формируют свою идентичность, превращаясь в тексты и визуальные образы [2, с. 210]. При этом часто встречается подмена реальной личности каким-либо персонажем, действующим в сети под «ником» и выражающим скорее желаемые, нежели реальные качества характера автора.

Другой особенностью социальных сетей является тот факт, что они оказываются элементом социализации, поскольку обилие функциональных возможностей и приложений способствует тому, что пользователи проводят за использованием подобных сервисов количество времени, порой сопоставимое со временем, уделяемым повседневной деятельности. Учитывая, что бум развития социальных интернет-технологий пришелся на последние 10 лет, большинство участников социальных сетей в Интернете моложе 40 лет. Поскольку в данный возрастной период люди особенно активны в личном, социальном, политическом плане, социальные сети можно рассматривать и как фактор политической мобилизации индивидов и целых социальных групп.

С точки зрения социальных взаимодействий в Интернете, при устойчивом посещении социальных сетей у человека возникает объяснимое желание быть включенным в процесс функционирования элементов данного сообщества. Появляется необходимость вхождения в различные мини-сообщества внутри социальной сети, что позволяет объединять ее участников вокруг какой-либо проблемы, дискуссии, мероприятия или интересов. Функциональные возможности подобных сообществ зачастую достаточны для получения и распространения важной для их участников информации: начиная с текстовых сообщений и заканчивая изображениями или видео. В этой связи возникающие сообщества обладают потенциалом агрегирования информации и ее распространения как среди своих участников, так и на другие группы пользователей через сети доверия, формируемые каждым из пользователей (друзья, знакомые, коллеги). Таким образом, развитие социальных сетей, детерминированное стремлением индивидов к интенсивной публичной коммуникации, видоизменило само понятие публичности в сетевых взаимодействиях. В ходе электорального цикла 2011-2012 гг. ярко проявились те новые по характеру и законам функционирования формы гражданской активности и гражданского протеста (локальные общественные организации, не связанные с политическими партиями), которые уже принято исследовать в неразрывной связи с развитием информационно-коммуникационных технологий и повышением сетевой активности граждан [3, с. 52].

Попробуем разобраться, что же представляет собой публичность в сети. На фоне роста возможностей самовыражения и творчества достаточно свободное распространение информации привело к неконтролируемой массовой публикации непроверенных (ложных, сознательно искаженных) материалов, раздвигая, таким образом, границы персональной свободы. Интернет слабо влияет на обеспечение адекватного уровня ответственности. Свободная регистрация в социальных сервисах позволяет создавать

100

большое количество аккаунтов (учетных записей пользователей), что зачастую может быть использовано для массового информационного воздействия на пользовательские сообщества или с целью продвижения какой-либо информации в генерируемых системой лентах новостей. Благодаря тому, что уровень ответственности в Интернете значительно ниже, чем в реальности, можно заключить, что в своих суждениях, высказываниях, оценках участники сети становятся свободней, а в некоторых социальных сетях пользователь может даже внести в публичный статус свои идеологические предпочтения.

Достаточно открытое пространство социальных сетей для заинтересованных участников политики позволяет без особого труда выявить потенциальных сторонников, а также оценить степень недовольных тем или иным событием политической жизни. Применяя различные манипулятивные технологии, например, индоктринацию, заинтересованное лицо в социальных сетях (большое количество участников, оперативность, неограниченный доступ и быстрота распространения информации и т. д.) получает превосходную возможность использовать данный канал коммуникации для процесса политической мобилизации, ориентированной в основном на молодежь.

Политические революции в Тунисе и Египте; акции глобального протеста движения "Occupy" против финансовых институтов и банков; цикл политического протеста в России после парламентских и президентских выборов — все это указывает на важную информационную и координационную роль социальных сетей в процессе политической мобилизации.

Другим аспектом политического и коллективного воздействия коммуникации в социальных сетях становится тот факт, что открытая межперсональная коммуникация создает особое пространство публичности, где политика и экономика иногда становятся не менее значимыми темами обсуждений, чем досуг, спорт и т. д. Отчасти это следствие переложения мировой тенденции формирования элементов глобального гражданского общества, а отчасти — масштабов и, порой, кризисного характера глобальных трансформаций, связанных с экономическим кризисом, международными конфликтами.

Вместе с тем трансляция информации в социальных сетях происходит не столько через прямую межличностную коммуникацию, сколько через генерируемые системой кросс-персональные новостные ленты, когда пользователь имеет доступ к ленте новостей друзей, знакомых, сообществ по интересам. Таким образом информация транслируется уже по «сетям доверия» пользователей, что влияет на ее тематический характер и степень доверия к ней. Возможность обратной связи обеспечивает эмоциональный компонент коммуникации и повышение ее значимости.

По этой причине анализ использования именно социальных сетей субъектами политики для достижения своих целей путем создания массовой поддержки со стороны участников сети, а также развитие тематических коммуникаций (государственная политика, экономика, международные отношения) представляются нам весьма актуальными и востребованными. Опыт мониторинга социальных сетей показывает, что методы политической мобилизации в последних достаточно разнообразны, ее формы могут вырабатываться в процессе групповой коммуникации, что делает предметную область исследования достаточно широкой.

Основными элементами сетевых моделей являются субъекты коммуникации (узлы) и возникающие между ними связи. Среди участников коммуникативного процесса выделяются индивиды, группы и институты либо организации. Каждый участник

101

характеризуется рядом параметров, среди которых количество входящих и исходящих связей, доступность, промежуточность (количество ситуаций, в которых актор выступает посредником между двумя другими участниками), близость к центру сети и престиж (определяется количеством ассиметричных входящих связей). Возникающие между участниками сети связи также подробно классифицируются по таким параметрам, как тип субъектов, разделение коммуникаций и коммуникационных каналов на формальные и неформальные, наличие различных иерархий.

Наконец, выделяется ряд параметров, которые характеризуют саму сеть, в частности:

— размер — определяется как количество узлов в сети;

— включенность — количество узлов минус изолированные узлы;

— способность к взаимодействию — измеряется как максимальная либо средняя длина связи между узлами сети;

— связанность — отношение количества пар связанных узлов к общему количеству пар узлов;

— плотность — отношение числа существующих связей к числу всех возможных связей;

— централизация — отношение разницы между показателем близости к центру самого центрального актора и суммы этих показателей остальных к максимально возможной сумме таких разниц;

— симметрия — отношение количества симметричных связей к количеству асси-метричных;

— транзитивность — количество транзитивных троек, разделенное на потенциальное количество транзитивных троек (три актора (А, В, С) являются транзитивными, если А имеет связь с В, В связан с С и С — с А).

С конца 1990-х годов начинают появляться научные работы, посвященные специфике методологии исследования виртуальных сетевых сообществ. Одним из первых российских исследователей, попытавшихся сформулировать принципы структурного анализа сообществ в сети Интернет, стал Б. Бондаренко, чья статья «О методологических аспектах осуществления социоструктурного анализа виртуальных сетевых сообществ» [4] была опубликована в 2003 г. В ней он предлагает в качестве основы такого рода исследований три философско-методологических принципа: деятельности, развития и системности. Согласно первому, виртуальное сетевое сообщество понимается как субъект совместной деятельности индивидов в киберпространстве. Это предопределяет необходимость изучения уровней и структуры их взаимодействия, а также содержания данной деятельности. Объектом анализа становятся также коллективные установки и групповые нормы поведения. В целях реализации принципа развития предлагается исследовать динамику взаимоотношений и внутрисистемных конфликтов членов группы. Также важным фактором развития виртуальных сообществ является непрерывное развитие коммуникационных технологий. В рамках принципа системности мы рассматриваем виртуальные сообщества как открытые либо закрытые системы, учитывая такие факторы, как групповые стандарты, специфика руководства группой, а коммуникативные процессы внутри сообществ — как многоуровневые и многомерные системные явления. Однако в данном случае сложно выделить какие-то особенности виртуальной коммуникации в сравнении с традиционными коммуникациями, кроме как скорость передачи информации. В чем же тогда заключается феномен «сетевой публичности»?

102

Дело в том, что в социальных сетях коммуникация обусловлена не только стремлением к обмену информацией, но и желанием создавать свой собственный контент, а также интерпретацией и структуризацией уже существующего. Данная потребность не нова, однако именно социальные сети дают возможность каждому пользователю выступать в роли свидетеля событий, журналиста, комментатора. Активные участники становятся лидерами мнений, а следовательно, могут влиять на других пользователей. Исследования, посвященные роли информационно-коммуникационных технологий в революциях в Египте и Тунисе, показывают, что социальные сети стали лишь инструментом распространения информации и мобилизации участников на оффлайн выступления [5]. Однако в нашей работе мы выдвигаем гипотезу, что социальные сети могут также выступать и инструментом формирования повестки дня, управления общественным мнением, влияния на других индивидов. Тем более, что многие акторы (например, протестные группы) могут в полной мере использовать лишь информационный ресурс, который дают им социальные сети [6, с. 149]. Более того, некоторыми российскими учеными уже предложены методики изучения процессов влияния акторов друг на друга в социальных сетях [7, 8]. Апробация этих методов и проведение на их базе конкретных эмпирических исследований представляются достаточно перспективными, однако это тема для отдельного исследования.

Учитывая конечные возможности использования интерфейсов исследуемых социальных сетей, в нашем исследовании оптимальным представляется использование метода кейс-стади, который позволяет комплексно рассмотреть различные коммуникативные сообщества или процессы как отдельные случаи коммуникации и дает возможность исследовать характеристики соответствующих тематических сообществ социальных сетей и их участников, специфику потребностей активных участников социальных сетей, эффективность публикаций в социальных сетях. Иными словами, данный метод создает общую методологическую основу для применения отдельных прикладных методов, а также позволяет наиболее целостно проанализировать различные типы сетевой коммуникации и групповых и индивидуальных запросов сетевой аудитории.

В рамках нашего исследования мы фокусируемся на «протестном» и «провластном» сегментах российских социальных сетей и их активности в период думских и президентских избирательных кампаний 2011-2012 гг. В качестве объекта анализа была выбрана социальная сеть «ВКонтакте» как наиболее популярная в России интернет-платформа. На данный момент в этой социальной сети по различным оценкам насчитывается около 80 млн активных пользователей, а ежедневная аудитория составляет до 24 млн посещений [9, 10]. Кроме того, подавляющее большинство пользователей — русскоязычные и проживают в России.

Единицами анализа нами были выбраны группы «ВКонтакте» (далее — группы), т. е. объединения индивидов, основанные на общности интересов. Для отбора сообществ мы выделили ряд основанных на отношении к политическим элитам и государственным институтам критериев, которые позволили бы нам относить ту или иную группу к «провластному» или «протестному» сегментам:

1) отношение к В. В. Путину и Д. А. Медведеву (положительное/негативное);

2) отношение к политической партии «Единая Россия» (положительное/негативное);

3) отношение к лидерам оппозиции (негативное/положительное)

4) характер материалов о выборах (легитимные/нелегитимные);

5) оценка протестных акций (порицание/поддержка).

103

В результате были выделены по 50 самых многочисленных групп в каждом из сегментов. В качестве метода сетевого анализа нами были использованы модели, алгоритмы которых реализованы в программном обеспечении PAJEK [11]. Плотность «протест-ной» сети хоть ненамного, но все-таки выше, чем «провластной» (0,053 против 0,046), т. е. 50 самых популярных групп имеют больше связей между собой. Средняя степень связанности в «провластной» сети равна 4,52, а протестной 5,2 — это значит, что в среднем группы «протестной» сети имеют на 0,7 связей больше, чем «провластной». Все эти параметры говорят о том, что плотность сетей не очень высокая, но, вероятно, распространение информации в протестной сети должно осуществляться быстрее. Еще одним косвенным фактором данной гипотезы выступает показатель централизации: 0,15 у провластной и 0,1 у протестной сети. Этот индикатор указывает на то, что протестная сеть более децентрализована, т. е. плотность связей распределена по сети, следовательно, уровень влияния акторов также распределен, а информация по децентрализованным сетям распространяется быстрее.

Однако, если мы взглянем на параметр промежуточной централизации, то увидим, что у протестной сети он равен 0,15, а у провластной 0,153. Значит, ситуация, когда актор является посредником между любыми другими двумя участниками сети, находясь на кратчайшем пути между ними, встречается немного чаще в провластной сети. Скорее всего, этот фактор обусловлен большим количеством изолированных акторов в «про-властном» сегменте, которые в данных расчетах не учитываются.

Интенсивность и эффективность сетевых коммуникаций прямо пропорциональны централизации и плотности сетей. Следовательно, в основе технологии управления процессами взаимодействия индивидов и сообществ в социальных сетях должна лежать деятельность по максимизации данных параметров, которая может, например, заключаться в интенсификации перепостов контента в дружественных сообществах. Довольно невысокие показатели в изучаемых нами кликах скорее свидетельствуют о том, что сами группы, обмен информацией между ними и структуризация контента не имели централизованного управления либо это управление было крайне неэффективным. Это суждение дает нам возможность делать вывод о том, что активное вовлечение участников в процессы коммуникации было вызвано их внутренними стремлениями к самореализации в политическом и гражданском плане, т. е. к сетевой публичности.

Еще одним интересным наблюдением является сравнение количества «лайков» и перепостов информации мобилизационного характера, аналитических статей и де-мотиваторов и мемов. Лидерами, естественно, являются демотиваторы и мемы, которые призваны вызывать смех. А вот количество сообщений о готовящихся оффлайн мероприятиях и аналитических постов в каждой из групп по данному критерию примерно равно. Более того, новости и аналитика сопровождаются довольно обширными дискуссиями. На наш взгляд, это косвенно подтверждает гипотезу о том, что социальные сети в России выступают не только в качестве инструмента мобилизации, но и как дискуссионные площадки и среды для влияния на мнения других пользователей.

Литература

1. Mills D. Semantic Wave 2008 Report: Industry roadmap to Web 3.0 and multibillion dollar market opportunities, 2008. URL: http://www.project10x.com/ (дата обращения: 20.02.2013).

2. Черняева К. О. Культурная идентификация в социальных сетях интернета // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 1. С. 209-214.

104

3. Волкова А. В. Бунт и традиции российской политической культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (29): в 2 ч. Ч. II. C. 49-53.

4. Бондаренко Б. В. О методологических аспектах осуществления социоструктурного анализа виртуальных сетевых сообществ // Известия Высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 2003. № 3. С. 20-21.

5. Nahed Eltantawy J. B. West social media in the egyptian révolution: reconsidering resource mobilization theory // International Journal of Communication. 2011. (5). P. 1207-1224.

6. Соколов А. В., Веревкин А. И. Протестные выступления в субъектах Российской Федерации: пример Калининградской области // Социология власти. 2012. № 2. С. 145-151.

7. Зуев А. С., Федянин Д. Н. Модели управления мнениями агентов в социальных сетях // Проблемы управления. 2011. № 2. С. 37-45.

8. Делицын Л. Л., Подлесная Т. А. Стохастические модели распространения новых идей в социальных сетях // Открытое образование. 2011. № 2. С. 242-244.

9. Статистика вконтакте.га. URL: www.vkstat.com (дата обращения: 14.12.2012).

10. Статистика по профилям пользователей Вконтакте. URL: http://habrahabr.ru/post/123856/ (дата обращения: 14.12.2012).

11. Batagelj V., Mrvar A. Pajek — Program for large network analysis. URL: http://vlado.fmf.uni-lj.si/pub/ networks/pajek/ (дата обращения: 07.02.2013).

Статья поступила в редакцию 12 марта 2013 г.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.