Научная статья на тему 'Стратегия поведения и ресурсы предприятия на примере нефтехимического производства'

Стратегия поведения и ресурсы предприятия на примере нефтехимического производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL RESOURCES / ПРЕДЕЛЬНАЯ ДОХОДНОСТЬ / LIMITING THE YIELD / МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / MATERIAL RESOURCES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнов Ф. Ф., Шемяков А. О., Мовсумзаде М. Э.

В статье представлены способы повышения эффективности производственной деятельности предприятия на основе анализа ресурсов. Предложены основные экономические показатели, с помощью которых можно измерить эффективность организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL STRATEGY AND COMPANY RESOURCES ON THE OF PETROCHEMICAL MANUFACTURING

The article presents tools to increase the performance of manufacturing organizations on the basis of resource analysis. The main economic and performance measure ratios and metrics are highlighted.

Текст научной работы на тему «Стратегия поведения и ресурсы предприятия на примере нефтехимического производства»

УДК 338.24

Стратегия поведения и ресурсы предприятия на

примере нефтехимического производства

Ф.Ф. ГУСЕЙНОВ, студент магистратуры

Imperial College London (London SW7 2AZ, United Kingdom) А.О. ШЕМЯКОВ, к.т.н.

ФГБОУ ВПО Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (Россия, 125993, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4)

М.Э. МОВСУМЗАДЕ, д.т.н., вице-президент

SWHolding (Международный аэропорт им. Гейдара Алиева, AZ1044, Баку, Азербайджан). E-mail: [email protected]

В статье представлены способы повышения эффективности производственной деятельности предприятия на основе анализа ресурсов. Предложены основные экономические показатели, с помощью которых можно измерить эффективность организации.

Ключевые слова: денежные ресурсы, предельная доходность, материальные ресурсы, информационные ресурсы.

Одной из главных задач повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятий является анализ наличных ресурсов, составление и реализация комплексного плана мероприятий по совершенствованию управления ресурсами предприятия. Изучая виды ресурсов производственно-сбытовой деятельности, можно сделать вывод, что спрос на ресурсы непосредственно зависит от спроса на готовую продукцию. В практике деятельности предприятия в условиях рынка план на основные виды ресурсов формируется в соответствии с предельной доходностью и предельными издержками. Предельные издержки используемого ресурса - это сумма, на которую возрастут общие издержки по соответствующему производству при покупке дополнительной единицы какого-либо производственного ресурса. Предельная доходность ресурса - это изменение дохода, получаемого в результате продажи дополнительного количества готовой продукции, произведенной в результате использования одной единицы какого-либо ресурса. Все ресурсы можно объединить в три группы:

• материальные ресурсы;

• информационные ресурсы;

• финансовые (денежные) ресурсы.

Рассмотрим каждый из видов ресурсов и определим его место в стратегии поведения предприятия. Начнем с последней группы, то есть с денежных ресурсов. Потому что в реальной жизни хозяйственные процессы мы видим в форме потока денег, за которыми скрыты продуктовые потоки производства товаров и услуг, обмен товаров, их потребление. Деньги как измеритель затрат, ценности благ и богатства в широком смысле этого слова выступают на поверхности явлений в форме платежей за поставку продуктов, выполненные услуги, оплату налогов, сопутствуют и другим экономическим отношениям [1].

Денежные ресурсы формируются как разница притока денежных средств (доходы от реализации продукции и услуг, амортизационные отчисления, доходы от реализации активов предприятия, взносов в уставный фонд и заемных средств) и оттока денежных средств (затраты на производство продукции и услуг, общие издержки предприятия, затраты на обслуживание и погашение кредитов, выплата дивидендов, налоги и другие отчисления). Денежные ресурсы отображаются в планах денежных потоков на заданный период времени, с учетом существующих задержек по отгруженной продукции (или осуществленной услуги), по оплате поставщикам за материалы и

другие вспомогательные ресурсы, а также принимая во внимание план осуществления продаж в рассрочку и план формирования запасов.

Деньги являются наиболее важным элементом функционирования предприятия, так как позволяют перераспределять результаты хозяйственной деятельности по различным организационным этапам хозяйственных структур экономики. Для анализа денежных ресурсов и определения структуры необходимо:

• провести классификацию доходов и расходов, для определения структуры использования доходов, прибыли, и структуры источников получения прибыли;

• обладать возможностью анализа влияния внутренних и внешних факторов на движение всего хозяйственного потока.

При анализе структуры денежных ресурсов основной задачей является определение оптимальной величины структуры капитальных вложений через денежные средства для получения максимального объема денежного (а не товарного) потока за анализируемый период времени. Так как известно, что денежные ресурсы являются самым ограниченным ресурсом, и общая эффективность управления ресурсами будет определяться за счет рационального распределения ограниченных денежных средств. Основная задача предприятия заключается в максимальном обеспечении плановых трат (например, по расширению производства) за счет собственных источников финансирования.

Движение денежных средств осуществляется в связи с различными хозяйственными операциями. Наиболее прогнозируемые хозяйственные операции связаны с текущей деятельностью. Поэтому и структура денежных ресурсов будет анализироваться по хозяйственным операциям текущей деятельности. Текущая деятельность связана с производством и реализацией продукции, и денежный поток определяется операциями по формированию прибыли. Формирование денежного потока (как уже было сказано выше) текущей деятельности происходит на основе притока и оттока средств, отражаемых в форме бухгалтерского баланса.

Приток средств:

• реализация товаров (продукции, работ и услуг),

• реализация основных средств и иного имущества;

• авансы, полученные от покупателей и заказчиков;

• бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование;

• безвозмездно полученные средства;

• кредиты и займы;

• прочие поступления.

Отток средств:

• оплата поставщиков (то есть оплата приобретенных товаров и осуществленных работ);

• оплата труда;

• отчисления на социальные нужды;

• средства на выдачу подотчетных сумм;

• средства на расчеты с бюджетом;

• средства на финансовые вложения;

• средства на прочие выплаты.

После того как будут определены денежные возможности, необходимо решить вопрос с материальными ресурсами. Для эффективного управления материальными ресурсами особая роль отводится логистике. Логистика является одним из важнейших инструментов управления материальными и товарными потоками для обеспечения синхронизации рассматриваемых потоков и оптимизации их основных параметров.

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего [2].

Логистическая система любого предприятия позволяет учесть число и размещение отдельных производств (как отдельных хозяйственных единиц), количество и размещение складов и является эффективным инструментом в управлении ма-териалопотоком, минимизации расходов сырья, снижении запасов в производстве и готовой продукции и контроле над распределением. Вышесказанное можно наблюдать на схеме [3] (рис. 1).

Переход 1 Переход 2 Переход 3

Исходные ресурсы - Производственный процесс - Готовая продукция - Отгрузка покупателю

1 1 1 Переход 1 ! Переход 2 Переход 3

Распределяемые ресурсы

Рис. 1. Логистическая схема предприятия

Применение логистики подразумевает комплексный подход к управлению каналами движения материальных ресурсов в процессе производства, распределения и в итоге достижения упорядоченности распределительного процесса на производстве. Распределительный процесс строится на уже разработанных логистических принципах [4]:

• координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом покупателя;

• интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с целеполагания и заканчивая контролем;

• адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям среды деятельности, к запросам покупателей;

• системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов производственно-сбытовой деятельности;

• комплексность, то есть решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

• оптимальность как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;

• рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.

Управление материальными ресурсами посредством логистики формирует следующие структурные единицы:

• потребители производимой продукции;

• складские единицы по готовой продукции;

• поставщики сырья, материалов и комплектующих.

В расширенном виде структурные единицы управления материальными ресурсами бывают внешнехозяйственными:

• количество поставщиков производственных ресурсов;

• количество регионов, в которых осуществляются закупки;

• количество заказов на поставку производимой продукции, структура и объемы заказов;

• общие затраты по отделу материально-технического снабжения;

• количество покупателей;

• региональное размещение покупателей;

• удаленность транспортных маршрутов;

• структура производимой продукции.

И внутрихозяйственными:

• средний объем складских помещений;

• складские затраты;

• издержки, связанные с неиспользованием складских помещений;

• затраты по обслуживанию внутрицеховых транспортных средств.

Таким образом, применение логистики в конечном итоге решает следующие важные для формирования стратегии поведения предприятия задачи:

• формирование рыночных зон обслуживания, прогноз материалопотока, обработка материало-потока в обслуживающей системе и другие работы по оперативному управлению и регулированию материалопотока;

• задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.

Логистика объединяет процессы маркетинга и производства в управлении материальными ресурсами предприятия. Маркетинг непосредственно отвечает за качество распределения, а именно за скорость доставки продукции или сырья, надежность сроков доставки. Логистика здесь переплетается с маркетингом, так как удовлетворительное обслуживание достигается за счет ускорения транспортировки продукции и за счет мощности располагаемых складских помещений. Особенности взаимодействия маркетингового плана и логистики учитываются при составлении стратегии продаж продукции и формировании тактики распределения ресурсов. Такие мероприятия по плану логистики, как изменения вида транспортировки, сокращения уровня запасов и складских помещений, также влияют на маркетинговый план. Непосредственно с производственным процессом логистика связана через регулярное пополнение запасов готовой продукции и зависимость производства от системы материально-технического снабжения в части сырья, материалов, вспомогательных материалов в соответствии с требуемым количеством и необходимым качеством. Управление производством посредством логистики основано на снижении производственных затрат и обеспечении стабильности оптимального производственного цикла и сроков выполнения заказов. Нескоор-динированное размещение заказов из-за несбалансированной системы распределения приводит с росту издержек производства, то есть надо поддерживать уровень складских запасов сырья и готовой продукции в соответствии с объемом

реализации. Для крупных отраслей промышленности (машиностроение, нефтехимическая промышленность и т.д.) это допустимо, так как они не сильно подвержены краткосрочным изменениям условий деятельности. Эффективность принятия решения будет зависеть от достижения относительной сбалансированности между процессами производства и реализации (т.е. маркетинга). При формировании стратегии поведения логистика оказывает влияние на такие стороны, как составление производственного календаря, складская сеть, обработка грузов, выбор и направление транспортных потоков, определение каналов распределения, контроль над бюджетом запасов, прогноз продаж.

Предприятие разрабатывает логистическую стратегию поведения, основанную на анализе соотношения между объемом услуг и размером издержек. С точки зрения логистики анализируется изменение потребностей в той или иной отрасли, т.е. изменение структуры каналов сбыта. Анализ и оценка направлений движения материальных ресурсов, альтернативность выбора направления и прогноз осуществляются с помощью известных показателей:

• показатель окупаемости (или средней величины отдачи). Определяется как количество лет, необходимых для покрытия начальных вложений (CIo) в систему движения материалопотока за счет вклада, определяемого как разница между ежегодными доходами(У!) и расходами (YC) по соответствующему производству

CIo

T =

YI - YC

(1)

• показатель дисконтирования вложенных средств. Позволяет учесть стоимость доходов в соответствии с уровнем инфляции, т.е. деньги, полученные в будущем (в данном случае в конце года), будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время

У1

DC =-

(1 + k + ir)

(2)

где БС - дисконтированная стоимость; £ - процентная ставка; 1т - уровень инфляции; г -значение временного интервала.

Другой показатель эффективности использования материальных ресурсов - это контроль качества того или иного производства. Известно, что улучшение качества приводит к снижению издержек, так как количество продукции, не-

пригодное для продажи по заданным условиям сделки, снижается, а, следовательно, снижаются потери от неправильного перераспределения материальных ресурсов. Для осуществления контроля качества применяются так называемые статистические методы контроля качества. Один из факторов изменения спроса на материальные ресурсы - это технологические изменения, воздействующие на ресурс и функционирование оборудования (т.е. регулирование текущей производственной мощности). Все технологические процессы подвержены изменчивости независимо от нормативных данных. Изменчивость функционирования оборудования основывается на двух компонентах[5]:

• воздействие простых и неустранимых причин;

• воздействие неслучайных причин.

Первый тип компонент изменчивости присутствует всегда и его невозможно устранить, пока сам процесс не будет изменен. Такого рода изменчивости связаны непосредственно с типом оборудования и условиями его функционирования. Для преобразования этой изменчивости необходимо использовать новое оборудование или постоянно контролировать условия функционирования технологического процесса. Если технологический процесс поддается контролю, то эти причины изменчивости позволяют выявить устойчивость протекания технологического процесса, и тем самым предприятие может прогнозировать эту сторону своей деятельности. Удается определить границы функционирования технологического процесса, обеспечить правильное перераспределение материальных ресурсов. Неслучайные причины возникают из-за возникновения особых изменений в технологическом процессе или окружающей среде. В [5] приводятся примеры изменений в ходе технологического процесса: ошибка оператора при наладке оборудования; частичная поломка или замедление работы оборудования; несоблюдение пропорций при смешивании различных ингредиентов сырья. Технологический процесс выходит из-под непосредственного контроля. Применяемые в этих ситуациях статистические методы позволяют осуществить контроль за соблюдением качества производственного процесса. В первом случае (первая компонента) статистические методы позволяют выявить причины изменчивости, а во втором случае (неслучайные причины) статистические методы позволяют лишь определить факт наличия неполадок

в производственном процессе. Такими статистическими методами являются использование так называемых контрольных карт. Контрольные карты бывают двух видов: контрольные карты количественного признака и контрольные карты качественного признака. В этой работе в качестве примера рассмотрим контрольную карту количественного признака - карта средних арифметических изучаемого технологического процесса. Для любых количественных параметров технологического процесса можно задать распределение (нормальное или выборочное) со своими характеристиками (среднее значение и стандартное отклонение). По этим величинам определяются предупреждающие границы и верхняя и нижняя границы регулирования.

1. Через равные промежутки времени проводится выборка объемом N и рассчитывается выборочное среднее.

2. Полученное значение выборочного среднего наносится на контрольную карту в соответствии с номером выборки.

3. Если выборочное значение лежит за пределами границы регулирования, производится остановка технологического процесса в целях выявления неслучайных причин вариации.

4. Если два последовательно полученных значения средних находятся в промежутке между предупреждающей границей и границей регулирования, предпринимаются немедленные действия по остановке процесса производства и выявлению неисправностей. Если некоторое среднее значение лежит за пределами предупреждающих границ, следующая выборка производится сразу же, до момента проведения очередной выборки.

5. Если точки на графике образуют явный возрастающий или убывающий тренд, предпринимаются определенные меры даже в случаях, когда эти точки находятся в пределах предупреждающих границ. Этот тренд может оказаться индикатором наличия неслучайных причин, например, снижения параметров наладки станка [5].

Соответственно процесс остановки регулируется сравнением издержек по остановке производства и преимуществ по корректировке технологического процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рядом с эффективно управляемыми материальными и денежными ресурсами находятся и информационные ресурсы. Благодаря информационным ресурсам можно регулировать материальные и денежные ресурсы в соответствии с

изменяющимися условиями деятельности предприятия. Для формирования эффективной стратегии поведения немаловажное значение имеет сбор, классификация и подготовка исходной информации. Качество исходной информации способствует рациональному решению проблем управления материальными и денежными ресурсами, транспортировки продукции и т.д.

Одной из главных локальных задач предприятия является формирование и совершенствование информационного фонда. Информационный фонд есть комплексный набор данных, которым можно манипулировать, его можно регулировать и с его помощью можно проводить анализ для принятия оптимального решения по дальнейшему развитию функционирования. В моделях оптимизации поведения именно исходная информация определяет параметры модели, а не наоборот. В этом одна из необходимостей исследования этого направления экономико-математического моделирования.

В условиях постоянных изменений во взаимосвязях хозяйственных показателей, нарастания информационного потока происходит периодическая переоценка и корректировка информационного фонда. Это необходимо учесть при проведении информационного прогнозирования. А также сочетание таких процессов, как рост объема информации и недостаток ее для принятия эффективных решений, вместе со снижением избыточности данных, то есть здесь существует двоякая ситуация.

В [6, 7] указывается на то, что проблема формирования информационного фонда затрагивает всю структуру формируемой стратегии поведения предприятия (при постановке целей, разработке этапов реализации целей и, наконец, при проведении расчетов и анализе полученных результатов). Надо исходить из выявляемых информационных потребностей, объективности отражения всех процессов производственно-сбытовой деятельности, единства информации, поступающей из различных источников, оперативности первичной информации.

В зависимости от уровня решаемой задачи или реализуемых целей должен формироваться информационный фонд, естественно с учетом особенностей при изменяющейся тактике и стратегии поведения предприятия, то есть при изменении экономических критериев, к которым стремится предприятие. Например, работа первого квартала может быть направлена на

увеличение объема продаж производимых промежуточных продуктов, а работа второго квартала - на сокращение ресурсов промежуточных продуктов, изымаемых из запасов и т.д. Исходя из этих изменений, изменяется и информационный фонд.

Следующим моментом при формировании информационного фонда является достижение качества информации, от которого зависят приводимые в итоге аналитические выводы. Здесь важно провести правильную детализацию и классификацию данных, так как усложненный анализ данных, который представляет собой множество вычислительных процедур, описывающих, распознающих или идентифицирующих структуры, лежащие в основе совокупности данных, принадлежащих выбранному пространству, сформулированному, например, путем факторного анализа, может привести к появлению ошибок и в итоге к искажению конечных результатов. Здесь применимы общие принципы классификации. Дается объемная начальная информация об основных производствах рассматриваемого предприятия и полная внешняя информация, далее определяются качественные и количественные данные, характеризующие их, которые следует выбрать.

Далее выбираются описатели, переменные (названия исходных данных) и единицы оценки, вся эта информация выводится на диаграмму или в таблицу (простейший вариант — двухмерная таблица), в которой в строке (I) указывается сама переменная исходного данного вместе с названием (например, мощность производственной установки ру при режиме у), а встолбце (Б) значение стандартного описателя). В качестве значений столбца может быть символ наличия данного описателя, какой-либо код, связанный с конкретным описанием рассматриваемого исходного данного. С позиции конкретного предприятия описателями могут являться значения стандартных показателей (темп роста или падения поквартально, среднее значение и т.д.) или индексы в виде ссылок на таблицы, содержащие однородную информацию. Такими таблицами могут являться таблицы сопряженности, которые содержат значения, измеряемые в одной и той же системе единиц, например, измерения в денежных единицах или тоннах.

Можно применить и другие типы таблиц - логические таблицы, которые содержат сведения о наличии тех или иных описателей в булевском

представлении (0 или 1). Если в рассмотренном выше случае значение элемента логической таблицы Т{Л = 0, то рассматриваемая переменная I не располагает информацией по описателю Б. Применяется также и формализованное представление так называемого контент-анализа, когда данные не могут быть представлены двухмерной таблицей. В этом случае данные представляются либо в виде ответов на вопросы, либо в виде письменных минитекстов. В нашей ситуации используется контент-анализ, представляющий собой метод получения систематического количественного описания письменных текстов, утверждений, терминов, определяющих поведение предприятия по отдельным производствам. Эти определители выбираются в соответствии с заданными целями (целевыми критериями поведенческой модели) на предприятии и образуют совокупность описателей. У контент-анализа существует своя особенность в отличие от других методов табличной классификации - это поиск и формулирование и вопросов, и ответов. Примерами вопросов для формирования описателей для предприятий, например, нефтехимических могут являться:

• Сколько и какое сырье должна переработать технологическая установка при каждом возможном варианте ее работы?

• Как следует распределить полученные на каждой установке продукты?

• Сколько и какие компоненты использовать при смешении для получения конкретного конечного продукта с интересующими характеристиками?

• Сколько и какие виды конечных продуктов нужно получить в процессе производства?

Одним из эффективных способов формирования оптимального информационного фонда является синтез краткосрочного прогнозирования и методов экспертного оценивания. Для примера рассмотрим нефтехимическую промышленность. Она входит в круг отраслей, для которых применимы методы краткосрочного прогнозирования, так как располагаемые фактические данные позволяют точно описать истинные возможности, того или иного предприятия, то есть можно проследить относительною стабильность в развитии этой отрасли. Это, прежде всего, связано с тем, что это одна из отраслей, которая раньше была подвержена контролю сверху, а деятельность предприятий постоянно регулировалась с помо-

щью нормативных актов предприятий — поставщиков сырья и т.д.

В связи с тем, что периодичность данных для краткосрочного прогнозирования берется не более года, то и методы будут легкими в использовании. Когда в табличном представлении делаются ссылки на наличие более подробной информации по выбранному описателю рассматриваемой переменной исходного данного, то для анализа тенденции поведения конкретного данного по различным описателям удобно применить методы краткосрочного прогнозирования. Описатели для данных по нефтехимической промышленности являются нестационарными показателями, так как среднее у них не остается постоянным, а изменяется с течением времени, то есть имеет место тренд. И с другой стороны, определенная группа производимой продукции носит сезонный характер, В этом случае среднее значение описателя меняется циклически, согласно некоторому временному циклу. Если брать анализ текущего поведения предприятия в течение года, то цикличность будет сохранять свои временные границы. Рассмотрим один из примеров при производстве и продаже продукции (полиэтилен марки 158) на одном из нефтехимических предприятий.

В качестве переменной исходного данного выступает объем реализованной продукции 5, а в качестве описателя 5 - значение продаж в месяц (описателями могут служить также значения изменений по объемам продаж в абсолютном и относительном выражении).

Для анализа каждого из описателей удобно применить методы адаптивного прогнозирования. Когда поступают новые значения, происходит так называемая адаптация к этой информации и прогноз становится более чувствительным. Польза заключается в том, что более чувствительный прогноз приводит к меньшей разнице между прогнозируемыми и фактическими результатами

7000000 т ^ 600000 у 5000000+ ^ 4000000--§ 3000000-о 2000000+ а.

1000000--

10

12

и, следовательно, повышается точность используемого значения описателя. Представленный график на рис. 2 является типичным примером для нефтехимических предприятий, когда возможны и низкие импульсы (3-6 месяцы), и достаточно высокие (9-11 месяцы). Здесь можно применить метод Чоу, который основан на построении трех вариантов экспоненциального среднего с тремя различными константами сглаживания:

5 +(1 -Р)Л_1,

(3)

14

Месяцы

Рис. 2. Объем реализуемой продукции

где Бг_1 _ рассчитываемые значения, соответственно за периоды t _ 1; _ фактическое значение; в _ константа сглаживания, представляемая в трех вариантах: центральное и два граничных.

По критериям ошибок отклонения от фактических данных одно из крайних становится центральным, а другое выпадает, и далее считаются новые значения по другим константам сглаживания, пока не будет подобран оптимальный вариант сглаженных значений описателя. Необходимо выбрать дельту изменений констант сглаживания при исключении какой-либо из констант и включении новой. Эту дельту изменений можно выбрать на основе оценок экспертов.

Подобные методы позволяют выявить преимущества и недостатки формируемого информационного фонда и в случае возникающих недостатков могут быть привлечены нормативные материалы из производственных справочников. Методы краткосрочного прогнозирования позволяют структурировать данные по принципу сопоставимости отчетных показателей по сравнению с планом поведения и ретроспективными данными.

Отметим, что представленные (в общем) приемы структуризации данных позволяют сформировать информационный фонд предприятия с учетом периодических изменений в пополнении или изъятии избыточной информации из данного фонда.

На основании сказанного выше можно привести схему использования всех трех видов ресурсов с использованием исходной схемы из [4] (рис. 3).

Х0 _ исходная ситуация на предприятии, например, на конец предыдущего года, когда планируются этапы и цели развития на следующий год.

Под денежными ресурсами подразумеваются этапы разработки финансовых планов по закупке материалов и сырья: определения цен на про-

Рис. 3. Распределение ресурсов

даваемую продукцию и услуги; осуществления расчетов с покупателями и поставщиками; стимулирования сбыта производимой продукции с использованием скидок и т.д.

Под материальными ресурсам подразумеваются этапы формирования так называемого портфеля заказов по отдельным позициям материальных ресурсов; определения загрузки производственных мощностей; создания запасов готовой продукции; обеспечения поставок продукции (или услуг) покупателям.

Под информационными ресурсами подразумеваются этапы определения каналов распределения и установления хозяйственных связей с покупателями и поставщиками; формирования

договоров покупки (или продажи); обеспечения контроля выполнения договорных обязательств; оценки выполнения производственно-сбытовых планов. Здесь также имеется в виду технологическая информация, выраженная в виде сетевого графика осуществления операций производственного характера.

Формируется таблица подробных норм по всем основным про-изводственным операциям в соответствии с технологическими расчетами для данного производственного процесса.

При этом любая экономическая система, наподобие представленной выше схемы, реализуется с помощью составления задачи по нахождению оптимального плана. Оптимальный план определяется на основе заданной целевой функции и выбора модели, по которой определяется значение целевой функции (как критерия оптимальности), выборка ограничений, оценка полученных результатов по выбранному критерию оптимальности и анализ чувствительности модели.

После формирования и структуризации всех трех типов ресурсов необходимо применить их в реальной деятельности. Предприятия используют эти ресурсы для реализации своей стратегии и текущей финансовой политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Моделирование и анализ экономических процессов: финансовый и экологический аспекты: Сб. науч. тр. / под. ред. В.Н. Павлова, 1996.

2. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: Экономика, 1995.

3. Мовсум-заде М.Э. Роль транспортно-ресурсных потоков в деятельности предприятий нефтехимического комплекса // Нефтепереработка и нефтехимия НТИС. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1998. № 1.

4. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. - Ростов-на-Дону: Экспертное бюро, 1997.

5. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

6. Мовсум-заде М.Э. Формирование информационного фонда для планирования поведения нефтехимических предприятий // Нефтепереработка и нефтехимия: НТИС, — М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1997. № 4.

7. Мовсум-заде М.Э. Основы формирования стратегии поведения предприятия в экономике переходного периода. М., 1999.

BEHAVIORAL STRATEGY AND COMPANY RESOURCES ON THE OF PETROCHEMICAL MANUFACTURING

HUSEYNOV F.F., graduate student

Imperial College London (London SW7 2AZ, United Kingdom)

SHEMAKOV A.O., Cand. Sd (Chem.)

Moscow Aviation Institute (National Research University) (4, Volokolamsk highway, 125993, Moscow, Russia )

Movsumzade M. E., Dr. Sci. (Tech.), Vice-President

SWHolding (Heydar Aliyev International Airport, AZ1044, Baku, Azerbaijan)

E-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article presents tools to increase the performance of manufacturing organizations on the basis of resource analysis. The main

economic and performance measure ratios and metrics are highlighted.

Keywords: financial resources, limiting the yield, material resources, information resources.

REFERENCES

1. Modelirovaniye i analiz ekonomicheskikh protsessov: finansovyy i ekologicheskiy aspekty. Sb. nauch. tr. [Modeling and analysis of economic processes, financial and environmental aspects.Collection of scientific works]. Ed. by V.N. Pavlov, 1996. (In Russian)

2. Rodnikov A.N. Logistika: Terminologicheskiy slovar [Logistics. Glossary]. Moscow, Ekonomika Publ., 1995. (In Russian)

3. Movsum-zade M.E. Neftepererabotka i neftekhimiya, 1998, no. 1. (In Russian)

4. Kostoglodov D.D., Kharisova L.M. Raspredelitel'naya logistika [Distribution logistics], Rostov-on-Don, Ekspertnoye byuro Publ., 1997.

5. Eddous M., Stensfild R. Metody prinyatiya resheniy [Stansfield methods of decision-making]. Moscow, Audit, YUNITI Publ., 1997.

6. Movsum-zade M.E. Neftepererabotka i neftekhimiya, 1997, no. 4. (In Russian)

7. Movsum-zade M.E. Osnovy formirovaniya strategii povedeniya predpriyatiya v ekonomike perekhodnogo perioda [Bases of formation strategies of the company in a transitional economy], Moscow, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.