Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КИТАЕ'

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ КИТАЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ / МЕНЕДЖМЕНТ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТОВАР / CHINA'S EDUCATIONAL INDUSTRY / TECHNOLOGY MANAGEMENT / KNOWLEDGE TRANSFER / ACADEMIC EDUCATION MANAGEMENT / EDUCATION AS A PUBLIC GOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю Синь, Халина Н.В., Аникин Д.В.

В работе рассматриваются современные стратегии академического образовательного менеджмента Китая, основывающиеся на синтезе технологического менеджмента, позиционного и маркетингового подходов, а также стратегического планирования. Образование выступает одним из основных путей модернизации китайского государства. Возглавляет образовательную систему Институт Конфуция, отвечающий в рамках стратегии «мягкой силы» за распространение китайских национальных ценностей через культурные обмены и образовательные программы. Ведущей стратегией образовательного менеджмента в Китае предстает технологический менеджмент, связывающий научные дисциплины с инжиниринговыми и управленческими вопросами. Технологический менеджмент понимается как управление знаниями, а само знание - как ключ контроля технологий. Особый акцент в образовательных программах делается на формировании базовых компетенций, что требует от образовательных организаций сосредоточения на трех аспектах: технологиях, образовательной платформе и преподавателях. Образование в КНР - это не только драйвер экономического роста страны, но и значимая индустрия народного хозяйства, чему способствует формирование у общественности восприятия высшего образования как общественного товара. Технологический прогресс стремительно выводит образовательную индустрию Китая на новый этап развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL MANAGEMENT STRATEGY IN CHINA

The paper considers modern strategies of academic educational management in China, based on the synthesis of technological management, position and marketing approaches, as well as strategic planning. Education is one of the main ways in which the Chinese state can modernize. It is headed by the Confucius Institute, which is responsible for promoting Chinese national values through cultural exchanges and educational programs as part of the soft power strategy. The leading strategy for educational management in China is technology management, linking scientific disciplines to engineering and management issues. Technological management is understood as knowledge management, and knowledge itself as the key to controlling technology. Special emphasis in educational programs is placed on forming basic competencies, which requires educational organizations to focus on three aspects: technology, educational platform and teachers. Education in China is not only a driver of economic growth in the country, but also a significant industry of national economy, which is facilitated by the formation of public perception of higher education as a public good. Technological progress is rapidly taking China's education industry to a new stage of development.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КИТАЕ»

situation. In strategic culture, which is manifested in clearly modeled styles of strategic behavior, i.e. cultural strategies, the interconnection of culture as a set of ideas, relationships, and behavioral patterns is expressed. Traditional culture and traditions of the country are the key factor in the development of cultural strategies in China. The strategic culture of China determines the content of communication and cultural strategies in the field of intercultural interaction, forms and ways of implementing communication scenarios in global and regional aspects. For the management of China's culture, we believe that a synthesized model of Minzberg-Waters-Ritson change strategies that is in harmony with important Confucianism categories is important.

Key words: strategic management, strategic culture, strategic communications

Лю Синь, Н.В. Халина, Д.В. Аникин

Алтайский государственный университет nkhalina@yandex.ru

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КИТАЕ

Аннотация

В работе рассматриваются современные стратегии академического образовательного менеджмента Китая, основывающиеся на синтезе технологического менеджмента, позиционного и маркетингового подходов, а также стратегического планирования. Образование выступает одним из основных путей модернизации китайского государства. Возглавляет образовательную систему Институт Конфуция, отвечающий в рамках стратегии «мягкой силы» за распространение китайских национальных ценностей через культурные обмены и образовательные программы. Ведущей стратегией образовательного менеджмента в Китае предстает технологический менеджмент, связывающий научные дисциплины с инжиниринговыми и управленческими вопросами. Технологический менеджмент понимается как управление знаниями, а само знание — как ключ контроля технологий. Особый акцент в

образовательных программах делается на формировании базовых компетенций, что требует от образовательных организаций сосредоточения на трех аспектах: технологиях, образовательной платформе и преподавателях. Образование в КНР — это не только драйвер экономического роста страны, но и значимая индустрия народного хозяйства, чему способствует формирование у общественности восприятия высшего образования как общественного товара. Технологический прогресс стремительно выводит образовательную индустрию Китая на новый этап развития.

Ключевые слова: образовательная индустрия Китая, технологический менеджмент, трансфер знаний, менеджмент академического образования, образование как общественный товар.

Как полагают И.Г. Актамов и Т.Б. Бадмацыренов, «экономическая мощь китайского государства, развитие науки и техники дают основание рассматривать Китай и конфуцианскую этику как альтернативную модель развития мирового сообщества в XXI в. Образование выступает в качестве одного из основных способов модернизации китайского государства» [1]. Совершенствование менеджмента академического образования в последние десятилетия ХХ века позволило Китаю удовлетворить потребности преобразования национальной системы образования [6]. Образовательные проекты и, в частности, Институт Конфуция с 1987 г., являются важными средствами расширения влияния китайской культуры [1].

Как отмечают Н.В. Халина и В.С. Белоусова [2], одной из стратегий образовательного менеджмента в Китае является технологический менеджмент — это скрытое конкурентное преимущество, заполняющее «знаньевый и практический пробел» между наукой, разработкой и управлением бизнесом. Технологический менеджмент связывает научные дисциплины с инжиниринговыми и управленческими вопросами для того, чтобы планировать, развивать, реализовы-вать технические возможности для формирования и достижения стратегических и производственных целей организации.

Знание в научной литературе, посвященной проблемам менеджмента в современном Китае, связывается прежде всего с технологическим менеджментом. Само же знание трактуется как ключ контроля («key to control») технологий в целом, который может осуществляться

как на микроуровне, так и на высших уровнях социальной агрегации (технологической зависимости) [8].

Цель данной работы — рассмотреть стратегии академического образовательного менеджмента во втором двадцатилетии второго тысячелетия, основывающиеся на синтезе а) технологического менеджмента; б) позиционного подхода; в) маркетингового подхода; г) стратегического планирования.

Федеральную систему высшего образования в Китае По Янг [11] представил в виде векторно-ориентированной модели, демонстрирующей локации образовательных организаций в пространстве рынка образовательных услуг КНР (см. Рис.1).

Graduate Education

□ ОС Л1 1

Professional Graduate Schools

985/211 Institutions J

Regional University-

Applied Research

К

1

1 IMew 1 Sino-Foreign

1 established | Joint

1 local HEIs 1 Institutions

Vocational

Colleges

Academy of Science Graduate School

Basic Research

Undergraduate Education

Рис. 1. Федеральная система высшего образования в Китае [11].

По мнению Ли-Хуа [5], технологии представляют собой выражение креативности человека, которое зависит от использования информации для формирования и применения этого знания с целью улучшения условий человеческого существования. В качестве одного из основных направлений knowledge management выделяется передача знаний, или обмен знаниями (knowledge transfer/knowledge sharing). Трансфер знаний — стратегически значимый аспект между-

народного сотрудничества и одна из стратегических проблем, которая должна решаться технологическим менеджментом.

Образование в КНР стало не только одним из основных драйверов экономического роста страны [1], но и индустрией, приносящей государству весомую прибыль [11]. Оценивая тренды образовательной индустрии Китая, компания Deloitte определила уровень прибыли, которую страна должна получить в 2020 году от этой сферы национальной экономики, установила его в 3.3624 трлн юаней и почти в 5 трлн юаней к 2025 году [11].

По Янг [7] считает необходимым формирование у общественности восприятия высшего образования как общественного товара. Модель институционального паттерна образования По Янга (см. Рис. 2) включает, наряду с компонентом 'восприятие высшего образования как общественного продукта' еще четыре компонента: 'стимул и потенциал локального правительства', 'роль министерства образования', 'стимул и потенциал центрального правительства', 'межправительственная программа интеллектуального трансфера'.

Рис. 2. Модель институционального паттерна образования По Янга [11].

Современный Китай является третьим государством в мире после США и Великобритании по привлечению иностранных студентов, в Азии Китай — самая привлекательная страна для зарубежных студентов [3]. Международное признание является не только свидетельством растущего качества китайского университетского образования, но также результатом целенаправленной деятельности китайского правительства. Начиная с середины 2000-х, реализуется стратегия «мягкой силы», предполагающая распространение китайских национальных ценностей через культурные обмены и образовательные программы. По мнению авторов стратегии, такие действия должны привести к формированию привлекательного имиджа Китая, снижению уровня внешних угроз, повышению стабильности и экономического процветания государства. Ведущая роль в этой стратегии отводится продвижению китайского языка и китайской системы образования [4; 10].

Интернационализация образования признается главной миссией китайских университетов в рамках национальной среднесрочной и долгосрочный программы реформирования и развития образования (2010-2020 годы) [3]. Этот документ является стратегическим планом реформирования и развития образования на всех уровнях в Китае и важным руководящим документом в китайском образовании. В нем очерчиваются национальные стратегии, задачи и системные реформы.

Региональные власти Китая управляют своим развитием с помощью плана, называемого пятилетним планом Национального экономического и социального развития. Подобные планы принимаются Государственным Советом [9]. Их иногда называют пятилетними руководящими принципами, чтобы отличить социалистическую рыночную экономику Китая от плановой экономики.

После анализа результатов эксперимента и опыта его осуществления центральное правительство разрабатывает политику, которая служит общим руководством, в то время как местные органы власти разрабатывают стратегии осуществления реформы в соответствии с локальными условиями. Крупная реформа системы образования может потребовать масштабной корректировки деятельности различных слоев общества. Когда реформа готова к реализации, она объявляется

Государственным Советом, который определяет политику проведения реформ и разрабатывает стратегии, требуемые новой реформой, затем передает их непосредственно местным органам власти, а не Бюро образования [9].

Особый акцент делается на формировании базовых компетенций, связанных с весомыми научными разработками и исследованиями, а также эффективностью образовательных продуктов [11]. Именно базовые, или ядерные, компетенции позволяют образовательным организациям поддерживать и развивать свои бизнес-модели. Так, многие образовательные учреждения, работающие онлайн, не фокусируются на разработке содержания образовательных программ и совершенствовании качества преподавания, что приводит к потере клиентов и утрате места на образовательном рынке в довольно короткий срок.

Успешность современной образовательной организации зависит от вложений в образовательный маркетинг и разработку образовательных стратегий. Необходимо должное внимание уделять методам обучения, атмосфере в аудиториях, возможности общения после занятий, качественной обратной связи. Формирование базовых компетенций требует от образовательных организаций сосредоточения на трех аспектах: технологии, образовательная платформа и преподаватели.

Современная образовательная организация, как считают китайские аналитики [11], сталкивается с необходимостью решения вопросов широкого спектра, в число которых входят вопросы стратегического планирования, организационных структур и людских ресурсов для финансового менеджмента, контроля рисков, оперативного управления и технической поддержки. В частности, образовательное учреждение сталкивается с рядом проблем, в ряду которых неопределенность стратегических целей развития, неоднозначность направления деятельности организационных структур, неопределенная степень ответственности, недостаточная вовлеченность работников в систему менеджмента, неполноценные механизмы менеджмента.

Технологический прогресс выводит образовательную индустрию Китая на новый этап развития. Популяризация мобильных терминалов, модернизация коммуникационных технологий, широкое применение Big Dates и эволюция алгоритма коммуникации, основанного на искусственном интеллекте будут влиять на развитие образователь-

ной индустрии в значительной мере. Образовательные организации в новую эпоху имеют обновленные черты, к которым относятся предпринимательская деятельность, диверсифицированное участие и цифровая модернизация.

Литература

1. Актамов И.Г., Бадмацыренов Т.Б. «Мягкая сила» Китая: образовательные стратегии внешнеполитического влияния // Власть. 2019. № 3. С.231-236.

2. Белоусова В.С., Халина Н.В. Knowledge management. Дискурс флагманского университета: конструирование эпистемологических моделей [Текст]: монография. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2017. 104 с.

3. Донецкая С. С., Жань Я. Интернационализация высшего образования в Китае: современные тенденции // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 63-74.

4. Першина М.П. «Мягкая сила» во внешней политике Республики Корея и КНР // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 2 (104). С. 109-118.

5. A new era of education. China education development report 2018 // Deloitte China. 2018. August. 68 p.

6. Lau A., Roffey B. "Management education and development in China: a research note", Labour and Management in Development, 2002, 2, 10, 2-18.

7. Li-Hua R. "Technology and knowledge transfer in China", Alder-shot, Ashgate, 2004, 160 p.

8. Li-Hua R., Khalil T. M. "Technology management in China: a global perspective and challenging issues", Journal of Technology Management in China, 2006, 1, 1, 9-26.

9. Pan Y., Vayssettes S., Fordham E. "Education in China: A snapshot", in: Organization for Economic Co-Operation and Development, Paris, 2016. URL: https://www.oecd.org/china/Education-in-China-a-snapshot.pdf (дата обращения: 14.04.2020).

10. Wang W., Curdt-Christiansen X. L. "Teaching Chinese to international students in China: Political rhetoric and ground realities", The Asia-Pacific Education Researcher, 2016, 25, 5-6, 723-734.

11.Yang P. "Higher Education Stratification in China", Peking University, June 16, 2015. URL: https://ioe.hse .ru/data/2015/07/10/1082710255/Yang_Higher%20Education %20Stratification%20in%20China-short%20version%202015.6.16.pdf (дата обращения: 14.04.2020).

Lu Sin, N. V. Khalina, D. V. Anikin

Altai State University

EDUCATIONAL MANAGEMENT STRATEGY IN CHINA

The paper considers modern strategies of academic educational management in China, based on the synthesis of technological management, position and marketing approaches, as well as strategic planning. Education is one of the main ways in which the Chinese state can modernize. It is headed by the Confucius Institute, which is responsible for promoting Chinese national values through cultural exchanges and educational programs as part of the soft power strategy. The leading strategy for educational management in China is technology management, linking scientific disciplines to engineering and management issues. Technological management is understood as knowledge management, and knowledge itself as the key to controlling technology. Special emphasis in educational programs is placed on forming basic competencies, which requires educational organizations to focus on three aspects: technology, educational platform and teachers. Education in China is not only a driver of economic growth in the country, but also a significant industry of national economy, which is facilitated by the formation of public perception of higher education as a public good. Technological progress is rapidly taking China's education industry to a new stage of development.

Key words: China's educational industry, technology management, knowledge transfer, academic education management, education as a public good.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.