14.Чукреев П.А. Реклама и ценности молодежи: социологический анализ // Вестник БГУ. 2012. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/reklama-i-tsennosti-molodezhi-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения: 15.05.2020).
A.V.Kovaleva, N.S. Bondarenko
Altai State University
VALUE-BASED ADVERTISING
The article determines the possibilities of applying value-oriented strategies of communicative impact in advertising; reveals the essence of value-oriented strategies and their goals; characterizes the types of links between the system of individual and society's values and advertising activities; substantiates the need for scientific research into the structure of individual and society's values and advertising strategies based on values; conducts a secondary analysis of the results of sociological research reflecting the application of values.
Key words: advertising, communication impact, value-based strategies, values, advertising effectiveness, behaviors.
Лю Сыюань, Д. В. Аникин, Н. В. Халина
Алтайский государственный университет nkhalina@yandex.ru
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация
В работе рассматриваются применяемые китайской культурой стратегии, их параметры и принципы стратегического планирования в современной коммуникативной ситуации. В стратегической культуре, проявляющейся в четко смоделированных стилях стратегического поведения, то есть в культурных стратегиях, находит выражение взаимосвязь культуры как совокупности идей, отношений, моделей поведения. Ключевым фактором выработки и развития культурных стратегий в Китае является традиционная культура и традиции страны. Стратегическая культура КНР определяет
содержание коммуникативных и культурных стратегий в области межкультурного взаимодействия, формы и способы реализации коммуникативных сценариев в глобальном и в региональном аспектах. Для менеджмента в сфере культуры Китая нам представляется значимой синтезированная модель стратегий изменения Минцберга-Уотерса-Ритсона, которая гармонично сочетается со значимыми категориями конфуцианства.
Ключевые слова: стратегический менеджмент, стратегическая культура, стратегические коммуникации.
Китайское общество сегодня, по утверждению Джи Чайлда и Майкла Уэрнера [11], представляет собой результат длительного процесса адаптации к изменениям под влиянием культурного окружения. Видимо, поэтому разными авторитетными исследователями определяются как повлиявшие на управление и организационное поведение различные фундаментальные ценности китайской культуры [21, 15, 18, 10, 17]. Большинство исследователей пришли к выводу, что главенствующей исторической основой ценностей китайской культуры выступает конфуцианство. С. Дж. Реддинг [17, р. 234-235] создает секвенцию наиболее значимых для стратегического и организационного менеджмента категорий конфуцианства: 1) социальный порядок; 2) иерархия; 3) взаимность и персонализм; 4) контроль; 5) непрочность; 6) опирающийся на семью коллективизм; 7) знание. Эти категории, их значения выражаются в нескольких формах, актуальных для менеджмента в Китае.
В глобализированном мире становится актуальной тема управления изменениями, предполагающая дифференциацию изменений [19], что обусловлено необходимостью обновления и разработки новых стратегий взаимодействия с окружающим миром. Нейл Ритсон предлагает такую типологию изменений: непрерывность, дополнительные (изменения), потоковые (изменения), трансформационные изменения. В свою очередь, Р. Драфт в книге «Организационная теория и дизайн» [12] описывает несколько параметров изменений, происходящих с течением времени и обусловленных конъюнктурой рынка: а) непрерывная прогрессия; б) поддержание равновесия; в) эффективно для какой-то определенной организационной части; г) эффект достигается через стандартные структуры; д) новые технологии;
е) улучшение продукта с ориентацией на новый продукт, который создает новые рынки. Культура как один из дискурсов дискурсивно-дифференцированного общества также подвержена трансформациям. Специфической характеристикой культуры современного общества является то, что контекстом существования человека становятся материальные вещи и публичная коммуникация, наработанная «через собственный речевой опыт и опыт взаимодействия с другими людьми» [5, с. 207].
Одним из значимых изменений культуры рубежа тысячелетий является информатизация культуры. Н. В. Лопатина и О. Б. Сладкова определяют этот процесс «как формирование глобального доступа к разнообразию социокультурной феноменологии, как сохранение и развитие этого доступа посредством ИКТ-новаций» [7, с. 247]. В качестве одной из интереснейших культурных тенденций современного мира определяется формирование информационной культуры общества.
Особый интерес в этом плане представляют стратегии адаптации традиционных культур и этнических ценностей к изменяющимся обстоятельствам мира — информационному контенту, Big Dates, он-лайн-коммуникациям.
Целью данного исследования является изучение стратегий, которые применяются китайской культурой в современной коммуникативной ситуации, а также параметров стратегического планирования.
Бай Кайфэн считает, что «культура играет важную роль в развитии теории и практики управления и является одним из катализаторов повышения конкурентоспособности» [3]. Изучение китайской культуры, по мнению автора, помогает в настоящее время понять причины экономических успехов Китая за три последних десятилетия.
Как полагает С.Ю. Распертова, «взаимосвязь культуры ... и стратегии... находит выражение в стратегической культуре, которая проявляется в четко смоделированных стилях стратегического поведения (обусловленных контекстом формирования стратегической мысли), то есть в культурных стратегиях» [8].
«Применение модели анализа влияния национальной культуры на менеджмент расширяет горизонты развития китайских, российских и западных предпринимательских структур» [3], полагает Бэй К., и ста-
новится элементом стратегических коммуникаций, связанным со стратегическим планированием.
Нейл Ритсон предлагает рассматривать стратегическое планирование как способ подготовки к изменениям и обеспечения направления деятельности организации и ее координации [19].
Важным фактором стратегического планирования является учет соотношения территориальных параметров с культурной самоидентификацией:
«China takes the third place in the world in terms of territory and the first place in the world by population (1,388,232,693 people in 2017). Its territory is inhabited by 56 ethnic groups who speak more than 200 dialects. The titular nation of China, who calls themselves Han (ЫШ) is 92 % of the population, the remaining 8 % are officially recognized minorities» [9, с. 60].
С . Ю. Распертова считает, что «ключевым фактором выработки и развития культурных стратегий в Китае является традиционная культура и традиции страны... По мнению китайских исследователей, стратегическая культура является концентрированным отражением исторического опыта цивилизации, ценностно ориентирована и обладает этничностью» [8].
Так, Ся Липин в стратегической культуре Китая выделяет «несколько уровней: традиционная китайская философия, традиционная национальная стратегическая культура, военная стратегическая культура, внешнеполитическая стратегическая культура» [14, p. 115-117]. Что касается внешнеполитической стратегической культуры, то ее важным аспектом как раз является технологизация китайского традиционного общества. Как отмечает Л. С. Крашенинников [6], на док-тринальном уровне очевидно стремление сократить технологическое отставание от лидирующих стран в военной сфере, что представляется неотъемлемой частью «китайской мечты» (чжунго мэн).
Гун Юйчжэнь «основными характеристиками стратегической культуры Китая признает: 1) прерывность и непрерывность; 2) принятие многообразия и отсутствие стремления доминировать; 3) народность и эпохальность» [4, цит. по 8]. По мнению ученого, в исследовании стратегической культуры очень важно выявить национальный стиль стратегии.
Мохамад Росийдин связывает китайскую стратегическую культуру, прежде всего, с дискурсом международной политики страны, основные принципы которой оформлялись в ходе становления китайской цивилизации [20].
В менеджменте в сфере культуры Китая следует учитывать не только параметры стратегический культуры, черты национального стиля стратегии, но и принципы стратегического планирования. Необходимо обратить внимание на два основных принципа стратегического планирования, основываясь на исследованиях В.А. Абрамова [1]: 1) сохранение неприкосновенности духовной сферы и социокультурных ценностей; 2) тщательная переработка пришедшего извне — «хуаси» [2].
Основу стратегического планирования международных отношений в современном Китае, на что обращают внимание Gustaaf Geeraerts и Men Jing [13], составляет стратегия сбалансирования отношений между государствами, которая представлена в Zuozhuan (Ideas of Zuo Qiuming), Guoce (State Strategy), and Guoyu (Words on States Relations). Государственные деятели использовали такие стратегии, как хэцзун ляньхэн hezong lianheng (вертикальные и горизонтальные альянсы, стратегия баланса сил в современной терминологии) при планировании менеджмента внешних связей.
Zi Zhongyun, исследователь the Chinese Academy of Social Sciences, утверждает, что международные отношения как самостоятельный институт оформляются в Китае только в XIX века. Китай до этого момента имел в своем арсенале только такие понятия, как «tianxia» (land under heaven) и «chengbang» (city-state) в прошлом [22].
Основным мотивом культуры стратегического планирования Китая, следует признать утверждение: «забвение прошлого означает предательство». История рассматривается в китайской культуре как урок, который наделяет мудростью и одновременно силой. Еще в начальной школе ученики учат фразы «guweijinyong» (заставь прошлое служить настоящему) и «yiguweijian» (извлекай уроки из прошлого).
Безусловно актуальной для менеджмента в сфере культуры Китая представляется нам модель стратегического менеджмента, или модель синтеза стратегий изменения Минцберга-Уотерса-Ритсона (см. Рис. 1).
Рис. 1. Синтезированная модель стратегий изменения Минцберга-Уотерса-Ритсона [19, р. 20].
Синтезированная модель стратегий изменения Минцберга-Уотерса-Ритсона включает в себя несколько сегментов, объединенных между собой [16, 19], базовым среди которых является тривиум запланированная стратегия ^ целенаправленная стратегия ^ реализованная стратегия, поддерживаемая организационно -семантическим узлом запланированная стратегия ^ эмерджентная (зарождающаяся) стратегия ^ реализованная стратегия. Элементами модели являются также биномы запланированная стратегия ^ нереализованная стратегия, насаждаемая стратегия ^ реализованная стратегия. Бином конъюнктурная стратегия ^ реализованная стратегия занимает в модели особую позицию, поскольку концентрирует внимание на том, что последовательность стратегических действий, осуществлявшихся в соответствии с определенным планом, может модифицироваться в зависимости от обстоятельств, которые могут возникнуть в завершении реализации плана.
Синтезированная модель стратегий изменения достаточно гармонично сочетается со значимыми для стратегического и организационного менеджмента категориями конфуцианства.
Как считают эксперты, для Китая характерна связь стратегий менеджмента со стратегической культурой, что для современного глобализированного мира уникально и присуще лишь немногим странам.
Поэтому для зарубежных исследователей стратегические решения, принимаемые китайским руководством, зачастую неожиданны и сложно прогнозируемы, что только подогревает научный интерес к стратегической культуре Китая.
Литература
1. Абрамов В. А. Императивный потенциал «мягкой силы» в стратегиях внутреннего и внешнего развития КНР // Вестник Забайкальского государственного университета. 2010. № 3 (60). С. 8-15.
2. Абрамова Н. А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект): монография. Чита: ЧитГТУ, 1998. 304 с.
3. Бай К. Влияние национальной культуры на развитие менеджмента: на примере Китайской Народной Республики: диссертация ... кандидата экономических наук. СПб., 2010. 194 с.
4. Гун Юйчжэнь. Чжаньлюэ вэньхуа дэ цзибэнь тэчжэн (Основные особенности стратегической культуры Китая) // Чжунхуа чжаньлюэ вэньхуа чуаньтун юй фачжань (Наследование и развитие стратегической культуры Китая). Пекин: Шиши чубаньшэ, 2008.
5. Клюев Ю.В. Дискурс в массовой коммуникации (междисциплинарные характеристики, концепции, подходы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Язык и литература. 2013. №. 1. С. 207-217.
6. Крашенинникова Л.С. Влияние китайской стратегической культуры на ядерную политику КНР// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25: Международные отношения и мировая политика. 2015. № 3 С. 142168.
7. Лопатина Н.В., Сладкова О.Б. Культура и рынок: перезагрузка отношений в новых социально-экономических условиях// Вестник МГУКИ. 2011. 3 (41) май-июнь. С. 244-249.
8. Распертова С. Ю. К вопросу об исследовании китайской «стратегической культуры» // Познание стран мира: история, культура, достижения. 2013. № 1. С. 102-107.
9. Эльшеннави М. В. Коммуникационная стратегия китайской традиционной культуры на TASS.RU в соответствии с новой политикой Си Цзиньпина // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13. № 2. С. 60-66. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-2-60-66
10.Bond M. H. (ed.) "The handbook of Chinese psychology". Hong Kong, Oxford University Press, 1996. 586 p.
11.Child J., Warner M. "Culture and management in China", Culture and management in Asia, 2003, 25, 24-47.
12.Draft R. L. "Organizational Theory and Design". New York, West Publishing, 1989. 602 p.
13.Geeraerts G., Jing M. "International relations theory in China", Global Society, 2001, 15, 3, 251-276.
14.Liping X. "How China thinks about national security", in: Rising China: power and reassurance. Canberra, ANU E Press, 2009. Pp. 103-118.
15.Lockett M. "Culture and the Problems of Chinese Management", Organization Studies, 1988, 9, 4, 475-496.
16.Mintzberg H., Waters J. A. "Of strategies, deliberate and emergent", Strategic management journal, 1985, 6, 3, 257-272.
17.Redding S. G. "The Capitalist Business System of China and its Rationale", Asia Pacific Journal of Management, 2002, 19, 221-249.
18.Redding S. G. "The Spirit of Chinese Capitalism". Berlin, New York, Walter de Gruyter, 1990. xiii, 267 p.
19.Ritson N. "Strategic Management". New York, Neil Ritson & Ven-tus Publishing ApS, 2011. 52 p.
20.Rosyidin M. "China's strategic culture and the challenge of security management in the South China Sea dispute", East Asia, 2017, 34, 2, 133-145.
21.Shenkar O., Ronen S. "The Cultural Context of Negotiations: The Implications of Chinese Interpersonal Norms", Journal of Applied Behavioral Science, 1987, 23, 263-275.
22.Zhongyun Zi "How far along the road to mutual understanding have we come?", in: Roberts P. (ed.) "Bridging the Sino-American divide: American studies with Chinese characteristics", Newcastle, England, Cambridge Scholars Publishing, 2007, 42-47.
Lu Siyuan, D. V. Anikin, N. V. Khalina
Altai State University
CHINESE CULTURAL MANAGEMENT AND STRATEGIC COMMUNICATIONS
This paper examines the strategies used by Chinese culture, their parameters and principles of strategic planning in the current communicative
situation. In strategic culture, which is manifested in clearly modeled styles of strategic behavior, i.e. cultural strategies, the interconnection of culture as a set of ideas, relationships, and behavioral patterns is expressed. Traditional culture and traditions of the country are the key factor in the development of cultural strategies in China. The strategic culture of China determines the content of communication and cultural strategies in the field of intercultural interaction, forms and ways of implementing communication scenarios in global and regional aspects. For the management of China's culture, we believe that a synthesized model of Minzberg-Waters-Ritson change strategies that is in harmony with important Confucianism categories is important.
Key words: strategic management, strategic culture, strategic communications
Лю Синь, Н.В. Халина, Д.В. Аникин
Алтайский государственный университет nkhalina@yandex.ru
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КИТАЕ
Аннотация
В работе рассматриваются современные стратегии академического образовательного менеджмента Китая, основывающиеся на синтезе технологического менеджмента, позиционного и маркетингового подходов, а также стратегического планирования. Образование выступает одним из основных путей модернизации китайского государства. Возглавляет образовательную систему Институт Конфуция, отвечающий в рамках стратегии «мягкой силы» за распространение китайских национальных ценностей через культурные обмены и образовательные программы. Ведущей стратегией образовательного менеджмента в Китае предстает технологический менеджмент, связывающий научные дисциплины с инжиниринговыми и управленческими вопросами. Технологический менеджмент понимается как управление знаниями, а само знание — как ключ контроля технологий. Особый акцент в