Научная статья на тему 'Стратегия обеспечения криминологической безопасности'

Стратегия обеспечения криминологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КРИТЕРИИ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ / ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ / СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ / CRIMINOLOGICAL SECURITY / STRATEGY OF ENSURING CRIMINOLOGICAL SECURITY / CRITERIA / GOALS / OBJECTIVES / PRINCIPLES OF STRATEGY / TACTICS OF IMPLEMENTATION / SYSTEM OF SUBJECTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапин Алексей Алексеевич, Плешаков Владимир Алексеевич

В статье на основе концепции обеспечения криминологической безопасности предлагается стратегия обеспечения такой безопасности, которая призвана сосредоточить усилия государства, общества не только, а может быть, и не столько на воздействии на саму преступность и факторы, ее детерминирующие, сколько на защиту личности, общества, государства от преступных посягательств. Такая стратегия будет предусматривать стратегию обеспечения безопасности личности, общества, государства от всех внутренних криминальных угроз, а также предусматривать стратегии обеспечения такой безопасности от криминальных угроз, возникающих в других сферах общественной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy for the promotion of criminological security

Оn the basis of the concept of criminological security, the article proposes a strategy to ensure such security, which is designed to focus the efforts of the state, society not only, and maybe not so much on the impact on the crime itself and the factors that determine it, but on the protection of the individual, society and the state from criminal attacks. Such a strategy will provide for a strategy to ensure the security of the individual, society and the state from all internal criminal threats, as well as provide for strategies to ensure such security from criminal threats arising in other areas of public security.

Текст научной работы на тему «Стратегия обеспечения криминологической безопасности»

УДК 340

DOI 10.23672/SAE.2019.2019.43752

Лапин Алексей Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент,

профессор кафедры уголовного права, Северо-Кавказского филиал Российского государственного университета правосудия Milena.555@mail.ru

Плешаков Владимир Алексеевич

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник НИЦ №1, Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации Milena.555@mail.ru

Alexey A. Lapin

Candidate of Law Sciences, Professor,

Associate Professor, Department of Criminal Law, North-Caucasian Branch of the Russian State University of Justice Milena.555@mail.ru

Vladimir A. Pleshakov

Doctor of Law Sciences, Professor,

Chief researcher of SIC №1 FGKU «All-Russian Research Institute of MIA of Russia» Milena.555@mail.ru

Стратегия обеспечения криминологической

безопасности

The strategy

for the promotion of criminological security

Аннотация. В статье на основе концепции обеспечения криминологической безопасности предлагается стратегия обеспечения такой безопасности, которая призвана сосредоточить усилия государства, общества не только, а может быть, и не столько на воздействии на саму преступность и факторы, ее детерминирующие, сколько на защиту личности, общества, государства от преступных посягательств. Такая стратегия будет предусматривать стратегию обеспечения безопасности личности, общества, государства от всех внутренних криминальных угроз, а также предусматривать стратегии обеспечения такой безопасности от криминальных угроз, возникающих в других сферах общественной безопасности.

Ключевые слова: криминологическая безопасность, стратегия обеспечения криминологической безопасности, критерии, цели, задачи, принципы стратегии, тактика реализации, система субъектов.

Annotation. Оn the basis of the concept of criminological security, the article proposes a strategy to ensure such security, which is designed to focus the efforts of the state, society not only, and maybe not so much on the impact on the crime itself and the factors that determine it, but on the protection of the individual, society and the state from criminal attacks. Such a strategy will provide for a strategy to ensure the security of the individual, society and the state from all internal criminal threats, as well as provide for strategies to ensure such security from criminal threats arising in other areas of public security.

Keywords: criminological security, strategy of ensuring criminological security, criteria, goals, objectives, principles of strategy, tactics of implementation, system of subjects.

Р

ассмотрение понятии «криминологическая безопасность» и «ее обеспечение» на теоретическом уровне дало возможность определить, какие новые подходы предполагается предпринять для реализации этой концепции противостояния преступности и явлениям, с неи связанным. Концептуально, введение этих понятий было связано с необходимостью смещения центра тяжести в борьбе с преступностью с воздействия на саму преступность, личность преступника и порождающие ее причины на обеспечение защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, когда целью всей этой деятельности является обеспечение соци-

ально приемлемого уровня криминологической безопасности. То есть, когда государство, общество способно контролировать преступность, минимизировать последствия ее проявлений, а преступность «адекватно» реагирует на, оказываемые на нее, антикриминогенные воздействия. Этот социально-приемлемый уровень определяет для себя общество, государство в зависимости от исторического периода развития, политического и социально-экономического состояния, наличия кризисных ситуаций (война, действие стихийных сил природы, экологическая, техногенная катастрофа, террористические акты и т.п.), социально-культурного уровня, возможно-

стей контролировать и сдерживать действие криминогенных факторов и т.д.

Для реализации такой сущности нужна соответствующая стратегия. Стратегия (в переводе с греческого) - искусство ведения крупных операций, кампаний и войн, а в переносном смысле -это искусство руководства (управления), основанное на научно обоснованных прогнозах развития ситуации в перспективе. Безусловно, такой прогноз без знания реальной ситуации невозможен.

Академик В.Н.Кудрявцев все стратегии борьбы с преступностью распределял исходя из представлений о механизме преступлений. Он выделил девять основных стратегий. За основу их классификации были взяты три основания:

а) историческая последовательность их проявления и использования;

б) процессуальная последовательность в основном числе случаев: пресечение, уголовное преследование, различные виды наказания и исправления преступника;

в) гуманитарная составляющая всей системы борьбы с преступностью, которая характеризуется постепенным отходом от жестокостей и переходом к мягким мерам [1].

При этом в числе стратегий борьбы с преступностью особо выделил стратегию безопасности, меры которой он определяет как «предпринимаемые в целях защиты людей, промышленных, военных, научных и иных объектов от преступных посягательств неустановленных (неопределенных) лиц. При этом центр тяжести перемещается с превентивной и потому незаконной репрессии в отношении «подозрительных» или «неблагонадежных» элементов на осуществление мер по охране и защите государственных и общественных объектов, а также граждан от возможных преступных посягательств» [2].

В рамках данной стратегии рассматривается ситуационное предупреждение, задача которого «состоит в том, чтобы опасную, провоцирующую или иным образом содействующую совершению преступления ситуацию превратить в нейтральную» [3]. Рассматривая тенденции и перспективы различных стратегий борьбы с преступностью В.Н. Кудрявцев выделяет два пути их реализации: эволюционный и реформаторский. При этом эволюционный путь, связанный с планомерным, последовательным и, по-видимому, достаточно медленным совершенствованием той громоздкой и неповоротливой системы уголовной юстиции, пройденный многими странами, не дал существенных результатов и поэтому в западных странах и США, столкнувшись с наиболее тяжкими проявлениями преступности, несколько раньше нас, стали разрабатывать более радикальные меры [4]. К такому направлению можно отнести и стратегию обеспечения криминологической безопасности.

Стратегия обеспечения криминологической безопасности в отличие ранее действовавших стра-

тегий борьбы с преступностью призвана сосредоточить усилия государства, общества не только, а может быть и не столько на воздействие на саму преступность и факторы, ее детерминирующие, сколько на защиту личности, общества, государства от преступных посягательств. При этом необходимо различать стратегию обеспечения криминологической безопасности и стратегию криминологической безопасности.

Стратегия криминологической безопасности должна быть направлена на определение основных критериев криминологической безопасности, то есть тех показателей, объективно характеризующих складывающуюся криминологическую ситуацию, которая является социально приемлемой. При этом должны учитываться не только показатели, характеризующие криминальную обстановку в тот или иной период времени, на той или иной территории, но и, самое главное, показатели, отражающие общественное мнение об этой ситуации, показывающие насколько население ощущает свою криминологическую безопасность, показывающие степень доверия граждан правоохранительным органам.

Стратегия обеспечения криминологической безопасности, в свою очередь, должна наметить основные направления достижения критериев криминологической безопасности. Для установления основной сущности стратегии обеспечения криминологической безопасности необходимо определить цели, задачи, принципы такой стратегии, а также тактику ее реализации и систему субъектов.

Целью стратегии обеспечения криминологической безопасности является создание и поддержание социально приемлемого уровня криминологической безопасности.

Достижение указанной цели осуществляется в результате применения целого комплекса согласованных мер, обусловленных задачами стратегии обеспечения криминологической безопасности.

К основным задачам стратегии обеспечения криминологической безопасности относятся:

- обеспечение необходимого уровня криминологической защиты личности, общества и государства от преступных посягательств с тем, чтобы криминальное воздействие преступности и всех ее проявлений не создавало серьезных помех для реализации основных жизненно важных интересов;

- снижение уязвимости объектов криминологической безопасности к преступным посягательствам;

- создание и организация эффективного функционирования государственной системы обеспечения криминологической безопасности;

- повышение результативности воздействия на источники угроз криминологической безопасности - преступность во всех ее проявлениях, личность преступника и криминогенные факторы;

- активизация предупреждения (профилактики, предотвращения, пресечения) преступных проявлений.

Стратегия обеспечения криминологической безопасности является составной частью более

глобальных стратегий, таких как стратегия обеспечения национальной безопасности, стратегия обеспечения государственной безопасности и стратегия обеспечения общественной безопасности. Соотношение их представлено на рисунке 1.

Рисунок 1

Рассматриваемый нами вид стратегии тесно связан как со стратегией обеспечения государственной безопасности, так и со стратегией обеспечения общественной безопасности. В стратегии государственной безопасности место стратегии криминологической безопасности определяется кругом задач противодействия внутренним угрозам, связанным с преступлениями в сфере политической, территориальной и военной безопасности .

Поскольку, криминологическая безопасность является одним из видов общественной безопасности, то и стратегия обеспечения криминологической безопасности структурно входит в стратегию обеспечения общественной безопасности. Беря за основу классификацию видов безопасности, предложенную А.Б. Антоновым и В.Г. Балашовым, а также, учитывая подобную классификацию в книге Е.А. Олейникова, рассмотрим, какое место занимает стратегия обеспечения криминологическая безопасность в системе стратегий обеспечения общественной безопасности [5].

По характеру источника угроз систему общественной безопасности составляют подсистема безопасности от угроз, исходящих от природной среды, и подсистема безопасности, источником угроз которой являются действия отдельных людей и социальных сообществ. Подсистема безопасности от угроз, исходящих от природной среды, призвана обеспечивать защиту от действий стихийных сил природы, как независимых от человека, так и провоцирующих их путем неразумных, халатных или преступных деяний человека.

Таким образом, в общем виде подсистема безопасности от природных угроз включает в себя:

- безопасность от стихийных сил природы;

- безопасность от техногенных угроз;

- безопасность от экологических угроз.

Однако последние два вида безопасности непосредственно могут быть связаны с криминологической безопасностью, поскольку как техногенная, так и экологическая угрозы могут быть спровоцированы преступными деяниями человека. Комплексным аргументом этого может быть авария на Чернобыльской АЭС, когда преступная халатность персонала станции стала причиной как техногенной, так и экологической катастрофы. Подобные угрозы могут исходить и от террористической деятельности. Поэтому в эту подсистему безопасности также входит и криминологическая безопасность, предусматривающая защиту от преступных покушений на провоцирование техногенных и экологических угроз. Поскольку , криминологическая безопасность в данной подсистеме имеет свои особенности, то ее так можно и назвать криминологическая безопасность провоцирования техногенных и экологических угроз. В этой связи стратегия обеспечения криминологической безопасности в данной сфере будет направлена на криминологическое противодействие криминальным угрозам, направленным на провоцирование техногенных и экологических катастроф.

Подсистема безопасности от социальных источников угроз включает в себя: экономическую безопасность, социокультурную безопасность,

научно-техническую безопасность, информационную безопасность, противопожарную безопасность, продовольственную безопасность и криминологическую безопасность.

В данной подсистеме криминологическая безопасность выполняет как бы двойную роль:

- во-первых, основную, когда обеспечивает безопасность личности, общества и государства от любых преступных покушений;

- во-вторых, обслуживающую, когда реализует свои функции в сфере других видов безопасности в случае возникновения угрозы преступного покушения на защищаемые ими объекты.

Исходя из сущности видов безопасности, входящих в структуру общественной безопасности, соответственно и стратегия обеспечения криминологической безопасности в системе стратегий общественной безопасности будет предусматривать стратегию обеспечения безопасности личности, общества, государства от всех внутренних криминальных угроз, а также предусматривать стратегии обеспечения такой безопасности от криминальных угроз, возникающих в других сферах общественной безопасности.

Стратегию обеспечения общественной безопасности, таким образом, можно представить в виде схемы, показанной на рисунок 2.

Наличие реальной постоянной угрозы дальнейшего распространения преступности, особенно организованного ее вида в экономической, политической, социальной и других сферах общества, криминализации многих государственных структур, распространение коррупции и мздоимства диктует необходимость разработки стратегии обеспечения криминологической безопасности. В основу такой стратегии должна быть положена адекватная данным угрозам система обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства.

Для создания такой адекватной современному состоянию преступности системы криминологической безопасности потребуется выявить действительное состояние преступности и ее проявлений без идеологических, статистических и других приукрашиваний, чтобы определить реальные и потенциальные угрозы на всех уровнях государственной власти, для всех слоев населения, во всех сферах общественных отношений и для каждой территории.

Выявление реальных и потенциальных криминальных угроз должно производиться с учетом конкретных исторических условий жизнедеятельности личности, существования общества и государства, от внутреннего и международного положения страны, от уровня экономического развития государства, научно-технических возможностей, материального и культурного уровня населения, развития соответствующей законодательной базы и правовой культуры в целом.

Система обеспечения криминологической безопасности - совокупность субъектов обеспече-

ния криминологической безопасности, мер политического, правового, организационного, экономического, научного и иного характера, направленных на поддержание социально приемлемой криминологической безопасности, финансовое, ресурсное и иное обеспечение реализации этих мер. Основными целями и задачами системы обеспечения криминологической безопасности являются своевременное выявление появившихся и прогнозирование возможных негативных тенденций в состоянии преступности и ее проявлениях, которые могут угрожать жизненно важным интересам объектов криминологической безопасности, выработка и осуществление комплекса мер по предупреждению, пресечению и локализации действия этих угроз.

Решение задач обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства требует участия многочисленных органов и организаций, применения различных форм вовлечения в эту деятельность населения, а поэтому совместная деятельность этих субъектов криминологической безопасности должна быть систематизирована, то есть, в данном случае должна быть выстроена система субъектов изучаемого вида безопасности. Эта система субъектов должна быть построена по определенной иерархии, поскольку каждый уровень субъектов должен решать круг задач обеспечения криминологической безопасности, определяемый его компетенцией.

Таким образом, мы можем выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов, ведомств, организаций, занятых в пределах своей компетенции проблемами обеспечения криминологической безопасности. Первый уровень: органы законодательной власти, определяющие политику и стратегию обеспечения криминологической безопасности личности, общества, государства и законодательный механизм реализации этой политики и стратегии.

Второй уровень: органы исполнительной власти, реализующие законодательно-утвержденную политику и стратегию обеспечения криминологической безопасности путем определения основных направлений и мер этой деятельности, круга ответственных субъектов, выделения необходимых сил и средств.

Третий уровень: судебные органы, органы прокуратуры, обеспечивающие соблюдение законов, регулирующих отношения в этом виде безопасности, осуществляющие правосудие, реализующие политику обеспечения безопасности личности общества и государства от лиц, совершивших преступления.

Четвертый уровень: правоохранительные органы, призванные оказывать необходимое оперативно - предупредительное воздействие на источники криминальных угроз и максимально снижать степень опасности угроз криминологической безопасности, обеспечивать своевременную криминологическую защиту объектов от преступных посягательств.

Рисунок 2

Пятый уровень: органы, осуществляющие административно-правовые, финансовые и другие режимы.

Шестой уровень: система государственных научных центров, разрабатывающих криминологически безопасные технологии, операции, процедуры, осуществляющие криминологическую экспертизу на предмет безопасности разрабатываемых программ, проектов, планов.

Седьмой уровень: негосударственные службы безопасности (службы безопасности различных фирм, банков, корпораций, частные охранные и детективные организации и т.п.), общественные организации и граждане, участвующие в обеспечении криминологической безопасности.

Главной целью создания системы субъектов криминологической безопасности является реализация стратегии обеспечения этого вида без-

опасности, которая предусматривает комплекс, систему мер политического, правового, экономического, административно-режимного, материально-технического, организационно-управленческого, финансового, кадрового, пропагандистского и специального характера, объединенных единым стратегическим замыслом. Не раскрывая подробного содержания этого комплекса мер, остановимся лишь на некоторых принципиальных положениях.

В основу классификации рассматриваемой системы мер могут быть положены основные стратегические направления обеспечения криминологической безопасности. В этом случае система мер обеспечения криминологической безопасности может включать в себя три основных подсистемы:

- меры воздействия на угрозы и их источники (преступность и ее проявления, личность преступника, криминогенные факторы);

- меры по криминологической защите, которые, в свою очередь, разделяются на меры по охране объектов от преступных посягательств и меры по созданию трудностей в реализации криминальных угроз;

- меры виктимологической профилактики.

Меры воздействия на угрозы и их источники - это практические меры борьбы с преступностью. Они включают в себя:

- меры по раскрытию преступлений и розыску преступников, расследованию преступлений, назначению и исполнению наказания;

- меры по предупреждению преступлений.

Меры по предупреждению преступлений являются ведущими в этой подсистеме мер безопасности, поскольку они непосредственно нацелены на профилактику, предотвращение и пресечение преступных деяний, то есть на недопущение или своевременное пресечение реализации угрозы преступного посягательства, минимизацию последствий ее воздействия.

Меры криминологической защиты объектов от преступных посягательств выполняют хотя и пассивную по отношению к криминальным угрозам роль, но, в условиях расширения криминальной дестабилизации многих процессов в обществе, усиления влияния криминогенных факторов, выходят на ведущие позиции. Подсистема мер криминологической защиты, как было указано выше, включает в себя меры по охране объектов от преступных посягательств и меры

Литература:

1. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М. : Юрист, 2003. С. 50.

2. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М. : Юрист, 2003. С. 307.

по созданию трудностей в реализации криминальных угроз.

В первую группу мер криминологической защиты входят меры технического, биологического и гуманитарного характера, которые создают преграду, препятствие на пути реализации криминальной угрозы.

Вторую группу этих мер составляют меры ограничительного, режимного характера, меры защиты предметов возможного преступного посягательства и меры интеллектуально-научного обеспечения развития системы криминологической безопасности. Основной целью использования таких мер является оказание информационного, интеллектуального, физического влияния на процесс замышления, подготовки и реализации преступного замысла, с тем, чтобы его предотвратить, создать дополнительные трудности, сделать невыгодным и опасным для потенциального преступника.

Меры виктимологической профилактики направлены на устранение криминальных или криминогенных ситуаций, провоцирующих или способствующих совершению преступлений, а также меры по обеспечению личной безопасности потенциальной жертвы преступления.

В целом же, стратегия обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства направлена на:

- защиту общества, государства, конституционных прав, свобод, неприкосновенности личности, имущества от преступных посягательств;

- обеспечение эффективной деятельности системы субъектов обеспечения криминологической безопасности;

- предупреждение угроз социально приемлемому состоянию криминологической безопасности;

- адекватную реакцию на возникновение угроз преступного посягательства и нарушение социально приемлемого состояния криминологической безопасности;

- ликвидацию и минимизацию последствий преступных посягательств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предложенные нами основы стратегии обеспечения криминологической безопасности позволят, возможно, по-другому подойти к разработке стратегии и тактики противодействия преступности, ориентируясь в этом, главным образом, на достижение основной цели - обеспечение социально-приемлемого уровня криминологической безопасности личности, общества, государства.

Literature:

1. Kudryavtsev V.N. Strategies for Combating Crime. M. : Lawyer, 2003. P. 50.

2. Kudryavtsev V.N. Strategies for Combating Crime. M. : Lawyer, 2003. P. 307.

3. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М. : Юрист, 2003. С. 313.

4. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М. : Юрист,2003. С. 345.

5. См. Антонов А.Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства : учебное пособие / А.Б. Антонов, В.Г. Балашов. М., 1996. С. 36-49; Олейников Е.А. Основы экономической безопасности. М.,1997. С. 13.

3. Kudryavtsev V.N. Strategies for Combating Crime. M. : Lawyer, 2003. P. 313

4. Kudryavtsev V.N. Strategies for Combating Crime. M. : Lawyer, 2003. P. 345.

5. See. Antonov A.B. Basics of ensuring the security of the individual, society and the state : manual / A.B. Antonov, V.G. Balashov. M., 1996. P. 36-49; Oleynikov E.A. Foundations of Economic Security. М., 1997. P. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.