Научная статья на тему 'Системный анализ угроз криминологической безопасности'

Системный анализ угроз криминологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВИДЫ УГРОЗ / УГРОЗЫ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ / CRIMINOLOGICAL SECURITY / THREATS TO CRIMINOLOGICAL SECURITY / TYPES OF THREATS / THREATS IN VARIOUS SPHERES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лебедев Семен Яковлевич, Плешаков Владимир Алексеевич

В статье на основе теории криминологической безопасности предлагается анализ угроз такой безопасности. Анализ угроз криминологической безопасности проводится на общенациональном, региональном и индивидуальном уровне. При этом выделяются угрозы в различных сферах, таких, как сфера политики; сфера экономики; сфера защиты конституционных прав, свобод, неприкосновенности личности, имущества от преступных посягательств; сфера предупреждения преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лебедев Семен Яковлевич, Плешаков Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A systematic analysis of threats to criminological security

Вased on the theory of criminological security, the article offers an analysis of threats to such security. The analysis of threats to criminological security is carried out at the national, regional and individual levels. There are threats in various spheres, such as politics; the economy; the scope of protection of the constitutional rights and freedoms, the inviolability of person, property from criminal attacks; the prevention of crimes.

Текст научной работы на тему «Системный анализ угроз криминологической безопасности»

УДК 343

Лебедев Семен Яковлевич

Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой экономической безопасности, аудита и контроллинга, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина Milena.555@mail.ru

Semеn Ya. Lebedev

Honored Lawyer of the Russian Federation,

Doctor of Jurisprudence,

Professor,

Head of the Department of Economic Security, Auditing and Controlling, Russian State University named after A.N. Kosygin Milena.555@mail.ru

Плешаков Владимир Алексеевич

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник НИЦ № 1, Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации Milena.555@mail.ru

Vladimir A. Pleshakov

Doctor of jurisprudence, Professor,

Chief Researcher of NIC № 1, All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Milena.555@mail.ru

Системный анализ

угроз криминологической безопасности

A systematic analysis of threats

to criminological security

Аннотация. В статье на основе теории криминологической безопасности предлагается анализ угроз такой безопасности. Анализ угроз криминологической безопасности проводится на общенациональном, региональном и индивидуальном уровне. При этом выделяются угрозы в различных сферах, таких, как сфера политики; сфера экономики; сфера защиты конституционных прав, свобод, неприкосновенности личности, имущества от преступных посягательств; сфера предупреждения преступлений.

Ключевые слова: криминологическая безопасность, угрозы криминологической безопасности, виды угроз, угрозы в различных сферах.

Annotation. Вased on the theory of criminological security, the article offers an analysis of threats to such security. The analysis of threats to criminological security is carried out at the national, regional and individual levels. There are threats in various spheres, such as politics; the economy; the scope of protection of the constitutional rights and freedoms, the inviolability of person, property from criminal attacks; the prevention of crimes.

Keywords: criminological security, threats to crimino-logical security, types of threats, threats in various spheres.

О беспечение криминологической безопасности личности, общества, государства от угроз преступных посягательств, особенно со стороны организованной преступности выдвигается в число наиболее приоритетных задач всех институтов законодательной и исполнительной власти России. По смыслу данного нами ранее определения криминологической безопасности [1], основная сущность ее (безопасности) заключается:

- во-первых, в состоянии защищенности жизненно важных и иных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств,

- во-вторых, в состоянии защищенности от угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами и,

- в-третьих, осознание людьми такой своей защищенности.

Разберемся в каждом из этих сущностных понятий определения криминологической безопасности.

Состояние защищенности интересов личности, общества и государства означает такое состояние объектов криминологической безопасности, при котором они могут реализовать свои потребности, интересы без помех, создаваемых преступными посягательствами. Однако при современном уровне развития общества нереально добиться такой степени криминологической безопасности. Поэтому в данном случае имеется в виду то состояние защищенности, при котором преступность, ее проявления хотя и оказывают негативное воздействие на реализацию интересов личности, общества и государства, но уровень этого воздействия является социально-приемлемым. То есть, государство, общество способно контролировать преступность, минимизировать последствия ее проявлений, а преступ-

ность «адекватно» реагирует на, оказываемые на нее, антикриминогенные воздействия. Этот социально-приемлемый уровень определяет для себя общество, государство в зависимости от исторического периода развития, политического и социально-экономического состояния, наличия кризисных ситуаций (война, действие стихийных сил природы, экологическая, техногенная катастрофа, террористические акты и т.п.), социально-культурного уровня, возможностей контролировать и сдерживать действие криминогенных факторов и т.д.

Для того, чтобы обеспечить социально-приемлемый уровень влияния преступности, ее проявлений на реализацию интересов личности, общества и государства необходимо своевременно выявлять и устранять, нейтрализовывать угрозы преступных посягательств, порождаемых криминогенными факторами.

Понятие угрозы не раз давалось в различных литературных источниках, упоминается об этом и в законе «О безопасности», однако, не везде оно, на наш взгляд, адекватно отражает сущность этого понятия. Например, в работе А.В. Антонова и В.Г. Балашова определяется угроза «как процесс наступления таких изменений в состоянии личности, общества и государства, которые оцениваются ими как создающие помеху или делающие невозможным реализацию их национальных интересов» [2]. Вместе с тем, само слово «угроза» по словарю С.И. Ожегова [3] означает возможную опасность, т.е. еще не реализованную. Поэтому понятие угроза предполагает не процесс наступления изменений, а опасность этого, реальная или потенциальная. Поэтому понятие «угроза криминологической безопасности» или « криминальная угроза» можно сформулировать следующим образом: это преступность во всех ее проявлениях, совокупность криминогенных факторов, создающих реальную или потенциальную опасность преступного посягательства на объекты криминологической безопасности. Здесь имеется в виду, что сама преступность, как явление, ее проявления за счет способности к самовоспроизводству создают потенциальную угрозу посягательства на объекты криминологической безопасности, реализация которой возможна при способствующем действии криминогенных факторов.

Своевременное обнаружение криминальных угроз и принятие мер по их нейтрализации и отражению системой криминологической безопасности - основная задача обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства. Вид и характер угроз определяет основные направления сосредоточения усилий по их предупреждению, нейтрализации и устранению, как на стратегическом, так и на тактическом уровне.

Своевременное выявление угрозы позволяет выделить объекты, на которые необходимо оказать воздействие, а также объекты, нуждающиеся в защите. Четкое представление об источниках и носителях угрозы дает возможность нахо-

дить наиболее эффективные методы воздействия и защиты, формы организации работы, а также выбирать те средства решения задачи обеспечения криминологической безопасности, которые по своим свойствам и качествам позволяют достичь максимального результата при минимальном использовании ресурсов. Только в этом случае будет реализован основной принцип обеспечения безопасности личности, общества и государства - обеспечение безопасности должно соответствовать характеру и направленности угроз.

Сами угрозы возникают из источников угроз криминологической безопасности. Поскольку процесс реализации угрозы в самом общем виде проходит два этапа:

Первый - процесс формирования угрозы, способной нанести вред;

Второй - процесс непосредственной реализации угрозы, то есть нанесения вреда, то и источники угрозы мы можем разделить на следующие два вида: источники формирования угрозы и источ-н и ки, из которых исходит непосредственная угроза.

К первому виду источников угроз криминологической безопасности относятся причины и условия, способствующие совершению преступлений, ко второму - преступность, как явление, продуцирующее саму себя, а потому создающее условия для своего существования и развития, сохраняющее в себе постоянную криминальную угрозу для любого объекта, а также носители этой криминальной угрозы-преступники, которые, имея соответствующую социально-психологическую установку на совершение преступления, обладая криминальным опытом и профессионализмом при способствовании криминогенных факторов готовы реализовать потенциальную угрозу криминологической безопасности.

Дифференциация угроз на различные виды преследует цель определения масштабов, общественной опасности, возможных объектов преступных посягательств и как следствие - способствует конкретизации мер по обеспечению криминологической безопасности, координации их принятия различными органами и организациями.

В зависимости от степени распространенности можно выделить следующие виды угроз:

Общенациональная угроза криминологической безопасности, когда преступность и ее проявления создают серьезные помехи в реализации интересов общества, государства, затрудняют проведение позитивных процессов, проникают и дестабилизируют ситуацию во многих основных сферах жизнедеятельности. Чтобы понять масштабы этой угрозы, следует остановиться на некоторых политических, социальных, экономических и нравственно-политических последствиях проявлений преступности.

1. Современное состояние преступности заставляет оценивать ее не только как социально-

правовой, но и все более значимый политический феномен. Она пронизывает все самые важные сферы жизнедеятельности государства и общества. Она связана со всеми глобальными проблемами, вызывающими в обществе наивысшую напряженность: экономика, экология, национальные отношения, внутриполитические преобразования и т.д., - любая из этих сфер испытывает на себе деструктивную силу криминальных процессов.

2. Стремление лидеров организованной преступности, накопивших огромные капиталы, вторгнуться в политику, лоббируя свои интересы во властных структурах всех уровней, подкупая представителей власти и должностных лиц, влияя на ход выборов и продвигая «своих» депутатов, непосредственно пытаясь войти в представительные политические органы, может привести к серьезным политическим последствиям, вплоть до контроля над деятельностью властных органов, принятия политических решений под диктовку криминальных структур.

3. Распространение уголовного террора, имеющего и политическую «окраску», когда преступному воздействию подвергаются представители исполнительной власти, несговорчивые банкиры, руководители крупнейших предприятий, предпринимательских структур и т.д., способен разрушить нормальные процессы перехода к рынку, стать препятствием в нормальной деятельности управленческих, банковских и предпринимательских структур.

4. Активно идущая консолидация преступных группировок в рамках отдельных территорий, а также в межрегиональных масштабах приводит к установлению прочных связей между крупными криминальными формированиями. Происходит раздел территории страны и «отраслей» преступного бизнеса на сферы влияния. В результате организованные преступные формирования устанавливают контроль за целыми отраслями торговли, производства, транспорта, малого, среднего и крупного предпринимательства, финансовыми операциями.

5. Криминальному террору подвергаются и судебные органы: не только судьи, но в первую очередь потерпевшие и свидетели по уголовным делам. Их силой и страхом смерти заставляют менять показания, отказываться от обвинения. В итоге от уголовной ответственности и наказания уклоняются наиболее опасные преступники. Это может привести к невозможности нормального отправления правосудия.

6. Коррупция в системе госаппарата, который непомерно раздут и продолжает угрожающе разрастаться, по данным исследований, поразила в той или иной мере от 50 до 80% должностных лиц. Реальная борьба с этим, разлагающим власть, явлением подменяется словесной. Опасность ситуации состоит в возможности превращения системы государственной службы в систему самообслуживания, совершенно не способную выполнять предписанные законом функции.

7. В стране, где разрушена старая и не построена новая система воспитания малолетних граждан, вырастает и входит в жизнь уже не одно поколение подростков, которые с рождения лишены нормального позитивного воздействия государственной и общественной системы формирования личности. Тем более, что многие из них не имеют нормального попечения родителей, а также находятся в зоне криминогенного влияния внутри семьи или ближайшего окружения. Здесь таится огромный негативный потенциал, грозящий в ближайшем будущем резким ростом преступности в самых тяжких ее формах, и иными неблагоприятными социальными последствиями.

8. Российская преступность уже отпугивает деловых людей из-за рубежа от поездок в нашу страну. Криминальная опасность грозит разрушить большинство контактов отечественных бизнесменов с иностранцами, прервать нормальный инвестиционный процесс, стать тормозом для цивилизованного вхождения России в мировое сообщество.

9. Серьезнейшие пороки присущи ныне складывающейся системе противодействия преступности, борьбе с ее наиболее опасными проявлениями, деятельности по предупреждению преступлений. Страдает недостатками комплекс ее законодательного, материального (ресурсного), финансового, кадрового обеспечения. Не разработана до конца сама идеология противодействия преступности.

Региональная угроза криминологической безопасности - это распространение описанных выше последствий преступности, а фактически криминальных угроз на определенной территории (село, деревня, город, район, область, край). Надо отметить, что процесс криминализации сфер, где сконцентрированы объекты наиболее доходных отраслей экономики, крупные финансовые структуры, транспортные узлы и т.п., то есть где есть возможность получения сверхприбылей, там криминальная угроза проявляется наиболее остро. До недавнего времени считалось, что в традиционно спокойных территориях, где и изменения заключаются в постепенном снижении всех показателей производства, вялотекущем процессе развития предпринимательской деятельности, снижении уровня жизни населения (сельские районы, отдаленные небольшие города, и т.п.) эта угроза так не проявляется, но выявленные факты диктата организованных преступных формирований в Кущевской, Гусь-Хрустальном и других «тихих» уголках, опровергает такие утверждения и доказывает всепроникновение преступности.

И индивидуальная угроза криминологической безопасности касается отдельных граждан. Снижение уровня жизни многих слоев населения, беззащитность перед преступными посягательствами, правовая, организационная и материальная неурегулированность обеспечения криминологической безопасности граждан порождает неверие в возможность правоохрани-

тельных органов защитить их от преступных посягательств, и, как следствие, снижение авторитета и доверия органам власти и управления, отчуждение человека от государства, которое в их лице может потерять надежную опору и поддержку.

Кроме того, угрозы можно рассматривать в соответствии с их проявлением в определенных сферах общественных отношений.

Сфера политики:

- принятие ошибочных либо заведомо противоречащих Конституции Российской Федерации законов, Указов, иных нормативных актов, затрагивающих жизненно важные интересы населения, что способно активизировать преступность, иные формы противоправного поведения, вызвать вооруженные конфликты, межнациональную рознь, массовое недовольство граждан, спровоцировать широкомасштабные выступления, митинги, забастовки, в том числе с острыми политическими требованиями, которые могут дестабилизировать обстановку в отдельном регионе или в стране в целом;

- существенные изъяны в работе органов власти, крупные злоупотребления властью со стороны отдельных должностных лиц, создающие серьезные трудности обеспечения социально приемлемого состояния криминологической безопасности;

- незаконная деятельность политических партий, общественных организаций, религиозных и иных объединений и движений, в том числе: политический экстремизм и терроризм; издание литературы подстрекательского характера; создание предпосылок для массовых, групповых нарушений общественного порядка, вооруженных конфликтов и государственных переворотов;

- ошибки и искажения национальной политики, следствием которых являются: насаждение идей агрессивного шовинизма, национализма и сепаратизма; нарушение прав, свобод и законных интересов некоренных народов; провоцирование и поддержание межэтнических и межконфесси-онных конфликтов; создание предпосылки для распада Российской Федерации.

Сфера экономики:

- правовая неурегулированность многих сторон новых рыночных экономических отношений, отсутствие (неполнота) базовых кодифицированных и иных правовых документов, регулирующих ключевые вопросы экономики, создают предпосылки для крупномасштабных злоупотреблений и хозяйственных преступлений в жизненно важных для общества областях экономики, могут привести к дестабилизации экономики отдельного региона или даже страны в целом (преступления, связанные с приватизацией; созданием фиктивных акционерных обществ, фондов, банков; ложным банкротством; незаконным переводом валюты и вывозом культурных и ценностей

за границу; выпуском и сбытом поддельных ценных бумаг и т.п.);

- значительное расширение масштабов криминализации экономики;

- разрушение производственной сферы;

- незаконная выдача лицензий на поставку за рубеж сырьевых ресурсов; безлицензионный экспорт и импорт; экономическая контрабанда; занижение цен на экспортируемые товары; сокрытие валютной выручки и размещение ее в зарубежных банках;

- снижение уровня жизни значительной части граждан, что несет потенциальную возможность наступления тяжких социальных последствий (забастовки, акции массового протеста, групповые антиобщественные действия, преступления на почве обнищания и т.п.).

Сфера защиты конституционных прав, свобод, неприкосновенности личности, имущества от преступных посягательств:

- социальная незащищенность значительной части населения, особенно наиболее нуждающихся в помощи (инвалиды, беженцы и вынужденные мигранты и т.п.); ущемление, ограничение или неурегулированность естественных прав человека и гражданина (право собственности, материального обеспечения старости, прав на свободу передвижения, на безопасные условия жизни, на благоустроенное жилье и др.), что делает их уязвимыми к преступлениям, связанным с мошенническими действиями с жильем, собственностью, насилием;

- нарушения законности в деятельности правоохранительных органов;

- бюрократизм, коррупция части государствен но-го аппарата;

- рост хронического алкоголизма и наркомании среди самых широких слоев населения;

- массовые стрессовые расстройства, рост суицидных проявлений, разрушение нравственных устоев и деградация значительной части населения;

- ухудшение условий труда, быта, отдыха, питания, обучения и воспитания детей и подростков, способствующие криминализации их образа жизни;

- неупорядоченные миграционные процессы, состоящие в растущей иммиграции в Россию из стран дальнего и ближнего зарубежья; несовершенство системы приема, размещения и оказания помощи иммигрантам; хаотичность и недостаточная регулируемость внутренней миграции, приводит к бытовой и социальной неустроенности мигрантов, создает в их среде криминогенную обстановку;

- незащищенность многих технологий производства дефицитной и ценной продукции от хищений;

- слабая проработанность программ развития экономики в плане защиты (разработки механизма) государственных средств от хищений, незаконных финансовых операций, приносящих «теневую» прибыль расхитителям государственной собственности;

- отсутствие криминологической экспертизы проектов развития отраслей народного хозяйства (транспорт, связь, добывающие, перерабатывающие и т.п.), социальных программ (строительство, создание инфраструктуры населенных пунктов, микрорайонов), требующих разработки мер криминологической защиты ;

- расширение масштабов и повышение степени общественной опасности преступных деяний; появление новых квалифицированных видов преступлений; эскалация насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений; усиливающаяся вооруженность и техническая оснащенность преступников;

- тотальная криминальная пораженность экономики, что приводит к крупным практически безнаказанным хищениям народного имущества, позволяет извлекать сверхкрупные и трудно выявляемые криминальные доходы;

- активная консолидация преступных группировок на территориальном и межрегиональном уровне;

- возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числе экономических последствий преступности (значительное число жертв преступных посягательств, а также неосторожных преступлений; сопоставимость совокупного ущерба от противоправного поведения в сфере экономики с доходной частью национального бюджета);

- все чаще отмечающиеся факты криминального террора в отношении представителей органов государственной власти и управления, судебных органов, потерпевших и свидетелей по уголовным делам, а также в отношении предпринимателей и финансистов;

Сфера предупреждения преступлений:

- криминализация наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества, вызывающая повышение уровня социальной напряженности, в том числе в сферах политики, эко-

Литература:

1. Плешаков В.А. Понятие и содержание крии-минологической безопасности // Наука и ее роль в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. Караганды : «Болашак - Баспа», 2010. Т. 1. С. 42-47.

2. Антонов А.Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства : учебное пособие / А.Б. Антонов, В.Г. Балашов. М., 1996. С. 55.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. Рус. яз., 1988. С. 673.

номики, экологии, национальных отношений и т.д., серьезно затрудняет, а порой и исключает возможности реального предупреждения преступлений;

- крупные ошибки в формировании стратегии и тактики противодействия преступности, ресурсном и финансовом обеспечении борьбы с нею вследствие недооценки масштабов развития преступности (проблема латентности), ограниченных ресурсных возможностей практически дезорганизовали систему предупреждения преступлений;

- недостаточная эффективность предупредительной деятельности правоохранительных органов в силу их разобщенности, нерешенности проблем правового, материально-технического, финансового, кадрового и социального обеспечения, не разработанность стимулирующих к предупредительной работе критериев оценки;

- значительное снижение воспитательного и профилактического потенциала учебных заведений, других учреждений, ведущих работу с различными контингентами несовершеннолетних;

- коммерциализация досуговых форм воспитания несовершеннолетних привела к фактическому развалу этой работы по месту жительства и ликвидации одного из важнейших субъектов предупреждения преступлений подростков;

- существенное влияние криминала на несовершеннолетних;

- проявление, с одной стороны, «взрослой криминальности» в преступности несовершеннолетних, усиление организованности, сплоченности, агрессивности и жестокости, а, с другой, - ее все большее омоложение, в том числе и за счет лиц, не достигших возраста уголовной ответственности.

Итак, угрозы криминологической безопасности включают в себя преступность во всех ее проявлениях, а также совокупность криминогенных факторов, создающих реальную или потенциальную опасность преступного посягательства на объекты криминологической безопасности. Реализация этих угроз происходит на общенациональном, региональном и индивидуальном уровнях в различных сферах социальной жизни.

Literature:

1. Pleshakov V.A. Concept and Content of Cryom-inological Security // Science and its Role in the Modern World: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Karaganda : Bo-lashak - Baspa, 2010. Vol. 1. P. 42-47.

2. Antonov A.B. Basics of ensuring the security of the individual, society and the state : manual / A.B. Antonov, V.G. Balashov. M., 1996. P. 55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian Language. M. : Rus. language, 1988. P. 673.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.