УДК 343.9
Лапин Алексей Алексеевич
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия [email protected] Alexey A. Lapin
candidate of law, associate Professor Professor, criminal law Department, North-Caucasian branch of the Russian Academy ofjustice [email protected]
ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
THE CONCEPT OF STRATEGIES OF CRIMINOLOGICAL SECURITY
Аннотация: В статье анализируются понятие, цели и задачи стратегии обеспечения криминологической безопасности, раскрываются их содержание, определяются ориентиры такой стратегии в деятельности органов внутренних дел, определяются стратегические перспективы развития органов внутренних дел как субъекта обеспечения криминологической безопасности.
Ключевые слова: криминологическая безопасность, стратегия криминологической безопасности, правоохранительные органы, органы внутренних дел, предупреждение преступности.
Abstract: the article analyzes the concept, aims and objectives of the strategy ensure criminological security, reveals their content, defines the guidelines of this strategy in the activities of internal Affairs bodies, the strategic prospects of development of organs of internal Affairs as a subject of criminological ensure security.
Key words: criminological security, criminological security strategy, law enforcement agencies, internal Affairs bodies, crime prevention.
Рассмотрение феномена криминологической безопасности и ее обеспечения на теоретическом уровне невозможно без определения соответствующей ей стратегии, каковая определяет новые подходы противостояния преступности и явлениям, с ней связанным. [1] Концептуально введение этих понятий было связано с необходимостью смещения центра тяжести в борьбе с преступностью с воздействия на саму преступность, личность преступника и порождающие ее причины на
обеспечение защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, когда целью всей этой деятельности является обеспечение социально приемлемого уровня криминологической безопасности. То есть когда вся правоохранительная система вместе с государством и обществом способны держать преступность под контролем, нивелировать масштабы ее проявлений и последствий, а сама преступность под таким антикриминогенным воздействием объективно идет на спад. Разумеется, такой приемлемый масштаб преступности определяет само общество и государство. На это влияют исторические, социально-политические, экономического, социокультурные и прочие условия.
Для реализации такой сущности нужна соответствующая стратегия. Стратегия (в переводе с греческого) — искусство ведения крупных операций, кампаний и войн, а в переносном смысле — это искусство руководства (управления), основанное на научно обоснованных прогнозах развития ситуации в перспективе. Безусловно, такой прогноз без знания реальной ситуации невозможен.
Бывший генеральный прокурор страны, профессор А.Я.Сухарев, выступая на научно-практической конференции «Стратегия борьбы с преступностью» так оценил постсоветскую преступность: «Неординарность постсоветской преступности — продукт «западной цивилизации» в ее худшем варианте. Негативная особенность российского издания этого варианта — в дистанцировании государства от управления социально-экономическими процессами, романтические ультралиберальные концепции правовых преобразований, нашедших отражение в Конституции и законодательстве на старте реформ. Россия проигнорировала отечественный и мировой опыт, объективно дала возможность сформировать плацдарм разбалансированности правопорядка и законности, что дает знать о себе и сегодня в «научной» апологетике, в законодательстве, в правовой и судебной практике» И далее он указывает: «Россия, вставшая на путь демократии, обеспечения прав и свобод личности, нуждается в новой стратегии борьбы с преступностью, адекватной реалиям социально-экономической ситуации на просторах евроазиатского пространства».[2]
История развития цивилизаций знает многие стратегии борьбы с преступностью. Это и «карательная» стратегия инквизиции, основным постулатом которой было: преступников надо истреблять, а население тем самым устрашать. Главной цель этой стратегии было устрашение. И в соответствии с этой стратегией было уничтожено около 1 млн. человек. Эта стратегия, по сути, была принята на вооружение и в XX веке. Диктаторский режим Гитлера в концлагерях уничтожил 19 млн. человек со всей Европы. А во время сталинского режима было репрессировано 13 млн. человек. [3] Другая стратегия - стратегия исправления преступника, - была связана с развитием гуманистических взглядов, признанием преступника человеческой личностью. В соответствии с этой стратегией главная цель наказания была сформулирована как исправление осужденных. В российском уголовном кодексе она записана так: восстановление социальной справедливости,
исправление осужденных и предупреждение новых преступлений (ст. 43 УК РФ).
Академик В.Н.Кудрявцев все стратегии борьбы с преступностью распределял исходя из представлений о механизме преступлений. Он выделил девять основных стратегий. За основу их классификации были взяты три основания: а) историческая последовательность их проявления и использования; б) процессуальная последовательность в основном числе случаев: пресечение, уголовное преследование, различные виды наказания и исправления преступника; в) гуманитарная составляющая всей системы борьбы с преступностью, которая характеризуется постепенным отходом от жестокостей и переходом к мягким мерам. [4] При этом в числе стратегий борьбы с преступностью особо выделил стратегию безопасности, меры которой он определяет как «предпринимаемые в целях защиты людей, промышленных, военных, научных и иных объектов от преступных посягательств неустановленных (неопределенных) лиц. При этом центр тяжести перемещается с превентивной и потому незаконной репрессии в отношении «подозрительных» или «неблагонадежных» элементов на осуществление мер по охране и защите государственных и общественных объектов, а также граждан от возможных преступных посягательств». [5] В рамках данной стратегии рассматривается ситуационное предупреждение, задача которого «состоит в том, чтобы опасную, провоцирующую или иным образом содействующую совершению преступления ситуацию превратить в нейтральную». [6] Рассматривая тенденции и перспективы различных стратегий борьбы с преступностью В.Н.Кудрявцев выделяет два пути их реализации: эволюционный и реформаторский. При этом эволюционный путь, связанный с планомерным, последовательным и, по-видимому, достаточно медленным совершенствованием той громоздкой и неповоротливой системы уголовной юстиции, пройденный многими странами, не дал существенных результатов и поэтому в западных странах и США, столкнувшись с наиболее тяжкими проявлениями преступности, несколько раньше нас, стали разрабатывать более радикальные меры. [7] К такому направлению можно отнести и стратегию обеспечения криминологической безопасности.
Стратегия обеспечения криминологической безопасности в отличие ранее действовавших стратегий борьбы с преступностью призвана сосредоточить усилия государства, общества не только, а может быть и не столько на воздействие на саму преступность и факторы, ее детерминирующие, сколько на защиту личности, общества, государства от преступных посягательств. При этом необходимо различать стратегию обеспечения криминологической безопасности и стратегию криминологической безопасности.
Стратегия криминологической безопасности должна быть направлена на определение основных критериев криминологической безопасности, то есть показателей, объективно характеризующих складывающуюся криминологическую ситуацию, которая является социально приемлемой.
Таким образом, стратегия криминологической безопасности - это выработка основных критериев, отражающих социально приемлемое объективное состояние защищенности прав, обязанностей, свобод, законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств. При этом должны учитываться не только показатели, характеризующие социально приемлемую криминальную обстановку в тот или иной период времени, на той или иной территории, но и, самое главное, показатели, отражающие общественное мнение об этой обстановке, показывающие насколько население ощущает свою криминологическую безопасность, то есть свою защищенность от преступных посягательств и угроз таких посягательств.
Стратегия криминологической безопасности определяет цели, которые должны быть достигнуты в процессе деятельности по обеспечению криминологической безопасности. То есть стратегия обеспечения криминологической безопасности, в свою очередь, должна наметить основные направления достижения критериев криминологической безопасности.
Стратегия обеспечения криминологической безопасности - это деятельность государства, общества и их институтов по выработке основных направлений достижения такого уровня защищенности жизненно важных и иных существенных интересов личности, общества и государства, который определяется стратегией криминологической безопасности.
Для установления основной сущности стратегии криминологической безопасности необходимо определить цели, задачи, принципы такой стратегии, а также тактику ее реализации и систему субъектов.
Целью стратегии обеспечения криминологической
безопасности является формирование такой правоохранительной, по своей прямой сути, деятельности органов внутренних дел, которая смогла бы на протяжении довольно продолжительного времени стабильно поддерживать приемлемое для общества и государства состояние криминологической безопасности. Такой цели можно достигнуть решением следующих основных задач стратегии обеспечения криминологической безопасности:
- формирование такой степени криминологической защищенности личности, общества и государства от преступных посягательств, при которой преступность во всех ее проявлениях не создавала бы серьезных препятствий для реализации населением основных жизненно необходимых интересов;
- минимизация уязвимости личности, общества, государства для криминальных рисков и преступных посягательств;
- формирование системы государственного обеспечения криминологической безопасности;
- оптимизация правоохранительной деятельности, направленной на минимизацию криминогенного потенциала источников угроз криминологической безопасности;
- активизация предупредительного потенциала правоохранительной деятельности.
Как и любой иная социально полезная деятельность, стратегия обеспечения криминологической безопасности должна быть подчинена определенным принципам. «Беспринципная стратегия - это не стратегия, а случайный набор практических действий, которые, возможно, принесут полезный результат, а могут причинить и вред. Поэтому в теоретическом и практическом аспектах полезно выработать определенные принципы стратегической борьбы с преступностью и, разумеется, стремиться их придерживаться. [8]
Достижение цели стратегии обеспечения криминологической безопасности, в том числе в деятельности органов внутренних дел, должно сопровождаться соблюдением следующих основных принципов:
- законность;
- приоритет защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от преступных посягательств перед силовым воздействием на преступность и преступников;
- системность и комплексность обеспечения криминологической безопасности в любой из сфер жизнедеятельности общества и государства;
- приоритет нейтрализации причин и условий преступлений (профилактика) перед иными этапами предупреждения преступности (предотвращение, пресечение);
- оперативность и адекватность правоохранительного реагирования на возникновение рисков и реальные угрозы криминологической безопасности;
- непрерывность профилактического воздействия на источники и субъектов асоциального поведения и антиобщественного образа жизни;
- взаимная ответственность граждан, общества и государства за состояние обеспечения криминологической безопасности;
- взаимодействие государственных структур, общественных организаций и граждан на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и др.) в обеспечении криминологической безопасности;
- правоохранительная интеграция отечественных и зарубежных структур обеспечения криминологической безопасности;
- общественный и государственный контроль над системой обеспечения криминологической безопасности.
Любая стратегия, в том числе и стратегия обеспечения криминологической безопасности только тогда чего-либо стоит, если предполагает и предлагает тактику реализации стратегических направлений.
Реализация стратегических направлений обеспечения криминологической безопасности предполагает:
- подготовку программ криминологической безопасности на основе реализации программно-целевого подхода с учетом соответствующих потенциальных ресурсов (организационных, правовых, финансовых, материально-технических, кадровых и др.);
- определение, анализ и криминологическая оценка состояния источников криминальных угроз, их объема и характера проявления,
возможных социальных последствий, разработка и реализация мер их нейтрализации и минимизации;
- оценка состояния и тенденций развития криминологической безопасности в стране, отдельных ее регионах, сферах жизнедеятельности, отраслях экономики;
- формирование системы профессиональной подготовки сил и средств обеспечения криминологической безопасности;
- формирование системы компенсаторных мер криминологической безопасности, нацеленных на восстановление нарушенных в результате преступных посягательств общественных, государственных и личных прав и законных интересов, обеспечение неотвратимости уголовно-правовой ответственности лиц, совершивших преступления;
- формирование системы пропаганды криминологической безопасности.
Реализация намеченных задач стратегии и тактики обеспечения криминологической безопасности требует задействования многих ресурсов, причем часто тесно взаимосвязанных между собой. Прежде всего, речь идет об участии в такой деятельности большого круга организаций, а также населения. Все эти ресурсы должны быть объединены общими ориентирами на достижение цели криминологической безопасности, то есть, представлять собой определенную систему [9]. Каждый элемент этой системы, находясь на своей ступени иерархии, исходя из своей компетенции, призван решать свои задачи по обеспечению криминологической безопасности. Соответственно, каждому из ее звеньев этой системы соответствует свой уровень обеспечения криминологической безопасности, а именно:
1. Органы законодательной власти, формирующие политику и стратегию обеспечения криминологической безопасности, а вместе с ней, -правовые механизмы их реализации.
2. Органы исполнительной власти, претворяющие в жизнь сформированную законодателем государственную политику и стратегию обеспечения криминологической безопасности, определяющие при этом основные направления и способы реализации деятельности, системы ее субъектов, требуемых для их деятельности средств.
3. Судебные органы, осуществляющие правосудие, органы прокуратуры, следящие за соблюдением законов, регламентирующих деятельность в сфере обеспечения безопасности.
4. Собственно правоохранительные органы, оказывающие непосредственное предупредительное воздействие на источники криминальных угроз, минимизирующие их потенциальные опасности, обеспечивающие адекватную криминологическую защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
5. Органы, обеспечивающие административно-правовые, финансовые и прочие режимы криминологической безопасности.
6. Научные центры, определяющие и обосновывающие технологии криминологической безопасности, осуществляющие криминологическую
экспертизу различных программ и управленческих решений, направленных на обеспечение криминологической безопасности.
7. Альтернативные (негосударственные) структуры безопасности, общественные организации, а также граждане, участвующие в охране общественного порядка и общественной безопасности, тем самым одновременно обеспечивая криминологическую безопасность.
Литература:
1. При этом понятие криминологической безопасности в полной мере соотносится с другими видами безопасности. См., например, Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. - СПб.: Университет МВД России, 2000. Ярочкин В.И. Информационная безопасность: Учебник для вузов. - 5-е изд. - М.: Академический Проект, 2008. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их содержание // Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С.4-13.Основы экономической безопасности // Под ред. Е. А. Олейникова. - М.: ЗАО Бизнес-Школа Интел-Синтез, 1997. Серебрянников В.В., Хлопьев А. Социальная безопасность России. - М.: ИСПИ РАН, 1996. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник // Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896с. Экономическая и национальная безопасность.: Учебник // Под ред. Е.А. Олейникова. - М., «Экзамен», 2004. - 768с.
2. Научно-практическая конференция «Стратегия борьбы с преступностью» // Государство и право (Москва) 26.04.2004г. №4 стр.85-97. См. также Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: история и современность. В сб.: Россия в третьем тысячелетии. Научные труды ИМПЭ им. А.С. Грибоедова. Вып. 2001г. Современные проблемы и стратегия борьбы с преступностью // науч. ред. В.Н. Бурлаков, Б.В. Волженкин. - СПб.: СПб. Государственный Университет 2005.
3. Кудрявцев В.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. Изд. 2-е. СПб. 2002. С. 160.
4. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. - М.: Юрист,2003 С50.
5. Там же с .307.
6. Там же с.313
7. Там же с.345
8. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью.- М.: Юристъ,2003. С.52.
9. См.: Прудников А.С. Общая характеристика субъектов обеспечения прав и свобод, безопасности личности, общества и государства // В кн.: Защита прав и гражданских свобод в России: проблемы права и правоохранительной деятельности. Курс лекций. / Под ред. проф. И.Ю. Сундиева.- М., 2000. - Вып. 2. - С.4.
Literature:
1. At the same time the concept of criminological safety fully corresponds to other types of safety. See, for example, Lopatin V. N. Information security of Russia: Person. Society. State. - SPb.: Ministry of Internal Affairs university of
Russia, 2000. Yarochkin V. I. Information security: The textbook for higher education institutions. - 5th prod. - M.: Academic Project, 2008. Abalkin L. Economic safety of Russia: threats and their content//economy Questions. - 1994. -No. 12. - Page 4-13. Bases of an economic safety//Under the editorship of E. A. Oleynikov. - M.: CJSC Business School Intel Synthesis, 1997. Serebryannikov V. V., Flakes And. Social safety of Russia. - M.: ISPI RAS, 1996. Economic safety of Russia: General rate: The textbook//Under the editorship of V. K. Senchagov. 2nd prod. - M.: Case, 2005. - 896 pages. Economic and homeland security.: The textbook//Under the editorship of E. A. Oleynikov. - M, "Examination", 2004. -768 pages.
2. Scientific and practical conference "Strategy of Fight Against Crime"//State and right (Moscow) 26.04.2004 No. 4 of p. 85-97. See also Sukharev A. Ya. Criminological prevention: history and present. On Saturday.: Russia in the third millennium. Scientific works of IMPE of A. S. Griboyedov. Issue of 2001. Modern problems and strategy of fight against crime//Hayn. edition V. N. Burlakov, B. V. Volzhenkin. - SPb.: SPb. State University 2005.
3. Kudryavtsev V. N., A.I Pants. Political justice in the USSR. Prod. the 2nd. SPb. 2002. Page 160.
4. Kudryavtsev V. N. Strategy of fight against crime. - M.: Lawyer, 2003
C50.
5. In the same place with.307.
6. In the same place there is page 313
7. In the same place there is page 345
8. Kudryavtsev V. N. Strategy of fight against crime. - M.: ropncTt, 2003. Page 52.
9. See: Prudnikov A. S. A general characteristic of subjects of providing the rights and freedoms, safety of the personality, society and the state//In book: Protection of the rights and civil liberties in Russia: problems of the right and law-enforcement activities. Course of lectures. / Under the editorship of the prof. I. Yu. Sundiyev. - M, 2000. - Issue 2. - Page 4.