Научная статья на тему 'Стратегия обеспечения экологической безопасности строительства часть 1. Современное состояние'

Стратегия обеспечения экологической безопасности строительства часть 1. Современное состояние Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
74
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Большеротов А.Л., Большеротова Л.В.

Экологическая безопасность строительства должна обеспечиваться на протяжении всего жизненного цикла объекта, начиная с проработки идеи строительства и заканчивая ликвидацией объекта. Экологическая безопасность формируется системой мер, подходов, принципов, методов, методик, обязательных на каждом этапе жизненного цикла строительного объекта. Этой проблеме было посвящено более 20 статей в журнале «Жилищное строительство» за 2010–2012 гг. Данная статья является обобщающей по проблеме стратегии обеспечения экологической безопасности строительства. Первая часть статьи посвящена современному состоянию обеспечения экологической безопасности строительства.Ecological safety of construction has to be ensured throughout all life cycle of object, since study of idea of construction and finishing object elimination. Ecological safety is formed by system of measures, approaches, the principles, methods, the techniques obligatory at each stage of life cycle of construction object. More than 20 articles in the Housing construction magazine for 2010-2012 were devoted to this problem. This article is strategy of providing ecological safety of construction generalizing on a problem. The first part of article is devoted to a current state of ensuring ecological safety of construction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия обеспечения экологической безопасности строительства часть 1. Современное состояние»

Научно-технический Экологическое

и производственный журнал строительство

УДК 502:69

А.Л. БОЛЬШЕРОТОВ, д-р техн. наук, Московский государственный строительный университет; Л.В. БОЛЬШЕРОТОВА, канд. техн. наук, Московский государственный университет природообустройства

Стратегия обеспечения экологической безопасности строительства

Часть 1. Современное состояние

Экологическая безопасность строительства должна обеспечиваться на протяжении всего жизненного цикла объекта, начиная с проработки идеи строительства и заканчивая ликвидацией объекта. Экологическая безопасность формируется системой мер, подходов, принципов, методов, методик, обязательных на каждом этапе жизненного цикла строительного объекта. Этой проблеме было посвящено более 20 статей в журнале «Жилищное строительство» за 2010-2012 гг. Данная статья является обобщающей по проблеме стратегии обеспечения экологической безопасности строительства. Первая часть статьи посвящена современному состоянию обеспечения экологической безопасности строительства.

Ключевые слова: стратегия обеспечения экологической безопасности строительства, система оценки, экологическая оценка.

Строительство является первоосновой и первопричиной техногенного воздействия на окружающую среду. Практика принятия решения о строительстве того или иного строительного объекта до настоящего времени не в полной мере учитывает тот потенциальный негатив, который исходит даже из одного только факта строительства объекта. Существующая в настоящее время система обеспечения экологической безопасности в виде оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС, ООС) и результирующая экологическая экспертиза на основе этих оценок не обеспечивают необходимого уровня экологической безопасности строительного объекта. По этой причине экологическая обстановка, особенно на урбанизированных территориях, ухудшается с появлением каждого нового строительного объекта. Дело в том, что существующие методы оценки экологической безопасности безнадежно устарели, появились новые реалии, которые никак не учитываются при разработке того же ОВОС, например резкое увеличение количество автотранспорта.

Практикуемый расчет количественных показателей загрязнения окружающей среды различными факторами воздействия, расчет количества отходов и классификация их по степени опасности основываются на подходах к оценке полувековой давности. Расчет количественных показателей загрязнения от объекта строительства на соответствие нормам ПДК, ПДВ практически не учитывает уже имеющееся загрязнение окружающей среды. Поэтому, добавляя на территорию все новые «безопасные» объекты, соответствующие по расчетам нормам ПДК, ПДВ, накапливается суммарное загрязнение окружающей среды. В связи с этим в настоящее время многие территории, и не только крупных городов и мегаполисов, уже имеют экологический фон, превышающий нормы ПДК загрязняющих веществ. Однако

несмотря на это, системная оценка экологического фона урбанизированных территорий налажена в нашей стране только в нескольких крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и некоторых других [1, 2]. Во всех остальных поселениях, особенно в небольших, оценка загрязнения окружающей среды ведется несистемно, эпизодически или не ведется вообще. Это связано и с недопониманием важности такого экологического контроля, и с техническими проблемами. К примеру, современное оборудование для качественной, быстрой и непрерывной оценки окружающей среды - атмосферы, воды, почвы стоит достаточно дорого и не каждая администрация в состоянии приобрести его. В Москве это оборудование есть. В структуре Мосэкомони-торинга на 120 районов работает более 40 стационарных станций по оценке загрязнения атмосферы (в среднем одна на три района) и несколько мобильных лабораторий на базе микроавтобусов для оперативной оценки. Конечно, этого недостаточно. Особенно не хватает станций по оценке загрязнения воды - всего несколько штук установлено на Москва-реке и реке Яузе, хотя необходимость постоянного и оперативного контроля загрязнения множества городских рек и водоемов значительно выше.

Помимо технических проблем обеспечения экологической безопасности существуют и методологические проблемы. Никак законодательно не закреплена достаточная и необходимая на сегодняшний день стратегия обеспечения экологической безопасности. Поэтому несмотря на имеющиеся научные наработки методологии обеспечения экологической безопасности, специалисты до сих пор по законодательству считают количество выбросов (сбросов) и соответствие их установленным нормам и больше ничего. Как правило, количественные показатели загрязнения окружающей среды проектируемого объекта соответству-

Экологическое строительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

ют нормам и проект благополучно проходит государственную экологическую экспертизу. Поэтому в крайне не благополучных с экологической точки зрения городах, таких как Нижний Тагил, Череповец, Новокузнецк, Норильск и др., продолжают строиться и жилые объекты, и детские учреждения, и общественные. Продолжает строиться и Москва, хотя по данным того же Мосэкомониторинга, загрязнение атмосферы во многих местах застройки превышает предельно допустимые значения; экологическая обстановка является небезопасной для людей, живущих или работающих в этих районах. Исходя из экологической обстановки в этих районах надо не строить, а принимать меры к улучшению экологических показателей территории и выводить построенные ранее экологически небезопасные объекты и производства. Но рыночные законы требуют извлекать максимальную прибыль из спроса на строительные объекты (спроса на жилье, услуги и т. д.). Поэтому и продолжают строить. Возведение нового объекта на экологически неблагополучной территории заведомо подвергает опасности здоровье обитателей этого объекта. Этот аргумент в бизнесе не учитывается.

Откуда же возникает спрос там, где его не должно быть? Ответ простой: недостаточная информированность населения, недобросовестная реклама, манипуляция общественным сознанием, психологическое давление.

В качестве примера можно привести вполне престижный район около метро «Динамо» (район Верхней и Нижней Масловки). В настоящее время в этом районе живет и работает несколько десятков тысяч человек всех возрастов и строится несколько жилых комплексов: «Старопетрово» (ул. Верхняя Масловка, 28, корп. 2); «Манхэттен Хаус» (ул. Верхняя Масловка, 20, стр. 1); жилой дом (ул. 2-я Квесисская, д. 20) и др. Если посмотреть рекламу от застройщика, то в ней помимо престижности района и различных удобств упоминается ...благоприятная экологическая обстановка.

По данным Мосэкомониторинга (на ул. Н. Масловка, вл. 10 находится стационарная станция контроля загрязнения воздуха), в этом не самом грязном районе Москвы в ноябре 2012 г. зафиксировано превышение ПДК в течение 10 сут чрезвычайно опасным (класс опасности 1) озоном О3, в течение 25 дней - высокоопасным (класс опасности 2) формальдегидом; в течение 30 сут, т. е. постоянно, высокоопасным (класс опасности 2) диоксидом азота NO2. Предельнодопустимая концентрация этих веществ, по данным Мосэкомониторинга, достигала почти 2 единиц (http:// www.mosecom.ru/air/air-today/station/maslovka/).

А что значит практически постоянно жить в атмосфере такого загрязнения?

Озон обладает высокой окисляющей способностью и образованием во многих реакциях с его участием свободных радикалов кислорода, что определяет его высокую токсичность. Воздействие озона на организм может приводить к преждевременной смерти и к поражению органов человека. Наиболее опасными являются следующие воздействия:

- на органы дыхания прямым раздражением и повреждением тканей;

- на холестерин в крови человека с образованием нерастворимых форм, приводящим к атеросклерозу;

- на органы размножения у самцов всех видов животных, в том числе и человека (вдыхание этого газа убивает мужские половые клетки и препятствует их образованию). При долгом нахождении в среде с повышенной

концентрацией этот газ может стать причинои мужского бесплодия.

Озон в Российской Федерации отнесен к первому, самому высокому классу опасности вредных веществ.

Формальдегид внесен в список канцерогенных веществ ГН 1.1.725-98. Обладает токсичностью, негативно воздействует на генетический материал, репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров. Оказывает сильное действие на центральную нервную систему.

Диоксид азота NO2 - сильный яд, оказывающий влияние на центральную нервную систему, обладает высокой токсичностью, раздражает дыхательные пути и угнетает аэробное окисление в легочной ткани, что приводит к развитию токсического отека легких.

Таким образом, основываясь на данных Мосэкомониторинга и характеристиках загрязняющих веществ, зафиксированных им в атмосфере, можно сделать вывод, что проживание в районе метро «Динамо» крайне опасно для здоровья и несет реальную угрозу жизни людей. В связи с этим любое новое строительство, тем более жилое в этом районе, кроме ухудшения экологической обстановки и потенциальной опасности здоровью и жизни новых жителей, ничего не принесет.

Экологическая обстановка в районе Нижней и Верхней Масловки не самая худшая в Москве. Значительно хуже в центре города в пределах Садового кольца (это связано с высокой плотностью не продуваемой ветром застройки и огромным количеством автотранспорта, транзитно проходящего через центр города). И совсем неблагополучно в знаменитом промышленном центре Москвы - районе Люб-лино-Марьино-Капотня, где концентрация экологически вредных производств неоправданно высока: нефтеперегонный завод, ТЭЦ-22, Люблинские поля аэрации и т. д. В результате, по данным Мосэкомониторинга, возникает нагрузка загрязняющих веществ, которая несовместима ни со здоровьем, ни с качеством столичной жизни. В отдельные периоды концентрация сероводорода в этом районе достигала более 28 единиц предельнодопустимой концентрации. Тем не менее в этих районах широко рекламировались и строились целые жилые районы типа Марьинский парк, где слово «парк» в названии звучит как издевательство над людьми и здравым смыслом.

Сероводород очень токсичен (класс опасно-

сти 2), вызывает головокружение, головную боль, тошноту, а со значительной концентрацией приводит к коме, судорогам, отеку легких и даже к летальному исходу. При высокой концентрации однократное вдыхание может вызвать мгновенную смерть. При небольших концентрациях довольно быстро возникает адаптация к неприятному запаху «тухлых яиц», при большой концентрации ввиду паралича обонятельного нерва запах сероводорода не ощущается.

Напрашивается вопрос: каким образом тогда вышеперечисленные строительные объекты прошли экологическую экспертизу и получили разрешение на строительство? Ответ: прошли экспертизу вполне законно в рамках существующей в Российской Федерации стратегии обеспечения экологической безопасности. Эта стратегия предусматривает только оценку вредного воздействия от строительного объекта на окружающую среду и более ничего. Оценка экологического фона в месте застройки проводится формально, так как реальных данных об экологическом фоне территорий практически нигде нет и нет технических средств

40

122012

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Экологическое строительство

сделать такие исследования в подавляющем большинстве населенных пунктов. Даже в Москве имеется только одна станция по оценке загрязнения воздуха на три района, а заказывать исследования в конкретном месте застройки законодательство не требует. Поэтому строительство ведется везде, даже там, где строить по экологическим показателям категорически запрещено.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что необходимо в корне менять подход к обеспечению экологической безопасности урбанизированных территорий. Опираться на систему пятидесятилетней давности уже невозможно. Изменилась жизнь, изменились требования к качеству жизни. Появились негативные факторы, которых раньше просто не было. В частности, современным бедствием, особенно для крупных городов, стало нашествие машин. Генеральные планы застройки, даже двадцатилетней давности, не могли предположить современные темпы автомобилизации населения [3]. Повышенное количество транспорта у граждан требует новых подходов к проектированию жилых районов в первую очередь потому, что автотранспорт опосредованно влияет на экологическую ситуацию. Экологически безопасный жилой дом, заселенный людьми, владеющими автомобилями, становится причиной повышенного загрязнения воздуха в месте застройки.

Исследования в области экологической безопасности последних лет, проводимые в том числе в МГСУ, позволили разработать стратегию обеспечения экологиче-

ской безопасности не только на стадии проектирования, как это делается сейчас, но и на протяжении всего жизненного цикла строительного объекта, вплоть до его ликвидации. Разработаны новые методики оценки, критерии оценки, принципы оценки, методы, алгоритмы. Разработана система оценки и обеспечения экологической безопасности [4]. Всё вместе составляет необходимую стратегию обеспечения экологической безопасности строительства. Основы современной стратегии обеспечения экологической безопасности строительства будут изложены во второй части статьи в журнале «Жилищное строительство» № 1-2013 г.

Список литературы

1. Большеротов А.Л. Научные основы и подходы к формированию системы оценки экологической безопасности строительства (СОЭБС) // Жилищное строительство. 2011. № 7. С. 44-47.

2. Теличенко В.И., Большеротов А.Л. Комплексная система экологической безопасности строительства // Жилищное строительство. 2010. № 12. С. 2-5.

3. Большеротов А.Л. Методика расчета степени концентрации строительства по транспортному критерию // Жилищное строительство. 2012. № 1. С. 34-38.

4. Большеротов А.Л. Система оценки экологической безопасности строительства. М.: АСВ, 2010. 216 с.

Национальный исследовательский университет -

Московский Государственный Строительный Университет

проводит работы и научные исследования по комплексной экологической безопасности территорий и отдельных строительных объектов на базе современного высокоточного оборудования -мобильной экологической лаборатории анализа атмосферы, воды и почвы: оперативный контроль загрязнения воздуха промышленными выбросами, автомобильным транспортом и др. источниками;

контроль загрязнения акватории водных объектов, подземных и грунтовых вод;

оперативный анализ воды;

анализ загрязнения почвенного покрова;

оперативная оценка воздействия на окружающую среду различных физических факторов: теплового загрязнения, радиации, шума, излучений и т. д.

Для нового жилищного, рекреационного строительства и развития туризма: разработка и создание экологического паспорта территорий; выявление и сертификация эталонных экологических территорий;

оценка степени концентрации строительства (недвижимости) урбанизированных территорий.

Е-mail: stae@mgsu.ru Тел.: (499) 183 25 83; (499) 188 05 03 лама Москва, Ярославское шоссе, 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.