Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ НТР РОССИИ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГИДРОБИОЛОГИИ В РОССИИ (Часть вторая)'

СТРАТЕГИЯ НТР РОССИИ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГИДРОБИОЛОГИИ В РОССИИ (Часть вторая) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гидробиология / периоды развития гидробиологии / задачи гидробиологии / гидросфера / мировой океан / вода как объект исследований / стратегия развития гидробиологии / подготовка кадров / hydrobiology / periods of development of hydrobiology / tasks of hydrobiology / hydrosphere / world ocean / water as an object of research / development strategy of hydrobiology / training
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Камнев А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ НТР РОССИИ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГИДРОБИОЛОГИИ В РОССИИ (Часть вторая)»

Камнев А.Н.

д.б.н., в.н.с. биологического факультета МГУ

[email protected]

СТРАТЕГИЯ НТР РОССИИ И КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГИДРОБИОЛОГИИ В РОССИИ

(Часть вторая)

Ключевые слова: гидробиология, периоды развития гидробиологии, задачи гидробиологии, гидросфера, мировой океан, вода как объект исследований, стратегия развития гидробиологии, подготовка кадров

Keywords: hydrobiology, periods of development of hydrobiology, tasks of hydrobiology, hydrosphere, world ocean, water as an object of research, development strategy of hydrobiology, training.

Стратегия развития гидробиологии и её основные задачи

На современном этапе у гидробиологической науки, помимо анализа структуры и функционирования надорга-низменных систем (не исключая интересов к вопросам аутоэкологии), возникают новые задачи, связанные не только с загрязнением и изменением физико-химических характеристик воды, но и с катастрофическим истощением запасов чистой пресной воды в целом, т.е. с уменьшением самого водного ресурса и среды обитания гидробионтов.

Общий объём воды на нашей планете составляет примерно 1500 000 000 км3. Если бы эту воду равномерно распределить по поверхности Земли, то толщина её слоя составила бы почти 4 км (Степанов, 2007). Известно, что большая часть этой воды - 97% - находится в морях и океанах. Её объём оценивается в 1370 000 000 км3. 3% приходится на пресные воды, причём большая часть пресных вод, до 80%, в которых также обитают гидробионты, сосредоточена в ледниках и залегающем снежном покрове, основные запасы которых сосредоточены в Арктике, Антарктике и отчасти в высокогорных районах. Объем этих водных ресурсов оценивается в 25 000 000 км3. Значительная часть воды содержится в земной коре. Это подземные воды. Их запасы составляют примерно - 8 млн. км3.

В атмосфере, где также обитают живые организмы, по крайней мере до высоты 4-5 км, масса воды равняется 1,31013 т. Если бы вся атмосферная вода стала жидкостью и равномерно растеклась по поверхности Земли, то слой этой части гидросферы составил бы 24 мм.

За последние 100 лет потребление пресной воды в мире выросло более чем в 7 раз, что превышает нормы потребления примерно в 10 раз. В результате этого количество пресной воды на каждого человека уменьшилось на 60%. При таком потреблении воды в последующие два десятилетия количество её запасов должно уменьшиться в 2 раза. Интересно отметить, что уже в начале XXI в. около 40% населения Земли жило в условиях очень низкого обеспечения водой. При аналогичном водопотреблении к 2025 г. в критической ситуации может оказаться 60% населения планеты (Шикломанов, 2004). Таким образом, к этому времени нехватка чистой пресной воды будет выступать в качестве основной проблемы, препятствующей развитию человечества.

Согласно прогнозу Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, к 2030 г. половине жителей Земли будет нечего пить. Поэтому всем странам придётся ежегодно тратить 200 млрд. долларов только на опреснение океанической воды, но имеющихся энергоресурсов может хватить только до 2047 г. Таким образом, в данный момент человечество стоит на рубеже объективного и обязательного пересмотра отношения к использованию имеющихся энергоресурсов, к воде, охране водных ресурсов, их чистоте и рациональному использованию, к экологии гидробионтов в уменьшающемся объёме чистой воды и к пониманию проблем гидросферы в целом. В этом контексте гидробиология становится одним из важнейших стратегических научных направлений во всем мире.

В докладе ООН о мировых водных конфликтах указано, что США и Китай уже начали проводить политику по использованию пресной воды вне своей территории. В частности, США оказывает давление на Канаду, чтобы завладеть её водными ресурсами.

Принцип таких войн достаточно прост. Под воздействием внешних факторов, в частности электромагнитных излучений, особенно в высокочастотном диапазоне, изменяются физико-химические свойства атмосферы и водного пространства. В первую очередь электромагнитные излучения меняют окислительно-восстановительный потенциал воды не только во внешней водной среде, но и в организмах, что, в свою очередь, изменяет степень активности электронов в окислительно-восстановительных реакциях организма, а это влияет на все процессы, в которых вода принимает участие. Например, у растений (включая водные и прибрежно-водные) изменяется естественная физиологическая скорость транспирации, а это может привести к осушению водоёмов и опустыниванию территорий. Вода же, оказавшаяся в атмосфере в результате транспирации, поступает через воздушное пространство на другие, заранее подготовленные территории.

Самое страшное, что технические средства (по-другому это можно назвать оружием) для осуществления этих процессов уже есть. Поэтому не учитывать эти факты в рамках гидробиологической науки, на мой взгляд, не только неправильно, но является государственным преступлением.

Поскольку по запасам пресной воды Россия занимает второе место в мире после Бразилии, можно сказать, что чистая пресная вода становится главным стратегическим ресурсом страны, а от её запасов и качества зависит безопасность и благосостояние страны.

Таким образом, сегодня в связи с серьёзным экономическим кризисом, загрязнением окружающей среды, уменьшением запасов пресноводных источников, а параллельно с изменившейся системой образования (в частности, срока обучения в вузах), государство в целях сохранения национальной безопасности обязано пересмотреть своё отношение к ряду научных направлений. В частности, к гидробиологии, которая должна стать стратегической дисциплиной государственного значения.

Итак, на ближайшее будущее наиболее важным в гидробиологии становится направление, связанное с сохранением и очисткой воды как различных природных водных объектов, так и всех категорий сточных, канализационных и технических вод. В его рамках проводятся: мониторинг различных типов загрязнителей, в том числе экзаметаболитов гидробионтов; нормирование и его коррекция в зависимости от изменений состояния окружающей среды; наблюдение за появлением новых типов загрязнителей водного пространства; анализ инвазивных процессов в водных экосистемах; мониторинг «токсичных цветений», а также выяснение природы и механизмов их образования; анализ процессов самоочищения водоёмов и роли гидробионтов в них.

Одной из ключевых задач, связанных с проблемой чистой воды, должна быть отработка системы контроля качества, обеспечения и очистки воды, необходимой для функционирования, например, Москвы и Московской области как потенциально тиражируемой модели современного мегаполиса. Эта работа должна найти пути сохранения созданной антиэкологической урбанистической структуры - Москвы, а также показать экологически допустимые формы и размеры современных городов, с учётом современного состояния вопросов, связанных с чистой пресной водой.

В связи с тем, что в России нет нормативов по токсинам морских и пресноводных гидробионтов, необходимо в ближайшее время создать такую нормативную базу, а также подразделение, занимающееся контролем токсинов гид-робионтов в воде, воздухе и самих промысловых гидробионтах. Аналогичные службы давно существуют во всех цивилизованных государствах и достойно финансируются.

В последние годы на большинстве очистных сооружений России наблюдается усложнение состава очищаемых сточных вод. Это связано с переходом предприятий на повторное использование сточных вод и, следовательно, концентрированием в них загрязняющих веществ (например, тяжёлых металлов), а также экономией воды, что снижает эффект разбавления сточных вод. Возникает проблема самой эксплуатации сооружений биологической очистки и поддержания удовлетворительных окислительных и седиментационных свойств активного ила, способствующих очищению воды. В иле накапливаются тяжёлые металлы, а под их воздействием очистка сточных вод нарушается, активный ил диспергируется. Увеличивается рост численности нитчатых форм бактерий и происходит вытеснение флокулообразующей микрофлоры, что, в свою очередь, приводит к повышению выноса взвешенных веществ из вторичных отстойников и нарушению всех санитарных показателей качества биологической очистки. Поэтому сегодня перед гидробиологами встаёт задача поиска путей сохранения полноценного биоценоза активного ила, способного участвовать в очистке сточных вод. Одним из таких путей может быть искусственная селекция активного ила.

Вторым по значимости должно быть направление, связанное с исследованиями и анализом распространения, запасов, продукционных характеристик гидробионтов и прибрежно-водных растений. Эти исследования должны включать данные аэрокосмических и морских исследований, а также выборочных водолазных сборов. Сопоставление и анализ полученных данных позволят получить достоверные данные о распространении, запасах первичных продуцентов - морских макроводорослей и трав. Эти работы помогут выявить новые потенциальные участки для развития марикультуры и создания морских ферм, а соответственно, на втором этапе будет необходимо провести работы по формированию плантаций, локальному повышению продуктивности и рациональному сбору гидробионтов, а также налаживанию отечественного производства по переработке гидробионтов.

Оценка запасов биологических ресурсов России дана в работе Д.С. Павлова и Б.Р. Стригановой (2005). Методы оценки запасов морских гидробионтов достаточно подробно показаны сотрудниками ВНИРО (Блинова и др. 2005). Важно напомнить, что Россию омывают 13 морей, но при этом многие ценные промысловые виды гидробионтов практически не вылавливаются, не собираются из штормовых выбросов и, соответственно, не используются. Большинство этих гидробионтов, а точнее продуктов их переработки, мы закупаем за рубежом. К этому же направлению нужно отнести уточнение и определение квот вылова.

Работы, связанные с исследованием распространения и запасов промысловых видов гидробионтов, позволят оценить биогеохимический вклад макрофитов и других гидробионтов в функционирование Мирового океана и по-новому посмотреть на вопросы биогеохимии океана. В рамках этого направления важно продолжать работы по экологии простейших и водных грибов, которые выполняют в водоёмах важную функцию редуцентов.

Не менее важным является направление по оценке запасов гидробионтов пресноводных водоёмов. В начале XXI столетия общая площадь водного зеркала озёр России составляла 225 000 км2, искусственных водохранилищ -70 000 км2, протяжённость рек - примерно 500 000 км. (Богословский, 1960; Шатуновский, Бобырев, 2005). Это именно те зоны (включая прибрежную часть с прибрежно-водной растительностью), роль которых гидробиологи должны оценить ещё и с точки зрения биогеохимии (например, оценки углеродных потоков и их динамики).

Большую часть пресноводных водоёмов составляют болота. Например, только в Карелии они занимают 5,5 млн. га (Кузнецов и др., 2005). Естественные болота, особенно бореальные, имеют огромное значение для сохра-

нения водных ресурсов страны и поддержания биосферного баланса углерода, который депонируется в торфяных отложениях (Вомперский и др., 2005). Этим обусловливается необходимость, с одной стороны, сохранения болот в их естественном состоянии, а с другой - проведение глубоких гидробиологических исследований механизмов функционирования этих богатых растительностью (включая лекарственные растения) экосистем (Буданцев, 2005).

Следующее приоритетное направление гидробиологии включает вопросы, связанные с аквакультурой в природных и искусственных водных системах. Не исключено, что в этих целях в ряде случаев более рационально использовать территории других стран, нуждающихся в квалифицированных консультациях и в налаживании производственного цикла, необходимого для получения промысловой биомассы гидробионтов. В открытых естественных водоёмах важным практическим направлением является отработка методов безопасного локального повышения продуктивности водных фототрофов и поиск возможных механизмов управления этим процессом. Полученная продукция может быть использована как в разных отраслях промышленности, так и в целях очистки природных водоёмов и очистных сооружений. По-прежнему актуальной и перспективной для экономики страны является организация акваферм по выращиванию моллюсков, других беспозвоночных и макроводорослей, что, к сожалению, в течение последних 25 лет практически не велось.

В рамках данного направления должны разрабатываться проекты, связанные с аквакультурой самых различных гидробионтов, востребованных во всех областях народного хозяйства - как, например, в энергетической, пищевой и фармакологической промышленностях, так и в сфере очистки водных объектов в России и за рубежом. Сегодня, наряду с потребностями в разведении фототрофных (водорослей и трав) и беспозвоночных организмов, большой интерес вызывает культивирование промысловых земноводных (аксолотль, тритон, лягушка), которые, в частности, используются в учебном процессе различных учебных заведений в качестве живых препаратов (Силкин, Хайлов, 1988; Воз-жинская, Камнев 1994; Козлов, 2002; Кузьмин, 2005; Цоглин, Пронина, 2012).

Очень важным направлением современной гидробиологии становится направление, связанное с тем, что гидросфера является важнейшей частью системы, участвующей в формировании и регулировании климата Планеты. В связи с изменением климата для гидробиологии становится важным понимание влияния этих процессов на жизнедеятельность водных экосистем. Не менее важным направлением становится оценка вкладов гидробионтов в биогеохимические процессы океана и биосферы на современном этапе.

В последнее время наблюдается ацидификация водной среды (снижение рН воды), т.е. глобальное изменение условий обитания гидробионтов. Увеличение кислотности Мирового океана приводит к затруднению роста раковин моллюсков, а их сокращение, в свою очередь, может отразиться на объемах рыбных ресурсов. Поэтому появляется ещё одно очень важное направление «Оценка реакции гидробионтов и водных экосистем на изменение рН морской среды».

Не менее важным направлением является повышение уровня юридической грамотности современного гидробиолога за счёт введения в сетку расписания юридических дисциплин. Юридическое образование даст возможность гидробиологам участвовать в создании новой, более совершенной законодательной базы, связанной как с водными ресурсами, добычей и использованием гидробионтов, так и с обеспечением необходимых полномочий и прав экспертов-экологов. Гидробиология должна вывести на новый уровень отношение к квотированию вылова промысловых гидробионтов, к нормированию не только водных источников, но и смежных с водой зон, в частности береговой зоны, рекреационной зоны, сельскохозяйственных угодий, свалок, находящихся в непосредственной близости от водных источников. Сегодня гидробиология должна опираться не только на глубокие биологические и юридические знания, но должна иметь юридические полномочия.

Наконец, следующим приоритетным направлением современной гидробиологии является профориентационная и просветительская деятельность в области охраны и рационального использования водных ресурсов (Камнев, 1997). Для работы в этом направлении современный гидробиолог должен обладать элементарными психолого-педагогическими знаниями и иметь за плечами педагогический опыт, полученный ещё во время обучения. Инструментом для реализации этого направления должны стать все СМИ, включая электронные, созданные в рамках различных гидробиологических подразделений.

В целях подготовки специалистов, понимающих стратегическую значимость гидробиологии и предметов, связанных с водными ресурсами, необходимо уделять внимание, во-первых, ранней профориентации и мотивации школьников (Камнев, 2014; Камнев и др., 2013), используя для этого стационарные городские экологические образовательные площадки, выездные детские экологические лагеря и экспедиции, а также все средства массовой информации, активно заниматься научной, педагогической и просветительской деятельностью.

Резюмируя всё сказанное выше, можно сформировать первоочередные задачи современной гидробиологии:

1. Сохранение и очистка воды как различных природных водных объектов, так и всех категорий сточных, канализационных и технических вод. В рамках этого направления проводятся: мониторинг различных типов загрязнителей, в том числе экзаметаболитов гидробионтов; нормирование и его коррекция в зависимости от изменений состояния окружающей среды; наблюдение за появлением новых типов загрязнителей водного пространства; наблюдение и анализ последствий инвазивных процессов в водных экосистемах; наблюдение за появлением «токсичных цветений» и выяснение природы и механизмов их образования; усовершенствование процессов биологического самоочищения водоёмов.

2. Усовершенствование методов оценки запасов промысловых гидробионтов, их вылова, а также методов сбора и использования штормовых выбросов (например, макроводорослей и трав). К этому же направлению нужно отнести уточнение и определение квот вылова.

3. Аквакультура как способ повышения продуктивности водных экосистем. Решение проблемы обеспечения населения пищевыми продуктами. Это направление включает вопросы, связанные с аквакультурой в природных и искусственных водных системах. Не исключено, что в этих целях в ряде случаев более рационально использовать территории других стран, нуждающихся в квалифицированных консультациях и в налаживании производственного цикла, необходимого для получения промысловой биомассы гидробионтов.

4. Оценка влияния изменения глобальных климатических условий на водные экосистемы и отдельные виды гидробионтов. Гидробионты и водные экосистемы в биогеохимических процессах.

5. Оценка влияния глобальной ацидификации водной среды на водные биоценозы. Реакция гидробионтов и экосистем в целом на эти процессы.

6. Участие в создании новой, более совершенной законодательной базы, связанной как с водными ресурсами, добычей и использованием гидробионтов, так и с обеспечением необходимых полномочий и прав экспертов-экологов. Сегодня гидробиология должна опираться не только на глубокие биологические и юридические знания, но должна иметь юридические полномочия.

7. Профориентационная и просветительская деятельность в области охраны и рационального использования водных ресурсов.

Не менее важным направлением современной гидробиологии должно быть максимальное использование знаний, накопленных в области гидробиологиии рациональная интенсификация их использования.

Для этого необходимо по-новому посмотреть на историю развития гидробиологии (Зернов, 1949; Виноградов, 1958, 1977; Зенкевич, 1963; Константинов, 1986; Абакумов, 1981; Винберг, 1984; Фёдоров, 2014), для чего провести ревизию всех старых взглядов, подходов и методов, используемых в гидробиологии ранее, но по каким-то причинам не востребованным сегодня. Попытаться вычленить и использовать все ранее обозначенные разумные научные зёрна и направления. Вероятно, наиболее удобной формой сбора информации такого рода может служить постоянно действующая историческая Интернет-школа, посвящённая нашим отечественным гидробиологам.

Кроме того, для развития гидробиологической науки считаю целесообразным поддерживать контакты с ушедшими на пенсию по возрасту или по болезни специалистами и организовать для них постоянно действующий Интернет-семинар, что будет полезно как для специалистов-гидробиологов, находящихся дома, так и для самой гидробиологии. При этом ушедшие на пенсию специалисты-профессионалы не будут считать себя не востребованными, а смогут жить полноценной творческой жизнью и иметь дополнительный доход, участвуя в реализации отдельных проектов.

Не менее важно восстановить контакты с бывшими выпускниками нашей кафедры, которые в настоящее время разбросаны по всему миру и работают в самых разных сферах. Думаю, что их опыт будет также очень полезен для развития современной отечественной гидробиологии. Не исключено, что пора организовать Интернет-институт/центр консультантов, состоящий из опытных специалистов, которые по разным причинам лишены возможности работать в стенах институтов и профильных кафедр. Работу подобных конференций, семинаров и школ могут осуществлять ранее созданные Интернет-журналы «Экология гидросферы», «Гидробиолог», «Планета океан», «Вопросы современной альгологии» и др. Опыт проведения подобных мероприятий уже имеется.

В связи с тем, что экологические проблемы, связанные с водой, актуальны не только для России, но и для всего мира, нужно активизировать совместные работы с зарубежными коллегами-гидробиологами, в том числе с нашими соотечественниками за рубежом.

Современная гидробиология должна включать в сферу своих интересов самые разные юридические вопросы, прежде всего связанные с экологическим, гражданским, уголовным и административным правом, которые необходимы при правильном использовании водных ресурсов. На современном этапе гидробиология через своих специалистов должна принимать участие в разработке всех законодательных и исполнительных документов страны, связанных с экологией водных ресурсов, т.е. все законы, касающиеся использования этих стратегических ресурсов, должны иметь глубокую научную гидробиологическую обоснованность. Другими словами, современные гидробиологи должны работать не только в научно-исследовательских институтах и на кафедрах гидробиологического профиля, но и в качестве специалистов и консультантов в Думе, в Совете Федерации, а также во всех экспертных экологических комиссиях и комитетах.

Наконец, имея колоссальный академический и практический опыт, отечественная гидробиология (через свои академические и образовательные подразделения) могла бы создать тиражируемую модель развития современной гидробиологии для многих стран с ограниченными экономическими возможностями, что, в свою очередь, позволило бы удовлетворить свои интересы, в том числе и экономические.

Гидробиология как стратегическое государственное направление биосферной экологической науки должна вернуться к плановому государственному заказу специалистов-гидробиологов нового формата для удовлетворения нужд различных отраслей народного хозяйства, управленческих органов и экспертных экологических организаций. Более того, такой подход должен быть подкреплён законодательной базой.

Для выполнения всех перечисленных выше задач и решения современных проблем гидробиологии необходимы специалисты, уровень образования которых должен соответствовать требованиям времени. Выполнение заказа по подготовке таких специалистов ложится на кафедры гидробиологии страны. Учебно-научные подразделения, опираясь на академический подход в образовании, должны давать возможность аспирантам и студентам принимать участие не только в научной деятельности, но и привлекать их к решению производственных задач разного уровня, что даст возможность получать финансирование для развития и кафедр, и студентов.

Все эти требования к современному гидробиологу и должны формировать структуру педагогического процесса гидробиологических кафедр. Для успешной работы этих кафедр, необходимо внести необходимую корректуру (Кам-

нев, 2015). С одной стороны, эти кафедры должны быть более привлекательными для студентов, как это было, например, в 1970-1980-е гг., когда деятельность гидробиологических кафедр была востребована государством, а молодёжь мечтала о морских экспедициях и исследованиях, что было обусловлено великолепной мотивационной деятельностью средств массовой информации и фильмами команды Кусто. С другой, опираясь на глубокие традиционные академические принципы обучения, готовить востребованных специалистов-гидробиологов, но уже нового уровня, способных работать, как уже говорилось выше, во всех государственных и международных структурах и проектах. В-третьих, участвовать в разработке научных направлений, связанных с требованиями времени.

В качестве важнейшего академического принципа изложения материала по теме «Структура и функционирование живых систем (включая надорганизменные)», на мой взгляд, должна быть использована схема основных функций живого вещества в биосфере: энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная, средооб-разующая, транспортная, что, в свою очередь, развивает правильное экологическое логическое мышление у студентов. В дальнейшем студент сможет использовать навыки такого изложения материала при решении многих прикладных задач, в частности, связанных с очисткой водных объектов.

На наш взгляд, кафедры гидробиологии должны уделить особое внимание смежным с водой зонам - вода-воздух и вода-суша, экологии супралиторали, прибрежной зоны различных водных объектов, местам берегового стока, диффузному, точечного и эоловому загрязнению водных объектов. Не менее важными знаниями по гидробиологии должны быть знания по экологии нейстона и плейстона, т.е. той части водной среды, которая в большей степени испытывает нагрузку эоловых загрязнений. Это особенно важно для южных областей России (Чёрное, Азовское, Каспийское моря). Очень важно включить в рамки лекционных дисциплин тему «Гидробиология рекреационных зон».

Гидробиологические кафедры должны по-новому посмотреть на «Основы морской биогеографии». Это важнейшее для гидробиологии направление (Зенкевич, 1947; Кафанов, Кудряшов, 2000), которое могло бы выделиться в самостоятельную науку. Однако, несмотря на то, что у этого направления есть свои предмет и методы, оно до сих пор не имеет общепринятой терминологии и номенклатуры, хотя такая унификация необходима для решения и теоретических, и практических вопросов не только гидробиологии. Например, в настоящее время существует несколько схем биогеографического районирования: схемы Сетчелла, Экмана, Цзена, Зиновой и др., но все они не совпадают.

Очень важными и обязательными должны быть совместные практики студентов-гидробиологов со студентами гидрологами и гидрохимиками (Китаев, 2007; Камнев, 2015). Это могут быть совместные межфакультетские практики, может быть и совместная работа разных специалистов в одной научной экспедиции.

По моему глубокому убеждению, кафедра гидробиологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова может стать моделью в области подготовки кадров, быть флагманом не только гидробиологической науки, но и задавать тональность в подготовке специалистов-гидробиологов, способных работать в любых государственных и международных проектах. Выпускники кафедры должны разбираться не только в разнообразии гидробионтов и понимать структурно-функциональные особенности надорганизменных систем, они обязаны великолепно знать физико-химические свойства воды как среды обитания гидробионтов, быть хорошо подготовленными в области юриспруденции, а также быть знакомыми с основными принципами психологии и педагогики.

Представленная концепция развития гидробиологии в России базируется не только на теоретическом знакомстве с историей гидробиологии в целом и кафедры гидробиологии в частности, но и на собственном опыте автора концепции, приобретённом в результате многолетней (более 35 лет) научной, педагогической, общественной и социальной деятельности.

В заключение мне хотелось бы поблагодарить всех моих педагогов, коллег, поддерживавших меня и помогавших мне не только в научных исследованиях, но зачастую и в непростых жизненных ситуациях, и ради них - и продолжающих работать рядом с нами, и в память об уже ушедших от нас - передать весь свой накопленный с их помощью опыт кафедре гидробиологии.

Список литературы

1. Абакумов В.А. К истории контроля качества вод по гидробиологическим показателям // Научные основы контроля качества вод по гидробиологическим показателям. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981. - С. 46-74.

2. Богословский Б.Б. Озероведение. - М.: Изд-во МГУ, 1960. - 336 с.

3. Блинова Е.И., Вилкова О.Ю., Малютин Д.М., Пронина О.А. Изучение экосистем рыбохозяйственных водоёмов, сбор и обработка данных о водных биологических ресурсах, техника и технология их добычи и переработки. Вып. 3. Методы ландшафтных исследований и оценки запасов донных беспозвоночных и водорослей морской прибрежной зоны // Научно-технические и методические документы. - М.: Издательство ВНИРО, 2005. - 134 с.

4. Буданцев А. Л. Оценка современного состояния ресурсов важнейших лекарственных и пищевых растений флоры России. // Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - С. 8792.

5. Бурдин К.С., Камнев А.Н., Спиридонов В.А. Научно-технические и экономические проблемы использования макроводорослей для очистки морской среды от загрязнений // Наука и промышленность России. 2002. - № 9. - С. 13-18.

6. Вернадский В.И. Живое вещество в химии моря. - Пг: Науч. хим.-техн. изд-во, 1923. - 36 с.

7. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. 1. Значение биогеохимии для изучения биосферы. - Л.: Изд-во АН СССР, 1934. - 47 с.

8. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. 1922-1932 гг. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - 250 с.

9. Вернадский В.И. Избранные соч. Т. 4, кн. 2. История природных вод. - М., Изд-во АН СССР, 1960. - 657 с.

10. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. - М.: Наука, 1980. - 320 с.

11. Винберг Г.Г. Гидробиология // История биологии (с начала ХХ века до наших дней). - М.: Наука, 1975. - С. 231-248.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

Винберг Г.Г. Взаимозависимость общегидробиологических и рыбохозяйственно-гидробиологических исследований // Сб. тр. ГосНИОРХ. 1984. - Вып. 223. - С. 3-10.

Виноградов К.А. Очерки по истории отечественных гидробиологических исследований на Черном море. - Киев: Изд-во АН УССР, 1958. - 155 с.

Виноградов К. А. К истории гидробиологических исследований на Черном море за 60 лет советской власти // Гидробиологический журнал. 1977. - № 5. - С. 66-77.

Вода. Многоликая планета / Под ред. А. Журавлева. - М.: Бук Хаус, 2005. - 296 с.

Возжинская В.Б., Камнев А.Н. Эколого-биологические основы культивирования и использования морских донных водорослей. -М.: Наука, 1994. - 202 с.

Вомперский С.Э., Ковалев А.Г., Глухова Т.В., Смагина М.В., Ерофеев А.Е. Современное торфонакопление и первичная продукция олиготрофных болот и влияние на них гидролесомелиорации. // Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - С. 254-265.

Гапочка М.Г. Экологические аспекты взаимодействия электромагнитных полей миллиметрового диапазона с биологическими объектами / Автореф. дис. докт. биол. наук. - М., МГУ, 2013. - 49 с.

Горбунов А.В., Грановская Г.А., Ермолаев Б.В., Ильченко И.И., Фронтасьева М.В., Павлов С.С. Оценка содержания ртути в

диагностических биоматериалах различных групп населения урбанизированных территорий московского региона // Экология

урбанизированных территорий. 2015. - №. 2. - С. 16-24.

Девис К., Дэй Дж. Вода - зеркало науки. - Л.: Гидрометеоиздат, 1964. - 152 с.

Дерпгольц В.Ф. Мир воды. - Л.: Недра, Ленинградское отделение, 1979. - 254 с.

Жуков В.В., Васильев В.П. Неправительственные организации объединяют усилия. // Твёрдые бытовые отходы. 2009. - Октябрь. - С. 22-23.

Заика В.Е. К столетию гидробиологии // Экология моря. 2003. - Вып. 63. - С. 81-83.

Зернов С.А. Опыт синхронической таблицы по развитию гидробиологии, ихтиологии и других ближайших наук // Русский гидробиологический журнал. 1921. - № 1. - С. 1-6.

Зернов С.А. Общая гидробиология. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. - 587 с.

Зенкевич Л.А. О задачах, объекте и методе морской биогеографии // Зоол. журн. 1947. - № 3. - С. 201-220. Зенкевич Л.А. Биология морей СССР. - М.: Наука, 1963. - 739 с.

Камнев А.Н. Опыт создания системы непрерывного деятельного биологического образования // Материалы совещания комиссии по биологическому образованию международного союза биологических наук (СВЕ - IUBS) 25-30 августа 1997. - М.: МГУ, 1997. - С. 65-67.

Камнев А.Н., Камнев О. А., Панов В. И. Экологические и психолого-педагогические предпосылки деятельного экологического образования // Экосихологические исследования - 3 / Под редакцией В.И. Панова. - М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013. - С. 245-275.

Камнев А.Н. Проект «Отдых и учёба с радостью»: научно-приключенческие программы «Океания», «Вождь краснокожих», «Храброе сердце», «Лес полон знаний», «Новый опыт», «Lingvocamp» как инструмент образования и воспитания детей и молодёжи // Проблемы региональной экологии. 2014. - № 6. - С. 171-174.

Камнев А.Н. Гидробиология: вчера, сегодня, завтра. Концепция возрождения гидробиологических кафедр в России (на примере развития отдельно взятого подразделения университета) // Вопросы современной альгологии. 2015. - № 3 (10). - http://algo logy.ru/852

Кафанов А.И., Кудряшов В.А. Морская биогеография. - М.: Наука, 2000. - 176 с.

Киселев И.А. История планктологии // Морской и пресноводный планктон. - Л., 1987. - С. 5-25.

Китаев С.П. Основы лимнологии для гидробиологов и ихтиологов. - Петрозаводск: Карельск. НЦ РАН, 2007. - 395 с.

Козлов В.И. Аквакультура в истории народов с древнейших времён. - М.: ДФ АГТУ, 2002. - 349 с.

Константинов А.С. Общая гидробиология. - М.: Высшая школа, 1986. - 472 с.

Кузнецов О.Л., Антипин В.К., Грабовик С.И., Дьячкова Т.Ю., Токарев П.Н. Растительные ресурсы болот России // Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - С. 195-201. Кузьмин С. Л. Эксплуатация ресурсов земноводных в России // Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - С. 138-146.

Малов А.М., Александрова М.Л. Ртуть всегда рядом с нами! // Твердые бытовые отходы. 2010. - Сентябрь. - С. 48-49. Михайлов В.Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С.А. Гидрология. - М.: Высшая школа, 2007. - 464 с.

Павлов Д.С., Стриганова Б.Р. Биологические ресурсы России и основные направления фундаментальных исследований // Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - С. 4-20. Пирожник И.И., Рылюк Г.Я., Еловичева Я.К. География Мирового океана. - Минск: ТетраСистемс, 2006. - 316 с. Протасов А.А., Карпинский М.Г. Гидробиология в датах // Морской экологический журнал. 2011. - № 3. - С. 86-91. Рябушко Л.И. Потенциально опасные микроводоросли Азово-черноморского бассейна. - Севастополь, 2003. - 286 с. Сент-Дьердье А. Биоэнергетика. - М.: Физматгиз, 1960. - 155 с.

Силкин В.А., Хайлов К.М. Биоэкологические механизмы управления в аквакультуре. - Л.: Наука, 1988. - 230 с. Степанов А.М. Вода. Ее физические и лечебные свойства. - М.: Народная мастерская качества жизни, 2007. - 278 с. Фёдоров В. Д. Кафедре гидробиологии Московского университета 90 лет: прошлое и настоящее. М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2014. - 160 с.

Цоглин Л.Н., Пронина Н.А. Биотехнология микроводорослей - М.: Научный мир, 2012. - 184 с.

Шатуновский М.И., Бобырев А.Е. Современное состояние и динамика рыбных ресурсов пресных водоемов России // Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. - С. 121-131. Шикломанов И.А. Мировые водные ресурсы в начале XXI века в условиях повышения эффективности использования пресных вод. Раздел в монографии «Водные ресурсы - проблема ХХ1 века» ВМО. 2004. - № 959. - С. 135-157.

Vershinin A., Kamnev A. Harmful algae in Russian european coastal waters // 9th Int. Conf. on Harmful algal blooms: Proceedings. Hobart, Australia, 7-11 February 2000. - UNESCO. 2001. - P. 112-114.

Vershinin A. Zernova V. Kamnev A. Toxic and potential toxic algae in Russian European coastel waters. // Abstr. Sixth International Phycological Congress. 9-16 August 1997. Leiden. Phycologia. 1997. - Vol. 36, N 4. - P. 70-71.

Vershinin А.О., Moruchkov A.A. , Sukhanova I. N., Kamnev A. N. , Pan'kov S. L. , Morton, and J. S. Ramsdell. Seasonal Changes in Phytoplankton in the Area of Cape Bolshoi Utrish of the Northern Caucasian Coast in the Black Sea, 2001-2002 // Океанология. 2004. Vol. 44, N 3. - P.372-376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.